Мой любимый "Обломов": Семейная жизнь Ольги и Штольца. Обломов и Штольц: сравнительная характеристика Сравнительная таблица обломов и штольц образ жизни


1. Детские впечатления и черты личности.
2. Центральные идеи в мировоззрениях.
3. Развенчание мифов.

В романе «Обломов» А. А. Гончаров создал образы двух людей, каждый из которых во многом является типичным представителем определенного круга людей, выразителем идей, которые были близки соответствующим слоям современного им общества. Андрей Штольц и Илья Обломов, на первый взгляд, будто бы и не имеют ничего общего, за исключением воспоминаний о детских играх. И все же, как бы ни оценивали этих персонажей романа Гончарова, невозможно отрицать, что их связывает искренняя, бескорыстная дружба. В чем тут дело? Неужели мечтательный лентяй Обломов и расчетливый делец Штольц так много значения придают прошлому, чтобы оно продолжало объединять их в настоящем, когда их пути, собственно говоря, разошлись? Ведь много других людей встречалось в жизни им обоим. Но старая дружба, как легко заметить, прочитав роман до конца, переживет даже раннюю смерть Обломова: Штольц охотно берет на себя заботу о воспитании сына покойного друга.

Действительно Обломов и Штольц разительно отличаются друг от друга образом жизни. В представлении Штольца сущность бытия заключается в движении: «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей». Обломов же, еще не начав никакого дела, уже мечтает о покое, которого у него и так предостаточно: «...Потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом...».

Какое-то время Обломов и Штольц воспитывались вместе - в школе, которую содержал отец Андрея. Но в эту школу они пришли, можно сказать, из разных миров: ничем не нарушаемый, однажды и навсегда заведенный порядок жизни в Обломовке, похожий на долгий послеобеденный сон, и активное трудовое воспитание немецкого бюргера, перемежающееся с уроками матери, изо всех сил стремившейся привить сыну любовь и интерес к искусству. Маленького Обломова нежные родители боялись отпустить дальше родного крыльца, а вдруг с ненаглядным чадом что приключится: ребенок так и привык жить, махнув рукой на манящие, но уж больно хлопотные приключения. Мать Штольца, нужно заметить, охотно бы последовала примеру родителей Ильи, к счастью, отец Андрея оказался куда более практическим человеком и дал сыну возможность для проявления самостоятельности: «Что за ребенок, если он ни разу носу себе или другому не разбил?»

И родители Обломова, и родители Штольца, конечно, имели определенные представления о том, как должна складываться жизнь их детей в будущем. Однако главное различиезаключается в том, что Обломова не научили ставить цели и идти к ним, а Штольц воспринимает эту необходимость естественно и здраво - он-то умеет не только делать выбор, но и старательно добиваться результатов: «Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели».

Важно отметить и то, как Обломов и Штольц относятся к жизни в целом. По собственному ощущению Обломова, существование его все больше походит на бесплодное блуждание в лесной чаще: ни тропинки, ни луча солнца... «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». Вот один из главных просчетов Обломова - он подсознательно стремится возложить ответственность, свои неудачи, свою бездеятельность на кого-то другого: на Захара, например, или на судьбу. А Штольц «причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь», потому «и радостью он наслаждался, как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках, не допивая чаши никогда до той капельки горечи, которая лежит в конце всякого наслаждения». Однако все выше сказанное еще не проливает свет на основы крепкой дружбы людей, столь различных по своим привычкам и устремлениям. Видимо, их искреннее, теплое отношение друг другу коренится в том, что оба, и Штольц, и Обломов, по своей сути люди достойные, наделенные многими высокими духовными качествами. Казалось бы, Штольц - человек деловой, изо всего должен стремиться извлечь выгоду, однако его отношение к Обломову лишено каких-либо расчетов. Он искренне пытается извлечь друга из болота апатии и бездеятельности, так как Штольц искренне убежден, что существование, которое ведет Обломов, медленно, но верно его губит. Как человек действия Штольц всегда принимает в судьбе Обломова деятельное участие: он знакомит своего друга с Ольгой, он пресекает козни Тарантьева и Ивана Матвеевича, он приводит в порядок имение Обломова, наконец, он берет на воспитание сына своего рано умершего друга. Штольц стремится по мере своих сил сделать все, чтобы изменить жизнь Обломова в лучшую сторону. Конечно, для этого прежде следовало бы изменить натуру Ильи Ильича, но это под силу одному Богу. И не вина Штольца, что большинство его усилий оказались тщетными.

Можно сказать, что в Штольце все то, что спит в Обломове, достигло высокой степени развития: его реализация в деле, его восприимчивость к искусству и красоте, его личность. Это, как и искреннее, доброжелательное отношение Андрея, разумеется, находит отклик в душе Ильи, который, несмотря на свою лень, не утратил душевного благородства. Конечно, мы видим, что Ильи Ильич готов доверять всем, кто его окружает: прохвосту Тарантьеву, крючкотвору Ивану Матвеевичу Пшеницыну. Вместе с тем Андрею, другу детства, он доверяет несравненно больше - Штольц действительно достоин этого доверия.

Однако в литературоведении и умах многих читателей до сих пор бытуют мифы относительно положительного и отрицательного в образах Обломова и Штольца. Однозначность подобных мифов приводит к тому, что Штольца нередко трактуют как отрицательного героя, главный интерес которого заключен в приобретении денег, в то время как Обломов едва ли не провозглашается национальным героем. Если читать роман внимательно, легко заметить ущербность и несправедливость подобного подхода. Уже сам факт дружбы Штольца с Обломовым, постоянная помощь, которую якобы бессердечный делец старается оказать своему другу, должны полностью развеять миф о том, что Штольц является антигероем. В то же время доброта, «голубиная нежность» и мечтательность Обломова, которые, конечно, вызывают симпатию к этому персонажу, не должны заслонять от читателей и неприглядные стороны его существования: неумение организовать себя, бесполезное прожектерство и бесцельную апатию.

Как бы мы ни относились к героям романа Гончарова «Обломов», нужно помнить, что автор создал образы живых людей, в характерах которых, разумеется, присутствуют различные качества, как достойные, так и те, которые могут не казаться нам таковыми. И все же не следует закрывать глаза на то, что именно Штольц, которого порой расценивают как не слишком благородную личность, трудится, приносит пользу себе и другим, в то время как Обломов не только не устраивает жизнь зависящих от него крестьян, но и сам себе порой бывает в тягость.

Обломов и Штольц

Штольц - антипод Обломова (Принцип антитезы)

Вся образная система романа И.А.Гончарова «Обломов» направлена на раскрытие характера, сущности главного героя. Илья Ильич Обломов - скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в действительность. Антиподом Обломова в романе является образ Штольца. Андрей Иванович Штольц — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер.

1. Общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову и ему уже за тридцать»);

б) вероисповедание;

в) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

е) доброе отношение друг к другу.

2. Различные черты:

а) портрет ;

Обломов . «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием: всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

«… обрюзг не по летам : от недостатка ли движения или воздуха. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч , казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.»

Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»

Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

б) родители , семья;

У Обломова родители - русские, он вырос в патриархальной семье.

Штольц.— выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца.

в) воспитание;

Обломов переходил «из объятий в объятия родных и друзей», его воспитание носило патриархальный характер.

Своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. Потом Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".

Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штльц возвращался с выученными уроками.

От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

г) отношение к учёбе в пансионат;

Обломов учился «по неоходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

Штольц всегда учился хорошо, всем интересовался. И был репетитором в пансионе отца

д) дальнейшее образование;

Обломов до двадцати лет прожил в Обломовке, затем окончил университет.

Штольц Блестяще закончил университет. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц. говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах. — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.

е) образ жизни;

«Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием»

Штольц обладает жаждой деятельности

ж) ведение хозяйства;

Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг.

Штольц с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России.

з) жизненные стремления;

Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями.

Штольц, выбрал деятельное начало ещё в молодости… Идеал жизни Штольца— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни».

и) взгляды на общество;

Обломов считает, что все члены света и общества - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства.

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход.

к) отношение к Ольге;

Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь.

Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе представить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < …> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

л) взаимоотношение и взаимовлияние;

Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось.

Штольц высоко ценил доброту и искренность душу своего друга Обломова. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. В дружбе с Обломовым Штольц. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Обломов привык жить по указке Штольца в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил.

После смерти Ильи Ильича друг берёт на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу.

м) самооценка ;

Обломов постоянно сомневался в себе. Штольц никогда не сомневается в себе.

н) особенности характера ;

Обломов — бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний.

Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством. Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…».

Значение образов Обломова и Штольца.

Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера.

Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. По мнению критиков, неясность представления Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца. По замыслу Гончарова, Штольц - новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя

Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям своей неординарностью и полной противоположностью главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.


























1 из 25

Презентация на тему: Штольц и Обломов

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Основные вопросы: - Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова? - Как вообще можно помочь человеку достигнуть гармонии с жизнью, научиться не прятать, а открывать миру все свое интеллектуальное и духовное богатство? Что нужно предпринять, чтобы помочь человеку преодолеть апатию и вновь вернуться к полноценной жизни? - Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга? К какому итогу он пришел? - Почему столь благородные душевные порывы Штольца не привели к ожидаемому результату.

№ слайда 4

Описание слайда:

Прав ли был автор, считая, что именно такой человек, как Штольц, способен спасти Обломова? - Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова? - Какими чертами автор наделил Андрея Штольца? Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставлен образу Обломова? Сопоставьте авторскую характеристику образа жизни Обломова и Штольца. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? 2. Что сближает Обломова и Штольца?

№ слайда 5

Описание слайда:

«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» (1, V). «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормаль ным состоянием» (1,1). «Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет... Он беспрестанно в движении...» (2, II) «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская...» (2,1) «Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца. Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой» (2, II).

№ слайда 6

Описание слайда:

«Он все сбирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья» (1, V). «А сам все шел да шел упрямо по избранной дороге. Не видали, чтоб он задумывался над чем-нибудь болезненно и мучительно; по-видимому, его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым, как будто он жил вторично, проходил знакомые места» (2, II). 1. Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие - лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в"тзоем воображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично». 2. Обломов и Штольц - ровесники, принадлежат одному социальному слою.

№ слайда 7

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношения с родителями -Сопоставьте характер взаимоотношений Обломова и Штольца с их родителями. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, IX , 1, IX, 2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с Андреем. 2. И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих матерях, не в силах сдержать слезы. Их матери - образец нежности, заботливости - дорожили сы новьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.

№ слайда 8

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношение к учению -Сопоставьте информацию об отношении к учению Обломова и Штольца. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, VI ;2,1) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1. Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал, как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать. 2. И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.

№ слайда 9

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношение к службе и к обществу. -Сопоставьте информацию об отношении Обломова и Штольца к службе и роли в обществе. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, V ; 2, II) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1.Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от них. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе. 2. Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.

№ слайда 10

Описание слайда:

Обломов и Штольц: понимание любви - Сопоставьте характер переживаний влюбленных Обломова и Штольца -В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (2, X; ,XI; 3, VI ; 4,IV ; 4, VII). 1.Для Обломова любовь- потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь - труд ума и души. 2.И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне.

№ слайда 11

Описание слайда:

Вывод. Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения. Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспита нию, и по отношению к учению, и по восприятию любви... Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает их глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности,способность глубоко и искренно любить. Очевидно, что Штольц - это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.

№ слайда 12

Описание слайда:

Может быть, Обломов боялся довериться Штольцу? - Какие отношения связывали Обломова и Штольца? Выпишите слова, фразы текста, которыми автор характеризует взаимоотношения Обломова и Штольца. (I,III; 2, II) Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения - глубокая душевная привязан ность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга. Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.

№ слайда 13

Описание слайда:

Может быть, Штольц ошибся в выборе средства для спасения друга? - Верное ли средство избрал Штольц для реализации своего замысла? Штольц, казалось бы, рассчитал все правильно. Любовь - чувство, вызывающее самые сильные потрясения. Если в душе человека еще остались живые чувства, любовь не позволит им дремать. Штольц был уверен, что Ольга очарует Обломова. - Оправдались ли ожидания Штольца? Обломов и Ольга: пробуждение любви

И.А. Гончаров в своем романе затрагивает очень актуальную тему противостояние труда и лени, которая на протяжении веков остается самой обсуждаемой и дискутабельной. В наше время эта тема является очень проблемной, так как в нашем современном обществе идет прогресс техники и люди перестают трудиться, лень перерастает в смысл жизни.

Герои романа Обломов и Штольц, являются друзьями с раннего детства. Их знакомство происходит при обучении в доме отца Штольца, который преподавал азы главнейших наук.

Илья Обломов выходец и дворянской семьи, с самого раннего детства маленького Илью холят и лелеют. Родители и няньки запрещают ему проявлять какую - либо самостоятельную активность. Илюша, видя такое к себе, отношение сразу понял, что можно ничего не делать, так как за него все это сделают другие люди. Его обучение происходило в доме Штольца, учиться он особо не желал и родители потакали ему в этом. Так прошла вся юность Обломова. Взрослая жизнь ни чем не отличалась от детства и юности, Обломов продолжает вести спокойный и ленивый образ жизни. Его пассивность и праздность сказываются в повседневной жизни. Он просыпался к обеду, неспешна слазил с кровати, лениво принимал пищу и не интересовался никакими делами. Лень, заложенная с детства, не давала Обломову ни малейшего шанса на стремление к наукам, к познанию окружающего мира. Не смотря на все это, воображение у него было очень хорошо развито, так как из - за безделья воображаемый мир Обломова был очень богат. Так же Обломов был очень доверчивым человеком, и главным кому доверял Илья, был Андрей Штольц. Щтольц является полным антиподом Обломова. С самого раннего детства Андрей был приучен к порядку, к труду. Родители воспитывали его строго, но справедливо. Отец, по национальности был немцем, прививал Андрею точность, трудолюбивость и пунктуальность. С юных лет Андрей выполнял различные поручения отца, закаляя свой характер. Обучался он вместе с Ильей, у своего отца, в отличие от Обломова, Андрею хорошо давались науки, и он с любопытством изучал их. Переход из детства во взрослую жизнь у Штольца случился очень рано, поэтому Андрей был очень активным человеком. Он стремился к постоянному пополнению знаний, ведь «ученье – свет, а неученье – тьма. У него был, трезвый и практичный взгляд на происходящие события, он никогда ничего не делал поспешно без обдумывания данного вопроса, которого ему нужно было решить. Заложенные с детства расчетливость и пунктуальность нашли себе место и во взрослой жизни Штольца. Подвижность и энергичность способствовали ему в каких – либо начинаниях. Рассматривая жизненные позиции Обломова и Штольца по отношению к Ольге Ильинской можно сделать следующие выводы: Обломов, живя в своем мире – «Обломовщине», был романтиком, который долго решался на конкретные шаги в реальной жизни. Их знакомство с Ольгой Ильинской происходит благодаря Штольцу. Их взаимоотношения с самого начала были не прочные. Ольга, зная многое про Обломова по рассказам Штольца, пытается возвратить к жизни Обломова по средствам своей любви, но ей этого не удается сделать и «Обломовщина» побеждает. Взаимоотношения Ольги и Андрея складываются сами собой в течение жизни, «она смеется над его шутками, а он с удовольствием слушает ее пение». У них было много общего, но самым главным было то, что они стремились к жизни, это и поспособствовало к их сближению и образованию семьи.

Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку в доме на Выборгской стороне и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.

Прочитав роман И.А. Гончарова «Обломов», я склоняюсь к мысли о том, что события описанные в данном произведение могут быть применимы и к нашему времени, так как в современном обществе есть много таких людей как Штольц и Обломов. И их противостояние будет вечным.

Литература – 10 класс.

Тема урока: «Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика»

(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Цели урока: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); развивать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление; воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.

Оборудование урока: портрет И.А.Гончарова, текст романа И.А.Гончарова «Обломов», (презентация); тетради для работ по литературе, иллюстрации.

Учащиеся должны знать:

Содержание романа И.А.Гончарова «Обломов»;

Основную мысль произведения;

Главные образы.

Учащиеся должны уметь:

Правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

Обобщать и систематизировать учебный материал;

Совершенствовать навыки работы с текстом;

Делать выводы и связывать их в монологическое высказывание.

Ход урока.

I Оргмомент.

II Реализация д.з. (И.А.Гончаров «Обломов», Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2,

главы 1 – 4. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова)

III Сообщение темы и цели урока.

IV Подготовка к восприятию произведения. Работа по плану урока.

1.Вступительное слово.

Добрый день, ребята! Изучение романа И.А.Гончарова заставляет нас говорить о смысле жизни, о назначении человека… Обратите внимание на тему урока (запись темы в тетрадях).

План работы:

1.Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

2.Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

3.Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

Вам необходимо сравнить этих героев, выяснить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Мы сегодня с Вами рассмотрим один из проблемных вопросов произведения:

- Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы?

Давайте определим лексическое значение слов антипод и двойник

2.Словарная работа.

Антипод - (греч. antipodes - обращенные ногами к ногам). 1. только мн. Обитатели двух противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров земного шара (геогр.). 2. кому-чему или кого-чего. Человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он - совершенный его антипод или он совершенный антипод ему.

Двойник - человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).

Каково ваше восприятие об Обломове и Штольце?

Учитель: Наше знакомство с Обломовым уже состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой медлителен, ленив, не сосредоточен. Давайте дадим ему характеристику более подробную. (ответы учащихся)

(О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

В связи с гостями Обломова, которые Илье Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца, которого «любил искренне»;

В связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

Штольц появляется и во «Сне Обломова», вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Учитель: Неожиданно появление героя в финале первой части и главы 1 – 2 второй части рассказывают о Штольце.

3.Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

(встреча Обломова и Штольца).

Мы видим, что эти два человека, они настоящие друзья. Но эти герои разные, непохожие. Воспользуемся вместе с автором известным в литературе способом характеристики героя – сравнительной характеристикой. Перед Вами рабочий лист, в котором помещены критерии воспитания, цель жизни, содержание деятельности, отношение к женщине, их семейная жизнь и жизненная позиция. В графе вывод мы будем сами делать записи, когда мы рассмотрим все эти критерии, сравнивая главных героев.

4. Рассмотрим все особенности героев.

(Ответы учащихся: Обломов и Штольц).

Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Заложенная программа

Взгляды на жизнь

Цель жизни

Дружба

Восприятие жизни

Испытание любовью

а)Внешность: ( когда они предстали перед читателем)

- На что обращает наше внимание И.А.Гончаров при описании внешности героев?

« …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности» ,ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

б)Происхождение:

выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.- мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.(или..из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка. Наполовину русский, не дворянин.

в) Воспитание.

- Какое воспитание получили И.Обломов и А. Штольц? Расскажите об этом.

Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.

Обломова даже не выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». (Обломов)

Отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность… (Штольц)

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца, как шёл процесс его воспитания.

Чтение эпизода (Прощание Штольца с отцом) по ролям.

Какое впечатление производит на вас эта сцена?

Как вы можете прокомментировать это?

Чему научил его отец? Что чувствовал А.Штольц?

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Его воспитание - трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Рабочий лист (внизу графы: «Воспитание», указать антипод).

г).Образование:

обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет.

С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака»

На основании воспитания и образования была заложена определённая программа.

Какова она у Обломова и Штольца?

д) Заложенная программа.

Обломов

Мечта. Прозябание и сон – пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).

«Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Штольц

Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность- активное начало

« Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть».

- Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

Учащиеся: “Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении ; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Учитель: 3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор- спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора - КАК ЖИТЬ?!

- Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

Это не жизнь!

- Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

(Физкультминутка)

Вступительное слово о смысле жизни.

Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» ( второй монолог. Исповедь Обломова, с. 166. «Знаешь ли, Андрей…»)

В какой обстановке происходит беседа?

О чём говорит И.Обломов?

Как каждый из героев выявился в споре?

е) Взгляды на жизнь

Обломов

«Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, - «Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

Штольц.

ё) Цель жизни

Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала». (Обломов)

«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».(Штольц)

ж) Восприятие жизни

Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться. (Обломов)

Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”, “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

- С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

- Есть ли один ответ на этот вопрос?

(В процессе спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

Учитель: В разговорах (спорах) часто последнее слово автор даёт Штольцу, но создаётся ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдаётся и садится с Обломовым и Захаром есть кадры из фильма.).

Чья философия позитивна и конструктивна?

Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

Обломов

Штольц

Покой (апатия)

«…он беспрестанно в движении…»

Сон (бездействие)

«равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»

Мечта – «скорлупа, самообман»

«он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»

Страх перед обстоятельствами

«причину всякого страдания приписывал себе»

Бесцельность существования

«Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»(Штольц)

Труд - наказание

«Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни» (Штольц)

Сделать вывод о том , на каких уровнях, в каких деталях раскрывается

- Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?

А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

Итог:

- Чью позицию вы считаете приемлемой для себя?

(Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) вы возьмёте в свой жизненный багаж?)

- Какими оказались наши герои в любви? Выдержали испытание любовью или нет?

Ответы учащихся:

Обломов и Штольц

Обломов отказался от любви. Он выбрал покой. «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Испугался, ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такую, какую ему подарила Агафья Пшеницына).

Штольц любил не сердцем, а разумом “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”. Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.

- Какими мы наблюдаем наших героев в дружбе и в отношении с окружающими?

(Ответы учащихся: Обломов и Штольц)

з) Дружба

- Дадим на основании всего сказанного характеристику Обломову и Штольцу.

Характеристика героев:

Обломов и Штольц

1.Обломов. Добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. Для него счастье-это полный покой и хорошая еда. Он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата, ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.

2. Штольц . Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой, благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. Сформировался настоящий "железный" характер, но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист.

Ответ на проблемный вопрос: Обломов и Штольц – двойники или антиподы? (слова ученика).

V Подведение итогов.

Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою.

- Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

Обломов умирает, оставив сына.

Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына.

Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла.

Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем».

Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!

Учитель: Ребята! Готовьте уже сейчас себя к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. Возьмите в свой жизненный багаж от Штольца энергичность, ум, целеустремлённость, твёрдость характера, благоразумность, волю, но не забудьте и о душе, взяв от Ильи Обломова доброту, честность, нежность, романтичность. И помните слова Н.В.Гоголя «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

VI . Домашнее задание :

Роман И.А.Гончарова «Обломов»:

Индивидуальные задания:

1.. Рассказ об О.Ильинской (гл.5)

2.Развитие отношений Обломова и Ольги (гл.6-12)

3.Образ Пшеницыной (ч.3), новая квартира на Выборгской стороне у Пшеницыной.

Оценки

Обломов и Штольц).

Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

« …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности»

ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

Происхождение

из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин.

из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать – обедневшая русская дворянка

Воспитание

родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.

отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность.

Образование

обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет

Заложенная программа

прозябание и сон – пассивное начало

С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемак.

энергия и бурная деятельность - активное начало.

Взгляды на жизнь

«Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова…

Цель жизни

Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала».

«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».

Дружба

Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным.

Восприятие жизни

Колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”

Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И, слава богу!” - сказал Штольц».

Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

Испытание любовью

ему нужна любовь не равноправная а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына)

ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская)

Сравнительная характеристика

Обломов

Штольц

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Заложенная программа

Взгляды на жизнь

Цель жизни

Дружба

Восприятие жизни

Испытание любовью