Музей дуомо во флоренции. Собор санта-мария-дель-фьоре во флоренции


Август 26th, 2019

За что я люблю Милан (и особенно Дуомо), так это за его мрачноватые тайны. То, что в людях настораживает и отпугивает, в городах манит и влечёт с почти злорадной дьявольской усмешкой. За упорядоченным хаосом улиц Монтенаполеоне и делла Спига, за стерильным блеском новых бездыханных небоскрёбов, за пределами утыканной туристами улицы Данте, соединяющей два столпа миланского туризма – кафедральный собор Дуомо и замок Сфорца, — скрывается Она, таинственная Миланская Сущность .

Раскрыть её полностью, насладиться ею во всех многоликих проявлениях туристу вряд ли удастся. На это нужны месяцы, если не годы, и определённая одержимость, почти маниакальная страсть, такая, какой пылал Стендаль к Анджеле Пьетрагруа в эпоху своего миланского пребывания. Страсть, которая и побудила его, возможно, написать потом: «Я люблю этот город. Там я испытал величайшие наслаждения и величайшие страдания».

Дуомо , как истинное детище своего города, двойную сущность эту тоже получил. Вот ведь вроде одна сплошная пламенеющая красота и розовая готика: шпили точёные, неведомые зверушки на барельефах, Мадоннушка вся в позолоте… Ан нет! Взгляните на балкончик над центральными воротами, на статую слева. Узнаёте? Да-да, именно! Перед вами – не что иное, как прототип американской Статуи Свободны, подаренной Нью-Йорку французскими масонами. А просвещение в тёмные массы, если верить масонам, нёс простой падший ангел по имени Люцифер. И это – только верхушка айсберга, скрывающая жутковатую подноготную кафедрального собора Милана, о которой театрально улыбающийся на фотокамеру турист даже не подозревает.

Но о соборе – как-нибудь в другой раз. А ещё лучше — при встрече. Потому как у меня при одном слове «Дуомо » происходит выброс адреналина в кровь и наплыв гремучей смеси эмоций. Сегодня я хотела о другом месте, непосредственно с собором связанным, поведать.

В общем, знакомьтесь: музей Дуомо в Милане .
Расположенный в бывшем Королевском Дворце и буквально в двух шагах от собора, туристов он пока не особо привлекает, хоть общий билет в Дуомо вход сюда и включает. На главном фасаде здания обычно красуются цветастые афиши с работами Ван Гога или Шагала, под ними вьётся змееобразная живая очередь, к которой по советской, видимо, привычке, обязательно хочется примостится, и на скромный вход в музей никто не обращает внимания. Оно отчасти и понятно: о Ван Гоге и Шагале потом всему свету рассказать можно будет, а о музее Дуомо что рассказывать, если о нём никто ничего не знает?.. Не солидно как-то, да и внутри наверняка смотреть нечего, очередные бокалы с изумрудами и епископские регалии. Именно благодаря этой логике в музее и царит пока совершенно особая, почти мистическая атмосфера.

Музей был кардинально реставрирован меньше года назад, толковые подписи к коллекционным объектам составить пока не успели, массовую пиар-акцию провести — тоже. Но свет и стены.. завораживают. В полумраке на фоне кирпичной ломбардской кладки в ярких пятнах прожекторов выступают старинные сокровища. Правда, в первое посещение я была настолько поглощена общим впечатлением и каким-то благоговейным ужасом, что на артефакты должного внимания так и не обратила. Пришлось возвращаться. И возвращаться много раз, потому что благоговейный ужас, похоже, входит здесь в стоимость билета.

Залов всего 26, но расположены они таким причудливым лабиринтом, что их количество кажется нескончаемым. Экспонаты расположены в хронологическом порядке и охватывают не только пресловутые епископские регалии, но и оригинальные статуи, витражи и модели самого собора. Рассказывать можно про каждый долго и взахлёб, но наедине с компьютером делать этого совершенно не хочется. Упомяну лишь немногое из коллекции, не самое-самое, но довольно представительное.

Евангелие Ариберто д’Интимьяно начала XI века – клад для любого искателя сокровищ. Золото, жемчуга, изумруды, сапфиры и гранаты, — здесь есть всё. Переплетённое с такой простотой и благородством, что современных золотых дел мастеров хочется отправить на обучение к миланским ремесленникам прошлого тысячелетия. Ариберто же был одним из самых влиятельных епископов города, объединившим в своих руках власть духовную и светскую и создавшим основу для зарождения независимой миланской комуны.

На момент властвования Ариберто д’Интимьяно кафедрального собора в сегодняшней величавости ещё и не намечалось. Почтенная Фабрика Дуомо, как официально нарекли Фаббричерию (итальянское управление по строительству и ремонту церквей), появилась только в 1387 году. И дожила Почтенная до почтенных лет, существует и по сей день, активно реставрирует и посещаемость собора увеличивает. На герб Фабрики можно полюбоваться в музее. С ним, как не трудно догадаться, тоже масса историй и легенд связана.

Про шпиль Карелли даже распространяться не хочется – про него вам пропоёт любой гид в Милане. История для Средневековья нетипичная (где это видано, чтобы богатейший купец при жизни отказывался от всего состояния?!), но в процессе строительства собора так или иначе часто повторяющаяся. Историй таких, кстати, у меня уже целая коллекция, и я их все нежно люблю.. особенно про бабульку Катерину (тёзка, как-никак).

А про Святого Антонио я бы с удовольствием рассказала. Но, опять же, лично. Лучше даже в церкви Святого Антонио, под органом Моцарта. Там про свиней, священных животных Милана, толкуется особенно хорошо… Вот-вот, а они говорят, что в Милане смотреть нечего и вообще, тоска здесь смертная. Это при Святых-то Свиньях!!

Говоря о свиньях… непотребное отношение к историческим ценностям в определённый период наблюдалось, подозреваю, в большинстве стран. Италия – далеко не исключение. Да и творили на сапоге на протяжении веков столько, что поди уследи – где ценность, а где мазня бесталанная. Так, ненароком, списали в миланский утиль и юного Тинторетто…

В фотографировании витражей моя бездарность в обращении с камерой проявилась в полной мере. И так я к ним подходила, и эдак.. чувство прекрасного не улавливается. А витражи, тем временем, чудные. В Дуомо рассмотреть их вряд ли удастся, а здесь технология изготовления видна во всей красе. Точнее, эволюция этой технологии, так как витражи представлены как старинные, XV-XVI веков, так и недавние, XIX столетия.

К гобеленам любовь во мне проснулась относительно недавно. Вряд ли я бы повесила дома такие «картины» с историями Моисея или танцами путти, но изучать их аллегорические детали мне доставляет несомненное удовольствие. Жаль, что из шести первоначальных полотен сохранилось сегодня только три (остальные – отдельная серия), а ещё больше жаль, что живопись и архитектура перестали быть источником знаний, книгой для посвящённых и хитроумной головоломкой.

Двигаемся к выходу. Пропускаю несущую структуру Мадоннины, ничуть не уступающую современным произведениям искусств и интереснейшие разработки сюжетов для рельефов фасада.

Главный зал – зал с деревянными моделями собора. Самый внушительный и детальный, заказанный Бернардино да Тревильо в 1519 году, выполнен действительно мастерски, хотя не могу сказать, что именно он мне больше всего импонирует. Многим миланцам, однако, он наверняка пришелся бы по душе больше, чем существующий. Хотя бы по той простой причине, что в создание его не вмешивалась иноземная рука захватчика Наполеона.

Последний коридор, по временной закономерности, — век безумств и современного искусства. Вездесущий в Милане Лучо Фонтана успел (так и хочется сказать «напакостить», да простят меня поклонники его творчества) проявить себя и здесь. Представляете, если бы бронзовые двери Дуомо выглядели теперь вот так?

На этом знаке вопроса и закончу, напомнив, что отдельная тематическая экскурсия по миланскому Дуомо возможна по индивидуальному заказу.

Самой красивой и популярной Флоренции является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Duomo di Firenze) – символ столицы Тосканы.

Современный путешественник, прогуливаясь по улицам неподалеку Соборной площади, определит местонахождение Санта-Мария-дель-Фьоре издалека. Устремленная ввысь башня кафедрального собора, возвышается на 90 метров над землей. Огромное здание, мастерски изукрашенное лепниной, увенчано ярко красным куполом. Этот купол, подобен путеводному маяку, он притягивает взгляд, призывает путешественников к себе. Кстати, ни одна, даже самая широкоугольная камера, не может целиком захватить в объектив здание собора!

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и . Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Строительство Дуомо (собора) стартовало в 13 веке, а последние работы по отделке фасада закончились к концу 19 столетия.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио . Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор (итал. Giotto di Bondone) . Творчеством этого художника впоследствии вдохновлялись такие гении искусства как , и . Джотто на тот момент работал главным архитектором Флоренции. В рамках служебных обязанностей он вплотную занялся работами над колокольной башней Дуомо, получившей название Кампанила (итал. Campanile) . Джотто разработал строительный план для колокольни, а также создал подробные эскизы для внешней отделки первого яруса постройки.

Смерть архитектора в 1337 году на время лишила стройку основной созидающей силы. А пришедшая через 11 лет эпидемия чумы и вовсе оборвала работы.

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти . Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини . На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

Бытует мнение, что Флорентийские власти объявили конкурс, чтобы найти решение для возникшей задачи. С одной стороны требовалось придумать идеальный вариант дизайна купола, а с другой – решить проблему его строительства на высоте в несколько десятков метров. Как бы там ни было, а ответы на интересующие строителей вопросы родились в голове архитектора (Filippo Brunelleschi)


Умнейший итальянский муж точно просчитал параметры восьмигранной башни и вытянутого шпиля. Также он изобрел и воплотил в реальность ряд механизмов, позволяющих поднимать на большую высоту целые секции купола. Для того, чтобы стабилизировать конструкцию, Брунеллески приказал установить 24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец . Этот каркас до сих пор удерживает в целостности купол Дуомо, общий вес которого около 37 тысяч тонн .

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В 16 веке вокруг кафедрального собора возник настоящий скандал. Солидная часть работ, связанных с внешней отделкой Дуомо, была выставлена на конкурс. Однако различные вельможи и чиновники пытались нагреть руки на участниках конкурса. В результате строительные мероприятия были отложены до середины 19 века.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис . Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Внутреннее убранство собора

Невероятное впечатление на путешественников производит богатство внешней отделки собора Санта-Мария-дель-Фьоре, также как и его размеры. Попав вовнутрь, посетитель будет сбит с толку. Кружевная вязь наружного декора уступает место лаконичному внутреннему убранству католического храма. Во времена правления , в Дуомо проповедовал доминиканский священник Джироламо Савонарола . Он славился строгостью своих взглядов, и не преминул позаботиться о том, чтобы Дуомо превратился в образец морали и добродетели.

Своды собора украшены фресками 15 века, изображающими флорентийцев, внесших большой вклад в жизнь города, страны и церкви. К ним можно отнести композиции, посвященные , Джованни Акуто, Николо да Толлентино . Помимо этого сохранены бюсты работы Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Брунеллески, Эмилио де Фабриса .

Самая главная реликвия Санта-Мария-дель-Фьоре – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского , обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке. Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Изюминка хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.

Просто невозможно обойти стороной удивительные витражи Дуомо. 44 картины из стекла украшают собой арки нефов и трансептов. Каждая из них посвящена деяниям святых и мучеников Ветхого и Нового Завета. Округлые витражи, размещенные в барабане купола, иллюстрируют сцены из жизни Христа и Богоматери.

Насладившись энергетикой, исходящей от фресок, витражей и скульптур, находящихся в стенах кафедрального собора, достаточно поднять глаза вверх, чтобы испытать новый прилив восхищения. Обширный купол Дуомо был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками (Giorgio Vasari) и Федерико Цуккари.

Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертельным грехам и жителям Ада, во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.

Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре

Большая часть предметов, в прошлом украшавших интерьер собора, была постепенно перемещена в Музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore), расположенный на Соборной площади. Помещение, служившее архитектору Брунеллески мастерской, в 1891 году открылось в качестве музея при соборе. Посетители музея смогут полюбоваться проектировочными чертежами купола, а также макетами, созданными самим Брунеллески. Великолепные хоры, служившие певчим кафедрального собора в 15 веке, также нашли свое пристанище в музее.

Отдельного упоминания заслуживает обширная коллекция скульптуры, выставленная в Музее Дуомо. В нее входит:

  • Отличная подборка флорентийских скульптур, датированная 16 веком.
  • Статуя «Кающаяся Мария Магдалена» (15 век) ранее, украшавшая собой Баптистерий собора.
  • «Пророк Аввакум» (15 век) работы был перемещен в музей с колокольной башни;
  • Статуя, посвященная Папе Римскому Бонифацию VIII авторства Арнольфо ди Камбио – снята с фасада собора.
  • а также незавершенная работа великого , – « ».

Баптистерий Сан-Джованни

В комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре также входит (Battistero di San Giovanni), иными словами место для крещения. Он выполнен в виде отдельного здания, стоящего неподалеку Дуомо на Соборной площади. Баптистерий носит имя Иоанна Крестителя (итал. San Giovanni Battista) , и является наиболее древним строением на площади. Дата его постройки теряется в 5 веке нашей эры. Приземистое шестигранное здание выполнено в романском стиле, а свой современный вид оно получило в 12 веке. Внутри баптистерия можно полюбоваться золотистым куполом, расписанным ликами Христа, святых, и сценами из библии.

Особый интерес представляют барельефы, украсившие ворота баптистерия в 13-15 веках. На них изображен Иоанн Креститель и Основные добродетели. Самые новые ворота, восточные, они были оформлены Лоренцо Гиберти в средине 15 века особенным образом. Позолоченное полотно ворот было разделено на 10 равных табличек. В каждой из них скульптор бережно воспроизвел библейские истории. Второе название этого шедевра — Врата рая.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в цифрах

Если взглянуть на Дуомо с высоты птичьего полета, тогда будет ясно, что его форма — это латинский крест, у которого вертикаль составляет 153 метра, а трансепт (ширина поперечины) – 90 метров. Высота внутренних арок достигает 23 метров. А самая высокая точка собора – бронзовый шар, на кончике купола — 90 метров. Вместимость – 30 тысяч человек. Над строительством здания в общей сложности потрудилось с десяток архитекторов, а продолжительность работ достигла 6 веков.

  • диаметр его составляет 42 (!) метра;
  • вес – 37 тысяч тонн;
  • число кирпичей – порядка 4 миллионов штук.

Учитывая все эти данные можно смело заявить, что Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре – один из самых вместительных и впечатляющих храмов Европы!

Практическая информация

Как добраться

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре находится в итальянском городе Флоренция по адресу: (Piazza del Duomo), здание № 17.

Найти отель рядом с собором Дуомо

Добраться до кафедрального собора не тяжело, поскольку он расположен в центре города и является самой знаменитой достопримечательностью Флоренции. Подойдет любой автобус, следующий к Соборной площади.

Время работы собора

  • понедельник, вторник, среда, пятница – открыт с 10:00 до 17:00;
  • суббота – с 10:00 до 16:45;
  • воскресенье – с 13:30 до 16:45.

Полюбоваться куполом собора можно:

  • все дни, кроме субботы – с 8:30 до 19:00;
  • суббота – с 8:30 до16:40.

Время работы музея

  • все дни, кроме воскресенья – с 9:00 до 19:00;
  • воскресенье — с 9:00 до 13:45.

Стоимость билетов

С 2018 года насладиться красотой внутреннего убранства Санта-Мария-дель-Фьоре можно купив заранее единый билет за 18 евро, который действителен также для подъема на купол (нужна предварительная бронь времени), посещения Музея Дуомо и Баптистерия.

Актуальную стоимость билета и расписание работы всегда можно уточнить на официальном сайте www.museumflorence.com , который доступен на итальянском и английском.

Для детей в возрасте от 3 до 11 лет стоимость билета составляет 3 евро. Билеты действуют в течение 72 часов, каждую достопримечательность можно посетить по одному разу.

В собор также можно попасть бесплатно отстояв примерно 2-х часовую очередь.

Альтернативные варианты:

Попасть на купол без очереди можно в составе групповой экскурсии на английском языке, продолжительность 1 час, стоимость 40 евро с человека, время начала 10:00 или 14:00. Также этот вариант подойдет тем, кто не успел зарезервировать время посещения купола заранее.

Не пожалейте времени и выделите целый день для прогулки по Соборной площади и экскурсии в собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Внешняя красота и колоссальная историческая ценность Дуомо создают непередаваемую атмосферу причастности к чему-то вечному.

Желающих влюбляться в красоты Флоренции с командой Италия для меня, приглашаем на наши .

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Утром обнаружили купол Дуомо в окне практически на расстоянии вытянутой руки.

Солнышко, хотя адский ветер. Довольно холодно. То ли на башне Палаццо Веккио бьют куранты, то ли на кампанилле Джотто звонят колокола. Это был понедельник, то есть день, когда основные музеи не работают. Думали будет нечем толком заняться… Забегая вперед скажу, что в итоге носились до ночи и не все успели, что хотели.

Начали с дома Данте , благо он был просто метрах в 50 от нашего пристанища. В очень атмосферных 50 метрах…

Снаружи это внушающее уважение аутентичностью сооружение, с бюстом поэта перед фасадом и соответствующей сувенирно-развлекательной туристической активностью.

Внутри в принципе смотреть нечего, основная тема экспозиции - борьба гвельфов и гибеллинов , но все тексты и подписи к экспонатам по-итальянски.

Гвельфы и гибеллины - две наиболее влиятельные партии на политической арене Италии XII-XIII веков. Их борьба проистекала в контексте борьбы папского и имераторского престолов за влияние на территории Италии. Гвельфы были сторонниками папского престола, Гибеллины - Императора Священной Римской Империи. К партии последних принадлежал и Данте, и в результате их поражения в 1302 году он был изгнан из Флоренции, уже не смог вернуться и девятнадцатью годами позже умер в изгнании в Равене.

Гербы гибеллинов, гвельфов и собственно Алигъери.

Есть реконструкция его каморки и несколько костюмов и доспехов по-моему несколько более поздней эпохи.

В общем, для такого культурно перенасыщенного города как Флоренция, музей Данте по-моему можно спокойно отнести на вторую очередь.

Ближе к 10 утра выдвинулись на площадь Дуомо, где и застряли благополучно на полдня.

Дуомо, он же собор Санта-Мария-Дель-Фьоре , кафедральный собор Флоренции, воздвигнут на месте церкви Санта-Репарата, просуществовавшей с IV по XIII век. Решение о строительстве нового, более величественного и вместительного собора было принято в 1289 году. Возведение его было поручено великому флорентийскому зодчему Проторенессанса Арнольфо ди Камбио. Первый камень в основание собора был торжественно заложен в 1296 году, а достроен и освящен он был лишь сто сорок лет спустя, в 1436 году, и стал на тот момент крупнейшим собором Европы. Правда, его фасад в XV веке так и остался незавершенным, и был закончен в нынешнем виде только в 1887 году.

Знаменательной страницей строительства собора является приглашение в 1331 году в качестве главного архитектора Джотто. Вместо продолжения строительства собственно собора Джотто спроектировал и заложил изумительную и совершенную кампаниллу - колокольню, довершающую облик ансамбля.

Но самым известным элементом Дуомо является купол работы великого архитектора эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески. К строительству купола приступили только в 1420 году. Хотя идея восьмигранного стрельчатого свода принадлежала еще ди Камбио, на протяжении более чем века не было инженерного решения для ее реализации. Купол диаметром 42 метра был впервые построен без сплошной опалубки и опирающихся на землю лесов и стал символом не только Флоренции, но и архитектуры Ренессанса.

Собор был ареной самых ярких событий истории Флоренции. В нем проповедовал Савонарола, в нем было совершено покушение на Лоренцо Медичи Великолепного и его брата Джулиано, в результате которого Джулиано погиб, а Лоренцо чудом удалось спастись к вящей славе города и искусства.

Сначала мы фотографировали со всех ракурсов Дуомо...

А потом обнаружили довольно внушительную очередь на вход в собор, потеряли в ней правда только минут 20.

В собор вход бесплатный, но внутри практически ничего кроме стен нет.

Можно насладиться совершенством строения, а все бывшее наполнение перенесено в музей Дуомо. Из артефактов на входной стене остались часы, созданные в 1443 году Учелло, которые идут и по сей день, причем стрелка движется в противоположную сторону.

Еще в соборе похоронены Джотто и Брунеллески, но мы их гробниц не нашли (хотя и не особо искали).

За денюжку можно спуститься вниз под собор, где проводятся раскопки церкви Санта-Репарата, предшествующей этому зданию. Если знать, какая там древность, то впечатляет, особенно рыцарские гробницы.

Вылезли из-под Собора и после раздумий куда залезть - на купол Дуомо или на колокольню Джотто, решили не лезть никуда))) и пошли в Баптистерий, который расположен прямо напротив Дуомо.

В основании Баптистериия Сан-Джованни или Крестильни имени Иоанна Крестителя))), находится романское здание еще V века. Мраморная облицовка стен датируется XI-XII веками, но наиболее знаменитым элементом внешнего убранства этого здания являются Восточные ворота, украшенные золочеными барельефами работы Лоренцо Гиберти.

Созданные в 1425-1452 гг. 10 барельефов представляют библейские истории. Полвека спустя ворота получили высокую оценку Микеланджело, который назвал их «Вратами рая».

Правда сейчас на Баптистерии находятся копии, оригиналы в XIX веке были помещены в музей Дуомо.
Внутири Баптистерия ждало неожиданное открытие в виде мозаик купола, отсылающих к привычной нам русской иконописной традиции.

Оказалось, что эти мозаики XIII-XIV веков, изображающие Страшный Суд, имеют византийское происхождение.

Кроме изумительных мозаик, в Баптистерии интересна гробница антипапы Иоанна XXIII работы Донателло и Микелоццо 1424-25 гг. Товарищ был настолько грешен, что не очень понятно, как он вообще удостоился церковного погребения, но тем не менее его надгробие изготовили лучшие мастера своего времени.

Вышли через южные ворота работы Андреа Пизано, датируемые 1330-1336 гг.

После Баптистерия оставалось посетить еще один важный объект на площади Дуомо - музей Опера ди Санта Мария дель Фьоре или музей Дуомо. Он находится с другой стороны собора от Баптистерия, так что, миновав милых лошадок, ожидающих туристов...

Мы снова насладились невероятными видами

: 43°46′23.07″ с. ш. 11°15′28.33″ в. д.  /  43.773075° с. ш. 11.257869° в. д. (G) (O) (Я) 43.773075 , 11.257869

Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре (итал. Museo dell"Opera di Santa Maria del Fiore ) - музей во Флоренции , открытый 3 мая 1891 года . В музее выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре , в котором сейчас находятся их копии. Расположен позади апсиды собора Санта-Мария-дель-Фьоре во дворце, который уже использовался Донателло и Брунеллески , как мастерская при строительстве собора. Первый камень в здание будущего музея был заложен 8 сентября 1296 года, само здание, по решению Флорентийской республики предназначалось для администрации строительства собора Санта-Мария-дель-Фьоре . Сегодня в музее также располагаются реставрационные мастерские.

Первоначальная экспозиция музея включала произведения искусства из кафедрального собора: скульптуру «Мадонна с Младенцем на троне», более известную как «Мадонна со Стеклянными Глазами», статую папы Бонифация VIII , выполненные на рубеже XIII -XIV веков Арнольфо ди Камбио и его работы для первого фасада собора, измененного в 1587 великим герцогом Франческо . Два хора декорированы Лука делла Роббиа и Донателло в 1430-х годах, и до 1688 года находились над дверями в две сакристии собора. Серебряный алтарь для баптистерия со сценами жизни Иоанна Крестителя был сделан Поллайоло , Микелоццо , Кеннини и Верроккьо . В дальнейшем к экспозиции были добавлены и другие оригинальные скульптурные композиции: прежде всего скульптурные украшения колокольни Джотто работы Андреа Пизано, Лукка делла Роббиа и др., а также 16 статуй с третьего уровня колокольни работы Андреа Пизано, Масо ди Банко, Нанни ди Бартоло и Донателло .

Сейчас в музее также выставлены: деревянная скульптура Донателло «Мария Магдалина», незаконченная скульптура Микеланджело «Пьета », которую он предполагал для собственного надгробия, скульптурные панели от «Врат Рая» работы Лоренцо Гиберти , «Крещение Христа» работы Андреа Сансовино, мраморные барельефы для хоров собора работы Баччьо Бандинелли . Кроме того в музее представлена большая коллекция деревянных макетов купола собора и различных фасадов, реликвии и церковная утварь

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Опера-дель-Дуомо (Флоренция)" в других словарях:

    - (Opera del Duomo) в Италии музей при крупном городском соборе, в котором выставлены произведения искусства, в разное время созданные для его украшения. Наиболее известны: Опера дель Дуомо (Флоренция) музей при флорентийском соборе Санта Мария… … Википедия

    - (итал. Opera del Duomo) в Италии музей при крупном городском соборе, в котором выставлены произведения искусства, в разное время созданные для его украшения. Наиболее известны: Опера дель Дуомо (Флоренция) музей при флорентийском … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Флоренция (значения). Город Флоренция итал. Firenze … Википедия

    В тираны, в боги вымысел дало Искусство мне, и я внимал, не споря … Википедия

    Сотворение Адама, барельеф кампанилы Джотто, Опера дель Дуомо, Флоренция Андреа Пизано настоящее имя Андреа де Понтедера … Википедия

    Донателло - (Donatello), наст. имя мастера Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donate di Niccolo di Betto Bardi) 1383/1386, Флоренция 1466, Флоренция. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения. Первые упоминания о… …

    Арнольфо ди Камбио - (Arnolfo di Cambio) Свед. с 1265, ум. в 1302 во Флоренции. Итальянский скульптор и архитектор, один из ведущих мастеров т. н. эпохи Данте и Джотто. Творческий путь начал в мастерской Никколо Пизано. Под руководством последнего участвовал в… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    - (Duccio di Buoninsegna) (около 1255 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи XIV в. Изысканные по линейному ритму и колориту произведения Дуччо ди Буонинсеньи (двусторонний полиптих «Маэста», 1308 11) отличаются… … Энциклопедический словарь

    Роббиа, Лука делла - (Robbia, Luca della), полн. имя Лука ди Симоне ди Марко делла Роббия (Luca di Simone di Marco della Robbia) 1399/1400, Флоренция 1482. Итальянский скульптор. Сын фармацевта, мастер флорентийской школы. По видимому, с нач. 1420 х он вместе с… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Микеланджело (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Буонарроти. Микеланджело Буонарроти … Википедия