Музей новой зари. Дом-музей парфюмерии "новая заря"


Музей Парфюмерного Искусства открыт на территории фирменного салона фабрики Новая Заря. Здесь можно узнать об истории становления парфюмерного искусства в разные века и в разных странах. Экспозиции посвящены как развитию парфюмерии, так и истории фабрики Новая Заря, которую в 1864 году основал Генрих Брокар.

Музей Парфюмерного Искусства Фабрики Новая Заря был открыт в 2009 году в здании Гостиного двора.

На первом этаже музея располагается фирменный салон-магазин, на втором — два зала музея. Экспозиция первого зала рассказывает об искусстве парфюмерии, об особенностях этого искусства в разные века в разных странах. Экспозиция второго зала посвящена истории парфюмерной фабрики «Красная заря», основанной в 1864 году Генрихом Брокаром, придворном поставщиком Русского императорского двора.

Залы Музея Парфюмерного Искусства пропитаны всевозможными парфюмерными запахами. Здесь есть витрина, напоминающая о романе Патрика Зюскинда «Парфюмер»: ступка, пестик, колбы и позолоченный аппарат для перегонки эфирных масел. На столике стоят колбочки с ингредиентами: кардамон, дубовый мох, ирисовый корень, кожа мускатного ореха и много чего еще.

Рядом витрина с дамскими аксессуарами. Во времена Пушкина каждая уважающая себя девушка, прежде чем выйти на улицу, должна была пропитать вещи любимыми духами: перчатки, веера и платочки старались потом заполучить кавалеры, чтобы бережно хранить их поближе к сердцу.

В третьей витрине — древние сосуды для бальзамов, которыми смазывали тела умерших людей. Здесь же можно узнать, что «Тройной одеколон» назывался раньше «Кельнской водой», не имел запаха и использовался в лечебных целях. В музее стоит огромный флакон «Тройного» — такие делали специально для Сталина.

Учреждение Культуры Московский Музей Парфюмерии действует на основании и в соответствии с Федеральным Законом РФ
"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"

Вдохновляющим образцом для основания Музея послужили такие примеры, как Музей Ван Гога (Амстердам); и множество других негосударсвенных музеев России и Европы, специализирующихся на собирании, хранении, изучении и публикации предметов искусства XVIII - XX веков.

Музей основан в 2011 году и уже к новому, 2014 году для доступа публики был открыт .

Форматом экспонирования был избран уникальный и трудоемкий путь: .

По примеру Музея Ван Гога, Третьяковской галереи и других многочисленных музеев, Московский Музей Пафюмерии является частным благотворительным музейным проектом, ключевыми целями которого являются:

осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

Деятельность музея ведётся на частные средства основателя музея и других

Основатель музея счёл недостаточным остановиться на традиционном выставочном зале с возможностями рядового осмотра экспозиции и реализовал уникальный для всего мира формат: , в доступной к посещению, .

К моменту открытия доступа посетителей в , была собрана, изучена, исследована и рассортирована в хранение, пожалуй, самая большая коллекция антикварных и винтажных духов - около 60тыс. единиц предметов музейной коллекции.
За короткий срок осмотека обрела мировую значимость и стала ещё одним поводом для гордости за нашу великую страну, испокон веков созидающую искусство.
В открытии самой первой экспозиции было задействовано 1570 экспонатов.
По итогам проектирования девяти действующих уникальных музейных витрин с особыми условиями хранения и экспонирования, количество выставляемых к осмотру в сменной экспозиции экспонатов было навсегда определено: от 1500 до 2000 флаконов.

В декабре 2014 года, спустя год с момента открытия для посещения, основателем музея было принято бесприцедентное решение:
сделать доступ к витринам интерактивным - у экскурсоводов появилось ответственное право вынимать экспонаты из витрин для близкого обзора посетителей, включая даже самые редкие экспонаты.

Таким образом, флаконы перестали быть статичными экспонатами и уже спустя 2-3 недели экспонирования стали отправляться обратно в хранилище на отдых. Каждый побывавший в экспозиции флакон, отправляется на отдых в как минимум на год, а его место занимает дублирующий, не менее ценный и значимый флакон.

Благодаря этому посетитель музея не только прослеживает время по видимым изменениям дизайна флаконов, но и наглядно слышит по ароматам, как статичное в течении 150 лет европейское парфюмерное искусство, буквально семимильными шагами меняется за последующие 100 лет - каждое новое десятилетие XX века ознаменовано принципиально иными, новыми, яркими парфюмерными особенностями и к концу века буквально перевоплощается в невероятную победу синтеза, ставя торжественную точку навсегда ушедшей эпохи классической парфюмерной школы.

Несмотря на свой почтенный возраст, все ароматы находятся в исключительно идеальной сохранности и являют собой первые, эталонные образцы и издания. За сохранностью предметов коллекции в режиме 24/7 следят минимум четверо дежурных сотрудников и . Первоочередным аспектом является температурный режим (+15 - +18 градусов Цельсия) и световой режим (инфракрасная термография). Таким образом, каждый субстракт во флаконе можно не только защитить, но и своевременно заметить любые изменения в его поведении.
наглядно демонстрирует каждому гостю результаты научных достижений современного человечества, самым удивительным и потрясающим для рядовых посетителей по-прежнему остается тот факт, что для проведения аналитических и химических экспертиз в современном мире не требуется вскрытия флаконов и/или иных упаковок.

Претензии от гостей, не забронировавших заранее место участника дегустации, не принимаются. Во время проведения иные посетители в осмотеку не допускаются.

П осетить дегустацию без предварительного бронирования места, не представяется возможным - к ачественно дегустировать духи в компании свыше 10 персон некомфортно.

*Любопытный факт: В День Города Москвы и для Международного Дня Музеев в Московском Музее Парфюмерии организуется бесприцедентная для осмотеки проходимость свыше 300 человек. Максимальное количество гостей музей сумел принять в Ночь Музеев 2017 года - 382 посетителя - участника дегустации.

Салон-магазин располагается на первом этаже, Музей - на втором. Здесь экспонаты, которые накопились за полтора века. Ещё дополнил экспозицию Государственный исторический музей. Экспозиция музея состоит из двух небольших залов - первый посвящен искусству парфюмерии и его особенностям с XI - по XX веков, но есть и более древние раритеты; второй раскрывает историю фабрики "Новая Заря" с момента ее основания до наших дней.

Главный экспонат - это перчаточник! Именно благодаря простым разносчикам перчаток, у зажиточных граждан был свободный доступ к ароматам: кожаные вещи не всегда приятно пахли и дабы благородные носы не страдали, им продавали перчатки со всевозможными о дё колони - eau de cologne (фр) - иными словами одеколон (колониальная или кельнская вода).

В витринах стоят огромные - иногда почти в человеческий рост - флаконы, в которых и был разлит пресловутый одеколон именно для гигиенических целей: мыться-то особо не мылись, и даже сам Наполеон использовал по 30 галлонов за месяц чистоты ради. Да еще чума бубонная добавила свою лепту в дело о гигиене, и пришлось носить кожаные изделия в большом количестве: вот и лились ароматные реки одеколона.

Египетскому бальзамарию - древнейшему экспонату экспозиции- более 2000 лет. Средневековые ароматницы и курительницы, роскошные предметы туалета модников 16 - 18 веков (среди них подвязки мадам Помпадур, с вышитыми на них рекомендациями как пудриться).
В конце экспозиции зала №1 стоят перегонный аппарат для масел методом дистилляции; перегонка с паром (струя пара пропускается через сырье, нагреваемое в перегонном кубе).

Есть вещи и необычные.. Зрительские трубочки ХVIII в. Дамам было положено рыдать при просмотре пьес, где кипели страсти. Но выдать нужное количество слёз в нужное время могла не каждая. Поэтому зрительницы подносили к глазам трубочки - хрустальный флакончик с глазком-биноклем посередине и нюхательной солью внутри. Вдохнула резкий аромат и - слёзы льются с требуемой частотой.

Стенд с ароматами - именно здесь можно понюхать все то, о чем мы знаем: ландыш, имбирь, мускус, ладан, пачули... Огромное количество ароматических натуральных запахов, не продающихся ни в аптеках, ни в магазинах. В наш век, когда парфюмерная композиция на 70% состоит из ненатуральных ингредиентов, окунуться в мир настоящих запахов - дорогого стоит.

В зале №2 - история фабрики "Товарищества Брокар и К°", именно так "Новая Заря" называлась во времена своего основания. В 1864 году основана фабрика запахов потомственным знатоком ароматов из Франции Генрихом Брокаром, а после революции 1917г. фабрика была национализирована и переименована в Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат №5. Безликое название не прижилось, и в 1922 году по предложению главного парфюмера Августа Мишеля (работавшего на предприятии еще со времен Брокара) стала "Новой зарей".
Брокар первым стал делать рекламные наборы, куда входили маленькие образчики его продукции (те самые "пробники", в ХХ веке примут на вооружение парфюмеры всего мира). Судя по дивной красоте флаконов, Брокар работал с лучшими стекольщиками России и Европы.

Экскурсовода нет (всех экскурсоводов уволили недавно) грустно! - без них не так интересно, сейчас ведёт рассказ консультант по продажам (с 1-го этажа из магазина). Я с подругой были единственными в музее.

Экскурсия в Музей парфюмерии совершенно бесплатна! Ещё строго предупредили, что фото запрещены!! Публикую фото таблички на входе.

МУЗЕЙ: вт-сбб с 10 до 19, вск с 10 до 18, пнд - выходной.

МАГАЗИН: пнд-сбб с 10 до 20, вск с 10 до 19

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

Если вы любительница нетривиального отдыха, ищите впечатлений и открыты к новым знаниям – самое время посетить лучшие музеи парфюмерии планеты. Среди ароматных экспозиций нет ни одной, похожей друг на друга. Каждая из них имеет особый колорит и уникальна по сути. Где желательно побывать и что посмотреть, едва представиться возможность?

Московский музей парфюмерии на старом Арбате

Это самый необычный музей парфюмерии. Он открыт в двухэтажном особняке, которому недавно исполнилось 200лет, но считается одной из самых креативных площадок и является модным местом для богемных вечеринок.

Галерея на Арбате располагает оригинальными версиями самых известных духов планеты, включая любимый парфюм Майкла Джексона, королевы Англии Елизаветы II и самый дорогой аромат столетия Joy. Все экспонаты хранятся в эксклюзивных витринах с особым температурным режимом.

Создатели музея отошли от традиций – знакомство с ароматами происходит в форме небольшого перфоманса, когда гид представляет бренды, принимая разные образы. А потом за чашкой чая гостям рассказывают: как создаются шедевры парфюмерии, каких правил должны придерживаться и почему цена флакона может быть значительно выше стоимости содержимого.

Программа в музее постоянно обновляется, и вы всегда можете стать участником:

  • вечеров искусств,
  • квартирников,
  • модных показов.

Здесь очень просто окунуться в мир богемных тусовок. Для творческих людей открыта мансарда – коворкинг «Арт-Фабрика», созданная в честь Энди Уорхолла. В мастерских музея всегда многолюдно – художники, поэты, музыканты и просто одухотворенные люди очень любят это место в самом центре столицы.

Музей парфюмерии на Ильинке

Русские монархи были большими поклонниками хороших духов и часто звали на работу именитых парфюмеров Франции. Приглашенные мастера создавали подлинные шедевры, хотя многие ароматические композиции растворились в дымке эпохи перемен после революции 17-го года.

Познакомиться с ними можно в московском музее на улице Ильинка. Здесь вы увидите, как создавалась парфюмерия «от кутюр», чем дышала русская знать и какими предметами пользовалась.

Среди самых редких экспонатов:

  • двусторонние зеркала – произведения искусства начала 19 века;
  • драгоценные флаконы в форме улиток – супруги Генриха Брокара, любимца монархов и основателя первой парфюмерной фабрики России;
  • рабочие инструменты элитных парфюмеров – позолоченные аппараты для перегонки эфирных масел, ступки, колбы, пестики;
  • средства ухода дворянок царской России – пудреницы, шкатулки для мушек, перчатки, которые «видели» А. С. Пушкина.

Гиды Музея парфюмерного искусства в Москве в красках расскажут фантастическую историю о духах «Любимый букет императрицы» царицы Александры Романовой, которые превратились в советскую «Красную Москву». Почему Иосиф Сталин всю жизнь пользовался исключительно «Тройным одеколоном», и в каких духах парфюмеры использовали дубовый мох для создания ведущих нот аромата. Экспозиция пользуется большим успехом, как среди русских туристов, так и иностранных – они отмечают насыщенность программы и радушный прием.

Музей истории парфюмерии в Санкт- Петербурге

Культурная столица России также имеет собственный парфюмерный музей. Он был основан на территории фабрики «Северное Сияние», которая исправно снабжала всех граждан союза советскими вариантами Eau de Cologne – «Шипром», «Тройным одеколоном», «Лесным ландышем» и «Красной Гвоздикой».

Но мало кто знает, что идейным вдохновителем фабрики и главным ее «носом» стал выдающийся парфюмер 19-го века Федор Каль. Фармацевт по профессии, он начал экспериментировать: смешивал эссенции и создал истинные шедевры парфюмерии. Ароматы были настолько популярны, что небольшую лабораторию в 1860 году превратили в полноценное производство. Фабрика благополучно работает и сегодня.

В музее Санкт- Петербурга можно открыть для себя много нового о развитии иностранной и российской парфюмерии. Здесь находятся:

  • раритетные издания со старинными рецептами ароматов;
  • старинные флаконы, которые сами по себе являются произведениями искусства;
  • золотые и серебряные вещи с секретом, которыми пользовались известные дворянские семьи России;
  • печати для фирменного именного мыла.

Экспозиция по музейным меркам невелика – здесь присутствует лишь 700 ароматов. Зато среди них есть настоящие драгоценности. Например, только здесь можно познакомиться с парфюмом, выпущенным в 1848 году. По отзывам посетителей, он бесподобен и по-прежнему имеет тонкий шлейф – настолько сильная формула легла в основу запаха.

Только в Санкт-Петербурге вам расскажут, что косметика и ароматы были востребованы даже годы революции и Великой Отечественной Войны, а потом продемонстрируют экземпляры, сохранившиеся до наших дней. Так что если вы считаете, что в России нет собственной , гиды легко убедят вас в обратном.

Музей духов в Кельне

В Кельне вы должны обязательно прийти в Дом Фарина (Farina Hause), где три века назад была создана легендарная Кельнская вода. Найти музей ароматов просто – он находится в самом центре города, в особняке напротив ратуши.

В 1709 году парфюмер итальянского происхождения Йохан Мария Фарин изобрел продукт, который моментально покорил королей Австрии, Франции, Англии и России. Кельнская вода с легкой руки французов получила изящное название – Eau de Cologne или Одеколон.

Сегодня у туристов есть возможность окунуться в атмосферу эпохи рококо и застать момент рождения шедевра парфюмерии. Атмосфера 18-го века в музее духов Кельна воссоздана с немецкой точностью – гостей сопровождают гиды, облаченные по последнему писку моды 18-го столетия. В доме можно в деталях рассмотреть оригинальные предметы интерьера ушедшей эпохи, но главное – своими глазами увидеть таинство создания ароматов.

В подвале музея расположена настоящая фабрика духов, действующая по сей день. Туристы увидят за работой потомков Фарина – парфюмеров в восьмом поколении – и смогут продегустировать лучшие образцы кельнской воды. Главная тайна – формула Кельнской воды – останется неизвестна. Состав аромата держится в строгом секрете и является национальным достоянием Германии, но масса приятных впечатлений гарантирована.

Музей духов Фрагонар в Париже

На небольшой улочке Скриб в столице Франции прямо по-соседству с Гранд Опера расположено любимое местечко поклонников оригинальной парфюмерии – музей духов «Фрагонар». Уже само здание является достопримечательностью Парижа. Оно было создано учеником архитектора Гарнье и прекрасно сохранилось до нынешних дней.

Бродить по музею можно часами. Создатели сделали все, чтобы вы в красках рассмотрели процесс производства ароматов и узнали самые невероятные факты из истории парфюмерного дела. Экспонаты занимают два этажа.

На первом находится гордость музея «Фрагонара» – парфюмерный орган или рабочий стол каждого «носа». Ряды полок с ингредиентами расположили в форме музыкального инструмента и увенчали композицию весами.

В парижском музее также представлены:

  • необычные флаконы разных эпох;
  • парфюмерные альманахи;
  • редкие приборы для перегонки эссенций;
  • старинные предметы роскоши для дома и быта, ухода за собой;
  • эксклюзивные одеяния из тончайшего шелка и хлопка;
  • изысканные украшения из полудрагоценных камней.

Вход совершенно бесплатный, как и услуги гида. А под занавес экскурсии вам обязательно предложат приобрести новый аромат в свою коллекцию.

Музей парфюмерии в Грассе

Грасс не только признанная столица парфюмерии мира, но и Мекка для всех поклонников парфюма. Сюда стоит приехать только ради того, чтобы вдохнуть ароматы фленд-оранжа, туберозы, ирисов и лилий прямо из садов и полей. Здесь можно прогуляться по тихим улочками старинного городка, и обязательно увидеть самую масштабную парфюмерную экспозицию планеты.

Знаменитый музей в Грассе находится в старинном здании, которое было построено три века назад. После небольшой реконструкции, двери вновь открыты для посетителей.

Сегодня гости музея должны быть готовы к эпохальному путешествию по времени, странам и континентам. Современная экспозиция выстроена в хронологическом порядке: начиная с самого зарождения парфюмерии 3 тысячи лет назад до наших дней.

Музей поражает воображение масштабами и количеством редких экспонатов. Здесь собрано более 50 000 образцов, и коллекция постоянно пополняется. Музей работает под эгидой французского правительства: новые экземпляры закупаются на аукционах во всех уголках земного шара.

Любой турист сможет увидеть:

  • парфюмерные изделия древних племен Африки, Азии, Южной Америки;
  • древние колбы для бальзамирования из Египта, античные амфоры Древней Греции и Мексики, где хранились первые парфюмы;
  • личные вещи монархов – в Грассе хранится дорожный несессер Марии-Антуанетты;
  • эксклюзивные ювелирные изделия Рене Лалика.

Отправляясь на экскурсию в музей, будьте готовы к долгому, насыщенному событиями дню и самым неожиданным экспериментам. Только в этом месте есть возможность заглянуть в суть ингредиента, понюхав его «сердце». Среди образцов парфюмерии есть такие неожиданные вещества, как кокаин или опиум.

Какой бы музей вы не посетили, помните – поездка станет незабываемой. Все парфюмерные экспозиции мира имеют свою изюминку, и в каждый вам захочется вернуться. Если не за новыми впечатлениями, то за новыми ароматами совершенно точно.