Музей военной формы. Музей военной формы одежды Название выставка современной военной формы


Музей военной формы одежды (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Один из новейших адресов на музейной карте столицы, Музей военной формы одежды открылся в феврале 2017 г. в отреставрированном здании исторической усадьбы Тургеневых - Боткиных (начало 18 в.). В основу его экспозиции легла коллекция русского обмундирования, которую начал собирать еще Петр I. Более 300 предметов одежды и амуниции периодов истории от Александра I до Николая II были тщательно отреставрированы Российским военно-историческим обществом и представлены на суд зрителей в современной мультимедийной экспозиции. Она доказывает, что неинтересных тем не бывает - нужно лишь грамотно и с увлечением рассказывать о том, что любишь. И обилие посетителей это лишь подтверждает: в музее одинаково интересно и «старым воякам», и утонченным барышням, и детям всех возрастов.

Немного истории

История коллекции музея восходит к «магазину образцов» Петра I - собранию военной формы русской армии, которое, согласно приказу императора, должно было неустанно пополняться любыми нововведениями - от изменения формы околышей до пуговиц нового литья, не говоря уже о масштабных изменениях мундира. Кроме того, коллекция пополнялась и образцами обмундирования иностранных армий, его чертежами и проектами. Со временем «магазин образцов» превратился в полноценный Императорский интендантский музей, который просуществовал до 1917 г.

Пришедшим к власти рабочим и крестьянам пережитки царского режима были неинтересны, поэтому коллекцию музея - к счастью, не сожгли! - отправили в подвалы Петропавловской крепости. В 1930-е гг. некоторые раритеты пополнили фонды артиллерийского музея, большая же часть собрания разошлась по костюмерным театров и киностудий. Усилиями энтузиастов сохранившиеся экспонаты были вновь собраны в коллекцию и скрупулезно отреставрированы - они и составили экспозицию Музея военной формы одежды.

Изюминка коллекции - восстановленный мундир унтер-офицера Тенгинского пехотного полка, где проходил военную службу М. Ю. Лермонтов.

Знакомство с музеем неизменно начинается с его здания - и в данном случае форма ничуть не менее важна, чем содержание. Двухэтажный особняк начала 18 столетия в стиле классицизма принадлежал И. П. Тургеневу и принимал в своих залах многих известных личностей, в том числе Карамзина и Жуковского. А в 1830-х гг. усадьба сменила владельца - новым, не менее именитым, хозяином стал столичный предприниматель и меценат Боткин. После революции анфилада залов усадьбы превратилась в коммуналки, затем здесь разместили различные конторы. В 2000-х особняк отреставрировали - и сегодня он встречает посетителей во всем великолепии своего классического облика, с мягким желтовато-зеленым цветом фасада, изящным фронтоном и сдержанной лепниной.

Что посмотреть

Экспозиция музея представлена на двух постоянных выставках: «Спасенные реликвии» и «Спасенные реликвии. Два века славы». Вниманию посетителей представлено русское военное обмундирование в его историческом развитии с начала 18-го по начало 20 в.: повседневное и праздничное облачение гренадеров, драгунов, кавалергардов, кирасиров, пехотинцев различных полков, отдельные предметы одежды и амуниции - фуражки, сапоги, пояса, седельные сумки, портупеи и многое другое. Мультимедийная экспозиция погружает в конкретную историческую эпоху, объясняет путь, который прошла армия от роскошной, но непрактичной, до удобной и функциональной формы.

Особое место в собрании занимает парадное облачение престижных императорских полков - элегантности кроя могли бы позавидовать современные модельеры.

Оригиналы военной формы некоторых исторических периодов оказались утрачены, и эти эпохи представлены костюмами к кинокартинам «Мосфильма». Важную часть экспозиции занимают и миниатюры, показывающие форму императорской гвардии 1906-1917 гг., полноценные образцы которой практически не сохранились.

Практическая информация

Адрес: Петроверигский пер., 4 стр. 1, усадьба Тургеневых - Боткиных. Ближайшая станция метро - «Китай-город». Веб-сайт .

Время работы: со вторника по воскресенье с 11:00 до 20:00. Выходной - понедельник. Касса закрывается за час до окончания работы музея.

Вход - 250 RUB, льготный билет - 150 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Описание

12 декабря 2019 года в самом центре Москвы был открыт Музей военной формы. Это уникальный проект Российского военно-исторического общества, основная цель которого – сохранение и популяризация лучших традиций российской военной службы.

Музей располагается в классическом ансамбле городской усадьбы Васильчиковых на Большой Никитской улице, возведённой в конце XVIII — начале XIX века.

Усадьба носит статус объекта культурного наследия федерального значения.

Посетителям Музея представлены две постоянные экспозиции. Основу экспозиции «Мундир для героя» составляют образцы военной формы одежды и амуниции от XVI века до современности. Часть экспонатов является настоящими реликвиями — коллекцией бесценных предметов военного обмундирования, до 1917 года бережно хранимых Императорским Интендантским музеем. Особое место в экспозиции занимают редкие экспериментальные образцы формы русской армии, впервые представленные широкой общественности, вещи, принадлежавшие Российским императорам, разнообразное снаряжение и предметы вооружения различных эпох, подлинные экспонаты XVIII и XIX веков.

Стоит отметить, что на экспозиции представлены такие экспонаты как реконструкция Мундирного платья Екатерины II по форме Кавалергардского корпуса (вторая половина XVIII века), сшитая по точным меркам подлинника (Государственный музей-заповедник «Царское Село»), подлинные предметы униформы солдат и офицеров самых именитых полков Российской Императорской армии: Лейб-гвардии Гусарского, Кирасирского Его Величества, Саперного батальона, Преображенского, Уланского, Кавалергардского, Драгунского Военного Ордена, 145-го пехотного Новочеркасского и других. Особое место занимает редкий и хорошо сохранившийся мундир барабанщика Лейб-гвардии Семеновского полка 1809 года.

Экспозиция «Усадьба Васильчиковых», расположенная в одном из помещений парадной анфилады Главного дома, рассказывает историю старинной усадьбы, в которой находится Музей. На экспозиции представлен детальный макет усадебного комплекса зданий, сложившийся после 1870 года.

Также в Музее открыты временные выставки «Императорская кавалерия», посвященная истории формы одежды, снаряжения и вооружения основных видов русской конницы эпохи XIX – начала XX веков и «Краски войны» — военная летопись России глазами художников-живописцев. На выставке можно увидеть полотна русских художников из коллекций российских музеев.

Отличительной чертой Музея военной формы является обширный комплекс современных мультимедийных технологий (тач-панели, широкоформатные экраны, проекции, биноскопы и многое другое), который обеспечит свободный и эффективный доступ к содержательной и визуальной информации по истории российского военного мундира XVI-XXI веков и создаст условия для изучения военной истории страны.

Долго колебался ехать или нет в данный музей, куда организовывало пресс-тур министерство обороны, но в последний день все же созрел и поехал. Абсолютно не пожалел и был дико доволен, потому что место реально интереснейшее.

Вкратце история музея такова. На базе интендантского управления при Александре II был создан Императорский Интендантский музей куда свозили все образцы военной формы, эскизы, и не пошедшие в серию "бета-версии" различного обмундирования. В 1917 году экспонаты уложили в ящики, и 15 лет они тихо приходили в негодность в Петропавловской крепости. В 1932 году создается комиссия, которая осматривает коллекцию и распределяет ее следующим образом: большая часть экспонатов передается в Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, часть в киностудии и театры, часть в интендантское управление Красной Армии в качестве образцов. В 1949-1950 из Музея артиллерии множество экспонатов передали в интендантское управление, где они опять же на восемь долгих лет легли в ящики. Наконец в 1958 году их извлекли на белый свет и выставили в войсковой части в Одинцово, где никаких особых условий для хранения не было. С 1985 года музей находится в нынешнем здании в Бахчиванджи.

Съемки. Сами понимаете, что я не профи, а снимать приходилось в плохо освещенном помещении да еще и через стекло, которое постоянно стремилось бликовать и отражать меня самого.
Следующая проблема - подписи к фото. Времени было не так уж много, а экспонатов наоборот - масса, поэтому запомнить все не было никакой возможности. Кое-что прокомментировать смогу, кое-что выложит Тарлит, а уж он по форме специалист признанный.

Что ж, поехали.

Гобелен конца XVIII века. Чтобы его соткать у мастера ушло около 28 лет.

Различная форма.





Такие штаны называются чикчиры.

На мундире не штопанные места, а нитяные петли, на которых ранее носились награды.

Головные уборы.








А это шлем для экипажей бронетехники первой мировой.


Гимнастические рубахи для занятий спортом. Впоследствии они трансформировались в знаменитые гимнастерки.


Погон с вензелем Александра III.


Эполет.

Мундир генералиссимуса, изготовленный для Парада Победы 1945 года. Слева - первый вариант, который был забракован Сталиным, вроде потому что на швейцара смахивал, а справа тот, в котором вождь народов был на Красной площади.


Экспериментальная форма полковника Советской армии. На папахе откидываются бока и задняя часть (отложной назатыльник) и есть отворот ткани для закрытия лица (ветрозащитный клапан).

Есть и иностранные образцы формы различных государств.

Германская Демократическая Республика.



США

Среди экспонатов есть различные бытовые предметы.

Мыло. На нем не плесень, а вкрапления дегтя.


Это не колба для химических опытов, а стеклянная фляжка для воды.


Вот еще один вариант уже советской эпохи.


Солдатские госпитальные бахилы XIX века.


Кожаная сумка - ташка.


Раритетный ствол.


После февральской революции 1917 года Временное правительство решило избавиться от царской символики. Встал вопрос как поступить с боевыми знаменами полков. Выкрутились просто - нашили тряпочки на двуглавого орла и слово "царя".

Советские знамена времен Великой Отечественной войны.




Макеты воинских повозок, имеющие специальное цифро-буквенное обозначение.

Пароконная повозка ПХ-I.


Конно-пулеметная тачанка КПТ.

Музей военной формы одежды - был открыт в феврале 2017 года и является структурным подразделением Музея военной истории Российского военно-исторического общества (РВИО) .

Здание

Усадьба образовалась в середине XVIII века возле церкви во имя Положения честных вериг апостола Павла, построенной еще в XVI веке. В начале XIX века усадьба принадлежала Ивану Петровичу Тургеневу – известному масону, общественному деятелю, члену новиковского «Дружеского учёного общества», директору Московского университета, которую занимал Дом Тургенева стал одним из блестящих литературных салонов Москвы. Здесь часто бывали Николай Михайлович Карамзин , Василий Андреевич Жуковский , Василий Львович Пушкин и другие известные личности. Иван Петрович Тургенев скончался в 1807 году и московский дом был продан «дерптскому первостатейному купцу» Христиану Фе.

В 1812 году усадьба сгорела и была отстроена только через несколько лет. 12 октября 1832 года её купил с аукционного торга московский купец 1-й гильдии, один из пионеров чайного дела в России, московский купец и предприниматель Пётр Кононович Боткин.

Пётр Кононович имел многочисленное потомство. Василий Петрович Боткин, старший сын, был известным писателем и критиком. Николай Петрович Боткин почти всю жизнь провёл в путешествиях. В Риме он познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем , который был частым гостем в доме Боткиных. Дмитрий Петрович Боткин – совладелец чаеторговой фирмы «Петра Боткина сыновья» вместе с братом Петром Петровичем. Дмитрий Петрович, в молодости увлёкся коллекционированием картин, акварелей, скульптуры и до конца жизни занимался собиранием произведений искусства, к концу жизни стал одним из известнейших собирателей и знатоков искусства. Сергей Петрович Боткин – знаменитый терапевт, основоположник научной клиники внутренних болезней в России, основоположник учения об организме как о едином целом, подчиняющемся разуму человека, общественный деятель. Михаил Петрович Боткин – художник, виднейший коллекционер и меценат своего времени, владел уникальной коллекцией произведений прикладного искусства: античного, византийского, древнерусского, готического и ренессансного. У Петра Кононовича Боткина также было пять дочерей. Старшая из дочерей – Екатерина Петровна – вышла замуж за известного в Москве фабриканта – старообрядца Ивана Васильевича Щукина. Мария Петровна замужем за известным поэтом Афанасием Фетом . Супругом младшей дочери Анны, был известный в Москве профессор, доктор медицины Павел Лукич Пикулин .

К концу XIX века хозяйкой усадьбы была дочь Петра Петровича Боткина Анна, которая поселилась в ней вместе с мужем, купцом Андреевым, занявшим должность директора товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья». Другая дочь Петра Петровича – Вера – в 1887 году вышла замуж за Николая Ивановича Гучкова , будущего московского городского голову и общественного деятеля. Н.И. Гучков возглавлял чайное товарищество и дом принадлежал ему.

Последние члены семьи Гучковых-Боткиных покинули усадьбу в 1921 году.

В 1918 году она была национализирована, и в доме устроены коммунальные квартиры. В конце 1920-х годов на месте бывшего владения Петроверигской церкви было возведено общежитие Коммунистического университета для национальных меньшинств. Жилые постройки усадьбы Тургеневых-Боткиных стали использоваться под общежитие. После войны в зданиях бывшей усадьбы размещались детский сад, ясли, склад издательства «Медицина» и другие учреждения.

В феврале 2017 года в отреставрированной усадьбе открылся Музей военной формы одежды.

Экспозиции

«Спасённые реликвии»

2 февраля 2017 года в Музее была открыта экспозиция «Спасённые реликвии». На экспозиции представлены уникальные экспонаты русской военной формы XVIII- XIX столетий из Музея истории военной формы одежды, созданного на основе собрания Императорского Интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора . В «магазин образцов», учреждённый еще Петром I , поступали предметы военной форменной одежды не только российской армии, но и иностранных, проектные чертежи и образцы формы. В 1868 году на основе собранных предметов родился Интендантский музей и высочайшим Указом Александра II было велено собирать как типовые образцы военной формы, так и опытные, экспериментальные, дабы «сохранить для истории образцы военной формы».

После исторических событий 1917 коллекция перетерпела множество испытаний и лишений. Жизнь музея прекратилась: экспонаты уложили в ящики и отправили на хранение в Петропавловскую крепость . В 1932 году часть коллекции была передана Военно-историческому музею артиллерии , инженерных войск и войск связи, а часть отправилась в костюмерные театров. Большая же часть экспонатов оставалась в запасниках, ветшала, скиталась по огромной стране. Только с 1959 года коллекция стала доступна ограниченному кругу специалистов при опытно-конструкторской базе Центрального вещевого управления, организованного Управлением вещевого снабжения Министерства обороны СССР.

Благодаря всесторонней поддержке Антона Николаевича Губанкова , директора Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации, в 2015 году был осуществлен проект передачи уникальных предметов из запасников музея Минобороны России Российскому военно-историческому обществу (РВИО) для реставрации и экспонирования в стенах Музея военной формы одежды.

Реставрация бесценной коллекции началась в 2016 году специалистами трех ведущих организаций ГосНиир, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря и РОСИЗО при поддержке и активном участии Российского военно-исторического общества (РВИО). Спустя год после начала реставрационных работ, через сто лет забвения широкому кругу посетителей демонстрируются бесценные раритеты военного обмундирования, среди которых офицерская кираса Лейб-гвардии конного полка, гренадерская шапка Лейб-гвардии Павловского полка, мундиры офицеров Лейб-гвардии Преображенского полка, 68-го Лейб-пехотного Бородинского Его Величества полка, Нижегородского драгунского полка, Роты Дворцовых гренадер и др., образцы оружия из частных коллекций.

Выставка «Спасённые реликвии» посвящается памяти Антона Николаевича Губанкова, погибшего в авиакатастрофе в районе Сочи 25 декабря 2016 года.

    Дополнением выставки является уникальная коллекция авторских миниатюр Александра Воронова, посвященная русской императорской гвардии 1906–1917 годов, периода, когда для поднятия престижа военной службы была возвращена парадная форма одежды.

разместившегося в Щелковском районе Подмосковья недалеко от платформы Бахчиванджи.
Музей военной формы одежды создавался на основе коллекции Императорского интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора. Высочайшим Указом было повелено собирать как типовые образцы военной формы, так и опытные, экспериментальные, дабы «сохранить для истории образцы военной формы».

2. Во время революции интендантский музей был частично разграблен, а частично уничтожен. Остатки коллекции интендантского музея были переданы: частично в музей артиллерии, инженерных войск и войск связи; частично в театры и киностудии; частично в интендантское управление Красной армии, для использования в качестве образцов военной формы.

3. Регулярные части, а с ними и единая форма одежды появились при Петре I. Солдаты носили кафтан: в пехоте - зеленый, а в кавалерии - синий, единый для всех камзол красного сукна, шляпы-треуголки и портупею со шпагой. Офицерам полагался также шарф и отличительный знак на груди. Петр I придавал большое значение внешнему виду своих воинов, заботился, чтобы они выглядели достойно и в то же время имели удобное для боя снаряжение.

4. Представленные в музее экспонаты рассказывают о том, как появилась и изменялась военная форма в России, которую с гордостью носили многие поколения защитников Отечества.

5. Долгое время коллекция существовала при научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Министерства обороны и демонстрировалась лишь специалистам. Сейчас музей открыт для всех, интересующихся военной формой одежды.

6. Подавляющее большинство экспонатов — исторические оригиналы.

7.

8. На этом мундире видны петельки для орденов и медалей.

9. Обмундирование нашей армии менялось довольно часто, во многом по причине увлечения государственных мужей европейскими нарядами

10. В первые советские времена экспозиции не поздоровилось. Одни экспонаты подарили другим музеям, другие передали в театры и на киностудии. Многое банально распродали. А то, что осталось, сложили в ящики и заперли на складе. Возродить музей смогли только после войны, когда уцелевшие раритеты вернули Главному интендантскому управлению. Но лишь в 1985 году экспонаты разместились в современном отапливаемом здании, обустроенном целиком силами тыловых служб.

11. В здешних залах узнаешь много интересного об обыденных вещах и привычных с детства названиях. К примеру, фуражиры долгое время были единственными служивыми Русской армии, к головному убору которых приделывался козырек. Но не из форсу и не в качестве знака различия, а в чисто практических целях: считалось, что такой шапкой очень удобно отмерять лошадям овес.

12. Мундир для солдата всегда был чем-то большим, нежели просто одежда. Недаром ведь при увольнении с военной службы особо оговаривалось право ношения военной формы бывшими военнослужащими. Этому придавалось значение как одному из видов поощрения и признания заслуг.

13.

14.

15.

16.

17.

18..

19.

20. Интересна история появления погон и эполет. Первоначально эполеты - плотные металлические пластины - служили защитой от сабельного удара, а погоны были удобны тем, что предохраняли верхнюю часть мундира от быстрого износа при положении оружия «на плечо». К тому же они как бы скрепляли собой остальные части обмундирования - портупею, перевязь, ранцевые ремни. Знаки различия на них появились позже.

21. Чучело лошади Ворошилова по кличке Маузер.

22.

23. Музей располагает большой экспозицией военной формы и послереволюционного периода.
Каждый кавалерийский полк имел свой цвет фуражек, а таких полков было аж 128.

24.

25. Штандарты для Парада Победы. Первый вариант.

26.

27. Когда 27 июня 1945 года Президиум ВC СССР присвоил Сталину звание генералиссимуса, то встал вопрос: какая форма отныне к лицу главнокомандующему? Разработку мундира для обладателя уникального воинского звания поручили начальнику Тыла Вооруженных сил генералу Хрулеву. Представлял пошитую форму главный интендант Советской армии Драчев. Увидев «наряд», Сталин поморщился. Не понравились ему многочисленные галуны, роскошные золотые эполеты и золотые же лампасы на брюках. Выставив Драчева, вождь сказал подчиненным, что не хочет выглядеть, как петух или швейцар из ресторана. Тем не нужно было объяснять дважды: уже через несколько дней представили мундир скромнее — шерстяной китель с отложным воротничком. Он и получил высочайшее одобрение. Теперь оба варианта формы генералиссимуса можно увидеть в единственном месте — Музее русской, советской и иностранной формы одежды Центрального вещевого управления Минобороны РФ.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35. В музее большая коллекция наград разных стран.

36.

37.

38.

39.

40.


Спасибо пресс центру МО military_press за интересную экскурсию.
Музей находится на территории воинской части и является «режимным» объектом, в связи с чем необходимо заранее подавать заявку на посещение.

В связи с «выцветанием» экспонатов от вспышек фотоаппаратов, в музее действует определенный световой режим и фотографирование по особому распоряжению.