Национальный художественный музей беларуси официальный. Национальный художественный музей республики беларусь


Белорусский национальный художественный музей содержит одну из самых больших коллекций художественных произведений. Музей активно развивается и стал настоящим арт-пространством Республики Беларусь.

Музей национальный художественный: история

История этого музея начинается с 1939 года. Когда в здании коммунистической сельскохозяйственной школы (бывшее здание женской гимназии) была открыта государственная художественная галерея. Галерея занимала 15 залов, в которых находились отделы графики, скульптуры, живописи.

Работники музея активно собирали художественные произведения из музеев городов Белоруссии. Несколько произведений было подарено московскими музеями и галереями. К 1941 году фонд галереи составлял больше 2 500 произведений. Были собраны предметы живописи, художественной промышленности, старинная мебель и гобелены, майссенский и различные каминные часы.

В 1941 году 28 июня в Минск вошли немецкие войска. Галерея была разграблена и большинство ценных экспонатов вывезли в Германию. Описать все собранные экспонаты в Минской галерее не успели, поэтому огромная часть их так и не вернулась.

После войны возвратилась лишь небольшая часть произведений, которые были в то время на выставках в России. С 1944 года галерея размещалась в Доме Профсоюзов. Уже через два года в галерее находилось около 300 произведений, в том числе К. Брюллова, И. Левитана, Б. Кустодиева. Позже для неё начали проектировать новое здание.

5 ноября 1957 года открылось новое здание Государственного художественного музея БССР. В 1993 году музей стал именоваться как Национально-художественный музей Республики Беларусь с уклоном в национальное искусство страны.

Здание музея

Изначально здание музея планировали разместить на углу улиц Кирова и Ленина. Главный вход должен был находиться со стороны Ульяновской улицы. Автор проекта М.И. Бакланов планировал создать здание в стиле ампир с колоннами и полуциркульными окнами.

Идеи оформления здания пришлось пересмотреть, когда для него выделили другой участок земли с прилегающими застройками. Бакланов изменил проект, чтобы новое здание соответствовало окружающим его домам.

Музей национальный художественный значительно расширил свой фонд, и позже к зданию добавились пристройки. В 2007 году произошла реконструкция музея. Идея нового архитектора здания Виталия Белякина заключалась в создании своеобразного музейного города, где соединяются прошлое и настоящее. Современный музей украшен декоративной лепниной, арками и колоннами, а купол здания сделан из стекла.

В будущем в Минске планируют создать музейный квартал, в центре которого будет находиться музей национальный художественный. В квартале разместятся новые павильоны для произведений искусства, откроются сувенирные лавки и арт-кафе, а во внутреннем дворике расположится парк скульптур.

Экспозиции музея

В музее находится около 27 000 произведений. Экспонаты в музее разделены на коллекции, в которых представлены собрания как национального искусства, так и мирового. Мировое искусство в основном представлено работами мастеров Востока и Западной Европы.

Древнебелорусская коллекция представлена декоративно-прикладным искусством, которое датируется X-XII веком, а также средневековыми археологическими находками. Здесь можно увидеть старинную стеклянную посуду, шахматные статуэтки, каменные резные иконки, предметы деревянной пластики, ювелирные предметы религиозного предназначения (потиры, литургические келихи).

Картины национального художественного музея представлены коллекцией русского искусства XVIII-XX веков. Скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства и графика насчитывают около трех тысяч экспонатов. В коллекции есть работы Федора Бруни, Максима Воробьева, Дмитрия Левицкого, Василия Тропонина и др.

Кроме перечисленных, в музее также находятся коллекции белорусского искусства XIX-XX веков, европейского искусства XVI-XX веков и восточного искусства XIV-XX вв.

Восточное искусство представлено изделиями из керамики и фарфора, расписными эмалями, резьбой по дереву и кости, живописью, миниатюрами, скульптурами и ткацкими изделиями.

Мероприятия

Кроме выставок, в музее происходит масса интересных мероприятий. Для детей здесь открыта детская художественная мастерская. В музее проходят встречи с деятелями искусства, мастер-классы и музыкальные вечера.

За все годы существования музей зарекомендовал себя и в научно-исследовательской деятельности. Работники НХМ проводят реставрацию произведений искусства и ведут электронный каталог. Выпускаются альбомы и книги об искусстве. Последняя книга, выпущенная музеем, посвящена белорусским художникам XIX-XX веков.

Посетители могут посещать лекции и интерактивные экскурсии, посвященные национальному и мировому искусству. В музейном арт-кафе все желающие могут посмотреть тематические фильмы.

Национальный художественный музей: время работы, адрес

Выставки экспозиций открыты с 11.00 до 19.00, вход посетителей осуществляется до 18.30.

Вторник - выходной день.

Цена экскурсий колеблется от 50 до 165 тысяч белорусских рублей.

Музей национальный художественный находится в городе Минске, на улице Ленина, 20. Он расположен недалеко от проспекта Независимости, возле станций и "Кулаповская".

В настоящее время директор национального художественного Иванович Прокопцов.

Заключение

Национальный художественный музей Республики Беларусь интересен огромным количеством экспонатов. Коллекции музея представляют национальное белорусское искусство от древних времен до современности, а также европейское и восточное искусство. На его территории проходят различные развлекательные и обучающие мероприятия.

Республика Саха (Якутия) - крупнейшая по территории земля в составе Российской Федерации, богатая разнообразными природными ресурсами, один из важнейших в экономическом отношении субъектов России. Народы Якутии сумели не только обжить студеный край, но и создать в экстремальных климатических условиях уникальную культуру, с присущей ей сверхчувственной формой художественного осознания мира, воплощенной в эпической поэзии олонхо, музыке варгана, орнаментально-декоративном искусстве. Предметы старого быта хранят напластованную веками информацию, в которой заключены утилитарная и знаковая функции. Будь то резьба по дереву или по бивню мамонта, шитье, вышивка или изделия из металла и бересты - в каждом предмете зримо запечатлены природный оптимизм народа, эстетика пространственного мышления, истоки которого восходят к образу традиционного универсума.

Ныне Республика Саха (Якутия) – современный культурный центр на северо-востоке России, живущий полнокровной, напряженной жизнью, в котором сосредоточены высшие и средние учебные заведения, научно-исследовательские институты, Академия наук, Академия Духовности, театры, музеи, библиотеки и другие учреждения культуры. Ее столица - город Якутск, основанная в 1632 году русскими землепроходцами, расположена на берегу многоводной реки Лены, которую питают более 200 тысяч рек и речек. Старый Якутск служил опорным пунктом для отрядов Семена Дежнева, Владимира Атласова, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, снаряженных на освоение новых земель. В XVIII веке город был исходной базой академических экспедиций В.И.Беринга, Я.И.Линденау, братьев Д.Я. и Х.П.Лаптевых, Г.А.Сарычева и многих других. Уже в 1638 году далекий северный град становится самостоятельной административной единицей, центром огромной территории. Это город со своей неповторимой судьбой и биографией. Многие его улицы и отдельные постройки до сих пор несут очарование «старого деревянного Якутска».

Заметную роль в современном культурном пространстве республики занимает Национальный художественный музей – посредник между обществом и его культурой, между культурой прошлого и настоящего. В его богатейшем собрании кристаллизируется общественный опыт многих поколений якутян, возделывавших образ северного края в сложных исторических условиях укрепления российской государственности. В музейном фонде все виды и жанры изобразительного искусства, произведения зарубежных, русских, российских мастеров XVI-XX столетий, широкая панорама искусства Якутии XVIII - начала XXI веков.

Основой собрания музея стали 27 живописных произведений из фондов Государственной Третьяковской галереи, переданных в дар республике в далеком 1928 году. Эта небольшая коллекция представляла подбор характерных образцов русской живописи второй половины XIX – начала XX века. Среди картин можно отметить небольшой пейзаж «Поздняя осень» И.И.Левитана с автографом его брата, подтверждающим авторскую принадлежность кисти знаменитого художника; этюды В.Д.Поленова из палестинской серии; широко и свободно написанный натюрморт «Букет» (1908) К.А.Коровина, в котором нашли отражение характерные черты «русского импрессионизма» и два портрета - привлекательные женские образы - «Дама в черном» (1864) К.Е.Маковского и «Портрет Елены (?) Снегиревой» (1897) В.Е.Маковского, происходящий из Цветковской галереи. Эти произведения по своим живописным достоинствам и по значению представленных имен изначально задали качественный уровень, во многом определивший пути дальнейшего формирования коллекции.

Давлетов К. Из серии по произведению Ч. Айтматова "Первый учитель". Бумага, карандаш

Идея открытия картинной галереи в Якутске принадлежит научно-исследовательскому обществу «Саха кэскилэ», объединившему энтузиастов-краеведов, художников и исследователей. Творческая деятельность общества была чрезвычайно активной: в 1925 году был предложен проект открытия Картинной галереи, в 1926 – организована выставка изобразительного искусства, в 1927 - вопрос о галерее был рассмотрен правительством Якутской АССР. Председатель ЯЦИК СНК ЯАССР М.К.Аммосов через посредство КЯР (Комиссия Академии наук СССР по изучению производительных сил ЯАССР) вел переговоры с музейным отделом Наркомпроса РСФСР о безвозмездной передаче произведений русской и западноевропейской классики в будущую картинную галерею. Комиссия Якутской республики сочла необходимым привлечь к работе по комплектованию музея хранителя Иркутской художественной галереи, живописца Б.И.Лебединского, который увлеченно принялся за сбор и приобретение картин у сибирских художников, а также сам написал для Якутской галереи пейзаж-панно “Река Лена при впадении в нее Алдана” (1928). В письме из Иркутска он пишет: "Само дело настолько интересно, увлекательно и ответственно, что невольно заполняет собой все свободное время, каковое бежит с удвоенной быстротой". Примечательно, что на личные пожертвования якутян в коллекцию приобретаются произведения с передвижной выставки картин сибирских художников. 1

Так начиналось рождение будущего художественного музея в республике. Правительство Якутии и общество «Саха кэскилэ», стремясь к единой цели, прилагали все возможности и силы по созданию национальной галереи. К сожалению, финансовые проблемы отодвинули на долгие годы сам проект, но было решено открыть картинный зал при Областном краеведческом музее.

Леднев В.А. (Род. 1940). РОЗЫ ПУШКИНУ. Холст, масло

Статус самостоятельного учреждения картинный зал получил в 1946 году и тогда же приказом Управления по делам искусств СНК ЯАССР он был преобразован в Якутский музей изобразительных искусств. Но еще в самый разгар Великой Отечественной войны, в сентябре 1943 года, Управление по делам искусств при СНК РСФСР приняло постановление о развитии разных видов искусств в ЯАССР и, в частности, о необходимости открытия художественного музея. Эта идея была реализована при непосредственном участии председателя якутского Союза художников, народного художника Якутии Петра Петровича Романова (1902 - 1952).

В становлении музея большое значение сыграла деятельность Льва Михайловича Габышева (1923–1975), художника, ставшего его директором с 1952-ого по 1975-ый годы. Он имел связи в творческих кругах, был знаком с коллекционерами Москвы и проявил подлинный энтузиазм в деле развития и пропаганды якутского музея как национальной сокровищницы. Широкая эрудиция, эстетическое чутье позволили Л.М.Габышеву заложить основную структуру собрания. Отобранные им произведения в различных запасниках страны, мастерских ведущих художников и частных коллекциях, обширная переписка со специалистами крупных российских музеев способствовали системным поступлениям в фонды качественных произведений старого и современного искусства.

Иннокентьева Н. Обычный день. Холст, масло

В основе собрания - поступления из запасников других музеев. В 1954-1955 годах из фондов Музея искусства народов Востока была передана небольшая, но интересная коллекция мелкой пластики из бронзы и кости, фарфор, предметы с перегородчатой эмалью, живопись на свитках мастеров Японии, Китая, Тибета и Монголии ХVII-ХХ веков. Среди этих предметов несомненный интерес вызывает японская народная миниатюрная скульптура – знаменитая нэцкэ, а также ажурная китайская резьба. Раздел восточного искусства продолжает пополняться за счет даров и приобретений музея.

Яркой страницей в истории музейного дела в республике стала безвозмездная передача в 1962 году более 250 произведений западноевропейского искусства ХVI-ХIХ веков из семейного собрания известного якутского ученого, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева (1902-1958). В составе дара можно отметить итальянских мастеров - Никколо Реньери (ок. 1590-1667), Джованни Баттиста Питтони (1687-1767), голландских художников - Александра Адриансена (1587-1661), Фредерико де Мушерона (1633-1686), превосходные портреты неизвестного фламандского мастера первой четверти ХVII века. На основе картин из коллекции М.Ф.Габышева в 1970 году, в бывшем здании Якутского уездного казначейства, построенного в 1909 году, был открыт филиал – «Музей западноевропейского искусства», преобразованный в 1995 году в «Галерею зарубежного искусства имени профессора М.Ф.Габышева».

Юбилейная выставка "ЖИГАНСК: НАСЛЕДИЕ, ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ" посвящённая 385-летию заполярного Жиганска

Коллекция русского искусства, положив начало Якутскому художественному музею, продолжала расти и в последующие годы. Живопись удачно дополнили гравюры, рисунки, акварели художников ХVIII-ХIХ веков А.Г.Ухтомского, М.И.Махаева, Н.Г.Чернецова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, В.А.Серова и многих других, декоративно-прикладное искусство - фарфор Русского Императорского завода и знаменитых российских фабрик Ф.Я.Гарднера, А.Г.Попова, М.С.Кузнецова, скульптура П.К.Клодта и Е.Е.Лансере, а также предметы из серебра с золочением и чернением.

Большую помощь музею в формировании собрания старого искусства оказал известный московский коллекционер Ф.Е.Вишневский, даривший на протяжении многих лет произведения русской и западноевропейской живописи. Среди них детский портрет – «Мальчик с погремушкой» неизвестного русского мастера второй половины ХVIII века, парадный «Портрет генерала М.Н.Муравьева» (около 1864 г.) кисти Н.Г.Шильдера.

Следует также отметить работы, позднее поступившие в отдел русского искусства, среди них пейзажи «Сумерки» (1883) И.И.Шишкина, «Лунная ночь» А.И.Куинджи, «Портрет молодой грузинки», возможно исполненный М.А.Врубелем, а также полотно И.К.Айвазовского «Героиня Баболина...» (1880).

ВЫСТАВКА "ЛИКИ ГЭСЭРИАДЫ"

С самого начала истории музея стал развиваться второй по величине отдел искусства ХХ века. В нем представлены произведения П.П.Кончаловского, А.М.Корина, Г.Г.Ряжского, А.П.Остроумовой-Лебедевой, В.А.Фаворского, А.Т.Матвеева. Коллекция каждое десятилетие пополнялась новыми экспонатами, в которых нашли отражения художественные процессы, происходившие в стране. Так, в конце 1980-х-начале 1990-х годов поступил ряд интересных работ художников 1920-1930-х годов В.П.Беляева, С.А.Лучишкина, Д.И.Митрохина и современных мастеров Г.М.Коржева, П.П.Оссовского, Т.Г.Назаренко, Н.И.Нестеровой, О.К.Комова, В.Х.Думаняна.

Раздел русского искусства включает в себя коллекцию народного искусства – российские промыслы - холмогорскую кость, дымковскую и филимоновскую игрушку, архангельских щепных птиц, лаковую миниатюру, роспись по шелку, фарфор и т.д. Ювелирное искусство представлено разнообразием техник и материалов: изделия из цветных металлов, серебра, камня, эмали.

Важнейшая часть музейного собрания - искусство Якутии, коллекция которого отличается полнотой и хронологической стройностью. Пути развития якутского профессионального изобразительного искусства сложны и динамичны, в нем нашли отражение философские и эстетические представления народа Саха, та общность художественных задач и исканий, которые возникли еще перед первым поколением художников, стремившихся к созданию своей национальной художественной школы. Среди зачинателей якутского изобразительного искусства - народные художники Якутии: И.В.Попов (1874-1945), чье творчество явилось первым опытом изобразительной культуры и освоения традиций русского искусства на якутской земле; М.М. Носов (1887-1960), произведения которого отличает интерес к фольклорным сюжетам и материальной культуре народа саха; П.П.Романов (1902-1952), с именем которого связано профессиональное развитие Союза художников Якутии и становление самого музея.

Выставка "УРАН ИИС: YГЭС УОННА АНЫГЫ КЭМ" (Декоративное шитье: традиции и современность)

Якутский отдел в музейном собрании определился в основных своих чертах в середине 1960-х годов, что было обусловлено успешным развитием профессионального изобразительного искусства республики. Огромное значение для его формирования имели крупные художественные выставки конца 1950-1980-х годов, проходившие в Якутии и России, создание зональных коллективов и ряд других факторов, стимулировавших творческий рост художников.

В 1970-е годы состав коллекции обогатился произведениями, отразившими самобытное, по-своему уникальное явление, как «якутская графика», характеризующаяся яркой национальной принадлежностью, своим кругом тем, образной структурой, а также применением самых различных техник: рисунка, офорта, линогравюры, литографии, ксилографии, монотипии и т.д.

Музей обладает большим количеством произведений, которые можно рассматривать как программные для творческого наследия многих якутских художников: живописцев А.Н.Осипова, В.Г.Петрова, А.П.Собакина, Э.И.Васильева, И.Е.Капитонова, Т.А.Степанова; графиков Э.С.Сивцева, А.П.Мунхалова, В.Р.Васильева, В.С.Карамзина, М.А.Рахлеевой; скульпторов К.Н.Пшенникова, С.А.Егорова, П.А.Захарова, Р.Н.Бурцевой; мастеров декоративно-прикладного искусства Т.В.Аммосова, С.Н. Пестерева, С.Н.Петрова, Е.Е.Аммосовой, А.Сивцевой и многих других, представляющих тематические, образные, стилевые и традиционные особенности изобразительного искусства Якутии.

Современный художественный процесс отражен в произведениях, отмеченных стилистической компромиссностью, поисками декоративных пластических приемов, многозначностью смысла изображенного. Изменившийся взгляд на мир обусловил более широкое обращение художников к опыту мирового искусства, вызвал неоднозначное переосмысление реалий действительности, острую национальную окрашенность. Молодые художники, наряду с трактовкой актуальных общечеловеческих проблем, по- новому осмысливают тему взаимоотношения человека и общества, человека и среды. В связи с этим можно назвать имена А.Д.Васильева, М.Г.Старостина, М.М.Лукиной, Ю.В.Спиридонова, А.Чикачева, Т.Е.Шапошниковой, Э.И.Пахомова, С.К.Прокопьева.

Панораму изобразительного искусства Якутии завершает отдел народного и декоративно-прикладного искусства. В нем собраны превосходные образцы предметов ХVIII-ХIХ веков, а также изделия современных мастеров, продолжающих и развивающих традиции мастерства плетения конским волосом, меховой мозаики, вышивки, гравировки и чернения по серебру, резьбы по дереву и бересте.

Выставка народного художника РСФСР и ЯАССР Терентия Васильевича Аммосова

Особой гордостью музея является коллекция резной кости ХIХ-ХХ веков. Она представляет уникальное по своей художественной значимости культурное явление, свидетельствующее об оригинальности этнического мышления. По составу коллекции можно проследить эволюцию этого художественного промысла, известного с XVIII века, его характерные особенности - пластичность, выразительность, лаконизм в отборе изобразительных средств. Предметное и жанровое разнообразие велико – от традиционных шкатулок, декоративных кубков, пластин, шахмат, до многофигурных композиций с фольклорными мотивами, фигурок животных, сценок из сельской жизни, ножей, трубок и письменных приборов, выполненных из ископаемого бивня мамонта.

Наиболее полно и разнообразно представлено наследие трех известных косторезов, лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина – Т.В.Аммосова, С.Н.Пестерева, С.Н.Петрова, гармонично и полноценно соединивших в своем творчестве народную основу и индивидуальное видение мира.

В последние годы были сформированы такие разделы собрания как сибирская иконопись (где особенно ценно для нас наличие икон местных мастеров), книжная иллюстрация, плакат, сценография. Новые поступления позволили выделить в самостоятельные разделы декоративно-прикладного искусства резьбу по дереву, шитье, вышивку по ткани и меху ювелирное искусство. Ныне якутский музей владеет добротной коллекцией декоративно-прикладного искусства северных народов, представляющей большую художественную ценность.

Находить и поддерживать талантливых художников, показывать их работы зрителю, собирать вокруг музея меценатов и ценителей изящного, стремиться к тому, чтобы лучшие произведения современных мастеров не распылялись по частным коллекциям, а оказывались в музейном собрании, одновременно пополнять разделы старого искусства, - таковы широкие задачи музея. Основные принципы при отборе произведений – качество, новизна пластического языка, самобытность и интенсивность творческого высказывания. Собрание музея – это осмысленный итог подвижнического труда нескольких поколений музейных сотрудников, ведущих большую работу по систематизации, консервации, изучению и комплектованию разных по характеру коллекций. Систематические пополнения обогатили за прошедшие десятилетия все исторически сложившиеся отделы собрания. В настоящее время основная задача заключается в углубленном, тщательном и постоянном изучении накопленных богатств, их широкой публикации и популяризации, создании новых условий для их экспонирования.

Выставка «Сɥрэл эйгэ сɥɥрɥгэ» (Течение пространства души)

Множество лиц приняли живое участие в судьбе музея, сотни произведений поступали от коллекционеров, частных лиц, хранилищ других музеев, от самих художников, из государственных фондов Министерств культуры СССР, РСФСР, ЯАССР, Союза художников России и Якутии, а также многочисленных любителей искусства. Новые отделы, органично прираставшие к якутской коллекции, придали музею разноплановый характер, представляя искусство разных времен и народов. Из новейших приобретений следует назвать произведения графиков В.Р.Васильева, Ю.И.Вотякова, В.Д.Иванова; косторезов С.Н.Петрова, С.Н.Пестерева; живописца М.Н.Магатыровой.

С особой теплотой и благодарностью хочется вспомнить имена дарителей, таких как Е.Д.Кардовская, В.Н.Бакшеев, А.Н.Сахаровская, А.М.Горшман, Б.Ф.Домашников, Е.Е.Аммосова, У.Н.Полицинская и многие другие.

Сотрудники музея ведут кропотливую работу по описанию музейных сокровищ и созданию Государственного научного каталога с использованием новых музейных технологий. Одновременно осуществляется обширная деятельность по реставрации и консервации экспонатов. В 1992 году Якутский республиканский музей изобразительных искусств имени профессора.М.Ф.Габышева был включен в реестр особо ценных объектов национального достояния республики, в 1995 году преобразован в Государственный музейный художественный комплекс «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)» с функциями научно-исследовательского, организационно-методического и просветительного центра для всех галерей и музеев художественного профиля на территории республики.

А.Л. Габышева
Генеральный директор
Государственного музейного художественного комплекса

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Архивные сведения приводятся по изд.: Потапова И.А. «Ступени творческого роста». Якутск, 1982

Директора музея

1946-1952 Кандинский Вячеслав Алексеевич (1902-1980), народный художник Якутской АССР, живописец.

1952-1975 Габышев Лев Михайлович (1923-1975), заслуженный деятель искусств Якутской АССР, живописец.

1975-1983 Петров Виктор Григорьевич (род.1928), заслуженный работник культуры РС(Я), живописец.

1984-1993 Васильева Наталья Михайловна (род.1938), искусствовед.

1993 - по настоящее время Габышева Ася Львовна, заслуженный деятель искусств РС (Я), искусствовед.

ПОСТОЯННЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Постоянная экспозиция Национального художественного музея Республики Саха (Якутия): русское и отечественное искусство XVIII-XX в.в., искусство Якутии XVIII-XX в.в. Национальный художественный музей РС (Я), Кирова, 9

В этом выпуске проект «Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ» приглашает на виртуальную экскурсию по Национальному художественному музею. Это то место, где собрана уникальная коллекция предметов искусства, хранятся оригиналы Айвазовского, Шишкина и Пукирева. Насколько богатая и разнообразная у Национального художественного музея коллекция – читайте ниже. В каждом большом городе есть особые места. Есть места, которые посещают, чтобы прослыть модными; есть места, которые дают право именоваться культурным человеком; а есть те, в которые приходят по зову души и сердца, те, в которых начинаешь понимать, что прекрасное и восхитительное совсем рядом. Вот уже 76 лет в Минске существует место, куда приходят насладиться живописным великолепием. И это место – Национальный художественный музей Республики Беларусь. В экспозиции, филиалах и фондохранилищах этого музея находится более тридцати тысяч произведений, которые формируют двадцать разнообразных коллекций и составляют два главных музейных собрания: собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира.




Официальная история музея начинается 24 января 1939 г., когда постановлением Совета Народных Комиссаров БССР в Минске была создана Государственная картинная галерея. В послевоенные годы галерея получила новый статус: отныне это был уже Государственный художественный музей. И, наконец, в 1993 г. появилось название-бренд, под которым мы знаем музей и сегодня.
Довоенный период работы Галереи под руководством Николая Прокопьевича Михолапа (1886–1979) – время интенсивного формирования художественных коллекций. За удивительно короткий срок сотрудники успели сделать невероятно много по сбору экспонатов: были вывезены и взяты на учёт самые ценные произведения культового искусства в церквях и костёлах, собраны большие фонды живописи, графики и декоративно-прикладного искусства из фондов музеев Беларуси. Несколько произведений из своих фондов подарили Третьяковская галерея и Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж. В коллекцию новой галереи вошли и произведения известных русских советских художников.

После воссоединения в сентябре 1939 г. западно-белорусских земель с БССР в Картинную галерею поступили произведения из национализированных усадеб и замков Западной Беларуси, в том числе и часть коллекции дворца князей Радзивиллов в Несвиже. Таким образом, коллекция пополнилась богатым собранием слуцких поясов, французских гобеленов XVIII в., портретной живописи XVI – XIХ вв. В начале 1941 г. фонды Государственной картинной галереи БССР насчитывали уже 2711 произведений, из которых 400 находились в экспозиции. Коллектив галереи, научные сотрудники и искусствоведы были в предвкушении огромного фронта работы по описанию и изучению каждого памятника, созданию каталога музейной коллекции. Но… Но началась Великая Отечественная война. В первые дни войны судьба всего собрания складывается трагически. За короткий промежуток времени оно исчезнет бесследно. Коллекцию готовили к эвакуации, но не сумели спасти – не вывезли. В полном составе и в полной сохранности художественное собрание в Минске предстало перед завоевателями. Собрание картинной галереи перестало существовать, и его утрату можно назвать невосполнимой. Судьба довоенного собрания картинной галереи до сих пор неизвестна. Второй этап истории музея связан с 33-летней подвижнической деятельностью заслуженного деятеля искусств БССР, директора Галереи с 1944 г. Елены Васильевны Аладовой (1907 – 1986), заведовавшей до войны отделом русского и белорусского искусства. Благодаря энергии и энтузиазму немногочисленных первых сотрудников, работавших самозабвенно, часто до глубокой ночи, музей буквально «восстал из пепла». Несмотря на послевоенную разруху, правительство республики выделяло немалые средства на покупку произведений для Галереи. Вновь помогали музеи России: Государственный музей им. А.С. Пушкина, Государственный Русский музей. Е.В. Аладова добилась разрешения на строительство специального здания для Галереи. В 1957 г. музей праздновал новоселье в знакомых всем нам и по сей день интерьерах. Осмотр экспозиции Национального художественного музея начинается как раз с тех залов, которые принимали посетителей и в далёкие 50-е. Сегодня здесь размещается русское искусство XVIII – начала XX вв. Коллекция этого периода насчитывает более 5 тысяч единиц живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства, созданных русскими мастерами. В выставочных залах можно приобщиться к творчеству К.П. Брюллова, С.Ф. Щедрина, И.К. Айвазовского, В.Г. Перова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, И.И. Шишкина и многих других корифеев русского искусства.

Однако особое внимание следует уделить полотну В.В. Пукирева «Неравный брак», которое стало своеобразной классикой жанра. Всё дело в том, что в Художественном музее выставлен вариант-повторение этого произведения, написанный в 1875 г., т.е. через 13 лет после того, как художник создал первый вариант произведения. Сегодня старший брат «Неравного брака» хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В 1993 г. началось строительство нового корпуса музея – пристройки к основному зданию. Это позволило значительно расширить экспозиционные площади. Практически весь этот корпус посвящён нашему национальному искусству, начиная с XII в. и заканчивая художниками-современниками. Пройдя через раздвижной портал из «старого» в «новый» корпус, оказываешься как бы в совершенно другом музее. Такой контраст делает посещение Художественного более запоминающимся и разнообразным. Расширение площадей позволило предусмотреть выставочные залы, которые соответствуют современным требованиям экспонирования и запросам посетителей. Специальное оборудование позволило выставить для всеобщего обозрения настоящие артефакты белорусского искусства XII – XVIII вв. Это и многочисленные иконы, и старинные резные украшения храмов, и рукописи. Разумеется, именно в таких специальных условиях может храниться и наше поистине национальное достояние – слуцкие пояса. Уже только ради этой встречи стоит посетить Художественный музей!




Разумеется, в Национальном художественном музее можно познакомиться не только с культурой одной нации. Здесь размещаются ещё две экспозиции, которые позволяют перенестись за границы Беларуси. Экспозиция «Западноевропейское искусство XVI – начала XX вв.» знакомит с работами как известных, так и малоизвестных художников, представляющих различные школы, эпохи и направления европейского искусства. Немалый интерес представляет и экспозиция «Искусство стран Востока XIV – XX вв.» История этой коллекции начинается с конца 1950-х гг., когда Министерством культуры КНР было передано в музей значительное собрание произведений декоративно-прикладного искусства Китая. Сегодня в коллекции представлены традиционные виды искусства стран Передней, Средней, Центральной, Южной и Юго-восточной Азии, Кавказа и Дальнего Востока: живопись и скульптура, миниатюра и искусство народной картины, ткачество и художественный металл, керамика и фарфор, расписная и перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, расписные и резные лаки.



Национальный художественный музей Республики Беларусь уже давно перестал быть просто музеем. Это одновременно и концертная площадка, и лекционная аудитория, и интерактивная локация, и храм искусства. Минчане (да и не только) с нетерпением ждут ежегодных акций, ставших уже традиционными и собирающих, кажется, полгорода, – «Ночь музеев» и «Вераснёвы вечар». Многочисленные концерты практически на любой музыкальный вкус – от классики до экспериментальных альтернативных исполнителей – проходят здесь едва ли не каждую неделю. Интерактивные программы давно снискали славу самого необычного музейного направления, превратив музей в своеобразный флагман этого вида деятельности. Лектории и мастер-классы организуются под каждую выставку, что даёт возможность глубже познать материал. С такой насыщенной программой в музее с огромным удовольствием можно провести всей семьёй весь день. Здесь даже можно сделать вкусный перерыв, заглянув в единственное в стране арт-кафе. Посетить Художественный музей можно практически в любое удобное время, а раз в месяц это и вовсе можно сделать бесплатно. Музей – это целая жизнь! Только ленивый может позволить себе пройти этой жизни мимо.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, г. Минск, ул. Ленина, 20, тел.: +375 17 327 71 63 Время работы: 11:00 – 19:00 Касса и вход для посетителей: 11:00 – 18:30 Выходной: вторник Стоимость взрослого билета на постоянную экспозицию в 2016 году – 50 000 рублей, льготного – 25 000 рублей. Стоимость экскурсионного обслуживания – от 100 000 рублей. Сайт музея -

Решение о создании художественного музея было принято в сентябре 1943 года. Статус самостоятельного учреждения картинный зал, существовавший с 1925 года, получил в 1946 году и тогда же приказом Управления по делам искусств СНК ЯАССР он был преобразован в Якутский музей изобразительных искусств.

Основой собрания музея стали 27 живописных произведений из фондов Государственной Третьяковской галереи, переданных в дар республике в далеком 1928 году. Эта небольшая коллекция представляла подбор характерных образцов русской живописи второй половины XIX – начала XX века. Среди картин можно отметить небольшой пейзаж «Поздняя осень» И.И. Левитана с автографом его брата, подтверждающим авторскую принадлежность кисти знаменитого художника; этюды В.Д. Поленова из палестинской серии; широко и свободно написанный натюрморт «Букет» (1908) К.А. Коровина, в котором нашли отражение характерные черты «русского импрессионизма» и два портрета - привлекательные женские образы - «Дама в черном» (1864) К.Е. Маковского и «Портрет Елены (?) Снегиревой» (1897) В.Е. Маковского, происходящий из Цветковской галереи. Эти произведения по своим живописным достоинствам и по значению представленных имен изначально задали качественный уровень, во многом определивший пути дальнейшего формирования коллекции.

Также в собрании поступления из запасников других музеев. В 1954-1955 годах из фондов Музея искусства народов Востока была передана небольшая, но интересная коллекция мелкой пластики из бронзы и кости, фарфор, предметы с перегородчатой эмалью, живопись на свитках мастеров Японии, Китая, Тибета и Монголии ХVII-ХХ веков. Среди этих предметов несомненный интерес вызывает японская народная миниатюрная скульптура – знаменитая нэцкэ, а также ажурная китайская резьба. Раздел восточного искусства продолжает пополняться за счет даров и приобретений музея.

Яркой страницей в истории музейного дела в республике стала безвозмездная передача в 1962 году более 250 произведений западноевропейского искусства ХVI-ХIХ веков из семейного собрания известного якутского ученого, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева (1902-1958). В составе дара можно отметить итальянских мастеров - Никколо Реньери (ок. 1590-1667), Джованни Баттиста Питтони (1687-1767), голландских художников - Александра Адриансена (1587-1661), Фредерико де Мушерона (1633-1686), превосходные портреты неизвестного фламандского мастера первой четверти ХVII века.

Музей обладает большим количеством произведений, которые можно рассматривать как программные для творческого наследия многих якутских художников.

Победитель конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2009 г. Проект "Биеннале молодого искусства "Здесь и сейчас"