Нравственные образы повести В. Быкова "Сотников"


Какой подвиг совершил Сотников в повсети Василя Быкова и получил лучший ответ

Ответ от БЕСПАРДОННЫЙ[гуру]
На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов - Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: “Потому и не отказался, что другие отказались”. Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.
По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом. Интересна такая деталь - автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного, недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения.
По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак - крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса:
“Ты послушай, - помолчав, горячо зашептал Рыбак. - Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, - как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. - Вот как! Ну и что ж - побежишь? - Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. - Смотри, проторгуешься, - язвительно просипел Сотников”.
Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.
Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая
дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова “коварная судьба заплутавшегося на войне человека”, - пишет автор.

Ответ от 3 ответа [гуру]

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (ПО ПОВЕСТИ В. БЫКОВА «СОТНИКОВ)

1.Вступление.

Нравственный выбор человека на войне.

2. Основная часть.

2.1 Разведчики Сотников и Рыбак.

2.2.Главный выбор сделан.

3. Заключение.

Приз писателю Быкову. в годы войны Истории и самим себе мы преподали великий урок человеческого достоинства.

Проблема нравственного выбора человека перед лицом страшных испытаний ярче всего раскрывается в произведениях литературы, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Где, как не перед лицом смерти, способен раскрыться человек, показать всё, на что он способен и чем дорожит в жизни. В повести белорусского писателя Василя Быкова « Сотников » автор размышляет об истинном и ложном героизме. В ней сталкиваются не враги, а люди, воюющие на одной стороне. Возможно, в обычных условиях и не проявились бы истинные характеры этих героев. Разведчики Сотников и Рыбак идут на выполнение боевого задания и по-разному реагируют на предстоящую опасность. С первого взгляда кажется, что физически сильный и сообразительный Рыбак гораздо больше готов к подвигу, чем хилый и слабый Сотников. Но и тогда, когда опасности еще поблизости не было, внутренне Рыбак уже был готов к тому, чтобы совершить предательство. Перед нами человек, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход». Эту щербинку отлично почувствовал немецкий следователь, предложивший герою служить Германии. Немецкие полицаи обнаруживают русских разведчиков у приютившей их деревенской жительницы. Оказавшись в плену и подвергаясь допросам, герои ведут себя по-разному. Сотников берёт всю вину на себя, защищая спрятавшую их женщину и её дочь, которых полицаи тоже схватили. За это он подвергается жестоким пыткам немецкого палача. Рыбак поначалу также настроен держаться до последнего, но, увидев вернувшегося с допроса израненного товарища, ощущает в себе отчаянное желание выжить во что бы то ни стало. Вспоминая, что на первом допросе, следователь намекал ему на службу в полиции, Рыбак, по-видимому, уже в тот момент сделал свой выбор. Когда немцы, не добившись никаких сведений ни допросами, ни пытками, объявляют пленникам о предстоящей казни, герои опять по-разному проявляют характер. Рыбака эта новость заставляет лихорадочно искать

способ сохранить свою жизнь — толкает его на предательство. Он убеждает себя в том, что он не предатель, что он убежит. Сотников же примиряется с мыслью о смерти, но пытается убедить немцев, что он один партизан, а остальные люди не имеют к нему никакого отношения. В последние минуты жизни Сотников потерял уверенность в своём праве требовать от людей того же, что от себя. Даже презирая Рыбака за измену Родине, Сотников осознаёт, что не вправе осуждать человека за его бесконечное желание жить. Герой понимает, что Рыбак всегда был слабее его самого. Сотников уходит из жизни совершенно иным человеком, став мудрее и снисходительнее к слабостям других. Сам он до последнего дыхания остается верен себе и своему долгу: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть … Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко она дается человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу». Огромная нравственная сила Сотников а помогает ему не сломаться, приняв страдания. Сотников — образ, который вселяет в нас силу духа, становится примером, которому хочется следовать. Быков размышляет не только о жизни и смерти, о человеческом долге и предательстве. Писатель пытается дать психологический анализ поступкам, мыслям, словам своих героев. Осудить Рыбака легко, и он, безусловно, заслуживает осуждения. Но Быков постарался не только проанализировать поступки этого человека, но и понять, объяснить их. 3а повесть « Сотников» Быкову был присуждён специальный приз Католической церкви, проповедующей понимание и прощение. Произведение, которое учит человека думать и сопереживать, не могло остаться без внимания

Текст сочинения:

Война это повод поговорить о хорошем и плохом человеке.
В. Быков
Василь Быков является представителем той литературы о Великой Отечественной войне, которая получила впоследствии определение литература лейтенантов, то есть литературы, представитель которой сам воевал, сидел в окопах, видел подвиг в будничной работе солдата. Вот почему в быковской прозе четко просматриваюҭся толстовские традиции изображения войны как противоестественного человеческой природе собыҭия.
Кроме того, В. Быков всегда был уверен, что именно война помогает раскрыть сущность каждого человека, так как основной проблемой становиҭся самосознание человека перед лицом смерҭи.
В повести Сотников В. Быков противопоставил двух обычных советских людей: Сотникова и Рыбака. Не немца и русского, а именно двух русских солдат. И, если Сотников с честью проходиҭ через ҭяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, то Рыбак, оказавшись перед лицом смерҭи, в страхе меняет свои убеждения, предает Родину, спасает свою жизнь, которая после предательства теряет всякий смысл. Он практически становиҭся врагом. Он уходиҭ в мир полицаев, в котором личное благополучие становиҭся превыше всего, а страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать.
Возможно, подспудно в Рыбаке и было заложено нечто подлое, но скрытое, а вот перед лицом смерҭи человек и стал таким, каков он на самом деле. Какое удивительное перевоплощение происходиҭ с эҭим человеком. Поначалу сильный и сообразительный Рыбак казался более подготовленным к выполнению задания, чем хилый, больной Сотников. Однако, если Рыбак, который всю жизнь ухитрялся найҭи какой-нибудь выход, внутренне готов к тому, чтобы совершить преступление, то Сотников до последнего дыхания остается верным человеческому долгу.
В повести В. Быкова каждый занял в ряду жерҭв и палачей свое место. И все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Слабость Рыбака, его неуемную жажду продолжения жизни почувствовал такой же предатель полицай и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: Сохраним жизнь. Будешь служить Великой Германии. Рыбак еще не согласился идҭи в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников же во время пыҭки терял сознание, но не сказал ничего.
Именно в этот моменҭ обычные действия начинаюҭ переходить в разряд подвига. И хотя истинное толкование слова подвиг героический, самоотверженный поступок, Сотников совершает именно подвиг, выбирая смерть и отрицая предательство. Сотников словно примирился со смертью. Безусловно, он хотел бы умереть в бою, но теперь, когда это стало для него невозможным, единственное, что ему оставалось, это определиться в своем отношении к людям, оказавшимся рядом. Вот почему перед казнью Сотников заявляет следователю: Я парҭизан, остальные ҭуҭ ни при чем.
В последние минуҭы жизни Сотников неожидан; но теряет былую уверенность в праве требовать от других определенных норм поведения Внутренне он готов простить даже Рыбака. Не стал искать сочувствия Сотников и у толпы, окружавшей место казни.
Можно ли считать Сотникова героем, если он не успел сделать ни одного выстрела? В. Быков сумел по-новому показать и, главное, доказать, что человек может совершить подвиг не только физически, но и духовно. Именно сфера духовности преобладает у Сотникова, увидевшего перед смертью сон про себя, ребенка и отца, который говорил ему: Был огонь, и была высшая справедливость на свете. Справедливость не на земле, а на небе. И тогда Сотников понял, что в его власти уйҭи из мира по совести, и в этом высшая награда, которую давала ему жизнь.
Именно в этом эпизоде В. Быкову удалось по-новому осветить понятие подвига, напоминая, что главное в том, сохранил ли человек в себе человека.
Повесть В. Быкова Сотников стала одним из первых произведений о войне, в котором рассматривалась тема предательства, возведенного в абсолюҭно новую нравственную категорию. Дело в том, что писатель дает возможность трактовать проступок Рыбака как поступок солдата, идущего на все, чтобы сохранить свою жизнь и продолжить борьбу с врагами. Ведь автор сам неоднократно подчеркивал: ... Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Мне кажется, я смотрю шире. Я говорю просто о человеке. О возможности для него и в самой страшной сиҭуации сохранить свое достоинство. Если есть шанс выиграть.
Если нет выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно.

Права на сочинение "Подвиг человека на войне (по повести В. Быкова Сотников)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.
Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.
Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть , написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.
Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».
Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.
О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.
Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.
В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.
В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.
Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.
Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».
Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.