«Нужна ли современному читателю классическая литература? Сергей чупринин Кто были главными героями в драме разбойники.


Сочинение

Деятельность Шиллера проходила в Германии, расцвет его творчества пришелся на 1790-е гг. Умер в Веймаре. Шиллер был человеком, который своим творчеством обозначил преддверие романтизма. Его основное творчество – это деятельность как драматурга. «Разбойники» (в 18 лет), «Коварство и любовь», драмы исторического характера, не очень часто обращается к истории Германии, но к европейской, мировой. «Орлеанская дева» (Жанна Д’Арк), «Мария Стюарт» (история Англии), «Дон Карлос» (Испания), «Вильгельм Телль» (национальный символ Швейцарии – вольный стрелок).

Зрелая драма – центральная тема свободы, идея национального освобождения (Жанна Д’Арк), столкновение двух характеров Мария Стюарт – характер расчетливой Елизаветы и стихийного характера Марии Стюарт. С немецкой историей связана драма для чтения «Валленштейн». Драма «Дмитрий самозванец» связана с русской историей (только наброски этого произведения). Слава Шиллера была громадной до 30-х гг. 19 века. Он убежден и стремился убедить читателя в том, что в мире очень четко прочерчена граница между добром и злом. Стилистика: большие монологи героев, восторженные, созданные для декламации.

«Мария Стюарт» – Шиллер умел создавать женские характеры и не боялся ставить их в центре. Эта пьеса, в которой 2 главных женские роли – две королевы. Мария Стюарт – французская принцесса, ее отец шотландский король, ее наставник поэт, она образованна, хороша собой, очаровательна, притягательна, ревностная католичка, но была замужем два раза. В Шотландии происходя распри – отделение от Англии, борьба католиков с англиканской церковью. Ее втягивают в заговоры, способствующие смерти одного из мужей. В это время на престоле в Англии воцарилась Елизавета Тюдор (королева-девстенница).

Женщина-политик, наделена государственным умом, деловая, расчетливая, склонная к интригам. НА престол она прав не имела. Ее отец Генрих 8 послал ее мать на плаху, после этого Елизавета считалась незаконнорожденно. Поле Генриха 8 сыновей не осталось и на престол взошла Мария Кровавая. Она отправляет Елизавету в тюрьму, но после смерти Марии, Елизавета стала королевой. Она понимала, что если она выйдет замуж, то все перейдет мужу и она потеряет самостоятельность, поэтому она стала королевой-девственницей. Для Шиллера его драма – это столкновение двух подходов жизни: естественное стремление человека к свободе и самовыражению (Мария некорыстная, нечестолюбивая, женщина, созданная для любви, самокритична, открыта, ее слуги остаются с ней до конца, потому что любят ее). Для Марии самая яркая сцена – встреча с Елизаветой. Елизавета умна, она рассматривает Марию как угрозу благополучию страны. Она остается женщиной и понимает, что у нее нет того, чем обладает Мария. Она ей по-женски завидует. В ней живет тайное женское соперничество.

Встреча двух королев представляет вступление: Марии разрешено спуститься в сад, проведя годы в заточении, она рада как дитя. Мечтает королева только о том, чтобы Елизавета ее выпустила, ей нужна свобода. А Елизавета разговаривает с ней свысока, она жаждет, чтобы Мария во всем ей подчинялась, признала все приоритеты. А в противном случае Елизавета готова на все. Когда Елизавета выходит за рамки этики разговора, Мария выходит из себя. Елизавета упрекает Марию в том, что она грешна, Мария приходит в ярость и разоблачает лицемерие королевы. Выплеск правды, свобода для нее важнне чем будущее. Уже оставшись одна, понимая что освобождения не будет, горда тем, что так унизила Елизавету. Елизавета решает, что будет в безопасности только после смерти Марии. Она начинает подготавливать своих лордов, чтобы они вынесли решение о казни Марии. Сцена прощания Марии Стюарт с теми, кто ее сопровождает. Королева до последнего момента спокойна и с большим достоинством принимает смерть.

В основе сюжета лежит семейная трагедия. В родовом замке баронов фон Моор живут отец, младший сын – Франц и воспитанница графа, невеста старшего сына, Амалия фон Эдельрейх. Завязкой служит письмо, полученное якобы Францем, в котором повествуется о беспутной жизни проходящего курс наук в университете в Лейпциге Карла фон Моора, старшего сына графа. Опечаленный плохими новостями, старик фон Моор под давлением позволяет Францу написать письмо Карлу и сообщить ему, что, разгневанный поведением своего старшего сына, он, граф, лишает его наследства и своего родительского благословения.

В это время в Лейпциге, в корчме, где собираются обычно студенты Лейпцигского университета, Карл фон Моор ждет ответа на свое письмо к отцу, в котором он чистосердечно раскаивается в своей распутной жизни и обещает впредь заниматься делом.

Приходит письмо от Франца – Карл в отчаянии. Его друзья обсуждают в корчме предложение Шпигельберга собрать шайку разбойников, поселиться в богемских лесах и отбирать у богатых путников деньги, а затем пускать их в оборот.

Бедным студентам эта мысль кажется заманчивой, но им нужен атаман, и хотя сам Шпигельберг рассчитывал на эту должность, все единогласно выбирают Карла фон Моора. Надеясь, что "кровь и смерть" заставят его позабыть прежнюю жизнь, отца, невесту, Карл дает клятву верности своим разбойникам, а те, в свою очередь, присягают ему.

Теперь, когда Францу фон Моору удалось изгнать своего старшего брата из любящего сердца отца, он пытается очернить его и в глазах его невесты, Амалии. В частности, он сообщает ей, что бриллиантовый перстень, подаренный ею Карлу перед разлукой в залог верности, тот отдал развратнице, когда ему нечем было заплатить за любовные утехи. Он рисует перед Амалией портрет больного нищего в лохмотьях, изо рта которого разит "смертоносной дурнотой",- таков ее любимый Карл теперь.

Но Амалия отказывается верить Францу и прогоняет его прочь.

В голове Франца фон Моора созрел план, который наконец поможет ему осуществить свою мечту, стать единственным обладателем наследства графов фон Моор. Для этого он подговаривает побочного сына одного местного дворянина, Германа, переодеться и, явившись к старику Моору, сообщить, что он был свидетелем смерти Карла, который принимал участие в сражении под Прагой. Сердце больного графа вряд ли выдержит это ужасное известие. За это Франц обещает Герману вернуть ему Амалию фон Эдельрейх, которую некогда у него отбил Карл фон Моор.

Так все и происходит. К старику Моору и Амалии является переодетый Герман. Он рассказывает о смерти Карла. Граф фон Моор винит себя в смерти своего старшего сына, он откидывается на подушки, и его сердце, кажется, останавливается. Франц радуется долгожданной смерти отца.

Тем временем в богемских лесах разбойничает Карл фон Моор. Он смел и часто играет со смертью, так как утратил интерес к жизни. Свою долю добычи он отдает сиротам. Он карает богатых, грабящих простых людей, следуя принципу: "Мое ремесло – возмездие, месть – мой промысел".

А в родовом замке фон Моор правит Франц. Он достиг своей цели, но удовлетворения не чувствует: Амалия по-прежнему отказывается стать его женой. Герман, понявший, что Франц обманул его, открывает фрейлине фон Эдельрейх "страшную тайну" – Карл Моор жив и старик фон Моор тоже.

Карл со своей шайкой попадает в окружение богемских драгун, но им удается вырваться из него ценой потери всего одного разбойника, богемские же солдаты потеряли около трехсот человек.

В отряд фон Моора просится чешский дворянин, потерявший все свое состояние, а также возлюбленную, которую зовут Амалия. История молодого человека всколыхнула в душе Карла, прежние воспоминания, и он решает вести свою шайку во Франконию. Под другим именем он проникает в свой родовой замок. Он встречает свою Амалию и убеждается, что она верна "погибшему Карлу".

Никто не узнает старшего сына графа, лишь Франц угадывает в госте старшего брата, но никому не говорит о своих догадках. Младший фон Моор заставляет своего старого дворецкого Даниэля дать клятву, что тот убьет приехавшего графа. По шраму на руке дворецкий узнает в графе фон Бр`анде Карла, тот не в силах лгать своему старому слуге, воспитавшему его, но теперь он должен торопиться навсегда покинуть замок. Перед исчезновением он решает все же повидать Амалию, попрощаться с нею.

Карл возвращается к своим разбойникам, утром они покинут эти места, а пока бродит по лесу и в темноте вдруг слышит голос и видит башню. Это Герман пришел украдкой, чтобы накормить узника, запертого здесь. Карл срывает замки с башни и освобождает старика, иссохшего как скелет. Этим узником оказывается старик фон Моор, который, к своему несчастью, не умер тогда от вести, принесенной Германом, но когда он пришел в себя в гробу, то сын его Франц тайно от людей заточил его в эту башню, обрекая на холод, голод и одиночество. Карл, выслушав историю своего отца, не в силах больше терпеть и, несмотря на родственные узы, которые связывают его с Францем, приказывает своим разбойникам ворваться в замок, схватить брата и доставить ему живьем.

Ночь. Старый камердинер Даниэль прощается с замком, где он провел всю свою жизнь. Вбегает Франц фон Моор в халате со свечой в руке. Он не может успокоиться, ему приснился сон о Страшном суде, на котором его за грехи отправляют в преисподнюю.

Получив от пастора подтверждение, что самыми тяжкими грехами человека являются братоубийство и отцеубийство, Франц пугается и понимает, что душе его не избежать ада.

На замок нападают разбойники во главе со Швейцером, посланные Карлом, они поджигают замок, но схватить Франца им не удается. В страхе он сам удавился шнурком от шляпы

Сочинение

Классика составляет основу школьной программы по литературе. Ученики изучают произведения далекого 18, 19, 20 веков. Часто в этих произведениях повествуется о событиях или явлениях, незнакомых и непонятных современному ребенку, да вообще современному человеку. Так, практически все произведения начала 20 века посвящены революции 1917 года и гражданской войне, роман-эпопея Л. Н. Толстого рассказывает о жизни в период Отечественной войны 1812 года, а «Слово о полку Игореве» — о междоусобных воинах и борьбе с кочевниками в далеком 12 веке.

Так нужна ли классическая литература современному читателю? Что может она дать, чему научить? Может быть, стоит читать только произведения, рассказывающие о жизни в наши дни?

Чтобы ответить на эти вопросы, для начала, как мне кажется, нужно разобраться — а что такое «классическая литература»? Почему некое количество произведений объединено под этим названием? Почему считается, что классическую литературу обязан читать и знать каждый образованный человек?

К моему великому удивлению, ни один из словарей не смог дать четкого определения интересующему нас понятию. Ясно лишь одно — «классическая литература» пытается разобраться в непреходящих вещах, вечных ценностях, которые актуальны во все времена. Именно поэтому, мне думается, она столь ценна. Но тогда возникает другой вопрос — а почему мнение именно этих писателей считается образцовым, верным? Почему именно они, а не другие люди, творившие в это время, могут чему-то научить нас, людей 21 века?

Наверное, именно «классические» писатели наиболее точно ответили на многие вопросы, волновавшие человечество во все времена. Именно они дали тонкий анализ человеческой природы, психологии, смогли сформулировать основные «законы», по которым всегда существовал человек.

Наверное, моим самым любимым «классиком» является Ф. М. Достоевский. Его роман «Братья Карамазовы», на мой взгляд, универсальное произведение, дающее ответы на вечные вопросы, рано или поздно возникающие в голове у каждого человека.

В центре повествования находятся судьбы четырех братьев. Их жизни тесным образом связаны между собой и с жизнью их отца — человека деспотичного, развратного, грешного в самом широком понимании этого слова.

Братья Карамазовы — чрезвычайно разные люди. Каждый из них, живя в тяжелых условиях деспотизма и самодурства отца, пытается найти ответы на важные вопросы бытия. И им кажется, что они эту идею находят.

Так, Иван Карамазов в основу угла ставит разум, логику. Он пытается рационально понять и обосновать то, что происходит вокруг. Однако это герою плохо удается. Иван не может многого постичь, не может принять жестокий и несправедливый мир.

Этому герою тяжело жить на свете, он пытается найти что-то, что облегчило бы ему существование, но не находит такой спасительной отдушины. Его удел — это безнадежность и отчаяние.

Другой брат — Смердяков — живет в постоянной ненависти. Этот человек ненавидит все — отца, братьев, людей, Россию, себя, в конце концов. Смердяков приходит к тому, что надо жить, позволяя себе все. Он отказывается от всяких нравственных и моральных законов внутри себя, стремится к саморазрушению.

Старший брат Митя Карамазов, возможно, четко не сформулировал жизненной позиции. Он живет так, как «бог на душу положит», следуя зову своей натуры — широкой, разгульной, страстной и безудержной. «Широк человек, слишком даже широк», — говорит Митя как будто о себе. Этот герой обладает мощными жизненными силами, но не знает, как применить их, чтобы самому быть счастливым и сделать счастливыми окружающих.

Самый гармоничный среди братьев — Алеша Карамазов. Он обладает ценнейшей способностью — верить. Именно вера в бога делает Алешу светлым человеком, способным справиться со своими темными сторонами и дарить людям свет. Из монастыря Алеша вынес всепрощающую любовь к людям и смирение — то, чего, по Достоевскому, не хватает людям во все времена.

Но в жестком, несправедливом и противоречивом мире, в котором живут братья, никто не слышит слабый голос Алеши. Все заняты собой, своими обидами и страстями. Складывается такое ощущение, что каждый из героев один на один бьется с роком, который, в любом случае, одержит верх и сломает героев.

Образ жизни и мысли Карамазовых влечет их к трагедии. И эта трагедия происходит — Смердяков убивает своего отца. Однако в этом преступлении оказываются замешаны все — подал страшную идею Иван, а расплачивается каторгой за нее Митя. Таким образом, Достоевский утверждает, что в преступлениях, совершающихся в мире, нет невиновных. В том, что происходит, духовно виноваты все. Это одна из основных мыслей в романе «Братья Карамазовы».

Один из крупнейших философов начала 20 века, В. Розанов, так охарактеризовал жизненную позицию Достоевского: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее. Он требует иного оправдания и лучше предпочитает до изнеможения колотиться головой об стену, чем успокоиться на гуманном идеале».

Писатель считает, что отвлеченные размышления о прекрасном будущем преступны. Пока люди философствуют о том, что будет завтра, сегодня в мире творится зло. Каждый человек должен жить здесь и сейчас, стремясь сделать так, чтобы настоящая жизнь стала гуманнее и добрее. Всем известны слова Достоевского о том, что никакое прекрасное будущее не стоит одной-единственной слезы ребенка в настоящем.

Показывая жизнь семьи Карамазовых, автор еще раз стремится донести до читателя, что нужно переиначивать обыденную жизнь вокруг себя. А изменить мир может лишь нравственное очищение, которое, по мысли писателя, происходит лишь через страдания. Именно на этот путь Достоевский направляет Митю Карамазова, видя в нем огромный человеческий потенциал.

Таким образом, надеюсь, я ответил на вопрос, поставленный мною вначале. Я считаю, что классическая литература — это литература на все времена. Она должна стать основой, базой, которая формирует человека, его внутренний мир, морально-нравственные взгляды. Именно поэтому классическая литература изучается в школе. Именно поэтому, на мой взгляд, ее должен читать и перечитывать каждый человек, претендующий на звание Человека.

Ф. М. – один из самых известных в мире русских мыслителей и писателей. Его выдающиеся произведения полюбились не только читателям ХІХ века, они не меньше любимы и читаемы и в наше время. Его творчество преодолело много десятилетий и осталось интересным современному читателю, а проблемы, которых касался Ф. М. , актуальны и сейчас, что вызывает еще больший интерес к этой выдающейся личности и его произведениям.

Никто не станет спорить, что самое известное произведение Ф. М. Достоевского – роман «Преступление и наказание». Однако самым поэтичным по праву считается роман «Белые ночи». В нем подробно описаны отношения безответно влюбившегося в главную героиню Настеньку человека, который, не рассчитывая на ответные чувства, помогает девушке обрести свое счастье с другим человеком – с тем, кого искренне любит Настенька.

Этот роман позволяет сделать вывод о том, что чувства и мысли Ф. М. Достоевского, нашедшие свое воплощение в его произведениях, в том числе и в романе «Белые ночи», неповторимые и уникальные. Я уверен, что оригинальность сюжетов, самые разнообразные проблемы, решения которых писатель ищет в своих произведениях, его отношения и мысли к этим проблемам останутся всегда интересными читателям.

Несомненно, у каждого есть свое собственное мнение о тех или иных проблемах, но каждый из нас сможет найти что-то интересное в произведениях Ф. М. Достоевского именно для себя. Известно, что своим идеалом великий русский философ и писатель считал Иисуса Христа. И никому не дано его в этом осуждать, ведь это его собственное решение и его выбор, причем писатель никому не навязывал свое мировосприятие, свои мысли и чувства.

Ф. М. просто рассказывает о людях, которые жили в его мире. Поэтому всем, и молодым и старым, и верующим и неверующим, интересно читать его романы и узнавать в их героях своих современников. В самых темных углах Петербурга у него всегда можно найти бедного мечтателя, который прячется от солнца и нищеты, чувствующего себя во всем виноватым, сконфуженного, с бестолковой речью, с нелепыми манерами, доходящего до самоуничтожения. Автор создает обобщенный портрет такого мечтателя: «Измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже на подачку с господского обеда, принесенную сердобольной ключницей».

Великий знаток человеческой души, Ф. М. с большим мастерством описывает характеры героев своих произведений. Например, в романе «Белые ночи» ему удалось полностью раскрыть образы главных героев произведения через их монологи. Несмотря на то, что автор не дал конкретных характеристик, мы получили полные портреты персонажей, собрав их из частичек мозаики, каждая из которых – отделенная от всего лишнего, мастерски отшлифованная деталь романа.

Для своих произведений Ф. М. выбирал замечательные сюжеты, которые делали его книги незабываемыми и неповторимыми. Все происходящие в них события кажутся максимально реальными и достоверными, а финал этих произведений никогда невозможно предсказать.

Мастерство и психологизм Ф. М. Достоевского, разнообразность характеров и сюжетов, индивидуальность, непредсказуемость и достоверность – все это делает мысли и чувства выдающегося русского писателя, отраженные в его произведениях, интересными современным читателям.

Шаповалова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

гимназии №3 г.Белгорода

Романтическая трагедия Ф.Шиллера «Разбойники»

Урок-исследование

Цель: помочь сформировать социальную компетентность обучающихся.

Задачи по формированию компетенций обучающихся:

Учебно-познавательной (отработать навыки самостоятельного анализа текста ; продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся);

Коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе группы, обмениваться информацией);
- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структуировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности)

Ход урока

Да здравствует великий Шиллер,

благородный адвокат человечества!

В.Белинский

И.А. Добрый день! Дорогие гости, сегодня мы приглашаем вас на урок- исследование. Наше занятие будет проходить в форме заседания художественного совета театра 7 -Б класса, так как разговор пойдёт не просто о литературном произведении, а о драме, где воедино слито искусство слова и театра. Мы будем говорить о романтической трагедии Шиллера. Именно в эпоху Шиллера в театральную практику впервые введены застольные репетиции. Мы постараемся придерживаться основ эстетики театрального романтизма: воображение и чувство.

Мы постараемся доказать, что трагедию «Разбойники» Фридриха Шиллера можно отнести к романтической трагедии.

Перед вами кластер, в котором помещены особенности романтизма и классицизма. По ходу урока отмечайте, пожалуйста, те черты, которые присущи рассматриваемой трагедии, делайте записи о характерах героев. В течение урока мы постараемся ответить на вопросы: Что же такое романтическое произведение? Какие чувства вызвали главные герои пьесы? Нужны ли нам в современности пьесы Шиллера или они стали глубокой историей?

Ну что ж мы открываем импровизированный занавес. Слово помощнице режиссера Каменской Дарине, которая напомнит нам начало драмы. По ходу её выступления к ней присоединятся актёры, которые постараются передать сверхзадачу своего образа. Обратите внимание, что трагедия Шиллера-романтическая трагедия. Романтизм оказал огромное влияние на развитие актерского искусства: впервые в истории основой создания роли стал психологизм. На смену рационально выверенной актерской манере классицизма пришла бурная эмоциональность, яркая драматическая экспрессия, многогранность и противоречивость психологической разработки характеров.

Дарина. Действие происходит в современной автору пьесы Германии. Сюжет разворачивается в течение двух лет.

В основе сюжета лежит семейная трагедия. В родовом замке баронов фон Моор живут отец, младший сын - Франц и воспитанница графа, невеста старшего сына, Амалия фон Эдельрейх. Завязкой служит письмо, полученное якобы Францем от "лейпцигского корреспондента", в котором повествуется о беспутной жизни находящегося в университете в Лейпциге Карла фон Моора, старшего сына графа. Опечаленный плохими новостями старик фон Моор позволяет Францу написать письмо Карлу и сообщить ему , что разгневанный поведением своего старшего сына граф лишает его наследства и своего родительского благословения.

В это время в Лейпциге, в корчме, где собираются обычно студенты Лейпцигского университета, Карл фон Моор ждет ответа на свое письмо к отцу, в котором он чистосердечно раскаивается в своей распутной жизни и обещает впредь заниматься делом.

/Чтение отрывка /

Шварц (Бежит ему навстречу.) Брат! Брат! Письмо, письмо! (подает ему письмо. Моор поспешно его распечаты­вает). Что с тобою? Ты белее мела.

Карл Моор. Рука моего брата!

Моор роняет письмо и выбегает как безумный. Все вскакивают.

Роллер (вслед ему). Моор! Куда ты, Моор? Что с тобой?

Гримм. Что с ним? Что с ним? Он бледен как смерть.

Швейцер. Хорошие, должно быть, вести. Посмотрим!

Роллер (поднимает с пола письмо и читает). «Несчастный брат! Я должен вкратце уведомить тебя, что твои надежды не оправдались. Ступай, велит тебе сказать отец, туда, куда тебя ведут твои постыдные деянья. Далее он велит пере­дать, чтобы ты не надеялся на коленях вымолить у него проще­ние, если не хочешь лакомиться хлебом и водой в подвалах его ба­шен до тех пор, пока волосы не вырастут у тебя с орлиные перья и ногти не уподобятся птичьим когтям. Это его собственные сло­ва. Прощай навеки. Мне жаль тебя! Франц фон Моор».

Швейцер. Милейший братишка! Что и говорить! Францем зо­вут этого пройдоху?

Шпигельберг (тихонько подходит к ним). Вы говорите о хлебе и воде? Хорошая жизнь! Я для вас припас кое-что получ­ше. (становится посреди них и гово­рит голосом заклинателя). Итак, если в вас есть еще хоть капля крови германских героев - за мной! Мы поселимся в богемских лесах, соберем шайку разбойников и...

Роллер. Ты не первый мошенник, который смотрит поверх ви­селицы. А впрочем, твоя правда - выбора у нас нет. <...>

М о о р (входит в сильном волнении и мечется по комнате, разговаривая сам с собою). Люди! Люди! Лживые, коварные ехидны! Их слезы - вода! Их сердца - железо! Львы и леопарды кормят своих детенышей, вороны носят падаль своим птенцам, а он, он...

Роллер. Послушай, Моор! Как ты думаешь, ведь разбойничать лучше, чем сидеть на хлебе и воде в подземелье?

Моор. И это - отцовские чувства? Раскаянье - и нет прощенья! Такая доверчивость, такая непреклонная уверенность - и нет мило­сердия!

Роллер. Да послушай же, Моор, что я тебе скажу! <...>

Моор. Я так несказанно любил его! Ни один сын не любил так своего отца! Тысячу жизней положил бы я за него! (В бешенств топает ногой.) О, кто даст мне в руки меч, чтобы нанести жгучую рану людскому племени, тот станет мне другом, ангелом, богом! Я буду молиться на него.

Роллер. Такими друзьями мы и хотим стать. Выслушай же нас

Шварц. Пойдем с нами в богемские леса! Мы наберем шайку разбойников, а ты...

Швейцер. Ты будешь нашим атаманом! Ты должен быть нашим атаманом!

Моор. Точно бельмо спало с глаз моих. Каким глупцом я был, стремясь назад, в клетку! Дух мой жаждет подвигов, дыханье - свободы! Убийцы, разбойники! Этими словами я попираю закон. Люди заслонили от меня человечество , когда я взывал к человечеству. Прочь от меня, сострадание и человеческое милосердие! У меня нет больше отца, нет больше любви!.. Так пусть же кровь и смерть научат меня позабыть все, что было мне дорого когда-то! Идем, Идем! О, я найду для себя ужасное забвение! Решено: я - ваш атаман! Становитесь все вокруг меня, и каждый да поклянется мне в верности и послушании до гроба! Пожмем друг другу руки!

Все (протягивая ему руки). Клянемся тебе в верности и послушании до гроба.

М о о р. А моя десница будет порукой, что я преданно и неизменно, до самой смерти, останусь вашим атаманом!

Дарина Теперь, когда Францу фон Моору удалось изгнать своего старшего брата из любящего сердца отца, он пытается очернить его и в глазах его невесты, Амалии.

Франц. Ты отворачиваешься, Амалия? Разве я не стою того, чего стоит проклятый отцом?

Амалия. Прочь! О, этот чадолюбивый, милосердный отец, отдавший сына на съедение волкам и чудовищам! Сидя дома, он услаждает себя дорогими винами и покоит свое дряхлое тело на пуховых подушках, в то время как его великий, прекрасный сын - в тисках нужды! Стыдитесь, вы, чудовища! Стыдитесь, драконовы сердца! Вы - позор человечества! Своего единственного сына...

Ф р а н ц. Я считал, что у него их двое…Я люблю тебя, как самого себя, Амалия!

Ты думаешь о Карле, но наши братские сердца бились так согласно!

Амалия. О нет, этого не было никогда!

Франц. Мы так схожи и в склонностях! Роза была его любимым цветком. Какой цветок мне милее розы? Он несказанно любил му­зыку. Звезды небесные, вас призываю в свидетели, в мертвой ти­шине ночи, когда все вокруг погружалось во мрак и дремоту, вы подслушивали мою игру на клавесине! Как можешь ты еще сомне­ваться, Амалия? Ведь наша любовь сходилась в одной точке совер­шенства; а если любовь одна, как могут быть несхожими те, в чьих сердцах она гнездится?

Ты не знаешь меня, Амалия, совсем не знаешь! Ты ненавидишь меня!

А м а л и я . Я тебя презираю! Уходи!

Франц (топая ногами). Ты затрепещешь передо мной! Мне предпочесть нищего?! (Уходит.)

Амалия. Иди, негодяй! Теперь я снова с Карлом. «Нищим», сказал он? Все перевернулось в этом мире! Нищие стали королями, а короли нищими. Лохмотья, надетые на нем , я не променяю на пурпур помазанников божьих! Взгляд его, когда он просит подаяния,- о, этот гордый, царственный взгляд, обращающий в пепел пышность, великолепие, торжество богатых и сильных! Валяйся в пыли блестящее ожерелье! (Срывает с шеи жемчуг.) Носите его, богатые, знатные! Носите это проклятое золото и серебро, эти проклятые алмазы! Пресыщайтесь роскошными яствами, нежьте свои тела на мягком ложе! Карл! Карл! Вот теперь я достойна тебя!

И.А . Спасибо. Романтизм обогатил и палитру постановочно-выразительных средств театра. Впервые принципы искусства художника, декоратора начали рассматриваться в контексте эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики действия.

Художник по костюмам Березняк Анастасия познакомит с вариантами грима и эскизами костюмов персонажей. Актёры дадут характеристику своим персонажам. Таким образом, мы сможем оценить работу художника, проанализировав сверхзадачу образа каждого героя.

/Презентация/

Старик Моор честный, снисходительный. Его дом был приютом сирых, пристанищем скорбящих. Ему около 70 лет, но он чувствует себя восьмидесятилетним стариком.

Слайд 3-5

Акт первый. Сцена 2.

Корчма в Саксонии.

Карл Моор получил письмо из дома, которое перевернуло всю его жизнь.

Акт второй. Богемские леса. Моор становится атаманом шайки разбойников

Карл - воплощение романтического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи.

В глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. Карл Моор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует.

Слайд 6 .

Франц Моор - эгоист, циник, лишенный чести и совести. Он не красив. «Мне кажется, что природа у всех людских пород взяла самое мерзкое, смешала в кучу и испекла меня из такого теста». «Я буду властелином и силой добьюсь того, чего мне не добиться располагающей внешностью» - говорит он. Именно Франц был причиной того, что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все отцовское имущество и жениться на невесте Карла. Цель жизни Франца - удовлетворение своих желаний

Слайд 7-9.

Амалия фон Эдельрейх

Сирота, живёт в доме графа Моора. Ей не больше 23 лет. Любит музыку, играет на музыкальных инструментах, поёт. Она давно любит Карла Мора. Она не верит россказням Франца, считает, что её « возлюбленный - отблеск божества, а божество - это милосердие и жалость! Он и мухи не обидит! Его душа далека от кровавых помыслов , как полдень от полуночи».

Слайд 10

Шпигельберг был бедным, добирался в Лепциг из Иордании, он вор. Именно Шпильберг предлагает молодым людям стать разбойниками. Приехав в какой-нибудь город, он первым делом разузнавал у надзирателей о нищих, у приставов и дозорных о мошенниках, жуликах и прочем сброде, разыскивал этих молодчиков и вербовал в шайку. Шпильберг был трусом, о нем говорят, что на его теле нет ни одного рубца.

Рацман. Постоянный собеседник Шпильберга. По этому поводу ему говорят: А ты, безбожная твоя душа, ты был с ним заодно! Его девиз: обери молодчика, да так,

чтоб у него ни кола ни двора не осталось.

Слайд 11

Шуфтерле. Беден, одет с чужого плеча. Хотел еженедельно проводить назидательные беседы. Во время пожара в городе бесчинствовал и проявил себя как негодяй: швырнул младенца в огонь.Своим поступком восхищался. Моор выгнал его из шайки, сказав, что тот не уйдет от виселицы. Так и вышло: Шуфтерле повесили в Швейцарии.

Гримм . Безвольный человек: Если все согласны, то и я не перечу. Приятель Шпигельберга. Участвовал в грязных проделках в монастыре вместе со Шпигельбергом. Его девиз: кто больше даст, за тем и пойду.

Слайд 12

Роллер был предан Мору, и атаман всегда отличал Роллера.

Роллер три недели провёл в тюрьме, три раза его водили к допросу, его под пыткой допрашивали, где атаман. Он никого не выдал.

Моор доверял ему. При схватке в богемском лесу Роллер, Швейцер и Моор - дрались в

самой гуще. Роллер погиб геройской смертью.

Швейцер. До безрассудства предан Мору. Силён, смел. Он раскроил череп богемскому драгуну, когда тот занес над Мором саблю. Швейцер даёт слово Мору привести Франца живым, но Франц задушился, и Швейцер верный своему слову

стреляет себе в висок.

Слайд 13

Косинский. Косинский услышал о Мооре и попросился в шайку. Ему двадцать четыре года, Он богемский дворянин. Ранняя смерть отца сделала его владельцем немалой дворянской вотчины. Юноша был должен был жениться, но его обвиняют в измене.

В тюрьме он пробыл месяц. Коссинский пытается убить князя за то, что тот принудил его невесту стать любовницей

Слайд 14

Герман «решительный малый, солдатское сердце. Побочный сын дворянина, беден.

Был влюблён в Амалию. Совершил подлый поступок ради любви к Амалии. Распознав замыслы Франца, признаётся в содеянном.

Слайд 15

Даниэль - слуга графа фон Моора. Ему семьдесят второй год. Он всегда почитал

Родителей Карла Моора.. Ни у кого гроша не взял обманом. Он честно держался своей веры. Франц предлагает старику убить графа,но тот отказывается.

Пастор Мозер ведёт душеспасительную беседу с Францем.

И.А .Спасибо. Грим и костюмы утверждаем или нет? Выдержан ли романтический стиль? /Ответ/

Какие сцены произвели на вас наиболее сильное впечатле­ние? Соответствуют ли они романтическому направлению в литературе?

Елена Шкуратова.

Мне понравилась сцена, в которой Франц подговаривает побочного сына одного местного дворяни на, Германа, переодеться и, явившись к старику Моору, сообщить, что он был свидетелем смерти Карла, который принимал участие в сражении под Прагой. За это Франц обещает Герману вернуть ему Амалию фон Эдельрейх.

Граф фон Моор винит себя в смерти сына, и его сердце, кажется, останавливается. Франц радуется долгожданной смерти отца. Герман, поня вший, что Франц обманул его, открывает Амалии "страшную тайну" - Карл фон Моор жив и старик фон Моор тоже. Мне понравилась эта сцена потому, что в ней кроется интрига, и читатель пока ещё не подозревает, что же будет дальше. Мы понимаем, что драматург в образе Карла Мора уже вначале действия заявляет о человеческой личности сложной, глубокой. У Карла проявляется взгляд на жизнь «сквозь призму сердца».

Даша. А мне понравилась сцена, в которой под вымышленным именем Карл проникает в свой родовой замок. Он встречает свою Амалию и убеждается, что она верна "погибшему Карлу". В галерее среди портретов предков он останавливается у портрета отца и украдкой смахивает слезу. Никто не узнает старшего сына графа, лишь всевидящий Франц как будто угадывает в госте своего старшего брата.

Франц заставляет старого дворецкого дать клятву, что тот убьет приезжего графа. По шраму на руке дворецкий узнает в графе Карла, тот не в силах лгать старому слуге, воспитавшему его, но теперь он должен торопиться навсегда покинуть замок. Мне понравилась трогательная беседа между Даниэлем и Карлом. Стало жаль старого слугу. Романтические черты воплощены и в этой сцене: здесь отражена «ночная» сторона движений души, тяга к интуитивному и бессознательному.

Яна. А я считаю, что самая яркая, эмоциональная предпоследняя сцена пятого акта. Франц не может успокоиться, ему приснился сон о Страшном суде, на котором его за грехи отправляют в преисподнюю. Безбожник умоляет Даниэля послать за пастором. Получив от пастора подтверждение, что самыми тяжкими грехами человека являются братоубийство и отцеубийство, Франц пугается и понимает, что душе его не избежать ада.

На замок нападают разбойники, посланные Карлом, они поджигают замок , но схватить Франца им не удается. В страхе он сам удавливается шнурком от шляпы. В этой сцене комическое и трагическое переплетается -это явный признак романтизма.

И.А. Спасибо. Спасибо. А сейчас предлагаю вам познакомиться с эскизами декораций. Чепелева Настя и Шевцова Ирина стремились не воссоздавать, а пересоздавать действительность

/Презентация /

Слайд 1.

1. АКТ ПЕРВЫЙ. СЦЕНА ПЕРВАЯ Франкония. Зал в замке Мооров.

2. Декорация сцены первой представлена в золотисто-черных тонах. В этой сцене задействованы Франц и старик Моор. Нам бы хотелось подчеркнуть богатство души Максимилиана Мора и выделить черные мысли, а,следовательно, и чёрную душу Карла.

Слайд 2.

1.СЦЕНА ВТОРАЯ. Корчма на границе Саксонии.

2. В оранжевых и черных тонах решена и эта сцена. Оранжевый цвет очищает от неприятных ощущений,помогает принять негативные события в жизни, помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию.

1.Карл Моор находится в тупике и боится перемен, его состояние соответствует именно этому цвету.

2.Почему же в этой сцене присутствует черный цвет? Его немного, но этот цвет символизирует решение студентов стать разбойниками, т.е ступить на ложный путь.

Слайд 3.

1.СЦЕНА ТРЕТЬЯ. В замке Моора. Комната Амалии.

2.В этой сцене много светлого: белого, золотого, зелёного. Темных тонов нет.

Массивная деревянная мебель, множество картин, открытая кровать без балдахинов- все это подчеркивает характер Амалии. Она придерживается законов чести, чиста, как белый цвет, верна древневековым традициям, она открыта, ценит искусство.

Слайд 4.

1.АКТ ВТОРОЙ

СЦЕНА ПЕРВАЯ. Комната Франца фон Мора.

2.Светлые стены почти не бросаются в глаза. На первом плане - кровать черно-красных тонов. Кровать с балдахином указывает на замкнутость, закрытость характера. Как известно, красный цвет-цвет агрессии, страсти, борьбы, гнева, подчеркивает страх и неуверенность в себе.

1. Темный камин, темный потолок. Камин мы расположили именно в комнате Франца, он холоден, и камин, возможно, поможет ему оттаять, его черные дела, как и темный потолок, давят на него.

2. В этой комнате происходит беседа с Германом. И Герман соглашается сделать подлость.

Слайд 5.

1.СЦЕНА ВТОРАЯ. Спальня старика Моора.

2.Эта сцена перенасыщена цветами. Старик Моор воплощает в себе различные черты характера. Он мягок, добр, жалостлив, но и слабоволен, капризен.

Слайд 6.

1.СЦЕНА ТРЕТЬЯ. Богемские леса.

2.Задник выполнен в светло- зелёных тонах.Известно, что зелёный цвет является промежуточным между черным и белым цветами, поэтому считается нейтральным цветом.

Слайд 7.

1.АКТ ТРЕТИЙ

СЦЕНА ПЕРВАЯ. Сад

2.На фоне задника «Сад» Амалия играет на лютне. Много Сиреневого цвета. Сиреневый- цвет вдохновения, свойственен творческим личностям, помогает успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения, объединяет тело и мышление

Слайд 8.

1.СЦЕНА ВТОРАЯ. На фоне задника «Лес» расположились разбойники.

Слайд 9

1.АКТ ЧЕТВЕРТЫЙ

СЦЕНА ПЕРВАЯ.

2.Задник «Местность вблизи замка». Преобладает нежно- жёлтый цвет.Этот цвет приводит чувства в движение, освобождает от негатива, придаёт уверенность в своих силах. Отчаявшийся разбойник Моор под вымышленным именем решается предстать перед Амалией и отцом.

Слайд 10

1.СЦЕНА ВТОРАЯ.

2.Задник «Галерея в замке» выполнен в светло-серых тонах. Именно в этой сцене разбойник Моор беседует с Амалией. Внутренний мир Амалии выражают белые тона, но серых оттенков больше, так как душа Моора уже не содержит той чистоты чувств, его поступки ужасны. Да, он всё ещё любит Амалию, но его сердце стало жестоким- серым.

Слайд 11

1.СЦЕНА ТРЕТЬЯ. Другая комната в замке.

2.Комната в золотых цветах. Очевидно, это бывшая комната Карла.Она осталась прежней, она дышит прежним прекрасным Карлом,с золотым сердцем. Здесь происходит разговор Карла и его старого слуги Даниэля.

Слайд 12

1.СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ . Моор и Амалия.

2.Задник «Сад». Моор в образе графа фон Бранда рассказывает о своей любви к девушке по имени Амалия. Амалия же признается мнимому незнакомцу в том, что по-прежнему любит своего Карла. Она верит, что её Карл -отблеск божества, а божество - это милосердие и жалость.

Слайд 13

1.СЦЕНА ПЯТАЯ

2.Задник «Лес». Разбойники ждут своего атамана. Они встревожены, ссорятся. Возвращается Моор. Он произносит свою исповедальную речь.

Слайд 14

1.АКТ ПЯТЫЙ. СЦЕНА ПЕРВАЯ. Анфилада комнат.

2.Много синего цвета. Синий цвет развивает психические способности, очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос, принять правильное решение.

1. Эта сцена-кульминация: Даниэль говорит Францу о возмездии божьем. Франц признаётся, что в его сердце пустота. Франц уходит из жизни

Слайд 15

1.СЦЕНА ВТОРАЯ. Декорация последней сцены четвертого акта- подвал замка.

2.В драме нет указания на подвал, но нам кажется, что это место наиболее уместно в этой сцене. Подвал-яма, смерть. Эта яма поглощает всех. Финал очевиден.

И.А . Спасибо. Я думаю, декорации понравились. А сейчас я хочу объявить о начале игры. В каждом литературном произведении очень важен текст. Хорошо ли вы помните текст? Сейчас мы проверим ваше внимание, память, сообразительность.

1.Где находится замок графов фон Моров?/ во Франконии/

2.На протяжении какого времени происходит действие?/ в течение 2 лет/

3.Какие исторические деятели вызывали восхищение у Карла Моора?/ Юлия Цезаря, Александра Великого/

4. Кто это сказал:“Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом”. /Карл Моор/

5. Кто это сказал: «Я буду властелином и силой добьюсь того, чего мне не добиться располагающей внешностью» /Франц Моор/

6. Кто это сказал:“ у меня хватит смелости босиком пройти через ад»./ Швейцер/

6.Чей это девиз: обери молодчика, да так, чтоб у него ни кола ни двора не осталось. /Рацмана/

7.О ком это: Он три недели провёл в тюрьме, три раза его водили к допросу, его под пыткой допрашивали, где атаман. Он никого не выдал./Роллер/

8. Кто был солдатом, был участником экспедиции в Ост-Индию/Коссинский/

9. Сколько лет прослужил Даниэль в доме графов Моор?/ Сорок четыре года /

10. Какую сумму в качестве вознаграждения назначили за поимку разбойника Мора?/ Тысяча луидоров /

И.А. Подведём итоги игры. Благодарю Вас. А теперь давайте утвердим декорации, костюмы. Кто за? Кто против?

Критик./ Шпаковский/ Нет, конечно всё хорошо. Но как-то скучно. Василий Бархатов в качестве дебютной пьесы выбрал «Разбойников» Шиллера. Сложный романтический текст он, как и положено режиссеру современному, сократил, переиначил и перенес действие в Европу XXI века. К тому же, добавил живой музыки. В спектакле кроме актеров, фортепианные произведения Шуберта играет пианист.

Итак, у папаши Максимилиана фон Моора, богатого отставного вояки, есть два сына, один (Карл Моор) учится в престижном университете, другой (Франц Моор) повесничает дома. Оба принадлежат к числу «золотой молодежи» и оба от скуки устраивают арт-провокации, которые постепенно превращаются в настоящие преступления. «Карл и Франц такие разные, а результат один - гора трупов», - говорит Василий Бархатов. Он, кстати, и себя считает разбойником, поскольку поступает со стариком Шиллером - так же, как Франц - со стариком Моором.

И.А. Спасибо за ваше мнение. Необычное прочтение пьесы современным режиссером Василием Бархатовым отделяет зрителя от классики. Да, «Разбойники» - бунтарская драма, её герой Карл- благородный разбойник, а Франц-низкий, подлый человек. Фридрих Шиллер при характеристике персонажей использует приём антитезы: контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки. Мне кажется, нельзя поступать с классикой так, как поступил 24-летний режиссер. У него, очевидно, была другая задача. Тема бунта показана, но его герой-это не благородный разбойник, а преступник. Конечно же Бархатов не придерживался законов романтизма.

Тема благородного романтического разбойника нашла продолжение в романе А.С. Пушкина «Дубровский», с которым мы познакомились в прошлой четверти. На дом Вам было предложено сравнить героя пьесы Шиллера с известным героем А.С.Пушкина- Владимиром Дубровским.

Волошина Виолетта: Тема бунта и благородного разбойника представлена в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский - русский дворяни н, питаемый чувством мести за оскорбление и гибель своего отца, вынужден сжечь родовую усадьбу и уйти в лес предводителем разбойников.

Дубровский и Карл Моор объединены похожестью судеб. Благородство, честность, великодушие объединяет этих героев Карл убивает не для грабежа, а свою законную часть добычи раздаёт сиро там. К ним обоим подходит характеристика - благородный. Их внутренний мир и характер несовместим с той средой (шайка разбойников), в которую они оба попадают: Поступки Владимира Дубровского, его желание мести и отказ от неё совпадают с путём героя Шиллера, только он в отличие от Владимира сдаётся правосудию, а не скрывается за границу.

И.А .Спасибо. Итак, давайте подведем итоги. Обратите внимание на ваши кластеры. Какие черты больше присущи нашей трагедии: черты реализма или классицизма.

Яна. В своем кластере я отметила больше признаков романтизма, чем классицизма. Это:

    провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, ут­верждение внутренней бесконечности человеческой индивиду­альности;

    взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;

    интерес ко всему сильному, яркому, возвышен­ному;

    склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному;

    тяготение к смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;

    мучительное переживание разлада с действительностью;

    стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совер­шенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

Проявления классицизма: язык пафосно торжественен.

Вывод. Трагедия Шиллера «Разбойники» принадлежит к романтическому направлению в литературе и искусстве.

И.А.Творчество Фридриха Шиллера до сегодняшнего дня продолжает вызывать споры и суждения, часть которых была представлена на нашем уроке. Творчество великого немецкого поэта не осталось не замеченным музыкантами.

Бурмакина Катя. В 1824 году уже тяжело больной Бетховен пишет последнюю - 9-ю симфонию. Это была песнь свободы, пламенный призыв, обращённый к потомкам. Особенно торжественно звучала заключительная часть симфонии. Музыку композитор положил на слова оды Шиллера «К радости». В едином порыве великий композитор и великий поэт призывали всех: “Обнимитесь, миллионы!” (Выразительное чтение оды учащейся.)

Мишустина Катя: Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди - братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!

(Звучит 9-я симфония Бетховена, ода «К радости».)

И.А. Спасибо. Могли бы герои драмы принять оду «К радости»?

И.А. Проходят годы, меняются режиссёрские трактовки и актёрские костюмы, смещаются те или иные акценты, но неизменным остаётся пламенный пафос трагедии. Шиллер и его герой продолжают страстно взывать к человеческой совести, а читатели и зрители продолжают поиск истины до сих пор.

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Чем близка современному читателю драма Ф.Шиллера “Разбойники”?»

Итак, занавес закрыт. Стоит подвести итоги.

ФРИДРИХ ШИЛЛЕР

Тема моральных обязательств в драме Ф. Шиллера ";Разбойники";

Как-то Фридрих Шиллер сказал, что знает, как уберечь людей от падения. Для этого нужно закрыть свое сердце для слабости. Глубина данного изречения становится более прозрачной, если всматриваться в образ немецкого поэта-романтика Фридриха Шиллера. Он был известным гумани­стом, много думал над смыслом человеческой жизни. Совре­менники Шиллера полностью утратили искренность и от­крытость в отношениях с ближними и жили уже не по вере, а по расчету, видя в людях не друзей, а почти врагов. Шиллер был против расцвета такого кричащего индивиду­ализма и неверия.

Драма ";Разбойники"; - это первое драматическое произ­ведение Шиллера. Юному гению удалось создать очень ин­тересную пьесу, которая и сегодня актуальна. В драме показано противостояние сыновей графа Моора - Франца и Карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл - воплощение ро-

мантического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением отно­сится к лицемерам, которые льстят могущественным влас­тителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. Карл Моор говорит так: ";Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом";. Но в глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. Узнав, что граф Моор лишает его отцовского наследства, Карл впадает в отчаяние и воспринимает эту личную обиду как очередное проявление всеобщей неспра­ведливости. Юноша покидает общество, скрывается в Богем­ском лесу и становится главарем разбойников. Карл Моор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным. Поведение юноши заставляет вспомнить героев народных баллад о благородных разбойниках.

Франц Моор, брат Карла, придерживается других принци­пов. Шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, ци­ника, лишенного чести и совести. Именно Франц был причи­ной того, что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все от­цовское имущество и жениться на невесте Карла. Цель жиз­ни Франца - удовлетворение своих желаний. Этот человек считает, что честность - удел бедных. Франц Моор жаждет денег и власти, считая, что нет препятствий для достижения этих целей. При необходимости он готов родного отца обречь на голодную смерть. Но в каждом проступке скрывается наказание. Франца начинают преследовать страшные виде­ния, которые становятся расплатой за жестокость и преступ­ление. Франц Моор не может пережить мук совести. Стра­шась неминуемого возмездия, он накладывает на себя руки. Может показаться, что жизненная философия Карла побе­дила, но это не совсем так.

В финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые со­мнения. Он задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства

не существует. Наконец он видит, что разбойники корысто­любивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно сдаться властям.

Фридрих Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, чтобы поднять серьезный воп­рос: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником. Драма­тург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения. В драме ";Разбой­ники"; Шиллер продемонстрировал резкое противоречие меж­ду неотъемлемым правом каждого человека на протест и преступным содержанием всякого насилия. Это противоре­чие является настоящей трагедией многих мыслящих людей. По мнению Фридриха Шиллера, в реальной жизни это проти­воречие неразрешимо.

ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН

Особенности поэтического мира Байрона

(По произведениям Джорджа Гордона Байрона ";Прометей"; и ";Валтасарово видение";)

Байрон является одним из известнейших представите­лей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстроч­ником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, правда, из обедневшей семьи, гибнет на чужбине, устав от борьбы за счастье чужого народа, это уже что-то да значит.

Несмотря на то, что Байрон считается типичным предста­вителем романтического направления в западноевропейской литературе, его стихи заметно отличаются, скажем, от поэзии его земляка Саути или француза Гюго. Романтический герой Байрона не убегает от жизненных неурядиц, а вступает борь-

бу с враждебным миром. Да, поэт выбирал себе героев, кото­рые вступали в противоборство - один на один - с целым миром,

В стихотворении ";Прометей"; Байрон обращается к извест­ному мифологическому персонажу - титану Прометею. Ге­рой был изгнан богами за непокорность. Поэт описывает ти­тана как борца за счастье людей:

Мрак отчужденья, непокорство, Беде и злу противоборство, Когда, силен одним собой, Всем черным силам даст он бой.

Прометей получил за свой великодушный поступок страш­ное наказание. Байрон восторженно замечает, что Прометей проявил собственную волю, презрев указания богов, за что был обречен на муки.

Зевс-громовержец у Байрона выступает как почти слепая и разгневанная сила, способная задушить все свободное и жи­вое. Пусть Прометей наказан тяжкими мучениями, но чело­вечество не забывает о том, кто подарил людям огонь, научил ремеслам и письму. По Байрону, каждый сознательный чело­век должен следовать примеру, который еще в древности по­дал Прометей, ";гордый дух"; и непокорность которого не сло­мало зло.

Другая важная черта поэтического мировоззрения Байро­на - искренняя ненависть к тиранам и угнетателям всех мастей. В ";Валтасаровом видении"; Байрон средствами поэти­ческого языка пересказывает библейскую легенду о послед­нем вавилонском царе - страшном и жестоком Валтасаре. Во время пира на роскошной стене дворца невидимая рука выводит таинственные и зловещие письмена. Испуганный царь приказывает объ^нить тайну этих слов, но ни волхвы, ни жрецы не в силах этого сделать. И только чужеземец разга­дывает зловещую тайну: ";могила, а не трон"; ожидает Валта­сара, а Вавилон погибнет.

Bora. К слову, эта же тема звучит в известной русской революционной песне ";Пусть деспот пирует в роскошном дворце";.

Особый, ни на кого не похожий гений, - так можно ска­зать о Байроне. Это гений, который так и не нашел общего языка с обществом. Когда просвещенная Европа зачитыва­лась поэзией мятежного лорда, прах умершего от болезни на чужбине Байрона хоронили в небольшой церкви неподалеку от Ньюстеда в его родовом поместье. Байрон состоялся как один из ведущих деятелей европейской литературы, но в жиз­ни он был одинок и не слишком счастлив.

АМАДЕЙ ГОФМАН

Откуда берутся цахесы

(По сказке Гофмана ";Крошка Цахес";)

Самым ярким представителем немецкого романтизма является Эрнст Теодор Амадей Гофман. Перу этого писа­теля принадлежит много произведений, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. Одним из интересней­ших сатирических произведений Гофмана является ";Крош­ка Цахес";.

В этой сказке Гофман развивает популярный фольклор­ный мотив о чудодейственных волосах. Добрая фея из жалости дарит маленькому уродцу три волшебных волоска. Благодаря им все значительное и талантливое, произошед­шее или произнесенное в присутствии Цахеса, приписывает­ся ему. А вот гадкие поступки самого малыша приписыва­ются окружающим его людям. Цахес делает потрясающую карьеру. Малыша считают гениальнейшим поэтом. Со вре­менем он становится тайным советником, а затем и мини­стром. Страшно подумать каких бы высот мог достичь крошка Цахес, но своевременное вмешательство доброго вол­шебника кладет конец его химерной карьере. Потеряв три волшебных волоска, Цахес стал тем, кем был на самом де-

ле - жалким подобием человека. Теперь те, кто с наслаж­дением подчинялся малышу, потешаются над ним. Спаса­ясь от былых поклонников, Цахес падает в ночной горшок и трагически погибает.

С большой сатирической силой Гофман создает образ Цахеса. Малыш является тем человеком, который присва­ивает себе результаты чужой работы, чужие заслуги и по­чести. По Гофману, три алых волоска, подаренных феей, являются символичным образом золота (денег), их безгра­ничной власти над обществом. Откуда же берутся люди такого сорта, которых можно назвать цахесами? Гофман дает несколько своих версий их происхождения: слепое общество, которое в полном самозабвении творит себе ку­мира; власть кошелька; вмешательство потусторонних сил и просто человеческое безумие. Гофман к тому же просле­живает весь путь поклонения фальшивому кумиру. От восхищения и фанатизма до смертельного ужаса перед очередным тираном. Не следует думать, что автор высмеи­вает только никчёмную и лживую натуру Цахеса. Прежде всего мишенью для сатирических стрел является общество, пораженное мнимым величием. Своим произведением Гоф­ман блестяще показывает, что цахесы живут и процветают лишь благодаря никчемности общества, которое вывело их на вершину жизни. Поэтому неудивительно, что в стране, где правит маленький Цахес, отсутствуют любовь, щедрость, недостает морали. Конечно, жаль, что автор, сумев поставить точный диагноз больному обществу, не дает рецептов, как его вылечить. Однако и читателю кажется, что поверхно­стным лечением дело не поправить - требуется серьезное хирургическое вмешательство.

Гофман выводит также на общественную арену антипода крошки Цахеса - студента Бальтазара. Это типичный ро­мантический герой. Он прежде всего является натурой твор­ческой, которая противостоит прогнившему обществу. Но автор иронизирует и над этим персонажем: Бальтаэар бы­стро перестает интересоваться общественными проблемами, довольствуясь легким счастьем обывателя. Он женится на своей любимой, молодая семья поселяется в тихом сель-

СКОм домике, и души Бальтааара и красавицы Кандиды засыпают навеки.

В нате время сказка ";Крошка Цахес"; звучит очень резко и остро. В реальной жизни не существует колдунов и вол­шебников, но цахесы занимают высокие посты, и пора их оттуда выкуривать. Именно цахесы женятся на прекрасных кандидах, именно они покупают себе ";маленькие"; тихие до­мики на других континентах за народные деньги. А вот Баль-тазаров ожидает совсем другое - презрение, позор, заключе­ние, смерть.

Сегодня молодежь должна задуматься над ";Крошкой Ца-хесом";, так как именно ей предстоит жить дальше в нашей стране и управлять ею. Абсолютно точно известно одно - лучше высмеивать нищих духом цахесов, чем пресмыкаться перед ними, лучше уничтожать цахесов, чем подчиняться их презренной власти.

ВИКТОР ГЮГО

Квазимодо как образец духовной красоты

Человечество с давних пор решает вопрос о совместимости духовной красоты и физического совершенства. Ближе всех в этом вопросе подошли к решению древние греки. Но впо­следствии о физическом совершенстве как-то забыли - на­ступало средневековье.

Роман Виктора Гюго ";Собор Парижской Богоматери"; рассказывает о Париже в эпоху средневековья. Со свой­ственными ему энциклопедическими знаниями и уклоном к риторике Гюго создает несколько интересных характеров, каждому из которых можно посвятить целые тома иссле­дований. Один из главных героев романа - Квазимодо, звонарь Собора Парижской Богоматери. В переводе с латин­ского ";Квазимодо"; означает ";как будто";. И действительно,

звонарь напоминает одну из скульптурных химер, какие до сих пор украшают фронтон собора Нотр-Дам де Пари, с огромной, покрытой рыжей щетиною головой, горбом между плечами и страшно кривыми ногами. Благодаря своему уродству Квазимодо стал даже ";папой шутов"; во время народного веселья.

Квазимодо, замкнутый в себе из-за своего уродства, иног­да напоминал зверя. Но когда он нежно и чисто влюбля­ется в девушку неземной красоты Эсмеральду, то это чувство поражает и вызывает какое-то болезненное удивление. Квазимодо спас жизнь Эсмеральде и прятал ее в Соборе. Их отношения за это время превращаются в настоящее духов­ное понимание и единство, ассоциируясь с известной сказкой ";Аленький цветочек";. Эсмеральда понимала чувства Квази­модо-урода и поневоле привыкла к своему нежному и гру­стному спасителю. А тягу звонаря к прекрасному следует искать не во внешних проявлениях, а в самой глубине его естества. Гюго не смог однозначно ответить на вопрос, по­чему судьба так жестоко и одновременно мудро поступила с Квазимодо. На протяжении всего романа горбун Квазимо­до чем дальше, тем больше выглядит духовно красивым. Преданность горбуна Эсмеральде почти безумна, непостижи­ма, ради нее он мог прыгнуть с башни Собора, не задумы­ваясь. Осознание собственного уродства до самой смерти не дает покоя Квазимодо, а соединиться со своей любимой судьба разрешила ему только после смерти.

Квазимодо не является образцом трезвости и уравнове­шенности. Его терзают разнообразные чувства, иногда им ов­ладевает злость, которую можно считать следствием отноше­ния к нему окружающих людей. Он не смог удержаться от жажды мести священнику Клоду Фролло, которого сбросил с высоты Собора. После гибели Эсмеральды и Фролло Квази­модо произнес: ";Вот все, что я любил";. Он действительно любил прекрасное, воплощенное в Эсмеральде, и Бога, которо­го олицетворял Фролло. Может показаться, что для Квази­модо больше ничего не осталось на целом свете. Но, на мой взгляд, у горбуна было то, чего он так и не понял: Собор. Он мог бы стать частью этого величественного сооружения, кото-

рое устремляет башни, как руки, к пустому небу. Но это толь­ко предположение.

В своем романе Виктор Гюго охватил и смысл, и жесто­кость жизни, и смерть, и наши пристрастия, и отчаянье люб­ви. Квазимодо воплощает в себе многогранность человеческо­го характера. При повторном прочтении ";Собора Парижской Богоматери"; читатель открывает все новые черты в этом ин­тереснейшем герое, имя которого в наше время стало почти нарицательным.

Образ Собора

(По роману В. Гюго ";Собор Парижской Богоматери";)

Собор Парижской Богоматери, или же Нотр-Дам де Пари, является, наверное, одним из известнейших монументальных строений средневековья. В такой широкой популярности Со­бора, не в последнюю очередь, следует ";винить"; Виктора Гюго. Современники писателя вспоминают, как Гюго неоднократно говорил, показывая на Собор, что форма этого строения напо­минает первую букву его фамилии (";Гюго"; - в написании по-французски начинается с буквы ";Н";). И можно простить писателю такую достаточно невинную напыщенность, так как ";Собор Парижской Богоматери"; является действительно та­лантливым и интересным романом. И всегда, глядя на вели­чественные башни и стены Собора, люди будут вспоминать про влюбленного уродца Квазимодо и божественно прекрас­ную цыганку Эсмеральду.

Нотр-Дам де Пари является типичной готической пост­ройкой. Этот архитектурный стиль наложил свой отпечаток на общественное развитие средневековой Европы. Для готики характерно стремление ввысь, в духовную высоту, объединенное с понятием того, что небо недосягаемо без земной опоры. Готические сооружения словно плавают в воздухе, такими невесомыми они кажутся. Но это кажется только на первый взгляд. На самом деле Собор строился

сотнями неизвестных мастеров, наделенных истинно народ­ной, буйной фантазией. Гюго захватывают удивительные работы средневековья, в которых одновременно есть и само­бытность, и оригинальность, и непревзойденность мастер­ства. Но архитектурные постройки в готическом стиле являются не только воплощением народного гения, а, как отмечал Гюго, являются ";каменными книгами средневеко­вья, по украшающим барельефам и скульптурам которых безграмотные простолюдины изучали Святое писание. Са­мым известным архитектурным элементом Нотр-Дам де Пари являются химеры - трехметровые скульптурные фигуры, расположенные на фронтоне Собора. Химеры являются символом темных, но не всегда враждебных сил. Восхищает то, что эти дьявольские творения уже около семисот лет хищно усмехаются под куполами католического Собора. Гюго мастерски создал образ уродливого звонаря Квазимодо, который кажется одним из этих скульптурных чудовищ.

Прежде всего Собор является центром религиозной и народной жизни парижан. Около него собираются и просто­людины, которые способны бороться за улучшение своего будущего. Также Собор является традиционным убежищем для изгнанных: никто не имеет права арестовать человека, пока он находится за стенами Собора. Одновременно Со­бор Парижской Богоматери становится символом притесне­ния - религиозного и феодального. Квазимодо выступает здесь как тот, кого угнетает бесконечное величие Собора, и как ";душа Собора";. Звонаря-горбуна можно считать вопло­щенным образом средневековья и, естественно, Собора. Красавица Эсмеральда, в которую влюблен Квазимодо, на­против, является воплощением светлых жизненных сил. Девочку-танцовщицу можно считать воплощением Возрож­дения, идущего на смену средневековью. Следует сказать, что эти две культурно-исторические эпохи прошли, но Нотр-Дам де Пари до сих пор возвышается под парижским небом.

Роман Виктора Гюго как будто перекидывает лист ка­лендаря от прошлого к настоящему. Со своих пози-

ций писатель выступал против политической реакции и социальной несправедливости. Роман полон отголосками революционных событий, свидетелем которых был Гюго. Именно эта сопричастность повлияла на изображение про­стых горожан в произведении. Народ, по Гюго, не является темной толпой, а наполнен безудержной волей к борьбе и нереализованными творческими идеями. Но время просто­людинов еще не пришло. Автор описывает штурм Нотр-Дам де Пари, который как бы является репетицией штур­ма Бастилии 1789 года, когда был положен конец много­летнему правлению французской монархии. Когда же насту­пит время народа? Гюго отвечает на вопрос: ";Когда с этой башни ударят в набат, когда загрохочут пушки, когда со " страшным грохотом упадут стены, когда солдаты и тол­па с рычанием бросятся друг на друга, вот тогда и придет это время";.

Гюго не идеализировал средневековье. В романе присут­ствуют высокая поэтичность, пламенная любовь к Франции, ее истории и искусству, изображены темные стороны феода­лизма. Нотр-Дам де Пари - вечный Собор, внешне равно­душный к бесконечной суете человеческой жизни.

10. 800 сойр. соч. по рус. и мир. лит. 5-11 НА.

СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Только в труде велик человек

(сочинение-рассуждение)

Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Некото­рые люди просто родились созерцателями, а не деятелями, и труд для них - обуза, отнимающая силы, время, съедающая силы. Другим не повезло: род деятельности, избранный ими, не соответствует способностям, склонностям, характеру, психо­логическим данным. Для них труд - мука, рабство, безнадеж­ный плен без перспектив освобождения! Такие люди тянут лям­ку, кто покорно, кто озлобленно, только ради куска хлеба.

Есть люди, не приспособленные к систематической работе. Они порывисты, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются с периодами апатии.

Согласятся ли все они с тем, что величие человека в труде? Вряд ли. Даже народные представления о счастливой жизни прежде всего предполагают праздность. Вспомним сказки - русские, украинские, немецкие, французские, япон­ские. В них часто фигурирует скатерть-самобранка или горшочек-вари, молочные реки с кисельными берегами, чу­десное дерево, приносящее плоды круглый год - символы изобилия без труда. Даже Библия говорит о труде как о божьем проклятии за прегрешения Адама и Евы: ";В поте лица будешь добывать хлеб свой";. Во всех легендах упо­минается Золотой век, когда люди были беззаботны и счастливы, земля давала по десятку урожаев в год, рыба сама плыла в сети.

Все это говорит о том, что труд не является изначально желаемой долей для не осознающего себя человечества.

Наоборот, люди всегда искали возможность пользоваться плодами чужого труда. С развитием цивилизации и углубле­нием специализации появлялась возможность обмена: я де­лаю посуду, а ты - одежду. Появилась возможность выби-

рать профессию, достигать мастерства, накапливать опыт. В европейских странах мастер-человек уважаемый, труд - по­чти религия.

Россия постыдно долго задержалась на доисторической ступени развития, лишь недавно избавилась она от рабского труда. Может быть, поэтому так тяжело входит в наше со­знание вкус и любовь к работе, то, что называется рабочей гордостью. Словчить, обмануть, получить больше, чем ты зас­луживаешь - нередко эти желания гораздо сильнее желания честно трудиться, имея возможность отчитаться в каждой ко­пейке, смело говоря: всему, что у меня есть, я обязан только себе. Удивительная русская литература давно била тревогу: -неумение и нежелание работать губит страну. Достоевский в ";Подростке"; писал, что у России нет людей практических, Лес­ков, как никто знавший русский народ, с горечью отмечал утрату ремесел.

И наряду с этим с каким уважением писали мастера о людях труда; как знали они подлинную поэзию деятельнос­ти: ";Он выносил беспокойный труд и решительным напря­жением воли; чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его орга­низм, а неумение заменялось привычкой... вся работа явля­лась пыткой, требующей пристального внимания, но как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презре­ния не оставляла его лица. Он молча сносил насмешки, изде­вательства и неизбежную брань до тех пор, пока не стал в новой сфере ";своим";..."; (А. Грин, ";Алые паруса";).

Каждый труд благослови, удача. Рыбаку - чтоб с рыбой невода, Пахарю - чтоб плуг его и кляча Доставали хлеба на года.

С. Есенин

В поте пишущий, в поте пашущий, Нам знакомо иное рвение:

Легкий огонь, над кудрями пляшущий, Дуновение - вдохновение.

М. Цветаева

И все-таки, можно ли труд сделать мерилом величия че­ловека? Человечества - наверняка. Все мы стоим на беско­нечной, уходящей в глубь веков лестницы, где каждая сту­пенька - плод труда ремесленника, земледельца, ученого. От нашего отношения к труду, от того, как наше общество отно­сится к рабочему человеку - все равно, каменщику, филосо­фу, повару, учителю, - зависит, продолжится ли эта лестница в будущее. Грустно думать, что пока мы только используем то, что придумано и сделано другими людьми в других стра­нах, где давно узнали цену труду.

Хочу, чтобы меня понимали

(сочинение-рассуждение)

Могу уверенно сказать, что я и мои одноклассники меч­таем, чтобы нас понимали. Под пониманием л подразумеваю умение услышать. Я могу десять раз объяснять родителям, чего я хочу, но они меня не слышат. Могу объяснять или доказывать что-то учителю - он меня не слышит. Моя точка зрения может отличаться от их, ее нужно выслушать, понять, а затем уже оспаривать, а не категорически отри­цать. Я учусь слушать людей. Это очень тяжело мне да­ется. Много идей, много мыслей, хочется перебить собесед­ника, сам ловлю себя на том, что перебиваю, плохо слушаю, значит, не понимаю.

На полусвободную тему. Темой этих сочинений ... литературного произведения. Творческое сочинение . Сочинения такого рода чаще всего...

  • Вернер зомбарт буржуа этюды по истории духовного развития современного человека

    Отчет

    Оставил 600 дюжин серебряных тарелок, 800 серебряных подносов и т.д. (18). Склонность... морских разбойников, из которых 800 имели свое постоянное местопребывание в... перешла всякие границы. В одном современном сочинении сказано: "Jamais on n"a tant ...

  • Современный гуманитарный дистанционное образование

    Учебно-тематический план

    Образовательной программе № 1 (С) СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 1999 РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИЙ... примерно от 2,5 млн. до 800 тыс. лет. Последующие две... кимеков в арабоязычных историко-географических сочинениях Правление Мукан-кагана Установление...