Образ животных в народном искусстве. Образы животных в искусстве Животные в изобразительном искусстве история


Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Факультет изобразительного искусства

Кафедра художественного образования и музейной педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА

«Образ животных в народном искусстве»

Выполнила студентка

III курса ОЗО группы № 4

Иванова Л.Г.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Животные как символ в народном искусстве.

1 Народное искусство: специфика и символизм.

2 Зооморфные подвески.

Глава II. Образ птицы в народном искусстве.

1 Символ птицы.

2 Птицы-свистульки.

3 Изображение птицы в русской народной вышивке.

4 Птичье яйцо в народном искусстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

народный искусство фольклор птица

Курсовая работа посвящена образу животных в народном искусстве.

Мы живем среди символов, даже не отдавая себе в этом отчета.

В быту, произведениях искусства человек часто заменяет различные явления и понятия знаком, символизирующим стихии, богов, животных. Эти знаки могут быть различны. От геометрически простых (крест, треугольник, диск) до изображения человека и других живых существ, их сочетаний.

Символ - это знак, который имеет системно-функциональное значение. Он создается и используется в общественной жизни с определенной целью - хранение и передача информации, иногда предназначенной для определенных кругов или групп. Символ определяет условность, информативность, многозначность.

Символика представляет собой систему знаков или образных конструкций, насыщенных разнообразными смысловыми оттенками. А сами символы тесным образом связаны с идеологией, бытом, и считаются, своего рода, "инструкцией" для поведения человека в обществе.

В то же время аллегория - это простая зашифрованная мысль с единственно возможным содержанием.

И третье понятие, широко используемое в искусстве, - атрибут - предмет, животное, знак - которое изображается с определенным персонажем и по которому его можно идентифицировать.

В первобытные времена, когда складывалась система символов, люди пытались определить окружающую их природу и явления при помощи знаков, тотемов, богов, а так же воздействовать на них в желаемом направлении.

Культовая символика, претерпевшая незначительные изменения, сохраняла свое значение в течение веков и даже тысячелетий. Четкая система символов Древнего Египта, конечно, не была открытием того времени. Она создавалась веками и не одним человеком, а обществом в целом.

Античная символика многое заимствовала из Древнего Египта, получила широкое распространение в Западной Европе после крестового похода в Константинополь в XIII веке.

Символы многозначны. Каждый знак может иметь большое количество смыслов и, что особенно важно, они могут не только дополнять, но и противоречить друг другу.

Имеется два пути создания символических систем. Одна развивается, наполняется новыми значениями в определенном регионе, другая наследуется или мигрирует из других регионов. Вероятно, этим объясняется то, что в различных эпосах мира и народных представлениях прослеживается значительная близость использования символов и их значений. Особенно это заметно в произведениях древнеегипетских и античных авторов, в ирландских сагах, немецком эпосе, славянских былинах и вообще у народов индоевропейской культуры.

В то же время некоторые символы принадлежат определенному региону, сложились и используются в жизни данного общества.

Многое сейчас предано забвению. Однако сохранение старой символики - по словам Д.С.Лихачева - является одной из задач современного общества и рассматривается им как понятие " экологии культуры".

Одним из воплощений символизма в мировой культуре является народное искусство.

Русское народное искусство - это своего рода Троя, скрытая от нас слоями культурных эпох. Прежде всего, это сплав обычаев, стилей, обрядов многих народов, населяющих нашу землю, где география всегда доминировала над религией и кровью.

Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции, другие возникли на наших глазах, буквально в последнее десятилетие. Они весьма многообразны.

Ещё до возникновения письменности народ начал писать свои книги, пользуясь знаками орнамента, образами птиц, животных, людей, растений. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своих верах, обычаях, своем представлении о мире, - словом, обо всем, что окружало человека, что он нес в себе, и что Георгий Гачев называет национальным космосом.

И много веков спустя после изобретения письма, да и до сегодняшних дней народ, продолжает эту работу, воспроизводя черты и резы, и знаки народной памяти, возможно, даже забыв их смысл.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть образ животных в народном искусстве.

Задачи работы:

выявить специфику народного искусства;

рассмотреть образ птицы в народном искусстве.

Глава I. Животные как символ в народном искусстве

1 Народное искусство: специфика и символизм

В свой докняжеский период, будучи свободной, русская земля дала приют многим племенам и народам, бегущим от завоевателей, голода, конфликтов - с юга, запада и востока. И только к концу первого тысячелетия они попытались объединиться в некий суперэтнос, в пределах как единого надродового русского языка, так и единого надродового Бога, не забывая принесенных с собой богов вер, и обычаев своих племен. Вот почему, говоря об основных сюжетах русского народного искусства, приходится обращаться к опыту культур как нашего севера, так и запада, юга и востока, и видеть в народном искусстве некий супертекст общей книги народной памяти.

Мало кто теперь вспоминает, что глиняные и деревянные фигурки, изображения на ткани в далеком прошлом участвовали в магических обрядах, были зримым, реальным воплощением тотемов - мифических предков данного рода (племени), идолов, духов, богов, людей и животных, приносимых в жертву могущественным силам природы. Но сегодня мы можем сделать попытку понять, прочитать то, что было записано в народной книге. Материалы, на которых она писалась, были разными. Жанры тоже разные - игрушка, вышивка, домашняя утварь, жилище и одежда.

Народная игрушка - в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии, - одновременно представляла собой и явление народного искусства, в котором эстетическое и сакральное начала были слиты воедино.

В образах игрушек сохранены отзвуки древнего язычества, заключена «память» о далеком прошлом: о верованиях и суеверных представлениях народа. По мере разработки этого вопроса оказалось, что он значителен, очень серьезен и образы народной игрушки часто имеют в своей жизни и происхождении не только многовековую, но и тысячелетнюю давность, порою и еще более древние. Игрушка соединила в себе две удивительных черты: с одной стороны, она часто по форме оказывалась очень древней, сравнимой с образцами, скажем, даже ранне-античного времени (таковы сходства многих женских глиняных фигурок с известными и ставшими знаменитыми фигурками дев-жриц - богинь со змеями - из Кносского дворца на Крите, открытыми известным археологом Эвансом); с другой стороны, игрушки оказались наполненными удивительной жизненностью, которая делала их родными для каждой эпохи, несмотря на их столь длительное существование и незначительные изменения, которые происходили в их формах. Глиняный и деревянный конек-свистулька всегда предельно обобщены по форме, выразительны; мастер не передает никаких деталей, но сосредотачивает наше внимание на голове конька, на его морде и гибкой шее; туловище дается предельно обобщенно, просто, и мы в дальнейшей форме словно «угадываем» облик конька. Его образ перекликается, например, с изображениями бронзовых коньков-подвесок у древних славянских племен вятичей, радимичей, кривичей и других XI-XIII вв. Сходство поразительное. Такие же изображения, но в дереве и глине мы видим на игрушках Русского Севера, в ряде игрушек Городца, в многочисленных и необычайно разнообразных игрушках, выполненных из глины, Абашева, Филимонова, Вятки (Дымкова) и многих других. И везде в них выражен древний, полный большой содержательности и подчас достаточно сложный мифологический образ. Он, конечно, уже давно позабыт, утерян, но усилиями ученых приподымается завеса над тайной, и мы начинаем видеть то, что с первого взгляда уже не видно. Также часто и древен их орнамент: это примитивный геометрический узор, такой же, как и многих археологических изделий, не только на древней скульптуре, но и вообще на изделиях самого разного типа и назначения. Эта древность орнамента игрушек отмечалась многими, и он, как правило, сопровождает наиболее древние по форме и образу игрушки. Так просты и предельно лаконичны в своей сильной и крепкой окраске северные деревянные и глиняные коньки; в Горьковском крае наиболее примитивные деревянные коньки делались в Лыскове и Яковлеве; их роспись носит простой геометрический характер; много древних образов сохранила Филимоновская и Абашевская глиняная игрушка. Сейчас открыты и непосредственно исследуются и многие другие центры простейшей глиняной игрушки. Она очень характерна для северных и особенно центральных районов нашей страны, где глиняные игрушки распространены очень значительно, где мастера лепят фигурки коней и всадников, животных и птиц, некоторые из них служат свистульками (это, как правило, наиболее древний вид издели

ВОЙТЕХОВСКАЯ Инна Анатольевна

учитель отечественной и мировой художественной культуры

Государственного учреждения образования « Белицкий учебно- педагогический комплекс детский сад-средняя школа Лидского района»

Беларусь

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ИСКУССТВЕ

(первый урок темы)

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о своеобразии и воплощении темы животных в разных видах искусства.

Задачи:

  • — создать условия для расширения знаний учащихся о культуре первобытного общества;
  • — способствовать познаниям учащимися об анималистическом жанре искусства;
  • — сформировать представление о неразрывной связи человека и животного;
  • — формировать понимание необходимости защищать и изучать природу;
  • — воспитывать любовь к животным, умение замечать их повадки;

Оборудование и учебные материалы:

  • мультимедийна установка или компьютер;
  • презентация «Образы животных в искусстве»;
  • видеоролики;
  • репродукции картин

Ход урока

1.Организационно - психологический момент. Введение в тему урока.

Учитель. Добрый день. Сейчас мы с вами услышим очень красивую, на мой взгляд, мелодию, которая будет звучать на фоне видеосюжета.

Послушайте, пожалуйста, и подумайте, о чем сейчас мы с вами будем говорить. На экране появляется видео заставка к передаче «В мире животных», музыка аргентинского композитора Ариеля Рамиреса) (слайд 1).

Учащиеся . Мы будем говорить о животном мире; о животных; о роли животных в жизни человека.

Учитель. Вы совершенно правы.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний

На экране появляется изображение (слайд 2).

Учитель . Тема нашего урока: Образ животных в искусстве. (Табличка с названием темы на доске) А видеосюжет, который вы посмотрели, - заставка к передаче, которая так и называлась «В мире животных». В передаче рассказывали о жизни животных, их повадках, привычках. Всегда показывали интересные сюжеты о животных разных стран и континетов. Прекрасную музыку аргентинского композитора Ариеля Рамиреса взяли в качестве заставки к этой передаче. Она так органично подошла к сюжету передачи, что стала единым целым, неотъемлемой ее частью. На уроках истории вы изучали развитие общества, существование первобытных людей. Что вы можете о них рассказать?

Учащиеся. Люди жили до нашей эры. Они добывали мамонтов. У них были наскальные рисунки.

Учитель . Вспомните, пожалуйста, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки.

Учащиеся. Первобытные люди рисовали животных.

Учитель . Вспомните, изображения, каких животных увидели на скалах, как письмо из древнего мира?

Учащиеся. Мамонты, тигры, быки, кошки, собаки.

На экране появляется изображение пещерной живописи(слайд 3)

3. Изучение новой темы

На экране появляется изображение (слайд 4)

Учитель. (читается эпиграф ) " Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил".
Н. Заболоцкий

Учитель . Образ животного в искусстве имеет огромный исторический путь. Истоки звериных историй уходят в глубокую древность. Однажды в сентябре 1940 года во Франции случайно обнаружили пещеру Ласко, которая стала еще более знаменитой, чем пещера Альтамира в Испании.

На экране появляется изображение (слайд 5).

Четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображение быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, диких лошадей, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Произведения хорошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пещеру в первоклассный музей первобытного искусства, называемый «доисторической Сикстинской капеллой»

На экране появляется изображение (слайд 6).

Человек издревле отождествлял свою жизнь с образами из животного мира. Животные - это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром, и зависит от него. В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

Темой наскальных рисунков, сделанных рукой первобытного человека, были образы животных. На экране появляется изображение (слайд 7).

Они непосредственно воздействовали на чувства человека, вызывали в его представлении сцены охоты и победы над животными, это рождало в них отвагу и доблесть.

В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром. Религия и культовые обряды наложили свой отпечаток. Древний мир оставил нам символические олицетворения единства животного и человека в виде фантастических, мифических животных сфинкса, крылатого быка, кентавра, птицы феникс.

На экране появляется изображение (слайд 8,9)

В древнем Египте многих животных считали священными. У Богов изображались звериные головы. Некоторые Боги были в виде животных и птиц: сокола, павиана, шакала. Но вместе с тем культура Египта - это в первую очередь монументальные постройки пирамид и захоронение фараонов.

Кошка символизировала мудрость и грацию, лев - силу и ярость. Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства.

Сохранилось множество статуэток птиц и зверей, сделанных из глины, бронзы, золота, кости, датируемых тысячелетием до н. э., и служащих предметами творчества скифских племен. В Древнем Египте животных возвеличивали наравне с фараонами, считали их богами. Их изображения, найденные в древних храмах и пирамидах, отличаются непревзойденной пышностью и декоративностью форм. В Древней Японии и Китае мастера декоративного искусства создавали причудливые композиции, одним из основных мотивов которых были образы животных.

Во времена Римской империи анималистический жанр утратил свою значимость, поскольку главной темой в искусстве был человек. В Средние века из таких историй были составлены объёмные сборники, получившие название физиологов или бестиариев. Их персонажи, полуреальные, полусказочные звери и птицы, не только поражали воображение, но и служили аллегориями человеческих добродетелей и пороков»

Рисунки животных вновь появляются лишь в эпоху Возрождения, в творчестве известных мастеров — Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Леонардо да Винчи и др. В XVII веке в Голландии выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. В картинах художников домашние животные изображались на фоне сельских мотивов. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер. В прошлом веке в анималистическом жанре работали прекрасные мастера-графики В.Ватагин и А.Лаптев, наделяя образы животных определенными человеческими качествами, с научной наблюдательностью передавая живость птиц, рыб и животных.

Создавая образ в анималистическом искусстве, художник, кроме передачи внешних форм, пластики, пропорции, выражает характер, присущий зверю или птице, отражает его индивидуальность, эмоциональное состояние, он пишет портрет своего персонажа. Всякий наблюдательный человек, сталкиваясь с животными, в той или иной мере относящийся к ним с добрым вниманием, легко может заметить разнообразие и сложность переживаний, выразительность их чувств (радости, огорчения, обиды, злобы, тоски, преданности). В зависимости от задачи художник-анималист может создать любой образ животного — грозный, гордый, трагический или героический. Любя и изучая природу, он не копирует натуру, но пытается передать изобразительными средствами удивительно многообразный и восхитительный внутренний мир животного, его настроение. Художник ищет и находит в нем что-то необычное, особенное. Создание правдивого изображения представителей фауны требует пристального изучения их жизни, внешнего облика, поведения, строения тела и характера, представления об особенностях среды обитания, откладывающей на животных свой отпечаток, наделяя их особыми качествами. Скажите, пожалуйста, почему или для чего первобытный человек стал рисовать в пещере?

Учащиеся. Хотел оставить на память кому-нибудь достижения охоты; хотел украсить свое жилье; скучно было; время было много между охотой.

Учитель. Любые ваши предположения имеют место быть. Но есть конечно одно но. . . Дело в том, что когда человек работает, то он просто добывает пищу. А вот искусство в любое время считалось высшим развитием человека. Мы с вами можем сколько угодно предполагать, что сподвигло первобытного человека взяться за уголек и нарисовать что-то вроде животного. Об этом есть очень красивое стихотворение Евгения Винокура

Пещерный человек учился рисовать.
Не находя в изяществе резона,
Тяжелым камнем начал выбивать
Фигуру угловатого бизона.


Случайный шаг! Опасная стезя!..
Он кончил, и впервые с сотворенья
Из глаз звериных длинная слеза
Устало потекла-от умиленья.

И, страшной тайной творчества влеком,
Он чувствовал-назад уж нет возврата,
Когда он первобытным кулаком
Стирал слезу светло и виновато.


Косматый, дикий, шкура за спиной,
Лицо разодрала ему гримаса!..
Он радости был полон неземной,
Что слаще меда и сытнее мяса.

А теперь вы можете сказать, что случилось с первобытным человеком после того, как он стал рисовать?

Учащиеся. Он стал другим; он стал развиваться; он выделился из мира животных, хотя пока и не осознавал этого.

Учитель. Молодцы, ребята. Теперь я вам предлагаю сделать физкультминутку, которая называется Зверобика. Движения животных всегда грациозны. Вы будете делать движения тех животных, о которых поется в песне. На экране появляется видеосюжет (слайд 10) на песню « Зверобика» слова А. Хайта и А. Левенбука, муз. Б. Савельева

4. Физкультминутка «Зверобика».

Учитель. Образ животного тесно связан с разными легендами, приметами, которые к нам пришли из народного творчества. В эпоху первобытной архаики зародились мифологические рассказы о тотемных животных — основателях человеческих родов. Когда мифы утратили прежнее доверие, животные стали героями сказок, басен и легенд. Расскажите, что за приметы, легенды вы знаете?

Учащиеся. Есть примета, что если черный кот перейдет дорогу, то не повезет. Пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Волка ноги кормят», «На ловца и зверь бежит». Легенда о священной корове. В Индии считается, что в каждой корове есть что-то священное . Несмотря на то, что много людей в этой стране голодают, ни у кого из индусов не возникает мысли зарезать и съесть корову. В индийской религиозной книге Махабхарат сказано, что корова, благодаря своей чистоте, дарованной ей высшими силами, обладает возможностью наделить человека счастьем и защитить его от темноты ада. В ведических текстах говорится о том, что место, где находится корова, обладает чистой энергетикой, поэтому этим животным позволено прогуливаться даже по городским дорогам.

Учитель. Спасибо, ребята. Вы, действительно, очень много знаете о животных. Скажите, кто из вас интересуется гороскопом? А ведь в основу гороскопа положен образ того или другого животного. Внимание на экран.

На экране появляется изображение (слайд 11).

Учитель. У нас есть восточный гороскоп по годам. И гороскоп по месяцам. И в каждом из них месяц или год - символизирует какое - нибудь животное. Считается, что человеку, который родился под знаком этого животного, присущи некоторые качества. Допустим, кто-то из вас родился в год Петуха - у него будет бойцовский характер, в год Собаки - человек преданный, честный, надежный; в год Змеи - хитрый, умеет найти выход из любого положения и т.д.

5.Практическая часть.

Учитель. Сделайте зарисовку в карандаше животного, которое является вашим покровителем по гороскопу.

Учитель. А мы продолжаем знакомство с анималистическим жанром. Мы вами рассмотрим картину «Райский сад» Яна Брейгеля.

На экране появляется изображение (слайд 12).

Ваши впечатления от картины? Почему картина имеет такое название? Есть ли вымысел в изображении животных? Что здесь реалистично? Как вы думаете, зачем художник «смешал» правду с вымыслом?

Учащиеся. Художник хотел показать живописный уголок природы, в котором все дружат; в котором все счастливы; красивый тропический сюжет; очень красивые животные населяют это место, может, некоторых и нет в животном мире. Мне понравилась картина своей насыщенностью спокойного зеленого цвета. Смешение действительности и фантастики создает загадку, которую интересно разгадывать.

На экране появляется изображение (слайд 13).

Учитель. Ян Брейгель - известный фламандский художник. Родился в Брюсселе. По происхождению из великой династии фламандских живописцев Брейгелей. Ян Брейгель написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять

чувств».

На экране появляется изображение (слайд 14).

На картине «Рай» экзотические и обычные животные перемешаны в этом райском саду, щедро засаженном пышными растениями и цветами. Главной задачей художника было создание таинственного воображаемого пейзажа, поэтому он лишил Адама и Еву их роли в сюжете, чтобы подчеркнуть их окружение. Ограниченный выбор флоры и фауны может на современный взгляд казаться забавным, но Брейгель сумел вдохнуть сказочный дух в лесную поляну. Свойственные художнику глубина чувств и восприимчивость к природному окружению помогли развитию великой традиции голландской пейзажной живописи 17 века. Его в высшей степени завершенная, отточенная манера писать цветочные натюрморты, пейзажи и картины с изображением рая заслужила ему прозвище Бархатный.

Теперь мы с вами тезисно запишем главные мысли нашего урока.

Для записи в тетрадь:

Учитель. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появляется отдельный жанр. Он считается самым древним и называется он - анималистический. Расцвет получил в XVII веке в Голландии, где выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер.

Анималистка - жанр изобразительного искусства, главные герои - животные (от франц. Animale - животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Учитель. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью. Как вы думаете, почему?

Ученики. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью, ведь животное нельзя заставить позировать. Чтобы нарисовать каждую черточку, когда изображают животных.

Учитель. Но прежде чем рисовать по памяти, надо поупражняться в понимании и ощущении животного - поработать с натуры, знать анатомию животного, которого изображаешь, выполнять быстрые наброски и зарисовки. В них необходимо как можно быстрее схватить и зафиксировать движение, поэтому выполнение рисунка, наброска и зарисовки животных требует особого напряжения и собранности.

На экране появляется изображение (слайд 15) с изображением картин «Молодой заяц» А. Дюрер, «Пингвины» В.А. Ватагина, «Голова оленя» Д.Веласкеса, «Цепная собака» П.Поттера).

Животные в произведениях художников, которые мы видим на экране - очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска). Эта аналогия между чертами лица людей и мордами, животных между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими.

В рабочих тетрадях вам предложено сделать домашнее задание.

Из предлагаемого списка надо выбрать характеристику для каждой картины, соединить стрелочками и объяснить свой выбор. И еще одно задание - посмотреть мультфильм «Варежка». Мы обсудим его на следующем уроке.

Учитель. Анималистический жанр используется не только в изобразительном искусстве, но и в литературе. Мы очень часто видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором. Вспомните эти произведения и образы животных.

Демонстрируется слайд (16)с изображением сказок о лисе, медведе и зайце

Учитель. Вспомним русские сказки: лиса какая?

Учащиеся. Хитрая, изворотливая, наглая;

Учитель. Заяц какой?

Учащиеся. Трусливый, боязливый, нерасторопный, обиженный;

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Строгий, но справедливый, добродушный, бесхитростный, доверчивый;

Демонстрируется слайд (17)с изображением к басням И.А. Крылова

Учитель. Басни Крылова. Ворона какая?

Учащиеся. Глупая, доверчивая, бесхитростная.

Учитель. Обезьяна какая?

Учащиеся. Хвастливая, вертлявая, болтливая, заводная.

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Неуклюжий, неловкий.

Учитель . Лиса какая?

Учащиеся. Хитрющая, нагленькая, вредная.

Учитель. Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «Проказница - Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал героям животным черты, свойственные людям.

Большой советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. Художник писал: «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…».

6. Подведение итогов

Учитель . С каким новым жанром изобразительного искусства мы познакомились?

Учащиеся. С анималистическим жанром. Он является самым древним. Нам известны наскальные рисунки быков и бизонов в пещерах. Десятки тысяч лет тому назад человек рисовал красоту зверя и запечатлел его на стенах своего жилища. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать любить животный мир, природу.

Учитель . В каких жанрах искусства он встречается?

Учащиеся. В живописи, стихах, баснях, рассказах, народных пословицах и поговорках

7. Рефлексия

На столе лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, расположите его на наше волшебное дерево.

8. Оценки за урок

До свидания!

Литература:

  1. Винокуров Е.100 стихотворений об искусстве Мозырь Издательский Дом «Белый Ветер»2002 С. 12
  2. Глебова Г.В.«Отечественная и мировая культура» Минск «Зорны верасень» 2005 г С.7-11
  3. Хурсан А.И., Гайдуль В.Е. «Свет сквозь столетия» Мн. 1998 «Асобны Дах» С. 13-15
  4. Энциклопедия для детей. Т. 7.Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство Издание 2-е, исправленное Издательский дом «Аванта +» С. 10-17
  5. Энциклопедия ВикипедиЯ https://ru.wikipedia.org/wiki/Брейгель,_Ян_(Младший)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71697 выдано 30.11.2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

Портал Всероссийского социального проекта "Страна талантов". Учредитель: АНО ДО "Страна талантов". Главный редактор: Черняев Е.В.

Министерство культуры Омской области

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

11 октября в 17.00 во Врубелевском корпусе музея состоится открытие выставки «Звери. Птицы. Рыбы. Образ животного в изобразительном искусстве».

Проект проходит в рамках года экологии в России. В век техногенных открытий и господства эстетики мультимедиа выставка привлекает внимание к красоте живой природы и значении животных для человека.

В экспозиции представлены произведения из собрания музея - живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Некоторые работы будут показаны зрителям впервые.

Выставка рассказывает о том, как менялось отношение человека к животному миру в разные периоды истории, и какое отражение это нашло в произведениях искусства. От защитного тотема до милых домашних любимцев - так кратко можно охарактеризовать этот путь. Данная тема раскрывается на примерах первобытного творчества и народных промыслов, в произведениях европейских и русских художников XVII-XXI веков.

Выставка включает четыре тематических блока - «Звериный след», «Сказка и быль», «Звериного художества мастера», «Заметки о животных».

Раздел «Звериный след» посвящен первобытному творчеству и представляет произведения, как древних художников, так и современных мастеров, пытающихся приблизиться к трактовке образа зверя нашими предками. Здесь показаны археологические памятники Омского Прииртышья из глины, кости, металла, прорисовка на микаленте петроглифов, обнаруженных на территории Хакасии, а также произведения современных омских живописцев, обратившихся к эстетике древнего мира.

Отголоски легенд и верований, удивительная фантазия мастеров народных промыслов отражены в разделе «Сказка и быль». Посетители смогут увидеть дымковскую, филимоновскую, абашевскую игрушку, вышитые полотенца, а также резных зверей омского самобытного мастера XX века Дмитрия Герцена.

Раздел «Звериного художества мастера» рассказывает о рождении анималистического жанра в XVII веке и особенностях изображения зверей и птиц русскими и европейскими художниками XVIII-XIX веков. В экспозиции можно увидеть картину одного из первых голландских анималистов Мельхиора Хондекутера «Птичий двор», великолепные натуралистичные гравюры европейских мастеров, редкий «сухопутный» пейзаж Ивана Айвазовского «Овцы». Особо выделены произведения иппического жанра, воспевающие красоту, силу и грацию лошадей. Образы этих удивительных животных на выставке отображены в гравюрах и живописных произведениях, а также в скульптуре «Кобыла с жеребенком» Петра Клодта, юность которого прошла в Омске.

Самый большой раздел - «Заметки о животных» - знакомит с графическим и скульптурным наследием мастеров XX-XXI веков. Здесь представлены звери и птицы «на любой вкус» - стремительные, хищные, свободные, очеловеченные, сказочные, грациозные, дикие, домашние, смешные, трогательные. Среди авторов известные имена - Валентин Серов, Василий Ватагин, Никита Чарушин, Юрий Васнецов, Евгений Рачев, Андрей Марц - и омские художники Николай Третьяков, Иван Желиостов, Игорь Левченко. Не оставит равнодушными зрителей малая пластика - фарфоровые фигурки животных, созданных советскими и современными мастерами.

В пространстве выставки для детей и их родителей будут созданы интерактивные объекты. Для того, чтобы ребята поняли, что такое рельеф, в разделе «Звериный след» появится «оленный камень», имитирующий алтайские петроглифы с изображениями зверей. Его можно будет изучать и даже трогать руками.

Каждый желающий, взрослый или ребенок, сможет забраться в огромное уютное птичье гнездо, сделанное из мягких материалов и ткани. Здесь можно будет отдохнуть и почитать книжку о животных.

Для деятельных натур будет работать творческая зона - столы с раскрасками фигур животных.

Куратор - Ольга Сергеевна Гайдук

Выставка работает по адресу: ул. Ленина, 3, Врубелевский корпус