Образование японии в современном виде. Система школьного образования в Японии


Основы программы японского школьного образования определены стандартами, которые утвердило Министерство образования. Муниципальные власти отвечают за финансирование, выполнение программы, штатную укомплектованность тех школьных учреждений, которые находятся на их территории.

Школа в Японии представлена тремя ступенями. Это начальная, средняя, старшая школа. Начальная и средняя школа являются обязательными ступенями обучения, в старшей школе учиться необязательно, при этом свыше 90% японской молодежи стараются продолжать свою учебу в старшей школе. Обучение в начальной и средней школе бесплатное, за старшую школу нужно платить.

Маленькие японцы идут в начальную школу с шестилетнего возраста и продолжают свою учебу здесь до 7 класса. Обучение в средней школе продолжается с 7 по 9 классы. Образование в старшей школе получают в течение 3 лет, до окончания 12 класса.

Таблица, наглядно показывающая систему образования в Японии

Особенности японских школ

Уникальность японских школ состоит в том, что здесь ежегодно меняется состав класса, что позволяет учащимся развивать коммуникабельность, дает возможность установить дружеские отношения с большим числом сверстников. Преподаватели в японских школах также меняются каждый год. Численность классов в японских школах большая, она составляет от 30 до 40 учеников.

Начинается учебный год в японских школах с 1 апреля, он состоит из трех триместров, которые отделены друг от друга каникулами. Весной и зимой школьники отдыхают в течение десяти дней, летний каникулярный период составляет 40 дней. Учебная неделя продолжается с понедельника по пятницу, в некоторых школах учатся в субботу, при этом каждую вторую субботу школьники отдыхают.

Уроки в японских школах длятся в течение 50 минут, у малышей продолжительность урока составляет 45 минут, затем наступает короткая перемена. Ежедневный учебный процесс для японского школьника заканчивается в 3 часа дня. В начальных классах происходит обучение японскому языку, обществоведению, естествознанию, математике, музыке, изобразительному искусству, физкультуре, ведению домашнего хозяйства. Учащимся начальной школы не задают домашние задания, они не сдают экзаменов.

Обучение в средней и старшей школе

Два года назад был введен для обязательного обучения английский язык, его преподавание ведется со средней школы, вести преподавание английского разрешено только носителям языка, для которых он является родным. Средняя школа в Японии занимается преподаванием еще нескольких специальных предметов, их состав зависит от самой школы.

Традиционно наиболее сложными предметами в японской школе считается изучение языков — родного и английского. Экзаменовать учащихся начинают со средней школы. Они сдают экзамены в конце триместра по всем предметам, в середине первого и второго триместра устраиваются экзамены по математике, естествознанию, обществоведению, японскому, английскому языку.

Обедать японские школьники могут целый час. Столовых в школах не существует, горячий обед для детей приготавливают в специальном стерильном помещении, здесь же его помещают в индивидуальные коробочки, которые на тележках привозят в классы.

Школьная форма

Форму одежды каждая школа выбирает свою, носить ее следует обязательно. В состав формы входит и яркая бейсболка, которая является своего рода опознавательным знаком. У каждой школы существует и единая спортивная форма.



В обязанности японского школьника вменяется уборка школы – технических работников в школах нет, вся территория школы поделена на участки, за чистоту которых отвечает определенный класс. По окончании уроков ученики убирают свой класс и закрепленную за ними территорию школы.

Обучение иностранных школьников, школы для русских

Все иностранные школьники, проживающие на территории Японии, имеют право на школьное образование, его можно получать в муниципальных школах. Для этого родителям следует обратиться в муниципалитет, где им дадут информацию, в какой школе может обучаться их ребенок. Для обучения в школе родителям будет достаточно приобрести своему ребенку тетради для письменных вычислений, иные учебные принадлежности.

Японская нация известна тем, что всё то передовое, что имеется в Японии сегодня, было позаимствовано у других наций и государств. Япония как государственность сформировалась на образах и учениях, позаимствованных в Китае и до сегодняшнего дня политика внедрения в свою жизнь передовых технологий со всего мира продолжается. Но Япония не просто копирует что-то, а отбирает самое лучшее и внедряет с учетом своих особенностей.

Не избежала эту схему и система образования Японии. Ещё в средние века с VI по IX век, Япония активно заимствовала письменность, культуру, конфуцианство и буддизм в Китае. Уже в IX веке, в столице Японии Киото было пять образовательных учреждений — высших . Центрами образования Японии в средние века являлись монастыри дзэн-буддизма.

В XIX веке Япония переключилась на Европу, как передовой культурно-образовательный центр и в частности на Францию. Япония стала перенимать всё передовое у французов, организовывались поездки на учёбу во Францию, приглашали французских учителей к себе в страну.

После второй мировой войны, когда японцы непосредственно столкнулась с американцами и её культурой на своей земле, они поняли, что культурный и образовательный центр из Европы переместился в Америку. И соответственно — всё, что можно было узнать, изучить и затем воплотить в свою жизнь из американской системы образования (и всего другого), японцы изучили и воплотили.

И до сих пор система образования в Японии напоминает американскую. Но не всё было легко и гладко. В 60-е годы в Японии проходили студенческие волнения, в которых принимали участие и преподаватели. От правительства Японии требовали искоренения жестокости, исключения единообразия и предоставления альтернативы.

В восьмидесятых годах, после длительного обсуждения была проведена реформа системы образования, которая заключалась в следующем: разработка политики непрерывного образования, увеличение финансовых вложений в образовательный процесс, изменение методики преподавания, индивидуальный подход к учащимся, информационная и техническая оснащенность процесса образования и другие мероприятия.

Общая система образования в Японии выглядит следующим образом:

  • — период пребывания в детском саду составляет 3 года, детей принимают с трёх лет
  • начальная школа — щёгакко, в которую принимают с 6 лет и образовательный процесс длится шесть лет
  • средняя школа — чюгакко, с 12 лет, обучаются три года
  • высшая средняя школа (старшая школа) - котогакко, с 15 лет, обучаются три года

В дети обучаются 12 лет. Обучение в школе (за исключением старшей) бесплатное Обязательным образованием является девятилетнее, после окончания девяти классов ученик может поступить в технические колледжи. После окончания старшей школы обучение можно продолжить в университете, а затем в аспирантуре.

Обучение в старшей школе, так же как и обучение в университете носит платный характер. Обучение в государственных образовательных учреждениях значительно дешевле.

Япония считается одной из самых развитых стран мира. Действительно, она занимает третье место по масштабам промышленного производства и ВВП; здесь самая высокая продолжительность жизни. Фабрики, клиники, курорты, а также школы и университеты Японии ежегодно входят в мировые рейтинги. Поэтому многие выходцы из СНГ хотели бы получить образование в Японии. О том, как проходит процесс обучения в этой стране, сложно ли поступить в японский вуз и может ли иностранец рассчитывать на карьерный рост после получения образования в этой стране, и пойдет речь далее.

Японская система образования

Как и в большинстве государств, образование в Японии делится на дошкольное, школьное и высшее. После окончания вуза можно продолжить обучение – поступить в аспирантуру, а затем в докторантуру. Однако стоит учесть, что в Японии с населением 127 млн жителей всего 2,8 млн студентов, что почти в три раза меньше, чем, например, в России, где население на 20 млн больше. Поэтому поступление в японский вуз требует огромных стараний и, разумеется, финансовых затрат.

Чтобы в дальнейшем «устроиться» в жизни, дети приучаются к постоянному умственному и физическому труду уже с начальной школы. Начиная с 4-го класса (по достижении 10-летнего возраста) школьники в Японии сдают экзамены, поскольку из класса в класс учащихся автоматически не переводят. Поэтому чтобы успешно продвигаться по школьной «карьерной» лестнице, дети стараются регулярно посещать центры дополнительного образования – так называемые дзюку. Многие школьники и студенты также проходят дистанционное обучение.

Дошкольное обучение: ясли и детский сад

Дошкольное образование в Японии до трех лет не является обязательным. Детские сады, преимущественно частные, делятся на так называемые санкционированные, которые соответствуют высочайшим образовательным стандартам, и несанкционированные. В первых, как ни странно, плата за обучение меньше, так как они активно поддерживаются государством и местными властями, поэтому очереди в них огромные.

В зависимости от возраста ребенка дошкольные заведения делятся на два типа: хоикуэн (ясли) – для детей с 10 месяцев до трех лет и ёчиэн (детский сад) – для детей от трех до шести лет. Чтобы отдать малыша в хоикуэн, родителям необходимо представить документы, свидетельствующие о том, что они не могут заниматься с малышом дома. Это может быть справка с места работы или подтверждение тяжелого заболевания отца или матери.

Пришло время поговорить о японской школе и ее особенностях. Мы уже давно привыкли, что Япония — это несколько другая планета со своими особенными традициями и правилами. Но что можно сказать о японской школе? Именно большинство аниме и дорам посвящены японской школе, а девичья школьная форма стала образцом японской моды. Чем японская школа отличается от русской? Сегодня мы немного поговорим на эту тему.

Факт №1. Ступени японской школы

Японская школа состоит из трех ступеней:

  • младшая школа (小学校 сё:гакко:) , в которой дети учатся 6 лет (с 6 до 12 лет);
  • средняя школа (中学校 тю:гакко:) , в которой учатся 3 года (с 12 до 15 лет);
  • старшая школа (高等学校 ко:то:гакко:) , которая так же длится 3 года (с 15 до 18 лет)

Младшая, средняя и старшая школы – это отдельные заведения и отдельные здания со своими собственными уставами и порядками. Младшая и средняя школы являются обязательными ступенями образования и чаще всего они бесплатны. Старшие школы, как правило, платны. Заканчивать старшую школу необязательно, если человек не собирается поступать в ВУЗ. Однако, по статистике, старшую школу заканчивают 94% всех японских школьников.

Факт №2. Учебный год в японской школе

Учебный год в японских школах начинается не в сентябре, а в апреле. Школьники учатся по триместрам: первый – с апреля по конец июля, второй – с начала сентября по середину декабря и третий – с января по середину марта. Так называемые летние каникулы в Японии длятся всего месяц – полтора (зависит от школы) и приходятся на самый жаркий месяц – август.

Факт №3. Распределение по классам в японской школе

Мы привыкли учиться с одними и теми же людьми на протяжении всей нашей школьной жизни. Но в Японии всё совсем по-другому. Мы уже говорили о том, что младшая, средняя и старшая школы – это отдельные заведения, но это еще не всё. Каждый год классы формируются по-новому. Все учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Т.е. каждый год ученик попадает в новый коллектив, который наполовину состоит из новых людей. К слову сказать, японские школьники перед распределением могут написать свои пожелания на специальных листках: своё имя и двух человек, с кем бы они хотели оказаться в одном классе. Возможно, к этим пожеланиям прислушается руководство.

Зачем это нужно? Такая странная «перетасовка» нужна для развития чувства коллективизма. Ученик не должен зацикливаться на одних и тех же людях, а должен уметь находить язык с разными сверстниками.

Факт №4. Клубы и кружки

После завершения занятий в школе ученики обычно не идут домой, а сразу идут в клубы, в которые они записаны. Клубы – это что-то вроде российских кружков. И, как правило, каждый ученик состоит хотя бы в одном клубе (к слову сказать, участие в них необязательно). Разнообразие и большой выбор секций – признак престижа и богатства школы. Клубы бывают всевозможной направленности: спортивные, художественные, научные, языковые – на любой вкус и цвет.

Факт №5. Японская форма и сменная обувь

Практически во всех средних и старших школах Японии есть форма. Причем у каждой школы она своя. Каждому учащемуся шьют школьную форму индивидуально, и в комплект школьной формы обязательно входит зимний (теплый) вариант формы и летний вариант. Более того, в каждом уставе школы прописаны нормы, касающиеся ношения гольф, школьных сумок (часто сумки выдают вместе с формой), спортивной формы и даже причесок.

В Японии у всех школьников одинаковая сменная обувь. Обычно ее роль исполняют либо тапочки, либо увабаки – школьные туфли, напоминающие по виду спортивные тапочки или балетки с перемычкой. К сменной обуви в Японии очень строгие требования, особенно что касается цвета подошвы: подошва не должна оставлять черных следов на полу. Вот почему чаще всего увабаки белого цвета (с вкраплением других цветов). Цвет тапочек или увабаки зависит от класса, в котором вы учитесь. У каждого класса свой цвет.

К слову сказать, в начальной школе обычно нет формы. Разве что панамки определенного цвета и наклейки на портфели – чтобы ученика начальной школы на улице было видно издалека.

Факт №6. Индивидуальные номера в японских школах

Каждому ученику в японской школе присваивается индивидуальный номер, который состоит из 4 цифр. Первые две цифры – это номер класса, а последние – это твой персональный номер, который присваивается тебе в твоем классе. Эти номера используются на карточках в библиотеке, на наклейках на велосипедах. Этими номерами ученики подписывают все свои контрольные (номер ученика, потом имя ученика).

Факт №7. Расписание уроков

Каждую неделю расписание уроков у японских школьников меняется. Обычно о новом расписании ученики узнают только в пятницу. Поэтому бывает заранее трудно предугадать, например, какой урок будет первым в понедельник через две недели. В российских школах, согласитесь, все достаточно предсказуемо в этом плане.

Факт №8. Японские школы и уборка

В японских школах нет уборщиц: уборку каждый день проводят сами учащиеся в послеобеденное время. Школьники подметают и моют полы, моют окна, выбрасывают мусор и делают многое другое. Причем не только в своем классе, но и в туалетах и в актовом зале, например.

Факт №9. Парты в японских школах

У каждого ученика в японской школе своя парта. Иными словами, за одним столом сидит один человек. Не два (как, например, в большинстве российских школ).

Факт №10. Оценки в японских школах

В японских школах учителя не ставят оценки за наличие или отсутствие домашнего задания и степень готовности к уроку. Если ты что-то сделал, учитель обводит задание красным кружком, а если нет – тебе оставляют твой долг на будущее.

Тем не менее, полностью оценок нельзя избежать даже в японской школе. Периодически проводятся тесты по всем предметам (особенно ближе к концу триместра), и эти тесты оцениваются по стобалльной шкале. Не стоит забывать и об экзаменах, которыми мучают учащихся средней и старшей школы.

Факт №11. Ручки или карандаши?

Японские школьники практически не пишут ручками, а используют для этих целей карандаши. Ручки в основном нужны для заполнения дневника. Всё остальное – работу на уроке (или лекции), домашнее задание, тесты нужно записывать карандашами.

Факт №12. Немного об использовании сотовых телефонов на уроке

В японской школе нельзя при учителях доставать сотовые телефоны. Если учитель увидит ваш гаджет на уроке или услышит сигнал оповещения, то ваш смартфон, скорее всего, заберут, и вернуть обратно вы его сможете только с родителями.

На самом деле, все перечисленные факты — далеко не исчерпывающая информация, которую можно поведать об особенностях японской школы. Мы будем рады, если вы приведете свои примеры в комментариях к этому посту.

А чтобы уже через год уметь общаться с японцами на бытовые темы, записывайтесь на наш прямо сейчас!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева

Факультет международных отношений

Кафедра международных отношений

РЕФЕРАТ

на тему: Система высшего образования Японии

Выполнила:

Гайсина К. С.

Астана

Введение

1. Система высшего образования Японии

1.1 история развития высшего образования в Японии

1.2 современная система высшего образования

2. Обучение иностранных студентов в Японии

2.1 Высшее образования для иностранных студентов в Японии

2.2 Возможности трудоустройства

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Известная благодаря миниатюрным вещам, скоростям и передовым технологиям, Япония является одной из наиболее развитых стран мира. Неудивительно, что в основе всех этих инноваций лежит прекрасная система высшего образования. По результатам рейтинга университетов мира три японских университета входят в топ-50: Университет Токио (University of Tokyo) - 25-е место, Киотский университет (Kyoto University) - на 32-м и Университет Осаки (Osaka University) на 45-м месте.

Осмысливая процессы, происходящие в современной Японии, с позиции погружения в социокультурный контекст её собственной и всемирной истории, мы выходим на две сложно переплетённые между собой реальности. С одной стороны, японцы славятся своим умением заимствовать чужие достижения. Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов. На мой взгляд, достаточно интересно и познавательно проследить, как действуют такие схемы на примере образовательной системы Японии (как одной из основных составляющих экономического процветания данной страны); проследить взаимосвязь государственной политики и образования; определить ядро образовательной системы.

1. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ

1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ

Система высшего образования Японии ведет свое начало со времен реставрации Мэйдзи. До этого периода в некоторых крупных городах функционировали спонтанно возникавшие высшие школы, где дети японской аристократии и военных изучали сочинения китайских классиков, право и боевое искусство. Имелись также высшие медицинские школы. Большинство таких школ, получив статус колледжей, вошли потом в состав университетов.

Первый на Японских островах государственный университет был создан в 1877 году в Токио. В него на правах колледжей включили гуманитарную и медицинскую школы. В формировании университета принял участие приглашенный из США советник по высшему образованию Д. Мюррей. Видимо, по этой причине японская система высшего образования с самого начала несла на себе известный налет американизма. К концу XIX века, как известно, в американскую педагогическую науку и школьную деятельность активно внедрялись идеи прагматизма. Эти идеи переносились и в Японию.

В Токийском университете по примеру США были созданы четыре факультета: естественнонаучный, юридический, литературный и медицинский. Каждый факультет делился на секции. Так, естественнонаучный факультет включал химическую, физико-математическую, биологическую, инженерную и геолого-минералогическую секции. Литературный факультет состоял из двух секций: секции истории, философии и политики и секции китайских и японских литературных памятников. Медицинский факультет также имел две секции: лечебную и фармакологическую. Юридический факультет располагал секцией юриспруденции. Обучение в университете длилось восемь лет (четыре года в подготовительной школе и четыре года на факультете). В 1882 году в Токийском университете обучалось 1862 студента. Университет располагал 116 педагогами.

Увеличивалось в стране и число колледжей. К 1880 году в стране функционировали два государственных, 32 муниципальных и 40 частных колледжей.

В 1895 году начал работу университет в Киото. В 1907 году объявил о начале своей деятельности университет в Сэндае, а в 1910 году -- университет в Фукуока. В 1918 году произвел первый набор студентов государственный университет на о. Хоккайдо (в г. Саппоро). Всего в первой четверти XX в. в Японии действовали пять университетов. Для подготовки абитуриентов на базе средних школ были созданы подготовительные высшие школы со сроком обучения в 3--4 года. К 1918 году в Японии насчитывалось только восемь таких школ. Попасть в них, естественно, могли лишь представители зажиточных слоев населения. Но экономика настойчиво требовала все новых и более крупных контингентов специалистов высшей квалификации, что неумолимо расширяло и сеть университетов, и сеть подготовительных высших школ. учебный расход студент япония

В 1918 году издается положение о высшем образовании в стране. Определяются цели и задачи университетской подготовки: изучать теорию и прикладные аспекты науки, вести научные исследования, а также развивать личность студентов и воспитывать у них дух патриотизма. В университетах вводится восемь факультетов: юридический, медицинский, инженерный, литературный, естественнонаучный, сельскохозяйственный, экономический, торговый. Впервые создаются научно-исследовательские секции, а также курсы по подготовке специалистов с учеными степенями сроком в три года (по медицинскому профилю -- четыре года). В пяти государственных университетах в то время обучалось 9040 студентов.

Реорганизация университетской подготовки вызвала рост специализированных колледжей. В 1918 году в Японии функционировали уже 96 колледжей, в которых обучались 49 348 студентов. К 1930 году насчитывалось 162 колледжа с 90 043 студентами. В 1945 году, т. е. к моменту поражения Японии во второй мировой войне, в стране работали 48 университетов (98 825 студентов) и 309 колледжей (212 950 студентов), 79 педагогических институтов (15 394 студента).

В 1949 году высшим учебным заведениям Японии было вменено в обязанность придерживаться единообразных систем подготовки специалистов. По принятому в то время закону многие специальные школы переводились в разряд университетов или колледжей. Наряду с этим в стране появились десятки частных университетов, колледжей и младших колледжей, а также ряд высших женских учебных заведений. Общее число университетов и колледжей (государственных и частных) перевалило за несколько сотен. Во всех этих заведениях осуществлялся правительственный надзор за содержанием и методами обучения. Японское правительство в стремлении вывести страну в разряд лидирующих держав мира делало крупную ставку на высшее образование. К этому шагу его побуждала и экономическая ситуация.

Научно-технический прогресс резко усилил потребности в персонале высшей квалификации, что вызывало острую нужду в расширении сети вузов, в первую очередь, конечно, университетов. Но поскольку организация университетов была сопряжена со значительными трудностями, правительство вначале пошло по пути форсированного увеличения числа колледжей. В полном соответствии с ных она в три раза выше. Но поскольку жесточайший конкурс крайне лимитирует доступ в государственные университеты, большей части молодежи (четырем из пяти студентов) приходится пользоваться услугами частных университетов, которых в 1975 году насчитывалось 296 (из общего числа 405). Абитуриенты частных вузов, как правило, делают вступительные взносы, а став студентами, оплачивают лекции, пользование учебным оборудованием и т. д. Самые крупные взносы установлены в медицинских заведениях, где первый учебный год обходится студенту в 7,1 млн. иен. Такая сумма более чем в два раза превышает годовой доход рядового японского рабочего. Отсюда -- экономия, материальные жертвы, долги и т. п.

Следует обратить внимание на тот факт, что представление о высшем учебном заведении в Японии несколько отличается от нашего. Там к вузам относятся университеты, колледжи с четырехлетним, медицинские колледжи с шестилетним, младшие колледжи с двухлетним и специализированные училища, т. е. технические колледжи, с пятилетним обучением. Но, как мы видели, подлинно высшим сами японцы считают только университетское образование.

Проведенный обзор становления и развития высшего образования в Японии показывает, что в его системе господствует принцип примата общеобразовательной подготовки студентов. Этот принцип будет определять его характер и в обозримом будущем.

Общее образование обладает в Японии самой высокой ценностью из всех видов образования. Получая образование, считают японцы, человек готовит себя не к какой-то конкретной узкой сфере деятельности, а к жизни. И поскольку жизнь сегодня особенно динамична и изменчива, японцы убеждены, что, только обладая широким кругозором, человек может успешно ориентироваться во всех ее нюансах.

Общее образование, утверждают японские исследователи, способствует развертыванию творческих способностей, так необходимых мозговым трестам фирм. Чтобы Япония сохранила высокие темпы роста, -- указывала в 1966 году группа японских экспертов, -- в стране должна быть создана система технического образования, предусматривающая воспитание творческих способностей взамен воспитания способностей воспринимать или копировать технические достижения других стран. Если взглянуть на программы специализированных колледжей и университетов, то можно увидеть, что половину учебного времени студенты тратят на усвоение общеобразовательных курсов. В технических колледжах из пяти лет обучения три года уходят на общеобразовательную подготовку. В университетах первые два года студенты штурмуют основы различных отраслей науки, овладевая знаниями по довольно широкому кругу общенаучных проблем. Такая ориентация учащихся -- не прихоть университетов.

Как указывал японский социолог Ацуми Коя, промышленные компании предпочитают нанимать выпускников вузов скорее с общим, всесторонним, чем со специализированным, образованием. Конечно, для компании важно, что может делать работник, но может быть еще важнее его способность к дальнейшему обучению, способность приспосабливаться к потребностям компании. Обычно японские компании не нанимают выпускников вузов с четко установленными обязанностями. От выпускников требуется не моментальная пригодность, а пригодность, на которую не повлияют будущие изменения в характере работы. На такие требования со стороны компании указали 80--90% выпускников Токийского университета и университета Васэда против примерно 50% выпускников Гарвардского и Мюнхенского университетов в США и ФРГ.

Среди японских специалистов по подготовке технических кадров уже давно укоренилось мнение о том, что выпускник технического вуза не должен быть лишь "узким технарем", он обязан обладать глубокими познаниями в области естественных и гуманитарных наук. Чтобы техническое образование было на современном уровне, говорил на московском симпозиуме по высшему образованию японский профессор Минору Танака, студент обязан изучать не только новые отрасли науки, но и классические основы знаний. Минору Танака предложил специальную программу, куда входят история науки и техники, отдельные направления естествознания, философия, логика, теория культуры и антропология, политическая экономия, социология науки и техники, наука о труде (психология, медицина, эргономика). Студент, по мнению Минору Танака, должен обладать информацией по всем этим отраслям. Для углубленного изучения, считает он, студент технического вуза должен избрать 1--2 направления.

1.2 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система высшего образования Японии парадоксальна. С одной стороны, несмотря на все преобразования последних десятилетий, она по-прежнему остается одной из самых консервативных и самобытных в мире, всячески сопротивляясь модернизации. Вплоть до середины прошлого столетия эта система работала на воспроизведение укоренённого в японской культуре противопоставления "нихондзи/гайдзи" ("японское/чужеродное"), и политика "открытых границ" в образовании ей чужда. С другой стороны, именно через реформы образования всегда происходило обновление японского общества: начиная с первой модернизации в конце XIX в., заложившей основы японского высшего образования, и заканчивая последними реформами, направленными против традиционной замкнутости и тотальной зависимости учебных заведений.

Современный японский университет первой категории обычно состоит из десяти факультетов (общеобразовательный, юридический, инженерный, естественнонаучный, сельскохозяйственный, литературный, экономический, педагогический, фармакологический, медицинский). Сама структура университета способствует выдвижению общего образования на передовые позиции. Общеобразовательная часть обучения доминирует на всех факультетах. Реформа образования в Японии, нацеленная на дальнейшее совершенствование всех звеньев системы, затронула и высшее образование, но не изменила взглядов на роль общего развития студентов. Предпринимаемые в сфере высшего образования меры по углублению специализации не ущемляют общеобразовательной подготовки обучающихся. Тем не менее нередко создается впечатление, что специализация будто бы хоронит укоренившийся принцип примата общего образования. При этом обычно ссылаются на пример Токийского педагогического университета, переведенного в 1969 году к горе Цукуба, что в 60 км к северо-западу от Токио. Однако ссылки эти несостоятельны.

Опыт функционирования этого университета показывает, что реформа касается главным образом вопросов организации и управления процессом подготовки студентов в целом. В университете упразднена обычная система факультетов и кафедр. Взамен введены учебные секции ("гакугун") и научно-исследовательские секции ("гакукэй"). Студенты распределяются по учебным секциям, связанным с определенными направлениями науки и техники. В секциях ведется обучение как по прикладным, так и по фундаментальным отраслям знаний. Специализация здесь выступает более выпукло, но примат общего образования остается незыблемым.

При анализе данной проблемы следует иметь в виду, что всегда и везде развитие общеобразовательной и высшей школы рассматривалось с двух противоположных точек зрения. Сторонники одной из них отдают пальму первенства общему, а второй -- специальному образованию. История педагогики дает нам в этом плане немало интересного и поучительного. Нередко между сторонниками названных точек зрения вспыхивала самая настоящая борьба. В России, например, такая борьба обострилась в XIX в. В то время соперничали сторонники так называемого "формального" и "материального" образования. Первые считали, что подлинное образование -- это развитие памяти, внимания, мышления, речи, воспитание эрудиции и т. д. Только всесторонняя подготовка человека, утверждали они, способна приготовить его для будущего. Вторые же выдвигали на первый план практицизм, специализацию. Известный русский педагог того времени К. Д. Ушинский подверг убедительной критике оба эти направления, показав их односторонность. Развитие педагогики и школы (общеобразовательной и высшей) постоянно сопровождается акцентированием то одной, то другой точек зрения. Как показывает история, победу в конце концов одерживают сторонники общего образования.

Япония не является исключением. Обычно и здесь сторонники примата общего образования добиваются превосходства. Лучшие, наиболее престижные японские университеты отличаются от обычных, рядовых именно тем, что дают своим выпускникам обширную общеобразовательную подготовку. Этим особенно славятся старейшие Токийский и Киотоский университеты. Именно выпускники этих университетов образуют интеллектуальную элиту японской экономики.

Анализ развития и современного состояния японской высшей школы показывает, что высшее образование в Японии является одним из основных рычагов государственной политики. В эпоху научно-технического прогресса высшее образование служит мощнейшим стимулом трудовой активности всех слоев населения страны. Подготовка специалистов высшей квалификации при этом ведется па основе ряда принципов, среди которых на первом месте -- принцип примата общего образования. Этот принцип дает японским промышленникам возможность обеспечивать себя такими кадрами, которые способны уверенно решать текущие задачи производства, быстро адаптироваться к новой технологии и вести активный поиск методов повышения экономической эффективности. Какие бы реформы в области высшего образования ни предпринимались, общеобразовательная подготовка студентов в Японии останется господствующей на всех направлениях и на всех уровнях обучения.

В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек.

Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (основан в 1897 году, 10 факультетов) и университет в Осаке (основан в 1931 году, 10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Кроме них есть значительное количество "карликовых" высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на 1-2 факультетах.

Поступить в государственные университеты можно, только окончив полную среднюю школу. Прием проводится в два этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают "Общий тест достижений первой ступени", который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.

Следует подчеркнуть, что частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.

Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины - историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели - убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специализацию, и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.

Сроки обучения во всех университетах стандартизированы. Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра - Gakushi. Формально студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть отчисление нерадивых студентов практически исключается.

За редким исключением перевод из одного университета в другой не практикуется. Но отдельные университеты осуществляют прием иностранных студентов на второй или третий курс, при этом проводятся специальные экзамены по переводу иностранцев (transfer examination).

Выпускники вузов, проявившие способности к исследовательской работе, могут продолжить обучение на степень магистра (Shushi). Оно длится два года. Степень доктора философии (Hakushi) требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее 5 лет для бакалавров.

Большинство университетов организуют учебный процесс по семестровой системе. В университетах принята система зачетных единиц, которыми оценивается объем изучаемого курса, исходя из количества часов, затрачиваемых еженедельно в течение семестра на работу в аудитории или лаборатории. Количество зачетных единиц, которые нужно набрать для получения степени бакалавра, колеблется от 124 до 150.

Программа на степень магистра предусматривает углубленную научную и профессиональную специализацию. После двухлетнего обучения по программе, оценивающейся в 30 зачетных единиц, сдачи выпускных экзаменов и защиты тезисов (диссертации) выпускнику аспирантуры присуждается степень магистра. Трехлетние докторские программы включают учебный курс в объеме 50 зачетных единиц, выпускной экзамен и защиту диссертации на основе индивидуально проведенных исследований.

Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом ранее полученных зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.

2. ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЯПОНИИ

2.1 ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЯПОНИИ

Япония в силу закрытости своего общества и сложности языка никогда не входила в число мировых лидеров по привлечению иностранных студентов. Однако политика интернационализации высшего образования, которая проводится в Японии с 1983 года, приносит свои плоды.

В основном японские вузы привлекают молодежь из соседних азиатских стран. Среди иностранных студентов лидируют граждане Китая, Тайвань и Кореи. Однако приобщиться к великой японской культуре и постичь нюансы национальной системы управления приезжают и люди из развитых стран Запада. Например, число американских студентов оценивается примерно в тысячу человек.

Привлекаются преподаватели, исследователи и специалисты из зарубежных стран. Например, более 10 лет назад был принят закон, позволяющий иностранным специалистам занимать штатные должности в японских высших учебных заведениях.

В помощь тем иностранным абитуриентам, кто плохо знает японский язык, организован годичный курс языкового обучения в Международном студенческом институте города Осака. Действуют консультации для иностранных учащихся. С 1987 года функционирует программа обмена преподавателями JET (Japan Exchange Teaching Programme), в рамках которой около тысячи преподавателей английского языка приезжают каждый год в Японию.

Прием иностранных студентов осуществляется на тех же основаниях, что и набор японских абитуриентов. Претендент должен предъявить документ о том, что он проучился 12 лет в своей стране. Это означает, что он должен окончить школу (11 лет), затем отучиться в колледже, институте или на подготовительных курсах, включая Школу японского языка в International Students Institute или Kansai International Students Institute. Претендент должен быть не моложе 18 лет. К обучению допускаются и те, кто сдал экзамены по программам International Baccalaureate, Abitur и пр.

Иностранные студенты обязаны сдать общеобразовательный экзамен. Например, его вариант для гуманитариев включает проверку по математике, всемирной истории, английскому. Вариант для естественнонаучных специальностей содержит вопросы по математике, физике, химии, биологии и английскому языку.

Однако самое важное - это тест по японскому языку, который проводит Ассоциация международного образования в 31 стране мира. Он включает три блока: проверку знания иероглифов и лексики; восприятие на слух, чтение и проверку знаний в области грамматики. Этот экзамен проводится по четырем уровням сложности. Первый уровень предполагает изучение японского языка в течение 900 часов и знание 2000 иероглифов; второй - 600 часов и 1000 иероглифов, третий - 300 часов и 300 иероглифов, четвертый - 150 часов и100 иероглифов.

Официальный документ об успешно сданном экзамене первого уровня является достаточным основанием для поступления в любой вуз Японии (даже на магистерскую степень). Для отдельных вузов достаточно сдать и экзамен второго уровня. Наличие документа о сданном экзамене третьего уровня позволяет поступать на работу в японские фирмы.

Плата за обучение в японских вузах для иностранных студентов варьируется от 380 тыс. иен в год и выше в государственных вузах, до 900 тыс. иен в частных вузах ($1 равен 122 иенам). Дороже всего стоит обучение по следующим специальностям: экономика, медицина, филология, педагогика. Расходы на проживание составляют примерно 9-12 тыс. иен в год в зависимости от города, в котором расположен вуз. 80% иностранцев учатся в Японии за свой счет. Остальным выплачиваются различные виды стипендий. Они могут претендовать на правительственную стипендию (Japanese Government Scholarship), стипендию Японской ассоциации международного образования, стипендии в рамках программы "Международного взаимопонимания", стипендии Министерства образования в рамках программ стажировок и др.

Можно получить и стипендии частных фондов - например, фонда Такаку, который в конце 80-х был основан фабрикантом Такаку Тайкен. Стипендии для студентов-иностранцев составляют около 30-40 тыс. иен ежемесячно. Аспиранты могут рассчитывать на 90-100 тыс. иен в месяц.

В последние годы Министерство высшего образования Японии "Момбусё" стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев.

Предусмотренные сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20 частных университетов Японии предоставляют в настоящее время возможности для получения такого образования.

Однако их количество быстро растет, в том числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государство и частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения.

Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика, обществоведение.

Поскольку программа подготовки по этим направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке в цепях получения максимума знаний за минимальное время. В случае хорошего знания японского языка студенты-"краткосрочники" могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза.

Гарантом приглашения студентов-краткосрочников выступает вуз, имеющий соглашение по приему студентов-иностранцев. Однако в ряде случаев гарантом могут выступать и преподаватели вуза как частные лица. Студент- краткосрочник, выезжая на стажировку в Японию, может не прерывать своего обучения в вузах своего государства.

2.2 ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Прохождение производственной практики на японских фирмах для студентов-иностранцев вполне привычное дело. Студент, желающий пройти такую практику, извещает руководство вуза заранее о своем желании. При этом студент обязан позаботиться также заблаговременно об изменении своего статуса пребывания в Японии, а именно: поменять в иммиграционной службе свою студенческую визу на визу "практиканта".

Основанием для подачи заявки о смене визового статуса студента-иностранца являются 3 условия: во-первых, студент должен объяснить в иммиграционном управлении, что его образование требует дополнительной производственной практики после получения определенного теоретического базиса; во-вторых, студент должен объяснить, что по возвращении на родину он будет иметь рабочее место, на котором применит практические знания, полученные в Японии; в-третьих, убедить иммиграционные службы в том, что те практические навыки, которые студент рассчитывает получить в ходе производственной практики в Японии, он не может приобрести у себя на родине.

Период производственной практики на фирмах или предприятиях Японии может продолжаться до 2-х лет, однако за это время студент не может рассчитывать на получение заработной платы от предприятия, на котором стажируется. При этом студент, находящийся на производственной практике, не может дополнительно подрабатывать ни в каких других фирмах или заведениях. Кроме того, студент, прошедший производственную практику на японском предприятии, не вправе рассчитывать на последующее трудоустройство на данном предприятии, однако он может подать заявку на рабочее место в другие фирмы или предприятия.

Особый интерес для многих студентов-иностранцев в Японии, конечно же, представляет вопрос о поиске работы в японских фирмах, предприятиях или учреждениях. По данным статистики, около 94% из числа студентов-иностранцев, получивших образование в вузах страны и подавших заявки на последующее трудоустройство, получают положительный ответ. Иммиграционные службы, меняя статус пребывания в Японии студента-иностранца на временного резидента, в данном случае учитывают такие факторы, как успехи в учебе, характер будущей работы, уровень заработной платы, на которую претендует выпускник японского вуза, а также финансовое положение фирмы-работодателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Немаловажный аспект образования в Японии это то, что для каждого японца "кокоро" означает идею образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека, что немаловажно для дальнейшей жизни.

Университетский диплом в Японии является гарантом получения престижной и хорошо оплачиваемой работы, а это в свою очередь залог карьерного роста и материального благополучия

Но больше всего мне нравится в системе этой страны, это то, что Япония единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти

Несмотря на то, что система образования Японии относительно молода, можно с уверенностью сказать, что она является одной из лучших не только в Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японцы, синтезировав все последние достижения педагогической науки с особенностями построения японского социума, смогли обеспечить своей стране не только впечатляющие темпы роста экономики, но и достаточно высокий уровень жизни. Они, как никто другой понимают, что эффективная система образования в стране с высоким уровнем автоматизации является не то, что обязательной, она является жизненно необходимой. Поэтому, можно с уверенностью заявить, что львиная доля экономического и социального развития этой страны является следствием грамотно построенной системы образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волгин Н. Японский опыт, который стоит изучать и разумно заимствовать. Человек и труд 1997, №6.

2. Гришин М.Л. Современные тендеции развития образования в Азии. - М.: Эксмо, 2005.

3. Зарубежный опыт реформ в образовании (Европа, США, Китай, Япония, Австралия, страны СНГ): Аналитический обзор // Официальные документы в образовании. - 2002. - N 2. - С. 38-50.

4. Журнал "Обучение за рубежом" - №10 2000г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Тенденции и инновации в сфере высшего образования в Украине и зарубежье. Общее положение высшего образования в жизни американцев, специализация обучения. Вопросы выбора колледжа или университета. История и структура высшего образования в Японии.

    реферат , добавлен 15.06.2011

    Понятие высшего образования и его роль в современном обществе. Мотивы учебной деятельности студентов. Функции и принципы высшего образования. Эмпирическое исследование по выявлению у молодых людей мотивов получения высшего профессионального образования.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Распределение общемировой численности студентов. Рейтинг высшего образования в странах мира. Региональная структура системы высшего образования в США. Роль федерального правительства в области образования. Система финансирования высшего образования.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    История развития и специфика современного состояния институтов высшего образования в Англии, Франции, Германии и США. Особенности развития университетского образования в России. Сравнительный анализ современного состояния этой сферы в РФ, Европе и США.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

    История формирования высшего образования в России. Основные аспекты высшего образования в Турции. Анализ сходства и различий систем высшего образования в России и Турции. Коммерческая и бюджетная форма обучения. Уровень образования в России и Турции.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2015

    Получение высшего образования за рубежом и в России. Некоторые особенности и положительные черты систем образования Великобритании, США, Франции, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Германии, Австрии, Японии. Дании, Нидерландов, Швеции и России.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Особенности государственных и частных детских садов в Японии. Основные задачи системы воспитания и обучения. Проведение государственных и традиционных народных праздников. Содержание проблем японского дошкольного образования, направления его развития.

    реферат , добавлен 23.08.2011

    Самостоятельная работа студентов в современных условиях развития высшего профессионального образования, ее значение в формировании специалиста. Нормативная база организации самостоятельной работы студентов специальности "история", особенности ее контроля.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2015

    Роль высшего образования, мотивации его получения среди студентов и учащихся (на примере выпускных классов МОУ СОШ). Модели социального старта. Проблемы высшего образования, связанные с его массовостью. Взаимоотношения между студентами и преподавателями.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2010

    Сущность высшего профессионального образования. Анализ трансформационных изменений в высшей школе. Разработка целостной социально-философской концепции развития высшей школы в ее динамическом взаимодействии с социумом. Предназначение и функции институтов.