Один день евгения онегина. Один день из жизни светского человека Один день из жизни светского человека


Краткое описание

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодёжи Петербурга начала XIX века вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной. Тип такого молодого человека, в более позднее время, мы находим в мемуарах М.Д.Бутурлина, который вспоминает «князя Петра Алексеевича Голицына и неразлучного его друга Сергея (отчество забыл) Романова.

Прикрепленные файлы: 1 файл

А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»

«День светского человека»

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в своем романе как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества - модное дневное гуляние по определенному маршруту ("Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар..."), обед в ресторане, посещение театра. Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не своеобразным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. Пушкин дает своему герою следующую характеристику:

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис...

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодёжи Петербурга начала XIX века вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной. Тип такого молодого человека, в более позднее время, мы находим в мемуарах М.Д.Бутурлина, который вспоминает «князя Петра Алексеевича Голицына и неразлучного его друга Сергея (отчество забыл) Романова.

Танцы занимают в

«Евгении Онегине»

отступления, они играют

большую сюжетную роль.

Танцы были важным струк-

турным элементом дворян-

ского быта. Их роль сущест-

венно отличалась как от

функции танцев в народном

быту того времени, так и от

современной. Бал оказывался

областью непринужденного

общения, светского отдыха,

местом, где границы служеб-

ной иерархии ослаблялись.

При всем многообразии тем, затронутых в романе, "Евгений Онегин" прежде всего роман об исканиях передовой дворянской интеллигенции, о ее драматической судьбе. Эту проблему Пушкин воплотил в образах главных героев:

Пушкин говорит о петер-

бургском высшем обществе

с изрядной долей иронии и

без особых симпатий, ибо

жизнь столичная “однооб-

разна и пестра”, а “света шум

очень быстро наскучивает”.

Поместное, провинциальное

дворянство представлено

в романе весьма широко.

От главы к главе «Онегина» гигантскими шагами шел вперед, творчески рос, созревал сам поэт. В то же время он сумел сообщить своему произведению такую художественную целостность и единство, что его воспринимаешь одним творческим порывом. Мало того, первоначальный замысел Пушкина был резко искажен по причинам, от поэта не зависевшим (вынужденное изъятие из него целой главы). Но даже тому, что роман принудительно оказался «без конца» поэт сумел придать глубочайший идейно-художественный смысл. Больше того, насыщая свой роман, посвященный изображению жизни «лучших представителей дворянского сословия» передовыми идеями, утверждая в нем реалистическое воспроизведение действительности, вырабатывая нормы национального литературного языка, Пушкин дал могучий толчок тому процессу демократизации художественной литературы.


Масштабная экспозиция представляет более 50 подлинных нарядов первой трети XIX века. Фото Веры Ветровой

Музей Александра Пушкина на Пречистенке, похоже, решил проблему многих людей, которые пока не знают, куда сходить в выходные и грядущие мартовские праздники. Выставка «Мода пушкинской эпохи», созданная объединенными силами фонда историка моды Александра Васильева, Музея Пушкина и Исторического музея, стала настоящим подарком на 8 Марта для женщин всех возрастов.

Масштабная экспозиция, которая занимает три зала, представляет более 50 подлинных костюмов и платьев, 500 дамских и мужских аксессуаров, деталей гардероба, живописные портреты, модные картинки, предметы интерьера и быта - то, что составляло гардероб и окружало модника первой трети XIX века.

Выставка построена как рассказ об одном дне жизни светского человека по временному принципу, и каждому времени суток в просторных выставочных залах отведено особое место. К счастью, до наших дней дошло немало свидетельств той яркой эпохи, хотя многие экземпляры происходят из Франции, Германии, Англии, США и Испании.

Понятие «мода» для пушкинского времени было чрезвычайно актуально, ведь вкусы общества менялись достаточно быстро. Законам моды (в большей степени она приходила в Россию из Европы) следовали в общественной жизни, в светском этикете, в искусстве – в архитектуре и интерьере зданий, в живописи и литературе, в гастрономии, ну и, конечно же, в одежде и прическах.

В XIX веке в среде аристократии существовали строгие правила, предусматривающие определенный тип одежды для разных этикетных ситуаций. Проследить эти правила и модные тенденции можно по разнообразию платьев, которые носили в российских столицах 200 лет назад пушкинские современники и современницы, а также литературные герои того времени.

В начале экспозиции идет рассказ о первой половине дня, в которую входили «утренний туалет», «прогулка», «утренний визит», «обед» и «послеобеденное общение в кабинете хозяина».

Утренний туалет для женщины заключался в платьях простого покроя, а аристократ надевал халат или шлафор (другое название – шлафрок – просторная одежда без пуговиц, подпоясанная витым шнуром, – его могли носить и мужчины, и женщины), в нем выходили к завтраку, виделись с домочадцами и близкими друзьями. Кстати, халат среди домашней одежды удерживает пальму первенства по частоте упоминаний у русских литераторов. Герой повести Соллогуба «Аптекарша» сшил себе халат в виде сюртука с бархатными отворотами, и такой костюм «свидетельствовал о щеголеватости привычек хозяина». Петр Вяземский в своих произведениях халат трактовал как неизменный атрибут праздности, лени, но одновременно он стал считаться признаком… творческой личности. Именно в халате изобразил Пушкина Тропинин, а Иванов – Гоголя.

Рассматривая небольшие изящные наряды, невольно задаешься вопросом: сможет ли кто-то из наших взрослых современников, а не детей облачиться в подобные костюмы? Александр Васильев сказал, что максимальный размер женского платья был 48, а средний рост женщины той поры – 155 см, мужчины немного повыше, но не слишком – 165 см. Историк моды заметил, что пища, которую мы сейчас едим, содержит гормоны, и поэтому не стоит удивляться, что люди становятся такими большими.

Утренний туалет и чашка кофе сменялись утренними приемами и визитами (между завтраком и обедом). Особой заботой здесь был визитный костюм, который должен был быть нарядным, изящным, но не парадным. При утреннем визите мужчинам полагалось быть в сюртуках с жилетками, дамам – в модных туалетах, специально предназначенных для утренних посещений.

К двум-трем часам пополудни большая часть светской публики выбиралась на прогулку – пешком, верхом или в коляске. Излюбленными местами гуляний в 1810–1820-е годы в Петербурге были Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар, в Москве – Кузнецкий Мост. Как и положено настоящему денди, щеголь носит атласную шляпу-цилиндр с широкими полями a la Боливар по имени популярного южноамериканского политического деятеля. Фрак для прогулок мог быть зеленого или темно-синего цветов. Женщины же наряжались в цветные, пестрые платья и надевали шляпки разнообразных фасонов.

Около четырех часов пополудни наступал обед. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко держал повара, предпочитая обедать в хорошем ресторане.

После обеда начинались вечерние визиты – одна из непременных светских обязанностей. Если вдруг швейцар отказывал визитеру в приеме без объяснения причины, то это означало, что человеку вообще отказано от дома.

Дамы принимали гостей в гостиных и музыкальных салонах, а хозяин дома предпочитал для общения с друзьями свой кабинет. Обычно обставленный во вкусе хозяина, кабинет располагал к неспешной и доверительной мужской беседе, например, за хорошей трубкой и рюмкой отменной настойки.

Кстати, визитные карточки появились в Европе в конце XVIII века, в России они приобрели широкое распространение в начале XIX века. Сначала заказчики просили делать тиснения, вставляли гербы, рисунки и гирлянды, но в 1820–1830-е почти повсеместно перешли на простые лакированные карточки безо всяких украшений.

Отдельный зал выставки посвящен театру – весьма модному времяпрепровождению в пушкинское время.

Представление начиналось в шесть часов вечера, а заканчивалось в девять, так что молодой франт, облаченный во фрак или мундир, потом мог успеть на бал или в клуб.

На выставке, в нишах, стилизованных под театральные ложи, манекены облачены в роскошные вечерние шелковые туалеты, на головах – береты, токи и тюрбаны из бархата и со страусовыми перьями (головные уборы не снимали ни в театре, ни на балу).

Вдоль всей стены зала выставки тянется витрина – веера бальные из тюля, веер из черепахи, веер с изображением галантных сцен, лорнеты и театральные бинокли, флакончик с нюхательной солью, бисерные сумочки с цветочными орнаментами, браслеты с халцедонами и агатами, модные картинки, портретные миниатюры дам в ампирных платьях.

В театр приходили, не только чтобы посмотреть спектакль, это было место светских встреч, любовных свиданий и закулисных интриг.

Вероятно, самый насыщенный экспонатами зал посвящен «вечернему времени» и включает в себя такие темы, как «Английский клуб» и «Бал».

Первые Английские клубы появились в России при Екатерине II, запрещенные при Павле I, они пережили второе рождение во время царствования Александра I. Заседания в Английском клубе были привилегией исключительно мужской половины общества, поэтому и в витринах аксессуары: миниатюрные портреты модников, вышитые гладью подтяжки, табакерки (в виде позолоченной фигуры мопса или с портретом фельдмаршала Герхарда фон Блюхера), расшитый бисером бумажник и портрезор. Последний уже давно перешел в разряд диковин и милых безделушек, что даже всемогущие «Яндекс» с «Гуглом» не выдают объяснения, для чего предназначался предмет. На самом деле портрезор – это вязаный стальным бисером по коричневым нитям длинный кошелечек для монет, чье количество внутри портрезора ограничивалось специальным кольцом.

Устроители выставки не обошли вниманием и книги, которые пользовались большой популярностью, были обязательной частью библиотек и активно читались в клубах: сочинения лорда Байрона, Альфонса де Ламартина «Поэтические размышления», Эвариста Парни «Избранные сочинения», Жермены де Сталь «Коринна, или Италия» – все на французском языке. Среди отечественных произведений – «Руслан и Людмила» Александра Пушкина и «Ледяной дом» Ивана Лажечникова.

Вечерние туалеты, в которые наряжалась светская публика на званые вечера, рауты и балы, были очень разнообразными и различались весьма интересными деталями. Например, бальные туалеты дебютанток, приехавших на свой первый бал, обязательно отличались от нарядов светских дам. Имели значение цвет, фасон и даже сорт цветов, которыми украшали платье.

Где и у кого покупали платья модники пушкинской эпохи, также можно узнать на выставке. Интересно, что один из путеводителей того времени сообщал: «С раннего утра и до позднего вечера видите вы много экипажей, и редкий из них поедет без покупок. И за какую цену? Все втридорога, но для наших модников это ничего: словно «Куплено на Кузнецком мосту» придает каждой вещи особенную прелесть». Так что жалобы современных франтов на завышенные цены магазинов Москвы имеют как минимум двухсотлетнюю историю.

На открытии выставки Александр Васильев отметил, что дворянская прослойка в России была сравнительно невелика, и туалетов высшего света сохранилось гораздо меньше, чем в Европе. Кроме того, костюмы пушкинского времени очень хрупкие, потому что все платья делались исключительно вручную. Это была эпоха, когда еще не изобрели искусственных красителей и все платья окрашивались исключительно натуральными красителями, основанными на цветах, листьях, минеральных солях, деревьях, ягодах и даже жуках.

Сейчас мало найти платье и отреставрировать его, самое сложное – скомплектовать его с другими предметами туалета, чтобы завершить образ. На выставке с этой задачей блестяще справился дизайнер Кирилл Гасилин, который нарядил и стилизовал все манекены.

Два года назад в Музее Москвы показывали другой проект Васильева – «Мода в зеркале истории. XIX–XX вв.» и еще тогда отмечали, что организации, которая бы регулярно проводила выставки, связанные с модой (как делает, к примеру, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей моды и текстиля в Париже или вновь заработавший после длительного перерыва Центр костюма имени Анны Винтур Метрополитен-музея в Нью-Йорке), в России, к сожалению, нет.

И хотя в 2006 году был основан Музей моды – организация под идейным руководством Валентина Юдашкина, свое помещение у него отсутствует, и в результате под его эгидой периодически проводятся мероприятия на чужих площадках. Так было в 2014 году, когда в честь 25-летия Дома моды Юдашкина работы модельера «дополняли» экспозицию ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке «Мода в пространстве искусства».

Создать выставку, подобную «Моде пушкинской эпохи», стоит огромных усилий и труда, а повторить практически невозможно, поэтому длиться она будет по московским меркам достаточно долго – до 10 мая.


День столичного дворянина имел некоторые типовые черты. Однако те признаки, которыми отмечен день офицера или департаментского чиновника, в романе не отмечены, и останавливаться на них в настоящем очерке не имеет смысла.
Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX в. вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной. Тип такого молодого человека, правда в несколько более позднее время, мы находим в мемуарах М.Д. Бутурлина, который вспоминает «князя Петра Алексеевича Голицына и неразлучного его друга Сергея (отчество забыл) Романова». "Оба они были статские, и оба, кажется, служили тогда по Министерству иностранных дел. Помню, что Петруша (как его звали в обществе) Голицын говаривал, que servant au ministere des affaires etrangeres il etait tres etranger aux affaires (непереводимая игра слов: французское «etrangere» означает и «иностранный» и «чужой» – «служа по министерству иностранных дел, я чужд всяких дел» . – Ю.Л.)" (Бутурлин. С. 354).
Офицер-гвардеец в 1819-1820 гг. – в самый разгар аракчеевщины, – если он был в младших чинах (а по возрасту одногодок Онегина в эту пору, конечно, не мог рассчитывать на высокий чин, дающий известные облегчения в порядке каждодневной военной муштры – просмотр ряда биографий дает колебание в чинах между гвардейским поручиком и армейским подполковником), с раннего утра должен был находиться в своей роте, эскадроне или команде. Заведенный Павлом I солдатский порядок, при котором император в десять часов вечера был в постели, а в пять утра – на ногах, сохранялся и при Александре I, любившем, кокетничая, повторять, что он «простой солдат» . «Венчанным солдатом» его именовал П в известной эпиграмме.
Между тем право вставать как можно позже являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим неслужащего дворянина не только от простонародья или собратьев, тянущих фрунтовую лямку, но и от деревенского помещика-хозяина. Мода вставать как можно позже восходила к французской аристократии «старого режима» и была занесена в Россию эмигрантами-роялистами. Парижские светские дамы предреволюционной поры гордились тем, что никогда не видели солнца: просыпаясь на закате, они ложились в постель перед восходом. День начинался с вечера и кончался в утренних сумерках.
Ж. Сорэн в комедии «Нравы нашего времени» изобразил диалог между буржуа и аристократкой. Первый восхваляет прелести солнечного дня и слышит ответ: «Фи, месье, это неблагородное удовольствие: солнце – это лишь для черни!» (ср.: Иванов Ив. Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII века. // Учен. зап. Моск. ун-та. Отд. историко-филол. 1895. Вып. XXII. С. 430). Просыпаться позже, чем другие люди света, имело такое же значение, как являться на бал позже других. Отсюда сюжет типичного анекдота о том, как служака-военный застает своего сибарита-подчиненного в утреннем дезабилье (вполне естественном для светского человека, но стыдном для военного) и в таком виде водит его по лагерю или Петербургу на потеху зрителям. Анекдоты такого рода прикреплялись и к Суворову, и к Румянцеву, и к Павлу I, и к великому князю Константину. Жертвами их в этих рассказах оказывались офицеры-аристократы.
В свете сказанного, вероятно, проясняется странная причуда княгини Авдотьи Голицыной, прозванной «Princesse Nocturne» (nocturne в переводе с франц. означает «ночная» и, как существительное, – «ночная бабочка»). «Ночная княгиня», проживавшая в особняке на Миллионной, – красавица, «обворожительная как свобода» (Вяземский), предмет увлечений П и Вяземского, – никогда не появлялась при дневном свете и никогда не видела солнца. Собирая в своем особняке утонченное и либеральное общество, она принимала только ночью. Это вызвало при Николае I даже тревогу Третьего отделения: «Княгиня Голицына, жительствующая в собственном доме, что в Большой Миллионной, которая, как уже по известности, имеет обыкновение спать днем, а ночью занимается компаниями, – и такое употребление времени относится к большому подозрению, ибо бывают в сие время особенные занятия какими-то тайными делами...» (Модзалевский Б.Л. Пушкин под тайным надзором. Л., 1925. С. 79). К дому Голицыной был приставлен тайный агент. Опасения эти, несмотря на неуклюжесть полицейских преувеличений, не были совсем лишены оснований: в обстановке аракчеевщины, под властью «венчанного солдата», аристократическая партикулярность приобретала оттенок независимости, заметный, хотя и терпимый при Александре I и превращавшийся почти в крамолу при его преемнике.
Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810-1820-х гг. были Невский проспект и Английская набережная Невы. Прогуливались также по Адмиралтейскому бульвару, который был в три аллеи насажен в начале XIX в. на месте обновленного при Павле гласиса Адмиралтейства (гласис – насыпь перед рвом).
Ежедневная прогулка Александра I повлияла на то, что модное дневное гуляние проходило по определенному маршруту. «В час пополудни он выходил из Зимнего дворца, следовал по Дворцовой набережной, у Прачешного моста поворачивал по Фонтанке до Аничковского моста <...> Затем государь возвращался к себе Невским проспектом. Прогулка повторялась каждый день и называлась le tour imperial [императорский круг]. Какая бы ни была погода, государь шел в одном сюртуке...» (Соллогуб В. А. Повести. Воспоминания. Л., 1988. С. 362). Император, как правило, прогуливался без сопровождающих лиц, разглядывая дам в лорнет (он был близорук) и отвечая на поклоны прохожих. Толпа в эти часы состояла из чиновников, чья служба носила фиктивный или полуфиктивный характер. Они, естественно, могли заполнять в присутственные часы Невский, наряду с гуляющими дамами, приезжими из провинции и неслужащими франтами. Именно в эти часы Онегин гулял по «бульвару».
Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы явственно ощущались как поздние и «европейские»: для многих было еще памятно время, когда обед начинался в двенадцать.
Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара – крепостного или наемного иностранца – и предпочитал обедать в ресторане. За исключением нескольких первоклассных ресторанов, расположенных на Невском, обеды в петербургских трактирах были хуже по качеству, чем в Москве. О.А. Пржецлавский вспоминал:

«Кулинарная часть в публичных заведениях пребывала в каком-то первобытном состоянии, на очень низкой степени. Холостому человеку, не имевшему своей кухни, почти невозможно было обедать в русских трактирах. При том же заведения эти закрывались вечером довольно рано. При выходе из театра можно было поужинать только в одном ресторане, где-то на Невском проспекте, под землею; его содержал Доменик»
(Помещичья Россия... С. 68).

«Холостую» атмосферу ресторанного обеда ярко обрисовывает П в письмах весны 1834 г. к Наталье Николаевне, уехавшей через Москву на Полотняный завод:

«...явился я к Дюме, где появление мое произвело общее веселие: холостой, холостой Пушкин! Стали подчивать меня шампанским и пуншем и спрашивать, не поеду ли я к Софье Астафьевне? Все это меня смутило, так что я к Дюме являться уж более не намерен и обедаю сегодня дома, заказав Степану ботвинью и beaf-steaks»
(XV, 128).

И позже: «Обедаю у Дюме часа в 2, чтоб не встретиться с холостою шайкою» (XV, 143).
Довольно полный обзор петербургских ресторанов 1820-х гг. (правда, относящийся ко времени несколько более позднему, чем действие первой главы романа) находим в одном из дневников современников:

"1-го июня 1829 года. Обедал в гостинице Гейде, на Васильевском острову, в Кадетской линии, – русских почти здесь не видно, все иностранцы. Обед дешевый, два рубля ассигнаций, но пирожного не подают никакого и ни за какие деньги. Странный обычай! В салат кладут мало масла и много уксуса.
2-го июня. Обедал в немецкой ресторации Клея, на Невском проспекте. Старое и закопченное заведение. Больше всего немцы, вина пьют мало, зато много пива. Обед дешев; мне подали лафиту в 1 рубль; у меня после этого два дня болел живот.
3-го июня Обед у Дюме. По качеству обед этот самый дешевый и самый лучший из всех обедов в петербургских ресторациях. Дюме имеет исключительную привилегию – наполнять желудки петербургских львов и денди.
4-го июня. Обед в итальянском вкусе у Александра или Signor Ales , по Мойке у Полицейского моста. Здесь немцев не бывает, а более итальянцы и французы. Впрочем, вообще посетителей немного. Он принимает только хорошо знакомых ему людей, изготовляя более обеды для отпуска на дома. Макароны и стофато превосходны! У него прислуживала русская девушка Марья, переименованная в Марианну; самоучкой она выучилась прекрасно говорить по-французски и по-итальянски.
5-го. Обед у Леграна, бывший Фельета, в Большой Морской. Обед хорош; в прошлом году нельзя было обедать здесь два раза сряду, потому что все было одно и то же. В нынешнем году обед за три рубля ассигнациями здесь прекрасный и разнообразный. Сервизы и все принадлежности – прелесть. Прислуживают исключительно татары, во фраках.
6-го июня. Превосходный обед у Сен-Жоржа, по Мойке (теперь Донон), почти против Ales . Домик на дворе деревянный, просто, но со вкусом убранный. Каждый посетитель занимает особую комнату; при доме сад; на балконе обедать прелесть; сервизы превосходные, вино отличное. Обед в три и пять рублей ассигнациями.
7-го июня нигде не обедал, потому, что неосторожно позавтракал и испортил аппетит. По дороге к Ales , тоже на Мойке есть маленькая лавка Диаманта, в которой подаются страсбургские пироги, ветчина и проч. Здесь обедать нельзя, но можно брать на дом. По просьбе хозяин позволил мне позавтракать. Кушанья у него превосходны, г. Диамант золотой мастер. Лавка его напоминает мне парижские guinguettes (маленькие трактиры).
8-го июня. Обедал у Simon-Grand-Jean, по Большой Конюшенной. Обед хорош, но нестерпим запах от кухни.
9-го июня. Обедал у Кулона. Дюме лучше и дешевле. Впрочем, здесь больше обеды для живущих в самой гостинице; вино прекрасное.
10-го июня. Обед у Отто; вкусный, сытный и дешевый; из дешевых обедов лучше едва ли можно сыскать в Петербурге"
(цит. по: Пыляев М.И. Старое житье: Очерки и рассказы. СПб., 1892. С. 8-9).

Настоящий отрывок характеризует положение конца 1820-х гг. и к началу десятилетия может быть применен лишь с некоторыми оговорками. Так, местом сбора петербургских денди в это время был не ресторан Дюме, а ресторан Талона на Невском. Однако общая картина была та же: хороших ресторанов было немного, каждый посещался определенным, устойчивым кругом лиц. Появиться в том или ином ресторане (особенно в таком, как Талона или позже Дюме) означало явиться на сборный пункт холостой молодежи – «львов» и «денди». А это обязывало к определенному стилю поведения и на все оставшееся до вечера время. Не случайно П должен был в 1834 г. обедать раньше обычного времени, чтобы избегать встречи с «холостою шайкою».
Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. Он для петербургского франта той поры не только художественное зрелище и своеобразный клуб, где происходили светские встречи, но и место любовных интриг и доступных закулисных увлечений. «Театральная школа находилась через дом от нас, на Екатерининском канале. Влюбленные в воспитанниц каждый день прохаживались бессчетное число раз по набережной канала мимо окон школы. Воспитанницы помещались в третьем этаже...» (Панаева А.Я. Воспоминания. М., 1972. С. 36).
В течение второй половины XVIII и первой трети XIX в. распорядок дня неуклонно сдвигался. В XVIII в. деловой день начинался рано:

«Военные являлись на службы в шестом часу, гражданские чины в восемь и без отлагательств открывали Присутствия, а в час пополудни, следуя регламенту, прекращали свои суждения. Таким образом, они весьма редко возвращались к себе домой позднее второго часа, военные же бывали в квартирах уже в двенадцатом часу <...> Частные вечера все вообще начинались в семь часов. Кто приезжал на них часов в девять или в десять, хозяин тотчас спрашивал: „А что так поздно?“ Ответ бывал: „Театр или консерт задержал, кареты не дождался!“»
(Макаров. О времени обедов, ужинов и съездов в Москве с 1792 по 1844 год // Щукинский сб. [Вып.] 2. С. 2).

В. В. Ключарев писал в 1790-е гг. И. А. Молчанову: «Могу у вас быть до седьмого часа, а в седмь часов начнется бал в клубе, то всем известно».
В 1799 г. званый обед у главнокомандующего в Москве графа И. П. Салтыкова начинался в три часа, а вечер – в семь и «кончался легким ужином часу во втором заполночь, а иногда и ранее» (Там же. С. 4).
В 1807 г. к московскому главнокомандующему Т. И. Тутолмину начинали съезжаться на его вечера и балы от девяти до десяти часов.

«...Записные же щеголи, по нынешнему львы, туда же являлись в одиннадцать, но это иногда замечалось им, хозяином, с неудовольствием...»
(Там же. С. 5).

В 1810-е гг. распорядок дня еще более сдвинулся: в 1812 г. «мадам Сталь, будучи в Москве, обыкновенно завтракала в Галерее на Тверском бульваре, это бывало в два часа» (Там же. С. 8).
К началу 1820-х гг. обед сдвинулся к четырем часам, время вечерних собраний – к десяти, щеголи же не приезжали на балы до полуночи. Там, где после бала имел место ужин, он проходил в два-три часа ночи.

Введение ………………………………………………………… ……………1

Глава 1. Что такое «светское общество»? ………………………………….3

Глава 2. Этикет ………………………………………………………………6

Глава 3. Кто такие «денди»?……………………………………………...…9

Глава 4. Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия «светской» жизни….12

4.1 Развлечения………………………………………………… ....13

4.2 Бал……………………………………………………………... 16

4.3 Дуэль………………………………………………………….. 20

Заключение …………………………………………………… …………….26

Список литературы …………………………………………………… …..28

Введение

В романе «Евгений Онегин» Пушкин создал образ типичного дворянина своего времени. На протяжении первой главы романа автор не раз говорит о том, что Евгения одолел недуг, название которого - «английский сплин» или «русская хандра» . Но что же стало причиной этой болезни?

Ответ на этот вопрос - ни что иное как подробное изучение данной темы. Долгое время Евгений жил по законам высшего общества, развлечения и нравы которого изрядно ему надоели.

Также, зная о тонкостях светской жизни, занятиях и увлечениях дворян, можно переосмыслить многие эпизоды романа. А также понять предпосылки возникновения мотивов поведения многих героев, причины их отношения друг к другу.

Не стоит также забывать о тех качествах человека, которые могли быть продиктованными высшим обществом и нормами поведения в нем. Например, любовный интриги, в которых участвовал Евгений, заглушили в его душе способность искренне и сильно любить. Именно это не позволило ему распознать в Татьяне свою истинную любовь.

То же самое можно сказать и о тех местах, которые обязан посещать человек высшего общества. Не важно, импонирует ли человеку какая-либо театральная постановка – если о ней говорят, то он обязан на ней присутствовать. Да и стоит ли упоминать о постоянном посещении домов высокопоставленных особ. Получение приглашения на такие приёмы подчёркивало определённый статус человека, его элитарность. Здесь обсуждалась не только политическая жизнь страны, важные новости международного масштаба, но и обычные сплетни или выгодные партии для собственных детей. Не это ли мы видим в эпизоде сватовства к Татьяне?

Логика исследования обусловила структуру данной работы, состоящей из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Глава № 1 посвящена объяснению термина «светское общество» - ключевого для исследуемой темы. Глава № 2 рассматривает этикет и его особенности, характерные для эпохи, обрисованной в романе «Евгений Онегин».

Глава № 3 - переход от анализа образа жизни общества в целом к анализу стиля жизни главного героя романа. Глава №4 полностью посвящена роману А.С. Пушкина. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

В данной работе будут преследоваться несколько целей. Одна из них - попытка проанализировать нормы светской жизни и рассмотреть то, как Пушкин воплотил их в своем романе. Другая же заключается в том, чтобы представить главных персонажей романа как ярких представителей высшего общества, в полной мере раскрыть особенности их повседневной жизни.

Глава 1. Что такое «светское общество»?

Прежде чем перейти к рассмотрению дня светского человека в целом, нужно подробнее разобраться в понятиях: «светское общество» и «свет». Движение от общего к частному – главный принцип данной работы, что, безусловно, создаст наиболее полное представление о её теме.

Итак, под словом «свет» подразумевается интеллигентное, привилегированное и благовоспитанное общество. «Свет» состоит из людей, отличающихся своим умом, ученостью, каким-нибудь талантом, природными достоинствами или достоинствами, приобретенными посредством цивилизации, наконец, вежливостью и приличием.

Быть названным «светским человеком» значит получить похвалу. Знать светское обращение, значит уметь пленять всеми родами прекрасных качеств: вежливостью, обходительностью, самообладанием, спокойствием, деликатностью, приветливостью, великодушием и тому подобным.

Если бы мы могли знать всю подноготную «света», если бы мы могли войти во все подробности сокровенной семейной жизни людей, принадлежащих к свету, узнать все их домашние тайны, заботы и мрачное беспокойство; если бы мы могли проникнуть сквозь эту блестящую, полированную скорлупу, представляющую на вид одно лишь удовольствие, веселье, блеск и великолепие, какая разница представилась бы нам между тем, что он есть на самом деле, и тем, чем он кажется.

«Отец в разладе с детьми, муж враждует с женой, но эти семейные тайны от глаз света тщательно скрываются: и антипатия, и зависть, и роптания, и вечный разлад. Там дружба омрачается подозрением, личными интересами и прихотью; нежные клятвы и уверения в вечной любви и преданности кончаются ненавистью и изменой; огромные состояния теряют всю свою ценность через зависимость, которой они подвергаются » 1 .

Загляните в любой светский дом, и вы увидите людей различных состояний и разнообразнейших положений в свете. В числе их находятся и военные, и медики, и юристы, и богословы – словом, люди всех профессий, представители разных специальностей, наук и искусств. Все они собрались в один круг хороших знакомых, но как бы тесно они не были соединены, всё-таки они остаются чужды друг другу, между ними никогда не может быть полной солидарности во мнениях и взглядах, однако снаружи всегда будет казаться, что между ними всеми господствует полное единомыслие и солидарность во всем. Этого требует этикет, предписывая самообладание, полнейшую учтивость и уважение к мнению другого, хотя бы с этим мнением внутренне и нельзя было согласиться. Этикет не допускает ни споров, ни нетерпимости к чуждому мнению. Один, желая завязать разговор, смело поднимает вопрос о каком-либо предмете, другой собеседник, более застенчивый и выжидавший лишь случая, чтобы с ним заговорили, учтиво отвечает на заданный вопрос, не решаясь возражать, хотя внутренне и не согласен с мнением своего более смелого собеседника. Третий, тоже обладая смелостью, но не обладая знанием того предмета, о котором заговорили, начинает говорить, сам себя не понимая. Однако его никто не обрывает замечанием, что он говорит о том, чего не понимает. Четвертый, мнение которого о том же предмете вполне справедливо, или молчит, или вставляет свое замечание так скромно, вежливо и мягко, что никого не оскорбляет своим умственным превосходством, и разговор идет мирно, без споров, без волнений. «Здесь никто не забывается, каждый знает свое место и положение в свете » 2 .

Свет не без основания составляет свое мнение о вашем достоинстве соответственно тому мнению, которое оно имеет о ваших друзьях. Пословица говорит: «Скажите мне, с кем вы дружны, и я скажу, кто вы». Действительно, каждый человек становится до известной степени таким, каковы те, в кругу которых он вращается. Он принимает их взгляды, их манеры и даже образ мыслей. Поэтому очень важно, чтобы молодой человек, желающий усвоить привычки, осанку и манеры светского человека, посещал лишь хорошие общества. Все эти внешние качества он незаметно приобретет, вращаясь в приличном обществе и внимательно применяя качества и манеры лиц, составляющих это общество. Пусть только он как можно внимательнее присматривается к ним, и скоро он сравняется с ними. В светском обществе нет ничего такого, чего нельзя было бы приобрести при старании и внимательности.

Глава 2. Этикет

Упоминая в предыдущей главе об этикете, своеобразном «своде законов» для светского человека, было бы логично рассказать о нем подробнее. Не обладать даже самым минимальным представлением о том, что значило для дворян слово «этикет», значит не понять предпосылок многих поступков героев романа «Евгений Онегин».

Известно, что с течением времени старинные русские обычаи мало-помалу исчезали, уступая место господствующему французскому влиянию. Что касается манер, светской любезности и моды, то они были слепым подражанием французам. Знание французского языка в то время считалось основным признаком хорошего воспитания. Поэтому дворяне стали поручать своих детей французам, которые вместе с преподаванием языка прививали своим питомцам французские обычаи и нравы.

В ХIХ веке в России большой популярностью пользовалась книга ЛИ. Соколова «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом». Она неоднократно переиздавалась в 1847-1 855 годы.

Каких же правил придерживалось русское общество в ХIХ веке?

Большое внимание в пособиях по этикету того времени уделялось искусству нравиться и располагать к себе людей. Оно предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать не которыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся од ним из важнейших условий пребывания в свете. Тактичный человек мог стать всеми любимым и уважаемым, не обладая при этом большим умом, поскольку такт и рассудительность во многих случаях способны были заменить для света образование и даже сердце. С другой стороны, «человек, в котором высшие добродетели соединены с неприятными личными чертами: знания с гордостью, мужество - с дерзостью, нравственность с излишней суровостью, вряд ли бывал любим в обществе. Тем, кто не обладал тонкой натурой, чувством такта, здравым смыслом и чувствительностью, рекомендовалось следовать установленным правилам» 3 .

Первый выезд в свет молодого человека был также строго регламентирован. Появиться на балу в первый раз он мог во фраке или мундире. На балу он должен был быть внимательным к хозяевам лома и дамам, независимо от их возраста, привлекательности и богатства. Все это свидетельствовало о превосходном воспитании молодого человека и принадлежности его к избранному обществу.

До вступления в брак образ жизни девушки и молодого человека кардинально отличался. Молодой человек не подчинялся какому-либо контролю и был вполне свободен в своих знакомствах и развлечениях. Молодая девушка, наоборот, не имела права жить и выезжать в свет одна; обязана была жить с родителями и подчиняться их воле.

Светскими отношениями называли знакомства, заведенные в салонах с обоюдного согласия, при взаимной симпатии и равенстве сторон. При знакомстве обменивались карточками, визитами и всевозможными любезностями, следуя законам светских приличий.

«Если после взаимного представления от какой-либо из сторон следовало приглашение, на него отвечали визитом, отказываться было неприлично. Если же приглашения не было, но хотелось завязать знакомство, через лень после знакомства (представления) посылали визитную карточку и ждали приглашения» 4 .

Вообще, визиты были необходимым элементом светского общения. Люди посещали друг друга или для того, чтобы завязать знакомство или для поддержания старого.

Короткие визиты принято было наносить при отъезде. Уехать, не нанося знакомым визита и не сообщив об отъезде, противоречило правилам хорошего тона. Возвращаясь после долгого отсутствия, тоже нужно было посетить знакомых.

Гость должен был следить за тем, чтобы «не засидеться» больше 20 минут. Требуемое вежливостью приглашение хозяев остаться подольше всерьез не воспринималось. Во время первого визита угощение не подавалось. В начале разговора визитер благодарил за оказанную ему честь.

После первого визита было принято присылать ответное приглашение в течение недели, иначе считалось, что знакомство не будет иметь продолжения. Если ответный визит откладывался на неопределенное время, это означало, что знакомство нежелательно.

Глава 3. Кто такие «денди»?

Буквально в первых строках романа автор называет своего героя «денди». Кого же во времена Пушкина подразумевали под этим названием? То есть, прежде чем переходить непосредственно к роману Пушкина, следует побольше узнать о том стиле жизни, которого придерживался Онегин.

Денди - социально-культурный тип 19 века: мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения. В отличие от щеголя, не слепо следует моде, но сам её создает, обладая тонким вкусом, неординарным мышлением, иронией по отношению к существующим моделям поведения.

К известным денди относятся Байрон, Джордж Браммел, Гюисманс, Робер де Монтескью, Оскар Уайльд, Джеймс Уистлер, Бодлер, Макс Бирбом. Чаще всего денди принадлежали к среднему классу, хотя и вели аристократический образ жизни.

Слайд 2

Первая глава

В первойглаверомана «ЕвгенийОнегин» А.С. Пушкинподробноописываетобычныйдень Евгения Онегина, обычныйденьмолодогодворянина 20-х годов XIX, которыйведетжизньмолодогочеловека, свободногоотслужебныхобязательств. Этотдень, как и другой, воспринимаетсяОнегинымкакнеобходимыйсветскийритуал: «И завтратоже, чтовчера»: балы, французскиерестораны, балетные и оперныеспектакли в Мариинскомтеатре, прогулкипоНевскомупроспекту

Слайд 3

Жизнь в Петербурге

Лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX в. вела подобную жизнь. Такую жизнь могли себе позволить лишь молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню, маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной.

Слайд 4

Утро Онегина

Онегин вставал поздно, не раньше, чем в 12 часов. Это являлось признаком аристократизма. Мода на позднее пробуждение пришла из Франции: парижские светские дамы и гордились тем, что никогда не видели солнца: просыпаясь на закате, они ложились в постель перед восходом. Утренний туалет и чашка кофе или чая сменялись к двум-трем часам дня прогулкой.

Слайд 5

День Онегина

В час пополудни на прогулку выходил император Александр I. Его ежедневная прогулка повлияла на то, что модное дневное гуляние «по бульвару» проходило по определенному маршруту. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала у Онегина час-два. Излюбленными местами его гуляний были Невский проспект и Английская набережная Невы.

Слайд 6

Образ жизни Онегина

Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Онегин вел холостой образ жизни, поэтому не содержал повара и предпочитал обедать в ресторане. Только французские рестораны Петербурга могли предложить достойную еду. Качество блюд в трактирах было плохим, тем более они рано закрывались.

Слайд 7

Свободное время Онегина

Во французских же и итальянских ресторанах было оптимальное соотношение цены и качества. Там обедали в основном иностранцы. Пища была разнообразная, средняя стоимость обеда – три рубля. Послеобеденное время Онегин стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. Театр был не только художественное зрелище и клуб, где происходили светские встречи, но и место любовных интриг.