Описание хлестова горе от ума. Cочинение «Характеристика второстепенных персонажей в комедии «Горе от ума


В комедии «Горе от ума» Мадам Хлестова-один из второстепенных персонажей, но всё же - она одна из наиболее колоритных. Изначально мы её видим в 3-ем действии и 10-м явлении данной комедии.

Хлестова - это свояченица Фамустова, о чем указывается в произведении: "Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова... ". Проще говоря - сестра его жены, на момент событий произведения - покойной. По совместительству этот персонаж еще и тётка Софьи.

Характеристика персонажа

Это женщина уже преклонных лет. Ей от роду 65, и об этом свидетельствуют строки произведения: "...Легко ли в шестьдесят пять лет / Тащиться мне к тебе, племянница?.. - Мученье! ..". Это умудренная жизненным опытом женщина, но ее личность окутана тайной. С одной стороны - она предстает как фрейлина королевы Екатерины I-й, хотя в этом есть сомнения. С другой - последователем современности и почитателем модных новшеств.

У неё есть собачка-шпиц и темнокожая служанка - арапка. Хлестова в курсе последних сплетен двора и охотно делится собственными историями из жизни, в которых легко рассказывает о других персонажах произведения: "Я за уши его дирала, только мало... " - говорит она о Чацком, и читатель понимает, что эта женщина знает героя с самого детства, причем имела на него влияние.

Личная жизнь Хлестовой

Интересно, что в произведении нет единого и точного указания о том, есть ли у героини семья, и кто в этой семье имеется. С одной стороны, Хлестова предстает замужней женщиной, у которой имеется много детей. Об этом свидетельствует сказанная Фамусовым фраза: "Все больше сестрины, свояченицы детки... ". Нет точных данных о том, что это было сказано именно о Хлестовой, но все указывает на то, что именно о ней!

Однако в другом эпизоде Чацкий вселяет сомнения по поводу этого в читателей - он называет Хлестову, несмотря на ее солидный возраст, "девушкой". Возможно, это означает, что Хлестова является старой девой - никогда не выходила замуж и детей не имела. Однако тут можно учесть и своеобразное чувство юмора Чацкого, и сказанная фраза может быть шуточной: "А тетушка? всё девушкой, Минервой?.. ".

Некоторые современники писателя в Хлестовой узнавали барыню Настасью Офросимову, которая в те годы проживала в Москве. Именно эту женщину исследователи считают прототипом героини. Однако уточнения от самого автора произведения на этот счет также не имеется, потому можно только строить предположения.

Характер персонажа

Важно отметить, что госпожа Хлестова не признает пользы посещения школ и получения образования в школах и лицеях. Это подчеркивается фразами героини: "И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних / Да от ланкарточных взаимных обучений / От пансионов, школ, лицеев, как бишь их... ". Зато она любит карточные азартные игры, и нередко принимает в них участие.

Персонаж очевидно страдает от скуки, и утоляет голод развлечений не только карточными играми, но и содержанием в собственном доме воспитанниц и собачек: "Воспитанниц и мосек полон дом?.. ". В целом персонаж нарисован избалованным снисходительностью окружающих, с несколько надменным и дерзким характером!

Прототипом Хлёстовой является принадлежавшая к самому высшему московскому кругу властная и влиятельная Настасья Дмитриевна Офросимова. Описал ее и Лев в «Войне и мире». Упоминая о «Несторе негодяев знатных», променявшем своих крепостных на собак, вероятно, имел в виду генерала Измайлова, помещика-крепостника, развратника, который, по свидетельству современников, «4 человек дворовых, служивших ему по 30 лет, променял помещику Шибякину на 4 борзых собак». Современники и исследователи пытались установить прототипы и Чацкого. Когда была написана, распространился слух, что в ней выведен Чаадаев. Этот слух дошел даже до Пушкина, находившегося в Михайловском, и в одном из писем он запрашивал о его справедливости.

Чаадаев был близок с Грибоедовым, и несомненно, что образ его, человека выдающегося ума и твердого характера, вставал в творческом воображении Грибоедова, когда он рисовал облик своего Чацкого. Несомненно также, что и во внешнем облике гри-боедовского героя проступают чаадаевские черты. Запечатлены в Чацком и черты другого друга Грибоедова, страстного и честного Кюхельбекера, рыцаря абристского движения, одного из тех «молодых людей», в душе которых был возбужден «жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Но конкретизация персонажей не снимала их типичности. Один из современников отмечает:

«Когда появилось «Горе от ума», все сразу отдали ему справедливость, но в том числе были многие, которые в действующих лицах предполагали и даже узнавали изображение живых московских личностей и в верности портретов находили главное достоинство этой прекрасной драматической сатиры. Взгляд совершенно ошибочный. Грибоедов и не думал писать портреты; если бы это было так, то значение «Горя от ума» было бы очень кратковременным; оно затерялось бы вместе со смертью тех, которые служили оригиналами для очерков. Да и в продолжении их жизни достоинство сочинения намного было бы ниже истинного. Грибоедов превосходно схватил и изобразил не отдельные личности, а типы, жизнь которых очень продолжительна, и так же долговечна будет заслуга и слава его мастерского произведения» ‘. По этому поводу в наше время А. В. Луначарский справедливо заметил о персонажах комедии: «Эти люди взяты синтетически. У Грибоедова все соответствует действительности, все чистый художественный реализм, товар дан без подмеси. Настоящий, подлинный портрет начинается только там, где он синтезирует целого человека в характернейших его особенностях и в широкие типы. Правдивый тип в литературе — это и есть портрет, и чем он шире захватывает, тем более он приобретает художественности и общественной значимости».

В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала X

Анфиса Ниловна Хлестова - один из второстепенных персонажей комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Интересно, что прототипом изображённой поэтом московской барыни является та же знаменитая Наталья Дмитриевна Офросимова, которую под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой, изображённой Л.Н.Толстым в романе "Война и мир".

В отличие от оригинала, героиня "Горе от ума" не так умна, но имеет такой же вздорный характер, также бесцеремонно общается с окружающими. Грибоедов в образе Хлестовой показывает не только черты, свойственные прототипу: в ее портрете есть много и от других старых московских барынь - властных, откровенных, во многом жестоких. Хлестова не лезет за словом в карман, речь имеет живую и яркую. Она говорит не всегда грамотно, но искренне, не пытаясь кому-то понравиться, все, что приходит в голову.

В доме Фамусова уверенность Хлестовой объясняется ещё и тем, что она своячница хозяина. Чацкого она знает с тех пор, когда он ещё был ребёнком, тем не менее именно она поддерживает и развивает слух о его сумасшествии, объясняя сначала его истоки чрезмерным употреблением вина и шампанского, а потом причинами, связанными с образованием.

На балу она привлекает внимание тем, что все знает, со всеми спорит, милостива с теми, кто ей старается угодить, с остальными - не церемонится. Для неё, что арапка, что собачка - одинаковы: все служит ей развлечением.

Хлестова - типичная московская барыня, которая живет слухами и сплетнями, страдает от безделья, третирует близких. В комедии "Горе от ума" Хлестова находится среди тех, кто представляет "век минувший", против которого выступает с критикой Чацкий. Как и другие второстепенные персонажи, которые составляют нравоописательный фон сюжета, Хлестова тем не менее наделена индивидуальными характеристиками. Несмотря на то, что Хлестова появляется на периферии пьесы, она представляет определённый характер с определенными чертами, а не какое-то амплуа, типаж.

Как и в других персонажах, в проявлениях характера Хлестовой присутствуют и отрицательные, и положительные черты: так легко подхватив слух о сумасшествии Чацкого, барыня тут же выражает надежду, что его все-таки вылечат. Характер Хлестовой сформирован московской дворянской средой: Грибоедов разоблачает не ее личные недостатки и пороки, но общество, которое способствует формированию таких характеров.

Вариант 2

Анфиса Хлестова является самой яркой героиней второстепенных образов комедии «Горе от ума». Впервые героиня появляется на 3 действий во время ужина в доме Фамусова. Этот женский образ Грибоедов создал со знаменитой светской барыни Натальи Офросимовой.

Анфиса Хлестова не отличалась особым умом, но имела вздорный нрав. Кроме того героиня не отличалась хорошим воспитанием и могла бесцеремонно разговаривать с людьми. Хлестова может выражаться ярко и пронзительно. В ней есть жестокость, властность и откровение. При этом она может выражаться неграмотно и не пытается никому понравиться. Анфиса является свояченицей Фамусова и поэтому ведет себя уверенно, живя в его доме. Анфиса была пожилой и богатой дамой 65 лет. Она всегда была сердитой и злой. По словам Фамусова, героиня никогда не была замужем и не имела детей.

При появлении на балу Хлестова привлекает к себе внимание бесцеремонными разговорами. Она начала спорить с теми, кто пытался ей угодить. А тех, которые просто хотели с ней заговорить, она за людей не воспринимала. Анфиса была типичной городской барыней, которая любила сплетничать, третировать родственников и маяться от безделья. У нее была собачка и своя рабыня чернокожая девушка, которая является просто игрушкой для богатой госпожи. Несмотря на свою бесцеремонность и необразованность, героиня всегда следовала моде светских женщин

В обществе Хлестова занимала высокие должности. Автор указал, что Анфиса Ниловна была первой фрейлиной императрицы Екатерины. Также она руководила помещиками и знала, кто насколько богат. Особой слабостью дворянки была карточная игра.

Анфиса Хлестова относится к отрицательным образам комедии Грибоедова. Своим поведением Хлестова не вызывает никакой симпатии и сочувствия со стороны читателей. Ее характерными чертами являются грубость, необразованность, чрезмерное хамство, бесцеремонность. Она всегда следовала моде и не имела своих предпочтений. При этом героиня симпатизировала Молчалину, который мог льстить и уделять особое внимание каждой женщине. Характер и взгляды героини сформировались в дворянской семье и в обществе богатых людей. Подобные отрицательные качества не сближают Хлестакову с Натальей Офросимовой.

Сочинение на тему Анфиса Ниловна Хлестова

Когда я читал «Горе от ума», больше всего мне запомнился второстепенный герой - Анфиса Ниловна Хлестова. И запомнилась она мне, конечно, не с лучшей стороны. Она должна была быть образованной женщиной в силу своего чина и возраста, ей шестьдесят пять лет, но каково было моё огорчение, когда она не только не поддержала Чацкого, не услышала его мысль, но ещё и согласилась с Фамусовым насчёт того, что Чацкий, вероятно, сошёл с ума. Но обо всём по порядку.

Анфиса Ниловна - это пожилая госпожа, богатая дворянка, для которой всё, что есть в её собственности, будь то люди или вещи, всё это - лишь повод для развлечения. Фамусову она приходится свояченицей, потому что она тётя Софьи. У самой Хлестовой, наверняка, есть дети. Точной информации по этому поводу автор не даёт, но он говорит, что у какой-то свояченице Фамусова есть дети, так что можно сделать вывод, что намёк как раз на Анфису Ниловну. По характеру она очень злая и постоянно сердится, но, как и почти все гости Фамусова на званом ужине, придерживается моде, подтверждение этому служит её светский наряд и маленькая собачка-шпиц, которую она носит с собой. В то же время она купила и слугу-арапку, так называет она чернокожую девушку, которая тоже является отчасти забавой для госпожи Хлестовой.

Можно сказать, что чин и место в обществе Анфисы Ниловны - самые высокие на тот момент в Москве, она даже была первой фрейлиной у жены Петра I, Екатерины I, хотя это и подвергается сомнению, ведь действия комедии происходят в 1822 году, тогда как Екатерина умерла в 1727 году. Ещё одной важной деталью образа Хлестовой можно считать её всеведение в делах других помещиков, она в курсе, у кого сколько крепостных, кто насколько богат.

Анфиса Ниловна говорит, что не видит смысла в образовании, что очень меня поразило, потому что я думал, что невозможно добиться таких успехов в иерархии общества, как она, не изучая совсем ничего, но она опровергает все мои теории. Также Хлестова довольно азартный человек, она постоянно играет в карты, а на вечере обыгрывает княгиню Тугоуховскую.

Подводя итог, можно сказать, что Хлестова - один из самых отрицательных персонажей комедии. Персонаж, который не вызывает ни доли сочувствия или симпатии. Она грубая, резкая, хамоватая и необразованная представительница высшего класса общества, которая, как и многие персонажи комедии, глупо следует моде, отрицает образование и подаёт симпатии Молчалину, который льстит ей и всем, кого видит. Хлестова - типичный представитель «фамусовского общества».

Несколько интересных сочинений

  • Анализ главы София из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

    Начинается глава со слов о молчании. Начало Повествование настраивает читателя на размышление, которое прерывается конфликтной ситуацией и негативными эмоциями.

  • Образ и характеристика Казбича в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Казбич – это разбойник, джигит. Он ничего не боится и, как и любой другой кавказец, бережёт свою честь и достоинство

  • Что такое тургеневская девушка? сочинение

    Наверное, нет такого человека, который бы не слышал о таком понятии как «Тургеневская девушка». И как только они слышат об этом понятии, то сразу же представляют чистую, непорочную, добрую и нежную девушку

  • Образ и характеристика Азазелло в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    В романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита не последнюю роль играет такой персонаж, как Азазелло, - член свиты Воланда. У него имеется и ветхозаветный прототип - падший ангел Азазел. Именно он научил

  • Улица моего детства запомнится мне на всю жизнь. Я и сейчас живу на ней, но могу с уверенностью сказать, что даже когда я уеду, и буду жить очень далеко, я буду вспоминать её так, как будто вижу её воочию, прямо сейчас.

Апр 22 2010

Прототипом Хлёстовой является принадлежавшая к самому высшему московскому кругу властная и влиятельная Настасья Дмитриевна Офросимова. Описал ее и Лев Толстой в «Войне и мире». Упоминая о «Несторе негодяев знатных», променявшем своих крепостных на собак, Грибоедов, вероятно, имел в виду генерала Измайлова, помещика-крепостника, развратника, который, по свидетельству современников, «4 дворовых, служивших ему по 30 лет, променял помещику Шибякину на 4 борзых собак». Современники и исследователи пытались установить прототипы и Чацкого. Когда была написана, распространился слух, что в ней выведен Чаадаев. Этот слух дошел даже до Пушкина, находившегося в Михайловском, и в одном из писем он запрашивал о его справедливости.

Чаадаев был близок с Грибоедовым, и несомненно, что его, человека выдающегося ума и твердого характера, вставал в творческом воображении Грибоедова, когда он рисовал облик своего Чацкого. Несомненно также, что и во внешнем облике гри-боедовского проступают чаадаевские черты. Запечатлены в Чацком и черты другого друга Грибоедова, страстного и честного Кюхельбекера, рыцаря декабристского движения, одного из тех «молодых людей», в душе которых был возбужден «жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Но конкретизация персонажей не снимала их типичности. Один из современников отмечает:

«Когда появилось «Горе от ума», все сразу отдали ему справедливость, но в том числе были многие, которые в действующих лицах предполагали и даже узнавали изображение живых московских личностей и в верности портретов находили главное достоинство этой прекрасной драматической сатиры. Взгляд совершенно ошибочный. Грибоедов и не думал писать портреты; если бы это было так, то значение «Горя от ума» было бы очень кратковременным; оно затерялось бы вместе со смертью тех, которые служили оригиналами для очерков. Да и в продолжении их жизни достоинство сочинения намного было бы ниже истинного. Грибоедов превосходно схватил и изобразил не отдельные личности, а типы, которых очень продолжительна, и так же долговечна будет заслуга и слава его мастерского произведения» ‘. По этому поводу в наше время А. В. Луначарский справедливо заметил о персонажах комедии: «Эти люди взяты синтетически. У Грибоедова все соответствует действительности, все чистый художественный реализм, товар дан без подмеси. Настоящий, подлинный портрет начинается только там, где он синтезирует целого человека в характернейших его особенностях и в широкие типы. Правдивый тип в - это и есть портрет, и чем он шире захватывает, тем более он приобретает художественности и общественной значимости».

В изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX в. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия. Молчалинство, фамусовщина, скалозубовщина превратились в нарицательные имена для обозначения всего низкого и пошлого, бюрократизма, грубого солдафонства и т. д. Важно отметить, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде. Принцип обобщения” через изображение единичного последовательно проведен через всю комедию. В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты, рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух противостоящих друг другу лагерей в русском обществе эпохи декабризма. В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой, декабристски настроенной молодежи.

Грибоедов сумел дать не только картину огромного обобщающего значения, раскрыть существенные, типические стороны русской действительности его времени, но й выявить основной конфликт эпохи. Легший в основу комедии конфликт уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Он вытекал из общественно-политической обстановки того времени, раскрывая самое существо социально-политической борьбы эпохи декабристов, борьбу двух общественных лагерей, образовавшихся после Отечественной . Этот конфликт пронизывает весь ход действия комедии, всю совокупность отношений между ее персонажами, придавая содержанию «Горя от ума» единство и монолитность. Конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, выражен в комедии в столкновении двух мировоззрений, двух систем взглядов, противоположных нравственных принципов, в различиях поведений персонажей в быту, наконец, в личных интимных отношениях, которые претерпевают изменения в ходе развития конфликта пьесы. Комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных личностей - с интимными отношениями его главных героев. Именно поэтому конфликт в «Горе от ума», глубоко историчный в своей основе, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с пороками, воплощенными в конкретных образах. При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в «Горе от ума», проявляется в резких столкновениях, во все возрастающей борьбе между противоположными сторонами.

Конфликтом комедии обусловлена и ее композиция. Она построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам в письме Катенину, раскрывающем композиционный комедии и драматургические принципы Грибоедова. «Ты находишь главную погрешность в плане,- писал драматург,- мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка, сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтоб ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих. Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не проверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что ж может быть полнее этого?..»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Характеристика образа Хлёстовой в произведении Грибоедова . Литературные сочинения! Помогите написать сочинение по литературе, на одну из этих тем: 1.Конфликт 2-ух эпох в комедии Горе от ума 2.Тема просвещения в комедии

Горе от ума

3.Проблема ума в комедии Горе от ума

4.Чацкий и молчилаин (сравнит.характеристика)

5.Мой любимый персонаж

1)Умён ли Чацкий? В комедии Горе от ума? 2)Комедия "Горе от ума" - драма от ненужности ума в России? 3)Честность и доброта важнее

4)Нужны ли стране умные люди; в чём трагедия умных людей в комедии "Горе от ума".....

Помогите с сочинением. Пожалуйста! Завтра сдавать! Комедия "Горе от ума"

Мне нужно сочинение на одну из этих тем:
1. "Чацкий - победитель или побежденный"
2. Чацкий выразитель идей своего времени.
3. Барская Москва в комедии Грибоедова "Горе от ума"
4. Чем опасны молчалины.
5. "Век нынешний и век минувший"
6. Автор и герой в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Если у кого то есть сочинение на одну из этих тем ответе пожалуйста. Если оно будет хорошее, с планом и я не найду копии, заплачу 40 балов

4. Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе о ума»:

А) соответствие системе «амплуа»
Б) количество действующих лиц – более двадцати
В) в основу системы образов положен принцип типизации
Г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицательные
Д) введение внесценических персонажей
5. Соотнесите героя комедии и амплуа, которому он соответствует:
А) Чацкий
1) отец, не догадывающийся о любви дочери
Б) Фамусов
2) удачливый герой-любовник
В) Софья
3) субретка
Г) Лиза
4) героиня любовного треугольника
Д) Молчалин
5) герой-резонёр
6. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии:
А) Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова
1) главные герои
Б) князь Фёдор, Кузьма Петрович, Максим Петрович
2) второстепенные
В) Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов
3) эпизодические
Г) Г.Д.-Г.Н.
4) образ-пародия
Д) Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов
5) внесценические персонажи
Е) Репетилов
6) герои. Необходимые для связи сценического действия
7. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии:
Индивидуализация языка, афористичность, трагический пафос, авторская ремарка, гипербола, фарсовые детали,
катарсис, фразеологизмы, драматизм, просторечия, ирония, сарказм.
8. Назовите героя комедии «Горе от ума», речь которого афористична, заметно влияние манеры говорить других героев,литературная и разговорная формы речи переплетаются, присутствуют черты лакейства:
А) Молчалин Б) Репетилов В) Загорецкий Г) Лиза
9. Объедините внесценические персонажи, относящиеся к «веку нынешнему» и «веку минувшему»:
Князь Фёдор, Максим Петрович, трое из бульварных лиц, Татьяна Юрьевна, двоюродный брат Скалозуба, барон фон
Клоц, французик из Бордо, молодые люди – «кто путешествует, в деревне кто живёт», Кузьма Петрович, тётушка Софьи.
11. Где живёт Хлестова:
А) на Тверской Б) на Кузнецком мосту В) на Покровке Г) у Никитских ворот
12. Чей это портрет:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Всё кошачьи ухватки!
Да как черна! Да как страшна!
А) Хлестовой
Б) княжны Марии Алексеевны
В) Хрюминой
Г) арапки