Описание картины разборчивая невеста федотова. Описание картины Федотова «Разборчивая невеста


Картина П.А. Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Действие происходит в роскошной комнате, стены которой украшены картинами в позолоченных рамах. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. В центре картины та самая разборчивая невеста, которая сидит перед женихом в пышном переливающемся платье. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.

Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна!». На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Ощущение, что он прибежал к невесте, впопыхах бросил свои вещи на пол и ждет решения разборчивой невесты. Справа от жениха маленькая белая собачка, которая также как и он ждет, даст ли согласия уже не молодая женщина. Комичность ситуации добавляют, судя по всему, родители невесты, спрятавшиеся за шторой и ждущие ответа. Они уже совсем отчаялись выдать дочь замуж, и вот пришел потенциальный жених, и родители надеются на положительный ответ.

Все находятся в ожидании решения невесты, ведь от ее слова зависит судьба всех присутствующих. Она не молода, все претенденты на руку и сердце уже давно женаты, а она все ждала того идеального, которого так и не дождалась. Теперь у нее нет выбора, придется выходить замуж за того, кто делает предложение или же на всю жизнь остаться старой девой. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. Судьба невесты предопределена, ведь благодаря своей разборчивости у нее совсем не осталось выбора.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна

2017
П. А. Федотов. «Разборчивая невеста».

Картина «Разборчивая невеста» была написана П.А.Федотовым в 1847 году.
Ее сюжет живописец позаимствовал у Крылова. Кстати, сама картина
создавалась с намерением почтить память великого баснописца, недавно
скончавшегося, творчество которого Федотов ставил чрезвычайно высоко.
Главная героиня картины ­ привередливая и спесивая старая дева. Из года в
год она отказывала всем претендентам на ее руку и сердце, и спохватилась
только тогда, когда очередь из женихов растаяла. Теперь она рада любому
женишку, даже калеке.
Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою
руку. Федотов показывает решающий момент объяснения. Очевидно, что
вслед за этим объяснением последует брак­сделка, столь характерный в
аристократической среде. Внешнее уродство жениха, жаждущего богатства,
уравновешивается моральной уродливостью невесты. Родители,
подглядывающие из­за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши.

Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное
мастерство художника. Виртуозно передает Федотов переливы материи
платья невесты, блеск позолоченных рам и фактуру деревянных
поверхностей. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. К
примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет
комичность ситуации.
В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное
знание нравов и умение создавать точные психологические портреты.
Живописец отнюдь не склонен относиться к своим героям с симпатией –
скорее, их образы пронизаны беспощадной сатирой.

А рядом мы увидим другую картину. Для этого и идти далеко не надо. Вот она, совсем рядом висит. «Разборчивая невеста». Каждый раз, когда мне случалось смотреть на эту маленькую живописную картинку, обрамленную какой-то уж слишком несоразмерной золоченой рамой, я чувствовал, как в душе моей рождались очень неясные, смутные и неприятные ощущения.

Художник вроде бы призывает нас посмеяться, повеселиться. А веселиться не хочется. И это несмотря на все усилия художника упростить до примитивизма, до карикатурности происходящую сцену. В этой натужной встрече некрасивого, жалкого горбуна и перезрелой молодящейся девицы, всеми своими силами пытающейся держать на лице необходимое к случаю очаровательное кокетство и благосклонное внимание любовному признанию коленопреклоненного жалкого человечка, видится не смешной анекдот, а жестокая драма жизни.

С одной стороны - искренняя радость обиженного богом несчастного существа, а с другой в ответ огромное волевое усилие не выдать своих истинных чувств натуры капризной и разборчивой. Неужели и вправду, или это только кажется, художник призывает нас зло посмеяться над происходящим. И даже более того, этот сумасшедший художник, сам кончивший свои дни в полном душевном расстройстве, зовет нас упрямо позлорадствовать над горем своих несчастных героев?

Нет, только уж у совсем бесчувственной души вся эта щемящая сцена не вызовет горького сочувствия ко всем участникам драмы. И не только к «влюбленным», но и к родителям, прячущимся за портьерой в двух шагах от них.

Когда я прихожу в музей с очередной группой, я редко привлекаю ее внимание к этой небольшой картине. Я знаю по опыту, что степень внимания в этом месте к моим словам будет очень высокой. Потому что легко предполагаю, что среди стоящих передо мною иностранцев есть и те, кому эта живописная сцена могла напомнить кое-что и из собственной жизни. Пусть и не в столь жестко гипертрофированном виде.

Драма подавления внутренних чувств. Драма осознания того, что романтика чувства, зовущего к высоким и, как оказывается, к несбыточным ощущениям, есть всего лишь непозволительная и недоступная именно тебе роскошь. И в тебе окончательно побеждает грустное убеждение, что пользоваться надо пока тем, что жизнь еще способна дать тебе, как подарок, каким бы жалким он не казался. Ну и какой же здесь повод для веселья и зубоскальства?

Нет, такую нечуткость и даже грубость, стоя перед людьми в этом крошечном зальчике, я редко себе позволяю. Я не могу не знать, что своими неосторожными словами могу легко ранить какую-нибудь чувствительную душу. Я не могу с пошлой игривостью напоминать слушателю об утраченных иллюзиях, о испытанной в собственной жизни похожей драмы. А у кого их не было, утраченных надежд в далекие годы из-за непомерной, свойственной юности гордыне.

А еще мне в не меньшей степени хочется задеть чувства тех, кто внутренне сравнивает себя с этим жалким горбуном, с трепетом павшим на колени, которому, как величайшая награда по жизни, достается это перезрелая жеманная девица.

А она? Она вот-вот переступит грань, после которой ей суждено остаться навечно старой девой. Её все еще осторожно-оскорбительно именуют «мадемуазель». И если бы не этот горбун, слышать ей это отвратительное «мадемуазель» до скончания ее скорбного века. Какое уж тут веселье.

Но бывает и так что группа, да даже если и не вся, а только кто-то из нее грубо и беспардонно доставал меня непомерными капризами, а то и хамством с молчаливого согласия всех прочих, то в радостно-мстительном чувстве я нарочно и надолго останавливаюсь перед этой картинкой. И потом с игриво-пошловатыми интонациями в голосе описываю сюжет. И это доставляет мне нехорошее удовольствие.

Когда я сам в одиночестве рассматриваю картину, то неизбежно всегда прихожу к мысли о том, что в излишне разборчивом поиске счастья, мы теряем самое что ни на есть драгоценное в мире – время жизни. Мы оплачиваем не столько слезами и страданиями все неразумно упущенные, утерянные возможности, но и этим самым ценным предметом - временем, отпущенным нам по божьей милости каждому в своей мере. И, в конце концов, мы все равно останавливаемся перед скорбной необходимостью брать то, что еще можно взять, либо остаться вообще ни с чем.

Я с напряжением вглядываюсь в небольшое пространство полотна и начинаю чувствовать в себе совсем не те ощущения, которые хотел вызвать у зрителя художник. Я начинаю понимать, что у них обоих накопилась раздражающая усталость в ожидании свершения романтических надежд. И что оба уже пришли к трезвому житейскому пониманию того, что от жизни или судьбы не то чтобы требовать ничего нельзя, а следует иной раз лишь смиренно попросить.

И теперь они сознательно закрывают глаза на все видимые и уже легко угадываемые друг в друге недостатки, с надеждой несмотря ни на что совместно создать ну хоть не яркое, но столь долгожданное и заслуженно заработанное счастье.

И потом, как знать, может быть жизненный опыт, пусть неудачный, обретенный каждым в отдельности, а еще неотступное желание уже в реальном мире, далеким от романтических грез, получить, наконец, все возможное от жизни, и станет основой сближения двух утомленных сердец.

Можно, конечно, стоя перед этой жанровой картинкой, зло и жестоко посмеяться перед творением Федотова, или, напротив, проникнуться щемящим до слез чувством жалости к двум несчастным влюбленным. Но кто сказал, что далее по жизни им счастье не улыбнется. Кто сказал, что они обречены на безрадостное лишенное сердечной теплоты существование. Мир человеческих отношений в самых чувствительных и тонких областях так богат, разнообразен и разноцветен.

И как он еще проявится у этих двоих - ни одно самое талантливое воображение сейчас не может предсказать. Никакая математика и самый разумный подход не поможет в нем разобраться. В этом состоит живое чудо жизни, на которое единственно мы и должны уповать.

А родители? Сейчас они спрятались за портьерой в замирании сердца и в нетерпеливом ожидании услышать наконец-таки заветное словечко, которое произнесет их любимое, но и отчасти уже поднадоевшее чадо. И осеняют сейчас себя крестным знамением. Свершилось. Свалился камень с души. Маленькая радость посетила-таки и этот дом, давно наполненный унынием и безысходным ожиданием пристроить хоть за кого-нибудь страдающее в одиночество родное дитя.

Сначала вычитанная где-то байка. Отец говорит сыну: "Пойдем сегодня в музей Гоголя, Николай Васильевич Гоголь - очень смешной писатель". И вот отец ходит между витрин, а мальчик плетется за ним и канючит: "Папа, мне не смешно... Мне не смешно! Не-сме-шно!"

В Русском музее перед полотном Павла Федотова "Сватовство майора" смешно становится каждому. Специально наблюдала: самые тоскливые зрительские лица озаряются внезапными улыбками. То ли радуются узнаванию - работа эта тиражировалась широко, даже на почтовой марке была. То ли сам сюжет потешает. Он и впрямь не может не забавлять.

Во времена Федотова жанровые картины считались искусством развлекательным, низкопробным. Вершину иерархии занимали исторические полотна, библейские и античные сюжеты. А все, что "про жизнь", - это темы, не достойные настоящего художника.

Славно все-таки, что каждый пишет, как он слышит. Что, если бы от прелестного Павла Федотова, вот уже почти двести лет радующего нас "Разборчивой невестой", "Завтраком аристократа", "Свежим кавалером", остались только картины вроде "Встречи великого князя в лейб-гвардии Финляндском полку" или "Перехода егерей вброд на маневрах".

Но жизнь - удивительно мудрая штука: все эти официозные построения она смыла сценами затрапезного быта. Именно они - неуклюжие, смешные, порой почти постыдные - остались интересны публике многие поколения спустя. И они же помогли бедняге Федотову, небогатому, затюканному николаевской муштрой офицерику, навсегда войти в историю искусства.

Кто-то сказал: литература делится на смешную и плохую. Когда рассматриваешь полотна Федотова, веришь: это касается и других искусств. Все, что лишено юмора, безжизненно и недолговечно.

Интересно, что сам художник никогда не был женат. И в "Сватовстве майора", возможно, он воплотил свою потаенную мечту. Не случайно в первом варианте картины, более саркастическом (он хранится в Третьяковской галерее), Федотов писал майора-жениха с самого себя. И бравые усы, которые герой подкручивает в ожидании приема, вполне узнаваемы.

Принято считать, что Федотов высмеивает тут современные ему нравы и обычаи: мол, женитьба - это расчетливая сделка, когда обедневший чин и статус объединяется с низкопородным капиталом. Хочется, чтобы была история про любовь, а получается, как всегда, про выгоду.

Но замужество в XIX веке было не только выбором спутника жизни, как у нас. Выбирали скорее саму жизнь, весь ее строй, уклад и перспективу. Это как если бы сегодня юной девице одним разом предстояло сдать ЕГЭ, поступить в желанный вуз и найти работу по душе с белой зарплатой и карьерными перспективами. Удачное или неудачное замужество определяло все: сферу общения, уровень жизни, круг знакомых, здоровье и благополучие детей. В наше время любое решение можно отыграть назад. В позапрошлом веке женихи и невесты такого права были лишены.

Ну как тут не потерять голову от сомнений и тревог? Наша героиня и потеряла, рванувшись как подраненная птица. А мамаша ее, совсем еще нестарая женщина, сорока еще нет, пытается пресечь это бегство - в сложенных трубочкой губах явственно читается: "Ку-у-уда, дура?!" Поневоле припомнишь гоголевскую Агафью Тихоновну с ее фотороботом идеального жениха.

Перед полотном "Сватовство майора" каждому становится смешно

Павел Федотов, променявший гвардейскую службу на неверное ремесло художника, был смешлив и наблюдателен. И обожал басни: даже состоял в переписке с самим Иваном Андреевичем Крыловым. Он и картины свои сочинял как басни - достаточно привести их полные названия:

"Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант"

"Разборчивая невеста, или Горбатый жених"

"Не в пору гость, или Завтрак аристократа"

"Свежий кавалер, или Последствия пирушки"

"Домашний вор, или Сцена у комода"

А какими представлениями он сопровождал выставленные работы! Например, у "Сватовства майора" тянул писклявым петрушечным говорком: "А вот наша невеста не найдет сдуру места: Мужчина! Чужой! Ой, срам-то какой!.. А умная мать за платье ее хвать!.. А вот в другой горнице грозит ястреб горлице - майор толстый, бравый, карман дырявый - крутит свой ус: Я, дескать, до денежек доберусь!" Притом стишки эти распевал человек в мундире капитана.

Да, он смеется над своими героями, но и любит их, и любуется ими, и сочувствует им. Вот и невесту на этом полотне нарядил в почти уже подвенечное платье, и самовар - символ благоустроенного домашнего быта и слияния двух стихий, огня и воды, мужского и женского начал, поместил в самый центр композиции. А ведь еще неизвестно, чем обернется сватовство. Но художник спешит порадоваться за своих героев. Пусть им, смешным и нелепым, будет счастье.

В своих дневниках Федотов писал: "Счастлив тот, кто может всюду находить поэзию, ожемчуживать равно и слезу горести, и слезу радости".

Он мог. И других пытался этому научить. Это после, в следующем поколении, явятся передвижники с их любовью к жанру, Достоевский со "слезой ребенка", Лесков и Островский с разноцветьем мещанского или купеческого быта. Павел Федотов, бедный офицер, наделенный талантами рисовальщика, карикатуриста, литератора и актера, был предтечей их всех. И первым познакомил нас с их героями.

А сам жениться он так и не успел: в тридцать семь лет скончался в сумасшедшем доме от душевного расстройства. Смешно.

Картина Павла Федотова «Разборчивая невеста» написана в 1847 году. Этой картиной Федотов отдал дань памяти баснописцу Крылову спустя три года после его смерти. За основу художник взял одноименную басню Крылова о привередливой красавице, которая в течение нескольких лет отказывала всем сватающимся за нее женихам, пока не спохватилась, обратив внимание на свою увядающую кожу…

Красавица, пока совсем не отцвела,

За первого, кто к ней присватался, пошла,

И рада, рада уж была,

Что вышла за калеку.

Привлекает внимание неестественное эмоциональное выражение лиц изображенных: учтивая снисходительность дамы средних лет и мольба о возможности быть рядом с ней уже немолодого кавалера, понимающего, что его шансы невелики: жених отвратителен внешне. Однако художник показывает явную заинтересованность невесты в очередном претенденте на ее руку. Осознавая необходимость своего согласия в этот раз, ведь выбора у нее, видимо, не осталось, она делает вид, что раздумывает, прежде чем вверить себя этому уродливому старику, хотя очевидно, что она уже приняла решение, оглашения которого с нетерпением ждут ее родители, наблюдающие процесс за дверью. Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли - привлекает их куда больше, чем искренние чувства, и гарантирует «удачный брак».

Художник подчеркивает внешнее уродство жениха с моральным обликом его избранницы. Обилие косметики на ее лице выдает желание понравиться и избежать отказа с его стороны.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Разборчивая невеста художника Павла Федотова на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Павла Федотова на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Павла Федотова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Павла Федотова на натуральном холсте.

Павел Андреевич Федотов родился в Москве в 1815 году в семье титулярного советника. Его отец во времена Екатерины служил в армии, при выходе в отставку получил чин поручика и дворянство.

Павел в свои 11 лет был определен отцом в Первый Московский кадетский корпус, где проявил способности к военной службе, и в 1830 году был произведён в унтер-офицеры, а в 1832-м - в фельдфебели, и в том же году окончил курс с отличием.

Во время учебы увлекался математикой и химией, а в свободное время – рисованием.

В 1833 году Федотова произвели в первый офицерский чин, в 1834 он в звании прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет.

Через три года службы молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, упражнялся дома, рисуя портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни, карикатуры. Портреты получались очень похожими, но особенно хорошо выходил из-под кисти Федотова портрет великого князя Михаила Павловича, изображения которого охотно покупались.

Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Еще неоконченная картина была представлена великому князю, который в свою очередь показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».

После долгих раздумий Павел Андреевич решил все же воспользоваться царской милостью: подал прошение об отставке, и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир.

Несмотря на то, что теперь ему приходилось жить на скудную пенсию, любовь к искусству помогала настойчиво идти к намеченной цели - стать настоящим художником.

В первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр, но впоследствии нашел свое истинное призвание в жанровой живописи.

Помог художнику определиться в выборе баснописец Крылов, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Послушавшись этого совета, Федотов написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста» и показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора»

После выставки этой картины Совет Академии единогласно признал художника академиком, имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником. Тогда же и выяснилось, что Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, романсы, которые сам перелагал на музыку…

Однако, несмотря на то, что к началу 1850 –х годов к художнику пришло заслуженное признание, успех омрачился повышенным вниманием цензуры, которое вызывала сатирическая направленность творчества Федотова и его принципиальность. От Федотова стали отворачиваться меценаты.

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью.

Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Окружающие стали считать его сумасшедшим.

Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Павла Федотова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.