Описание образа женщины нашего времени. Сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени» М.Ю


Нет ничего на свете прекраснее женщины Тютчев Окольно посвящено стихов, рассказов, романов, повестей русской женщине! Ей посвящают музыку, во имя нее Совершают подвиги, делают открытия, стреляются, сходят с ума. О ней поют. На ней держится земля. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. И, на мой взгляд, роль женщины в обществе самая важная. О женских образах девятнадцатого столетия принято говорить "пленительные". И это правда. Женщина источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут: "...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой". Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался.

У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано "водяное общество "Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.

Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива.

Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.

Думаю, что в такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.

Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос значит раскрыть причину его горестей. Печорин неординарная личность, следовательно, он по-своему искал это в женщинах, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не было. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собой задачу шире, чем показ молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.

Любовь Печорина дана в набросках. Лермонтов не показал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру.

Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более.

Утром он вновь стал самим собой. Вера это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами.

Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Веры это отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Лермонтов любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: "У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней". Как похож любовный почерк самого Лермонтова на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

О жизни М.Ю. Лермонтова написана замечательная книга Новикова "О душах живых и мертвых", о нем создано много критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа о современности, то Лермонтов автор первого реалистического романа в прозе. Его роман отличается той глубиной психологического анализа, которая,позволила Чернышевскому видеть именно в Лермонтове непосредственного предшественника Толстого. М.Ю.

Лермонтов, по моему мнению, не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий, сделанных писателем, было использование принципа: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в романе придало главному герою и самому роману неповторимость, свежесть и четкость его восприятия, а также тот комплекс переживаний, который глубоко проникает в душу и остается там навсегда.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" вышел в свет в 1840 году, однако он по-прежнему читаем и любим людьми разных возрастных категорий. Что же привлекает современного читателя к роману, написанному в позапрошлом веке?

Композиция произведения

Необычна композиция произведения.

Роман состоит из нескольких частей, включающих в себя рассказ странствующего по Кавказу офицера ("Бэла" и "Максим Максимыч") и записки самого Печорина, которые попали в руки этого офицера: "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист".

Но порядок повестей не совпадает с хронологией событий. Автор специально нарушает последовательность событий в описании биографии Григория Александровича. Это помогает писателю привлечь внимание читателей к герою, к его личности и судьбе. Таким образом, в начале романа мы знакомимся с героем, в середине - узнаем о его смерти, а затем он сам рассказывает свою историю. Это придает роману особую интригу, романтичность и глубокий психологизм, и помогает всесторонне и полностью раскрыть личность главного героя.

Вечные вопросы в романе

Великолепные пейзажные зарисовки, язык романа, который приводил в восхищение таких мастеров слова, как Гоголь и Чехов, интересная композиция - всё это придает роману самобытность.

Но, самое главное в романе - это проникновение в сердца и души человеческие и поиски ответов на извечные вопросы о предназначении человека. Зачем человек приходит в этот мир? Что такое дружба, любовь, жизнь и смерть? Что такое судьба? Ответы на все эти вопросы ищет Григорий Александрович Печорин.

Главный герой романа

Григорий Александрович Печорин - главный герой произведения. Он - человек сложный и противоречивый. По его собственным словам, в нем как бы живут два человека, один из которых совершает поступки, а второй является самым строгим судьей.

Герой чувствует своё высокое предназначение, но растрачивает себя по пустякам. Ему скучно, и от скуки он играет своей жизнью и жизнями других людей. Он приносит страдания, но при этом страдает сам. Лучше всего глубину и многогранность натуры Печорина мы понимаем через его мысли, описанные им в дневнике, через поступки, через отношения с другими главными героями романа.

Женские образы романа

Главными героями, а точнее героинями, помогающими глубже понять суть Печорина, являются четыре женских образа, которым по воле судьбы была уготована встреча с Григорием Александровичем. Женщины - это самая сильная страсть героя, он честно признается, что " кроме их на свете ничего не любил".

Женщины, которые привлекают его, - молодые, красивые, яркие, самобытные, сильные, под стать герою романа. А самое главное, у них есть то, чего нет у самого Печорина и что он так жадно пытается найти - умение любить верно, преданно, самозабвенно. Героини не находят счастья в любви, но перенесенные страдания раскрывают в полной мере все качества их души. Они любят, ненавидят, ревнуют, сострадают. Они живут, а не убегают от жизни. Каждый женский образ , представленный в романе, - это один из ликов Вечной Женственности, облагораживающей человека и поднимающей его над суетностью бытия.

Бэла

Первой на страницах романа "Герой нашего времени" появляется поэтический образ черкешенки Бэлы. Шестнадцатилетняя дочь черкесского князя привлекает сердце героя своей непохожестью на светских женщин его круга. Она непосредственна, открыта.

Хотя Бэла очень юна и неопытна, завоевать её сердце непросто: ни подарки, ни красивые слова не помогают Печорину. Свои чувства к Печорину она бесхитростно проявляет только после его слов о том, что он собирается уехать на войну, чтобы сложить там голову. Полюбив героя, девушка всецело предается страсти, она проявляет лучшие свойства своей натуры:верность, преданность, чуткость.

Чуткое сердце девы гор чувствует охлаждение Печорина, она сама начинает вянуть и угасать. Но даже страдая от равнодушия, она ни в чем не упрекает героя, ни выпрашивает его внимания, не навязывает ему себя, сохраняет чувство собственного достоинства, гордость. Любовь приносит Бэле одни страдания: двое мужчин любят её, один изводит её своим безразличием, а другой наносит смертельный удар кинжалом. Перед смертью все мысли девушки обращены к любимому - она переживает, что разная вера не даст им встретиться на небесах, что другая женщина будет рядом с ним в раю. Целует его так, как будто в поцелуе старается передать ему свою душу. Ни жалоб, ни обвинений, ни упреков. Сильная, гордая, страстная, нежная, трепетная - воплощенная женственность! Бэла - самый трагический женский образ в романе "Герой нашего времени".

Вера

Следующий женский образ в романе "Герой нашего времени"- это образ Веры. Предыстория отношений Печорина и Веры нам мало известна, но мы понимаем, что её любовь к герою прошла испытание разлукой и временем. Умница Вера - единственная женщина в "Герое нашего времени", которая поняла сущность души Печорина, поняла и приняла его со всеми достоинствами и недостатками.

Она покорилась своей судьбе и продолжает любить его вопреки голосу разуму, который подсказывает ей ненавидеть источник страданий. Как говорит сама героиня, её любовь "срослась" с её душой, "потемнела, но не угасла". Она страдает, скрывает свою страсть от мужа, мучается ревностью. Вся глубина и сила её чувства наиболее полно раскрывается в её последнем письме, письме - прощании, письме - исповеди. Она понимает, что больше никогда не увидит возлюбленного и просит героя всегда помнить её, не любить, а только помнить. Но ревность не дает покоя сердцу Веры, в последних строчках письма она умоляет Печорина не жениться на Мери.

Княжна Мери

Мери Лиговская - молодая аристократка, воспитанная в светском обществе.Она хорошо образованна, умна. Вокруг неё всегда толпа поклонников, но сердце Мэри свободно, пока на её жизненном пути не появляется Печорин, для которого юная неопытная девушка становится игрушкой от скуки. Печорину ничего не стоит влюбить в себя княжну. Любовь преображает девушку, пробуждая лучшие качества её сердца, с неё слетает светский лоск, перед нами открывается живая душа, способная на сильные чувства. Она искренне благодарна герою за помощь на балу, она со слезами на глазах слушает слова о его печальной участи быть непонятым и одиноким в толпе.

Мери сама признается в любви к Печорину, пренебрегая условностями света. При последней встрече вид в страдающей девушки вызывает жалость героя. Чтобы положить конец её надеждам, он признается в том, что для него все было игрой. Её гордости нанесен сокрушительный удар, и всю силу своего неразделенного чувства она превращает в ненависть. Сможет ли Мери ещё раз полюбить с такой же силой? Не очерствеет ли её душа? Не станет ли холодным и безразличным её сердце?

Ундина

Есть ещё один необычный женский образ в "Герое нашего времени" - девушка-контрабандистка. Ундина - так назвал её герой за внешнее сходство с русалкой. Её обворожительная внешность и необычное поведение сразу привлекают внимание Печорина и сулят ему интересное приключение.

Гибкая, стройная, длинноволосая, с магнетической силой в глазах, девушка обворожила героя и завлекла его в ловушку, едва не утопив в море, при этом проявив недюжинную ловкость и силу. Что же толкает её на преступление? Страх, что офицер донесет коменданту о том, что увидел ночью, заставляет её действовать смело и решительно. Хитрости и изобретательности ей тоже не занимать: она знает, как заинтересовать мужчину, сыграв на мужском тщеславии. Встретились два противника, достойные друг друга по силе духа. И если Печорин тешит своё любопытство и ищет развлечений, борясь со скукой, то девушка защищает свою любовь, своё счастье, свою привычную жизнь. В её душе уживаются жестокость, меркантильность и любовь к Янко. Девушка тоскует по нему, нетерпеливо ждет, с тревогой вглядываясь в бушующую даль моря. Она сама похожа на море, такая же дикая и непокорная.

В романе Лермонтова показаны образы его современниц, они очень разные и по вере, и по социальному статусу, но каждая из них по- своему прекрасна благодаря сердцу, способному к настоящей и верной любви.

Основа творчества писателя — вдохнове-ние, ниспосланное свыше. У древних греков это вдохновение имеет женское начало, ведь не случайно, что муза — женщина. К ее ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подвиги, ради нее же идут на преступления. Она — красота, которая спасёт мир.

В русской литературе женские образы за-нимают особое место. Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится пере-дать через нее свое представление о пре-красном. Отношение писателя к своему ге-рою чаще всего раскрывается именно через отношение этого героя к женщине: ему дана Красота, но как сумеет герой обойтись с тем, что дано ему?

Женщина — источник радости, любви и вдохновения. А о своем поколении Лермон-тов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти сло-ва как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы уз-наем из рассказа Максима Максимыча. Печо-рин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее красотой и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредст-венности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтоже-ны и девушка с радостью приняла свою судь-бу, Печорин понял, что он обманут: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной ба-рышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой». Не следует забывать, что это мнение не авто-ра, а Печорина, который, как известно, быст-ро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твер-дость, и гордость, и постоянство, ведь воспи-тывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в ко-тором подробно описано «водяное общест-во» Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмеш-ливый тон повествования.

Мери Литовская очень молода, хороша со-бой, неопытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопо-нимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недо-стойная игра одного губит, другого забавля-ет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Литовских, он имеет возможность видеть там Веру.

Думаю, что в такой обстановке княжне Ме-ри было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? От-ветить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неорди-нарная личность, следовательно, он по-свое-му искал это в женщинах, искал ту, которая могла бы понять его душу. Но таковой не бы-ло. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил пе-ред собой задачу шире, чем показ молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавлен-ных эгоизмом Печорина.

Любовь в романе дана в набросках. Лер-монтов не показал развития этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не до-гнал Веру. Однако это был всего лишь вре-менный порыв души, но не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Может быть, по-этому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюб-ленными в него женщинами.

Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя со-ставлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Ве-ры — это отражение трагической неразде-ленной любви Лермонтова к Вареньке Бах-метьевой. Поэт любил ее всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не забы-вал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонтова на по-черк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

О жизни M. Ю. Лермонтова написана заме-чательная книга Новикова «О душах живых и мертвых», о нем создано много критичес-ких статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического рома-на о современности в стихах, то Лермон-тов — автор первого реалистического рома-на в прозе. Его книга отличается той глу-биной психологического анализа, которая позволила Чернышевскому видеть именно в Лермонтове непосредственного предшест-венника Толстого.

М. Ю. Лермонтов, по моему мнению, не "случайно уделил огромное внимание жен-ским образам в своем романе. Ни одна серь-езная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечест-ва, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий, сделанных писателем: расскажите, кто любит этого человека, и я со-ставлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в рома-не придало главному герою и самому роману неповторимость, свежесть и точность его восприятия, а также всю гамму человеческих переживаний, которые глубоко проникают в душу и остаются там навсегда.

Введение

Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Бэла

Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

Княжна Лиговская

Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Вера

Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

«Ундина»

Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему «Женские образы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" является одним из первых реалистических романов в русской литературе. Лермонтов в своем произведении рисует образ человека, в судьбе которого отразилась трагедия всего лермонтовского поколения. Напряженный поиск ответов на вопросы что есть жизнь, в чем смысл и назначение человека характеризует не только главного героя романа, но и многих молодых людей того времени.

"Герой нашего времени" – моногеройный роман. Все образы, созданные Лермонтовым, сгруппированы так, чтобы как можно более полно и глубоко раскрыть внутренний мир одного главного героя. Печорин не развивается, а раскрывается на страницах романа. Наиболее полное представление о характере Печорина можно получить, проследив истории его "любовных похождений". В любовной теме особое значение имеют женские образы.

В каждой последующей повести Печорин оказывается в определенной социальной среде. Поэтому и женщины, с которыми он встречается, принадлежат к разным социальным классам и представляют разные типы сознания. Вера и Ундина, Бэла и княжна Мери – женщины совершенно разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья, которого искал.

Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке). Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека. Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами. Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить. Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру "честных контрабандистов", живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них.

Схож с образом Ундины образ Бэлы, черкешенки, похищенной Печориным. Бэла жила и воспитывалась среди "естественных" людей, "детей природы". Характерной чертой этого народа является гармония с окружающим миром. Видя гармоничность его жизни, Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано ее обрести. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся, не дано ее обрести. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость Печорина и этому миру. Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не любить эту "славную девочку". Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина, охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное "да". Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни одним словом. Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение. Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое. Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность, страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение.

Княгине Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла. которой посвящена небольшая повесть, и чем Вера, которой посвящена повесть, и чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина. В то время как Бэле была отдана вспышка настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней.

Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об то не узнает. Прямое человеческое движение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер). Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны. это холодная светская дама, умеющая скрывать свои чувства. пряча их за маской томности. а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку ("Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?"). Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.

Запись Печорина 6 июня ("зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?") многое объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви. Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему "дороже жизни, чести, счастья". Таким образом, Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя по-прежнему его любит.

В то время как в образе Мери отображены внешние стороны характера Печорина: его принадлежность к высшему обществу, его светскость, то, рисуя Веру, Лермонтов оставляет в тени все, что касается ее психологических и культурных связей с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью. Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она не его привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает. Ничего не известно ни об ее образе жизни, ни об отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта. Но "Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного" (Е.Н. Михайлова). И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина. В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что все-таки даже Вере он не готов жертвовать своей свободой.

Женские образы в романе "Герой нашего времени" совершенно разные и противоположные. Увлечение Печорина такими разными характерами свидетельствуют о сложности и противоречивости его характера, в котором присутствуют черты, свойственные естественной среде и в то же время светскому обществу. Его чуждость любой социальным и культурным средам обуславливает невозможность счастья ни с одной женщины, какое бы социальное положение она ни занимала и представительницей какого бы типа сознания ни была.