Опытно-экспериментальная лаборатория. Экспериментальная деятельность "лаборатория профессора знайкина, или все о микробах"


Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

В конспекте представлены опыты, которые можно провести с детьми формируя у ни знания о правилах личной гигиены и навыков заботы о собственном здоровье.

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

Задачи:

Развивающие

  • Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.

Обучающие

  • Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
  • Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология

Воспитательные

  • Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
  • Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки

Предварительная работа:

  • Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб»
  • Знакомство с микроскопом
  • Разучивание стихов
  • Разучивание подвижной игры «Микробы полезные и вредные»
  • Опробование и постановка на опыт чашки с молоком, кусочков хлеба на плесень, дрожжевой закваски, яйца в уксусе.

Оборудование: Свое оборудование на каждый опыт, Незнайка, белый халат, микроскоп, запись песни, запись мелодии для игры, магнитофон, мультимедийный аппарат, ноутбук,

Организационный момент: «Ужасно интересно» из мультфильма из "38 попугаев". Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.

Сюрпризный момент: Незнайка

Стихи о микробах: http://zanimatika.narod.ru/ZOJ_gigiena.htm

Презентация «Как выглядят микробы»

  1. Опыт «Путешествие микроба»
  2. Опыт «Микроб в ладошке»
  3. Опыт «Чужие микробы»
  4. Опыт «Ловим микроба»
  5. Опыт «Как спастись от микробов»
  6. Опыт «Йог и вода грязная и чистая»
  7. Опыт «Как растут разные микробы»
  8. Опыт «Почему зубы крепкие и здоровые»

Рефлексия.

Домашнее задание: Журналистское расследование «Все о микробах»

Ход мероприятия

Организационный момент

Дети собираются вокруг воспитателя под песню «Ужасно интересно» из мультфильма из "38 попугаев". Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.

Сюрпризный момент

Незнайка, переодетый в профессора сидит около микроскопа, как будто в него смотрит и бубнит: «Ужасно, прелестно, огорчительно, замечательно».
Воспитатель: Незнайка, что ты делаешь? (Желательно чтобы дети спросили «Что вы делаете?»).

Незнайка: Вы хотите знать, что я делаю. Вот все говорят «Микробы, микробы». Какие такие микробы ничего я не вижу и ничего не знаю. Значит, их нет.

Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?

Пусть нам расскажут об этом дети

Стихи о микробах

И. Обыдённый «Вирусы вреднилусы»

Г. Кружков «Микроб - ужасно вредное животное»

Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу

Воспитатель: И я предлагаю тебе и всем детям отправиться в страну знаний. Я переодеваюсь в профессора Знайкина и в путь.

Избыточная информация: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.

Презентация «Как выглядят микробы»

Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)

2 Опыт

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

3 Опыт

Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

4 Опыт

Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.

Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.

Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится, если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.

5 Опыт

И как же от них спастись?

Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.

Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

Стих Бредихин В. «Поселился раз микроб и ещё один микроб»

Физкультурная пауза «Микробы полезные и злые»

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.

Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

6 Опыт (опыт – хитрость, небольшой обман)

Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.

Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.

Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

7 Опыт

Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.

Мы с вами уже говорили о том что, микробы бывают полезные и вредные. Мы читали о том, как Петька микроб делал кефир. А что же получилось у нас? Сейчас мы это не только проговорим, но и увидим. Позавчера мы с вами, для чистоты эксперимента, спрятали ото всех кусочки сырого хлеба и кружку молоко. Сегодня утром мы поставили на батарею микроорганизмы «дрожжи». Спрятали, крепко закрыли, чтобы никто нам чего-нибудь лишнего не подложил. Теперь открываем? Проверяем, выросли наши микробы или нет. Сначала полезные микробы или вредные посмотрим? (на выбор детей). Рассматривание плесени, дрожжевого теста, прокисшего молока.

Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.

Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.

Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.

8 Опыт

Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.

О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворяться). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.

Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!

Стих Л. Авдеева «Не забудь о гигиене!»

Есть у него шестёрка слуг, проворных, удалых,

И всё, что видит он вокруг,- всё знает он от них.

Они по знаку по его являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.

Вы меня спросите: «Вы про кого?»

Конечно, про воспитанника, про моего.

В моей маленькой, маленькой стране

Таких почемучек хватает вполне.

Мир вокруг ребенка разнообразен и у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ. Детское экспериментирование позволяет получить ответы на поставленные вопросы, имеет огромный развивающий потенциал.

Экспериментальная лаборатория (как комната для экспериментов) в том начальном виде, в котором она сейчас существует, появилась в нашем детском саду благодаря спонсорской помощи родителей в рамках задуманного проекта детского сада. Пока это мини - лаборатория, но мы думаем над возможностями её расширения.

Цель проекта – оснащение предметно – развивающей среды детского сада для развития детей дошкольного возраста, позволяющее проводить опытно – экспериментальную, поисковую деятельность.

Задачи :

Создать условия для практического внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности (оборудование комнаты, уголков экспериментирования в группах)

Наполнить мини – лаборатории (а в последствии пополнять) новыми материалами, пособиями, необходимой литературой для проведения опытов и наблюдений

По содержанию все опыты, проводимые с детьми, разделяем на 3 группы:

Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений).

Неживая природа. Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук».

Мир материалов. Знакомство детей с металлами, с некоторыми свойствами бумаги, ткани и др.

    На первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить саиостоятельно.

    На втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск).

    На высшем, третьем, уровне постановки проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно.

Педагог помогает детям искать ответы на интересующие их вопросы. В лаборатории имеется возможность подбора некоторых экспериментов из имеющегося оборудования, но самое главное- интересных и привлекательных для детей, а также соответствующих их возрасту.

Для работы педагогами отбираются наиболее эффективные методы. Условно их можно разделить на три группы:

1. Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются – элементарный и причинно-следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решения логических задач, исследование.

2. Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например, проведение опыта и зарисовка его результата.

3. Методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. всё что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).

Общение носит доверительный, доброжелательный характер. Ребята учатся самостоятельно выдвигать гипотезу, искать пути её доказательства, проводить опыты и эксперименты, наблюдать и делать выводы.

Слова американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» как нельзя лучше подтверждаются словами известного китайского мудреца Конфуция:

То, что я слышу – забываю.

То, что я вижу – я помню.

То, что я делаю – я понимаю.

alexdoomer2009 wrote in April 14th, 2014

Я думаю, большинство из нас знает, что такое гормоны и зачем они нужны. Но мало кто знает, как именно происходят исследования в области гормональных взаимодействий в человеческом организме. По понятным причинам и сложностям многие эксперименты и опыты не могут быть проведены над людьми. В связи с этим, во второй половине века в мире в большинстве стран мира были созданы специальные научно-исследовательские институты, где занимались исследованиями в области этого вопроса. И как вы уже, наверное, догадались, большинство необходимых экспериментов проводилось (и проводится) на животных - крысах, кроликах и приматах. Именно последний случай и будет рассмотрен в данном репортаже. Нам удалось побывать в заброшенном филиале крупнейшего в СССР научно-исследовательского института в области изучения влияния различных факторов на приматах. Именно НИИЭПиТ в советский период был всемирно известным приматологическим центром, в котором проводились важнейшие научные исследования - аппробация различных прививок и лекарственных препаратов, изучение влияния радиации на организм животных и подготовка обезьян к полетам в космос. А еще именно про это место ходит много слухов о попытке скрещивания в СССР на территории института людей и обезьян с целью создания супер-солдат (!?).

Разумеется, почти все слышали с детских времён про известнейший обезьяний питомник, расположенный в столице Абхазии - Сухуме. Множество людей бывали тут или в советское время, или 2000-ые. Безусловно, сходить на отдыхе с детьми на территорию к обезьянкам - это большое удовольствие и развлечение. Однако после известных событий абхазо-грузинской войны 92-93 годов, деятельность НИИ фактически приостановилась, ведутся только небольшие исследования, а условия содержания животных лишь недавно начали улучшаться. Работы тут невпроворот, нужно финансирование, вливание огромных средств, создание рабочих мест, обновление материальной базы, модернизация клеток, вольеров и т.д. Но сейчас речь пойдет о другом. К сожалению, далеко не каждый посетитель питомника задумывается о судьбе животных, которые заточены в клетках на территории. И если сейчас главной проблемой для них является отсутствие нормального питания и хороших условий содержания, то раньше в советское время, здесь активно проводились множественные исследования, эксперименты и опыты. Так что питомник - это всего-лишь следствие, и об этом не стоит забывать. Разумеется, можно бесконечно рассуждать и спорить на тему двух тезисов: 1). Людей надо лечить, людей надо защищать, опыты проводить над людьми нельзя, приматы сильно похожи на людей, поэтому из двух зол выбираем меньшее. 2). Несмотря ни на что, животные - братья наши меньшие, и проводить бесчеловечные опыты на них кощунственно, проведение опасных исследований на территории курортной зоны неблагоразумно, поэтому институт закрыть. Данный вопрос не имеет однозначного ответа, поскольку именно исследования этого НИИ, такие как изучение полиомиелита, желтой лихорадки, сыпного тифа, клещевого энцефалита, оспы и гепатита, дали советским ученым столько знаний об этих болезнях. И это только небольшой список...

"Лаборатория экспериментальной эндокринологии (руководители в разные годы д.м.н., профессор Н.П.Гончаров, д.м.н. Г.В.Кация, к.м.н. В.Ю. Бутнев) освоила и разработала методы определения гормонов в малых порциях крови у обезьян, изучила стероидогенез у обезьян разного вида, возраста и пола, в норме и при эмоциональном стрессе, при ряде патологических состояний. По договорам с учреждениями Всемирной организации здравоохранения была проведена огромная работа по репродуктивной физиологии, изучены половые циклы и состояние беременности у обезьян. Лабораторией радиобиологии (открыта в начале 60-х гг.) накоплены данные о различных формах радиационного поражения, что позволило сделать основополагающий вывод о сходстве течения лучевой болезни у обезьян и человека. Лабораторией разрабатывались вопросы лекарственной профилактики лучевой болезни. Такие соединения как мексамин, цистамин и др. впервые обследованы на модели лучевой болезни обезьян. Большое внимание лаборатория уделяла изучению отдаленных последствий радиации, а также хроническому действию малых доз радиации, чем моделировалось облучение людей в Чернобыле. Творческое участие в работе лаборатории радиобиологии принимали такие ученые как д.м.н., профессор Л.Ф.Семенов, Е.А.Диковенко, Л.А.Яковлева, Р.Б.Стрелков, Б.А.Федоров, В.С.Баркая, Л.П.Косиченко, Ж.В.Елистратова и др. " (с)

Поэтому этот вопрос я оставлю вам на размышление. Сейчас перед нами - один из филиалов НИИЭПиТ, в котором расположились экспериментальные эндокринологическая и радиобиологическая лаборатории, а также бывший вивариум. Вообще, сложно определить, что в них было, потому что я не ученый, и общая картина для меня - это кабинеты и лаборатории. Сейчас здание заброшено и укрыто в зелени тропических деревьев. Хочется заметить, что сохранность данного комплекса, в отличие от других заброшенных зданий в Абхазии просто отличная. Десятки кабинетов и лабораторий, сотни химических реактивов, образцов гормонов, большая библиотека книг и журналов по тематике, операционная - все сохранилось фактически в том же виде, как они и были покинуты в 92 годы во время обороны города.

Поскольку здание является филиалом НИИ, да еще и такого комплесного и экспериментального, следовательно, в помещениях могло быть что угодно, находиться здесь без должной защиты долго и вообще - опасно для здоровья. Разумеется, перед тем, как собраться сюда, я детально изучил подробный фотоотчет моей подруги и запасся дозиметром, респиратором и перчатками (не спорю, защита только поверхностная, но лучше это, чем ничего). Носился по комнатам довольно быстро, но основные вещи заснять успел. Вообще, место довольно любопытное, напомнило больше всего мне заброшенный НИИ специального назначения .Учитывая этот факт и всякие разные слухи, а вполне вероятно - и не просто слухи (!) о попытке скрещивания в СССР на территории института людей и обезьян с целью создания супер-солдат, было интересно побывать если не хотя бы в самом институте, то хотя бы филиале.

Итак, продираемся через небольшие заросли плюща и лиан и залезаем в приоткрытое окно лаборатории. Сразу складывается впечатление, что мы отмотали лет 30 назад и вернулись в типичный советский НИИ или "почтовый ящик". Так оно, по факту, и есть. Ведь с тех пор, как здание было брошено в 92 году, сюда приходили разве что мародеры, да и то не очень часто.

1. Первым делом мы заходим в большое помещение лаборатории. Перед нами - старые добрые советские плакаты по Гражданской обороне, хорошо известные нам. На них подробно расписано, как и что делать в случае тотальной угрозы, про средства защиты, пункты эвакуации и прочие вещи. В принципе, это реально полезные сведения (о которых современный офисный планктон не парится вообще), но на деле взрослое поколение метко опишет все изложенное в них, как "в случае ядерного взрыва - заворачиваться в простыню и позти на кладбище".

2. Отвлечемся от прочтения и посмотрим на убранство лаборатории. Несмотря на небольшой хаос и бедлам, многие вещи на своих местах. Большое количество стеклянной посуды и химических реактивов, инструментов - ими забиты все полки.

3. Пройдем в следующую комнату. Это бывшая операционная. А может, и не операционная, но кресло явно использовалось не для массажа:(Лично у меня сразу предстают перед глазами кадры из фильмов в духе "Восстание обезьян" или игр в духе "System Shock 2", кто смотрел или играл - тот знает. Верещащие мартышки, и докторы в белых халатах. Я конечно, несколько приустрашаю, но на самом деле именно так и было. А вы как думали?

4. Следующая комната мало отличается от предыдущей. Разве что здесь расположены специальные лабораторные столы, разбросаны медицинские инструменты и журналы из подшивки "Химия и жизнь". В правой части кадра можно заметить торзионные весы.

5. Очень тоскливо смотрелся выцветший календарь 90-го года. Когда-то яркий и цветной, он стали иссине-синим. Из-за ненатуральных цветов я решил привести его в черно-белом варианте. Кошка Багира и клуб любителей кошек.

6. Идем дальше по темным коридорам. Здание стоит в тени деревьев, освещение очень тусклое, особенно между кабинетами. Но вскоре мы попадаем в более светлое и чистое помещение. Здесь можно обнаружить еще один склад реактивов и старую советскую ЭВМ-калькулятор со встроенным кассетным проигрывателем. Кто знает марку и назначение, просьба написать в комментариях)

7. Реактивы и лекарства на полках можно смотреть бесконечно, но долго торчать не стоит, поэтому делаем кадр и идем дальше, а дома уже подробно изучаем назначение. Итак, например, "Ваготил" - средство, применяемое в том числе при эрозии шейки матки, обладающее противопротозойным и антибактериальным действием. Это еще раз доказывает, что здесь занимались и репродуктивными вопросами, а также вопросами испытаний новых лекарств.

8. На окне в коробочке находим визитки из прошлого. Из поисков в интернете можно найти, что эта женщина, кандидат медицинских наук, занималась вопросами эндокринологии и гормональными исследованиями.

9. Порой в шкафах попадались такие вещи, назначение которых так и осталось для меня невыясненным.

10. Как видно, множество реактивов поставлялось из-за границы. Например, эта банка из Швейцарии с tartaric acid - виннокаменной кислотой.

11. Большинство докладов и диссертаций писалось на печатной машинке. Поэтому в кабинетах они встречались довольно часто, разных модификаций.

12. А вот и пример одной из таких напечатанных работ института, возможно, будет кому-то будет интересно.

13. В разных комнатах, а картина одинаковая - полки, забитые реактивами и стеклом, всякими банками и склянками.

14. Однако некоторые комнаты выглядят по состоянию гораздо хуже, чем другие. И к такому состоянию привело даже не воздействие людей, а природа и южный климат. Очень сыро, выросло много плесени, с потолка капает вода, шкафы и столы вздулись и искривились. Но подождите, а что это за желтые этикетки сыпятся из падающего шкафа?

15. Присмотримся поближе. Так и есть - этикетки для препаратов со значком радиации. Встречаются такие названия, как 3H-тестостерон (мужской половой гормон), 3H-прогестерон (гормон яичников), 3H-кортикостерон (гормон коры надпочечников) и другие. Что же это такое? Как позже выяснислось эти этикетки были предназначены для специальных баночек с различными гормональными растворами, а значок радиации обозначал, что это не просто гормоны, а радиоактивные изотопы. То есть короче говоря - каждый раствор был помечен свеобразным маркером для отслеживания по дальнейшему воздействию на организм. В общем, все это догадки, но факт остаётся фактом.

16. Заходим в следующую лабораторию. Здесь довольно пустовато, но на столе можно обнаружить импортную лабораторную мешалку.

17. Вообще лучше ничего не трогать руками, повсюду встречаются разные пробирки и ампулы.

18. Но из лабораторий мы переходим в небольшую библиотеку. Здесь хранится множество научно-технических и медицинских журналов, а также книг-энциклопедий.

19. "До и после". Одна из советских ЭВМ-калькуляторов типа той, что на фотографии 6, оказалась распотрошена мародерами. Слева стоит такая же целая, но под большим слоем побелки.

20. В углу одной из лабораторий обнаружился большой импортный прибор. Судя по всему, он как-то связан с помывкой и температурными режимами.

21. Одинокий забытый эмалированный чайник. Здесь после лабораторных работ отмывали руки и пили чай.

22. На некоторых шкафах приклеены довольно настораживающие таблички, однако дозиметр во всех помещениях показывает нормальный фон. Зная тот факт, что пыль или частицы могут быть где угодно, лучше тут долго не торчать.

24. Внимание привлек старый советский календарь, раскрытый на годе моего рождения, а число - неделей позже. Поверхность покрылась большим слоем пыли.

25. В другой части здания состояние помещений значительно лучше и начинает даже казаться, что тут не заброшено. Однако - это всего лишь иллюзия и консервация.

26. Сохранилась и фотолаборатория с фотоувеличителем "Беларусь" - классика жанра.

27. В одной из комнат была расположена большая установка. Решил сфотографировать приборную панель.

28. И снова помещения в плохом состоянии, печатная машинка уже другого типа.

29. В шкафу вивария обнаружились клетки для кроликов, а также бутылки с силикогелем и другие реактивы.

30. В одной из комнат встретился подобный экспонат. Жаль, в совсем погибающем состоянии(Радиола "Серенада" с проигрывателем пластинок. Вещь !

31. Но времени уже много, меня заждалась девушка снаружи, поэтому двигаемся в обратную сторону. По пути еще раз фотографируем операционный стол.

32. Повсюду разбросаны разные лекарства, например, "Profasi". Показания к приёму: бесплодие, обусловленное ановуляцией.

33. Много и пустых пузырьков для лекарств.

34. Ещё раз пробежимся по помещениям и отправимся на волю, мы итак долго тут торчали.

Такое вот необычное и грустное место. Из подобного в Московской области стоит отметить НИИБМ неподалёку от Шереметьево, правда рабочее. Стоит взять на заметку особенно тем, кто собирается приобретать квартиры в новом ЖК между промзонами у Ленинградки "Солнечная система".

И напоследок хотелось бы ещё раз напомнить о братьях наших меньших. Хотя в природе и побеждает сильнейший, но все-таки стоит задуматься. Когда вы выпиваете какое-то лекарство или делаете прививку, помните, каким образом все это испытывалось и тестировалось.

P.S. Этого отчёта не было бы, если мне с организацией вылазки не помогла бы Юля. Также в отчёте представлено 5 фотографий ее авторства, а именно - 12, 15, 22, 26 и 30. Выражаю огромную благодарность этой прекрасной девушке)

P.S.2 Ходить в место без защиты крайне опасно для здоровья.

А тем, кто хочет видеть мои путешествия и приключения в режиме реального времени, предлагаю добавить меня в Instagram ;)

Я буду очень рад новым друзьям и читателям в ЖЖ! Дружить ;)

Если вам понравился этот репортаж, советую посмотреть также:

До новых встреч! В следующий раз скорее всего будет отчёт из Брюсселя!

Исследовательская технология обучения

Тема занятия: «Экспериментальная лаборатория".

Задачи.

1.Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями «наука» (познание), о способе познания мира – эксперименте (опыте), о назначение детской лаборатории, о культуре поведения в детской лаборатории.

2.Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими, отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит.

3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Материалы.

Магниты, коробка с магнетическими и немагнетическими предметами; письмо, портреты ученых и их открытия, иголка, железные опилки, фольга, шпатель, шляпы, алгоритмы, музыка Бах И. С. ‘’Allegro’’, материал для игры «Органы чувств».

Предварительная работа.

Чтение глав из книги Н.Носова ‘’Приключения Незнайки и его друзей’’, игры с магнитами, беседы о великих ученых Попов А. С., Менделеев Д. И. , Ломоносов М. В..

Словарная работа.

Магнит, магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, эксперимент.

Ход занятия.

1 часть.

Дети стоят полукругом возле доски. На ней прикреплены портреты ученых; Попов Александр Степанович и Менделеев Дмитрий Иванович, а так же их открытия.

Весит табличка ‘’Экспериментальная лаборатория’’.

В-ль.: - Дети! Мы сегодня с вами находимся в экспериментальной лаборатории. Посмотрите, я на доске повесила портреты русских ученых, как вы думаете, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой).

А что такое наука? (Это изучение предметов, явлений)

Что могут изучать ученые?

Действительно ученые – это люди, которые изучают наш мир и его устройство.

Они задают себе вопросы, а потом пытаются ответить на них.

Может, быть кто-нибудь вспомнит, как зовут ученых и какие открытия они совершили? (Дети вспоминают информацию из предварительной беседы).

Как вы думаете, как ученые находят ответы на свои вопросы? (Они наблюдают за происходящим). Тогда что такое наблюдение – это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств.

Мы сейчас с вами поиграем в игру «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем». На столе приготовлены предметы для игры (кусочек яблока, долька апельсина, дудочка, барабан, цветущая герань, зерна кофе, картинки с изображением животных, чудесный мешочек с предметами). Каждый ребенок объясняет свой выбор. Совместно делаем вывод:-Для того, чтоб познавать мир мы активно используем органы чувств. Молодцы, мы отлично свами поиграли.

2 часть.

В-ль.: - А сейчас, ребята, давайте подойдем к портрету самого великого первого русского ученого, естествоиспытателя, энциклопедиста, химика и физика – Михайло Васильевича Ломоносова.

Может, Вы вспомните его некоторые открытия? (Информация из предварительной беседы). Молодцы.

Давайте мы с вами сейчас перенесемся на машине времени в прошлое.

Дети встают в круг на коврике и закрывают глаза.

Звучит музыка И. С. Баха. «Allegro».

В-ль. одевает на головы детям шляпы с кисточками. Дети открывают глаза и рассматривают друг друга.

В-ль.: - Вот сейчас мы проведем настоящий эксперимент.

Дети подходят к столу и садятся за него.

Посмотрите, у меня на столе лежат предметы, как они называются? (магнит, 4 скрепки, фольга, шпатель). Проведем эксперимент.

Опыт: положить скрепки на стол и накрыть фольгой, а сверху положить магнит. Приподнять магнит и посмотреть сдвинулись скрепки или нет. Тоже со шпателем.

Сделать вывод: магнит притягивает скрепки через фольгу, а через шпатель - нет. Молодцы.

А теперь проведем второй эксперимент.

Опыт 2: возьмем иголку и прикоснемся ей к магниту. Положим иголку на железные опилки.

Что мы видим? (Крупинки железа сразу же прилипли к ней. Иголка сама стала магнитом – намагнитилась).

Обратите внимание, что у середине иголки крупинок прилипло немного, а концы облеплены, так что получились «ежики».

Делаем вывод, концы притягивают намного сильней, чем в середине. То место, где магнит притягивает сильнее, называется полюсом.

Сколько таких мест? (Два). Значит, и полюса два. Показ алгоритма.

Дети, мы с вами проводили сейчас эксперимент с иголкой.

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, ведь иголка – это опасный предмет. Давайте нарисуем их. Рисуем знаки.

3 часть.

В-ль.: - Ребята, мы с вами в группе читали про великих экспериментаторов. Кто догадался про кого? Правильно – это малыши-каратыши из Цветочного города.

Так вот вам пришло письмо и посылка от Винтика и Шпунтика. Зачитываем письмо.

«Дорогие ребята! К нам в мастерскую пришел Незнайка, который перепутал нам все детали к нашей супер-машине. Помогите нам определить, какие детали сделаны из железа. Отправляем Вам посылку. Очень ждем Вашего ответа. Винтик и Шпунтик.»

Давайте им поможем? Постойте, а как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Использовать магнит).

А я буду записывать результаты в таблицу как в настоящей лаборатории.