Осел кавказской пленницы 9 роты. "кавказская пленница или новые приключения шурика"


Перед съемками картины о приключениях студента Шурика на Кавказе киногруппа поехала в Тбилиси и Цхинвал, чтобы изучить жизнь горцев.

– Мы встречались с местными жителями, правда, мало что из этих встреч вынесли – заканчивалось все обильными возлияниями, – вспоминает редактор фильма Анатолий Степанов. – Это и нашло отражение в фильме. Тосты, которые звучат в картине, – импровизация на темы тех, что мы услышали в этой поездке. А шофер-армянин, который нас возил, во многом стал прототипом Джабраила: Гайдай подметил его пластику, интонацию, а актер Фрунзик Мкртчян потом изобразил в фильме. А сами съемки проходили не на Кавказе, а в Крыму, он более приспособлен для этого, рядом Ялтинская киностудия, не нужно возить с собой огромное количество киноаппаратуры.

В закадровом тексте говорится, что в фильме специально не указано место действия, чтобы не быть несправедливым к другим горным районам. Актер Артем Карапетян, который читает текст от автора, озвучил также торговца на рынке, произносящего тост о кибернетике: исполнитель этой роли Эммануил Геллер не смог изобразить акцент. «Сделать это очень трудно: мало просто исковеркать слово, нужно привнести в речь особенности родного языка, – рассказывает Артем Карапетян. – У меня в этой сцене усредненный кавказский акцент, но ближе он все-таки к грузинскому».

Загс на «Мосфильме»

Когда киногруппа приехала на выбор натуры в Крым, обнаружила, что его дороги слишком плохи, чтобы показывать их на экране. Поэтому на съемки привезли с собой… дорожные столбики – для красоты. «Их было штук 50, и мы перевозили их с одного места съемок на другое, – вспоминает второй оператор Евгений Гуслинский. – А в сцене, где столбики падают, их тянули за леску».

Сцену первой встречи Шурика с Ниной снимали в поселке Куйбышево. Ослика для съемок (на самом деле это была ослица по имени Люся) нашли у местных жителей. После съемок она была передана в зооуголок Детского парка в Симферополе, а в недавнем прошлом снялась в фильмах «Спецназ» и «9 рота». На съемках «Кавказской пленницы», чтобы заставить Люсю стоять на месте, в торбы, которые она везет, положили очень тяжелый груз. А у осликов есть особенность: если взвалить на животное ношу хоть немного тяжелее той, что оно может нести, – не двинется с места. Потом груз вынули, и ослица сама пошла за Натальей Варлей, играющей Нину. Перед съемками они подружились: Люся знала, что у актрисы всегда найдется для нее кусочек сахара.

Рядом с горным массивом Демерджи снимали камень, на котором Нина танцует, напевая песенку про медведей. В ста метрах от него находится дерево грецкого ореха, на котором в фильме сидит Юрий Никулин, играющий Балбеса. Дереву около 600 лет, окружность его ствола – 296 сантиметров. Сейчас рядом с ним висит табличка «Никулинский орех», на фоне которой любят фотографироваться туристы.

А загс, в открытии которого принимает участие Нина, снимали в двух местах: в Алуште и на «Мосфильме». «Чтобы не везти в Крым большую группу людей, загс выстроили на центральной площади киностудии, – говорит Евгений Гуслинский. – А другую сторону двора снимали в Крыму, герои стоят на фоне горы – это придало сцене южный колорит».

Опасная река

Горную речку, в которой тонет Шурик, снимали не в Крыму, а под Сочи, на реке Мзымта. Течение в ней было настолько быстрым, что страховщики не смогли вовремя поймать спальный мешок с актером Александром Демьяненко, догнать его удалось лишь через несколько десятков метров. Речка была еще и ледяная, поэтому в сцене, где Нина прыгает в воду за Шуриком, сначала хотели снимать местных ребятишек, которые купались даже в холодную погоду. Но потом нашлась девушка, представившаяся мастером спорта по плаванию. На нее надели костюм героини, подстригли под Нину. Она прыгнула в воду и… пошла ко дну. Оказалось, что девушка вовсе не спортсменка и даже не умеет плавать, но ей очень хотелось сняться в кино. После этого Наталья Варлей снималась сама. После съемок ее растирали спиртом и кутали в одеяло.

Когда фильм был готов, он чуть не лег на полку из-за… фамилии товарища Саахова. «Сначала у него была другая фамилия, состоящая из двух междометий, – Ахохов, – вспоминает Анатолий Степанов. – Мы так радовались этой выдумке, но потом узнали, что человек с такой фамилией был секретарем компартии одной из республик. Тогда был придуман Саахов. На «Мосфильме» был секретарь парткома по фамилии Сааков, который на одном из заседаний бурно клеймил Гайдая. И тот взял для героя его фамилию, изменив одну букву. Потом из-за этого был жуткий скандал, картину запретили. Но ситуацию спас Юрий Никулин. Он был на приеме у министра культуры Екатерины Фурцевой и, глядя на нее своими наивными глазками, спросил: «Что же происходит на «Мосфильме»? Из-за отдаленного сходства с фамилией секретаря парткома запрещают картину!» Екатерина Алексеевна возмутилась: «Это безобразие!» Немедленно позвонила куда нужно, и фильм был выпущен».

Алле-оп!

Актрису на роль Нины долго не могли выбрать. «Тогда обратились за помощью к нашему администратору Сергею Каграманову – маленькому горбуну, веселому, разбитному и, как считалось, большому сердцееду, – говорит Анатолий Степанов. – Гайдай показал ему пробы и сказал: «Назови актрису, и я ее утвержу!» Сережа сказал: «Варлей!» И Гайдай сдержал обещание».

Съемки погони Шурика за Трусом, Балбесом и Бывалым, похитившими Нину, были опасными, особенно момент, когда Балбес вылезает из машины и пытается перерезать веревку, которой Шурик заарканил их автомобиль. «Юрий Никулин лежал на доске, которую подсунули ему под одежду, – рассказывает Евгений Гуслинский. – А я с камерой разместился на листе фанеры, которую прикрепили к машине чуть ниже. Было страшно: резкий поворот – и я слечу в пропасть. Но, к счастью, все обошлось».

Операторский прием замедленной съемки в сцене, когда Трус, Балбес и Бывалый выходят из рефрижератора, – результат… оплошности. «Я не успел поставить нужную скорость, а режиссер говорит: «Быстро бери камеру и снимай!» – вспоминает Евгений Гуслинский. – Но замедленная съемка получилась кстати, и решили так и оставить». Водителя фуры сыграл Николай Гаро, ставший впоследствии кинопродюсером. «Я приехал в Крым к своей будущей жене, которая работала на «Кавказской пленнице» монтажницей, – вспоминает он. – Леонид Иович меня поймал: «Снимись в эпизоде!» Эта сцена сначала была больше: мой герой ехал в кабине, включал приемник, напевал мелодию. Кстати, из барана, которого в кадре вытаскивает из рефрижератора Юрий Никулин, потом приготовили вкусный шашлык».

Екатерина Салтыкова

Фильм «Кавказская пленница» почти полностью снимался в Крыму. Наверное, об этом фильме и местах съемок его эпизодов больше других говорят на полуострове – и правду, и вымыслы. Любой житель села Лучистое или города Алушта с удовольствием покажет вам десятки мест, где ступала нога героев Никулина, Вицина, Моргунова, Варлей и других.

Никулинский орех — достопримечательность Крыма

Лишь эпизод с горной речкой снимался на реке Мзымта у Красной поляны в окрестностях Сочи (хотя приходилось слышать от алуштинцев, что речку соорудили искусственно у подножия Демерджи. Якобы вдоль горной тропы постелили длинный брезент и сверху спустили воду из бочек нескольких водовозок – и так возник горный поток. Бред конечно, но интересный).

Основное место съемок — Алушта и окрестности села Лучистое у массива Демерджи . Так же съемки проходили в окрестностях с. Куйбышево в Бахчисарайском районе, участок старого шоссе Алушта – Верхняя Кутузовка, окрестности Ялты и Ай-Петри.

Никулинский орех — кадр из фильма «Кавказская пленница»

Самое узнаваемое место – дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи. Это дерево имеет возраст около 600 лет (окружность ствола 296 см) и росло раньше около средневекового греческого монастыря, располагавшегося в устье Долины Привидений. Туристы любят фотографироваться возле него. Недалеко от дерева находится пост лесников Алуштинского лесхоза и есть табличка «Никулинский орех». Иногда лесники пытаются взять денег (2-3 гривны) за фото рядом с деревом. Возраст дерева и его культурно-эстетическое значение могут с полным правом выступать убедительными аргументами в пользу его юридической охраны.

В нескольких метрах от Никулинского ореха находится большая глыба конгломерата, выдаваемая экскурсоводами за «камень, на котором танцевала Варлей». К камню подставлена металлическая лестница, чтобы любой желающий (опять-таки не бесплатно) смог забраться и сымитировать танец под «песенку о медведях». Огромную глыбу конгломерата рядом с Никулинским орехом ошибочно показывают туристам. То ли экскурсоводы сами не знают правды, то ли просто лень пройти к настоящему камню.

В фильме хорошо видно, что Нина перед танцем делает довольно легкий шажок на камень, и 2-х метровая глыба у ореха никак не может им быть. Так же в кадре хорошо прослеживается на заднем плане ориентировка на гору Эльх-кая, Ангар-бурун и лавандовые поля выше поселка Лаванда. 10 февраля 2007 года группа энтузиастов решила положить окончание мифу про камень Варлей и пустилась в мини-экспедицию. На руках были распечатки кадров из фильма. В итоге получасовых поисков настоящий камень и площадка съемок эпизода были найдены.

Они находятся примерно в 100 метрах к северо-востоку от Никулинского ореха среди огромных глыб. Все пространство заросло кустаринкиами еживики и шиповника. Сам камень представляет собой плоскую глыбу с пол-метра высотой. Трапециевидный камень, который виден в кадрах справа (на его фоне стоит Шурик) вообще полностью скрыт в колючих кустах. Площадка, где находилась камера расположена в 5 метрах от камня в углублении — поэтому создается эффект буд-то Нина танцует на довольно высоком камне — который в фильме по пояс Шурику. Между самим камнем и местом оператора сейчас лежит несколько свежих мелких обломков конгломерата, упавших с нависающей с запада огромной глыбы. Во время съемок их не было. Сравнение с распечатками кадров показало 100% сходство.


Камень Варлей нашли. К сожалению, погода была очень пасмурной и кадры получились не эффектные. В следующее время посещения Долины привидений мы обязательно сфотографируем камень с удачного ракурса, постараемся расчистить его от кустов и определим с помощью ЖПС точные координаты. Учитывая, что в нашей группе было несколько крымских экскурсоводов и журналистов, можно надеяться, что информация о местонахождении настоящего камня разойдется в даной сфере по Крыму и большинство экскурсоводов теперь не будет обманывавть гостей Крыма показом вымышленного места съемок всенародно-любимого фильма.

Кстати, несколько лет назад одна из турфирм организовала костюмированный анимационный тур «В гостях у Кавказской пленницы», где подробно рассказывают с показом на местности о съемках фильма. В Симферополе несколько лет назад был снят замечательный фильм-расследование «По следам Кавказской пленницы». Вот там все подробно показано и рассказано – где, когда и как снимали.

Кстати, киношная ослица Шурика до сих пор живет в Симферопольском зооуглке. На клетке была табличка «Ослица Люся, передана Ялтинской киностудией, участвовала в съемках «Кавказская пленница», «9 рота» , «Спецназ». Ослица конечно уже выглядит не так бодро, как в фильме, все-таки годы дают свое. Ослица-киноактриса — любимица сотрудников зооуголка и одна из живых достопримечательностей города Симферополя. Ослица Люся родилась 15.04.1948 г. в Средней Азии. Высота в холке — 112 см. Средняя масса вьюка, который Люся способна переносить, — 70 — 80 кг. Средняя продолжительность жизни ослов — от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60.

Местные жители узнают места съемок фильма:

Эпизод с администратором гостиницы снимался в ММЦ «Юность», этот корпус и надпись сохранились до сих пор. Лесница по которой в начале фильма сбегает Нина (Варлей) и знакомится с Сааховым находится за магазином «Спорттовары» и идёт от церкви к бане (ул. Багликова). Эпизод с кунаками снимался в ресторане «Солнечный», ныне диско-клуб «UNDERWORLD». Момент с шашлыками и тостом про кибернетику: городское (не междугороднее) троллейбусное кольцо. ЗАГС — алуштинская станция переливания. Милиция – ЗАГС. День рождения праздновали напротив нынешнего бара «Наталина, в районе пансионата «Северная двина» корпус пансионата светится в фильме (на фоне него Шурик рассказывает Саахову про украденную невесту). Ну и самое главное. Моя семья связана с «Пленницей». Остатки сцены на которой Моргунов учил танцевать твист находится в 50-ти метрах от моего нынешнего дома на территории турбазы «Чайка», а пацан заглядывающий в дверь к Вицыну — мой отец, и он действительно просто заглянул на площадку (не по сценарию) за что на него наорали, а потом увидев как сыграл Вицин решили оставить. И дверь дачи Саахова, в которую забегает Шурик с Эдиком (санитар), находится в доме рядом с Генуезской башней (она в кадре слева от дома) в котором в те годы жили мои бабушка, дедушка и молодой папа.

Съемочные дни фильма «Кавказская пленница» в Крыму:

1 июня (Алушта) - первый съемочный день в экспедиции. Снимались первые кадры фильма: Шурик едет на осле (ослов было два). В тот день работали с 7.30 утра до 18.00 вечера, но отсняли всего 11 полезных метров пленки.
2 июня - Шурик продолжает свое путешествие на осле,
3 июня - снимают эпизоды «на альпинистской базе»: Шурик прощается с Ниной. Нина: «Уже поздно. Идите…»

Прыжок на камень перед танцем — кадр из фильма

4 июня - снимают эпизоды в поселке Лучистое: Нина спускается со скалы. Из-за непогоды сняли всего лишь один кадр (5 полезных метров).

6 июня (Лучистое) - Нина, глядя на Шурика в спальном мешке, смеется (когда снимали этот эпизод, Варлей никак не удавалось заразительно засмеяться. Тогда один из членов съемочной группы задрал майку и показал ей свой живот, после чего девушка искренне расхохоталась); Шурик, будучи в спальном мешке, падает на землю и катится.

8 июня - группа перебазировалась в Симферополь, где возле консервного завода имени 1 Мая снимались эпизоды «улица у диспансера»: Шурик падает в кузов грузовика; Шурик спрыгивает с грузовика; Шурик бежит по улице и встречает Эдика; Шурик садится в санитарную машину Эдика.

9 июня - группа вернулась в Алушту, где снимаются эпизоды: Шурик в саду диспансера подходит к двум больным и предлагает сообразить на троих. Те его совестят: «Грешно смеяться над больными людьми».

Знаменитый танец Нины на камне — кадр из фильма

11-12 июня - выходные дни.
13 июня - группа переехала в Куйбышево. Там снимаются эпизоды из начала фильма: Шурик знакомится с Эдиком, у которого заглохла машина. Эдик произносит страстный монолог в адрес своей санитарной машины, которая постоянно глохнет: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса. Недаром говорил великий и мудрый Абу-Ахмад Ибн-бей, первый шофер этой машины: «Учти, Эдик, - говорил он, - один Аллах ведает, куда девается искра у этого недостойного выродка в славной семье двигателей внутреннего сгорания. Да отсохнет его карбюратор, во веки веков!..» Шурик пытается сдвинуть с места своего упрямого осла. О том, как это происходило на самом деле, вспоминает А. Демьяненко:

«С ослом были сложности. По сюжету он то шел, то стоял. Вообще с ослами сложно иметь дело. Я ему одно - а он свое клонит. Хорошо еще, что, когда осла тащишь, он обычно сопротивляется. И мне попался вполне нормальный осел. А вот как Варлей заставила его пойти - это у нее надо спросить…»

14 июня (Куйбышево) - мимо Шурика и Эдика проходит красавица Нина; следом за Ниной двигаются осел и санитарная машина; Шурик едет на осле за Ниной.
15 июня (Куйбышево) - Шурик едет за Ниной; Нина проходит мимо зеркала; Нина скрывается в лесу.

16 июня (Куйбышево) - осел тащит Шурика в лес вслед за Ниной; Шурик мчится через чащу.
17 июня (Куйбышево) - Шурик и Эдик пинают машину; идет Нина; Эдик проезжает на машине мимо Нины; Шурик на осле выезжает из леса.
18 июня - выходной день.
19 июня (Куйбышево) - Шурик останавливает Нину: «Простите, пожалуйста. У меня к вам большая просьба: можно вас попросить идти только по шоссе, не сворачивая». Нина удивляется: «А это почему?» - «Да мой осел идет за вами как привязанный». Нина сомневается: «Осел?» - «Ну да», - отвечает Шурик. - «Значит, это он меня преследовал? А я думала…» - «Нет - он!» - решительно заявляет Шурик, снимая с себя всякие подозрения; Шурик и Нина знакомятся, девушка сообщает, что приехала к тете на каникулы.

20 июня (Куйбышево) - Шурик и Нина знакомятся; Шурик тянет своего осла, но тот не идет; Шурик и Нина идут по дороге.

22 июня (село Никита) - снимают эпизоды на «альпбазе»: Шурик пробирается в лагерь, чтобы похитить Нину; Шурик шныряет среди спящих в спальных мешках людей; Шурик находит Нину.
23 июня (село Никита) — Шурик ищет Нину; Шурик закрывает Нину в мешке.
24 июня - Шурик едет за Ниной на осле (эпизод из начала фильма); по дороге едет санитарная машина, направляющаяся к Орлиному гнезду.
25 - 26 июня - выходные дни.
27 июня (Лучистое) - Шурик и Эдик мчатся на колесной бочке.

28 июня (Лучистое) - эпизод из финала фильма: Шурик и Нина расстаются возле остановки маршрутного такси; Шурик и Эдик мчатся на колесной бочке.

30 июня (Алушта) - Нина на санитарной машине; Шурик и Эдик на колесной бочке; огурец попадает в Эдика.

4 июля (Лучистое) - Шурик и Эдик на колесной бочке; троица в автомобиле; глохнет машина у Нины; Нина садится в машину троицы; троица бежит за Ниной.
5 июля (Алушта) - троица подъезжает к танцплощадке. В тот день работали с 7.30 до 18.00, однако сняли всего лишь 18 полезных метров пленки.

6 июля (Лучистое) - снимали эпизоды на «альпбазе»: Шурик ищет Нину среди спящих; Шурик тащит мешок с Ниной.
7 июля (Лучистое) - троица несет мешок с Ниной (в мешке была не Варлей, а один из членов съемочной группы); к машине, в которой спрятана Нина, подъезжает на мотоцикле милиционер и спрашивает Шурика: «Что грузите?» - «Невесту украли», - честно отвечает Шурик.

Но Балбес проявляет находчивость - блеет, и милиционер от души смеется: «Будешь жарить шашлык из этой невеста, не забудь пиригласить».

Эпизод с вращающейся головой Труса снимали так: Вицина снимали с бараньей шапкой на голове, затем перебивали планом Моргунова и Никулина. Вицин переворачивался, и его снимали сзади. Пиджак он надевал наоборот, из-за спину у него торчали чужие руки. А потом опять шел возврат к первоначальному положению.

8 июля (Лучистое) - Нина едет на санитарной машине; троица подбегает к санитарной машине; по дороге проезжает санитарная машина, за ней кабриолет с троицей, затем колесная бочка.

9 июля (Алушта) - Бывалый показывает, как надо танцевать твист; Трус мухлюет с билетами; Балбес играет в домино (кстати, старичок, который страшно волнуется и боится проиграть - один из авторов сценария фильма Морис Слободской).
10 июля (Алушта) - троица пьет пиво, при этом Трус философски изрекает: «Жить - хорошо». А Балбес уточняет: «А хорошо жить еще лучше»; Трус и Бывалый сигналят Балбесу из машины: дескать, уезжаем.
11 июля - выходной день.

14 июля (Лучистое) - Трус стреляет из рогатки; Балбес ножом перерезает веревку; Балбес висит на веревке; Балбес кидает на дорогу банку с маслом; Нина угоняет машину у троицы.

15 июля (Лучистое) - троица садится в рефрижератор; водитель рефрижератора слышит шум; троица вылезает из рефрижератора вся в сосульках.

16 июля (Лучистое) - Нина сигналит троице, чтобы они освободили ей дорогу, троица стоит на дороге, сцепившись руками. Кстати, эту сцену придумал Вицин. По его же словам, это самая любимая его находка в этом фильме. И, действительно, играет он в этом эпизоде - обхохочешься.

17 июля (Лучистое) - троица бежит за Ниной в лесу; Нин забегает в пещеру; из пещеры с ревом выходит медвед (Мишка, конечно же, дрессированный, с ним рядом на съемках всегда присутствовал его дрессировщик Звонарев).

19 июля (Лучистое) - Балбес и Нина, обнявшись, переводят дух после встречи с медведем; Нина отступает от Балбеса; Трус шарахается от накидки Нины, лежащей на земле (этот гэг тоже на счету Вицина); Нину ловят в машине.

21 июля (перевал) - Шурик и Эдик на колесной бочке.
22 июля (Лучистое) - Шурик догоняет на лошади машину с троицей и Ниной; Шурик прыгает с коня в машину (прыгал, естественно, дублер).

23 - 26 июля - выходные дни. 27 июля съемки возобновились. В тот день в Лучистом снимали эпизоды: Джабраилу приводят баранов; Шурик на коне.
28 июля (Лучистое) - Саахов выходит из дома, после неудачного рандеву с Ниной, проходит мимо троицы, говорит Джабраилу: «Ну, ничего, через день она проголодается, через неделю тосковать будет, а через месяц умной станет. Будем ждать».

29 июля (село Никита) - троица и связанная Нина едут в автомобиле по лесу, петляя между деревьев.
30 июля (Лучистое) - Нина и Шурик развешивают мокрое белье; Балбес прячется под мешок; Трус подпевает Нине.
31 июля (Лучистое) - троица прячется за камнем. Балбес с колодой карт; Балбес чуть не падает с дерева; Балбес пугается, что попал в Бывалого; Бывалый командует; план Бывалого.

1 августа (Лучистое) - Нина напевает «Песню о медведях», Шурик просит ее спеть; Нина поет; Шурик кидает орех вверх; Шурик оставляет Нину; Трус и Бывалый.

2 августа (Лучистое) - бежит Нина; Нина забирается на камень, танцует; Балбес кидает орех вниз; Нина и Шурик уходят; Балбес сваливается с дерева на своих подельников.

Кстати, это был последний день Евгения Моргунова в экспедиции - после этого фильм снимали без него. Почему? Из-за его ссоры с Леонидом Гайдаем. Мы помним, что еще во время съемок «Самогонщиков» Моргунов испортил свои отношения с режиссером, отказавшись поначалу сниматься. И только после вмешательства Пырьева его удалось вернуть в троицу.

На «Операции «Ы» отношения актера с Гайдаем тоже складывались не лучшим образом, но тогда картину все-таки удалось завершить. Но на «Пленнице» нарыв все-таки вскрылся.

Вот как вспоминал о случившемся сам Л. Гайдай: «На съемках «Пленницы» случилось ЧП, которое и явилось завершающим аккордом совместной работы. Моргунов пришел на съемку с поклонницами. Я говорю директору группы: «Убрать всех посторонних с площадки!» Моргунов на меня чуть ли не с кулаками. Я взял режиссерский сценарий и на глазах Моргунова вычеркнул все сцены с ним. А было не снято еще довольно много. «Все, - говорю директору. - Отправляйте Моргунова в Москву. Сниматься он больше не будет». Так моя тройка распалась…»

Кстати, Моргунов на съемках получал самую низкую ставку в троице - 25 рублей за съемочный день, в то время как Никулин получал 50 рублей, Вицин - 40 (у Демьяненко ставка равнялась 50 рублям, у Варлей - 13 рублей 50 копеек). Но это так, к слову. А теперь вернемся на съемочную площадку фильма.

3 августа группа из Лучистого переместилась в Алушту. В тот день снимали эпизоды: фасад гостиницы «Юность»; идут Шурик и Нина.
4 августа - выходной день.

5 августа (Алушта) - Джабраил останавливает жену у ворот: «Ты куда? Иди домой…»
6 августа (Алушта) - Трус руководит вносом холодильника в ворота дома Джабраила; Балбес, сплевывая арбузные косточки, сообщает жене Джабраила, что в соседнем районе жених украл члена партии.
7 августа (Лучистое) - Шурик и Эдик едут за Ниной, идущей по дороге (вместо Варлей снималась дублерша); Шурик мчится на коне за машиной, где сидит троица и Нина.
8 августа - выходной день.

9 августа (Ай-Петри) - машина застывает на краю пропасти; Шурик вынимает Нину из машины; Нина дает Шурику пощечину, ругает его, а тот закрывает ей рот поцелуем (троица снимается в неполном составе - вместо Моргунова в машине дублер, которого снимают со спины).

Саахов объясняет врачу (актриса Нина Гребешкова, она же супруга Леонида Гайдая), чем болен Шурик: «Вы понимаете, это очень тяжелая форма заболевания. Просто надо спасать человека, так стоит вопрос, честное слово, клянусь. Вы понимаете, на почве алкоголизма у него появляются какие-то навязчивые идеи: какая-то украденная невеста, он рвется все время кого-то спасать. Просто помутнение рассудка, честное слово».

Врач тут же ставит диагноз: «Ясно: делилиум тременс - белая горячка». - «Да, белый, горячий, совсем белый», - соглашается с диагнозом Саахов. Врач его успокаивает: «Да вы не волнуйтесь, через три дня поставим на ноги». Но Саахову надо, чтобы Шурика продержали как можно дольше. Поэтому он просит врача: «Не-е-т, торопиться не надо, торопиться не надо. Это наш гость, важно вылечить, важно вернуть обществу полноценного человека. Торопиться не надо…»

13 августа (Алушта) - Саахов встречает Шурика возле отделения милиции: тот бежит туда, чтобы заявить о похищении Нины; Саахов звонит в больницу, чтобы оттуда пришла машина за Шуриком.

14 августа (Алушта) - Шурик и администратор гостиницы слушают тост шашлычника про кибернетику; Шурик пишет в блокноте.

17-19 августа - переезд в Красную Поляну, что под Сочи, где на берегу и в водах самой горной речки Мзымта будут сниматься речные эпизоды.


Опять сьемки в павильонах Мосфильма.
7 - 8 октября - 12 человек съемочной группы отправляются в Алушту, чтобы доснять несколько эпизодов на натуре и начала и конца фильма.
9-10 октября - подготовка к съемкам.
11 октября (Алушта) - Шурик и Нина идут по дороге, направляясь к остановке маршрутного такси; Шурик едет на осле за такси.
12 октября (Алушта) - Нина стоит в толпе на открытии Дворца бракосочетаний; Нина смеется; Шурик едет на осле за маршруткой.
13 октября (Алушта) - толпа зрителей у Дворца бракосочетаний; Шурик едет на осле (финальный кадр).

В интернет-пространстве десятки людей уже обсуждали вопросы, связанные с местами съемок этого всенародно любимого фильма, поэтому чтобы не повторяться, дадим возможность читателю посмотреть дискуссию о местах съемок «Кавказской пленницы» на сайте Алексея и Галины Петровских:

Дискуссия по фильму «Кавказская пленница» (выдержки)

…Не только с удовольствием смотрю «Кавказскую пленницу», а и собираю всякую информацию об этом фильме. Одним из моих интересов является именно уточнение мест съемок тех или иных сюжетов. И бывая в Алуште, я даже вплотную занимался этим вопросом, но, к сожалению, практически ничего не смог найти. Даже экскурсии в Долину приведений и на Поляну сказок, кроме как, типа: «Здесь снимались известные фильмы….» — ничего об этом не говорят.

Одно место, правда, я нашел совершенно точно – это здание профилактория, возле которого была снята сцена, когда Шурик, спеша в милицию, встретил Саахова с криками: «Украли, украли…» – на что то спросил: «Что, ишака вашего украли? К сожалению, сейчас я не помню ни названия улицы или профилактория, ни номера дома, но кому интересно – могу сказать, что если от рынка идти к главпочтампту самым коротким путем – мимо церкви, то место это как раз перед поворотом улицы вниз, к морю. По виду стеклянной лестницы профилактория ошибиться невозможно.

Тем не менее, некоторые места съемок для меня так и остаются темными пятнами. Буду, aLEX, очень признателен, если ты сможешь пролить кое-какой свет на этот вопрос.

1. Самое начало фильма, когда впервые встречаются Шурик, Эдик и Нина. На горизонте несколько раз четко была видна гряда гор с ровным, отвесным и достаточно высоким склоном, довольно большого протяжения, оканчивающаяся обрывом с характерным «профилем». Ни с одной точки Алушты, да и других мест Крыма я такого не видел. Где это?

2. Такая известная и даже «светлая» сцена, когда Вицин, Никулин и Моргунов пили пиво и радовались жизни, согласен, была снята где-то рядом с городком аттракционов. Но там рядом был летний кинотеатр, где они учили посетителей твисту, была дорога по которой они подъехали на машине и было капитальное здание – очевидно профилакторий с большими, вертикально-вытянутыми окнами. Мало того, мне даже удалось узнать, что тот кинотеатр называется, или назывался «Прибой», но вот найти его в натуре, или хотя бы похожее место – не удалось. Знаешь ли ты более точные координаты того места?

3. Ну и дворец бракосочетания — тоже откуда ни смотрел, а такую картину так и не смог увидеть. Не могли же его уже снести?

aLEX :
1. Самое начало фильма, когда впервые встречаются Шурик, Эдик и Нина. На горизонте несколько раз четко была видна гряда гор с ровным, отвесным и достаточно высоким склоном, довольно большого протяжения, оканчивающаяся обрывом с характерным «профилем». Ни с одной точки Алушты да и других мест Крыма я такого не видел. Где это?

Это Крым — 100%. И таких мест море. Как в окрестностях Бахчисарая, так и в окрестностях Симферополя и Белогорска. Хотя, скорее всего это в районе села Куйбышево. (Дополнение КРЫМОВЕДА: это участок дороги Высокое – Куйбышево, на заднем плане в фильме видна гора Утюг)

2. Такая известная и даже «светлая» сцена, когда Вицин, Никулин и Моргунов пили пиво и радовались жизни, согласен, была снята где-то рядом с городком аттракционов. Но там рядом был летний кинотеатр, где они учили посетителей твисту…

рядом по фильму, но не по жизни. Ведь как спящий Моргунов по «сосняку» ездил, а оказался на Ай-Петри…

…была дорога, по которой они подъехали на машине, и было капитальное здание – очевидно профилакторий с большими, вертикально-вытянутыми окнами. Вот это здание, если не ошибаюсь, бывший мебельный магазин после кольца, «танка», на пригорке если ехать в Симферополь. Просто эпизоды такие краткие. На той же «старой» дороге на перевал столько кадров погони снято, что кажется что дорога длинная.

Мало того, мне даже удалось узнать, что тот кинотеатр называется, или назывался «Прибой», но вот найти его в натуре, или хотя бы похожее место – не удалось

Вот с кинотеатром не ясно — надо искать. Также и с Дворцом баркосочетаний вопросов больше чем ответов, потому что в одном кадре точно Алушта, в другом закрадываться подозрения, что нет. У меня например есть подозреня что «дурдом» и дорога к нему (с длинным забором) снимались в Симферополе, но проверить сейчас это проблематично — так как забор сейчас с другой стороны подозреваемой дороги снесли — ворота того завода тоже.

Наверное стоит более детально поискать в Алуште все съемочные места. В эпизоде, когда Саахов впервые видит Нину, спускающейся по лестнице, у меня всегда возникает чувство, что эту лестницу я видели много раз в Алуште, но опять надо ехать проверять. Да и говорят, что дом куда загоняли овец, проносили холодильник, с лестницы которого Шурик прыгал на осла до сих пор есть в Алуште.

Mc :
Я знаю где находится лестница, по которой Шурик съезжал на ишаке. Она внутри двора, вход в который за тиром в начале набережной. Мы там покупали вино, и хозяйка похвасталась, что когда фильм снимали и нужна была лестница, то просто пошли по дворам. А их двор был ближе всего, вот и сняли их лестницу. Мы не особо поверили и лестницу сфоткали. А потом уже на кассете посмотрели. Оказалось, правда она!

Есть кадр, где Шурик с другом на дереве висят, когда бочка упала в пропасть, так вот, сдаётся мне, что это всё же Чатыр-Даг, снято со стороны трассы Симферополь-Алушта, вершина и кусочек Холодного кулуара. Постараюсь весной найти этот ракурс. Далее (этого кадра нет в нарезке), помните как Шурик из психушки убежал? Бежал вдоль дли-и-инного забора. Думаю, что снято в Симферополе, забор завода «1 мая», там столбы попадаются, фермового типа. Такие до сих пор есть в Симферополе, стоят с 14-го года, ещё бельгийской концессией установлены. Во всяком случае тоже постараюсь найти и эту точку съёмки.

aLEX ):
Про забор у меня такие же догадки! Причем с другой стороны виден забор парка Шевченко, когда он там еще был. Да и ворота психушки тоже, дальние ворота завода им. 1 Мая.

Подборка кадров из фильма


День смеха в этом году совпал с юбилеем одной из самых любимых советских кинокомедий. 1 апреля 1967 года в прокат вышла "Кавказская пленница, Или Новые приключения Шурика", ставшая на долгие годы желанной гостьей сначала в отечественном кинопрокате, а затем и на телевидении. .....

15 июня 1965 года в творческое объединение «Луч» при киностудии «Мосфильм» поступила сценарная заявка от Якова Костюковского и Мориса Слободского. Вдохновленные успехом кинокомедии «Операция “Ы”», они попросту придумывали новые похождения Шурика — Александра Демьяненко. Будущий сценарий носил название «Шурик в горах» и состоял из двух новелл. В первой — «Кавказская пленница» — речь шла о том, как студентка Нина приехала на каникулы к своим родственникам на Кавказ, но была похищена местным начальником Ахоховым. Но Шурик вызволяет девушку из рук похитителя.

Во второй новелле — «Снежный человек и другие» — сюжет был такой: научная экспедиция под руководством видного ученого ищет в горах снежного человека. Но группа даже не догадывается, что за снежного человека себя выдает троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию. Однако Шурик и Нина разоблачают прохиндеев.

26 октября сценарно-редакционная коллегия вновь собралась на заседание, чтобы обсудить сценарий под названием «Шурик в горах». На этот раз он представлял собой сценарий полнометражного фильма (новелл в нем уже не было), сюжет которого строился вокруг похищения девушки.

Когда сценарий был утвержден, неожиданно возникли проблемы с актерами. Сразу два участника легендарной троицы — Юрий Никулин и Евгений Моргунов — отказались от участия в съемках «Кавказской пленницы». Многое в сценарии, по их мнению, было натянутым. Никулин заявил: «Мне это не нравится. Это — спекуляция на тройке». Леонид Гайдай принялся убеждать его, что совместными усилиями они переделают сценарий, внесут в него массу собственных трюков.
Невероятно популярные после «Операции «Ы» артисты все чаще не могли найти общий язык. Современники вспоминают выходки зазвездившегося Моргунова, которому ничего не стоило отказаться от съемок в разгар рабочего дня. Так что нередко вместо него в кадре появляется похожий по телосложению дублер.

Тем не менее, на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. Таким «призом» были награждены и Никулин за эпизод с почесыванием ноги, и Вицин за сцену «прививки» Бывалого…



Рабочий момент съёмок фильма "Кавказская пленница"

По первоначальному замыслу «Кавказская пленница» должна была начинаться так. К забору подходит Бывалый (Моргунов) и уверенно выводит большую букву «Х». Затем появляется Балбес (Никулин) и пишет такую же большую «У». Раздается трель милицейского свистка. Трус (Вицин) перелезший через забор быстренько дописывает: «…дожественный фильм». Заставку эту потом вырезали, сочтя за хулиганство.

Первоначальная заставка к фильму “Кавказская пленница”

И в начале фильма появился Шурик на осле.
Ослица Люся знаменитой стала в 1966 году, когда на экраны вышел фильм “Кавказская пленница”. Кинокартина снималась в Крыму, и ассистенты режиссера Гайдая присмотрели именно эту копытную симпатягу в напарницы Шурику - Демьяненко.
Люся умерла три года назад. А ведь вроде совсем недавно я частенько с сыном бывал в детском парке, и он катался на этой ослице.
Кстати Люся родилась 15.04.1948 г. в Средней Азии. Средняя продолжительность жизни ослов - от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60. Вот и получается что Люся прожила свою жизнь до своего векового предела.
Последний раз она в 55 лет тряхнула стариной и снялась в ” 9 роте”

В «Кавказской пленнице» немало актерских удач. Прекрасно сыграл роль Саахова Владимир Этуш. В противовес веселой тройке для создания большего комического эффекта он был на экране все время серьезен. «Гайдай хотел, чтобы Саахов был гротесковым, пародийным, — рассказывал Этуш. — Я понимал его. Но не мог с этим согласиться. Важен в этом смысле был наш спор с Гайдаем по поводу сцены, когда Саахова, незадачливого жениха, героиня фильма Нина обливает вином. Гайдай предлагал в этом эпизоде максимум эксцентрики. Я же предложил серьезность. Ведь мой Саахов серьезен, он не понимает, как можно отвергать его ухаживания. Сцену отсняли, и единственной уступкой Гайдаю остался цветок за ухом, который, однако, лишь подчеркивал мою серьезность, и это — я был счастлив убедиться — дало нужный комический эффект…»

Картина Леонида Гайдая заняла четвертое место среди абсолютных лидеров советского проката — в год выхода на экраны ее посмотрели более 76 миллионов зрителей. Знаменитая кинотроица в исполнении Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина плюс примкнувшие к ним Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян и Владимир Этуш переиграли таких мастеров комедии, как Луи де Фюнес и Жан Маре.

На "Кавказскую пленницу" было продано на 30 миллионов билетов больше, чем на популярные французские кинокомедии "Фантомас" и "Фантомас разбушевался".

Больше аудитории оказалось потом только у таких советских кинохитов, как "Пираты ХХ века", "Москва слезам не верит" и у еще одной гайдаевской ленты — "Бриллиантовой руки".

Искрометная комедия подарила народу множество фраз, которые быстро стали крылатыми: "Птичку жалко...", "Мементо мори. — Моментально, в море", "Короче, Склихасовский!..", "Бамбарбия, кергуду", "Жить, как говорится, хорошо. — А хорошо жить — еще лучше", "Я, извините, переоденусь. — Не беспокойся, в морге тебя переоденут!" Традиционно не обходятся без "Кавказской пленницы" и российские каналы, для которых этот фильм — один из проверенных способов в нужный момент привлечь массового зрителя к экрану телевизора.

В чем же секрет такого многолетнего успеха? Ведь фильмы, в отличие от книг и театральных спектаклей, довольно быстро устаревают. Вряд ли современный зритель понимает, в чем, собственно, хохма в диалоге героев Никулина и Фрунзика Мкртчяна: "Это, как его, волюнтаризм. — В моем доме не выражаться!" Слово как слово. А между тем "волюнтаризмом" клеймили в СССР период правления Никиты Хрущева, снятого с должности первого секретаря ЦК КПСС за несколько лет до выхода фильма. Такой вот кинокукиш в кармане от Гайдая.

Известный кинорежиссер Владимир Наумов полагает, что дело прежде всего — в таланте создателя "Кавказской пленницы". В интервью РИА Новости Владимир Наумович рассказал, что его коллега видел мир с неожиданной стороны: "Иногда совершенно серьезные вещи он подавал с другой стороны, иронической и комической. Он старался повернуть событие так, чтобы оно воспринималось весело и смешно".

Кроме того, по словам Наумова, картины Гайдая — светлые, "несущие ауру очищения и добра и поэтому, их хорошо смотреть даже тем людям, которым комедийный жанр не по душе".

Социолог СМИ и главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей полагает, что "Кавказская пленница", как и другие киноработы Гайдая, до сих пор привлекают к себе зрителей своим мощным позитивным зарядом.

Смеха хватает и сейчас — почти на всех телеканалах, считает Дондурей. "Но дело не в смехе и даже не в слезах. А в том, что тогда люди примерно представляли себе, зачем и ради чего они живут. А сегодня ничего этого нет, кроме денег", — подчеркнул эксперт. По его словам, картины Гайдая, при всей своей комедийной несерьезности, рассказывали, прежде всего, о человеческом благородстве.
Надо отметить, что Леонид Иович застал время коммерциализации, попытавшись отразить его в своих комедиях. Однако две его последние работы — "Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1989) и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992) и близко не имели столь заметного зрительского успеха, как его ранние фильмы.

Владимир Наумов констатирует, что изменилось время — политическую цензуру заменили деньги. "Сейчас дали снимать все, что угодно, кто хочет, тот и снимает. Но очень трудно получить финансирование на какой-нибудь стоящий проект", — посетовал кинорежиссер.

Поклонникам картины стоит только порадоваться тому, что у Генерального секретаря ЦК КПСС оказалось неплохое чувство юмора и "кукиш" Гайдая его не смутил. Скорее, даже позабавил. Осталась в фильме и довольно крамольная по тем временам фраза о том, что, мол, в соседнем районе украли члена партии. Вначале ее должен был произносить герой Мкртчяна, личный водитель товарища Саахова и главный руководитель похищения девушки Нины, но после резкого протеста киночиновников хитрый Гайдай поручил произнести реплику Никулину. В итоге тот произнес ее, сплевывая арбузные косточки, столь по-дурацки, что стало понятно — это же Балбес, что с него возьмёшь?

Чинуши всегда стараются перестраховаться и запрещают то или иное произведение, чтобы, на всякий случай, не навлечь на себя гнев высокого начальства. Однако начальство часто оказывается либеральнее своих зашоренных подчиненных.

Подобным образом было, например, допущено к прокату "Белое солнце пустыни" Владимира Мотыля, которое поначалу категорически не понравилось руководству "Мосфильма". А вот Брежнев, посмотрев картину, оказался в восторге, и это решило судьбу одного из лучших отечественных фильмов. Можно вспомнить и знаменитую комедию Николая Гоголя "Ревизор", которая сначала была запрещена цензорами. И только благожелательный отзыв Николая I позволил пьесе занять свое заслуженное место в ряду русской классики.

Впрочем, и либерализм начальства имеет свои границы. Когда на волне популярности "Кавказской пленницы" Гайдай предложил снять вторую серию, в которой Трус, Бывалый и Балбес вместе с товарищем Сааховым и его личным шофером попадают на образцово-показательную зону, на такую идею у руководства не хватило чувства юмора.

15 июня 1965 года в творческое объединение «Луч» при киностудии «Мосфильм» поступила сценарная заявка от Якова Костюковского и Мориса Слободского. Вдохновленные успехом кинокомедии «Операция «Ы»», они попросту придумывали новые похождения Шурика - Александра Демьяненко.

«Песенка о медведях»- Поёт Аида Ведищева

Во второй новелле - «Снежный человек и другие» - сюжет был такой: научная экспедиция под руководством видного ученого ищет в горах снежного человека. Но группа даже не догадывается, что за снежного человека себя выдает троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию. Однако Шурик и Нина разоблачают прохиндеев.

26 октября сценарно-редакционная коллегия вновь собралась на заседание, чтобы обсудить сценарий под названием «Шурик в горах». На этот раз он представлял собой сценарий полнометражного фильма (новелл в нем уже не было), сюжет которого строился вокруг похищения девушки.
Основные съёмки знаменитого фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница» проходили в Крыму в районе Алушты. Многие уверены, что только Крым был местом натурных съёмок этого замечательного фильма. По праву в Крыму организована экскурсионная тропа по местам съёмок «Кавказской пленницы». Но, однако, не только Крым стал местом съёмок этого кино.

Одна из сцен этого фильма была снята на Кавказе, а именно недалеко от Красной Поляны. Сцена купания в горной реке Шурика и Нины была снята на реке Мзымта, которая впадает в Чёрное море в Адлере. В дальнейшем Л.Гайдай, которого очаровали эти места, снимал на дороге в Красную Поляну эпизоды следующей своей комедии «Бриллиантовая рука».

Когда сценарий был утвержден, неожиданно возникли проблемы с актерами. Сразу два участника легендарной троицы - Юрий Никулин и Евгений Моргунов - отказались от участия в съемках «Кавказской пленницы». Многое в сценарии, по их мнению, было натянутым. Никулин заявил: «Мне это не нравится. Это - спекуляция на тройке».
Леонид Гайдай принялся убеждать его, что совместными усилиями они переделают сценарий, внесут в него массу собственных трюков.

заставка

Невероятно популярные после «Операции «Ы» артисты все чаще не могли найти общий язык. Современники вспоминают выходки зазвездившегося Моргунова, которому ничего не стоило отказаться от съемок в разгар рабочего дня. Так что нередко вместо него в кадре появляется похожий по телосложению дублер.

Тем не менее, на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. Таким «призом» были награждены и Никулин за эпизод с почесыванием ноги, и Вицин за сцену «прививки» Бывалого…

По первоначальному замыслу «Кавказская пленница» должна была начинаться так. К забору подходит Трус (Вицин), робко пишет большую букву «Х» и, озираясь по сторонам, убегает. Затем появляется Бывалый (Моргунов) и уверенно выводит большую букву «У». Заметивший это безобразие милиционер берется за свисток. Однако Балбес (Никулин) не тушуется, подходит к забору и дописывает: «…дожественный фильм». Заставку эту потом вырезали, сочтя за хулиганство.

И в начале фильма появился Шурик на осле.
Ослица Люся знаменитой стала в 1966 году, когда на экраны вышел фильм «Кавказская пленница». Кинокартина снималась в Крыму, и ассистенты режиссера Гайдая присмотрели именно эту копытную симпатягу в напарницы Шурику - Демьяненко.
Люся умерла три года назад. А ведь вроде совсем недавно я частенько с сыном бывал в детском парке, и он катался на этой ослице.

Кстати Люся родилась 15.04.1948 г. в Средней Азии. Средняя продолжительность жизни ослов - от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60. Вот и получается что Люся прожила свою жизнь до своего векового предела.
Последний раз она в 55 лет тряхнула стариной и снялась в 9 роте, помните где играл Влад Галкин (Якут)

Интересная история рассказанная Владимиром ЭТУШЕМ (в «Кавказской пленнице» - товарищ Саахов):
На съемках Люся сбила «Москвич»
«Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти - стоит, стоять - идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». Демьяненко (Шурик) называл осла (или ослицу) «ушастым», и тот откликался. Вообще осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей.

Они его сахарком подкармливали. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. А тут, когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали осла постоять, а он - скотина умная - знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны - чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать.

Так это животное ускакало куда-то за поворот. Через секунду послышались треск, ослиные вопли и крики. И из-за поворота вывалилась группа разгневанных товарищей, которые потребовали возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята нашу троицу увидели - Вицина, Моргунова и Никулина, - то заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен».

Долго не могли найти актрису на роль студентки, комсомолки, спортсменки Нины. Гайдай предъявлял строгое требование: «Девушка должна сразу же обратить на себя внимание». Ассистенты привозили фотографии со всех концов страны, было сделано свыше пятисот фотопроб.

Наталью Варлей «открыл» режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич (будущий автор «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»). В Одессе во время гастролей Московского цирка он обратил внимание на красивую девушку-канатоходку. Под самым куполом, балансируя на подвешенной трапеции, Наталья Варлей отбивала ритмы испанских танцев. Режиссер тут же предложил ей главную роль в своем фильме «Формула радуги». Но худсовет ее не утвердил, и она сыграла лишь эпизодическую роль.

С первых же кинопроб Варлей неожиданно для всех заставила пойти осла. «Как она заставила его пойти - это у нее надо спросить», - удивлялся Александр Демьяненко.

Если трюковые эпизоды давались молодой актрисе довольно легко, то с игровыми сценами дело обстояло гораздо сложнее. «Она ничего не умела делать в кино, - вспоминал Гайдай, - но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине».

Натурные съемки проходили большей частью в Крыму. Вся съемочная группа помогала юной актрисе почувствовать роль. Так, в одном эпизоде героиня Варлей должна была несколько минут заразительно хохотать. Никулин, Вицин и Моргунов, понимая трудность момента, во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, делая при этом смешные гримасы. Дубль сняли весело и легко.

Варлей вспоминала: «За легкостью и веселостью приключений моей героини скрыты тяжелый труд и бесконечные репетиции… Все трюки я выполняла самостоятельно: ныряла в воду, мчалась на машине. Когда работали над эпизодом, где я наезжаю на живую цепочку из моих преследователей, перекрывающих дорогу, я должна была резко затормозить у определенной линии перед кинокамерой. Репетируем - все получается. Начинаем снимать - в последний момент тормоза отказывают… Машина остановилась в каких-то сантиметрах от оператора. Может, потому-то фильм получился таким захватывающим. Мне было тогда 19, и я не задумывалась о риске…»

«Я с собой на съемки все время возила 290 килограммов цирковой аппаратуры в надежде на то, что где-нибудь в перерыве от работы буду репетировать. Мне очень не хотелось расставаться с цирком даже на короткое время. Но не удалось. Хотя в картине хватало трюков. В кадре, где я выпрыгиваю из окна дачи Саахова, я прыгаю со съемочного крана, с большой высоты - висела на тонкой веревке.

Раскачивалась. Меня легко могло шарахнуть и о кран, и о стену…
Или эпизод с купанием. У Гайдая была задумка, что Нина, прежде чем прыгнуть за Шуриком в воду, сначала скачет на коне, потом на ослике. Но после того, как я на глазах у съемочной группы свалилась с коня… И Гайдай решил: хватит рисковать. Вода тем более ледяная, легко простудиться. Сначала хотели снять каскадера - ну, это уже ни в какие ворота не шло, на такую подмену я не могла согласиться.

Тогда нашли девушку, похожую на меня по фигуре, она сказала, что она мастер спорта по плаванию. Она прыгнула и… стала тонуть - не умела плавать, оказывается, но очень хотелось сняться. И в конце концов мне разрешили самой прыгать со скалы. Между прочим, мне больше запомнилось не само купание, а как мы с Сашей Демьяненко сидим после купания и дрожим.
Дрожим по-настоящему. Дело в том, что мы должны выглядеть на экране мокрыми. Но день был жаркий, и влага с нас мигом испарялась. Поэтому нас водой из речки поливали, а в ней градусов семь. После этой экзекуции мне налили спирта и заставили выпить, чтобы не заболела. Как добралась до турбазы, где мы жили, не помню…

Что касается моих отношений с троицей… Они мне очень помогали, но и сильно хулиганили. Я была молоденькая, застенчивая. Когда они меня в кадре несли в мешке, то так щипали и щекотали, что я от смеха просто плакала… в мешке. Мы долго с режиссером репетировали сцену, где я хохочу над Шуриком, который залез в спальный мешок не с той стороны.

На репетиции я хохочу, начинают снимать - меня «перемыкает». И тогда Гайдай договорился с Моргуновым. Они встали за камерой и одновременно с командой «Мотор!» подняли майки и почесали животы. При виде огромного живота Моргунова и впалого Гайдая у меня началась истерика… »
Стоит отметить, что, несмотря на такой огромный успех фильма «Кавказская пленница», сама Варлей получила за него премию сначала в 200 рублей, плюс еще 100, когда успех повторился.

А вот Демьяненко едва не пострадал в эпизоде, когда его герой Шурик в спальном мешке плывет по реке. В одном из дублей страховщики, которые должны были в определенном месте перехватить спальный мешок с Демьяненко, не сумели этого сделать, и поток понес актера дальше. Пришлось организовать погоню. К счастью, через несколько десятков метров спальный мешок с Демьяненко удалось поймать.

В «Кавказской пленнице» немало актерских удач. Прекрасно сыграл роль Саахова Владимир Этуш. В противовес веселой тройке для создания большего комического эффекта он был на экране все время серьезен.
«Гайдай хотел, чтобы Саахов был гротесковым, пародийным, - рассказывал Этуш. - Я понимал его. Но не мог с этим согласиться. Важен в этом смысле был наш спор с Гайдаем по поводу сцены, когда Саахова, незадачливого жениха, героиня фильма Нина обливает вином. Гайдай предлагал в этом эпизоде максимум эксцентрики. Я же предложил серьезность. Ведь мой Саахов серьезен, он не понимает, как можно отвергать его ухаживания. Сцену отсняли, и единственной уступкой Гайдаю остался цветок за ухом, который, однако, лишь подчеркивал мою серьезность, и это - я был счастлив убедиться - дало нужный комический эффект…»

Летучая фраза «Шляп сними!», как и многие другие, родилась по ходу съемок.

Рабочий момент съёмок фильма»Кавказская пленница»

Внешне - по жестам, мимике, голосу - я играл конкретного человека. Своего хорошего знакомого, живущего в одной из кавказских республик. «Рисунок» роли я списал с него. И очень беспокоился, как бы он не узнал себя и не обиделся. Этот мой знакомый, кстати, был на просмотре фильма и неузнал себя. Очень хвалил фильм и сказал: «Слюшай, замэчатэльно! Как похожэ, как похожэ! Я сам знал таких, такие у нас на Кавказе в Нагорном Карабахе живут!..»

Другой мой приятель - к тому времени я уже сыграл кавказцев в нескольких фильмах - советовал: «Ты на Кавказ не езжай - тебя там убьют». А когда я сыграл Саахова, этот же товарищ сказал: «Ну вот, теперь тебе и на Кавказ не надо ехать - они тебя в Москве убьют». Разрешилось все мирно, на рынке. Меня очень дружелюбно приняли. Угощали наперебой…»

Между тем, мало кто знает, но роль Саахова в фильме собирались переозвучивать. Что же произошло? Оказывается, когда фильм был уже готов, руководство «Мосфильма» схватилось за голову - фамилия руководителя партийной организации студии была Сааков. Чтобы избежать скандала, Гайдаю предложили поменять фамилию главному герою, то есть переозвучить те эпизоды фильма, где он появляется на экране.

А это стоило немалых денег, да и актеров собрать заново было уже трудно. Короче, Гайдай запаниковал. И тут на помощь пришел Никулин. В один из дней он был на приеме у министра культуры Фурцевой и - как бы между делом - рассказал ей эту историю. Та возмутилась: «Государственные деньги на ветер бросать?! Не позволю!» В тот же день она позвонила на «Мосфильм» и запретила переозвучивать картину. Так Саахов остался Сааховым».

Запомнился в небольшой роли Джабраила Фрунзик Мкртчян. Однажды ему на помощь пришел Никулин. В одном из эпизодов герой Мкртчяна замечает, что в соседнем районе украли члена партии. Начальство засопротивлялось. «Так нельзя. Такие слова.
Да еще с такой подозрительной интонацией…» Тогда Юрий Никулин предложил: «Давайте я скажу, у меня нет акцента, стало быть, и интонация будет другая…» Удивительно, но фраза, сказанная Никулиным, прошла.
За каждый придуманный актерами трюк Гайдай
расплачивался с ними шампанским. Говорят, что в итоге Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов - 18, а Вицин всего лишь одну, потому что не любил шампанское. На самом деле трюков он придумал в фильме не меньше своих партнеров.

Вот что говорил сам Георгий Вицин: «Помните эпизод, когда мною вышибают дверь и я улетаю в окно? Я добавил один штрих - Трус летит и кричит «Поберегись!» Или еще одна импровизация - когда я бегу за Варлей и пугаюсь упавшего с нее платка.

Вроде бы мелочь, но почему-то зрители очень хорошо этот момент запомнили. А я просто шел от образа - раз Трус, значит, должен всего бояться, даже платка. Я также придумал сцену с огурцом во время погони за нами Шурика на дрезине. Я пуляю из рогатки, огурец остается в руках, а рогатка улетает. Но самая моя любимая находка - это «стоять насмерть». Помните, когда мы втроем, взявшись за руки, перегородили дорогу Варлей? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и Никулиным. Вот мне до сих пор эту сценку все напоминают…»

В фильме есть эпизод, где знаменитая троица попивает пивко.

Жить, как говорится, хорошо! - восклицает Трус.
- А хорошо жить - еще лучше! - замечает Балбес.
- Точно! - авторитетно подтверждает Бывалый.

В этой сцене Вицину, как и двум другим его приятелям, надо было заниматься тем, что написано в сценарии, а именно: пить пиво. Но Вицин был убежденный трезвенник. Пришлось пиво заменить на шиповник. Вицин осушил пять кружек. И тут девушка, наблюдавшая за съемками, вдруг заметила: «Какое же это пиво! Пены-то нет!»

Тут Никулин робко предложил: «А может, в шиповник положить белой ваты? Будет как пена…» Вицин от этого варианта отказался и в шестом дубле решил выпить настоящего пива. Как говорится, искусство требует жертв.

Потрясающей фантазией обладал Юрий Никулин. В одном из эпизодов Балбес лежит вытянувшись на кровати и чешет себе пятку. Многие думают, что этот трюк получился с помощью монтажа. На самом деле под одеялом был спрятан лилипут. «Эту идею принес на съемочную площадку сам Юрий Никулин, - рассказывает директор музея Трех актеров Владимир Цукерман. - А ему об этом трюке рассказала одна цирковая актриса. Было это еще в 60-х. Никулин трюк запомнил и все ждал случая, чтобы вставить его в комедию».

Еще один эпизод фильма. Шофер Эдик делает Бывалому укол огромным шприцем. И снова автором идеи был Никулин, который принес из цирка шприц «Жане». Снимали эпизод следующим образом. Камера брала крупный план Моргунова. Сзади между ног артиста поставили табуретку, убрали сиденье и положили вместо него подушку. Именно в подушку и втыкал шприц Руслан Ахметов. Рядом с табуреткой лежал Никулин. Как только игла пронзала подушку, он хватался за иглу и раскачивал шприц то вправо, то влево.
«Кавказская пленница» стала фаворитом сезона, заняв в прокате 1967 года 1-е место. Однако, несмотря на этот успех, она стала последним фильмом Л. Гайдая, где снималась придуманная им троица. Позднее сам режиссер так объяснял мотивы, по которым он «умертвил» троицу: «Мне Дыховичный (сценарист - Ф.Р.) говорил: «Вы, Леонид Иович, таких типов нашли - на всю жизнь хватит. Их можно куда угодно поместить, хоть в космос». Да, можно было бы еще поснимать. Но на такой вопрос я обычно отвечаю: «Все, материал отработан. Эксплуатировать без повторов уже нельзя».

Но я могу рассказать истинную причину: начался разлад в группе. Ну, с Моргуновым у меня все время были натянутые отношения. Он еще на «Самогонщиках» заявил: «Я в этой роли сниматься не буду». Чего-то ему там не понравилось. Но ведь без Могунова разрушался ансамбль. А у меня - масса писем от зрителей. Все хотят видеть новые фильмы с тройкой… Что делать?

Я был вынужден пойти к Пырьеву и объяснить ситуацию. Иван Александрович меня поддержал: «Да, тройку разрушать нельзя! Ты, - говорит, - не беспокойся. Моргунова я беру на себя»… Пырьев его вызвал, видимо, пропесочил как следует, и Моргунов пришел на съемочную площадку. Но опять с гонором. «Ты, - говорит он мне, - не думай, что это Пырьев меня заставил сниматься. Плевать мне на Пырьева. В необходимости съемок меня, - говорит, - убедил Сергей Бондарчук». Ведь они вместе, на одном курсе, учились во ВГИКе. Дальше работа вроде бы пошла нормально. Никаких капризов не было…

Но когда начали снимать «Кавказскую пленницу», Юра Никулин прочитал сценарий и говорит: «Мне это не нравится. Это, - говорит, - спекуляция на тройке», и все в том же духе. «Хорошо, - говорю, - Юра, это будет последний фильм с вашей тройкой. Но этот фильм будет, хочешь ты или нет». С Никулиным мы не повздорили, но я решил про себя: все, пора закругляться.
А потом на съемках «Пленницы» случилось ЧП, которое и явилось завершающим аккордом совместной работы. Моргунов пришел на съемку с поклонницами. Я говорю директору группы: «Убрать всех посторонних с площадки!» Моргунов на меня чуть не с кулаками. Я взял режиссерский сценарий и на глазах Моргунова вычеркнул все сцены с ним. А было не снято еще довольно много. «Все, - говорю директору. - Отправляйте Моргунова в Москву. Сниматься он больше не будет». Так моя тройка распалась… А в принципе поснимать ее еще можно было. У меня возникали различные задумки…»

А вот что по этому поводу говорит сам Е. Моргунов:
«Я разрушил эту троицу сам, и произошло это случайно. Дело в том, что у нас с Вициным появилось какое-то предвзятое мнение, что Гайдай уделяет очень много времени в кадре Юрию Никулину. Никулина снимает и Никулина обхаживает. А мы с Вициным находимся в стороне. Я сказал: «Леня, или мы работаем втроем, или я буду считать себя выбывшим». Он ответил: «Ну коли ты хочешь уйти - уходи. Я найду другого». Другого он не нашел…

Но наши дружеские отношения от этого не пострадали. Мы с ним очень хорошо дружили. Он был очень смирный человек, в полном смысле слова. Покладистый и очень симпатичный. Но так уж получилось - я человек принципиальный, и для меня не существует никаких авторитетов. Когда мы делали «Пес Барбос» или «Кавказскую пленницу», мы ведь все придумывали сами.

Никулин очень много говорит о том, что он придумал один. А там придумывали все. Оператор Константин Бровин придумал историю с почесыванием ноги. Гайдай нам за каждый трюк платил по бутылке шампанского. И все стремились заработать эту бутылку, потому что это была особая благодарность с его стороны».
В «Кавказской пленнице» героиня Варлей поет песню о белых медведях. Слова написал Леонид Дербенев, и был очень хороший первый куплет: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось».

Художественный совет возмутился. Что это такое - медведи чешут? Тогда Дербенев предложил другой вариант: «трутся спиной медведи». Конечно, первый вариант был лучше. Это ж медведи! Они чешутся, а земля вертится. В этом свой юмор.

Забавный случай приключился и с песней «Если б я был султан». Александр Зацепин написал музыку, Костюковский и Слободской сочинили сатирические куплеты. Никулин ее спел. Как все радовались! И вдруг руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев приказывает: «Эту песню выбросить. Она останавливает действие и сбивает ритм повествования».

Казалось, песня погибла навсегда. Но кто-то из окружения Пырьева посоветовал: «Пусть он остынет и позабудет». Так и сделали. А через некоторое время опять показали Пырьеву ту же песню, но сокращенную всего на один куплет об алкоголе. Авторы опасались, что Иван Александрович возмутится и выгонит нас из кабинета. Но он одобрил: «Это же совсем другое дело». Так песня осталась в фильме. А вот слова выброшенного куплета:

Разрешит мне жена каждая по сто,
Итого, триста грамм - Это кое-что!
Но потом, на бровях Приходя домой,
Предстоит мне скандал с каждою женой.
Костюковский вспоминал, как долго его мучили за фразу финала «Кавказской пленницы»: «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» - сочтя ее издевательством над советским судом. Чтобы сохранить эту фразу, сценарист предложил заменить слово «советский» на «наш». И чиновники с облегчением вздохнули. «Вот на какую ерунду уходили последние драгоценные ресурсы мозга, - замечает Костюковский. - Но при всех потраченных нервах, ссорах и скандалах это время я вспоминаю как счастливейшее в своей жизни».

Создатели фильма часто проверяли реплики на друзьях, иногда в нарушение правил устраивали подпольные просмотры «для своих» на «Мосфильме». Однажды вывезли еще не принятую Госкино «Кавказскую пленницу» и показали ее в доме культуры «Трехгорки». Успех был оглушительным, однако Госкино не решалось выпускать картину в прокат. Но картину посмотрел Л.И. Брежнев, ему картина понравилась и он позвонил руководителю Госкино СССР А. Романову и поблагодарил за прекрасную кинокомедию. Это решило судьбу ленты.
Ещё одно воспоминание это,самое узнаваемое место – дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи. Это дерево имеет возраст около 600 лет (подробности писать не буду) так вот туристы любят фотографироваться возле него. Недалеко от дерева находится пост лесников Алуштинского лесхоза и есть табличка «Никулинский орех». Иногда лесники пытаются взять денег (несколько гривень) за фото рядом с деревом. Я как то сам лазил несколько раз на него …по молодости..

Ещё один знакомый «раритет» находится в ста метрах от Никулинского ореха,это тот самый знаменитый камень, на котором танцевала Варлей. Правда сейчас там всё заросло кустарниками еживики и шиповника, хотя многим туристам показывают «фальшивый «камень, который находится рядом с деревом.Просто экскурсоводам так «удобнее».
"Кавказская пленница"
«Кавказская пленница»
По единогласному мнению всех задействованных в съемках лиц, фильм удался. Удался настолько, что «Операцию «Ы» обгонит по всем показателям. Однако после первого просмотра председатель Госкино СССР Алексей Романов обрушился на режиссера и сценаристов с обвинениями в антисоветчине. Цензуре не нравились шутки, песни, легкомысленность повествования и серьезность затронутых проблем. Цензуре не нравилось ничего. Было проще положить фильм «на полку» и признать полное фиаско, нежели идти на поводу у критики и превращать яркую комедию в ее слабое подобие.

Картину спас случай. Однажды на дачу Брежнева нужно было доставить какую-нибудь свежую комедию. На свой страх и риск отправили забракованный фильм Гайдая. «Кавказская пленница» так понравилась Леониду Ильичу, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз, показал жившим по соседству членам политбюро ЦК и, пересыпая свою речь репликами из фильма, поздравил по телефону тогдашнего председателя Госкино СССР Алексея Романова с очередной победой советского кинематографа», - вспоминает сценарист картины Яков Костюковский.
Мало кто знает, что в тех же шестидесятых был готов сюжет для продолжения «Кавказской пленницы». Товарищ Саахов попадает в тюрьму, где становится руководителем лагерной самодеятельности. Для кавказца - занятие смерти подобное. После множества злоключений он выходит на свободу и надеется возобновить карьеру…. Однако его должность уже заняла… Нина. Сценаристы были убеждены, что картина обречена на успех, но вездесущее Госкино осуществить планы не позволило.

Этот фильм выше всяческих похвал. Его знают и взрослые и дети, фильм который хочется смотреть снова и снова. В фильме присутствуют не только бессмертный юмор героев, легкая интрига, но!. .. даже элемент легкой эротики, естественно уровня 60-х годов прошлого века. И мне давно не дает покоя вопрос, как советская цензура дала очаровательной Наталье Варлей полфильма бегать в одних колготках.

В прокате 1967 года «Кавказская пленница» уверенно заняла первое место, за год ее посмотрело 76,54 миллиона зрителей.

Спасибо за внимание!

...прочитав "тосты Шурика", захотелось вспомнить "Кавказскую пленницу". А знаете, что именно натолкнуло на эту тему? Пересматривали с семьёй фильм "9 рота" , так вот, дочка сказала, что осла в этом фильме сыграла ослица из Кавказской пленницы!!!

интересные факты о самой лучшей комедии Гайдая:

И в начале фильма появился Шурик на осле.
Ослица Люся знаменитой стала в 1966 году, когда на экраны вышел фильм «Кавказская пленница» . Кинокартина снималась в Крыму, и ассистенты режиссера Гайдая присмотрели именно эту копытную симпатягу в напарницы Шурику - Демьяненко.

Кстати Люся родилась 15.04.1948 г. в Средней Азии. Средняя продолжительность жизни ослов - от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60. Люся прожила свою жизнь до своего векового предела.
Последний раз она в 55 лет тряхнула стариной и снялась в » 9 роте», помните где играл Влад Галкин (Якут)

Интересная история рассказанная Владимиром ЭТУШЕМ (в «Кавказской пленнице» - товарищ Саахов):
На съемках Люся сбила «Москвич»
«Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти - стоит, стоять - идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». Демьяненко (Шурик) называл осла (или ослицу) «ушастым», и тот откликался. Вообще осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей. Они его сахарком подкармливали. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. А тут, когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали осла постоять, а он - скотина умная - знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны - чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать. Так это животное ускакало куда-то за поворот. Через секунду послышались треск, ослиные вопли и крики. И из-за поворота вывалилась группа разгневанных товарищей, которые потребовали возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята нашу троицу увидели - Вицина, Моргунова и Никулина, - то заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен».

По первоначальному замыслу «Кавказская пленница» должна была начинаться так. К забору подходит Трус (Вицин), робко пишет большую букву «Х» и, озираясь по сторонам, убегает. Затем появляется Бывалый (Моргунов) и уверенно выводит большую букву «У». Заметивший это безобразие милиционер берется за свисток. Однако Балбес (Никулин) не тушуется, подходит к забору и дописывает: «…дожественный фильм». Заставку эту потом вырезали, сочтя за хулиганство.

За каждый придуманный актерами трюк Гайдай расплачивался с ними шампанским. Говорят, что в итоге Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов - 18, а Вицин всего лишь одну, потому что не любил шампанское. На самом деле трюков он придумал в фильме не меньше своих партнеров.

Вот что говорил сам Георгий Вицин: «Помните эпизод, когда мною вышибают дверь и я улетаю в окно? Я добавил один штрих - Трус летит и кричит «Поберегись!» Или еще одна импровизация - когда я бегу за Варлей и пугаюсь упавшего с нее платка. Вроде бы мелочь, но почему-то зрители очень хорошо этот момент запомнили. А я просто шел от образа - раз Трус, значит, должен всего бояться, даже платка. Я также придумал сцену с огурцом во время погони за нами Шурика на дрезине. Я пуляю из рогатки, огурец остается в руках, а рогатка улетает. Но самая моя любимая находка - это «стоять насмерть». Помните, когда мы втроем, взявшись за руки, перегородили дорогу Варлей? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и Никулиным. Вот мне до сих пор эту сценку все напоминают…»

Долго не могли найти актрису на роль студентки, комсомолки, спортсменки Нины. Гайдай предъявлял строгое требование: «Девушка должна сразу же обратить на себя внимание». Ассистенты привозили фотографии со всех концов страны, было сделано свыше пятисот фотопроб.

Наталью Варлей «открыл» режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич (будущий автор «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»). В Одессе во время гастролей Московского цирка он обратил внимание на красивую девушку-канатоходку. Под самым куполом, балансируя на подвешенной трапеции, Наталья Варлей отбивала ритмы испанских танцев. Режиссер тут же предложил ей главную роль в своем фильме «Формула радуги». Но худсовет ее не утвердил, и она сыграла лишь эпизодическую роль.

С первых же кинопроб Варлей неожиданно для всех заставила пойти осла. «Как она заставила его пойти - это у нее надо спросить», - удивлялся Александр Демьяненко.

Если трюковые эпизоды давались молодой актрисе довольно легко, то с игровыми сценами дело обстояло гораздо сложнее. «Она ничего не умела делать в кино, - вспоминал Гайдай, - но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине».


По единогласному мнению всех задействованных в съемках лиц, фильм удался. Удался настолько, что «Операцию «Ы» обгонит по всем показателям. Однако после первого просмотра председатель Госкино СССР Алексей Романов обрушился на режиссера и сценаристов с обвинениями в антисоветчине. Цензуре не нравились шутки, песни, легкомысленность повествования и серьезность затронутых проблем. Цензуре не нравилось ничего. Было проще положить фильм «на полку» и признать полное фиаско, нежели идти на поводу у критики и превращать яркую комедию в ее слабое подобие.

Картину спас случай. Однажды на дачу Брежнева нужно было доставить какую-нибудь свежую комедию. На свой страх и риск отправили забракованный фильм Гайдая. «Кавказская пленница» так понравилась Леониду Ильичу, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз, показал жившим по соседству членам политбюро ЦК и, пересыпая свою речь репликами из фильма, поздравил по телефону тогдашнего председателя Госкино СССР Алексея Романова с очередной победой советского кинематографа», - вспоминает сценарист картины Яков Костюковский.

Мало кто знает, что в тех же шестидесятых был готов сюжет для продолжения «Кавказской пленницы». Товарищ Саахов попадает в тюрьму, где становится руководителем лагерной самодеятельности. Для кавказца - занятие смерти подобное. После множества злоключений он выходит на свободу и надеется возобновить карьеру…. Однако его должность уже заняла… Нина. Сценаристы были убеждены, что картина обречена на успех, но вездесущее Госкино осуществить планы не позволило.

Этот фильм выше всяческих похвал. Его знают и взрослые и дети, фильм который хочется смотреть снова и снова. В фильме присутствуют не только бессмертный юмор героев, легкая интрига, но!. .. даже элемент легкой эротики, естественно уровня 60-х годов прошлого века. И мне давно не дает покоя вопрос, как советская цензура дала очаровательной Наталье Варлей полфильма бегать в одних колготках.

В прокате 1967 года «Кавказская пленница» уверенно заняла первое место, за год ее посмотрело 76,54 миллиона зрителей.