Основные характеристики методов тренинга. Общие тренинговые методы


В широком смысле метод понимается как способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности, включающий в себя общие принципы и конкретные приемы обращения с тем или иным предметом.

В случае тренинга методы направлены не на объект действительности, а на субъект двух типов - индивидуального и группового. Поэтому тренинговые методы подразделяются на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как целым.

Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы объединятся, поэтому тренер фактически реализует тренинговые методы на трех уровнях:

  • 1) в группе - с отдельным участником; обычно это происходит в случае диадного взаимодействия ведущего и одного из членов группы либо при демонстрации техники индивидуальной психокоррекционной или консультационной работы, либо при проведении сеанса какого-либо направления психотерапии в присутствии наблюдателей, либо при спонтанном возникновении диалога по какой-либо значимой для всех теме;
  • 2) с группой - как единым целым; такая ситуация возникает, когда ведущий дает задание, которое должна выполнить вся группа, и обращается именно к группе (или подгруппе), а не к отдельному участнику (такой подход особенно важен в тренинге командообразования);
  • 3) через группу - с отдельным участником средствами самой группы; внешне работа на этом уровне напоминает картинку предыдущего, однако здесь ведущий скрытым образом использует ресурсы группы для воздействия на одного или нескольких участников (разумеется, в целях оказания им психологической помощи, а не ради манипуляции как таковой).

Следовательно, при анализе тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены, с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой - уровни осуществления деятельности тренера.

Методы тренинга как форма практической психосоциальной работы всегда отражают своим содержанием определенный принцип деятельности, этих методов придерживается ведущий, проводящий тренинговое занятие.

Тренинговые методы - это форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков. Активность участника тренинга заключается в стремлении к самопознанию, в работе над выявлением представлений о себе, а соответственно, и поиска путей изменения своего поведения и тех личностных особенностей, которые мешают эффективному деловому общению. Самоанализ помогает найти те личностные ресурсы, развивая которые участник тренинга проложит свой путь к достижению успеха в профессиональной, да и просто в межличностной коммуникации.

Методы, применяемые тренером, должны быть способом организации активной формы обучения тренинга. Совместная активная работа участников над созданием какого-то интеллектуального продукта является инструментом тренинга. В процессе совместной деятельности каждый вносит свой вклад и имеет возможность сравнить свой взгляд на проблему с мнением других и, возможно, изменить или дополнить свое мнение.

Тренинговый метод - это способ организации потребности в активности к процессу обучения участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. Вопрос о типологии методов тренинговой работы представлен широко.

Формат тренинговой работы предполагает создание специальных условий, мотивирующих участников к инициативному и творческому освоению предложенных тем. Такие условия создаются с помощью методов активного обучения. Тренер активизирует познавательную деятельность участников, которая проявляется в трех видах активности: мыслительная активность, активность действия, эмоционально-личностная активность (табл. 8).

Таблица 8

Классификации.методов тренинговой работы

Эффективность применения методов во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать необходимую и достаточную информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать такой вариант, когда тренер инструктирует дольше, чем длится выполнение самого методического приема.

Иногда целесообразно в процессе проговаривания инструкции привести пример, иллюстрирующий процесс выполнения упражнения, или показать, продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Проговаривая инструкцию, тренер внимательно по очереди смотрит на участников группы, устанавливая с каждым визуальный контакт. Это повышает уровень внимания участников группы, снижает вероятность отвлечения и пропуска тех или иных фрагментов инструкции. По выражению лица, глаз тренер сразу замечает тех, кто что-то не понял, и, заканчивая инструкцию вопросом, может быть, что-то неясно и требуются уточнения, задерживает взгляд именно на этих участниках группы.

Активность участника играет решающую роль в том, чтобы полученная информация преобразовалась со временем в навык, а затем перешла в автоматизм, чтобы человек, уже не задумываясь, мог действовать по-новому.

Теоретические материалы к методическому тренингу

Теория тренинга.

  • train, training – «воспитание, обучение, подготовка, тренинг»
  • своеобразный исследовательский метод, в рамках которого конструируются и изучаются межличностные отношения или социальные феномены;
  • способ практической работы с психологическими характеристиками конкретных людей
  • многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личного бытия человека
  • активный метод обучения, воздействия, развития отдельных качеств
  • преднамеренное изменение (Макшанов С.И., 1997)
  • опыт (Рудестам К., 1993; Каган В.Е., 1998)
  • метод преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия
  • любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности (большой толковый психологический словарь под сост. Ребера А.)
  • это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности – общением (Емельянов Ю.Н., 1985)
  • совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития (Вачков И.В.)
  • СПТ- область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении

Таким образом, можно говорить, что определение тренинга каждым автором дается исходя из целей и задач самого тренинга, предлагаемого авторами.

Целью методического тренинга в целом является формирование и развитие навыков построения и проведения тренингов и терапевтических групп.

Этапы тренинговой работы в методическом тренинге:

  1. Сущность тренинговой работы, классификация методов, техник, стратегий ведения групп, конкретные методические приемы.
  2. Отработка упражнений участниками. Каждый участник должен провести хотя бы одно упражнение. Особенности поведения ведущего затем тщательно анализируются.
  3. Разработка новых техник, авторских упражнений.

Взаимосвязь целей групповой работы и тренинговых групп :

Структура занятия включает в себя:


Некоторые методы работы в тренинге

Тренинговые методы работы включают в себя работу с прошлыми событиями, с событиями, происходящими в настоящем и конструирование событий в будущем.

Тренинговые методы работы с прошлыми событиями : метод регрессии, метод обмена опытом, метод имитации

Метод регрессии – погружение клиента в ситуацию, имевшую место быть в прошлом, это работа в психологическом пространстве клиента.

В НЛП это метод структурированной регрессии или – метод изменении личностной истории, в Гештальт-психологии этот метод называется – «Путешествие в прошлое». В трансактном анализе его именуют «Метод разрешения». Метод предполагает использование для погружения в прошлое трансовых методик, но только для взрослых.

Целью погружения является изменение отношений, личности и т.п.

Данный метод применяется при посттравматическом стрессовом расстройстве, работе со страхами, эмоционально значимыми, а так же при необходимости изменения психического состояния в настоящем (уйти в то время, когда было хорошо – запомнить состояние – изменить текущее состояние), при обучении саморегулящии.

Метод обмена опытом или – метод актуализации биографии представляет собой групповой анализ о событиях прошлой жизни реципиентов.

Метод помогает снизить выраженность в субъективном сознании уникальности собственного опыта, дает возможность вынести во внешний план переживания, и снизить значимость пережитых событий.

Применяется при профилактике и лечении зависимостей, при посттравматическом стрессовом расстройстве, при супервизии.

Метод имитации – ролевые игры, психодрама. Цель данного метода – отработать прошлые события на физическом уровне. Может применяться для снятия физических зажимов (хотел ударить, а не ударил), для отработки вариантов поведения, действий (попрощаться, высказать свое мнение и т.п.).

Тренинговые методы работы со случающимися событиями (на тренинге): метод концентрации присутствия, метод групповой рефлексии, метод построения диспозиций.

Метод концентрации присутствия – это техники направленные на рефлексию эмоционального состояния в настоящем (В основе лежит принцип «Здесь и сейчас»). Способы заострить внимание на переживаемых в данный момент эмоциях и чувствах (Что ты чувствуешь?), заострение внимания на поведении (у тебя дернулась рука, и т.п.). данный метод применяется в телесноориентированной психотерапии, в заданиях на самоанализ. При применении данного метода переживаемые эмоции, чувства и психические состояния не выносятся в пространство дискусса, участники могут сообщать о своем состоянии, но эти состояния не обсуждаются.

Метод групповой рефлексии предполагает совместное обсуждение и анализ событий, происходящих на тренинге (например, обратная связь). Это обсуждение представляется в форме групповых дискуссий, которые можно разделить:

o по цели: информационные (сбор информации), конфронтационные (формулировка противоположных точек зрения), императивные (достижение общего согласия);

o по результативности: конструктивные и неконструктивные;

o по ведущей детерминанте: вызванные противоречивой природой изучаемого объекта, вызванные несовершенством старых и новых знаний

o по уровню организации: структурированные и неструктурированные, с лидером, без лидера, с переменным лидером.

Обратная связь формирует диспозиционные умения, т.е. способность занимать определенную диспозицию по отношению к ситуации на основе имеющейся системы субъективных отношений. Примером упражнений подобного рода могут служить: Зеркало Молчащее-Говорящее, Альтер-Эго и т.п.

Метод построения диспозиций включает в себя группу упражнений, направленных на моделирование системы отношений (например, скульптура группы), реализуемое в активной двигательной форме. К данному методу относятся такие ролевые игры, как «Туземцы», «Контрабандисты», «Слепой-поводырь» и т.п.

Тренинговые методы работы с конструируемыми событиями включают в себя метод символического самовыражения, метод группового решения проблемы, метод операционализации.

Метод символического самовыражения предполагает любую символическую деятельность, например – песочная психотерапия, рисунки, сочинительство, то есть – творческую психотерапию.

Метод группового решения проблемы напоминает метод мозгового штурма, результатом которого является выработка определенного единого решения по конкретному вопросу (часто используется в тренинге переговоров).

Метод операционализации – это так называемая «репетиция» поведения. Если предыдущий метод – это разговоры о том, как надо делать, то метод операционализации является тренировкой выбранной стратегии поведения, тренировка действием. К данному методу относятся деловые игры и поступательные игры. Деловые игры призваны моделировать содержание профессиональной деятельности (например, тренинг продаж), и поступательные игры моделируют действия человека, которые могут быть определены как акт нравственного самоопределения. Они направлены на помощь в подготовке к будущему, помощь в адекватных формах преодоления и адаптации (тренинг формирования представлений о здоровом образе жизни, упражнения на умение отказать и т.п.) .

Среди методов и средств работы в тренинговой группе так же выделяют диагностические процедуры, информирование, психогимнастические упражнения, ролевые игры и прочие.

Диагностические процедуры необходимы отбора участников в группу, их можно использовать как средство получения новой информации о себе, как средство самопонимания и самораскрытия, а так же как способ определения эффективности тренинга.

Информирование необходимо как способ получения новых знаний, закономерностей психологического развития личности и группы. Каждый тренинг предполагает хотя бы минимальное количество теоретической информации для дальнейшего понимания участниками друг друга и тренера.

Психогимнастические упражнения позволяют настроить группу на необходимый, для последующих основных упражнений, лад.

Среди ролевых игр существует большое разнообразие, их цели различны в зависимости от направленности тренинга и зачастую они являются основными упражнениями в тренинге. Способы проведения игр довольно разнообразны:

· аквариум – одна группа осуществляет действие, друга – наблюдает за ней.

· параллель – одновременное разыгрывание игры в малых группах.

· ротация ролей – по очереди все участники группы исполняют роль протагониста

· обращение/обмен ролями – например, упражнение «Альтер-эго»

· дублирование – часть играющих дублирует поведение, чувства основных игроков

· отражение – например упражнение «Зеркало»

· Стул-собеседник (разговор на двух и более стульях, которые представляют либо партнеров по межличностным отношениям, либо чувства и психические состояния протагониста)

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М.: Эксмо, 2007, -416с.
  2. ТорнК., Макей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2008. -240с.
  3. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. М: Генезис, 2005. -267с.
  4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Издательство «Речь», 2005. -256с.
  5. Пушков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2005. -224с.
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. -384с.
  7. Психогимнастика в тренинге/ под ред. Хрящевой Н.Ю. СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000.- 256с.
  8. Макшанов С.И. психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: Образование, 1997
  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993
  10. Каган В.Е. Психотерапия для всех и каждого. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998
  11. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Издание ЛГУ, 1985, стр.89

NB: издания, отмеченные курсивом есть в библиотеке ФКП

Приложение

Для получения допуска к зачету по методическому тренингу необходимо:


Похожая информация.


Что необходимо знать тренеру?

Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

Фасилитация – это:
облегчение взаимодействия внутри группы (от англ. «facilitate» - облегчать, помогать)
процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников.
процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации.
процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

Совместное обсуждение вопросов и проблем , возникающих в ежедневной практике бизнеса, часто вызывает разногласия и непонимание между участниками. Кто-то много говорит, а чьи-то идеи не услышаны; тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся основной темы встречи; решения не принимаются… Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников встречи. Такой процесс осуществляет фасилитатор , который управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу группы.

Мини-лекция – представление одной конкретной темы. Лекции остаются одним из основных методов обучения. Это связано с тем, что в любом тренинге есть место для представления новой информации или обобщения пройденного материала. Повышает динамику, если тема актуальная, лекция интерактивная, тренер владеет аудиторией, чередует формы донесения информации: рисунки на флип-чарте, разбор видео фрагментов, демонстрационные упражнения с привлечением участников.
Мини-лекции в тренинге используются достаточно широко.
Во-первых, когда тренер представляет какой-то материал.
Во-вторых, после каждого группового обсуждения, упражнения, ролевой игры тренеру необходимо обобщить итоги обсуждения. В своем резюме он связывает их с теоретическими и технологическими наработками в данной сфере, а это, по сути, мини-лекция.

Что необходимо сделать тренеру для повышения эффективности мини-лекции?

Ключевые факторы успеха мини-лекций и презентаций:
наличие четкой цели;
устойчивый контакт с аудиторией;
знание предмета, компетентность в рассматриваемом вопросе.

Такое сочетание не превращает лекцию в монолог, а делает ее интересным процессом, в который группа с готовностью включается.

Один из наиболее сложных моментов – построение контакта с аудиторией. Здесь целесообразно учесть несколько технологических и технических моментов.

Сделайте так, чтобы мини-лекция отвечала потребностям, ситуации и интересам аудитории. Мини-лекция/презентация тренера должна соответствовать аудитории – быть ситуативной:
соответствовать интересам аудитории (по содержанию);
соответствовать аудитории по стилю;
соответствовать аудитории по целям (не ставить слишком амбициозных и нереализуемых либо заниженных целей).

Помните, тренеру не стоит стараться передать аудитории все то, что он знает и понимает, только потому, что это кажется ему важным и интересным. Содержание мини-лекций должно быть направлено строго на решение задач тренинга и отвечать интересам аудитории. Участникам нужно получить от тренера именно ту информацию и в таком объеме, которая необходима для решения задач и может быть использована в их практической деятельности.

Упражнения для тренинга – это определенным образом организованная активность участников тренинга, направленная на отработку новых навыков. На сегодняшний день большую популярность набирают активные тренинги. Это способ обучения взрослых людей,построеный на основе игр и упражнений. Игры и упражнения позволяют участникам тренинга, на личном опыте проверить полученную информацию. Полученные знания и навыки отрабатываются в постановочной деятельности – это создает веселую и доброжелательную атмосферу. Конфуций сказал – «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь.». Цель упражнений, не столько научить преодолевать препятствия, сколько научить участников определенным поведенческим навыкам, которые можно использовать в разных ситуациях реальной жизни.

Подготовка места проходит заранее, так как многие упражнения требуют реквизита, и всё должно быть готово до начала тренинга. Материалы лучше всего расположить в местах проведения упражнения.

Общие указания:
Следите за тем, как и что вы говорите. Не используйте жаргон и будьте осторожны с использованием сравнений с другими командами.
Убеждайтесь, что группа вас понимает. В этом могут помочь вопросы типа «Вам понятно задание?»
Ведущий в группе – не лидер, а именно ведущий. Команда имеет право на свой стиль работы. И на ошибки. Задача ведущего – помочь группе проанализировать полученный опыт. Это должно прослеживаться в поведении, и в том, что ведущий не употребляет по отношению к себе слово «лидер».
Поддерживайте хорошее настроение участников.
Если некоторые участники неактивны, обращайте на них особое внимание и подбадривайте. Но в паузах – а не во время выполнения группой задания.
При обсуждении не формулируйте выводы сами на основании того, что вы заметили как наблюдатель. Можно пользоваться фразами «Я заметил(а), что …», чтобы дать участникам самим прокомментировать данное действие.
От ведущего требуется постоянное внимание: из соображений безопасности, соблюдения правил и важности наблюдений для обсуждения.
Не выделяйте участников. Если есть такое стремление – сделайте это во время паузы или после окончания занятия.

Общие тренинговые методы:
Групповая дискуссия;
Игровые методы;
Методы направленные на развитие социального восприятия;
Методы телесно-ориентированной психотерапии;
Медитативные методы.

Формы групповой дискуссии:
Тематические дискуссии
Биографические дискуссии
Интерактивные дискуссии

Методы телесно-ориентированной терапии:
Работа над структурой тела
Чувственное осознание
Нервно-мышечная релаксация

Медитативные техники:
Применяют в целях обучения физической, чувственной релаксации, а так же умении избавляться от психического напряжения и стрессовых ситуаций.

Методы развития социального восприятия:
Развивают умение воспринимать, понимать и оценивать как самого себя, так и окружающих.

Игровые методы:
Ситуационно ролевые
Дидактические
Творческие
Организационно-деятельностные
Имитационные
Деловые игры

Ситуационно ролевые – игра,участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

Дидактические игры – специально создаваемые или приспособленные для обучения, повышающие заинтересованность.

Имитационные игры – это разновидность игр, в которых поведение участников определяется моделью, представленной в виде игровой имитации.

Деловые игры – это такая форма обучения, когда отработка тематики происходит на основе профессиональной деятельности слушателей.

«Обучение без мысли – напрасный труд, мысли без обучения – опасны»
Конфуций.

Виталий Кунц, бизнес-консультант, тренер компании

«Дмитрий Чуприна & Партнеры»

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К ним традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры. психологический тренинг социальный

Кроме того, исследователи - теоретики и практики тренингов предлагают добавить к числу базовых методов тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства, включающий техники невербального взаимодействия. Также целесообразно использовать в тренинговой работе медитативные и суггестивные (с це- лью научения самовнушению) техники.

Кратко охарактеризуем базовые методы (прил. 1)

Приложение 1 «Основные методы тренинга»

Групповая дискуссия в психологическом тренинге - это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Классифицировать формы групповой дискуссии можно по разным основаниям. В структурированных дискуссиях задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок их проведения. Неструктурированные дискуссии характеризуются пассивной ролью ведущего, их темы выбираются произвольно, время дискуссий формально не ограничивается. Кроме того, можно рассматривать тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинга темы; биографические, ориентированные на прошлый опыт; интеракционные, материалом для которых служат структура и содержание взаимоотношений участников группы. Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников тренинга, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.

Игровые методы включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, весьма продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия психологической защиты. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, вербальные и невербальные коммуникативные умения, обретаются способы оптимального взаимодействия с другими людьми

Методы, направленные на развитие социальной перцепции, развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия.

Методы телесно-ориентированной психотерапии стоят несколько особняком. Их основателем является В. Райх, и в настоящее время практических психологов - ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работу над структурой тела, чувственное осознание и нервно-мышечную релаксацию, восточные методы (хатхайога, айкидо, тайчи).

Медитативные техники также могут быть отнесены к тренинговым методам, поскольку они, прежде всего, используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний, навыкам аутосуггестии, способам саморегуляции. Но на первых этапах медитативные техники представлены в форме гетеросуггестии

· Групповая дискуссия

· Игровые методы

· Методы, направленные па развитие социальной перцепции

· Методы телесно-ориентированной психотерапии

· Медитативные техники

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры (Л. А. Петровская, 1982; Г. А. Ковалев, 1989; Т. С. Яценко, 1987 и др.).

Кроме того, исследователи – теоретики и практики тренингов – предлагают добавить к числу базовых методов тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства (Ю. Н. Емельянов, 1985), включающий. техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость к "языку тела". Мы полагаем, что практика тренингов последних лет убедительно показала правомерность и полезность использования в тренинговой работе также медитативных и суггестивных (с целью научения самовнушению) техник.

Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения . В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:

· тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;

· биографические , ориентированные на прошлый опыт;

· интеракционные , материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, мри анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают игровые методы , которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансакционном анализе Э. Берна.

Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организацнонно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).

В следующий блок основных методов входят методы, направленные на развитие социальной перцепции . Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы использования парапсихологических феноменов и развития под-пороговой чувствительности (например, в холодинамике Вернона Вульфа)

Несколько особняком стоят методы телесно-ориентированной психотерапии , основателем которой является В. Райх (W. Reich, 1960) В последнее время внимания практических психологов – ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Медитативные техники , по нашему мнению, тоже должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт показывает полезность и. эффективность их применения в процессе групповой работы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.

Некоторые из специалистов используют на тренингах трансовую суггестию – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Что достигается за счет реализации комплекса суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза) тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем – 8-10 дней по 18-20 часов)" (А. П. Ситников, 1996 с 178)

Основные методы, используемые в психологическом тренинге, отражены на рисунке 4.

Рис. 4. Важнейшие тренинговое методы

Безусловно, важнейшим вопрос, возникающий при обсуждении правомерности использования суггестивных (в частности медитативных) техник. – этический. Поскольку внушение подразумевает некритическое восприятие сообщаемой информации реципиентом, то могут возникнуть обоснованные возражения против использования этих техник как жестко манипулятивных, что может противоречить гуманистическим установкам психолога или психотерапевта. Соглашаясь с существованием опасности манипулирования группой со стороны ведущего, следует отметить, что, во-первых, техники внушения в практической психологии и психотерапии применяются давно и эффективно; во-вторых, доля этих методов в общем времени тренингов, как правило, мала: в-третьих, использование их подразумевает не только высокую квалификацию, но и высокий нравственный уровень психолога, ведущего группу; в-четвертых, эти техники обычно касаются только установок на саморазвитие и самосовершенствование, на веру в свои собственные силы, на осознание цельности и психофизического единства своего Я, а вовсе не закрепления зависимости от ведущего.

Вообще говоря, нанести вред участникам группы может не только неосторожное или злонамеренное внушение, но и почти любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низкоквалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим. А. Ф. Бондаренко, анализируя эту проблему, подчеркивает: "Так же как "этичность" выступает смысловым ядром семантического пространства Я, а духовность условием и атрибутом психотерапевтических воздействий и личностных изменении, забота об этике является не чем иным, как своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе" (1993, с. 65). Отсюда понятно, почему такие высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс, и почему настолько важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой работы?

2. Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии:

a. по степени организации процесса;

3. Какие виды игр можно выделить в тренинге? Как вы сами оцениваете роль и значение игровых методов в тренинге?

4. Что понимается под методами развития социальной перцепции?

5. Среди конкретных психотехник сензитивного тренинга выделяют вербальные и невербальные. Как вы думаете, могут ли вербальные и невербальные упражнения преследовать и другие цели, помимо развития навыков социальной перцепции?

6. Назовите основные подгруппы приемов, относящихся к методам телесно-ориентированной психотерапии.

7. Какое понятие раскрывается и следующем определении: "....,. – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков"?

8. Правомерно ли использование в психологическом тренинге суггестивных (в частности медитативных) техник? Объясните почему.

9. Какой важнейший вопрос связан с применением ведущим тренинговой группы "сильнодействующих" и манипулятивных психотехник?

10. Согласны ли вы с утверждением Л. Ф. Бондаренко, что "... забота об этике является не чем иным, кик своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе"?

Глава 1.5

КЛАССИФИКАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП *

·

· Гештальт-подход

· Групп-аналитический подход

· Трансакционный анализ в группе

· Психодраматический подход

· Телесно-ориентированный подход

· Методы групповой работы HЛП

* В основу главы моложен материал статьи: Вачков Н. В . Основные виды тренинговых групп в западной практической психологии. – Деп. в ИТОП РАО. № 20-96. – М., 1996.

Критерии классификации тренинговых групп

В настоящее время существует большое количество классификации психокоррекционных и психотерапевтических групп, рассмотреть которые полностью не представляется возможным. Впервые на русском языке достаточно широкий спектр методов группового психологического воздействия систематически изложен и проанализирован в работе К. Рудестама (1990). В своей классификации видов групп Рудестам опирается на два наиболее существенных параметра степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению. Восемь видов групп, представленных в книге, выделены на основе этих параметров в таблице!.

К сожалению, подобная классификация вынуждает включать группы одного и того же типа в разные классы, поскольку, в частности, Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию – в зависимости от конкретной задачи или темы. Группы встреч могут быть центрированными на руководителе или участнике, что зависит от руководителя.

Таблица 1. Классификация тренинговых групп (по К. Рудестаму )

Интенсивный процесс качественных и количественных преобразований методов групповой тренинговой работы, происходящий сейчас на Западе, порождает множество новых форм групповых моделей, порой довольно экстравагантных (типа "терапии святым духом"), охватить которые полностью не представляется возможным.

Ж. Годфруа (1992) предлагает разделить методы психотерапии на две категории: интрапсихическую и поведенческую. Поскольку групповое движение выросло из психотерапии, то кажется правомерным распространить эту классификацию и на методы тренинговой работы.

В основе интрапсихической терапии , по Годфруа, лежит тот принцип, согласно которому психологические проблемы и деструктивное поведение человека являются следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений , то есть неадекватности самосознания. Цель терапии состоит, таким образом, в том, чтобы помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив себя и свое поведение.

Поведенческая терапия , исходящая из того принципа, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим , которое позволило бы ему действовать более адекватно.

Таким образом, "если интрапсихическая терапия предполагает воздействие на восприятие, мысли и побуждения человека, то поведенческая стремится только изменить или устранить у него те формы поведения, которые будут сочтены неадаптивными" (Ж. Годфруа, 1992, с. 157-158).

Согласно этой классификации к группам интрапсихического направления можно отнести: группы встреч, гештальтгруппы, группы трансакционного анализа, психоаналитические группы, группы, использующие психосинтез, группы арт-тераиии. К группам, ориентированным на поведенческую терапию, относятся Т-группы, группы телесной и танцевальной терапии, группы тренинга умений и КПП-группы, психодраматические группы. Содержание и методы работы этих групп будут объяснены ниже.

В связи с широтой темы остановимся на рассмотрении только тех подходов к тренинговой работе, тех приемов и упражнений, которые были использованы нами.

Начнем наш анализ с тех групп, которые были отнесены к категории интрапсихической психотерапии, поскольку их основная задача – помощь в осознании причин возникновения проблем – сопрягается, в конечном счете, с работой но развитию самосознания, что непосредственно связано с темой данной книги. В конце обзора опишем три вида поведенческих групп – группы, ориентированные на телесную психотерапию, на работу в рамках нейро-лингвистического программирования, а также психодраматические группы, поскольку многие из предлагаемых ими техник оказались очень эффективными для целей нашей работы.

Гештальтподход

Важное место в структуре организованного нами психологического тренинга развития самосознания занимают техники и приемы гештальттерапии, основной целью которой, согласно Ф. Перлзу – ее основателю, – является оказание помощи людям в умении "стать реальными, научиться........, иметь собственную позицию, развить собственный центр, понять основу экзистенциализма: роза это роза. Я есть тот, кто я есть, и в данный момент я не имею возможности отличаться от того, что я есть" ("Гештальт-92", с. 25).

Для гештальттерапевтов самосознание – это одновременно физическое, эмоциональное и умственное осознание, которое проявляется на трех уровнях, соответствующих различным напряжениям поля организм – среда: осознание своего Я; осознание мира, окружающей среды; осознание того, что находится между ними, т.е., иначе говоря, зоны воображения, фантазии. Человек, функционирующий на основе принципа саморегуляции, стремится к динамическому балансу при помощи осознания и удовлетворения ведущих потребностей с одновременным отодвиганием второстепенных объектов и событий в фон. Только наиболее важное и значимое для нас становится гештальтом – фигурой, выделяющейся из фона. Ритм жизнедеятельности организма, по Перлзу, можно описать с помощью такого цикла: осознание потребности – ее удовлетворение – завершение гештальта – сдвиг его на задний план для освобождения места новому гештальту. Процесс создания и разрушения гештальта может занимать практически любые промежутки времени: от одной секунды до целой жизни.

К незавершенному гештальту ведет неудовлетворенная потребность, что порождает многие сложные проблемы, так как неотреагированное или невыраженное чувство (например, невысказанная злость по отношению к несправедливому учителю или чувство вины перед родителями) оказывает деструктивное влияние на текущие психические процессы. Задачей гештальт-терапевта является помощь члену группы в выделении этой "фигуры" из "фона" с тем, чтобы неотреагированные чувства нашли свое выражение. Если это происходит, говорят о "законченном гештальте".

Для развития самосознания (а это является одной из главных задач гештальт терапии) большое значение имеет работа с противоположностями нашего Я – "нападающего" (аналогичного фрейдовскому Сверх-Я) и "защищающегося" (Оно, тесно связанное с окружением и размывающее границы нашего Я).

Перлз выделяет четыре защитных механизма , препятствующих развитию самосознания и достижению человеком психологической зрелости: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция. Эти механизмы можно было бы назвать дефектами самосознания, поскольку они играют деструктивную роль в развитии психики: избавляя психику от состояния дискомфорта, они одновременно лишают человека возможности адекватно оценивать себя и свое место в мире.

Слияние – это действие иллюзии, содержащей в себе отказ от различий и непохожести и характеризующейся отсутствием дифференцирования себя ] и других, невозможностью определить, где кончается Я человека и начинается Я другого.

Так, некоторые родители, демонстрирующие гиперопеку по отношению к своему ребенку, не могут принять даже мысль о передаче ему ответственности за его жизнь, поскольку не разделяют в психологическом плане его и себя.

Ретрофлексия связана с формированием отношения к самому себе как к постороннему объекту и содержит два типа процессов: субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим; субъект делает себе самому то, что он хотел бы, чтобы сделали ему другие.

Пример довольно безобидный, хотя и грустный: одинокая женщина, покупающая сама себе букетик цветов на 8 Марта. Пример пострашнее: подросток, совершающий попытку самоубийства, чтобы отомстить оскорбившим его родителям.

Интроекция – это генетическая и примитивная форма функционирования индивида, которая пассивно впитывает в себя все то, что получает из внешнего мира. Человек не производит никакого отбора, никакой ассимиляции, некритично присваивает чужие убеждения и установки, в результате чего тормозится процесс формирования его собственной личности.

Таких людей-"флюгеров" доводилось встречать, наверное, всем: сегодня он искренне и убежденно называет коммунистов "красно-коричневой чумой", а завтра шагает под красным знаменем, со слезами в голосе распевая "Интернационал". При этом он сам никакого противоречия не замечает.

Проекция проявляется в тенденции переложить ответственность за процессы, происходящие внутри Я, на окружающий мир. В гештальттерапии обычно описываются три формы проекции, соответствующие трем функциям, которые она выполняет:

· зеркальная проекция , в которой субъект находит в другом или в образе другого характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь ("знаете, оказывается, мы с Эйнштейном очень сходно мыслим", заметил как-то один студент-физик, прочитав главу в учебнике);

· проекция катарсиса , в которой субъект приписывает другому или образу другого характерные для себя самого черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому (все помнят о соринке в чужом глазу и дровяном складе в своем?);

· дополнительная проекция , в которой субъект обнаруживает или приписывает другому или образу другого характерные черты, которые позволяют ему тем самым оправдать свои собственные ("почему бы мне его не надуть, если он сам всю жизнь всех обманывает?" – рассуждает мошенник, приходя к президенту фирмы – своей потенциальной жертве).

Основной целью гештальттерапии является разблокирование самосознания и помощь человеку в достижении зрелости, т.е. умения находить источники поддержки в самом себе . Для этого человек должен пройти несколько этапов развития самосознания от первого уровня – "клише" – до последнего – "внешнего взрыва" – проявления истинного Я.

Западные исследователи (Greenberg L. S., Clarke K. M. и др.) констатируют высокую эффективность гештальтметодик в расширении осознания самих себя. Популярность гештальтподхода в тренинговых группах чрезвычайно велика на Западе и в последнее время – в России. В своей статье "Русский гештальт" Д. Хломов (1992), анализируя современную ситуацию с психотерапией в нашей стране, подчеркивает ряд преимуществ гештальттерапии по сравнению с другими направлениями: ее спонтанность, большую свободу действий психотерапевта и др. По его мнению, национальное самосознание в России наиболее предрасположено именно к гештальттерапии. Подобная точка зрения подтверждается, например, таким фактом, что в настоящее время только в Москве активно действуют такие организации, как Институт гештальттерапии, Гештальт-Форум, Институт гештальта и психодрамы. Мы придерживаемся той же точки зрения, оговаривая, однако, безусловную необходимость широкого распространения в России процедур и других направлений психотерапевтической и психокоррекционной работы.

В тренингах развития самосознания используется богатый теоретический и практический опыт гештальттерапии в целях пробуждения спонтанности участников, их творческих потенциалов. Умение быть собой, принятие своей личности, открытие своего Я не только для себя, но и для других – это то, чему учит гештальтподход, и это то, что так необходимо любому человеку.