Павел Петрович Кирсанов: характеристика персонажа. Павел Петрович Кирсанов: характеристика персонажа Сын николая петровича отцы и дети


Меню статьи:

Жизнь полна парадоксов, можно с легкостью отыскать множество таких примеров. Одним из них является диаметральная противоположность в характере и жизненных принципах самых близких, в родственных смыслах, людей.

Очень часто братья и сестры кардинально разняться между собой, что вызывает искреннее недоумение. Подобная ситуации описана И. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

Место образа Николая Кирсанова в романе и его взаимосвязь с братом

Николай Петрович Кирсанов – один из главных героев романа. Он не является активным деятелем в описываемых событиях, но его значение и участие в конфликте сложно переоценить. По сравнению с другими персонажами, Тургенев обделяет Николая Петровича в активности действий – персонаж появляется в ключевых моментах, а его образ составляется в основном из фрагментов и намеком автора, но при этом нельзя не отметить влияние Николая Петровича на развязку конфликта и сильное влияние этого самого конфликта на жизнь Кирсанова.

Иван Тургенев тесно связывает своего персонажа с образом Павла Петровича Кирсанова – старшего брата. Все описания и события жизненного пути Николая Петровича сопоставляются с определенными событиями или качествами характера брата. Другими словами, можно сказать, что вся жизнь Николая Петровича проходит в сравнении с жизнью и личностью брата.

Детство и юность Николая Кирсанова

Тенденция к сравниванию и сопоставлению личности братьев берет свое начало еще в детстве. В описаниях читатель замечает, что образ старшего брата противоречиво противопоставляется образу младшего.

В первую очередь это выражается в готовности последовать по стопам отца. Петр Кирсанов был происхождению потомственным дворянином, но особого влияния их род не имел. Ситуацию исправили заслуги в области военной службы – его авторитет значительно усилился, а деревенской глуши, где находилось их родовое поместье, он стал незаменимым и крайне уважаемым человеком.

Исходя из такого поворота событий, судьба мальчиков была предопределена – они также должны были приступить к воинской службе. Для старшего сына это была посильная задача – он обладал жестким и твердым характером. Младший же, был человеком совсем другого состава – мягкий и впечатлительный, он совсем не годился для военной карьеры. К этому всему еще и добавлялась некая робость и трусость: он «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки». Полученная травма ноги, на всю оставшуюся жизнь сделавшая мальчика хромым, спасла Николая Кирсанова от тяжкого бремени. Родителям ничего другого не оставалось, как отдать сына в университет. «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской…»
В «1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом».

Николай Кирсанов и Маша Преполовенская

Неприятности, связанные с Николаем, не ограничились физической травмой. Вскоре родителей потрясла еще одна неприятная новость об их младшем сыне. На этот раз причиной стала влюбленность – их Николай был по уши влюблен в дочку «чиновника Преполовенского» Машу. Тургенев не вдается в подробности дела, но констатирует факт – родители были крайне недовольны выбором сына, они считали, что девушка недостойна быть женой Николаю.

Накалившую ситуацию разрядила смерть родителей – авторитарность по отношению к Николаю была исключена, и уже не было препятствий для брака влюбленных. Выждав нужное время для траура, молодые женились. Опасения родителей по поводу несоответствия и ошибочности брака с Машей были напрасны. «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались». Семейная жизнь Кирсанова была похожа на утопию, но эта сказка неожиданно прервалась – Маша умирает после десяти лет супружеской жизни. О ней у Николая Петровича остаются только воспоминания и маленький сын Аркадий.

Внешность Николая Петровича

«Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы».

Тургенев мало уделяет внимания описанию внешности своих героев, особенно в тех случаях, когда гардероб не становиться предметом постоянного внимания персонажа. Как раз ко второй категории персонажей относиться Николай Петрович – он равнодушен к модным тенденциям, а в одежде ценит удобство. Он не проводит длительное время, подобно своему старшему брату за туалетом и с некой долей равнодушия относиться к состоянию своего костюма, но при этом и не запускает его.

Отношения Николая Петровича и Аркадия

Именно в Аркадии нашел утешение и смысл жизни Николай Петрович после потери жены. Несмотря на всю его мягкость характера и огромное горе, неожиданно нахлынувшее, Кирсанов понимает, что не может позволить накрыть себя волной хандры – в таком случае он потеряет абсолютно все и, после, уже вряд ли сможет изменить ситуацию.


По отношению к Аркадию Николай Петрович не стесняется проявлять самые нежные чувства, ему чужда жесткость и прагматичность, которые были обыкновенным явлением среди отцов. Он может нежно обнимать своего сына, томиться в ожидании его приезда и несказанно скучать. Одним словом, поведение Кирсанова-отца больше схоже с поведением матери, нежели отца. Такое положение вещей не смущает ни отца, ни сына.


Аркадий также очень привязан к отцу, он считает его хорошим и добрым человеком. Аркадий часто отзывается хорошо о своем отце: «отец добрый малый, ты самый добрый и умный человек в мире».

Жизнь после смерти жены

После потери жены Кирсанов окончательно перебрался в деревню и занялся делами поместья Марьино. Их родовое поместье представляло собой «хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли».

К сожалению, мягкость характера и отсутствие практичности не позволяют Николаю Петровичу наладить дела в поместье «жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем – хлопоты безотрадные, бестолковые».

Благодаря трудолюбию Николая Петровича, дела не выглядят совсем ужасно – поместье кое-как держится на плаву. Павел Петрович, считает, что основная причина, по которой дела пошли на спад – непрактичность брата: «Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают».

Романтика в жизни Николая Кирсанова

Николай Петрович всегда был человеком впечатлительным и романтичным. Большинству молодых людей свойственна такая приверженность, но со временем, под влиянием жизненных трудностей, романтизм замещается прагматичностью. Такого не случилось по отношению к Николаю Петровичу – он сохраняет романтический настрой до конца своих дней. Основной массив событий романа припадают на возрастной ценз Николая Петровича в 44 года.

Отчасти на сохранении романтизма сказалась его деревенская жизнь. «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность».

Николай Петрович не оставил занятия музыкой, и, хотя его музыкальные умения были далеко не идеальны, он все же не пренебрегает игрой на фортепиано и виолончели – он испытывает катарсис.

Следующим способом обрести душевное спокойствие для Кирсанова стает чтение книг. Особой популярностью у него пользовались стихи Пушкина. Часто, любуясь природой, на ум ему приходили самые разнообразные стихи и он с наслаждением прокручивал в голове знакомый текст.

Николай Петрович и Феня

Бесспорно, смерть жены стала огромной утратой в жизни Кирсанова. Образ Маши стал для него ключевым, идеальным. Порой он придавался ностальгии и грезил о былых временах, когда он был счастлив со своей женой. Ему искренне хотелось, чтобы Маша ожила и он смог вновь ощутить тепло ее рядом с собой. Какова бы не была значительная утрата, время постепенно вытеснило ее и в жизни Кирсанова, спустя 10 лет после смерти жены возник огонек новой любви.

Предлагаем ознакомиться с в романе И. Тургенева “Отцы и дети”.

Объектом нежного чувства на сей раз стала неблагородная по происхождению девушка – Феня. Она переехала вместе со своей матерью в поместье Кирсанова, после того, как Николай Петрович предложил женщине службу в своем поместье. На то время Феня была маленькой девочкой. Время шло, и из маленькой девочки, получилась очень привлекательна и благочестивая женщина. Кирсанов влюбляется в нее, а после смерти ее матери завязывает роман. Эти отношения не становятся мимолетным увлечением в жизни Кирсанова – он питает любовь по отношению к девушке, и это чувство взаимно. Кирсанов не спешит жениться – его беспокоит возможное осуждение со стороны аристократии, но живет с Феней как с законной женой. Под влиянием просьбы Павла Петровича, свадьба все же состоялась.

Николай Кирсанов и Евгений Базаров

Не могло пройти не замеченным в жизни Николая Кирсанова появление друга Аркадия – лекаря-нигилиста Евгения Базарова.

Жизненные позиции Николая Петровича и Евгения слишком отличаются. Евгений – человек специфический, ему нравиться провоцировать людей на конфликт, но, несмотря на все разногласия, Николай Петрович не вступает в спор или дискуссию. Кирсанов в мягкой форме расспрашивает Базарова о его позиции, но при малейших же намеках на дискуссию, прекращает обсуждение. Такое поведение Кирсанова связанное с желанием угодить сыну. Аркадий в восторге от своего нового друга, и отец не хочет ставать камнем преткновения между ними. С другой стороны, Николай Петрович осознает, что пришло его время «проглотить горькую таблетку» нового времени – пришли новые порядки и такие старики, как он не в силе преуспеть за ходом их развития.

Третья причина, которая препятствует дискуссии – нелюбовь Кирсанова к конфликтам и спорам.

Таким образом, Николай Кирсанов обладает спокойным темпераментом, ему не свойственна резкость суждений или действий. Он романтичный и эмоциональный человек – не способен на подлость и коварство. Отличительной чертой Николая Петровича является чувство такта и деликатности. В целом он позитивный и добрый человек, наделенный мудростью и умением к глубокому анализу ситуации.

Главный конфликт романа «Отцы и дети» – это столкновение двух лагерей, двух совершенно разных философий жизни. Лагерь детей представлен образом Базарова. Его явным противником автор делает Павла Кирсанова, а вот образ Николая Петровича Кирсанова, хотя и относится к старому поколению, противопоставлен обоим вышеназванным героям. Очень деликатный и тонкий по натуре, Николай Кирсанов с любовью относится ко всему прекрасному, что видит в жизни. Его привычки, чувства, мысли, все это направлено против высокомерия брата и грубой идеологии Базарова.

Биография Николая Кирсанова – типичное явление прошлого

Николай Кирсанов в романе «Отцы и дети» – персонаж особый. Его образ воплотил в себе все самое лучшее от аристократии и именно к нему автор проявляет свои откровеннее симпатии. Он появляется с первых строк произведения и не пропадает до конца всей истории.

Его внешность ничем не примечательна: седой барин, лет за сорок, немного сгорбленный и пухловатый. Такой типичный деревенский помещик средней руки. Биография его также типична для своего времени. Небольшая семья Кирсанов жила в поместье, отец был боевым генералом, мать занималась хозяйством. Как и старший брат, Павел, он мечтал о военной карьере, но не сложилось.

Отучился в университете Петербурга, затем вернулся к родителям. После смерти родителей женился на прекрасной девушке, которая стала хорошей женой. Они жили в любви и согласии, воспитывая своего единственного сына. Когда Аркадию исполнилось 10 лет, жена Кирсанова скончалась. Он полностью посвятил себя сыну и хозяйству.
Автор наделил Кирсанова многими положительными чертами: он прекрасно воспитан и образован. Доброта и деликатность, искренняя привязанность к близким для него самые естественные чувства. Он не понимает, как можно обходиться без любви, как жить, ни во что не веря.

Кирсанов Николай Петрович, отец Кирсанова Аркадия, любит музыку, поэзию, ценит все прекрасное в жизни. Базаров смеется над этими чувствами. Однако, автор не считает музыкальные занятия героя чем-то смешным и никчемным. Наоборот, он рассуждает о пользе поэзии и музыки. В Николае Петровиче воплощены все лучшие черты русского дворянства, которые, как ни жалко, также уходят в прошлое. Им на смену приходит нигилизм Базарова, его суждения о бессмысленности принципов и пустой жизни, которую ведет аристократия.

Мечтательность и сентиментальность для Кирсанова привычные чувства. Они характеризуют его положительно в отличии от Базарова, который считает мечту чепухой и блажью. Для Кирсанова старшего эти особенности его натуры являются составляющими, это привычное состояние души.

Николая Кирсанова автор считает одним из своих любимых героев. На его стороне вечные ценности жизни: семья, любовь, благородство и доброта. Характеристика Кирсанова – это характеристика человека, который живет в согласии с самим собой. Его личность полностью гармонична. Этот образ вызывает симпатии не только автора, но и читателей романа от его начала и до конца развития действия.

Тест по произведению

Николай Петрович Кирсанов - центральный герой произведения Тургенева «Отцы и дети». Он является отцом молодого Аркадия, приехавшего в гости к отцу с прогрессивно настроенным нигилистом Базаровым.

Мужчина - человек простой и кроткий. Он вдовец, который хоть и скорбит по своей ушедшей из жизни супруге, не теряет простого жизнелюбия и заводит отношения с Фенечкой. Любящая его женщина рожает Николаю Петровичу еще одного сына.

Отец Аркадия, хоть и одного возраста со своим братом Павлом Петровичем, представлен как полная его противоположность. Автор явно симпатизирует ему.

Характеристика героя

Перед читателем Кирсанов предстает немного неотесанным мужчиной. Пухленький и седой он хромает и слегка сутулится. Николай Петрович носит запыленные деревенские одежды. Привлекает и заставляет проникнуться его личностью немного грустный, но тем не менее приятный взгляд его черных глаз.

Николай Кирсанов - человек образованный. Он обучался в Петербургском университете, и должен был пойти по стопам своего отца, военного генерала. Хромота поставила крест на этих планах, и Николай Петрович долгие годы работал в Министерстве уделов.

В юности он женился, брак был его счастливым. Жену свою он любил, времени с ней проводил много и долго горевал, когда ее не стало. Он добрый, ласковый и гостеприимный. В отличие от Павла Петровича, немного трусоват. Новых и прогрессивных идей он побаивается, но в открытый конфликт с Базаровым по этому поводу не вступает.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Николай Петрович - дворянин и помещик. У него большие угодья и приличное состояние. Этим Кирсанов искренне гордится, но вот вести хозяйство он не умеет совсем. Строения в имении прохудившиеся, работники ленивые, а скот изрядно вымотанный.

Наладить хозяйство ему мешает непрактичная и романтическая натура. Несмотря на приличный возраст, он по-прежнему любит созерцать природу, увлекается музыкой и слывет слишком тактичным среди деревенских мужиков, которым нужна тяжелая и властная рука. Вместо четкого управления и строгого обращения он вразумляет своих подчиненных длинными речами.

Отец Аркадия очень любит своего сына и при этом он не одинок. У него есть женщина Фенечка, она из простых крестьянских душ. Живет он с ней в неофициальном браке и воспитывает общего ребенка. В женщине Николай также души не чает.

Светских раутов он не любил по молодости, не тяготеет к ним и сейчас. Кирсанов домосед, который сторонится шумного людского общества. Меланхоличному мужчине оно не нужно.

Образ героя в произведении

(Алексей Кузнецов в роли Николая Петровича Кирсанова из к/ф "Отцы и дети", 1983 )

Автор, описывая личность Николая Петровича Кирсанова, всячески подчеркивает его мягкость, уступчивость и не желание идти на конфликт. К его доброжелательному настрою излишне активный Базаров относится свысока. Он считает, что человек уже все продемонстрировал, что мог. Успех его и жизненные достижения оказались незначительными.

Воспитывать и критиковать отца позволяет себе и Аркадий. Молодой человек делает это больше под влиянием товарища, чем в угоду собственным убеждениям. Николай Кирсанов прекрасно все видит и не противостоит подобному напору. Он лояльно относится к горячности и пылкости молодого поколения. Хотя очевидно, что бестактное отношение со стороны собственного сына его ранит и задевает.

Даже в описании такой слабохарактерности писатель симпатизирует Николаю и вознаграждает его за терпение и понимание своей личности и места в жизни. В конце романа и отец, и сын женятся. Они объединяют свои усилия в управлении имением. Этот союз начинает приносить им должные плоды. Вполне возможно, что Тургенев видел в отце Аркадия что-то близкое и понятное ему лично.

У Москвы функции столичного города.

Современная Москва – столица Российской Федерации.
Это значит, что Москва – место пребывания высших органов государственной власти нашей страны. Теперь это – Президент России, Федеральное собрание – высший законодательный орган, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из глав администраций и глав местных выборных органов субъектов Российской Федерации, избираемых на местах. Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых всеми жителями России по партийным спискам и по мажоритарным округам. В Москве находится правительство России, Конституционный суд. Таким образом, Москва – центр управления Россией, и это одна из ее главнейших функций.

Но Москва не только центр управления, она еще и самый крупный культурный центр России. В Москве расположены редакции крупнейших средств массовой информации – телевидения, радио, газет, журналов. Передачи телевидения из Москвы смотрят жители всех регионов России и стран Содружества Независимых Государств. В Москве самая большая концентрация работников искусства: писателей, художников, актеров, журналистов, архитекторов, композиторов и т. д.

Здесь расположены и крупнейшие научные учреждения России, находится Российская Академия наук. Москва давно уже оказалась “переполненной” научными учреждениями, и они вышли за ее пределы: в Подмосковье расположено более двух десятков специализированных “городов науки”.

В Москве находятся крупнейшие банки России, через которые проходит 70% всего денежного оборота нашей страны. Крупнейшие предприятия России предпочитают держать деньги на своих счетах в московских банках. Многие банки стали владельцами предприятий в разных районах России.

Что касается хозяйства Москвы и Подмосковья, то можно сказать, что они уже перешли в постиндустриальную стадию развития. В Москве первое место занимает машиностроение, за ним следуют почти равные по объему продукции легкая и пищевая отрасли, четвертой по значению является цветная металлургия. Московская область – более “текстильная, чем “машиностроительная”. Преобладание текстильной промышленности здесь очевидно, а машиностроение играет более скромную роль, чем в Москве.

По материалам:znanija.com

Николай Петрович – один из главных персонажей романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Он – отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича . В прошлом был счастливо женат, но остался вдовцом. Сейчас у него живет молодая девушка Фенечка , которая родила ему сына. Несмотря на то, что Николай Петрович уже не молод, он старается идти в ногу со временем, интересуется музыкой, поэзией и искусством в целом. А также его мысли занимают прогрессивные идеи в сельском хозяйстве.

Этот персонаж описан с авторской симпатией. При всей своей слабости, он добр, чуток, деликатен и благороден. Его лояльность и доброжелательность проявляются во всем, в частности в отношении к современной молодежи, несмотря на то, что те пытаются жить и мыслить, не так как их отцы. К сожалению, его доброта не находит адекватный отклик. Базаров говорит о Николае Петровиче, что тот человек отставной, то есть песенка его уже спета. И даже его сын Аркадий, которого он так любит, пытается «перевоспитывать» отца и часто ранит своей бестактностью.

Однако в конце романа кроткое терпение Кирсанова вознаграждено. Его сын достойно взрослеет, выбирает правильный путь и сближается с отцом в семейных делах.