Писатель Василь Владимирович Быков – биография, творчество и интересные факты. В помощь школьнику Быков и русская литература


  • Философская лирика. Такое произведение организует не чувство автора, а философская мысль, которой он
  • Смысл этого стихотворения с первого беглого взгляда остается непонятным: оно требует медленного и
  • Использование этой метонимии лишает эти минуты летучести, эфемерности, неуловимости, отдаляет их от понятия
  • Ролевая лирика. Авторское «Я» в таких стихотворениях скрыто, несущественно. Все высказывания принадлежат персонажу,
  • Перед нами очень точный перевод древней ассирийской надписи, выполненный в стихотворной форме. Даже
  • И все-таки, автор объективен. За образом Ассаргадона ясно видна явная ирония: много ли
  • Это тоже стилизация: весь сборник Гумилева «Фарфоровый павильон» состоит из подражаний поэзии Китая
  • Цикл стихов «На поле Куликовом». Стихи о
  • Тема революции в поэме Блока «Двенадцать».
  • С каким утверждением вы согласны:
  • Практика №4. Практическая работа по творчеству В.В.
  • АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ЛЮБВИ.
  • АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ.
  • Практика №5. Сергей Есенин.
  • Практика №6. Практическая работа по литературе «бури и натиска»
  • Прочтите рассказы И.Бабеля «Конармия» и подготовьте устный доклад по вопросам:
  • Проанализируйте творчество одного из писателей-сатириков периода «бури и натиска в литературе (по вашему
  • Охарактеризуйте поэзию периода «бури и натиска», выбрав автора на свое усмотрение. (Например, М.Светлова).
  • Практика №7. Практическая работа. Анализ цикла стихотворений А.Ахматовой «Реквием»
  • Если рассматривать «Реквием» как повествовательное произведение, то в нем можно выделить три уровня:
  • 2.«ПОСВЯЩЕНИЕ». (От лица поэтессы).
  • 4.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
  • В восьмой главе («К смерти») звучит откровенное желание героини умереть физически. Она дружески
  • «РАСПЯТИЕ». (Объективная ситуация, независимая от «Я» героев). Последняя глава основной части констатирует смерть
  • 5. «ЭПИЛОГ». (От лица поэтессы) Нельзя сказать, что поэма носит исключительно трагический характер.
  • Практика №8. Практическая работа. Анализ
  • Анализ рассказа «господин из Сан-Франциско» и повести «Митина любовь».
  • Подготовьте устный анализ рассказа «Гамбринус» по следующей схеме:
  • Кратко перескажите содержание повести по следующим вопросам, зачитывая наиболее яркие фрагменты произведения.
  • Практика №9. Практическая работа по творчеству Ивана Шмелева.
  • Практика № 10. Практическая работа по
  • 8. Каковы политические взгляды и общечеловеческая позиция профессора Преображенского и доктора Борменталя? В
  • Практическая работа по пьесе «Бег»
  • 10. Почему, на ваш взгляд, Хлудов покидает Россию? (Не жить, а искупать вину
  • Ответьте письменно на вопросы после прочтения пьесы «Дни Турбиных»:
  • Напишите эссе по впечатлениям от
  • Практика №11. Практическая работа по
  • Рассказ «Усомнившийся Макар».
  • Событий в повести Платонова немного, но каждое из них «исполнено глубокого символического смысла.
  • 8.Расскажите о Вощеве. (Фамилия Вощев от слов «вообще» и «вотще», то есть герой
  • 14.Расскажите о своеобразии языка, стиля произведения?
  • Практика №12. Практика по роману Шолохова
  • Вопросы и задания ко второй теме:
  • Практика № 13. Военная тема в произведениях писателей-очевидцев и военных корреспондентов в русской
  • ВОЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ
  • «Рядовой всенародного подвига» в творчестве Василя Быкова.
  • Повесть «Дожить рассвета». Вопросы:
  • Книги современных писателей о Великой Отечественной войне. (Краткий обзор).
  • Анализ повести Вячеслава Кондратьева «Сашка».
  • Практика №14. Творчество А.Т.Твардовского, К.Симонова, И.Эренбурга. I. А.Т.Твардовский.
  • Практика №11. Практическая работа по

    творчеству А.П.Платонова

    Повесть «Сокровенный человек» (1928 г.)

    С чего начинается повесть?

    Считаете ли вы Фому Пухова человеком бесчувственным? Только ли для характеристики главного героя писатель в самом начале изображает сцену, как Пухов режет колбасу на гробе жены? (Гроб - это страшный символ того времени. В стране голод и разруха, идет

    гражданская война. Силы нужны, чтобы революцию защитить.) Каким образом Пухов пытается проявить себя как личность? (Герой проявляет себя всегда как профессионал-механик по призванию.)

    Каково отношение главного героя к революционным событиям? Как происходит «осмысление» событий?

    Что значит слово «сокровенный»?

    В чем смысл названия «Сокровенный человек»? Главная ценность

    человеке - это свободная независимая личность, обладающая самостоятельностью и оригинальностью, то есть сокровенностью

    Рассказ «Усомнившийся Макар».

    Почему рассказ Платонова Советское правительство оценило как вредный? (Платонов одним из первых писателей почувствовал рост бюрократии, численный рост «прозаседавшихся». Его герой Макар Ганушкин высказал тревогу за «гуманистические ценности революции»).

    Прочитайте самостоятельно роман- антиутопию А. П. Платонова «Чевенгур» и историческую повесть о реформаторской деятельности Петра I «Епифанские шлюзы». Повесть «Котлован» подготовьте для

    письменного анализа.

    Событий в повести Платонова немного, но каждое из них «исполнено глубокого символического смысла.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы:

    2. Опишите ваше впечатление о прочитанной повести.

    3. Какие мысли и чувства она вызвала?

    4.Кратко перескажите содержания произведения «Котлован». Проанализируйте некоторые эпизоды:

    а) Эпизод описания активиста, принимавшего участие в коллективизации. (У активиста нет имени. Это сатирический образ- обобщение. «Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения...

    со скупостью обеспеченного счастья активист гладил свою истощенную

    нагрузками грудь» Судьба активиста трагична: о смерти его никто не пожалел в деревне.)

    б) Эпизод сплава кулаков по реке. («Люди хотели навсегда заметить свою родину». Писатель явно сочувствует кулакам.)

    – 5. Какие годы исторического пути России показаны в «Котловане» Как? Какой мир изображает автор?

    – 6. Как Платонов описывает коллективизацию, отдельные этапы этого процесса, условия труда? За что он критикует коллективизацию?

    – 7. Как показаны герои повести, принявшие участие в сплошной коллективизации?

    8. Расскажите о Вощеве. (Фамилия Вощев от слов «вообще» и «вотще», то есть герой ищет смысл общего существования, но его поиски истины остаются тщетными.) Почему он уходит бродить по свету? В чем смысл жизни? Нашел ли счастье платоновский герой? («... он почувствовал сомнение в своей жизни без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться»).

    9. В чем счастье человека? Как об этом рассуждает землекоп Сафронов?

    10. Для чего живут герои? С какой целью роют котлован? Какой видят землю, на которой построят дом? (Люди одержимы мечтой о «едином общепролетарском доме». Мечта «воплощается» для них в маленькой героине Насте.)

    11 Что хочет сказать автор, изображая трагический финал повести: смерть Насти? Прокомментируйте значение имени героини в контексте сюжета. (Анастасия – «воскресшая». Но именно смертью девочки завершается повесть. «Трагический диссонанс имени и судьбы Насти - логический итог «общего дела» строителей миража». Дом стал ненужным; после смерти девочки в нем некому жить).

    12. Что говорит инвалид Жачев после смерти Насти?

    13 Как вы понимаете смысл заглавия? (Название символично. Рабочие роют котлован. Но в то же время в этом названии отражено платоновское видение всего происходящего. Котлован - символический образ захоронения, «где погребены чаяния и надежды людей, осуществляемые насильственными методами построения социализма»).

    14. Расскажите о своеобразии языка, стиля произведения?

    15. Каковы нравственные уроки повести?

    Поэт-эмигрант Иосиф Бродский, современник автора «Котлована» написал о Платонове: «Он писал на языке данной утопии, на языке своей эпохи, а никакая другая форма бытия не детерминирует сознание так, как это делает язык... Платонов сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды он уже не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями и стилистическими кружевами...»

    Отличительная особенность языка Платонова - это «неуравновешенный» синтаксис, «произвол» в сочетании слов. Язык шероховатый, но запоминающийся и яркий. Писатель использует различные художественные приемы: гиперболы, гротеск, иронию,

    переосмысление известных понятий, лозунгов, штампов, канцеляризмов.

    Слово у Платонова не только самостоятельная смысловая единица, оно имеет много контекстуальных значений.

    Практика №12. Практика по роману Шолохова

    «Тихий Дон»

    Доклады о романе Шолоова «Тихий Дон» 1. Слово о Шолохове. Замысел и история создания романа «Тихий Дон».

    2. Картины жизни донских казаков на страницах романа. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». (Работа над отдельным эпизодами первой части романа, определение ее места в общем замысле романа, в его композиционном плане.)

    3. «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

    4. «В мире, расколотом надвое».

    Гражданская война на Дону в изображении Шолохова.

    5. Судьба Григория Мелехова.

    Вопросы и задания ко второй теме:

    1. Найдите в первой части романа ответы на вопросы: кто такие казаки? Чем они занимались? Чем жили? Почему Шолохов с любовью пишет о них? О ком говорит с особой симпатией?

    2. Выделите самые яркие эпизоды первой части. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда? В каких ситуациях показывает своих героев писатель?

    3. Выделите описание донской природы, казачьего хутора. Какова их роль? : «История Прокофия Мелехова» (гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл. 2), «На сенокосе» (гл. 9), сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл. 15-22), призыв на воинскую службу, Григорий на медицинском осмотре (часть вторая, гл. 21).

    Практика № 13. Военная тема в произведениях писателей-очевидцев и военных корреспондентов в русской литературе 1 половины 20 века

    Сталинград был центром ожесточенных боев, дни и ночи гремели взрывы.

    На берегах Волги решался исход не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой войны. Расскажите о «Сталинградской поэзии».

    5. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей, когда у нашей страны сейчас достаточно и других острых тем? Чем объяснить столь большой интерес современной литературы к этой теме?

    6. Расскажите о произведениях Ю. Друниной, Э. Асадова, В. Высоцкого и других поэтов на военную тематику.

    ВОЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ

    Современному читателю просто необходимо познакомиться с содержанием драматических произведений К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука. Они способны показать нам красоту внутреннего мира русских людей (главных героев этих произведений). Нравственные истоки их героизма раскрываются в пьесах «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. Сущность столкновения двух стилей военного руководства полемически раскрывается в пьесе «Фронт» А. Корнейчука.

    Эти лучшие пьесы военного пользовались большой популярностью. Все они не случайно появились в 1942 году, в период наибольшей опасности для нашей Родины.

    Прочитайте пьесу К . Симонова «Русские люди» и ответьте на поставленные вопросы:

    1. Какой период героической борьбы одного из отрядов нашей армии изобразил Симонов?

    2. Какие эпизоды вас взволновали больше всего?

    3. Расскажите о судьбах главных героев.

    5. Согласны ли вы с мнением, что драму Симонова называли порой «пьесой-очерком», «куском, выхваченным из фронтовых зарисовок»?

    6. Первоначально драматург хотел назвать пьесу «В маленьком городе», сознательно подчеркивая будничность эпизода. Окончательное название звучит лирически-взволнованно. Как вы его понимаете?

    « Рядовой всенародного подвига» в творчестве Василя Быкова.

    Интерес к личности и творчеству В. Быкова, желание прочитать и

    судьбами героев не покидает читателя до сих пор, потому что внимание автора сосредоточено на поступках и состояниях

    человека в трагедийных ситуациях, диктующих необходимость

    сделать выбор.

    Василь Быков родился в 1924 г. в Белоруссии в крестьянской

    семье, учился в Витебском художественном училище. Фронтовик,

    прошедший всю войну, дважды раненный, он описал события войны в своих произведениях. Военные дороги В. Быкова пролегл

    по полям и городам Украины, Венгрии, Румынии, Австрии. Это

    современный писатель, вошедший в литературу в конце 50-х годов XX века, популярнейший автор книг о Великой Отечественной войне. Страстное желание рассказать суровую правду о войне, какой она была на переднем крае, в занятых немцами белорусских селах, в партизанских отрядах, привело ег в литературу уже после Победы.

    В. Быков творит литературные произведения в жанре военной

    повести, где принципы психологизма сочетаются с

    документальностью и достоверностью. Герои В. Быкова,

    оказываясь подчас в безвыходном положении, совершают му

    жественные поступки, борются до конца, сохраняют

    «человечность в бесчеловечных обстоятельствах».

    "

    Страна понесла невосполнимые потери, но, как и любое другое трагическое событие в истории, породила талантливых писателей, поэтов. Это были бывшие фронтовики, знавшие о сражениях, атаке и артобстрелах не понаслышке. Одним из них был Василь Владимирович Быков.

    Он поведал об ужасах войны, о нравственном выборе, который человек должен сделать в критический момент жизни. Василь Быков - писатель, одним из первых рассказавший об «окопной правде», о том, что на войне много страха. Бояться может не только трус и не только немца. Жуткий страх советские солдаты и офицеры испытывали перед карательными органами.

    Ранние годы

    Василь Владимирович Быков родился в 1924 году, в Белоруссии. Детство его прошло в бедности, и он не любил о нем вспоминать. Ранние годы будущий писатель провел в селе Бычки Витебской области. В Белоруссии до сих пор помнят ужасы оккупации. Многое из того, о чем Василь Владимирович Быков рассказал читателям, происходило с его родными и знакомыми. В годы войны каждый житель Белоруссии был воином. Независимо от того, имел ли оружие, умел ли стрелять.

    В биографии, книгах Василя Быкова неизменной всегда была тема войны. В 1941 году будущему прозаику уже исполнилось семнадцать. Какой жизнь Быкова была в мирное время? В раннем возрасте он проявлял художественные способности. Даже учился на скульптурном отделении Однако в 1940 году в системе образования произошли некоторые перемены: была отменена стипендия. Быков бросил учебу и пошел работать.

    Война

    В 1941 году герой сегодняшнего повествования сдал экстерном экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине. Василь Владимирович Быков - представитель поколения, которое война уничтожила почти полностью.

    На фронте он был взводным, то есть занимал одну из самых опасных офицерских должностей. Дважды получал ранение, имел несколько наград. Выжил Быков чудом. В Кировоградской области есть братская могила, на который некоторое время значилось его имя. Мать будущего писателя получила похоронку. Только спустя годы узнала, что сын жив.

    После боя он попадал в госпиталь, оттуда его направляли снова на фронт. Он сражался на родной земле, в Румынии, Австрии, Венгрии. Как сказал Чингиз Айтматов, судьба сберегла Василя Владимировича Быкова для того, чтобы он смог написать книги от имени целого поколения.

    Репортер

    После Великой Победы он прослужил в армии еще десять лет. Бывал на Украине и на Дальнем Востоке. В 1955 году устроился работать корреспондентом в газету «Гродненская правда». Писал очерки и фельетоны. Совсем скоро, в 1956 году, в местной печати начали появляться первые художественные произведения Василя Владимировича Быкова. Книги его были большей частью посвящены партизанам, солдатам и все тем, кто пострадал о фашистской оккупации. Но есть в его библиографии несколько произведений, не затрагивающих тему войны. Так, в самом начале своего творческого пути он издал небольшой сборник юмористических рассказов.

    Творчество

    Сам Быков считал, что его писательство началось в 1951 году. Будучи на Курилах, он написал два рассказа: «Обозник» и «Смерть человека». Именно с этого времени война стала не только главной, но и почти единственной темой его литературного творчества. Он изображал в своих произведениях людей, оказавшихся в экстремальных условиях, пограничные ситуации между смертью и жизнью, которые почти всегда завершаются гибелью. Его герои находятся на пределе своих нравственных и физических сил.

    Фронтовая повесть

    Одна из самых известных книг Василя Владимировича Быкова - «Сотников». Жанр произведения - фронтовая повесть. Высокая художественная ценность его книг заключается в том, что автор смог рассказать читателям не только о лишениях и невзгодах советских людей в годы ВОВ, но и о мучительных нравственных испытаниях, которые многим пришлось пережить.

    Для того чтоб сделать правильный выбор в экстремальной ситуации, нужно обладать душевной прочностью. Иногда сознание своего долга и чувство ответственности заставляют человека совершать немыслимые поступки. Так, в повести «Волчья стая» Левчук спасает младенца. В «Дожить до рассвета» лейтенант Ивановский сражается даже после тяжелого ранения. В повести «Сотников» Василь Владимирович Быков поведал о зыбкости нравственных устоев, о том, как парень, по сути, неплохой, совершает сделку с совестью, становится предателем.

    Лейтенантская проза

    В начале шестидесятых было опубликовано несколько произведений. Все они имели успех. Это повести «Журавлиный крик», «Фронтовая страница» и «Третья ракета», которая поставила автора в один ряд с самыми талантливыми писателями-фронтовиками. Примерно в это время возник в отечественной литературе такой термин, как «лейтенантская проза». Произведения представителей нового жанра оказали большое влияние на духовную жизнь в шестидесятые. Правда, критики встретили лейтенантскую прозу в штыки.

    Критика

    Нападки со стороны официальной цензуры пришлось испытать многим писателям, в том числе и Быкову. Большинство произведений он печатал в журнале «Новый мир». Это издание, которым руководил Твардовский, долгое время было главным объектом сокрушительных атак цензоров. Особенно жесткой критике подверглись произведения «Атака с ходу», «Мертвым не больно», «Круглянский мост». Последнее появилось в книжном издании лишь спустя десять лет после создания. «Атака с ходу» - только в начале восьмидесятых. Повесть «Мертвым не больно» издана была через 23 года после написания.

    Прошло более полувека после создания самых известных произведений Быкова. Война давно закончилась, почти не осталось свидетелей и участников тех страшных событий. Но повести Василя Быкова все так же актуальны. Все дело в их народности, простоте. Ведь рассказывал этот писатель не о бесстрашных героях, а об обычных людях.

    Быкова интересовала прежде всего не сама война, не технология боя, а нравственный мир человека, его душевные качества. Партизанское движение, о котором он так часто писал, не могло быть без народной поддержки людей, которые не желали жить под игом фашистов. Таких было немало. Пренебречь ролью простых людей в борьбе с оккупантами Василь Быков не мог.

    В повести «Круглянский мост» речь идет о сыне полицая, который стыдится своего отца, мечтает уйти к партизанам. Правда на стороне последних. И она сильнее отцовского авторитета.

    Быков и русская литература

    Он писал на родном языке. В начале семидесятых начал сам переводить свои произведения на русский. Сегодня его творчество - часть русской литературы. Более того, нравственно-философский характер его произведений оказал влияние на развитие отечественной прозы. За повесть «Дожить до рассвета» писатель был удостоен государственной премии. В середине 70-х он получил еще две почетные литературные награды.

    Единственная романтическая повесть Быкова - «Альпийская баллада». Но и она посвящена солдату. Солдату, спасшему любимую ценой своей жизни.

    Последние годы

    В девяностые писатель подвергся преследованиям властей. В Белоруссии был установлен режим, против которого Быков не раз выступал весьма резко. Его перестали издавать. В конце 90-х Василю Быкову пришлось покинуть родную страну. Полтора года он прожил в Финляндии, где плодотворно работал. Затем переехал в Германию. Вернулся на родину незадолго до смерти. Василь Быков ушел из жизни в 2003 году.


    Василий (Василь) Владимирович Быков родился в 1924 году в белорусской крестьянской семье, в деревни Череновщина Витебской области. В предвоенные годы поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, одного из лучших учебных заведений страны. Но в 1940 году вследствие отмены стипендии Быков вынужден бросить учебу и искать заработок, чтобы прокормить семью. Война застала его на Украине. Воевал он командиром сначала стрелкового взвода, затем взвода автоматчиков и взвода противотанковых пушек. Был дважды ранен, имел заслуженные награды. Буквально чудом спасся на Кировоградчине, где до самого последнего времени стоял обелиск, над братской могилой которого было высечено и его имя. Быков узнал об этом через много лет после окончания войны, побывав на месте кровавых боев, а спас его тогда счастливый случай. Тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут уничтожили фашистские танки. Подобрали его потом, видимо, санитары другой части, а в полку, где он воевал, посчитали погибшим, отправив матери «похоронку».


    После войны Быков служил на Украине, в Белоруссии и на Дальнем Востоке. Осенью 1955 года начал работать в «Гродненской правде», писал корреспонденции, очерки, фельетоны. А с 1956 года в республиканской печати стали появляться его рассказы. Однако свою литературную судьбу Василь Быков исчисляет с 1951 года, когда на Курилах он написал рассказы «Смерть человека» и «Обозник», опубликованные несколько лет спустя. Вместе с тем первый исследователь творчества В. Быкова Н. Буран отмечал, что в 1949 году в «Гродненской правде» были напечатаны два рассказа – «В тот день» и «В первом бою», которые никогда не переиздавались. Видимо, это связано с тем, что Быков свой ранний литературный опыт счел нужным не включать в творческий период. Война станет не только главной, но почти единственной темой писателя. На вопрос, почему он только пишет о войне, В. Быков отвечал: «Вероятно, потому, что прошедшая война всеобъемлюща и там всему было место… Во время войны, как никогда, ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев».


    В произведениях Быкова нет ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. «Меня интересует, - писал он, - в первую очередь, не сама война, даже не ее быт и технология боя, хотя все это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа». Пространственно-временная организация произведений Быкова сосредоточена на экстремальных ситуациях, пограничных между жизнью и смертью. Человек в данных условиях всегда оказывается на крайнем пределе своих нравственных и физических сил. Шаг за шагом ведет Быков своих героев через цепь жестоких обстоятельств, постепенно обнажая то главное, что в них заложено, - силу духа, непоколебимость убеждений, нравственную бескомпромиссность в одних, малодушие, беспринципность, душеную черствость, жестокость в других. Таким образом, именно мораль и нравственность определяют поведение и выбор человека в критических ситуациях. Раннее творчество Быкова относится к гг. В первом рассказе, по мнению писателя, «Смерть человека» мир простирается не далее, чем достает взгляд тяжело раненного, лежащего на земле солдата. Поначалу это высокая лесная трава, кусты папоротника, ветви молодой ольхи над головой. Потом, когда он двинется к дороге, увидит страшные следы недавнего боя. Таким образом, войны в этом рассказе ровно столько, сколько вмещает, несет в себе этот человек.


    На первом этапе творческого пути трагическая коллизия была заявлена в самом названии произведения, например, «Смерть человека», «Последний боец», «Утрата», «Мертвым не больно» и др. Даже, казалось бы, нейтральный заголовок повести «Журавлиный крик» создает, с одной стороны, аллюзию древних сказаний о птицах, уносящих с собой души погибших, с другой – символ разлуки, прощания. В годах Быков напишет несколько «мирных» рассказов, связанных с памятью о войне, - «Ночью», «Следы на земле», «Непогода», «Счастье» и др. И только с повестью «Журавлиный крик», написанной в 1959 году, писатель вернется к изображению войны и откроет для себя новую «единицу» художественной мысли – жанр повести. Через несколько лет Быков скажет об этом выборе следующее: «Принимаясь за новую вещь, я знаю наверняка, что это будет повесть… Я не ощущаю тесноты в этом обжитом мною жанре. Я думаю, что это очень емкая форма прозы». В 1962 году в журнале «Дружба народов» были опубликованы три повести «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (на белорусском языке – «Измена» (1960) и «Третья ракета» (1961), которая принесла начинающему писателю широкую известность и была удостоена республиканской премии имени Якуба Коласа. К данному этапу также принадлежат и повести «Альпийская баллада» и «Западня» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969) и др. В «Журавлином крике» все события – несколько часов из жизни небольшой группы бойцов осмыслены писателем в аспекте отношения героев к своему военному долгу. При исследовании характеров в структуру локальной повести (ограниченное пространство, краткое время действия) писатель вводит «принцип бинокля», приближенный непосредственно к читателю. Укрупненный план видения героя позволяет выделить в характере главное.


    Принцип организации повести «Журавлиный крик» обусловлен целью – проанализировать мотивы поведения людей, героизма и трусости, колебания между долгом и страхом. В повести, состоящей из глав-новелл, посвященных каждому из персонажей, раскрывается противоречивость, сложность внутренней жизни Пшеничного, Глечика, Фишера. Пространственно-временные границы повести «размыкаются» отступлениями в прошлое героев, в довоенную жизнь. В ретроспекциях-воспоминаниях открывается «история» характера, его формирование. В повести «Фронтовая страница» заметно усложнение самой ситуации, в которой проверяются моральные возможности человека: нравственный «поединок» троих солдат, возвращавшихся к своим после неудачного боя. Блищинскому, вставшему на путь предательства, противопоставлены Щербак и Тимошкин, люди мужественные, честные, принципиальные. Раздумья Тимошкина о будущем – важнейший фрагмент повествования в раскрытии идейного содержания и общего пафоса повести. Есть основание говорить о публицистичности данного фрагмента, когда частные размышления Тимошкина о будущем переходят в общий, авторский план философско-публицистического осмысления происходящего. В творчестве Быкова важнейшей частью сюжетов стало постоянное преодоление героями военного пространства, требующего полной отдачи жизненных сил и абсолютной сосредоточенности на сиюминутном действии («Волчья стая», «Альпийская баллада», «Сотников», «Дожить до рассвета» и др.). Так, события повести «Круглянский мост» начинают разворачиваться только у самой цели, у моста. Однако писателю важно было показать какое трудное, полное опасностей пространство преодолела группа партизан-подрывников. Поэтому в композиционно-повествовательной канве их путь не мог быть опущен или только обозначен, как техническая подробность.


    Таким образом, обстоятельства, в которых действуют герои Быкова, изменчивы, неожиданны, полны превратностей и трагических поворотов. Вместе с этим в них отсутствует всякая Степень условности, они полностью принадлежат военному времени и пространству. Эти обстоятельства либо связаны с трудностями определенного периода войны («Журавлиный крик», «Дожить до рассвета»), либо с ходом военных действий на каком-то отрезке фронта («Фронтовая страница», «Третья ракета», «Мертвым не больно»). Второй этап творчества, принесший Быкову официальное признание и мировую известность, начинается с 70-х гг. В это время были написаны повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978). Своеобразие творческой манеры Быкова заключается в том, что каждое его произведение при всей своей самостоятельности, полноте и завершенности, в то же время является определенного рода продолжением его предыдущих книг. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в повестях так называемого «партизанского» цикла: «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Волчья стая» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978). В них, как и в других произведениях, Быков стремится показать те нравственные компоненты духовного мира человека и те грани характера, которые предопределяют его поведение, раскрывая силу или слабость, героизм или предательство.


    Среди «партизанских» повестей нет ни одной, где бы не были изображены дети. Еврейская девочка Бася и дети Дёмчихи («Сотников»), Витька, погибший на мосту («Круглянский мост»), Володька, тихо умерший в лесной землянке («Волчья стая»), мальчики Мороза («Обелиск») – все они редко оказываются в центре авторского внимания, но всякий раз в их изображении сквозит боль и острое чувство их беззащитности перед тем, что должно случиться. Своеобразным переходом к современному этапу (80-90-е гг.) становится «Знак беды» (1982), затем последуют повести «Карьер» (1986), «В тумане» (1987), «Облава» (1990), «Стужа» (1993). В эти годы Быков открывает для себя новый идейно-тематический диапазон с ярко заявленной эпической тенденцией, с обращением к эпохе 30-х гг.В повести «Знак беды» писатель расширяет горизонты своего творческого поиска, художественно исследуя новые пласты народной жизни. В 1986 году за это произведение Быков получил Ленинскую премию. Одним из первых, кто откликнулся на появление «Знака беды» был Г. Бакланов, верно отметивший, что «ни в одном из его (Быкова) прежних вещей не был так естественно передан простой ход жизни». Впервые прошлое героев, несущее важнейший дополнительный смысл и историческую глубину, обрело художественное равноправие с настоящим. Таким образом, Быков показал связующую роль событий, во многом определившую судьбу поколения, судьбу страны. Не случайно в самом начале повести он говорит о «неподвластной времени всеохватной человеческой памяти, наделенной извечной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее и будущее».


    В этот период в творчестве Быкова на смену «героической» ситуации приходит ситуация «тупиковая». Однако следует отметить, что она возникала и раньше в рассказе «Проклятье» и в повести «Западня». Но с новой силой эта сюжетная коллизия проявится в повестях «Облава», «В тумане», «Стужа», герои которых оказываются в тупике, западне, у последней черты, где даже героической смертью ничего не докажешь и не поправишь. Выбор военной темы Быковым обусловлена двумя причинами: исторической (люди должны знать, какой человеческой ценой была завоевана победа над фашизмом) и современной (как он сам подчеркивал) – мы не ходим сегодня в разведку, но нам и сейчас нужны те нравственные принципы, которые питали в годы войны героизм, честность, мужество, чувство ответственности и т.д. И если в начале творческого пути писатель прославляет подвиг человека, сражающегося до последней капли крови, то позднее он будет анализировать истоки этого подвига – неисчерпаемые нравственные возможности человеческого духа. В этом смысле показательно движение сходных по сюжетной коллизии произведений – от романтического рассказа «Смерть человека» к исполненной глубочайшего реалистического психологизма повести «Дожить до рассвета».


    Награды Ленинская премия (за повесть «Знак беды»; 1986) Государственная премия СССР (за повести «Дожить до рассвета» и «Обелиск»; 1974) Государственная премия БССР имени Якуба Коласа (за повести «Волчья стая», «Его батальон»; 1978) Литературная премия БССР имени Якуба Коласа (за повесть «Третья ракета»; 1964) Народный писатель Беларуси (1980) Герой Социалистического Труда (1984) Орден Ленина (1984) орден Отечественной войны 1 степени (1985) орден Дружбы (1994) орден Трудового Красного Знамени (1974) орден Красной Звезды (1944) Медали, в том числе: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне гг.» Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне гг.» Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне гг.» Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне гг.» Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне гг.» Медаль Франциска Скорины (1994)

    Василь Владимирович Быков 19 июня 1924 родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области белорусский писатель и общественный деятель участник Великой Отечественной войны капитан. Начиная с повести Дожить до рассвета 1972 Быков сам переводит свои произведения на русский язык но гораздо важнее то что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы русского литературного процесса.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Биография В.В. Быкова………………………………………………………..4

    2. Творчество В.В. Быкова………………………………………………………..5

    3. Публикации в собраниях сочинений………………………………………….9

    Заключение……………………………………………………………………….10

    Список использованных источников…………………………………………..13

    Введение

    Василь Владимирович Быков (19 июня 1924) родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области — белорусский писатель и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, капитан.

    Большинство произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

    Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

    Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика. Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

    Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.
    После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) — посвящено партизанской войне в Белоруссии. 1 Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложненнее, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

    1. Биография В.В. Быкова

    Василий Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

    Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. 2 Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941—1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

    Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

    1. Творчество В.В. Быкова

    Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал в Минск), Быков отдается литературному творчеству. Одна за другой публикуются его повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм». Такого рода нападки в полной мере пришлось испытать Быкову - ему доставалось еще и за то, что большинство своих вещей он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, который был главным и постоянным объектом сокрушительных атак охранителей идеологической стерильности и ярых противников правды в литературе. «Работа с Твардовским была для меня незабываемой школой литературы..., - вспоминал писатель. - Мы постигали высоту его идеалов, освобождаясь от остатков провинциального верхоглядства, учились не бояться несправедливой жестокости критических приговоров». Особенно жестоким нападкам подверглись повести Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский мост» (1969) - по команде сверху в самых авторитетных органах печати были напечатаны разгромные с политическими обвинениями статьи, заушательские коллективные письма. В результате книжное издание повести «Круглянский мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» - через 18, «Мертвым не больно» - только через 23 года.

    Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.

    После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) - посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложнена, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

    Проза В. Быкова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, прозы - все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства. 3

    Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей «второй волны», многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.

    Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.

    Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой - опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.

    Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу - именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

    Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

    Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

    В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973), в 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

    С приходом к власти в Белоруссии А.Г.Лукашенко Быков, выступивший с резкой критикой установившегося в стране режима, подвергся преследованиям властей, повторяющим направленную против него в 1960-е годы кампанию: его перестали издавать, шельмовали в средствах массовой информации.

    Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

    Он вынужден был в 1998 уехать из Минска, по приглашению пен-клуба Финляндии прожил полтора года в Хельсинки и плодотворно работал, в 2000 переехал в Германию. В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья яма», посвященную последствиям, как всегда у Быкова прежде всего нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена». Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача - фильм «Восхождение» (1977, режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».

    1. Публикации в собраниях сочинений

    Первые рассказы Быкова, появившиеся в сборниках сочинений, были не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: «Счастье», «Ночью», «Фруза».

    Впервые произведения Василия Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году. Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова. Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского лада.

    Большая часть творчества Василия Быкова была посвящена событиям Великой Отечественной войны.

    В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.

    Известность Василию Быкову принесли такие произведения как «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Аклава», «Мертвым не больно», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды». В Минске вышли мемуары Василия Быкова «Долгая дорога домой».

    Многие произведения Василия Быкова послужили сценарием к кинороманам. На творческом наследии Василия Быкова воспитывалось не одно послевоенное поколение. 4

    За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

    Заключение

    Василий Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести.

    Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

    Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении.

    В. Быков увлекался в свое время толстовской теорией непротивления злу насилием. В. Быков присущ интерес ко всему запредельному и вечному. Именно поэтому он обращается к теме жизни и смерти, затронутой в повести Толстого “Смерть Ивана Ильича”. В этом произведении смерть изображается как экстремальная ситуация, перед лицом которой человек оценивает всю свою жизнь.

    По мироощущению В. Быков ближе всех был А. Чехов. Это объяснимо, поскольку в творчестве последнего уже ощущаются философия и психология XX века. Чехов предвосхищает новое столетие. Быкова перенял у своего старшего современника интерес к жизни обычного человека не маленького или великого, а среднего. Следом за Чеховым писатель показывает, как засасывает людей жизнь в российской глубинке. Писатель не видит возможности что-либо изменить. Единственная ценность, способная поддержать человека, - это вспышка любви.

    Обращение к творчеству В. Быкова позволяет понять, как шло развитие русской литературы в начале XX века, как известным проблемам придавалось оригинальное звучание. Ничто не возникает из пустоты, а уж тем более искусство. Оно всегда опирается на достигнутый опыт, открывая новые горизонты. Безусловным доказательством этого явились произведения В. Быкова.

    В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

    Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма. Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.

    Список использованных источников

    1. Адамович А. Василь Быков. Мінск: Беларусь, 1986. 375 с.

    2. Быков В. собрание сочинений. В 4 томах, М.,Л.,1988.

    3. Быков В. Повести. Пермь, кн. изд., 1976. 428 с.

    4. Гимпелевич, З. Василь Быков: Книга и судьба. М., Новое литературное обозрение, 2011. 194 с.

    5. Дедков И. Василий Быков. Повесть о человеке, который выстоял. - М.: Советский писатель, 1990 г. 307 с.

    6. Казак В. Лексикон русской литературы XX века 1917. М.: РИК «Культура», 1996. 492 с.

    7. Лазарев Л. Василь Быков. Очерк творчества. М., 1979. 429 с.

    8. Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г. 790 с.

    9. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г. 568 с.

    10. Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. 430 с.

    1 Адамович А. Василь Быков. Мінск: Беларусь, 1986. Стр. 214.

    2 Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г. стр. 561.

    3 Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. Стр. 225.

    4 Быков В. собрание сочинений. В 4 томах, М.,Л.,1988.

    PAGE \* MERGEFORMAT 2

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    16428. .э.н. Суслов Денис Владимирович к. 16.59 KB
    Хабаровск Региональный аспект реформы валютного регулирования в КНР В последнее время проведено большое количество исследований касающихся оценок различного рода внешнеэкономических эффектов генерируемых динамикой курса юаня. К настоящему времени недооценка китайской национальной валюты является значительной: текущий курс юаня превышает реальный по паритету покупательной способности более чем в два раза на протяжении 1990–2008 гг.1 Существенная недооценка юаня по отношению к доллару США и другим валютам поддерживала значительный уровень...
    3414. Творчество Ле Корбюзье 12.42 KB
    Среди наиболее значимых фигур мировой культуры XX века Ле Корбюзье (1887-1965) занимает особое место. Создатель «мира, который жаждет родиться», автор радикальных архитектурных и градостроительных идей, он достиг подлинных высот совершенства во многих областях творческой деятельности и создал более 400 проектов
    12885. Сонатное творчество Ф.Э. и И.К. Баха 606 KB
    Обозначить общие тенденции развития инструментальной музыки XVII-XVIII вв.; Рассмотреть возникновение и развитие жанра сонаты в скрипичной и клавирной музыке; Выделить композиционные и структурные особенности старинной сонатной формы; Проанализировать сонаты Ф.Э. и И.К. Баха;
    1343. Творчество Нико Пиросмани 32.05 KB
    В казалось бы бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Краткие биографические сведения о Нико Пиросмани Нико Пиросмани настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили великий грузинский художник XX века. По легенде первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно а других заказов не получили. В той среде в которой Пиросманашвили находился он имел устойчивую репутацию психически...
    2603. ТВОРЧЕСТВО А.Д. КАНТЕМИРА И В.К. ТРЕДИАКОВСКОГО 44.53 KB
    Полутатарин-полугрек по происхождению русский по воспитанию и гражданским идеалам европеец по образованию и убеждениям Кантемир был первым писателем XVIII века который сочетал в своем творчестве резкую критику патриархальных нравов современного ему русского общества с пропагандой в Европе знаний о достижениях...
    2570. СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.Н. РАДИЩЕВА 55.95 KB
    Всё спасает всевидящее око Правдина восстановляя справедливость но сколько Правдиных понадобилось бы чтобы исправлять таким образом зло рассеянное по всем уголкам России В том разница и заслуга Радищева что он указывает не только на зло но и на средство к его уничтожению. 15 июля началось слушание дела Радищева в суде. Павел I отменил все распоряжения Екатерины и вернул Радищева из Сибири только не в столицы а на жительство в калужское имениеотца село Немцово под надзор полиции где создавались поэмасказка Бова...
    19616. Биография и творчество Айседоры 61.14 KB
    В автобиографии она так говорит о своем рождении: Характер ребенка определен уже в утробе матери. Она ничего не могла есть кроме устриц которые запивала ледяным шампанским. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. К восьмидесятым годам классический танец вернулся в исходную точку а современный танец или к этому времени уже contemporry dnce стал высокотехничным оружием профессионалов недалеким от политики.
    13408. Переход от средневековья к Возрождению. Творчество Данте 19.69 KB
    Творчество Данте. Биографические данные Данте. Ярким примером перехода от средневековой культуры к ренессансной стало творчество Данте. В творчестве Данте сочетаются мировоззренческие основы средневековья и новые гуманистические взгляды.
    10068. Творчество Джона Стейнбека после 1945 года 80.45 KB
    Интерес к творчеству Дж. Стейнбека как в Америке, так и в нашей стране возник в конце 30-х годов. В США одними из первых появились статьи и эссе Э. Ричардса, X. Мара, К. Джонса, Ван Дорена, Э. Уилсона. В них писатель предстает как реалист, который в своих произведениях затрагивает многие проблемы американского общества: экономический кризис, обнищание фермеров, потерю нравственных ориентиров.
    6738. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ 10.68 KB
    В современных условиях творческий педагог это прежде всего исследователь обладающий следующими личностными качествами: научным психологопедагогическим мышлением высоким уровнем педагогического мастерства определенной исследовательской смелостью развитой педагогической интуицией критическим анализом потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и...

    В своих произведениях - повести «Журавлиный крик» (1960), рассказах «Смерть человека» (1957), «Двадцатый» (1958) и др. - писатель изображает героизм фронтовых будней, мужество солдат. Этой же теме посвящены и произведения последних лет - книги «Третья ракета» (1962), «Мертвым не больно» (1966), «Дожить до рассвета» (1974), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Его батальон», «Знак беды» (1983), «Карьер» (1988), «В тумане» (1989). Василь Быков стал участником войны в 18 лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, затем истребительная противотанковая артиллерия. Был ранен, считался без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Писатель, отвечая на вопросы журналистов, говорил: «Я всегда писал о том, что видел и пережил сам, что пережили мои товарищи. Конечно, в моих книгах нет буквального воспроизведения жизненных ситуаций. Но все, о чем я пишу, так или иначе было». Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати.

    Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Мороза; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение. Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время. Содержание произведения не исчерпывается обращением к прошлому. В повести писатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших. Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья.

    Автор строг к себе и своему поколению, 78 потому что подвиг периода войны для него - основная мера гражданственной ценности и современного человека. На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода.

    В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как и Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.

    У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает больше: он проник в нравственную сторону поступка Мороза. «Не будем учить мы - будут оболванивать они» - вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, - ложь.

    Но не сомневался в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей. И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех - и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам.

    Ткачук, узнав, что один из них, Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать». В повести намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый. " Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала.

    Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться. Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.