Плывущая походка, которая заворожила мир. Плывущей походкой: почему сериал «Березка» обречен на успех Специфический признак: одна нога сильно шлепает по полу при ходьбе


Ольга Дубро

Обозреватель Tricolor TV Magazine

В понедельник на телеканале «Россия 1» состоялась премьера сериала «Березка» , приуроченная к 70-летию легендарного ансамбля русского народного танца. Под песни и пляски рассуждаем, почему же сериалы про жизнь в СССР так популярны и чем «Березка» отзывается в русской душе.

Сериал «Березка» рассказывает о трех девушках, мечтавших танцевать в знаменитом коллективе

За последние лет пять (возьмем за точку отсчета 2013 год и сериал «Оттепель») наметился тренд – снимать сериалы про символы советской эпохи. Казалось, после «Оттепели» показать что-то на уровне будет сложно. Сложно, но возможно. В прошлом году прогремела детективная мелодрама «Гостиница “Россия”» . Теперь на очереди «Березка», и по всем признакам сериал тоже ждет успех.

Во-первых, актерский состав. Михаил Ефремов, Мария Порошина, Алексей Серебряков , Нина Усатова, Лидия Вележева – имена сразу сообщают о масштабе ленты. Крохотной ложкой дегтя можно считать местами натянутую игру молодых актеров, но старшие коллеги с лихвой компенсируют шероховатости диалогов. Лидия Вележева в роли худрука и хореографа Надежды Светловой убедительна и гармонична. А добрый и влюбленный кагэбэшник в исполнении Серебрякова – фигура почти символическая. За ним стоит попытка исправить недобрую репутацию работников органов.

Во-вторых, танцы. Плывущий шаг – это действительно впечатляюще. Даже если русский народный танец не ваш любимый стиль, все равно мастерство дроби и хороводов достойно восхищения.

С народными танцами, особенно русскими, вообще интересная история. Смотреть на них дольше трех минут сложно – слишком медленно развиваются события на сцене. Не зря в шоу «Танцы» народников не жалуют – показать что-то захватывающее действительно сложно просто в силу скудного набора движений.

Смотрите сериал «Березка» на телеканале «Россия 1» по будням в 21:00

Но если повезло увидеть танец профессионалов из «Березки», тут не до оценочных суждений. Тут смотришь и думаешь: это они движутся или сцена под ними вращается? А сложная навигация всего коллектива по сцене с переходами и перехватами – это вам не ручеек на свадьбе изображать.

В-третьих, костюмы и атмосфера 80-х годов. Ситцевые платья в мелкий цветочек, студенческое общежитие, алые костюмы русских красавиц, такие же алые пионерские галстуки, быт советских провинций и лучших столичных домов, патриотические плакаты – в общем, не сериал, а сказка для визуалов.

Интересно наблюдать за линиями главных героев. Гордая и пробивная провинциалка Варя – ну просто портрет эпохи, который, кстати, остался почти без изменений. Разве что романтичное платьице сменилось на лосины и топы D&G. Хищница Эдита – о, все при ней: и лицо, и фигура, и готовность идти по головам ради места потеплее. И коренная москвичка Лена – тепличное растение, которое стремится выбраться из материнского гестапо.

Единственный вопрос, который назрел после просмотра: почему же мы так ностальгируем по Советскому Союзу? И я сейчас не про бабушек, которые еще Сталина помнят. Даже люди, которые родились на закате советской эпохи, с нежностью вспоминают батон за 13 копеек . И фотографируют на пленку ради лампового и зернистого эффекта ретро. Как будто у них нет камер с самым крутым разрешением.

Ведь понятно, что юбилей танцевального ансамбля, пусть и легендарного, – это еще один повод показать, как было ТОГДА. Какие люди жили, как отношения строили, как переживали проблемы, которые, кстати, и сейчас актуальны. Все решают связи, все хотят пробиться – разве сейчас не так? Только почему-то интереснее наблюдать и снимать, как все происходило 30-40 лет назад. Как будто режиссеры отыгрываются за все фильмы о жизни в СССР, когда-то положенные «на полку».

В общем, как поет «Ундервуд», «очень хочется в Советский Союз».

***
Хореографический ансамбль «Березка» -
танцевальный коллектив,
признанный национальным достоянием.
Почти 70 лет своим танцем рассказывает
миру о том, что такое красота по-русски.


ансамбль «Берёзка» -
хореографический ансамбль
русского народного танца,
созданный в 1948 году
Надеждой Сергеевной Надеждиной,
с июня 2000 года носящий имя его создателя -
Государственный академический хореографический
ансамбль «Берёзка» им. Н. С. Надеждиной.


Название ансамбля взято от первой
постановки русского девичьего хоровода
«Берёзка» (1948) на музыку русской
народной хороводной песни
«Во поле берёзонька стояла…».
Чуть позже Н. С. Надеждина скажет:

«В центре любой нашей работы, будь то лирический хоровод или веселая пляска - поэтический образ русской девушки… Мы хотим, как можно ярче отразить чистоту и величие русского народного искусства. Это источник вдохновения для нашего ансамбля».



Тридцать лет Надежда Сергеевна являлась художественным
руководителем коллектива и от своих слов
не отступалась никогда.
Наверно, это тоже в какой-то мере объясняет
феномен «Березки», которая очень быстро стала
одним из своеобразных и прекрасных символов России.


Первоначально коллектив являлся женским (до 1959 года)
Хоровод как высокое искусство.
Простой девичий круг как вершина хореографического
мастерства. Ансамбль «Березка» впервые
«проплыл» по сцене под музыку «Во поле березонька стояла»
в 1948 году. С тех пор поэзия старинного
русского хоровода и образ русской девушки -
отличительная особенность коллектива.


В дальнейшем Н. С. Надеждиной были поставлены
такие шедевры русской народной хореографии как:
Вальс «Берёзка», «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица»,
«Сударушка», «Большой казачий пляс», «Балагуры»,
«Праздничная плясовая», «Холостяки», «Сибирская сюита»,
« Ямщики», триптих «Русский фарфор»,
цикл хореографических композиций «Времена года» и другие.
Надеждинская «Берёзка» явилась настоящим
открытием в сценическом воплощении русского
народного танца.
Она - родоначальница не только совершенно
особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии.


Выступления ансамбля «Берёзка» имели и имеют большой
успех в России и в зарубежных странах.
Визитной карточкой ансамбля является знаменитая
«плывущая» походка, техника которой хранится в секрете.


Успех с первого шага.
Чтобы встретиться со своим зрителем,
«Березке» понадобилось выйти на сцену лишь раз.
Успех к коллективу пришел после первого
столичного концерта - в театре «Эрмитаж».
А впервые 16 молодых колхозниц Калининской области
свой знаменитый хоровод исполнили
на сельском фестивале талантов.


Девушки с картинки.
Будущую «Березку» создатель коллектива -
балерина и хореограф Надежда Надеждина -
увидела еще в детстве.
Изображенные на старинной литографии девушки
в сарафанах с веточками березы стали мечтой -
вывести на большую сцену русский хоровод.
Создать на основе народного по-настоящему уникальный танец.


Образ березки списан с природы.
Сарафан в пол. Основа костюма, в котором исполняется
коронный номер. Длинный костюм скрывает ноги,
и кажется, что девушки плывут по сцене.
Добавляет нежности белая блуза с кружевным
«окошком» на рукаве, голубой, как небо,
платок в одной руке и зеленая веточка березки в другой.


Медаль мира.
«Не надо читать двести томов о России, достаточно
посмотреть один концерт «Березки», и вы увидите,
что такое русский нрав, русский характер,
русское начало...» -
писала французская пресса после гастролей
ансамбля в Париже. Всемирный совет сторонников
мира в 1959 году присудил коллективу свою золотую медаль.


80 стран.
Русская «Березка» побывала почти
на всех континентах. Прошла своим загадочным
шагом тысячи километров по сценам Японии, Франции,
Аргентины, Швейцарии, Кореи, США.
Выступала в самых экстремальных условиях: к примеру,
в Греции на жаре в 40 градусов танцевала «Масленицу»
в тулупах, шапках и валенках.


16 лет скитаний.
Уже будучи известным на весь мир, коллектив долго
репетировал на съемных площадках: на ледяном полу
в ДК «Серп и Молот», в зале на Волгоградском проспекте.
Нынешнее помещение в Леонтьевском переулке коллектив
получил лично от Владимира Путина.
Президент увидел выступление «Березки» в Китае.


Костюмы «Березки»
весят около двух с половиной тонн.
За два часа хороводов и плясовых девушки меняют
сарафаны и головные уборы более 20 раз.
Всего же у коллектива около двух тысяч костюмов.
Каждый - настоящее произведение искусства из бархата,
шифона, кружева или батика, расшитый тесьмой и бисером.


Не просто танец.
«Березка», «Прялица», «Карусель», «На осенней ярмарке»,
«Сударушка», «Лебедушка», «Сибирская сюита».
Хореографические новеллы придумывала
сама Надежда Надеждина.
Сначала у коллектива появился неповторимый стиль,
через десять лет - мужской состав, а затем
и оркестр народных инструментов.


Из балерин в березки.
В ансамбль приходят выпускники хореографических
училищ. И все равно танцовщиц приходится
переучивать: в ансамбле особая школа.
Ценится музыкальность, техническое мастерство,
красота, ум, фактура.
Главная тайна, которую приходится постигать новичкам,
- плывущий шаг.
И это мастерство держится в секрете.


«Мы танцуем только русский репертуар, но мы отличаемся от всех фольклорных коллективов тем, что основатель коллектива, Надежда Сергеевна Надеждина, создала жанр авторских произведений, которые используют текст, хореографию, мысль, русскую идею. У нас нет танца ради танца. Наши артисты должны мыслить, они должны быть интеллектуалами, добиваясь при минимальном жесте максимального выражения чувств».
Мира Кольцова, народная артистка СССР, художественный руководитель ансамбля «Березка»

Ансамбль "Берёзка", танец "Узоры"

На сцене БКЗ выступал ансамбль, который не нуждается в представлении. «Березка» стала популярной еще полвека назад, объездив весь Советский Союз, и даже завоевала поклонников за границей. И все это время многие пытались разгадать секрет знаменитой плывущей походки.

Корреспондент НТВ Константин Борошнев уверен, что ему это удалось.

Без костюмов увидеть легендарный плывущий хоровод — случай редчайший. Худрук «Березки» Мира Кольцова журналистов на подобные прогоны обычно не пускает. То, что происходит на концерте под юбками солисток, — тайна с 60-летней историей.

Плывущий шаг прославил «Березку» в день первого выступления — в далеком 1948-м. С тех пор на репетициях девушки танцуют в полсилы, а на концертах прячут ноги под красные народные сарафаны «в пол».

Ольга Решетникова, зав. постановочной частью ансамбля «Березка»: «Эти костюмы — наша визитная карточка. Как вы могли заметить, на всех на афишах, на всех буклетах присутствует именно этот костюм. Потому что с него все начиналось».

Коллектив, который так боится плагиата, сам начинал с копирования. Фирменный хоровод — это почти слепок танца колхозниц Калининской области. Повторить его пытались еще многие отечественные ансамбли. Но «Березка» за авторское право держится крепко.

Мира Кольцова, худрук ансамбля «Березка»: «Если плагиатом занимаются коллеги, которые претендуют на название академических или знаменитых, это печально. Они говорят: „Мы имеем право подражать, копировать, взять цитату из мастера“ Нет! Это неправильно, надо это все перенести через себя, через свой коллектив».

Это проникновенное отношение к танцу коллективу прививают регулярно. Не глядя на стаж и регалии. Даже Ксения с Натальей (в «Березке» каждая больше десяти лет) ежедневно получают профессиональные Ц.У. от художественного руководителя.

Наталья Просикова, солистка ансамбля «Березка»: «Осанка, походка — это все дает о себе знать. И девушки выделяются. Взгляд может быть какой-то, жесты, еще что-то… даже в общении. У нас в ансамбле этому воспитанию уделяется большое внимание. Мира Михайловна над этим работает очень серьезно».

Демонстрировать фирменный шаг барышни отказались даже без камеры. Сославшись на высокие каблуки и недопустимые для образа джинсы. Все, говорят, надо смотреть непосредственно из зрительно зала, иначе эффект будет не тот.

Секрет, над которым бьется уже не одно поколение хореографов, говорят, очень прост. Все дело в том, что солистки «Березки» в хороводе через каждый шаг делают особенное движение, аккуратно подталкивая подол сарафанов. Таким образом добиваются их плавного покачивания. И соответственно, легендарного плывущего шага.