По Булгакову: пять актуальных постановок классических текстов. Морфий Спектакль по булгакову


Очень понравилось. Необычно. Несколько раз за спектакль менялось мнение об этом действии на сцене. Но когда все закончилось,стало понятно что все это было необычно увлекательно и замечательно.

Симакина Наталья

Прекрасная современная постановка, давно уже полюбившейся классики! Новый взгляд режиссера, помогает по другому взглянуть на казалось бы уже понятные и доступные вещи, которые раскрывает нам великий писатель Булгаков М.А. Рекомендую всем, кто ищет что-то новое в чем-то знаком.

Анастасия

«Давно уже отмечено умными людьми, что счастье - как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы,- как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь!» Так начинается повесть М.А.Булгакова "Морфий". Я посмотрела в любимейшем театре Et Cetera спектакль по этой повести. Почему-то мне трудно представлялось, как эта повесть может заиграть на сцене. Шла смотреть спектакль с каким -то даже любопытством. От увиденного на сцене я испытала гамму чувств- жалость, гнев, сопереживание, удивление, радость, надежду, любовь, восторг. Это все не сразу укладывается в твоей голове, необходимо время для адаптации. Думаешь сразу после спектакля:" Такое во второй смотреть невозможно, тяжело, тягостно,... но здорово!" А когда вся эта буря чувств укладывается в нужные ячейки твоей души, то понимаешь, что ты вернешься вновь... Вернешься, чтобы вновь увидеть потрясающую игру всех актеров этого спектакля. При этом игра актера, сыгравшего главную роль, Антона Пахомова завораживает, он играет не просто талантливо, а играет как живет...

Артемьева Жанна Викторовна

Очень яркий и необычный спектакль! Чтобы в полной мере насладиться этим по-настоящему эффектным зрелищем, нужно быть готовым к тому, что на сцене не будет в классической манере повествоваться история. Вы увидите яркие галлюцинации человека, страдающего пагубной зависимостью. Побываете в голове наркомана, как бы страшно это ни звучало.

Огромное спасибо главному актеру за потрясающую игру, постановщикам - за столь неординарную идею, музыкантам - за великолепную живую музыку!

Была потрясена остроумием и изяществом спектакля "Морфий". Это так находчиво сделано, это такой синтез по сути романтического Булгаковского текста и современной театральной жесткости, что спустя неделю некоторые сцены до сих пор перед глазами! В репертуаре театра "Морфий" с 2007-ого года, но вещь совершенно не выдохлась. После спектакля возникает упоительное желание отбросить всех призраков прошлого и дышать свободно - это, конечно, большая победа авторов, что спектакль вышел таким целительным. Действительно саундрама получилась у режиссера Владимира Полякова, его последняя "Утиная охота" не дает такой исчерпывающей иллюстрации жанра, там больше чернушный водевиль. А тут сам Булгаков, большой поклонник оперы, думаю, был бы доволен) Я, конечно, во время представления сто раз пожалела, что не знакома близко с оперой Верди "Аида", пришлось "догоняться" дома. Пытаясь избавиться от навязчивого образа бросившей его жены Амнерис - оперной певицы с именем дочери фараона в "Аиде", главный герой начинает колоть себе морфий. И вроде может жить дальше, но все равно призрак Амнерис постоянно присутствует на сцене, поет в его голове. Мужики в тулупах - пациенты доктора-морфиниста, в туманящемся его сознании оборачиваются рабами, а их лопаты - опахалами. Кордебалету-хору-оркестру мои отдельные аплодисменты! Очень органично ребята исполнили роли галлюцинаций и оперу Верди на аккордеоне) Когда зависимость несчастного от бывшей жены и морфия достигает смертельного апофеоза, звучит музыка из сцены суда над Радамесом - возлюбленным Амнерис, которого она своими действиями обрекает на погребение заживо. Мурашки носятся по коже от этой метафоры! Актер Антон Пахомов - буквально пластилин, принимающий любые формы в процессе трансформации главного героя, он как будто тлеет на глазах, пока от доктора Полякова не остается одна лишь одежда. На такой кайф как спектакль "Морфий" подсесть не трудно, я бы посмотрела снова)

Людмила Гаврилова

Отличный спектакль и Огромное удовольствие! Спектакль просто изменил наши выходные: огромная подзарядка, расслабление и много тем для обсуждения с любимым человеком. В спектакле мы все попали не просто в сюжет, а в голову больному и страдающему человеку. И юмор, и много красивых сцен. Мне очень понравилась игра декорациями похожими на скамейки, словно из кубиков складывались совершенно разные места.. Красивая сцена, когда герой идет по ведрам(кто смотрел, меня поймут). Живая музыка. И, несмотря на специфичность темы, в конце нет чувства безысходности или обреченности- мы вышли со спектакля на большом позитиве. Отличная работа. Браво!

Давно хотела побывать в Et Cetera и волшебным образом первым спектаклем, который я здесь увидела, оказался "Морфий". Я была восхищена постановкой. Настолько органичное слияние музыки, действий актеров, всей атмосферы на сцене! Два часа без антракта проходят просто на одном дыхании. Это необычное погружение в безумный внутренний мир героя! Прекрасный спектакль!

Анастасия

Морфий... Страшное изобретение, пытавшееся стать лекарством и ставшее вместо этого страшным ядом, разрушающим душу и человеческую личность. В своей повести "Морфий" Булгаков описал собственный тяжелый опыт этого недуга, поразившего его в трудные годы революции. И вот эта повесть перенесена на сцену театра Et Cetera. Сказать, что я в восторге от этой постановки - значит не сказать ничего. Настолько ярко и глубоко показать внутренний мир человека, падающего в пропасть пагубного пристрастия - это настоящее искусство. Браво! Огромное спасибо всей труппе театра за прекрасный вечер.

Доводилось слышать о театре давно, а побывать довелось впервые. Театр очень понравился, и своей уютной обстановкой, и оригинальной постановкой спектакля, и пронзительной игрой актёров. Хочется вернутся сюда ещё не раз.

Когда шла на спектакль, ничего от него не ожидала. Очень приятно была удивлена и порадована такой постановкой. Немного непривычна была форма без антракта, но в этом фишка. Актерам лайк и ещё много лайков, смотрится на одном дыхании

Светлана

В этом театре я была впервые. Он меня покорил и я влюбилась в него сразу!!! Как же там красиво. Поражает все. Главная фишка - это разные итальянские стулья в зрительном зале.Такое я видела впервые. Когда мы вошли в зал-на сцене уже сидел главный персонаж. Все ждали начало действия. И вот оно началось.... Я не буду вам описывать весь спектакль. Скажу только одно-это было что-то.....Музыка....Танцы....Шум....Морфий....Гротеск. Вначале даже и не понятно,Морфий это радость или нет? Все закручено.... Для меня многое было впервые....Я была просто очарована всем тем,что происходило на сцене. Думаю этот спектакль понравится тем. кто любит все непривычное и неожиданное. Актер,игравший доктора Полякова отлично справился со своей ролью.

Морфий - очень странный, очень страшный и совершенно сумасшедший спектакль... это безусловно, но советовать? советовать его как-то совсем страшно... Морфий поставлен по одноименному рассказу Булгакова... рассказ совсем небольшой, да и написан довольно сухо и несколько казенно, но читать его даже не страшно, нет, читать его мерзко и неприятно... честно говоря, только, прочитав рассказ, я узнала, что Булгаков его писал с себя, что он был морфинистом, но ему, в отличие от его героя, удалось победить эту болезнь, избавиться от пагубной привычки... поэтому то, что описано в рассказе, те чувства, мысли... получились такими реалистичными, а потому мерзко... еще когда писала про Реквием по мечте, то отмечала, сколь легче фильм, чем книга, ведь все самое неприятное, что связано с наркоманией растворено в художественных приемах, тут же растворения нет ни на страницах книги, ни на театральных подмостках... а потому спектакль тоже вызвал в итоге чувство омерзения, но, наверно, в этом и есть его гениальность, поскольку показать на сцене наркомана и вызвать именно это чувство - очень правильный посыл... интересна сама форма спектакля - саундрама... выпал у меня только один кусок - с современной музыкой и микрофоном, хотелось, чтобы поскорее это закончилось... а остальное - как возможно выразить музыкой и голосами, звуками обычных предметов весь тот спектр чувств, который несся на зрителей со сцены? просто невероятно! и, пожалуй, в этом и есть основная находка спектакля, поскольку без музыки, без этого многоголосия невозможно было бы передать и испытать весь этот спектр эмоций и состояний главного героя... тут даже игра актеров отходит несколько на второй план, поскольку балом правит музыка! хотя нельзя промолчать про игру Антона Пахомова - я впервые вижу такого... бескостного что ли человека... он играет всем телом, всем своим существом, слова второстепенны, у него на всю катушку включен язык тела... и то, что убивать героя не стали - тоже правильно... он просто истаял, оставив после себя лишь одежду... и оговорка эта с годом - очень правильная, ведь проблема только разрастается... коротко получилось, но правда сложно писать о спектакле, поскольку тема непростая, а потому и воспринимать в позитивном ключе спектакль крайне сложно, хотя я и была к этому подготовлена прочтением рассказа...

15 мая родился русский писатель, драматург, театральный режиссер Михаил Афанасьевич Булгаков. Ко дню рождения мастера сайт подготовило обзор лучших спектаклей по его произведениям, которые можно успеть увидеть в уходящем театральном сезоне.

15 мая 1891 года родился Мастер. Так Булгакова стали называть после его романа "Мастер и Маргарита".

Он изучал медицину, не очень много путешествовал, пировал, голодал, увлекался мистикой, употреблять морфий. И не уставал повторять: "главное – не терять достоинства". И, несмотря ни на что, за свою жизнь Булгаков ни разу своему принципу не изменил.

Автор повестей и рассказов, множества фельетонов был еще и потрясающим драматургом. Правда, отношения Булгакова с театром складывались тяжело. При жизни его пьесы постоянно запрещались, а готовые спектакли снимались с репертуара и клеймились антисоветскими. Повезло только спектаклю "Дни Турбиных", который держался в МХТ имени Чехова лишь из-за личного покровительства Сталина. Так что об аншлагах, славе Чехова и нашумевших театральных постановках Булгакову оставалось лишь мечтать.

Но после отмены цензуры ситуация не сильно изменилась. Сейчас театральные афишы пестрят чеховскими и островскими пьесами, спектаклями по Пушкину и Достоевскому. Найти качественный спектакль по Булгакову – большая удача. Потому что сделать постановку по его произведениям – это своего рода испытание и вызов для каждого режиссера.

"Бег". Театр имени Вахтангова

Восемь мрачных снов

Конец Гражданской войны. Остатки белой армии лихорадочно сопротивляются красным на Крымском перешейке. Лихорадит здесь всех – булгаковские герои существует в спектакле в непрекращающейся нервной тряске. Юрий Бутусов вольно обращается с классическим материалом – действие "Бега" в его постановке непредсказуемо. Единственные легко угадываемые сюжеты – любовные терзания между приват-доцентом Сергеем Голубковым (Сергей Епишев) и Серафимой Корзухиной (Екатерина Крамзина) и история белого генерала Романа Хлудова (Виктор Добронравов).

Сценография достаточно минималистична. Все предметы на сцене – из разных эпох: табуретки, старый патефон и лопаты, белые пластиковые стаканчики. Время условно, хотя в пьесе обозначено вполне конкретно. Цветовая палитра довольно предсказуема – черно-белая с вкраплениями красного. Зато музыка в постановке звучит не самая очевидная – например, на мнимый поклон главные герои выходят под песни украинской группы "Океан Эльзы".

Одна из самых ярких пьес знаменитого русского писателя долгое время была под запретом. За 87 лет, прошедших с момента первой публикации, ее ставили всего несколько раз. Версию Юрия Бутусова называют самой экстраординарной. Почерк режиссера легко узнаваем: он, как обычно, превращает классику в собственное высказывание. Свойственный Бутусову нелинейное повествование и булгаковский "Бег" сошлись идеально: пьеса состоит из восьми снов, порядок которых режиссер определяет сам.

Продолжительность спектакля: 3 часа 50 минут

Цена: от 300 до 3900 рублей

"Мастер и Маргарита". Студия театрального искусства

Шизофрения в двух частях

Женовач редко ставит популярную классику: если берет Чехова, то не "Три сестры", а малоизвестные "Три года", если Гоголя, то "Игроков", а не "Женитьбу". И вдруг "Мастер и Маргарита", роман, истерзанный уже всеми: и в театре, и в кино. Правда, ждать классического повествования не стоит, все-таки за дело взялся мастер психологического театра.

В спектакле Женовача герои самого известного романа Булгакова превратились в пациентов клиники Стравинского. В психушке оказались не только Мастер (Игорь Лизенгевич) и Маргарита (Евгения Громова), но и страдающий мучительными приступами мигрени Понтий Пилат (Дмитрий Липинский), и поэт Иван Бездомный (Иван Янковский), и Иешуа (Александр Суворов).

В своем уме только Воланд (Алексей Вертков) и его верная шайка: Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и Гелла – они становится санитарами. Весь мир оказывается под покровительством дьявола. Так что главный герой здесь именно Воланд. Как ни странно, в такие обстоятельства отлично укладываются три линии романа.

Сценография – сплошной минимализм. Никаких признаков Ершалаима или булгаковской Москвы. Все пространство занавешено обычными больничными пододеяльниками. В нижнем ящике писательского стола горит рукопись Мастера (горит по-настоящему!). И таких визуальных находок в постановке много. Ждать стоит и неожиданных фокусов, ведь к работе был привлечен иллюзионист Артем Щукин.

С премьерных показов "Мастера и Маргариты" в СТИ прошло всего два месяца, но спектакль уже заслужил неофициальный статус "сенсации сезона".

Продолжительность спектакля: 3 часа

Цена: от 700 до 5000 рублей

"Театральный роман". Мастерская Петра Фоменко

Исповедь "фоменок"

Это один из последних спектаклей ушедшего из жизни Петра Фоменко. Над постановкой он работал вместе с актером Кириллом Пироговым, выступившим здесь и в качестве режиссера, и как исполнитель одной из главных ролей – начинающего драматурга Максудова.

Петр Фоменко предложил роман Булгакова для самостоятельных работ. Несколько актеров вызвались прочитать булгаковские отрывки, и после года репетиций спектакль был готов. Постановка получилось ироничной и веселой.

"Театральный роман, или Записки покойника" – это спектакль о благополучном театре, который, пересекая 20-летний рубеж, рискует забронзоветь. Единственное лекарство здесь – самоирония. Актеры мастерской Фоменко шутят: работа над постановкой фельетона велась в порядке профилактики, чтобы самим не зазнаться.

У Булгакова речь идет о конкретном театре – МХАТе. Спектакль Фоменко тоже посвящен конкретному театру – Мастерской Петра Фоменко. Режиссер не ставил перед собой цели воспроизвести прототипы Булгакова. Упор был сделан на то, чтобы найти сходства с собой, обличить и смешное и грустное – в своем "Театральном романе" "фоменки" смеются сами над собой.

Продолжительность спектакля: 2 часа 50 минут

Цена: от 100 до 5000 рублей

"Кабала святош". Театр Российской армии

Эпоха Короля-солнца

Фото: Агентство "Москва"/Никеричев Андрей

Пьеса "Кабала святош" (или "Мольер") считается чуть ли не самой загадочной и востребованной у российских драматургов. Впервые спектакль поставили в 1936 году во МХАТе, но после семи показов сняли с репертуара.

"Мольер" в театре Российской армии – это уже третье обращение к произведениям Булгакова. Премьера состоялась в Москве совсем недавно, в конце апреля. Ранее были "Луна в форточке" в Театре имени Пушкина и "Зойкина квартира" на Бродвее в Нью-Йорке.

В центре дворцовой интриги – любовь драматурга Жан-Батиста Мольера (Андрей Егоров) и юной актрисы Арманды Бежар (Елена Сванидзе). Богатые наряды, изысканные манеры, любовь, театр, шик – эпоха "Короля-Солнца" Людовика XIV в спектакле воссоздана превосходно. Но Морозов добавляет новые смыслы классическому сюжету. Это спектакль о жизни, похожей на пьесу, и о пьесе, так похожей на жизнь. Ведь театр есть не только у Мольера – театральны и судьба короля Людовика, и заговоры архиепископа Шарона, и даже личная жизнь Булгакова.

Только летающий вдоль сцены шелковый занавес, стирая эпизод за эпизодом, напоминает: в жизни, как и в театре, возможно все. Одно лишь известно точно: клавесин в спектакле настоящий.

Продолжительность спектакля: 2 часа

Цена: от 700 до 2000 рублей

"Зойкина квартира". Театр Эрмитаж

Если хочется классики

Действие происходит во времена НЭПа, в Москве в 1920-х годах. Тридцатипятилетняя Зоя (Дарья Белоусова) открывает на своей квартире швейную мастерскую. А под ее прикрытием устраивает дом свиданий. Помогает ей мошенник Аметистов (Петр Кудряшов) и бывший дворянин, возлюбленный Зои Абольянинов (Борис Романов).

Зоя надеется заработать деньги и во Францию. Достижение мечты кажется совсем близким, ведь поначалу ее бизнес развивается весьма успешно. Один из главных клиентов Зои становится коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный (Сергей Олексяк), который видит в Зое черты своей любовницы Аллы (Ирина Качуро). Но на счастливый финал рассчитывать не стоит.

Режиссер Михаил Левитин от текста Булгакова далеко не отходит. В своем спектакле он отлично передал весь нэпманский шик и блеск – и в костюмах, и в декорациях, и даже в манерах главных героев. В постановке использована музыка Бортнянского, Верди, Гуно, Рахманинова, Вертинского.

По всем правилам академических постановок, режиссер сохраняет все детали текста. На выходе – почти три с половиной часа патефонных записей, любовных интриг и остроумных булгаковских диалогов.

Продолжительность спектакля: 3 часа 40 минут

Цена: от 400 до 1500 рублей

К 120-летию Михаила Булгакова в МХТ им. А.П. Чехова решили инсценировать его главный роман — « ». Официальная премьера состоится осенью, но самые любопытные могут попасть на первые показы уже сейчас. А пока «Ваш досуг» решил провести ревизию лучших булгаковских спектаклей на сценах Москвы.

Роман Булгакова с театром складывался трудно и сумбурно. При жизни писателя его пьесы постоянно запрещались, готовые спектакли снимались с репертуара за «антисоветчину». Легендарные «Дни Турбиных» во МХАТе держались лишь благодаря личному покровительству товарища Сталина. Булгакову не суждено было стать вторым Чеховым. Даже после ухода цензуры его пьесы не стали суперрепертуарными. И в нынешней московской афише, пестрящей десятками «Женитьб» и «Чаек», булгаковские постановки можно пересчитать по пальцам. Как ни странно, больше всего здесь инсценировок «Мастера и Маргариты». Ну не дает режиссерам покоя этот великий роман. Кто политическую сатиру из него сделает, кто в мюзикл превратит.


За Булгакова взялись не только театральные и кинорежиссеры, но и аниматоры. Выход полнометражного мультфильма «Мастер и Маргарита» Рината Тимеркаева намечен на 2012 год

Но, пожалуй, еще никому не удалось превзойти Юрия Любимова, первым поставившего « » в 1977 году. Этот спектакль-долгожитель и сегодня демонстрирует завидную «физическую форму». Свободно передвигающийся занавес и огромный маятник, на котором летает кот Бегемот, стали символами этого спектакля. Теперь трудно поверить, что для «Мастера» были позаимствованы декорации из подбора, из того, что есть: занавес - из «Гамлета», вечный огонь - из «Павших и живых», рамы - из «Тартюфа», а маятник - из искрометной польской комедии «Час пик». Чиновники не хотели финансировать «неблагонадежный» спектакль, и Любимов сделал коллаж из того, что имелось под рукой. Конечно, теперь вместо легендарных Вениамина Смехова, Ивана Дыховичного, Зинаиды Славиной и Нины Шацкой на сцену Театра на Таганке выходят другие, молодые актеры. Но спектакль Любимова и по сей день остается наиболее адекватной интерпретацией великого романа.

Мастер на сцене: Б. Источник: Мастер на сцене: Б.


В поставленном в МХТ «Мастере и Маргарите» в главной роли молодая актриса Наташа Швец

Другие режиссеры обходятся с булгаковским текстом куда круче. Например, Роман Виктюк вообще выкинул половину книги, посвятив свой спектакль разборкам с давно поверженной советской властью. Он завалил сцену бюстами Ленина и Сталина, а Воланда (длинноногого красавца Дмитрия Бозина) заставил говорить с грузинским акцентом. Князь тьмы в модной кожаной куртке тут стал символом кровавого режима, которому по неразумению продались Мастер и Маргарита.

Самая удачная инсценировка « » сейчас идет в МХТ им. А.П. Чехова. Спектакль Сергея Женовача заметно отличается от предыдущих версий хотя бы тем, что не призывает зрителей встать на сторону красных или белых. По мнению режиссера, частная жизнь человека важнее политических коллизий, поэтому мирные сцены ему удаются лучше военных. В спектакле МХТ привычный мир разрушен, часть сцены покорежена взрывом, и все предметы будто катятся по наклонной плоскости. И лишь в самом углу, на последнем островке уюта за круглым столом собирается теплая компания: Константин Хабенский (Алексей Турбин), Михаил Пореченков (Мышлаевский), Анатолий Белый (Шервинский) и Александр Семчев (Лариосик). Сергей Женовач умудрился объединить сериальных звезд в слаженный актерский ансамбль, напоминающий о лучших временах МХАТа. Поэтому длинный четырехчасовой спектакль смотрится на одном дыхании.

Мастер на сцене: Б. Источник: Мастер на сцене: Б.


В спектакле «Белая гвардия» Сергея Женовача Михаил Пореченков играет Мышлаевского, а Константин Хабенский - Алексея Турбина

Пьеса Булгакова «Мольер, или Кабала святош» соблазняет руководителей театров. Во французском драматурге они видят прежде всего товарища по несчастью, то есть хозяина большой и скандальной труппы. В Александр Ширвиндт играет самого себя - усталого худрука, меняющего пышный парик на привычную серую кепку. По замыслу режиссера Юрия Еремина, действие постепенно перемещается из XVII века в наши дни. На короле Людовике появляется мундир генералиссимуса, на священниках - шинели. Заканчивается все сценой из «Мнимого больного» в стиле рэп.

В Малом театре к классике подходят с большим пиететом. Здесь с любовью воссозданы исторические детали закулисья театра Пале-Рояль. Но смысл все тот же: - человек талантливый, но заработавшийся. Он безумно устал от жизни и из последних сил выполняет свой долг, будто часовой, которого забыли сменить на посту.

Мастер на сцене: Б.