Почему фамусов и молчалин век минувший. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» А.С


Стихотворение «К Чаадаеву» было написано Пушкиным в «петербургский» период, в 1818 го­ду. В это время поэт находился под сильным влиянием декабристских идей. Под их воздействием создается его вольнолюбивая лирика этих лет, в том числе программное стихотворение «К Чаада­еву». Жанр - дружеское послание.

В стихотворении «К Чаадаеву» звучит тема вольности и борьбы с самодержавием. Оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми его времени. Не случайно стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.

Сюжет . В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые воз­никли в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнет «власти роковой» (ужесточение политики императором после войны 1812 года) заставляет людей передовых взглядов и свободо­любивых настроений с особой остротой чувствовать «призваньё отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». Поэт призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы...», бороться за ее свободу. В конце стихотворения выражается вера в неизбежность падения само­державия и в освобождение русского народа:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Новаторство Пушкина состоит в том, что в этом стихотворении он соединил гражданствен­ный, обличительный пафос с почти интимными переживаниями лирического героя. Первая строфа заставляет вспомнить образы и эстетику сентименталистской и романтической элегии. Однако начало следующей строфы резко меняет ситуацию: разочарованной душе противопос­тавлена душа, полная мужества. Становится ясно, что речь идет о жажде свободы и борьбы; но в то же время фраза «горит желанье» намекает, как кажется, и на то, что речь идет о нерас­траченной силе любовного чувства. Третья строфа соединяет образы политической и любовной лирики. В двух заключительных строфах любовная фразеология сменяется гражданственно- патриотическими образами.

Если идеалом для декабристской поэзии был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины, и с этих позиций осуждалась любовная лирика, то у Пушкина по­литическая и любовная лирика не противопоставлялись друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия.

В русской поэзии первой трети XIX века распространенным жанром было дружеское послание. Популярность этого жанра во многом объяснялась относительно свободной формой выражения мыслей. Послание к другу напоминало непринужденную беседу, которая не ограничена строгими формальными рамками; часто это разговор на равных, обращение к читателю. Адресатом мог быть кто угодно: вполне реальное, близкое автору лицо или человек, с которым автор был лично знаком, им мог стать даже воображаемый герой.

Жанр послания возник в античные времена в творчестве Горация, после - Овидия, а затем пришел в европейскую литературу. В этом жанре писали М. Ломоносов и Д. Фонвизин , К. Батюшков и В. Жуковский. Послание часто бывает похоже на письмо, а так как наши соотечественники, жившие в XIX и ХХ веках, еще посылали близким и друзьям письма, то образцы лирических посланий можно встретить и в поэзии С. Есенина («Письмо матери» , «Письмо к женщине»), и в творчестве В. Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой» , «Письмо товарищу Кострову»).

Послание Александра Сергеевича Пушкина адресовано его лицейскому другу - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Пушкин, уже живя в Петербурге и находясь в должности коллежского секретаря, часто приходил к своему товарищу на Мойку, в дом № 40. Он любил беседовать с Чаадаевым и старался не упускать возможности лишний раз повидаться с ним. У Чаадаева он учился независимости, достоинству, широкому взгляду на жизнь. Петр Яковлевич был последовательным защитником свободы: даже своих крепостных он отпустил на волю. Именно поэтому одно из лучших юношеских стихотворений Пушкина получило название «К Чаадаеву» .

Данное стихотворение по жанру с уверенностью можно отнести к дружескому посланию. Оно носит доверительный, более лирический характер. При этом глубоко личные мотивы сливаются в послании с возвышенными, патриотическими. Это настоящая лирика гражданского звучания, в ней звучит абсолютная убежденность в будущей свободе.

Сюжет послания «К Чаадаеву» развивает мысль о взрослении человека, прежде всего, гражданском. Начало стихотворения звучит удручающе: оказывается, «любовь, надежда, тихая слава» оказались всего лишь обманом. Юношеские мечты о славе и свободе при столкновении с реальностью обернулись сомнением. Неслучайно Пушкин сравнивает их со сном, с утренним туманом, которые имеют свойство рассеиваться в считанные секунды. Многие современники усматривали в этих строках отношение Пушкина к правлению Александра I, считавшего себя истинным либералом.

Вторая часть послания становится антитезой к первой, поэтому меняется ее звучание. Теперь герой «нетерпеливою душой» вслед за личными чувствами испытывает порывы свободолюбия. Они не менее пылкие, чем прежние, но теперь обращены не к собственной желаниям, а к нуждам своей родины. Для поэта такое обращение от частного к общему - вполне естественный шаг на пути взросления истинного гражданина и необходимое условие появления «вольности святой» . Герой уверен, что «Россия вспрянет ото сна» только тогда, когда проснется каждый искренне любящий ее гражданин.

Но при всей своей пылкости Пушкин прекрасно осознавал, что даже при неизбежности «пробуждения» человека и страны есть силы, препятствующие этому освобождению: «Гнет власти роковой» и «тяжесть самовластья» противостоят у него порывам «нетерпеливой души» . Поэтому лучшее время жизни, самую сильную и самостоятельную ее пору, по мнению юного поэта, надо «посвятить Отчизне» . Заслуженной наградой в этом случае станет громкая историческая слава, когда «на обломках самовластья напишут наши имена» .

Общественно-политическая лексика («честь» , «власть» , «гнет» , «отчизна» ), которой насыщено все стихотворение «К Чаадаеву», была характерна для ранней поэзии декабристов, особенно поэзии Рылеева. По этой причине стихотворение мало кому известного в 1818 году Александра Пушкина распространялось среди жителей Петербурга почти анонимно и только в 1829 году было напечатано в альманахе «Северная звезда» М. А. Бестужева в весьма искаженном виде. А режиссер Владимир Мотыль в 1975 году взял строчку из стихотворения - «Звезда пленительного счастья» - для названия своего фильма о трагической судьбе декабристов, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

В далеком 1818 году данное стихотворение приобрело широкую известность в кругах декабристов и стало их литературным гимном. Оно не планировалось публиковаться и было написано для чтения в узких кругах, но передача из рук в руки сделала свое дело и уже 1929 году стихотворение «К Чаадаеву», искаженное по стилистике, опубликовали в альманахе «Северная звезда». В кругах декабристов, благодаря этому произведению, А. Пушкин приобрел известность вольнодума, но и по вине ряда стихотворений он не единожды находился в ссылке.

Вконтакте

История написания

Чаадаев являлся Пушкину давним другом , с которым они еще с лицейских времен, любили обсудить политику, дела, происходящие в России. По прошествии множества лет их дружба лишь набирала силы, они доверяли друг другу все свои тайны, желания и мечты. Пушкин говорил, что Чаадаев - настоящее счастье, которое делает его жизнь насыщеннее. Так, в первых строках стиха «К Чаадаеву» говорится о беззаботных юношеских годах, когда у них не было серьезных проблем, и они лишь опьянялись общественным признанием и литературными успехами. Помимо этого, в первом четверостишье можно увидеть критику в сторону Александра I, осуждение его реформ, подавление декабристов и бесконечные репрессии.

В последующих строках Пушкин говорит, что слава и юношеский максимализм не смогли подавить стремление делать мир лучше, начиная, конечно, с России, чтобы исчезло закоренелое самодержавие. Особое внимание сосредоточено на том, что крепостное право до сих пор не отменено, несмотря на царский приказ. Поэт выражает недовольство, выступая лидером мнений молодежи того времени, но все равно понимает, что высшие власти вряд ли пойдут на уступки, настолько сильно они погрязли во лжи и порочности.

Именно из-за этого в последних строках своего произведения»К Чаадаеву», Пушкин призывает народ свергнуть самодержавие . Ранее никто не решался на такой открытый призыв. Но следует помнить, что такую буйную точку зрения Пушкин афишировать совсем не собирался и изначально это стихотворение было лишь для узкого круга лиц, точнее, для декабристов.

К моменту активного распространения произведения, сам Петр Чаадаев уже занимал место члена масонской ложи и присоединился к обществу декабристов, именуемое «Союзом благоденствия». Последние как раз-таки и приняли строки стихотворения, как явный призыв, за что их и отправили в Сибирь. После печального события Пушкин долго убивался, желая облегчить участь своих друзей, но ничего не мог для этого сделать.

На какие две четкие части можно разделить стих?

  • лирическое обращение к другу;
  • гражданское обращение к народу.

Жанр и композиция

В стихотворении «К Чаадаеву» мы видим послание, но, как правило, послание обращены к хорошему другу или даме сердца (что причисляется к разряду лирических произведений), а здесь доминирует обращение ко всему народу. Таким образом, Пушкин создал новый жанр — гражданское послание.

Композиция же данного произведения построена через антитезу , которая свидетельствует о наличии контраста. Если начало пропитано грустью, юношеской тоской, то концовка полна обличительного настроя.

Стоит отметить, что Пушкин использовал общественно-политическую лексику для раскрытия темы произведения.

К ней относятся такие слова, как:

  • отчизна;
  • гнет;
  • власть.

Они были характерны временам декабристов и многие молодые авторы, не скупясь, наполняли ими свои творения, пытаясь побудить народ на действия.

Анализ идеи

Помимо призыва, автор пытается отразить сложный переход, называемый взрослением человека . Особенно взросление человека в качестве полноценного гражданина, который будет участвовать в делах своей родины, отстаивать ее честь и быть по-настоящему верным. В начале стихотворения можно увидеть, как все прелести юношеской жизни (тихая слава, надежда, любовь) превращаются в ничто под гнетом взрослой и тяжелой судьбы.

Надежды маленького мальчика на свободу и славу подвергаются сомнению. Именно поэтому Пушкин и сравнивает их с мимолетным сном, туманом — они способны так же быстро рассеяться, не оставив после себя ни следа.

Во второй же части чувства Пушкина перерастают в нечто большее — обращение не к своим желаниям, а к желаниям народа, родины .

Размер стихотворения — четырехстопный ямб.

Звучание стихотворения, анализ его настроения

Стихотворение звучит торжественно, бодро. Оно призывает народ к движению , поскольку адресовано не только Чаадаеву, но и всему русскому населению. Пушкин призывает людей служить Отчизне, оставаться верным ей и не допускать репрессий со стороны правительства. В произведение есть строки, показывающие, что Отчизна страдает под гнетом власти, и ее нужно спасти, помочь выбраться из этого ужасного капкана, освободить.

Немалую роль в стихотворении «К Чаадаеву» играет понятие чести. Только в данном случае оно играет роль совести - призыва к добру и благородности. Если человек готов впустить в свою душу совесть, то он не останется равнодушен к собственной Родине и постоит за ее свободу.

На этом анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» и разбор темы подошли к концу.

– ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

Век нынешний: Главным представителем века нынешнего в комедии является Чацкий. Он умен, хорошо развит, “умеет разговаривать”, “славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит”. К сожалению, его ум заставляет чувствовать себя “не в своей тарелке” в фамусовском обществе. Люди не понимают и не слушают его, а ближе к концу произведения его считают уже сумасшедшим.

Век минувший: В произведении Фамусов (именно он и его общество рассматриваются как представители века минувшего) очень негативно настроен

по отношению к образованию: “Забрать бы книги бы да сжечь”.

(В разговоре о Софье:) “Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, и в чтеньи прок-от не велик: ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится”. “Ученость – вот чума, ученье – вот причина”. “Всю жизнь читает небылицы, и вот плоды от этих книг” (о Софье).

Фамусов считает, что образование – совершенно не нужная часть человеческой жизни, что, имея деньги, человек не нуждается ни в образовании, ни в книгах (как способе развлечения).

– ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ

Век нынешний: Чацкий был на военной службе. Его главная

цель – дело, а не прибыль, чин. Служба необходима для саморазвития, улучшения способностей. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Век минувший: Для Фамусова служба – это, в первую очередь, получение чина. Военная служба – также способ развития карьеры, а карьера – это деньги. Фамусов считает, что человек без денег является никем – человеком низшего сорта.

– ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ И ЧИНАМ

Век нынешний: Для Чацкого богатство не является основной характеристикой человека, хотя он понимает, что это показатель власти (в любом веке). “А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели”. – люди ради денег готовы проститься с гордостью и идти на все. “Чины людьми даются, а люди могут обмануться”.

Век минувший: Богатство – определение положения в обществе. Если человек будет богат, то Фамусов. вероятнее всего, с радостью начнет с ним общаться (Это визиты в гости к дорогим гостям, а также, возможно, выгода и для себя). Безусловно, для дочери Софьи Фамусов тоже хочет найти богатого мужа – для улучшения собственных доходов. “Кто беден, тот тебе не пара”. “Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”.

– ОТНОШЕНИЕ К ИНОСТРАННОМУ

Век нынешний: Находясь в Европе, Чацкий привык к ее изменчивости, жизни, движению, моде. “Что нового покажет мне Москва?”. “Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья”. “Ах, если рождены мы все перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев”.

Век минувший:Привыкнув к своему поколению, Фамусов не приветствует французскую моду. Не одобряя книг вовсе, он еще больше не любит французские романы. “Ей сна нет от французских книг”. Когда Фамусов застал Молчалина у Софьи: “И вот плоды от этих книг! А все кузнецкий мат, и вечные французы, оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас Творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок!”

– ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДЕ СУЖДЕНИЙ

Век нынешний: В первую очередь нужно прислушиваться к себе и к своему разуму. “Зачем же мнения чужие только святы? Я верю собственным глазам”. В разговоре с Молчалиным Чацкий полностью не соглашается с ним, что “в их лета не должно сметь свои суждения иметь”. Но, к сожалению, наличие собственного мнения приводит его к бедам в Фамусовском обществе.

Век минувший: “Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”. Соответственно, все беды происходят из-за возникновения собственного мнения у других людей. В фамусовском обществе выгодно держать при себе тех, кто такого “изъяна” не имеет. Люди должны жить и действовать строго по шаблону, подчиняясь, главное, людям, которые выше по чину.

– ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ

Век нынешний:

1) Для Чацкого любовь – это, в первую очередь, искреннее чувство. Несмотря на это, он умеет мыслить здраво, ставит любовь не выше разума.

2)Воспитанная на французских романах Софья полностью уходит в свои мечты, зачастую очень отличающиеся от реальности. Это делает ее слепой, не видящей того, что Молчалин ищет исключительно выгоду из их “любви”. “Мне все равно, что за него, что в воду!”, “счастливые часов не замечают”.

3) Молчалин вряд ли что смыслит в понятии “искренняя любовь”. Красивые слова – единственное, чем он воздействует на Софью, которой этого и созданного ею его идеального вымышленного образа вполне достаточно. Софья для Молчалина – идеальный способ подобраться к деньгам ее отца. По мнению Чацкого, Молчалин не достоин любви. В то же время он успевает заигрывать и с Лизой. В итоге для него Софья – выгода, Лиза – развлечение.

Век минувший: Фамусов не верит в существование любви, так как сам влюблен лишь в собственные доходы. По его мнению, брак – это хорошие связи, подъем по карьерной лестнице. “Тот нищий, этот франт-приятель, отъявлен мотом, сорванцом; Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”


Другие работы по этой теме:

  1. Комедия “Горе от ума” написана А. С. Грибоедовым в 1824 году. В произведении отражена борьба двух эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”....
  2. Россия первой трети XIX века. Московское высшее дворянство. Бал в доме Фамусова. Общая характеристика. , к крепостным, к изменениям в обществе.) Рассмотрение отдельных образов....
  3. 1. Цель написания комедии. 2. Чацкий и Фамусов. 3. Чацкий и Молчалин. 4. Любовный конфликт комедии. 5. Чацкий – победитель или побежденный? В “Горе от...
  4. Столкновение “века нынешнего” и “века минувшего” происходит между двумя героями комедии Грибоедова “Горе от ума” – Фамусовым и Чацким. В их монологах звучит полное противопоставление,...
  5. Комедия “Горе от ума” была написана Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1824 году. В это время менялись взгляды молодого поколения на жизнь. Сторонники “века минувшего” жили...
  6. Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий...
  7. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” напи­сана в 1824 году. Это было тревожное, переломное время. В 20-х годах XIX века в России создавалось большое...