Почему герой нашего времени заканчивается главой фаталист. Почему глава «Фаталист» завершает историю души человеческой? (по роману Ю


Роман «Герой нашего времени» это прежде всего психологическое произведение. Оно состоит из пяти частей. Каждая из них представляет собой законченную повесть. Все они расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с замыслом автора: наиболее полно и отчетливо показать читателям, кто же такой Григорий Александрович Печорин – герой нашего времени. Для этого Лермонтов рисует психологический портрет Печорина.

Открывает роман повесть «Бэла» где Печорин представляется читателям со слов штабс-капитана Максим Максимыча. Далее следует глава под названием «Максим Максимыч». В ней с Печориным нас знакомит сам автор. А вот три последние главы – дневник Печорина. Здесь сам герой раскрывает свой внутренний мир, объясняет причины своего поведения, обнажает все свои недостатки.

Последней расположена повесть «Фаталист». В ней Печорин находится в обществе офицеров-пограничников и заключает пари с одним из них – Вуличем. Тот утверждает, что существует предопределение судьбы, то есть каждый человек умрет когда ему суждено. И раньше этого срока с ним ничего не случится. В доказательство своих слов он собирается выстрелить себе в голову. Вулич стреляет, но случается осечка. Следующий выстрел направлен в воздух. Однако Печорин убежден, что видит на лице Вулича близость смерти, и предупреждает об этом офицера. И действительно: вечером Вулича шашкой зарубил пьяный казак, а затем заперся в доме. Узнав об этом Печорин вызывается в одиночку арестовать казака. И арестовывает.

В предыдущих главах мы изучали характер Печорина, а в «Фаталисте» получили представление о его мировоззрении. Вначале он не соглашается с Вуличем о существовании предопределения, а затем сам испытывает судьбу, пытаясь арестовать вооруженного казака. Может это свидетельствует о том, что Печорин поверил в судьбу? Или хотя бы начал сомневаться. Значит ли это, что тот вопрос, который задавал себе Печорин о своем предназначении в жизни, получил положительный ответ? И действительно он создан, чтобы разрушать чужое счастье?

Эта глава наиболее философская во всем романе. И она позволяет читателю самому разобраться в характере героя нашего времени, задуматься о своем характере, о своей судьбе и поставить себя на место Печорина. Вот почему именно она завершает роман. Автор нам в этом не помощник. Лермонтов еще в «Предисловии» заявил, что не собирается судить о поступках Печорина. «Я лишь указал болезнь, но не средство ее излечить».



Николай Васильевич Гоголь

1. В каких произведениях русской классики мир вещей играл решающую роль в создании образа героя и в чём сходство этих произведений в поэмой Гоголя?

2. Почему Гоголь подробно рассказывает о биографии Плюшкина, в то время как на предысториях других героев почти не останавливается?

3. В чём трагизм и в чём комизм образа Плюшкина?

4. В каких произведениях русской классики изображается духовная деградация литературного персонажа и в чём сходство и различие героев этих произведений с гоголевским персонажем?

5. В каких произведениях предметный мир получает характер яркого, эмоционально окрашенного фона, передающего чувства и переживания героев, и в чём сходство этих произведений с «Мёртвыми душами», а в чём отличие их?

6. В каких художественных приёмах проявляется гоголевский принцип изображения жизни «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы»?

8. Почему Гоголь использует по отношению к Чичикову определение то «подлец», то «приобретатель»?

9. Чем мотивирован выбор Гоголем главного героя «Мёртвых душ» и почему автор решает описывать не «добродетельного человека», а «припрячь подлеца»?

10. Почему биография Чичикова и история его службы помещены Н.В.Гоголем в финальную главу и изложены после завершения его кампании по приобретению мёртвых душ?

11. Чем можно объяснить последовательность расположения историй помещиков, к которым наносит визиты Чичиков, - от Манилова к Плюшкину?

12. Почему гротескный образ России, нарисованный на основе путешествия Чичикова, в финале превращается в возвышенный, поэтический образ Руси – птицы-тройки?

13. Как проявляется высокий гуманистический идеал Гоголя в поэме?



15. 15. Почему произведение названо «поэмой»?

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения. Не оставляйте их на дороге, не подымите потом!

Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу…

Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога!...

1. По традиции вещи в художественном мире поэмы выполняют определённую функцию: детализированный интерьер позволяет автору как будто материализовать скаредность, абсурдность Плюшкина. Окружающие его вещи уже как будто изжили себя, обветшали, утратили своё назначение, но герой не в силах расстаться с ними. Плюшкину только кажется, что он – хозяин вещам: наоборот, сами вещи, расставленные как попало или попросту беспорядочно сваленные, захватили жизненное пространство, которое прежде занимал помещик. Сообщество вещей-калек («отломленная ручка кресел», кусочек тряпки, иссохшая чахоточная зубочистка) представляют и Плюшкина как духовного «инвалида», утратившего в своей фанатичной бережливости всякий здравый смысл. Даже натюрморт с арбузом, фруктами и уткой выглядит как укор хозяину: именно на фоне этого гастрономического изобилия Плюшкин предлагает Чичикову угощение – засохший кулич.

2. Литературные «рецепты» Гоголя были применены И.А. Гончаровым: его описание кабинета Обломова сразу заставляет вспомнить дом Плюшкина. Дело не только в повторении одних и тех же элементов интерьера (бюро, фарфор, картины на стенах) – оба автора подчёркивают, что комнаты героев похожи скорее на нежилые помещения: кругом пыль, покрывающая даже раскрытые страницы книг, паутина, засохшие крошки. Халат Обломова – это облагороженная версия халата Плюшкина: в обломовском халате есть и шик (он сшит из настоящей персидской материи), и преданность хозяину, а плюшкинский, наоборот, выдаёт дырами и масляным лоском скаредность владельца. О характерах своих владельцев «проговариваются» и вещи в рассказах Чехова. Так, в «Ионыче» упоминание о заранее приготовленных нотах, лежавших на рояле для Екатерины Ивановны, заставляет усомниться в исполнительском мастерстве девушки, хотя она и утверждает, что готовит себя к большой музыкальной карьере. Изменения в характере самого доктора Старцева автор показывает тоже при помощи описания вещей: со временем любимым занятием героя сделалось перебирание и пересчитывание купюр, «добытых практикой».

6. Читая «Мёртвые души», невозможно не смеяться, а закрывая книгу, невозможно не вздохнуть горько, мысленно повторяя знаменитые пушкинские слова: «Боже, как грустна наша Россия!» Гоголевский гротескный мир соединяет в себе весёлое и печальное, безобразное и прекрасное – и чем смешнее, тем страшнее в нём. Так, прогулка Чичикова по городу.NN. даёт возможность повествователю возможность показать губернские достопримечательности – правда, исключительно в сатирическом свете. Это, например, городской сад (точнее, пародия на сад), в котором росли какие-то тоненькие прутики, заботливо подпёртые выкрашенными зелёной краскою треугольниками, - зато, по уверению провинциальной прессы, здесь можно было отдохнуть среди «тенистых, широковетвистых деревьев, дающих прохладу в знойный день». Это претенциозная вывеска: «Иностранец Василий Фёдоров». , это уличные столы, на которых были разложены были орехи, мыло и пряники, похожие на мыло (сразу представляется почему-то, что и вкус пряника напоминает мыло). Весёлые мезонины на домах могут считаться красивыми исключительно «по мнению губернских архитекторов». Экскурсия по такому городу – «кунсткамере» забавляет, но можно ли жить в нём постоянно?

Горький комизм сопровождает и рассказ о дяде Митяе и дяде Миняе, которые не могут распутать лошадей и лишь без толку ходят вокруг них и пересаживаются с одной на другую. Лукавая усмешка автора слышится м в истории «Двух русских мужиков», философствующих у трактира о колесе (доедет ли это колесо до Казани или не доедет?), однако не исчерпываются ли все их интеллектуальные возможности этими пустыми рассуждениями с самым серьёзным видом?

Карикатурные образы помещиков создаются благодаря точно подмеченным подробностям быта. Достаточно Гоголю упомянуть о пристрастии Коробочки к собиранию разнокалиберных вещей в шкатулочках, ящичках, сундучках – и ужасающая «тина мелочей» оказывается очень понятной читателю. Противоречащее не только эстетическому вкусу, но и здравому смыслу соседство портрета Кутузова с какими-то птицами в гостиной у Коробочки ещё смешнее, но в этом алогизме и находит выражение устрашающая глупость хозяйки, которую Чичиков оценил одним словом – «дубинноголовая».

Для каждого представителя губернской власти у Гоголя также находится какая-либо яркая характеристика, которая превращает типах в «индивидуальность», хотя по отношению к «мёртвым душам» чиновникам это слово вряд ли применимо. Подобный перечень можно было бы продолжить и дальше, но важно подчеркнуть другое: вызвать смех у читателей для Гоголя не самоцель. Чаще всего это горький смех писателя, патриота, осознающего трагическую несообразность русской жизни, её абсурдность, её убожество. Но именно эту Русь глубоко, искренне и самозабвенно любит Гоголь, именно её будущее рисует яркими, поэтическими красками в финале поэмы, ради неё избирает нелёгкий путь писателя- сатирика.

Н.В. Гоголь

«Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Это великий перелом, великая эпоха моей жизни « (в письме к В.А. Жуковскому)

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём! Это будет первая порядочная вещь, которая вынесет моё имя» (Жуковскому В.А.)

1. Сюжет В губернский город NN приезжает коллежский советник Павел Иванович Чичиков и поселяется в гостинице. Он задаёт множество вопросов трактирному слуге о городских чиновниках, о наиболее значительных помещиках. Затем герой наносит визиты чиновникам. При этом он обнаруживает необыкновенно деятельный характер и обходительность, умеет сказать каждому приятное слово. На домашней вечеринке у губернатора ему удаётся снискать всеобщее расположение и свести знакомство с помещиками Маниловым и Собакевичем. В последующие дни он обедает у полицмейстера, где знакомится с помещиком Ноздрёвым, посещает председателя палаты и вице-губернатора, откупщика и прокурора. После этого Чичиков навещает помещиков, покупает у них «мёртвые души» и возвращается в город NN. Покупки производят в городе фурор, проносится слух, что он миллионщик. Однако вскоре в городе появляется Ноздрёв и спрашивает, много ли Чичиков наторговал мёртвых. Окончательно компрометирует Чичикова Коробочка, приехавшая выяснить, не продешевила ли она с продажей «мёртвых душ». Чиновники находятся в недоумении и пытаются выяснить, кто же такой Чичиков. Сам Чичиков, сидя в гостинице с лёгкой простудой, удивляется, почему никто из чиновников его не навещает. Наконец, выздоровев, он отправляется с визитами и обнаруживает, что у губернатора его не принимают, а в других местах испуганно сторонятся. Ноздрёв, посетивший его в гостинице, несколько проясняет ситуацию. На следующий день Чичиков спешно уезжает из города.

В финале автор излагает историю жизни Павла Ивановича Чичикова, его детство, обучение, отношения с товарищами и учителем, его службу в казённой.палате, комиссии для построения казённого здания, последующий уход на другие места, переход в службу по таможне, где он сделал большие деньги на сговоре с контрабандистами, прогорел, но увернулся от уголовного суда, хотя и принуждён был выйти в отставку. Он стал поверенным и во время и во время хлопот о залоге крестьян придумал план, отправился в поездку по России с тем, чтобы накупить мёртвых душ, заложить их в опекунский совет как живых, получить деньги, купить, быть может, деревеньку и обеспечить будущее потомство.

Тематика и проблематика поэмы. Тема – вся Россия. Проблемы: социально-общественные, нравственные, философские. Исследование насущных вопросов того времени: состояние помещичьих хозяйств, нравственный облик помещиков и чиновников, их взаимоотношения с народом, судьба народа и родины. Что есть человек? В чём смысл и назначение человеческой жизни?

Композиция поэмы

1 глава – развёрнутое вступление к поэме. Ничего не знаем о Чичикове. Повествование динамичное, деловитое. Даны эскизные портреты чиновников, помещиков, с которыми Чичиков познакомился. О нём мы тоже ничего не знаем.

2-6 главы – изображение помещиков. Каждая глава, посвящённая помещикам, построена по одному и тому же плану: описание усадьбы, интерьера, внешность помещика, встреча хозяина с Чичиковым, совместный обед, сцена купли-продажи. Кульминация – покупка «мёртвых душ». Помогает подчеркнуть однотипность явления.

7-10 главы – изображение губернского города. В 10 главу включена «Повесть о капитане Копейкине».

11 глава – решение Чичикова бежать из города. Биография Чичикова. Теперь мы можем глубже понять поступки этого героя.

Смысл названия

· Исторический – списки (ревизские) крестьян. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими, крестьяне, занесённые в них, - ревизскими душами. По этому списку помещики выплачивали налог в казну, «мёртвые души» - это умершие крестьяне, которые ещё числятся в списках.

· Реальный . За условным - обозначением умершего стоят реальные люди, которых помещик может продать, обменить. Противопоставление живого и мёртвого.

· Метафорический (переносный). Герцен писал: «…Не ревизские - мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и прочие - вот мёртвые души, и мы встречаем их на каждом шагу» «Мёртвые души» обозначают здесь мертвенность, бездуховность. Физическое бытие не есть ещё жизнь. Жизнь человека немыслима без настоящих духовных движений. И «хозяева жизни»

мертвы.

Чиновники.

· Настоящее бедствие для народа. Основа этой среды – воровство, взятки, чинопочитание, круговая порука.

· Классификация. Гоголь делит их на «толсты» и «тонких». Даёт саркастическую характеристику. Тонкие – это невзрачные писари и секретари, часто горькие пьяницы. Толстые – губернская знать, ловко извлекающая немалые доходы из своего высокого положения.

· Портреты чиновников. Даны удивительно ёмкие портреты-миниатюры чиновников. Иван Антонович Кувшинное рыло. Вымогает взятки. Сравнивает с Вергилием. На первый взгляд, такое сравнение парадоксально, но, если вдуматься, то в сравнение заложен глубокий смысл: как и римский поэт, чиновник ведёт Чичикова по всем кругам бюрократического ада. Отличительная черта губернатора – добряк, умеющий вышивать по тюлю. Больше о нём как о главе города сказать нечего. Полицмейстер наведывался в лавки и гостиный двор, как в свою собственную кладовую. Прокурор всегда бездумно подписывал бумаги. Ходили слухи, что причиной его смерти стала скупка Чичиковым «мёртвых душ». Чичиков на его похоронах приходит к мысли, что единственное, чем запомнился покойник, - это густые чёрные брови.

· Чиновники в «Повести о капитане Копейкине». Произвол высших чиновников, .беззаконие..

5. «Повесть о капитане Копейкине» (10 глава)

· Сюжетная связь. Рассказывает почтмейстер, пытающийся внушить всем чиновникам, что Чичиков – это Копейкин. Как будто эта повесть не имеет отношения к сюжету произведения, потому что нет общих действующих лиц, нет связи с событиями, но тема омертвления человеческой души является главной.

· Капитан Копейкин – инвалид войн 1812 г. Ему оторвало руку и ногу. Героическая и печальная судьба. Но он честный человек Сильный и мужественный человек, исполненный достоинства. Разительное противоположность миру чиновников. Не имеет даже полагающейся ему пенсии. Не может найти помощи в столице. Министр, к которому он обращался, приказал выдворить настойчивого просителя за пределы столицы. Копейкину ничего не оставалось, как возглавить в рязанских лесах «шайку разбойников».

6. Павел Иванович Чичиков. (11 глава)

· Детство. Унылое, безрадостное. Отсутствие достатка. Духовно нищенское детство.

· Наказ отца: угождай учителям и начальникам, с товарищами не водись, но водись с теми, кто побогаче, не угощай, не потчуй, копи копейку.

· Исполнял наказ отца. Предупреждал любое желание учителя, полтину не истратил, а нарастил: мышь, еда одноклассникам. Своеобразная система воспитания, отсутствие талантов, практический ум, оборотистость, умение втереться в доверие, надуть без зазрения совести.

· На службе. Умение ориентироваться в любой обстановке. Гибкость и изворотливость. Угождение начальнику. Поменял два-три места службы, добрался до таможни. Провернул рискованную операцию, в которой сначала обогатился, но потом потерял всё.

· Решение заняться скупкой «мёртвых душ»

· Появление в губернском городе. Сумел найти подход к каждому. Может быть сентиментален, льстив, почтителен и угодлив, сдержан и деловит, развязен и груб. Даже в самые тяжкие моменты жизни не теряется, умеет выйти сухим из воды. Хамелеонская сущность Чичикова великолепно передана в его речи. Умеет произносить слова «с весом». Подбирает такие слова, чтобы истинный смысл их не был понятен собеседнику. У каждого может перенимать характерную интонацию. Постиг «великую тайну нравиться». Неукротимая энергия. Воинствующая подлость.

· Чичиков в системе образов

Манилов Чичиков
«Манилов, по природе добрый, даже благородный, бесплодно прожил в деревне, ни на грош никому не доставил пользы, опошлел, сделался приторным своей добротой» (Гоголь) Слащавость, приторность, неопределённость, обходительность. Наивный, благодушный. Пустопорожнее глубокомыслие. Неопределённость характера. Контраст между мнимой значительностью и истинным ничтожеством. «Здесь Манилов, сделавший некоторое движение головою, посмотрел очень значительно в лицо Чичикова, показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела» (продажа «мёртвых душ»)Дом, выстроенный, как замок, на горе, открытый всем ветрам, хилый английский сад, неубранный дом, книга, открытая на 14-й странице, аккуратные горки выкуренного табака, беспорядок на кухне и в хозяйстве – следствие полной непрактичности и бесхозяйственности. Нелепые мечты. Слово «маниловщина» стало нарицательным. «именины сердца». Благонамеренный человек (губернатор), дельный человек (прокурор) Почтенный и любезный человек (полицмейстер) Любезный и обходительнейший человек (жена полицмейстера) Преприятный человек (Собакевич)
Коробочка Чичиков
Скаредность, мелочность. Контраст с Маниловым. По своему умственному развитию стоит ниже всех остальных помещиков. «Дубинноголовая». Ведёт хозяйство глупо и жадно. Фанатически мнительна. Полное отсутствие цели: зачем копит. При продаже «мёртвых душ: «вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Озабочена лишь одним – копеечной выгодой. Деньги, собранные в мешочки, лежат мёртвым грузом. Узок и убог её мир. Всё необычное возбуждает в ней страх и недоверие. Именно она приведёт к гибели Чичикова, когда приедет в город узнать, почём мёртвых душ продают. Голос автора: « Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Шкатулки и мешочки Чичикова, в них всё разложено с такой же педантичностью
Ноздрёв Чичиков
Всегда весёлый, свежий, полный, с чёрными, как смоль, бакенбардами. Самовлюблённость. Нет и намёка на скопидомство Коробочки. Своеобразная «широта натуры». Гуляка, враль, всё время попадает в истории, его не раз били за нечистую игру в карты. Готовность к предательству. С лёгким сердцем проигрывает в карты деньги, покупает массу ненужных вещей. Бесшабашный хвастун и несусветный враль. В чём-то напоминает Хлестакова. Лгун по призванию и убеждению. Пройдоха и скандалист, всегда ведёт себя нагло, вызывающе. Своими сплетнями погубил Чичикова. Стремление всем понравиться – потребность и необходимость
Собакевич Чичиков
Цинизм. Грубость, прижимистость. Расчётливый хозяин, хитрый торгаш. Немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, мало найдётся тех, кому удалось обмануть Собакевича. Всё прочно и крепко. Средство характеристики – вещи. Духовный мир настолько убог, что вещь вполне может показать внутреннюю сущность. Все вещи напоминают хозяина: «и я тоже Собакевич». Напоминает «средней величины медведя». Грубая, животная сила, в голове не шевелится ни одна человеческая мысль. Звериная жестокость и хитрость. Опытный практик. «человек-кулак». «Казалось, в этом теле совсем нет души». Но этот неуклюжий медведь и грубый ругатель преображается, когда начинает рассказывать о своих крестьянах. Конечно, он хочет продать умерших подороже, но крепкий хозяин знает и ценит своих крестьян-тружеников. Свою жену называет «душенькой». Прямой разговор между двумя мошенниками. Два хищника боятся промахнуться и быть обманутым. Мнение Ноздрёва: нет «никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич.
Плюшкин Чичиков
Бессмысленное собирательство, хранение ненужных вещей. Был опытным, предприимчивым, трудолюбивым. Одиночество усиливало его подозрительность и скупость. «Прореха на человечестве». Страшен и трагичен. Опустошённая душа скряги, подавлено всё человеческое. Все запасы приходят в негодность. Проклял детей. Нет ни близких, ни друзей. Оборваны все связи с людьми. В каждом видит своего разорителя. Раб своего добра. Постоянный страх за свою собственность доводит до грани психического распада. Но растёт живописный сад, где всесильная природа сопротивляется бездумному владельцу. Чичиков во время осмотра города «оторвал прибитую к столбу афишу… свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что ни попадалось…»
Приёмы изображения помещиков: прямая характеристика (Чичиков). Выразительность портрета, окружающая обстановка, отношение к продаже «мёртвых душ», речь.

Образы крестьян

· Миру «мёртвых душ» противостоит образ народной России. Гоголь пишет о народной удали, смелости, любви к свободной жизни. При этом меняется даже тон авторского повествования. В нем появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка. Тема народа становится одной из ключевых в поэме. Трагическая судьба обездоленных людей прослеживается в образах крепостных крестьян. Крепостное право приводит к полному отупению и одичанию. Яркий пример – крепостная девочка Пелагея, не умеющая отличить, где право, где лево, забитые Прошка и Мавра, лакей Петрушка, который спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах».

· Лучшие черты крестьян, помогающие представить собирательный образ народа, его национальный характер: талантливость народа (каретник Михеев. Сапожник Телятников, кирпичник Милушкин, плотник Степан Пробка; острота и меткость русского слова, глубина чувств, нашедшая отражение в задушевных русских песнях, широта и щедрость души, проявившаяся в ярких и весёлых народных праздниках гуляниях.

· Есть образы-символы. Беглый крестьянин Абакум Фыров. Человек, наделённый широтой души, вольнолюбивый и гордый, не желающий мириться с гнётом и унижением. Он предпочёл тяжёлую, но свободную жизнь бурлака. Это настоящий русский богатырь

Тема дороги

· Символ человеческой жизни . Человеческая жизнь в восприятии автора – это тяжёлый путь, полный лишений, испытаний. Но жизнь не бесцельна, если она наполнена осознанием своего долга перед Отечеством. Образ дороги становится сквозным образом в поэме (им поэма начинается, им и заканчивается).

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом !»

· Композиционный стержень. Замысел Гоголя – «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров». Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с дороги души русского человека. А просёлочные дороги, по которым колесит эта бричка, - это не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития.

· Судьба России – «птица-тройка». Символ великого пути России в мировом масштабе, символ национальной стихии русской жизни. Её стремительный полёт противостоит кружению чичиковской брички.

· Лирические отступления: о «толстых» и «тонких»,напоминающих «мух на беломсияющем рафинаде», об умении на Руси обращаться, о помещиках, об истинном и ложном патриотизме, о духовном падении человека (6 гл. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком»). Лирический герой. Смеющийся над комизмом всего происходящего, над своими героями, грустящий, потому что несовершенен мир, несовершенен человек, размышляющий о назначении писателя, мечтающий, верящий, с надеждой глядящий на летящую через все препятствия птицу-тройку – Россию.

Сочинения

Поэма «Мёртвые души» была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, в котором автор стремился отразить, как в чистом зеркале, жизнь России. В поэме изображена Россия первой трети 19 века. Вместе с главным героем произведения читатель отправляется по России, заглядывает в самые отдалённые её уголки.

Первыми изображены в поэме чиновники. Каждый отдельный представитель этого класса – существо неприглядное, невежественное, мелкое, трусливое и убогое. В массе же своей это огромная сила: связанные круговой порукой, чиновники приспособили под себя мораль и закон. На благодатной почве чиновничества процветают взяточничество, подхалимство, пакостничество, мелочность интересов, погоня за развлечениями.

Каждый же из помещиков не живёт, а существует. Помещики не создают никаких ценностей, человеческая природа в них полностью искажена. Каждый из помещиков, изображённых Гоголем, обладает резко выраженной индивидуальностью. У каждого их свои «преимущества» перед другими. Но есть один признак, по которому в них всё яснее проступает нечеловеческая сущность. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». Вот праздный мечтатель Манилов, затрудняющийся найти слова, чтобы выразить то, что «варилось в его голове». В скорлупе своего хозяйства живёт бережливая «дубинноголовая» помещица Коробочка. Вот Ноздрёв – неудержимый враль, хвастун, драчун, герой ярмарочных кутежей. Вот Собакевич, напоминающий средней величины медведя. Плюшкиным завершается галерея помещиков. Характер его дан писателем в развитии. «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться мудрой скупости. Всё текло живо и совершалось размеренным ходом… везде во всё входил зоркий взгляд хозяина…» Но после смерти жены Плюшкин превратился в «прореху на человечестве», утратил все человеческие качества.

Вот о каких героях рассказал Н.В. Гоголь. Его поэму можно оценить как «горький упрёк» современной писателю России. Но поэма не создаёт пессимистического настроения, когда Гоголь говорит о своей любви к Отчизне, о её необъятных просторах. Наверное, поэтому читателям Гоголя близки и понятны забота и боль писателя, вера в светлую судьбу страны.

Роман «Герой нашего времени» это прежде всего психологическое произведение. Оно состоит из пяти частей. Каждая из них представляет собой законченную повесть. Все они расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с замыслом автора: наиболее полно и отчетливо показать читателям, кто же такой Григорий Александрович Печорин – герой нашего времени. Для этого Лермонтов рисует психологический портрет Печорина.

Открывает роман повесть «Бэла», где Печорин представляется читателям со слов штабс-капитана Максим Максимыча. Далее следует глава под названием «Максим Максимыч». В ней с Печориным нас знакомит сам автор. А вот три последние главы – дневник Печорина. Здесь сам герой раскрывает свой внутренний мир, объясняет причины своего поведения, обнажает все свои недостатки.

Последней расположена повесть «Фаталист». В ней Печорин находится в обществе офицеров-пограничников и заключает пари с одним из них – Вуличем. Тот утверждает, что существует предопределение судьбы, то есть каждый человек умрет, когда ему суждено. И раньше этого срока с ним ничего не случится. В доказательство своих слов он собирается выстрелить себе в голову. Вулич стреляет, но случается осечка. Следующий выстрел направлен в воздух. Однако Печорин убежден, что видит на лице Вулича близость смерти, и предупреждает об этом офицера. И действительно: вечером Вулича шашкой зарубил пьяный казак, а затем заперся в доме. Узнав об этом, Печорин вызывается в одиночку арестовать казака. И арестовывает.

В предыдущих главах мы изучали характер Печорина, а в «Фаталисте» получили представление о его мировоззрении. Вначале он не соглашается с Вуличем о существовании предопределения, а затем сам испытывает судьбу, пытаясь арестовать вооруженного казака. Может это свидетельствует о том, что Печорин поверил в судьбу? Или хотя бы начал сомневаться. Значит ли это, что тот вопрос, который задавал себе Печорин о своем предназначении в жизни, получил положительный ответ. И действительно он создан, чтобы разрушать чужое счастье?

Эта глава наиболее философская во всем романе. И она позволяет читателю самому разобраться в характере героя нашего времени, задуматься о своем характере, о своей судьбе и поставить себя на место Печорина. Вот почему именно она завершает роман. Автор нам в этом не помощник. Лермонтов еще в предисловии заявил, что не собирается судить о поступках Печорина. «Я лишь указал болезнь, но не средство ее излечить».

Комментарий: Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, он достаточно определенно формулирует свою позицию, однако в конце работы немотивированно звучит мысль о том, что автор «не помощник» читателю в постижении характера Печорина. Кроме того, в работе ряд тезисов не раскрыт до конца (не поясняется, например, какую позицию отстаивает Печорин, заключая с Вуличем пари).



В работе есть фактические ошибки: неверным является утверждение, что Печорин находился в кругу офицеров-пограничников, неточны также утверждения, что роман - это «прежде всего психологическое произведение» и что только в повести «Фаталист» дано представление о мировоззрении Печорина. Экзаменуемый явно упрощает сущность понятия «предопределение»: «предопределение судьбы, то есть каждый человек умрет, когда ему суждено».

Отвечая на предложенный вопрос, экзаменуемый показал хороший уровень владения теоретико-литературными терминами, необходимыми для анализа литературного материала. Он уместно использует такие термины, как «роман», «повесть», «глава», «герой», «психологический портрет». Вместе с тем в сочинении неточно употреблено понятие «автор»: имеется в виду утверждение о том, что в главе «Максим Максимыч» с Печориным знакомит читателя «сам автор» (в действительности это делает «рассказчик»).

Части работы логически связаны между собой, но высказанные мысли не всегда находят подтверждение и обоснование. Так, содержание первого и заключительного абзаца не исчерпано до конца: рассказывая о выстрелах Вулича, экзаменуемый не объясняет, почему второй выстрел был сделан в воздух.

В работе допущены некоторые речевые ошибки и недочеты: «где Печорин представляется со слов штабс-капитана», «предопределение судьбы», «глава наиболее философская», «последней расположена повесть». Обращает на себя внимание неуместность союза «а» в третьем предложении, неоправданные повторы слов (например, «сам» во втором абзаце), неточность выбора слова (в обороте «обнажает свои недостатки» лучше было бы использовать слово с более сильным значение «пороки»).

Сочинение оценено 8 баллами (по пяти критериям: 1:2:2:2:1).

Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – это произведение социально – психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя – Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.

О Печорине читатели получают представление из разных источников. В первой главе «Бэла» Печорин показан глазами – отставного штабс – капитана Максима Максимовича, его сослуживца. Далее автор – повествователь описывает внешность Печорина и дает её социальное и психологическое истолкование в повести «Максим Максимыч». В дневнике Печорина, куда входят «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист», герой проводит внутренний самоанализ. Но о некоторых особенностях его неординарной личности можно узнать только от других персонажей. Немалую роль играют и пейзажные образы.

На мой взгляд, есть несколько причин того, почему глава «Фаталист» является завершающей в произведении.

Во – первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». Действие романа завершается в той же крепости на Кавказе, где и происходит действие повести «Бэла».

Во – вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. В «Фаталисте» офицер Вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. Она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. По признанию Печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь - разрушать судьбы и счастье других людей.

Таким образом, Лермонтов «подобно врачу ставит диагноз больному веку», но «не указывает на способ излечения этой болезни». Он заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии…

Почему именно повесть "Фаталист" завершает роман "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова?

Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – это произведение социально – психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя – Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.

О Печорине читатели получают представление из разных источников. В первой главе «Бэла» Печорин показан глазами – отставного штабс – капитана Максима Максимовича, его сослуживца. Далее автор – повествователь описывает внешность Печорина и дает её социальное и психологическое истолкование в повести «Максим Максимыч». В дневнике Печорина, куда входят «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист», герой проводит внутренний самоанализ. Но о некоторых особенностях его неординарной личности можно узнать только от других персонажей. Немалую роль играют и пейзажные образы.

На мой взгляд, есть несколько причин того, почему глава «Фаталист» является завершающей в произведении.

Во – первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». Действие романа завершается в той же крепости на Кавказе, где и происходит действие повести «Бэла».

Во – вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. В «Фаталисте» офицер Вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. Она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. По признанию Печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь - разрушать судьбы и счастье других людей.

Таким образом, Лермонтов «подобно врачу ставит диагноз больному веку», но «не указывает на способ излечения этой болезни». Он заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии…

Другие работы по теме:

Желания Что пользы напрасно и вечно желать. А годы проходят все лучшие годы. М. Ю Лермонтов идее романа лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке пишет нестандартной структуре повествования автор как бы передоверяет рассказ о своем.

Я его возьму живого. Печально я гляжу на наше поколенье. Лермонтов М. Ю. Дума. Повесть Фаталист является заключительной главой в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Если хронологически выстроить повествование о жизни.

Роман М. Лермонтова Герой нашего времени это история души человеческой как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей. Бэла Максим Максимыч Тамань Княжна Мэри и Фаталист.

В романе. Герой нашего времени. Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы которые часто звучат в его лирике почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни почему они старятся в бездействии.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа - поиск места сильной личности в жизни, проблема свободы человеческого действия и роли судьбы, ее ограничивающей.

Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях.

Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть.

Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839–1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.

«Герой нашего времени» - первый русский психологический роман. В нем, состоящем из нескольких разнотипных повестей, четко прослеживается логика развития характера главного героя. В романе поставлены важные социально-философские проблемы, присущие поколению современников Лермонтова. Основное внимание автор уделяет внутреннему миру главного героя, Печорина, у которого сильно развито чувство личности.

Анализ фразы Печорина "Из двух друзей всегда один раб другого" Автор: Лермонтов М.Ю. Эту фразу сказал главный герой произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин. Я считаю, что его утверждение неверно.

Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,- «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.

Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».

Автор: Лермонтов М.Ю. Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова – П.А.Висковатова (1842-1905), «Фаталист», списан с происшествия, бывшего в станице Черненной с Акимом Акимовичем Хастатовым, дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым».

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман Автор: Лермонтов М.Ю. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом.

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Автор: Лермонтов М.Ю. М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жесточайшей реакции, на ступившей в России после разгрома декабрьского восстания.

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Автор: Лермонтов М.Ю. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой сложное композиционное единство пяти повестей-новелл, объединенных фигурой главного героя - Печорина. В каждой из повестей Печорин вступает в отношения с новыми персонажами, раскрываясь при этом тоже по-новому.

Важным моментом в раскрытии композиции "Героя нашего времени" является и то, кто рассказывает о происходящем.

Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе "Герой нашего времени" он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи.

Познакомившись с композицией романа "Героя нашего времени", которая необычна и сложна, мне хотелось бы отметить художественные достоинства романа. У лермонтовского пейзажа очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев.

"Мы сделались приятелями..." (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени",) Автор: Лермонтов М.Ю. В 1839 году в третьем номере журнала "Отечественные записки" была опубликована повесть Михаила Лермонтова "Бэла". Затем в одиннадцатом номере появилась повесть "Фаталист" и во второй книжке журнала за 1840 год - "Тамань".

Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова "Герой нашего времени". Автор: Лермонтов М.Ю. Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени».

Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Автор: Лермонтов М.Ю. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова – первый русский психологический роман. Как указывает сам автор в предисловии к «Журналу Печорина», цель этого произведения – изобразить «историю души человеческой».

Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". (Анализ эпизода из главы "Фаталист".)

Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В романе "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале своего жизненного пути.

"Герой нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Необходимость борьбы за свободу личности.

Автор: Лермонтов М.Ю. Духовное путешествие Печорина, человека с романтическим складом ума и характера, проходит но тем мирам русской жизни, которые были давно освоены в романтических повестях и рассказах писателей - предшественников Лермонтова. Главы романа «Герой нашего времени» сохраняют отчетливую связь с основными типами романтических повестей: «Бэла» - восточная или кавказская повесть, «Максим Максимыч» - повесть-путешествие, «Тамань» - разбойничья повесть, «Княжна Мери» - «светская» повесть, «Фаталист» - повесть философская.

Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени.

Одно из центральных произведений русской классики XIX века. Великий творец своего времени - М.Ю. Лермонтов. Взаимосвязанные между собой повести, каждая из которых носит определенное название. История жизни Печорина.

Говоря о творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, нельзя обойти стороной его знаменитый философский роман «Герой нашего времени». В своем произведении писатель старался исследовать психологический образ Григория Печорина, однако обойтись одним Печориным не удалось, так как главный герой захватывает множество судеб, после прикосновения которого все они либо гибнут, либо теряют смысл, интерес и любовь к жизни.
Лермонтов рисует жизненные ступени главного героя в своем романе, начиная его с главы под названием «Бэлла», заканчивая абсолютно - философской и глубокомысленной главой, заключающей в своем названии главный смысл всего содержания. «Фаталист» последний раздел дневника Печорина. По-мнению одного из критиков, отсутствие последней главы романа сделало бы образ Печорина нецелостным. Почему же без этой главы внутренний портрет главного героя был бы незавершенным?
Читая роман Михаила Лермонтова, мы наблюдаем жизненный цикл Григория Печорина. В течение своей жизни Печорин оставил в памяти людей одни только страдания, однако, сам он был ужасно несчастным человеком. Противоречия и одиночество, рождавшиеся в его душе, поглотили его, не дав жизни искренним эмоциям и чувствам. Именно так, глава за главой, мы узнавали главного героя, раскрывая в его душе новые порции человеческих пороков. Но главной точкой всего романа является глава «Фаталист». В ней показано отношение Печорина к судьбе, именно в ней ставится под сомнение явление предопределенности. Тем самым, автор не снимает ответственности с героя за все, совершенные им поступки. Писатель, варьируя жизненные ситуации, лишь проводит по ним Печорина, исследуя новые грани его души. Именно это глава утверждает истинность высказываний Печорина и мыслей автора в том, что значимость активности человека в собственной судьбе, весьма и весьма важна. Так, идя наперекор року событий и фатуму, Печорин входит в избу, где бушует убийца-казак, которого он довольно быстро и умело обезоружил. В этот момент проявились лучшие качества натуры героя.
Финальная глава романа «Герой нашего времени» «Фаталист» доводит до логического завершения и полного раскрытия главного героя основную мысль романа. Собирательный образ, вместивший в себя как хорошие качества, так и совершенно непростительные, утверждает свои позиции в последней части произведения. Писатель оставляет открытым вопрос о фатализме, завершив жизнь Печорина на пути в Персию. Именно в этой главе образ Григория Печорина исчерпан до самого конца, без остатка поглощен философскими размышлениями о судьбе, о смысле жизни и о том, что борьба человека за собственную жизнь возможна и необходима.
Безусловно, завершающая глава романа является самым главным разделом дневника Печорина. Только в ней мы раскрываем последние закоулки души главного героя, находя в нем размышления о предопределенности, которые непременно находят свое пристанище в душе самого писателя.