Почему ревизор комедия со злостью и солью. Комедия нвгоголя ревизор


Тема: Николай Васильевич Гоголь . Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии.

Цели урока : 1) повторить известные сведения о Гоголе как о писателе-сатирике; 2) дать понятие о драматическом произведении; 3) раскрыть идейный замысел комедии.

Теория : драматическое произведение, комедия.

Словарная работа : афиши, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки.

І. Слово учителя . Гоголь – одна из значимых фигур в литературе 1-й половины ΧІΧ века.

Гоголь – одинокая «звезда» русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя – живое явление современности.

Какие произведения Гоголя Вам знакомы? «Ночь перед…», «Сорочинская ярм.», «Майская ночь…», «Тарас Б.», «Повесть о том, как один мужик 2-х…», «Дикий помещик».

Назовите лит. героев .

ІІ. Учебник. Стр. 245


  1. О какой карьере мечтал в юности ? («Я думал просто, что я выслужусь и всё это доставит служба государственная» )

  2. Какая черта хара-ра, какое умение, развившееся ещё в ранней юности, помогло ему стать писателем ? (Придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать…, имел способность «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого …»)
Кто оказал на Г. серьёзное влияние, на становление его писательского таланта ? (А. С. Пушкин «заставил меня взглянуть на дело серьёзно »)

Какие факты биографии Г. говорят о его интересах к театру ? (Отец, Василий Афанасьевич, был известным украинским драматургом. Он стал признанным режиссёром домашнего театра в поместье отставного вельможи Д. П. Трощинского)

Если Пушкина благословил как своего литературного преемника Державин , то дарование мальчика Николая Гоголя первым отметил сосед Гоголей-Яновских по имению В. В. Капнист , автор острого комедийного памфлета «Ябеда», направленного против правительственно-бюрократического аппарата России. За эту комедию, долгое время запрещённую, Капнист едва не поплатился ссылкой в Сибирь.

Юному таланту, получившему благословение Капниста, словно самой судьбой предназначено было стать сатириком .

И пьеса «Ревизор » впоследствии была воспринята так же, как когда-то «Ябеда ».

Поступив в Нежинскую гимназию высших наук , юный Гоголь сразу проявил свои актёрские склонности. Одно из первых писем (4.01.1824) родителям содержит свидетельство об увлечениях будущего драматурга: «…прошу вас покорнейше, - обращается гимназист к «дражайшим родителям», - прислать мне комедии…: «Бедность и благородство души», «Ненависть к людям и раскаяние » (пьесы Коцебу А. Ф., переведённые с немецкого)

В гимназических спектаклях будущий писатель принимал самое активное участие – и как актёр, и как художник-оформитель. Весь Нежин говорил о гимназической постановке «Недоросля» Фонвизина, и зрителей особенно поразило исполнение роли госпожи Простаковой воспитанником Н. Гоголем-Яновским. К. М. Базили , товарищ его по гимназии, писал потом в восхищении: «Ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл 16-летний тогда Гоголь ».

Приехав в северную столицу, нежинский выпускник стремится попасть в труппу императорского Александринского театра. Пробы были удачны, среди актёров у Гоголя появились друзья, но актёром он так и не стал. Судьба та распорядилась…

ІІ. Из биографических сведений о Гоголе мы знаем, что в 30-е гг. ΧІΧ в он серьёзно задумывается о русской комедии. Продолжил творческие достижения своих предшественников Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова. Писатель в развитие этого жанра внёс своё. Он считал, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.

Так в 30-е гг. Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»).

ІІІ . А теперь вспомните, к какому роду литературы относится комедия? К драме. (Интерактивный плакат )

Чем отличается драма от эпоса и лирики ? На стыке 2-х искусств стоит – литературы и театра).

На какие жанры делится драма ? (трагедию, комедия, драма в узком смысле)

Какие отличительные признаки имеет комедия ? (афиша, акты (действия), монологи-диалоги, реплики в сторону, ремарки, речь действующих лиц. В пьесе нет описания внешнего вида героя, авторского повествования , непосредственного выражения отношения автора к событиям и персонажам, его чувств. Автор скрыт за действиями и речами персонажей)

Успех драматического произведения в театре зависит не только за режиссёра , (актёров , художников -декораторов, которые воплощают замысел писателя)

Перелистайте пьесу. Сколько актов в ней и из скольких явления каждый (5 действий от 6 до 16 явлений в каждом)

Откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами . (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имён.) Уже чтение афиши даёт возможность предположить, что в комедии дана широкая критическая жизнь окружающей действительности и своеобразная анатомия уездного города:


  • Здесь и глава администрации – городничий

  • И его «министры»:

  • Смотритель училищ,

  • Судья,

  • Попечитель богоугодных заведений,

  • Полицмейстер,

  • Уездный лекарь,

  • Полицейские чины,

  • Помещичьи чины,

  • Гороские помещики

  • И почтенные лица в городе,

  • И купцы,

  • И мещане,

  • И городские дамы,

  • И слуги.

  • Вне города стоят 2 человека. Кто они ? (Хлестков, Осип)
Такого широкого взгляда на официальную жизнь русская комедия ещё не знала .

Мы ещё вернёмся к этому образу города (в обещающем смысле).

І V . Работу над «Ревизором» начал уже будучи известным писателем, которого ценил и дружески поддерживал А. С. Пушкин.

Известно, что в одну из встречи октябре 1835 г. Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора» . «Сделайте милость, - пишет начинающий драматург, - дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадёт даром время, ия не знаю, что делать тогда… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта».

В одну из ближайших встреч Пушкин рассказал Гоголю «русский анекдот ». Рассказал Гоголю случай в Новгородской губернии, где какой-то проезжий, выдав себя за чиновника из министерства, обирал жителей. Кроме того, сам Пушкин , отправившись в Оренбург собирать материал для истории Пугачёвского восстания, вскоре узнал, что местными властителями от «доброжелателей» было получено предупреждение, будто сбор исторических сведений только предлог, а настоящая цель приезжего – провести негласно ревизию служебной деятельности оренбургских чиновников. Эти 2 случая стали основой гоголевской комедии.

Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. Хотя 1-я черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 г. Черновые наброски на «оттачивания» произведения. Так за год до смерти, в 1851 г., он внёс последние изменения в одну из реплик І V действия . Окончательной редакцией считается текст 1842 г. Прижизненных редакций было 3: 1836, 1841, 1842.

V. Сообщение «Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».

В «Ревизоре», - вспоминал впоследствии Гоголь, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем ».

В комедии рассматривается не любовная интрига, не события частной жизни, я явления общественного порядка. В основе сюжета – переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него «свои грешки ».

Таким образом, это социально-политическая комедия. В ней нет центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесе образов купечества и мещанства.

2) стр. 342 (2-6 вопросы)

3) Что является завязкой?

Составьте табличку о чиновниках уездного города



Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он призван руководить

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий. Общее управление полиции, обеспечение порядка в городе, его благоустройства

Берёт взятки, попустительствует в этом деле другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

«Говорит …»

1-я постановка

Александринский театр. Петербург. Зал был полон. В ложах и креслах партера – министры, петербургская знать. В царской ложе – Николай 1 с наследником. В театре много знакомых Гоголя:

Жуковский, которому Гоголь читал «Р.» во дворце,

Поэт Вяземский.

Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.

Только на галёрке теснятся зрители неаристократического круга.

Сначала смеялись охотно. Ведь комедия – это смешно.

Уже после 1-го акта недоумение было написано на всех лицах, которое возрастало с каждым актом. Зрители выбиты из всех театральных ожиданий и привычек.

Однако в этой пьесе были черты и явления, исполненные такой жизненной истины, что 2 раза раздавался общий смех. Совсем другое произошло в 4 акте: смех по временам ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то рабский смех , тотчас же и пропадавший;

Аплодисментов почти совсем не было;

Зато напряжённое внимание, судорожная, иногда мёртвая тишина показывали. Что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей .

По окончании 4 акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершено было 5 актом .

Многие вызывали автора потом за то, что написал комедию, другие за то, что виден талант в некоторых сценах, простая публика за то, что смеялась, но общий голос , слышавшийся по всем сторонам избранной публики был: «Это – невозможность, клевета и фарс ».

Царь на представлении много смеялся и аплодировал , желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная, не стоит её принимать всерьёз. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Однако, оставшись наедине со свитой , царь не выдержал до конца хитро задуманной роли и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех

Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе «нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество », вообще на Россию.

Но более всего Гоголь был потрясён обвинением в том, что он – враг России , что тон оклеветал её в комедии.

Однако у Гоголя были и доброжелатели. Богач Демидов , учредивший ежегодную премию в 20.000 руб. и передавший правло присуждать её Российской академии наук, 11 мая 1836 г. написал письмо секреьарю Академии с просьбой увенчать Гоголя олною из золотых медалей. Но Академия была императорской. Демидову было отказано. Премия была присуждена Бобинскому за «Курс верховой езды».

Гоголь был огорчён. Раздражён. Страдал. И уехал лечиться за границу в июне 1836 г. Слайд 10 Портрет И. Жерена

Лицо бледное, как бы сильно возмущён происшедшим. Удивлённо приподнялась левая бровь, глаза смелы до дерзости, но круги вокруг них выдают страдание, обидно сложены губы. Художник удачно посадил Гоголя: он обращён к нам спиной только голова энергично повёрнута к зрителю. Это жест сурового прощания, подчёркивающий отчуждённость Гоголя, ту пропасть между писателем и николаевской Россией, которая открылась на 1-м представлении.

Урок 2. Тема: 1 действие

«Пренеприятное известие: к нам едет ревизор»

Цели урока : раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке; разбудить внимание к гоголевскому тексту.

Словарная работа :

Инкогнито – под вымышленным именем, не открывая своего.

Произвол – своеволие, самовластие;

Казнокрадство – обкрадывание казны, государства.

Мошенничество – неблаговидные, жульнические действия с корыстными целями.

Ход урока

І. К. С. Станиславский советует читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии её внутреннего развития. Последуем его совету: «проследить, как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведётся борьба, какие группы борются и во имя чего».

Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишённого нравственного закона, находит новый тип драматургического конфликта . Новаторство Гоголя заключается в том, что в комедии нет ни героя-идеолога , который бы высказывал истинное понимание долга и чести, ни сознательного обманщика , водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица. Возрастающий страх, затмевающий разум заставляет принять «сосульку, тряпку», «вертопраха » за ревизора.

ІІ. Ещё раз с афишей слайд 13 Время и место действия. (Уездный город реплика городничего, удалён от центра: «Хоть 3 года скачи отсюда, ни до какого государства не доедешь». Время действия 1831 гг


  1. Чтение 1, 2 явл. Постепенно из мелких деталей и чёрточек возникает перед нами образ города. Из реплик персонажей мы можем делать некоторые выводы об особенностях этого города.

  2. Поскольку представлены все стороны администрации, мы можем сказать уже по І действию, что дела во всех сферах неблагополучны.

  3. Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе не подозревают , что можно жить по-другому .

  1. Почему в 1 явл. Чиновники названы по имени-отчеству, а городничий именуется городничим ? Гоголь подчёркивает, что для всех присутствующих Сквозник-Дмухановский не частное, а официальное лицо, начальник, важная персона. Такое выделение городничего как самого значительного лица сказывается в построении диалогов. Городничий как бы ведёт основную мелодию, остальные ему вторят.

  1. Чтение 1 -х 3-х реплик. Реплики судьи и попечителя в тексте выглядят одинаково. Но одинаково ли они произносятся? Найти верную интонацию персонажей, согласуясь с замечаниями. Аммос Фёдорович Ляпкин Тяпкин медленно, важно, недоумённо, как бы говоря: «Какой такой ревизор? Что это ещё? » Логическое ударение стоит на слове как .

  1. Земляника Артемий Филиппович тоже удивлён, но ему не нужно объяснять, кто такой ревизор . Подтекст фразы такой: «Нет, в самом деле, ревизор ? Неужели?» Реплика звучит отрывисто, подчёркнуто вопросительно.

  2. В следующих репликах чиновников их состояние выражено более откровенно . Судья обескуражен неожиданностью.

  3. Земляника Артемий Филиппович сразу понял, что дело приняло неприятный оборот, он очень огорчён.

  4. И последним (он раньше не осмеливался) выступает Хлопов Лука Лукич. Что слышится в его голосе ? (Страх, ужас).

  5. Наставления городничего к Луке Лукичу – с. 257, внизу.
Хлопов только оправдывается беспомощно и робко жалуется на свою несчастную долю, обнаруживая простодушный страх перед грозящим появлением ревизора.

  1. Земляника Артемий Филиппович воспринимает наставления более бодро. Отлично понимает, чего хочет от него градоначальник, и совершенно согласен с ним: ничего коренным образом менять не следует, надо только, чтобы видимость была благопристойна. Поэтому Земляника с облегчением, даже с некоторым удовольствием, соглашается с городничим. «Ну, это ещё ничего, колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые » - с. 255, вверху.

  2. Иначе воспринимает сообщение городничего и его советы судья Ляпкин -Тяпкин Аммос Фёдорович .

  • С важностью философа начинает строить самые невероятные предположения о причинах «напасти». Найдите. (255 стр.)

  • Почему речь судьи комична ? Многозначительность его реплик смешна: «Что-нибудь недаром », - изрекает он, соединяя в одной фразе несоединимое . «Недаром » - слово указывает на конкретную причину происшествия. Но вместо этой причины Л.-Тяпкин подсовывает неопределённое «что-нибудь ».

  • Почему Гоголь наделяет судью такой нелепой фамилией ? Отразился принцип отношения к служебным делам («тяп-ляп»),
Душевная неуклюжесть, несообразительность, неповоротливость.

  • Реплики судьи комичны : после многих усилий, Мучительных словесных родов» (Станиславский) он выкладывает вздор, своё неизбежное «тяп-ляп»: «нет ли где измены » (с. 255)

  • Что же говорит городничий и как его ответ действует на Ляпкина-Тяпкина ? Едкие возражения городничего делают следующую реплику судьи совершенно аморфной: он не способен аргументировать свои мысли. Только в конце предложения его фраза становится связной: «Нет, я вам скажу, вы не того… вы не… Начальство имеет тонкие виды: даром, что далеко, а оно себе мотает на ус ». (255)

  • Стр. 252-253 – речь со старыми часами .

  • Вывод : в интонации речей гоголевских персонажей проявляется их характер.

  • Комическое несоответствие манеры речи чувствам судьи . При всём своём «глубокомыслии » и косноязычии судья очень самолюбив и обидчив .

  • Ему невыносимо тяжело слушать замечания городничего о неприличном для присутственного места обилии «гусей с маленькими гусёнками», которые так и шныряют под ногами » - с. 256. И Ляпкин-Тяпкин пытается прервать городничего соблазнительными предложениями («А я их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать »).

  • Но сегодня, накануне приезда ревизора, городничий неподкупен, как бы не замечая реплики судьи, он продолжает наставительно поучать Ляпкина-Тяпкина: с. 256, внизу.

  • Почему Гоголь помог нам заметить в суде арапник ? (с. 256) арапник – превосходный символ правосудия тогдашнего времени

  • Не выдержав обидного для его самолюбия обнаружения «беспорядков», судья переходит в наступление, говоря, что «грешки грешкам рознь », и возражает против того, чтобы считать борзых щенков, которых он берёт открыто, взятками (с. 257)

  • Почему взятки борзыми щенками не грех для блюстителя правосудия ? (Взяточничество приняло огромные размеры и борзые щенки среди прочих злоупотреблений кажутся судье мелочью.)

  • Более того, Ляпкин-Тяпкин не безобиден : если городничий расскажет ревизору про беспорядки в суде, он, представитель закона, может вспомнить о шубе в 500 руб., и о шали для супруги городничего, и о многом другом, отнюдь не лестном для главы города. Эта угроза действует на городничего сильнее, чем приглашение на обед, и он произносит примирительно: с. 257, внизу. «Впрочем, я только упомянул об уездном суде; а по правде сказать, вряд ли кто когда-нибудь заглянет туда …»

  1. Кого из чиновников более всего беспокоит возможный приезд ревизора и почему ? (городничего)

  1. У него больше всего грешков,

  2. Он и самый проницательный и ловкий среди них человек.
Доказать 1) 1-я реплика придала экспозиции напряжённость и стремительность: чиновники прямо были поставлены перед необходимостью действовать

  1. Чиновники чем отличаются от него ? (Глупы, неповоротливы. Строят нелепые предположения.)
Попусту тратят время и даже забыли об угрожающей им опасности.
Чиновники привыкли к безнаказанности и утешают себя тем, что у городничего «грешки» покрупнее.

  1. Не таков городничий. Зная, что ревизии обычно носят поверхностный характер, он даёт наставления, не требующие коренных перемен (колпаки чистые, над кроватью надписать;
гусей с гусёнками;

заседатель –пьяница – пусть чеснок;


  1. Сквозник-Дмухановский обрывает легкомысленного почтмейстера, готового забыть о ревизоре ради игривого письма. Стр. 260 «Ну, теперь не до этого …»

  2. Какими репликами завершается 1-2 явл –я ? (Городничего о проклятом инкогнито, который сидит у него в голове.)

  3. Сквозник-Дмухановский становится даже осторожен и в выражениях , что редко с ним случается в обычной обстановке.

  • К почтмейстеру : «Послушайте, Иван Кузмич, …немножко распечатать ии прочитать »… Боится выразиться определённо и осторожное «этак немножко распечатать» прикрывает официальным «входящее и исходящее » (с. 260, вверху)

  • ГОРОДНИЧИЙ НЕ СВОБОДЕН ОТ МЕЛОЧНОГО САМОЛЮБИЯ. Читая письмо Чмыхова, начинает с обращения: с. 254. «Любезный друг, кум и благодетель… » (В данной ситуации это обращение совершенно неинтересно для чиновников, но городничий не может его пропустить: оно льстит ему. Антон Антонович хочет показать всем, насколько он уважаем )

  • Как и зачем городничий рассказывает о 2-х необыкновенных крысах, которые ему приснились ? С. 254 (Казалось бы, ситуация настолько острая, что не до толкования снов. Городничий же совершенно серьёзно, как будто речь идёт о реальном событии, произносит: «Право, этаких… прочь» - видно в этих словах не только суеверие, но и желание обнаружить свою дальновидность, чутьё, интуицию.

Итог . 1. Это была экспозиция .

2 . У Гоголя нет неоправданных мелочей.

3 . Щепкин считал, что у Гоголя нет ни одной незначительной фразы: «Репетировали «Ревизора» для вступающего вновь в пьесу актёра. Щепкин. Тогда уже глубокий старик. Сидел в курилке и ждал своего выхода. У городничего есть в одном из актов пьесы несколько слов, которые он говорит за кулисами. Черневский, на обязанности которого лежало следить за выходами и репликами, решил не беспокоить отдыхавшего Щепкина и прокричал за него реплику. Старый артист, до которого долетели слова его роли, сказанные кем-то другим, взволновался. Он подозвал к себе Черневского и строго спросил его: «Разве ты сегодня играешь городничего ? Смущённый юноша ответил: «Помилуйте, Михаил Семёнович, я не хотел беспокоить Вас по пустякам». «Запомни , - горячо сказал Щепкин, - во-первых, у Гоголя нет пустяков, во-вторых, я здесь именно затем, чтобы беспокоиться ». (Щепкина-Куперник Т. Л. «№Из воспоминаний о русском театре»)
Д. з . прочитать 2 действие

2) С какого момента действие начинает развиваться быстрее?

3) стр. 344 (4, 5)
Урок 2

Тема урока. Н.В.Гоголь. «Ревизор» - социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки.

Цель урока: изучить комедию Гоголя «ревизор» и ответить на вопрос: социальная комедия «со злостью и солью» - это что? О какой «злости и соли» идет речь в комедии?

Задачи урока:

Обучающие: знать содержание комедии, ее главных героев.

Развивающие: уметь выразительно читать фрагменты произведения, перевоплощаться в героев, характеризовать героев, видеть недостатки каждого чиновника, вступать в диалог, строить рассуждения, работать в группах.

Воспитывающие: воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.

Ход урока.

Орг.момент.

Наш урок я хочу начать с эпиграфа, записанного на доске:

«Я решился собрать в одну

кучу все дурное в России, какое я тогда

знал... и за одним разом посмеяться над

всем... Сквозь смех... читатель услышал

грусть...».

(Н. В. Гоголь)

О каком произведении были сказаны эти слова?

(Эти слова Н.В.Гоголь сказал о комедии «Ревизор».)

Верно. Найдите ключевые слова в эпиграфе.

(дурное в России, смех)

Подберите синонимы к слову «дурной».

Дурной – нехороший, некрасивый, безобразный, плохой, гадкий, неприятный, негодный.

Н.В.Гоголь называл свою комедию – комедией «со злостью и солью».

Почему? (показать пороки общества)

Сформулируйте проблемный вопрос?

(Попробуем разобраться, что «дурное» показал Гоголь в комедии «со злостью и солью», над чем он смеется)

Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.

Постановка задачи.

Неужели у гоголевских чиновников можно чему-то научиться?

Мне хочется, чтобы у вас после сегодняшнего урока появилось желание бороться со «всем дурным в России.»

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

Гоголь мечтал о комедии «со злостью и солью». У него она получилась. О какой же «злости и соли» идет речь в произведении, постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.

Кто такие чиновники и какова их роль в городе?

(«Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».) запись в тетрадях.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья

Артемий Филиппович Земляника. Попечитель богоугодных заведений

Лука Лукич Хлопов. Смотритель училищ.

Иван Кузьмич Шпекин. Почтмейстер.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий.

Бобчинский и Добчинский, помещики.

Ваше отношение к известию о приезде ревизора.

Каким образом чиновники пытаются скрыть недостатки своей работы.

Знакомство с Хлестаковым.

Наконец, настало время познакомиться с Хлестаковым, о нем нам расскажет Осип. (Тимофеев Иван)

Скажите, Хлестаков, что делает в этом городе?

(находится проездом, живет в трактире, у него нет денег)

Инсценировка. Встреча городничего с Хлестаковым. (Давлетов Алмаз, Хусаинов Искандер)

Как же произошла встреча городничего с Хлестаковым?

Беседа.

Чем смешна данная ситуация? (нет понимания между героями, они боятся друг друга)

Чего боится Хлестаков? (что его заберут в тюрьму)

Чего боится городничий? (думает, что на него донесли, пугается поведения Хлестакова)

Какое чувство движет ими? (страх)

Составление кластера:

Страх: 1) делает слепыми

2) делает глухими

3) лишает разума

Подведение итогов. Решение проблемного вопроса.

Чего хотел добиться Гоголь, создавая комедию «со злостью и солью»? (показать пороки общества, смехом потрясти человеческие сердца)

Перечислите эти пороки.

(безответственность, жадность, мошенничество, взяточничество)

Какие пороки современного общества вы можете назвать?

(жадность, наркомания, безответственность, алкоголизм…)

Актуальна ли комедия Гоголя сегодня?

Актуальна ли комедия Гоголя сегодня? Почему?

Какой урок мы можем вынести для себя?

(Серьезно относится к своим обязанностям)

Какие есть у вас обязанности на сегодняшний день? (выполнять домашнее задание, овладевать знаниями…)

Дом.зад.: дать характеристику Хлестакову.

Конспект урока по литературе на тему ««Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия «со злостью и солью».

Для учащихся 8 класса

МБОУ «Мускатновская школа»

Подготовила: Муругова Алина Владимировна

Учитель русского языка и литературы

Сюжет комедии "Ревизор", так же как и сюжет бессмертной поэмы "Мертвые души", был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: "Я помешался на комедии". В "Ревизоре" Гоголь умело сочетает "правду" и "злость", то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание.

В "Театральном разъезде" Гоголь писал, что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал и "электричества чин". "Электричества чин" и породил ту трагикомическую ситуацию всеобщего страха пред лжеревизором.

В комедии "Ревизор" представлена целая "корпорация разных служебных воров и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N.

При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава – Уховертов, а уездного лекаря – Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".

Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ермолке".

Основным литературным приемом, которым пользуется Н. В. Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский" и т.п.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, же

    Мастерство Гоголя великолепно сказалось и в их создании и яркие жизненные характеры представлены Гоголем в образах жены и дочери городничего. Перед нами типичные Провинциальные модницы, жеманницы, кокетки. Они лишены каких либо общественных стремлений,...

    «Ревизор» - знаменитая комедия Н.В.Гоголя. Ее события происходят в маленьком уездном городе. Идейный смысл комедии, обозначенный в эпиграфе, наиболее отчетливо раскрывается в образах чиновников. Они изображены порочными, в целом представляют один социальный...

    В "Мертвых душах" тема крепостничества сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. Блюстители порядка во многом родственны помещикам. На это Гоголь обращает внимание читателей уже в первой главе "Мертвых душ"....

    В 1839 году в статье о «Горе от ума», осудив комедию Грибоедова «с художественной точки зрения» (что, как он писал в письме к В. П. Боткину от 11 декабря 1840 года, ему было тяжелее всего вспоминать), Белинский восторженно приветствовал «Ревизора». Его...

    Поэма Гоголя с загадочным названием «Мертвые души» рассказывает о фантастической афере Чичикова - купле ревизских душ. Современному читателю, отдаленному от тех событий в 160 лет, трудно представить, что же такое ревизская душа. Согласно действующему...

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Фролова Ольга Филипповна, первая категория, заявленная – высшая, МБОУ Ляльшурская СОШ, Шарканский район, Удмуртская Республика

Предмет: русская литература

Учебник (УМК):

Тема урока : Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комед ии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, экран;

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

предметными УУД:

опознают понятия «эпическое, драматическое, лирическое произведение»;

Регулятивными УУД:

познавательными УУД:

коммуникативные УУД:

адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью; строят монологическое контекстное высказывание

личностные УУД:

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Знакомство с историей создания комедии «Ревизор» и первой ее постановкой;

Умеют использовать знания об особенностях драматического произведения в практической деятельности

3 уровень - воспроизведение знаний

Регулятивные

Самостоятельно формулируют вопросы

Планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

Познавательные

3 уровень — строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные

3 уровень – строить монологическое высказывание, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

Вызвать познавательный интерес к проблеме;

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Кроссворд (интерактивная доска) по программе ноутбук .

Создание проблемной ситуации сомнения

Фронтальная

Коллективная

Предлагает детям вспомнить

творчество Гоголя, решив кроссворд.

Словарная работа: кто такой ревизор ?

Каким образом это слово связано с творчеством писателя?

Сообщает, что писатель преуспел еще в одном жанре литературы и предлагает обдумать и обосновать ответ на вопрос: в каком жанре, лирическом или драматическом, преуспел Н.В.Гоголь? Когда же возник интерес Гоголя к театру? Какие факты биографии писателя говорят о его интересе к театру?

Сообщает тему урока, записывает на доске «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» и предлагает сформулировать проблему урока. Какая проблема бывает поставлена в драматическом произведении?

Отгадывают кроссворд,

выводят слово «Ревизор».

Предполагаемый ответ: ревизор – должностное лицо, производящее ревизию (проверку).

Высказывание своих точек зрения по вопросу в устной форме.

Формулируют вопросы, на которые необходимо ответить в ходе урока.

Записывают тему урока в тетради.

Предметные УУД:

воспроизводить знания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

высказывание и обоснование своей точки зрения.

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

определять и осознавать цели учебной деятельности.

Ориентировочный этап

Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования из уже известных учащимся

Групповая

Предлагает подумать, какие задачи нам необходимо поставить перед собой, учитывая, что это первый урок по произведению. Составьте план урока.

Обсуждают в группах и называют известные им методы исследования, определяют последовательность действий.

1.История создания комедии.

2.Первая постановка комедии, отклики современников, впечатления самого автора.

3.Особенности драматического произведения.

4.Первое знакомство с текстом произведения.

Регулятивные УУД : планировать пути достижения целей;

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные УУД:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Личностные УУД:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Поисково-исследовательский этап

О рганизация процесса самостоятельного постижения учениками нового материала (недостающих знаний).

Репродуктивный метод обучения.

Устное сообщение, доклад

Индивидуальная форма.

Коллективная форма.

Предлагает послушать сообщения и в тетради сделать записи.

1.Сообщение «История создания комедии «Ревизор».

2.Сообщение «Первая постановка комедии «Ревизор».

3.Для чего важно знать об особенностях драматического произведения? (Чтобы понять произведение, его содержание и основную мысль, т. е. конфликт)

Что же помогает узнать о герое пьесы, характеризовать его? (Речь героя, интонация, реплики других героев о нем, жесты, мимика, ремарки).

Ученик делает сообщение по теме «История создания комедии «Ревизор». Учащиеся слушают и делают записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД:

строить монологическое контекстное высказывание

Познавательные УУД:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Практический этап

Подготовка к восприятию произведения,

вызов интереса к прочтению комедии «Ревизор»

О рганизация действий закрепления знаний об особенностях драматического произведения в процессе решения конкретно-практических задач

Групповая форма

Задания по группам:

1.Прочитайте страницу «Действующие лица». Сколько героев в пьесе? Какое социальное положение они занимают? О чем это говорит? О чем говорят фамилии героев?

2.Характеры и костюмы. Встречали ли вы в какой-либо пьесе подобное описание автором своих героев? Как вы думаете, для чего это нужно было автору?

3.Прочитайте первые строчки первого явления. Какую роль играет первая фраза комедии? Какую роль занимает отрывок в композиционной структуре произведения? (завязка).

Создайте воображаемую мизансцену. Продумайте, как бы вы расположили персонажей в определенный момент действия, представьте их положение, мимику, жесты, движения.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

Познавательные УУД:

владеть основами изучающего чтения.

Рефлексивно-оценочный этап

А нализ школьниками собственных действий , выявление успехов и недочетов в работе, определение программы последующих коррекционных действий (по устранению недочетов) и познавательных действий (по «наращиванию» знаний).

Индивидуальная, или групповая

Итак, сделаем выводы по уроку.

Я вспомнил…

Я узнал….

У меня (не)получилось…

Мне предстоит…

Коммуникативные УУД:

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра

Регулятивные УУД: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи