Почему тургенева считали трусом и другие малоизвестные факты о великом русском писателе. " Мой Тургенев"- размышления о И.С.Тургеневе Почему как считает и с тургенев


Виноградова Елизавета ученица МКОУ СОШ №3 с. Динвное

Скачать:

Предварительный просмотр:

Жизнь и творчество Тургенева - подлинная трагедия, до сих пор неосознанная надлежащим образом человечеством.

"Настоящий" Тургенев оставался, да и остается неизвестным.

И всё-таки, кто же такой Тургенев? Что мы знаем о нём? В лучшем случае, кто-то внимательно прочитал биографию в учебнике, но ведь там только сухие факты.
С произведениями Тургенева меня познакомила бабушка, страстная поклонница его творчества. Это были рассказы из «Записок охотника».

Пейзажные зарисовки, запоминающиеся образы, выразительный и эмоциональный язык – все это запало мне в душу. Мне захотелось познакомиться с другими произведениями этого великого писателя.

Е динственной великой любовью Тургенева, которой он никогда не изменял, была русская природа, его муза и вдохновительница.

И действительно, трудно не описать такую красоту. Охотник в душе, Иван Сергеевич не мог оставаться равнодушным к окружающим местностям.

. И этот невыраженный любовный восторг выливался на бумагу в виде удивительнейших пейзажных зарисовок. Вот, например:
«...вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота...»

Как ярко, красочно и живо описан этот пейзаж! Читая эти строки, можно без труда представить эту неповторимую картину. «Певец русской природы, Тургенев с такой поэтической силой и непосредственностью показал пленительную красоту и прелесть русского пейзажа, как ни один прозаик до него», - писал великий критик.
«Записки охотника» - поистине гениальное творение художника крестьянской души, изобразившего картину контрастов и гармонии удивительного русского характера, сочетающего в себе нетронутое природное начало, богатырскую силу и в тоже время чувствительность и ранимость.
Крестьянин, которого можно любить, которым можно восхищаться, который живет природой, красотой, искренностью и любовью, именно таким Тургенев видит русский народ, не скрывая своих чувств, любуясь и удивляясь ему, подчас даже роняя горячую слезу.
Повествователь, голос которого мы слышим со страниц «Записок охотника», дает описание природы как человек, тонко чувствующий красоту своей страны. Он знает о природе столько, сколько и любой из крестьян.
Писатель открывается как истинный знаток своих персонажей, он обыгрывает каждую ситуацию так, чтобы как можно ярче проявилась та или иная черта народного характера. Тургенев отказывается от обобщений, он рисует своих героев как самобытных представителей нации.
Тургенев особо изображает крестьянство в рассказе «Певцы». Здесь глазам читателя предстает контраст между действительностью, бытовыми зарисовками и красотой и непорочностью духовного мира простого мужика: «признаться сказать, ни в какое время года Колотовка не представляла отрадного зрелища, но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами затопляет и бурые полуразметанные крыши домов, и этот глубокий овраг, и выжженный, запыленный выгон, по которому безнадежно скитаются худые, длинноногие курицы, и серый осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток прежнего барского дома, кругом заросший крапивой, бурьяном и полынью...». На фоне грубой реальности, составляющей внешнюю жизнь крестьян, раскрывается их внутренний мир, умение чувствовать прекрасное и восхищаться льющейся из самых недр души трогательной русской песнью.
Герои «Бёжина луга» сливаются с природой, чувствуя ее и живя в ней. Писатель показывает детей, которые ближе всего к природному началу, Тургенев изображает их яркие характеры, дает емкие характеристики, отмечая речь крестьянских мальчишек, в которой все дышит непритворным чувством естественности и некоторой наивности. На рассказы, которые мальчики слушают с замиранием сердец, не сомневаясь в их правдивости, отзывается даже природа, как бы подтверждая поверье или таинственный случай: «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся наконец, как бы замирая… Мальчики переглянулись, вздрогнули». Даже сам охотник, человек бывалый, верит в примету: настолько естественным оказывается слияние народных примет и атмосферы, в которой пребывают герои рассказа.
Невозможно остаться равнодушным к искреннему миру души, который раскрывается в каждой мелкой детали, в речи и действиях тургеневских персонажей. Писатель любит народ, он верит в него, играя струнами его сердца, он доказывает, что в нем нет темноты и забитости, слепой покорности и смирения; все, что есть плохого в русском мужике, обусловлено условиями существования. На страницах «Записок охотника» народ живет душой и сердцем, умея находить отдушины в непроглядном мраке, не теряясь в нем и не беднея духовно.

А вот совершенно иного характера произведение. В котором содержится глубокий философский смысл назначения человека, о умении прощать и быть прощенным.

Рассказ И. С. Тургенев: «Живые мощи» в свое время высоко оценила Жорж Санд за сюжет. В российской критике преобладают религиозные и патриотические оценки.

Лукерья, дворовая девушка деревенского помещика, красавица, певунья, плясунья, умница, влюбленная в парня, помолвленная с ним, накануне свадьбы в возрасте 21 года случайно упала, заболела, «жестокая каменная неподвижность» сковала ее, и вот одна, лежит в старом сарае поодаль от деревни уже семь лет, почти ничего не ест, за ней иногда ухаживает девочка сиротка. Будучи на охоте, в сарай к Лукерье зашел ее барин. Он увидел «бронзовое лицо», «пальцы-палочки», «металлические щеки» - не человек, а «икона старинного письма», «живые мощи». Их разговор раскрывает читателю удивительную душу девушки, творящую жизнь отдельно от своего умирающего тела. Страдание не ожесточило ее. Как дар божий принимает она мученье. Через него по-новому понимает смысл своей жизни. И кажется ей, что страдая, она повторяет подвиг Иисуса, Жанны д`Арк. Но какую истину она несет? В ответе на этот вопрос смысл рассказа.

Иссохшая, полумертвая, она воспринимает мир, главным образом, через запахи, звуки, цвет, редко через жизнь животных, растений, людей. Лукерья рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие. Она побеждала боль поэтическим чувством, способностью удивиться, обрадоваться, рассмеяться. Крайним напряжением сил даже песню могла запеть, заплакать, подтрунить над собой. Обучила девочку сиротку, ухаживающую за ней, песни петь. Она как будто выполняла какой-то долг.

Чем отвечает миру Лукерья? Парализованная Лукерья – мужеством жить. Она превращает свое несчастье в способ быть счастливой. Через способность преодолеть страдание она утверждает жизнь на земле, понимает это, и в этом понимании ее счастье. В мужестве быть счастливой – ее ответ миру.

Сопрягая себя с миром, Лукерья верит, что выполняет какой-то нравственный долг. Какой?

Не особенно она озабочена церковным Богом. Отец Алексей, священник, решил ее не исповедовать – не тот она человек; христианский календарь дал и забрал, потому что видит, что толку мало. И хотя она постоянно чувствует присутствие «неба» в своей жизни, ее мысль сосредоточена не на «небе», на себе. Человеческий долг Лукерьи – жить, страдая и преодолевая страдание.

Она отказалась лечь в больницу. Не хочет, чтобы ее жалели. Молится не много, не видит в этом большого смысла. Не много знает молитв: «Отче наш», «Богородицу», «акафист». «Да и на что я стану господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно…». И одновременно считает, что никто человеку не поможет, если он сам себе не поможет. Всем довольна.

Тургенев здесь интерпретирует евангельскую мысль о том, что Иисус пострадал за всех людей, когда добровольно взошел на крест. Лукерья всех жалеет: и своего бывшего жениха Васю, который женился на здоровой женщине, и убитую охотником ласточку, и малоземельных крестьян, и девочку сиротку, и весь крепостной народ. Страдая и жалея, она живет в мире, а не в своей боли – в этом ее нравственный подвиг. И счастье. И выстраданное ею божественное.

Лукерья – одна из тургеневских интерпретаций образа Иисуса. Она – поэтическая натура. «Только одна я – живая!», «И чудится мне, будто меня осенит», «Размышление придет как тучка прольется», - такими образами-«картинками» может говорить только поэт. И в этом Тургенев не отошел от истины - Иисус был поэт. Смысл Иисуса, Лукерьи, Эха это способ выполнить долг, к которому призывает поэта его жертвенная душа.

Поразительна концовка рассказа.

В тургеневском рассказе повторяется трагическая судьба Иисуса, Жанны д,Арк, Пушкина, Лермонтова, самого Тургенева, всех поэтов мира.

Это способ осмысления человеком поиска божественного в себе через жертвенный подвиг любви к людям как через новую меру божественного. Но подвиг любви по силам лишь тому, кто способен пропустить и крест, и костер, и многолетнюю каменную неподвижность, и самое страшное - «нет отзыва!», через свою поэтическую душу.

Почему же произведения Тургенева так правдивы? Может быть, потому, что все происходящее автор пережил или видел сам. Тургенев однажды сказал: «Вся моя биография - в моих сочинениях». Мне кажется, что это действительно так. Например, 1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия) , любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни .

Навсегда связала Тургенева с великой артисткой большая, горячая любовь. Она принесла много счастья писателю, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети и муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви.

« Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу..»

Это стихотворение в прозе было посвящено любимой женщине – Полине Виардо.

Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко заканчивается счастливо: в любовную тему писатель привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева - жестокая и своенравная сила, играющая человеческими судьбами. Это необыкновенная, неистовая стихия, уравнивающая людей, независимо от их положения, характера, интеллекта, внутреннего облика.

Перед стихией этой зачастую оказываются беззащитными самые различные люди: демократ Базаров и аристократ Павел Петрович одинаково несчастны («Отцы и дети»), трудно примириться со своей судьбой юной, наивной девушке, Лизе Калитиной, и опытному, зрелому мужчине, дворянину Лаврецкому, который готов был к новой жизни на родине («Дворянское гнездо»).
Одиноким, с разбитыми надеждами и тщетной мечтой о счастье, остается и господин Н.Н., герой повести «Ася». Когда читаешь повесть, то, кажется, весь смысл ее заключен в известной пушкинской фразе - «А счастье было так возможно, так близко...» Ее произносит в «Евгении Онегине» Татьяна, навеки отделив свою судьбу от судьбы своего избранника. В схожей ситуации оказывается и герой Тургенева. От его несбывшейся мечты остается лишь прощальная записка да засохший цветок герани, которые он свято хранит.
Прочитав такие произведения Тургенева, как «Дворянское гнездо», «Накануне», «Первая любовь», «Вешние воды», я увидела, как поэтически, как тонко рисует писатель чувство любви. Любви, приносящей человеку и радость и горе, делающей его лучше, чище, возвышенной. Так писать о любви мог только тот, кто сам испытал это чувство во всей его красоте и силе. Чаще всего в рассказах и романах Тургенева любовь носит трагический характер. Несомненно, в этом сказалась жизненная драма писателя.
Надо сказать, что мне больше нравятся книги, в которых затронута тема любви, и поэтому свое сочинение я хотела бы посвятить таким произведениям.
Одним из первых тургеневских романов был роман «Дворянское гнездо». Он имел исключительный успех, и, мне кажется, не случайно. «Нигде поэзия умирающей дворянской усадьбы не разливалась таким спокойным и грустным светом, как в «Дворянском гнезде», - писал Белинский. Перед нами проходит подробно описанная жизнь доброго и тихого русского барина Федора Ивановича Лаврецкого.

Встреча с красавицей Варварой Павловной круто перевернула всю его судьбу. Он женился, но женитьба скоро кончилась разрывом по вине Варвары Павловны. Нелегко он пережил семейную драму. Но вот пришла новая любовь, история которой и составляет сюжетное ядро романа: Лаврецкий встретил Лизу Калитину.
Лиза была девушкой глубоко религиозной. Это сформировало ее внутренний мир. Ее отношение к жизни и людям определилось безропотной покорностью чувству долга, боязнью причинить кому-либо страдание, обидеть.
Введенный в заблуждение ложным известием о смерти Варвары Павловны, Лаврецкий собирается второй раз жениться, но тут неожиданно появляется его жена. Наступил печальный финал. Лиза ушла в монастырь; Лаврецкий перестал думать о собственном счастье, утих, постарел, замкнулся. Последней дорисовывающей его образ чертой остается его горькое обращение к самому себе: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

Совсем недавно я прочитала еще одну прекрасную повесть Тургенева - «Вешние воды». Что же привлекло меня в этой повести? Тургенев в рамках рассказа о любви ставит широкие жизненные вопросы, поднимает важные проблемы современности.

Надо сказать, что женские типы у Тургенева - более сильные натуры, чем мужские.

Тургенев нашел высокие слова, поэтические краски, чтобы изобразить чувства влюбленных. Автор воспевает это прекрасное и неповторимое чувство - первую любовь: «Первая любовь - та же революция... молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя - и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь, - всему она шлет свой восторженный привет».
Но Санин изменяет этому великому чувству. Он встречает блистательную красавицу госпожу Полозову, и влечение к ней заставляет его отказаться от Джеммы. Полозова показана не только как развращенная женщина, но и как крепостница, как ловкая коммерсантка. Она хищница и в своей деловой практике, и в любви. Мир Джеммы - это мир свободы, мир богачки Полозовой - мир рабства. Но не одной любви изменяет Санин. Изменил он и тем идеалам, которые были священны для Джеммы. Для женитьбы Санин должен добыть средства. И он решается продать Полозовой свое имение. Это означало и продажу его крепостных. А ведь раньше Санин говорил, что продавать живых людей - это безнравственно.

Я бы посоветовала своим сверстникам прочитать хотя бы несколько повестей этого замечательного писателя, и, я уверена, эти произведения не оставят их равнодушными. Во всяком случае, знакомство с этими талантливейшими сочинениями стало поворотным моментом в моей жизни. Я вдруг обнаружила, какое громадное духовное богатство таится в нашей литературе, если в ней есть такие таланты, как Иван Сергеевич Тургенев.

Принято говорить, что искусство проверяется временем. Это правда.

Но ведь само-то время-вещь не только «необычно длинная », но и сложная. Теперь-то мы знаем, сколько относительности в этом понятии и как по-разному переживается нами эта реальность - время. Поглощенные нашими ежедневными делами - крупными и мелкими, - мы обыкновенно не замечаем его. И чаще всего это происходит под воздействием подлинного искусства.
Россия, какой знал ее Тургенев, изменилась так, как она не изменилась, может быть, за целую тысячу лет до него. В сущности, все, что мы встречаем на первом плане его произведений, безвозвратно ушло в прошлое. Время давно уже разрушило последние остатки подавляющего большинства тех барских усадеб, которые так часто встречались на дорогах этого писателя; сама недобрая память о помещиках и о дворянстве в его целом в наше время очень заметно потеряла в своей социальной остроте.

И русская деревня уже не та.
Но, оказывается, судьбы его героев, таких далеких от нашей жизни, возбуждают в нас самый непосредственный интерес; оказывается, все, что ненавидел Тургенев, в конце концов ненавистно и нам; что он считал хорошим, чаще всего является таковым и с нашей точки зрения. Писатель победил время.

Вот почему родная природа, великолепные пейзажи, замечательные типы русских людей, быт, нравы, фольклор, неизъяснимое очарование, разлитое, словно солнечный свет, - всего этого много в произведениях Тургенева, и все это написано легко, свободно, как будто все это даже незамысловато, а на самом деле глубоко и серьезно.

200 лет со дня рождения классика русской литературы Ивана Тургенева мир отмечает сегодня, 9 ноября.

Лишние люди, тургеневская девушка, утро туманное — первые ассоциации, которые приходят на ум при имени этого писателя. Нужно ли в XXI веке читать Тургенева? На этот вопрос мы попросили ответить людей разных профессий.

Дмитрий Вересов, писатель, Петрозаводск: «Первая любовь почти всегда трагическая»

— Думаю, стоит читать. И не только потому, что Тургенев считается классиком русской литературы. Прежде всего это язык, или слог, прекрасный, музыкальный, почти совершенный. Это и описания природы — может, первые в прозе XIX века: ночные, рассветные, туманные, размытые пейзажи акварелью. И, конечно, галерея романтичных одухотворенных девушек, их первая любовь, увы, почти всегда трагическая, но о счастливой любви не то, что не принято писать, — для любого писателя неинтересно…

Яна Жемойтелите, писатель, Петрозаводск: «Русская история, написанная изнутри событий»

— Для обычного жизнеустройства вообще не нужно ничего читать. Действительно, можно прекрасно устроиться и при этом ничего не читать. Но! Тургенев органично принадлежит русскому духовному космосу. Поэтому человек, однажды вдохнувший его (космос), не может не знать, что писали Тургенев, Толстой, Чехов. Это несложно — прочесть классиков, их не так много. Пожалуй, не больше, чем пальцев на руках. И если кто-то считает себя знатоком истории, он обязан прочесть Тургенева, чтобы понимать, что думало и чем жило русское дворянство. Вполне вероятно, что некоторые моменты вызовут иронию, например, описание мужиков в»Записках охотника». Тургенев приехал в деревню на экскурсию из Франции, тем не менее это его видение предмета. При том, что существуют и другие описание того же. Впрочем, тоже со стороны. Записки самих крепостных мне, например, не известны. Тургенев — свидетель эпохи. Это русская история, написанная изнутри событий.

Елена Сапегина, актриса негосударственного авторского театра AdLiberum, Петрозаводск: «Тургенев помогает вернуть полутона родного языка»

— Мне кажется, читать Тургенева полезно. Чтобы не растерять наш родной язык. Мы привыкли к смс-сообщениям. Информативным. Коротко и по делу. Мы утратили красоту Родного языка. Полутона. Вот Тургенев нам помогает это вернуть.

Галина Маккоева, учитель литературы, Сегежа: «Камертон, который не позволит брать фальшивые ноты»

1. Этот великий русский писатель создавал свои произведения на великолепном богатейшем литературном русском языке. Чтобы сохранить нацию, нужно сохранить язык, нужно заботиться о его чистоте и продвижении в качестве мирового языка. Наш язык загрязняется нашими современниками, но пока сам справляется. Боюсь, как бы мы не дошли до точки невозврата. А где же эталон? Где камертон, который не позволит брать фальшивые ноты? Он в книгах Тургенева. Читайте Тургенева, и вы будете говорить на хорошем русском языке. Наш русский язык нормированный. Норма у Тургенева.

2. Всем изучавшим в школе русскую литературу известно о существовании такого литературного типа, как тургеневская девушка. Это великолепный образец для подражания. Призываю всех девушек обратить на него своё внимание. Во-первых, тургеневская девушка индивидуальна, не похожа на других. Во-вторых, исполняет своё женское предназначение, ищет настоящего мужчину и готова его поддерживать и быть рядом в любых ситуациях. В-третьих, она решительная, хочет делать дело, быть полезной, готова на подвиг, на движение вперёд и вверх. В современном формате – это леди и бизнес-woman в одном флаконе.

3. Читая Тургенева, вы начинаете глубоко любить свою семью и родителей, своих «отцов». Старички Базаровы на могиле своего любимого Енюшки всегда рождают во мне непреодолимое желание навестить маму или, на худой конец, позвонить ей. Я завидую Аркадию Кирсанову, потому что рядом с ним был такой замечательный отец. Мой рано ушёл из жизни, мне так не хватало его внимания и советов. А своего сына я всегда встречаю дома так, как старички Базаровы своего Евгения: кормлю, суечусь, любуюсь, забочусь, обожаю.

Мария Муравьева, учитель, Петрозаводск: «Этот коктейль хочется пить до конца»

— Да, нужно читать. Тургенев — один из самых образованных людей своего времени. Автор высказывания о «великом и могучем» языке. Почему его стоит читать? Во-первых, его проза — образец эталонного языка. Во-вторых, в его текстах столько чистоты, простоты, загадочности, непреклонности, мудрости и отчаяния одновременно, что этот коктейль хочется пить до конца. Тургенев в своей прозе очень поэтичен, высок, притягателен силой ума и таланта. Он хорош для молодых, дерзких и неопытных. Он велик для седеющих и многое повидавших.

Нина Губушкина, школьный библиотекарь, Питкяранта: «Стоит пересмотреть школьную программу»

— Мой ответ однозначный: да! Тургенева необходимо читать и в 21-м, и в последующих веках. Во-первых., красота и неповторимость его описания природы, знание психологии человека. Быть может, стоит пересмотреть школьную программу и вместо романа «Отцы и дети» более подробнее остановиться на его стихах в прозе — красотища! Из «Записок охотника» я бы взяла Бежин луг, еще повесть «Ася», которая понятна старшеклассникам. Это что касается детей, а взрослым неплохо бы вообще перечитывать классику.

Татьяна Перескокова, учитель и библиотекарь, Кондопога: «Я бы обратила внимание на стихотворения в прозе»

— Помните знаменитые слова Тургенева: «Во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»? Этот замечательный русский писатель, считаю, должен оставаться на наших книжных полках. Другое дело, что читать. О героях Тургенева спорят до сих пор. А я бы обратила внимание читателей на знаменитый цикл «Стихотворения в прозе». В этих маленьких по объему и огромных по содержанию произведениях Тургенева собрано всё то, что волновало и беспокоило его на протяжении всей жизни.

Фото www.ozon.ru, из личных аккаунтов и Марии Голубевой


Недавно мир отмечал 200-летие великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Не одно поколение людей выросли на его произведениях, ставших классикой мировой художественной литературы. В этом обзоре мы собрали интересные факты из его биографии, которые позволяют увидеть писателя как человека – с одной стороны высокого в своих поступках и мыслях, но и наделенного определенными недостатками с другой.

«Матери и дети»

У писателя всю жизнь складывались сложные отношения с собственной матерью. Его отец Сергей Николаевич Тургенев женился по расчету на богатой старой деве Лутовиновой (засидевшейся в девках невесте было аж 28 лет!). Варвара Петровна была старше мужа на 6 лет и всю жизнь оставалась настоящим домашним тираном. Иван Сергеевич писал в своих воспоминаниях:

«Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».


Вероятно, мать стала той «музой», благодаря которой Тургенев ненавидел крепостное право и боролся с ним всеми доступными для себя способами. Именно ее он описывал в образе барыни в повести «Му-му». Он полностью прекратил отношения с ней после того, как для торжественной встречи сына властная женщина выстроила строем всех крепостных вдоль подъездной аллеи с наказом приветствовать Ивана Сергеевича громкими криками. Тут же развернувшись и уехав назад в Петербург, Тургенев до самой ее смерти больше мать не видел.

Настоящая мужская страсть

Похоже, что кроме литературы, истинной страстью Тургенева была охота. Предавался этому увлечению писатель постоянно, много и охотно. Ради охотничьих экспедиций он исколесил Орловскую, Тульскую, Тамбовскую, Курскую, Калужскую губернии, а также изучил лучшие угодья Англии, Франции и Германии, пытаясь за границей воссоздать атмосферу и ритуалы русской охоты. Он содержал псарню без малого на 150 собак (гончих и борзых). Кроме художественной литературы, воспевавшей охоту, он был автором трех специализированных книг на данную тематику. Соблазняя этим занятием своих коллег-литераторов, он даже создал своеобразный охотничий кружок, в который входили Некрасов, Фет, Островский, Николай и Лев Толстые, художник П. П. Соколов (первый иллюстратор «Записок охотника»).

Известно, что в 1843 году в момент знакомства с Полиной Виардо, общий знакомый представил его так: «Это молодой русский помещик. Славный охотник и плохой поэт» (Тургенев в начале своей литературной деятельности собирался стать поэтом и писал стихи, которые издавались в «Современнике»).


Особенности характера

Тургенев был прекрасной иллюстрацией идеи о том, что гений должен быть рассеянным. Эта его черта доходила до абсурда. Впрочем, современники для его забывчивости находили и другие, менее лестные термины, например, «всероссийская халатность» и «обломовщина». Рассказывали, что писатель мог позвать гостей на ужин и забыть об этом, отправившись по своим делам. Несколько раз он, взяв аванс за рукопись, просто не отдавал ее в печать. А однажды из-за необязательности знаменитого литератора серьезно пострадал русский революционер Артур Бенни, так как Тургенев не довез до Лондона письмо с оправданием клеветы на него, забыв конверт дома.


В 20 лет Тургенев явил обществу пример явного малодушия, след этого события еще долго затем отбрасывал тень на его репутацию. В 1838 году, путешествуя по Германии, молодой писатель плыл на корабле. Случился пожар, который, к счастью, был достаточно быстро потушен, но во время паники Тургенев, по словам очевидцев, вел себя совсем не по-джентельменски, расталкивая женщин и детей у спасательных шлюпок. Он подкупил одного матроса, обещая ему награду от своей богатой матери, если тот его спасет. Добравшись благополучно до берега, он сразу же устыдился своей минутной слабости, но слухи о ней и насмешки уже было не остановить. Как истинный писатель, Тургенев творчески переработал этот свои жизненный урок и описал его в новелле «Пожар на море».

Особенности физиологии

После смерти гениального писателя его тело было исследовано самим Сергеем Петровичем Боткиным и выяснилось, что французские врачи ошиблись с диагнозом. В последние годы Тургенева лечили от грудной жабы и межреберной невралгии. Боткин же написал в заключении, что «истинная причина смерти была выяснена лишь после вскрытия» , ею оказалась микросаркома позвоночника.

Одновременно было проведено исследование мозга писателя. Оказалось, что его вес составлял 2012 граммов, что примерно на 600 грамм больше, чем у среднестатистического человека. Этот факт вошел во многие учебные пособия по анатомии, хотя ученые-физиологи с осторожностью относятся к идее прямой связи между умственными способностями и размером мозга.


История любви Тургенева стала примером высокого и чистого чувства. Читайте дальше:

Иван Сергеевич Тургенев прожил жизнь в борьбе с обстоятельствами и самим собой. Предлагаем взглянуть, насколько удачной оказалась «битва за душу», и какую цену русскому классику пришлось заплатить за свои слабости?

Мать

Деспотичная Варвара Петровна являла собой худший образец не только русской помещицы, но и матери. От ее тиранства страдали все: от крепостных до любимого сына Ивана. Не заломившие шапки крестьяне отправлялись в Сибирь, а непослушный сын, не пожелавший сначала служить, а затем долго не возвращавшийся из заграничной поездки, лишен средств к существованию. Маленького Ивана мать «драла» собственноручно чуть ли не ежедневно. Впрочем, долгое время Тургеневу удавалось противостоять желанию взбунтоваться против родительницы. Она повелевает и он едет в Германию, чтобы продолжить обучение. Затем, вновь пытаясь угодить матери, не слишком рьяно добивается места в Министерстве внутренних дел в отделе этнографа Даля. Вскоре, правда, он подает в отставку и получает наказание за свое желание заниматься «бумагомаранием» – мать настолько сокращает ежемесячное содержание, что он с трудом может оплачивать собственный обед. Перед смертью Варвара Петровна «подарит» двум своим сыновьям – ушедшему в отставку и «жившему как попало» Николаю и «волочившемуся за певичкой» и жившему за границей Ивану - по имению, правда, не подписав дарственные и продав за бесценок запасы для будущей посевной. Тургенев не сможет смириться - в пылу ссоры он бросит матери: «Да кого ты не мучаешь? Всех!», на что услышит от побелевшей от злобы Варвары Петровны: «Нет у меня детей!» Сын предпримет несколько попыток помириться с матерью – в надежде на разговор он будет ежедневно из маленького отцовского имения Тургенево проходить 18 верст. Но мать вскоре умрет, не оставив никаких распоряжений, так и не простив непослушного сына.

Полина Виардо

За удачу на литературном поприще Тургеневу придется заплатить высокую цену. Почти 40 лет продлится его «увлечение» ролью «русского друга». Одержимость к Полине Виардо будет диктовать свои правила. Его представят оперной диве 1 ноября 1843 года – и с этого момента жизнь уже не будет прежней. Он станет ее самым преданным поклонником, проводя долгие часы на третьей лапе белого медведя, шкура которого была расстелена на полу петербургской уборной его «ангела». Стараясь затмить более удачливых воздыхателей Виардо, он будет щедр на подарки и цветы. В погоне за личным счастьем, с едва мерцающей надеждой на взаимность, он последует за «неподражаемой» в Европу. Со временем он станет хорошим другом семьи Виардо. Испытывая материальные трудности, будет жить за их счет, а получив наследство, сможет отблагодарить друзей. Жизнь в замке Куртавнель в 60 километрах от французской столицы станет лучшим временем для Тургенева: любимая женщина рядом, он дышит с ней одним воздухом, он каждый вечер слышит ее божественное пение. Он счастлив, хоть и получает долгое время всего лишь королевскую снисходительность. Тургенев не сможет победить это искушение, питая надежду рано или поздно полностью обладать этой женщиной. Он получит желаемое, правда, на очень короткое время.

Страх

В критической ситуации не сможет Тургенев победить и свой инстинктивный страх. На учебу в Германию он отправится на корабле. Начавшийся на судне пожар и охватившая всех паника заставят молодого Тургенева проявить трусость. Он будет отчаянно расталкивать пассажиров, стремясь первым занять место в спасительной шлюпке, не замечая среди терпящих бедствие детей и женщин. Ужас пожара продиктует лишь одно желание – спастись. Позже в автобиографическом рассказе «Пожар на море» он напишет: «Я помню, что схватил за руку матроса и обещал ему десять тысяч рублей от имени матушки, если ему удастся спасти меня». К счастью, никто не пострадает, но к радости спасения примешается горькое чувство стыда, которое еще долгие годы будет отравлять жизнь Тургенева.

Медные трубы

Мечтал ли Тургенев однажды достичь славы самых великих? Конечно, но можно ли его в этом упрекнуть? Первую свою поэму «Стено», написанную в подражание байроновскому «Манфреду», он покажет профессору русской литературы Плетневу. Доброжелательный и обладавший прекрасным чутьем Плетнев найдет произведение посредственным, однако, порекомендует автору продолжать поиски и даже пригласит его на один из литературных вечеров. Именно в прихожей Плетнева Тургенев впервые увидит Пушкина – своего кумира. Чуть раньше он посетит лекцию Гоголя по всеобщей истории и будет крайне разочарован, увидев перед собой шептавшего что-то несвязное, ужасно смущавшегося человека, который, ко всему прочему, слабо разбирался в предмете, о котором говорил. Позже он познакомится с Достоевским, который покажется ему вычурным, неловким и нелепым. Достоевский станет для Тургенева олицетворением того, что он не принимал в людях: многословие, отсутствие такта, экстравагантность. Тогда он еще не будет знать, что именно Достоевский станет его главным соперником в литературной карьере. Тургенев творил в одно время с Толстым и Некрасовым, Фетом и Добролюбовым, Эмилем Золя и Проспером Мериме, Флобером, Ги де Мопассаном, Джеймсом, Теккереем, Диккенсом. И он станет классиком русской литературы, написав «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Он будет много переводить, открывая для европейцев русскую литературу и даруя соотечественникам лучшие произведения западных классиков.

Друзья

Из всей плеяды знаменитостей, которые окружали Тургенева, отношения со многими переросли из чисто деловых в дружеские. Впрочем, ранимый и субъективный Иван Сергеевич мог решительно прекратить любые сношения с друзьями, не поняв мотивацию поступка или не приняв мнения. Так, после публикации в «Современнике» статьи Добролюбова, в которой прозвучала критика «Накануне», Тургенев поставит Некрасова перед выбором, а когда тот выберет Добролюбова, Иван Сергеевич уйдет из «Современника» и прекратит общение с лучшим другом. Аж на 10 лет поссорился Тургенев и с Достоевским по причине несогласия с темами и героями романа «Дым». На долгие 17 лет Тургенев перестанет общаться с Львом Толстым - ссора начнется из-за разности взглядов на методы воспитания. В частности, Толстой посчитает неискренней ситуацию, когда «разряженная девушка» (внебрачная дочь Тургенева) будет чинить одежду бедняков. Замечание крайне заденет Тургенева: он утратит самообладание, резко ответит, хотя это было не свойственно его натуре, и, якобы, даже бросится на Толстого с кулаками. Дело могло завершиться дуэлью, но, к счастью, убийство не состоялось. Интересно, однако, что обычно первые шаги к примирению делал не Тургенев.

Революция

Французская революция 1848 года застала Тургенева в Брюсселе, и через полчаса он уже мчался в Париж, чтобы стать свидетелем коренных перемен. Но увидев кровь, массовые расправы, напрасные жертвы, одержимость своего друга Бакунина, который ликовал в буйстве угнетенных масс, Тургенев понял, что не способен на активную борьбу, решительное действие, и главное – он не готов пойти на крайности. Миролюбивый по своей натуре и склонный к размышлениям он, несомненно, мечтал о лучшем мире и иной жизни для людей, однако, не был сторонником революционного кровопролития. Созерцание к французским событиям позволило ему четко осознать, что его призвание – размышления, любовь и работа. Интересно, что став после смерти матери полноправным хозяином имения Спасское, он даст возможность откупиться лишь нескольким крестьянам. Да, он осуждал крепостное право, однако, как и многие люди того времени, считал, что предоставленные сами себе мужики пропадут. Крайние меры и решительные действия были явно не для Тургенева. Он предпочитал смирение и созерцание.

Дочь

И все же иногда он бунтовал, нарушал запреты (например, опубликовал запрещенный некролог на смерть Гоголя), шел наперекор обстоятельствам, поддавался искушениям, но поднимался и продолжал путь. Яркой иллюстрацией исправления ошибки может служить отношение Тургенева к внебрачной дочери, которую он «вырвал» из цепких «объятий» бабушки, относившейся к девочке как к прислуге. Тургенев сначала переправил Пелагею в Петербург, а затем попросил Полину Виардо взять дочь на воспитание. Так русская девочка с новым именем Полинетта (или Полина) оказалась во Франции. Правда, после смерти отца барышня попала в крайне затруднительное финансовое положение, ведь свое состояние Тургенев завещал Полине Виардо. И эту страсть он победить не смог. Впрочем, если бы Тургенев устоял перед всеми искушениями, то он был бы не человеком, а святым.