Подарила марья дмитриевна. Внеклассное занятие по роману Л.Н.Толстого


Домашнее задание.

1. Пересказ лекции и материалов учебника с. 240-245.

2. Выбрать тему реферата по роману «Война и мир»:

а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

б) «Дубина народной войны».

в) Подлинные герои 1812 г.

г) Придворные и военные «трутни».

д) Любимая героиня Л. Толстого.

е) В чем видят любимые герои Толстого смысл жизнь?

ж) Духовная эволюция Наташи Ростовой.

з) Роль портрета в создании образа - персонажа.

и) Речь персонажа как средство его характеристики в романе.

к) Пейзаж в романе «Война и мир».

л) Тема истинного и ложного патриотизма в романе.

м) Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир» (на примере одного из персонажей).

3. Подготовиться к беседе по т. I, ч. 1.

а) Салон А. П. Шерер. Что представляет собой хозяйка и посетители ее салона (их взаимоотношения, интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого)?

б) П. Безухов (гл. 2-6, 12-13, 18-25) и А. Болконский 9-я гл. 3-60 в начале пути и идейных исканий.

в) Развлечение светской молодежи (вечер у Долохова, гл. 6).

г) Семейство Ростовых (герои, атмосфера, интересы), гл.7-11, 14-17.

д) Лысые Горы, имение генерала Н. А. Болконского (характер, интересы, занятия, отношения в семье, к войне), гл. 22-25.

е) Различное и общее в поведении людей на именинах у Ростовых и в доме в Лысых Горах по сравнению с салоном Шерер?

«Мысль семейная» в романе «Война и мир». Духовные искания Болконского, Безухова. Женские образы в романе.

Цель: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом; проанализировать сцены из жизни московского высшего общества (история борьбы за наследство графа Безухова).

Оборудование: печатные материалы, карточки, к/ф «Война и мир» (фрагменты), можно использовать до или после анализа эпизодов.

Ход урока

I. Проверочная работа по вариантам с привлечением печатного материала (на каждого ученика).

Роману «Война и мир» Л. Н. Толстой посвятил семь лет (1863-1869), по его собственным словам, «непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни». Все автографы романа дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.

«Я затеял месяца 4 назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. ... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».

Итак, главным творческим побуждением, следствием которого явилась «Война и мир», была мысль художника о своей современности. Но в романе о декабристе были написаны только первые главы. О дальнейшем развитии первоначального замысла Толстой рассказал в одном из черновых набросков предисловия к роману «Война и мир».

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 г., эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 г. герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 г. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 г., которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено о нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических произведений о 12-м годе? Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».

Л. Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру», 1867.

«В пору рождения «книги о прошедшем» Толстой не случайно был увлечен идеями Гердера о том, что концы и начала существования человека протягиваются далеко за пределы собственного земного бытия. Не о повторности тех или других явлений в ходе истории могла для Толстого идти речь, но о живом общем между всем прошлым и настоящим, о бесчисленности их взаимопереплетений и взаимопереходов. Так складывались в «Войне и мире» и отношения начала столетия со временем создания книги».

Я. С. Билинкис. «Война и мир», 1986.

Задание.

1. Какие вопросы общественной жизни были актуальными в 60-е годы (на материале известных уже вам произведений этого времени А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского)?

2. Как менялся замысел Толстого? Означало ли перенесение действия романа в эпоху 1812 года, что писатель ушел от со временности?

3. В дневнике писателя М. Пришвина есть такая запись: «Тайная современность рассказа о несовременных вещах является, может быть, пробным камнем истинного творчества». Почувствовали ли вы тайную современность романа «Война и мир во время самостоятельного чтения? В чем она?

Вариант. Смысл названия романа и его герои

«Л. Н. Толстой начал публиковать роман «Война и мир» еще до завершения работы над ним. В 1865-1866 гг. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». Заглавие «Война и мир» появляется, по-видимому, только в конце 1866 г. Слова, вынесенные в заглавие романа - многозначны, и заглавие включает в себя всю совокупность их значений.

Так, понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война - это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь к князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведет прямо-таки военные действия. Толстой нарочито подчеркивает это: «Она сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась в кресле». Она выигрывает сражение за мозаиковый портфель, где находится завещание старого графа. Князь Василий не сдается и продолжает войну - уже за самого Пьера, вместе со всем его наследством. Дело ведется вполне мирными и даже привлекательными средствами - женитьбой Пьера на красавице Элен. Но вся картина рокового «объяснения» чем-то очень напоминает военные затруднения, и поразительно, что о любовном объяснении автор рассказывает теми же словами, что о войне. Как в войне есть страшная черта, отделяющая жизнь от смерти, своих от врагов, так и Пьер наедине с Элен чувствует известную черту, которую боится перейти, переходит и тем делает свое несчастье. Затем следует уже прямо война - дуэль с Долоховым, более страшная, чем военные действия, потому что убийство могло произойти в мирной жизни.

Точно так же, как и «война», понятие «мир» раскрывается в эпопее в самых разнообразных значениях. Мир - это жизнь народа не находящегося в состоянии войны. Мир - это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир - это «омут», «вздор и путаница» будничных интересов, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир - это весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное отечество. Мир - это ближайшее окружение, которое человек всегда носит с собой, где бы он ни находился, на войне или в мирной жизни, - вроде особенного «мира» Тушина, поэтического любовного мира Наташи или грустно-сосредоточенного духовного мира княжны Марьи. Но мир - это и весь свет, Вселенная; о нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир - это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир - это жизнь.

Такие простые слова - война и мир - в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги».

Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», 1987.

Задание.

Покажите, опираясь на свои впечатления после самостоятельного чтения романа, что вынесенные в заглавие слова «война» и «мир» являются не только ключевыми в художественном содержании романа, но и образами, богатыми многими смыслами.

Вариант. Жанр и композиция романа

«...Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Такое заявление о пренебрежении автора к условным формам прозаического художественного произведения могло бы показаться самонадеянностью, ежели бы оно было умышленно и ежели бы оно не имело примеров. История русской литературы со времени Пушки на не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни единого художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое вполне бы укладывалось в форму романа, поэмы или повести».

Л. Н. Толстой. Несколько слов по поводу книги «Война и мир». 1868.

«Предлагаемое теперь сочинение ближе всего подходит к роману или повести, но оно не роман, потому что я никак не могу и не умею положить вымышленным мною лицам известные границы - как-то женитьба или смерть, после которых интерес повествования бы уничтожился. Мне невольно представлялось, что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам, и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса. Повестью же я не могу назвать моего сочинения потому, что я не умею и не могу заставлять действовать мои лица только с целью доказательства или уяснения какой-нибудь одной мысли или ряда мыслей».

Л. Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру». 1867.

«Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе 19 века книг, к которой по праву прилагается наименование роман-эпопея. События большого исторического масштаба. Жизнь общая (а не частная) составляют основу ее содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней по казан русский национальный быт».

Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого Война и мир. 1987.

Задание.

1. В чем отличие «Войны и мира» от известных вам романов 19 в.?

2. Каковы основные признаки эпопеи, названные в приведенных выше материалах?

II. Опрос и проверка знания текста т. I, ч. 1-3:

Назвать основные события т. I, ч. 1-3;

Что подарила Марья Дмитриевна Наташе Ростовой на день рождения? (яхонтовые сережки грушами );

С кем (из взрослых) танцевала Наташа Ростова на дне Рождения? (с Пьером );

От кого впервые узнала М. Болконская о предстоящем сватовстве к ней Анатоля Курагина? (из письма Жюли ).

Чем вызвано недовольство полкового командира Богдановича Николаем Ростовым?

Какое ранение получил Н. Ростов и в каком бою? (рука, Шенграбенское сражение );

Почему Тушин со своей батареей не отступил? (Не получил распоряжения, Жерков струсил .)

Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж? (князь Василий без предложения благословил );

Почему М. Болконская не приняла предложения А. Курагина выйти за него замуж? (увидела свидание А. Курагина и компаньонки в саду ).

Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея (со знаменем ведет батальон в бой, ранен ).


Похожая информация.


Вечер в салоне А. Шерер. Петербург. Июль 1805 год. Знакомство с героями романа.
Цель уроков: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт Болконского и Безухова с этим обществом; проанализировать сцены из жизни московского высшего общества.
Ход урока
1.Беседа с учащимися.
- Расскажите о том, что вы помните о Толстом?
- Что интересного писатель вывел из жизни людей? (Живая жизнь, живая мысль)
- Прочитав уже несколько глав произведения, скажите, на каких вопросах, темах мы остановимся? (Тема семьи, тема войны, самоусовершенствования человека)

2.Опрос и проверка знания текста т.1. 1 части.
- Назовите основные события в этой части.

Что подарила Марья Дмитриевна Наташе Ростовой на день ее рождения? (Яхонтовые сережки грушами).

С кем из взрослых танцевала Наташа на дне рождения? (С Пьером)

От кого впервые узнала М.Болконская о предстоящем сватовстве к ней Анатоля Курагина? (из письма Жюли)

3. Просмотр фрагмента фильма. Обсуждение эпизода. Вечер в салоне А.Шерер (1 т, 1 ч., 1-6 гл)
- С какими героями и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа?
- Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
Действие начинается в июле 1805 года в салоне Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – безутешная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и другие.
Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего света, за изяществом и светским тактом скрывается пустота, эгоизм, корыстолюбие, фальшь. Зачитать из текста.
- Цель Василия Курагина? (Узнать о возможном назначении сына на выгодную должность)
- Цель Анны Михайловны? (Та же)
- Цель виконта? (Выгодные знакомства в российских придворных кругах)
- Цель Ипполита? (Ухаживать за Лизой)
- Цель Лизы? (Узнать о продвижении мужа по его придворной карьере)
- Цель Анны Павловны? (Интриги, демонстрация своей близости ко двору)
Итак, цвет петербургского общества представляет собой какой-то плацдарм военных действий и интриг. Чтобы возвыситься в придворном мире, нужно утопить и обогнать других. Это люди войны. Их мир – это не мир, это война. На фоне собственных интриг и военных действий гости Шерер обсуждают войны государств и государей. Для придания модного лоска умным разговорам в прядильной мастерской приглашен аббат Морио, прототипом которого был известный итальянский аббат, автор проекта вечного мира. Проект этот, предусматривающий «равновесие» политических сил в Европе. Итак, в центре эпизода три ключевых понятия: «мир», «война», «равновесие».
От Болконского Пьер едет к Курагину и Долохову, знаменитостям кутил Петербурга. Это тоже мир, похожий на войну: дуэли, шулерство, пьянство, разврат. Равновесие, которое удерживает Долохов, выпивая бутылку рома, да и все его пари с англичанином пародирует политическое равновесие, предложенное аббатом Морио. У Долохова таких намерений нет, но Толстой об этом нам намекает. И первый разговор Андрея с Пьером уже содержит идею всеобщего мира, основанного не на химерическом «политическом равновесии», а на человеческих убеждениях. «Ежели бы все воевали только бы по своим убеждениям, войны бы не было», - говорит Андрей. «Это-то и было бы прекрасно», - отвечает Пьер.
- Прав ли Пьер в том, что политическое равновесие ничего не даст?
Нужно внутренне убеждение людей в том, что войны не допустимы, то есть следование заповеди «Не убий».
- Толстой своим произведение предлагает своего рода проект всеобщего мира. Если бы вам предложили написать проект всеобщего мира, чтобы вы включили?
Читая роман, мы не только приобщаемся к искусству, а приобщаемся к величайшему учению, как объединить людей и избавиться от войн и вражды. Первым пунктом в этом проекте была любовь, даже любовь к врагам, что и открыло новую эру в нравственном развитии человечества. Толстой и стал писать роман, что хотел применить нравственные принципы к острейшей кризисной ситуации, и не в жизни одного человека, а в жизни целого народа.

Что означает упоминание о том, что Лиза прерывает работу, а затем и обрывает нитку, так как Ипполит берет у нее иголку. Что означает сравнение с прядильной мастерской
Это означает одно: что и она, и Андрей скоро умрут. Мотив вышивания, прядения, вязания – один из основных мотивов романа, связан он и с прерыванием, и с продолжением жизни. Так, перед смертью Лизы и рождением Николеньки, а также возвращение Андрея вязанием занимается старая няня в Лысых горах. Перед смертью Андрей вспомнит о спасительной силе вязания, попросит Наташу научиться вязать. Наташа уронит клубок. Это предвещает Андрею смерть. Пытаясь поднять клубок, Наташа закрывает свечу. Гаснущая свеча – это прерванная нить. Как и Лиза, когда-то оборвавшая нитку, Наташа выпускает из рук нить судьбы князя Андрея.
Итак, идея мира в книге Толстого связаны с мотивом нити, паутины. Идея Рока, олицетворяющих неумолимую судьбу, тоже связывается через мотив вязания, шитья, плетения.

4.Пьер Безухов и Андрей Болконский (1-6 главы).
Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого начала чувствуется конфликт этих героев с аристократической средой. Пьер для этих людей чужой. А для Андрея они - чужие.
Обращаем внимание на портреты:
- естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;
- глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;
- выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица князя Василия; приклеенная улыбка Шерер; умный и робкий взгляд Пьера).

Работа в тетради.
Составление таблицы «Духовный путь исканий Андрея и Пьера» (см. таблицу)

С какой целью вводит Толстой в роман французский язык?
Это норма светского общества. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа. Слова Пьера, хотя он превосходно знает французский язык, автор приводит только по-русски, кроме 2 случаев. Там, где иностранный язык, там ложь.
5.Нормы жизни молодых представителей высшего общества.
-Какую роль играют эти сцены в романе?
Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии.
- Какие еще сцены рассказывают нам о жизни аристократии?
История борьбы за наследство. Алчность и жадность Василия. Благовоспитанность и сдержанность старшей княжны оборачивается грубостью и злостью, когда узнает, что наследство досталось не ей.. Здесь же маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны и расчетливость Бориса.

6.Именины у Ростовых (1т, 1 ч. 7.. глава)
- Прием хозяев. Характер их беседы.
- Приход молодежи. Ее интересы и поведение.
- Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
- Развлечения и обычаи у Ростовых.
- Что общего и различного в поведении гостей и хозяев на именинах и в салоне?
Мир Ростовых – это мир, где утверждается простота, естественность, чистота, сердечность. Радостный характер праздника. Шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер. Ссора и примирение Николая с Соней, свидание у кадки Наташи и Бориса, разговор с Верой дает представление об интересах молодежи. Сравните, развлечения компании Долохова.
За столом у Ростовых говорят о том же: о войне, о политике, но в другом тоне.
Для Ростовых характерна естественность: танцы, песни, шутки. Простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость. Здесь царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины. Это люди одного класса, но разной породы.

7.Болконские. Лысые Горы. (22-25)
Общее с Ростовыми: взаимная любовь, глубокая сердечность, естественность поведения, большая близость к народу. Отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи, гордость.
Вывод: Первая часть играет роль экспозиции. Толстой нас знакомит с основными героями, с обстановкой.

Домашняя работа.
Чтение 2-3 части.
Смотр полка перед походом (2 ч 1-2 гл);Николай Ростов (2 ч 4, 8,15 гл); изображение героизма Тимохина и Тушина(гл 20-21 2 ч); трусость Жеркова и показная храбрость Долохова; полководцы; Аустерлицкое сражение (ч3, 12-13 главы).

Внеклассное занятие : Интеллектуальное шоу «Умники и умницы» (по роману

Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Описание игры: в игре принимают участие 9 учащихся, из которых формируются игровые тройки. Порядок игры троек решает жребий. Игра состоит из трёх агонов. Из 9 участников трое выйдут в финал, в котором определится победитель. Зрители называются теоретиками и тоже участвуют в игре, отвечая на вопросы, на которые не ответили участники. За правильный ответ и участники, и теоретики получают Орден Умника (жетон с буквой У ) . Красная дорожка – самая короткая, но допускать ошибок здесь нельзя. Жёлтая дорожка – три вопроса, можно допустить только одну ошибку. Зелёная – самая длинная, на ней четыре вопроса, здесь можно ошибиться дважды. С помощью Орденов Умника подводятся итоги.

Ход игры:

Вступительное слово ведущего: Уважаемые умники и умницы, а также гости нашей игры! Сегодня мы будем говорить о произведении великого русского писателя Л.Н.Толстого - романе-эпопее «Война и мир».

«Великая поэма, великое творение, вечная песня, завещаемая из века в век…»- писал о романе А.И.Герцен. А И.С.Тургенев сказал о романе так: «какое величественное, глубокое и всестороннее содержание…» «Толстой рассказал нам в романе «Война и мир» о русской жизни почти столько же, как и вся русская литература» - это высказывание М. Горького. И. Репин назвал роман «великой книгой жизни».

Да, роман «Война и мир» относится к книгам, которые не умирают. Читая его, каждый задумывается над «вечными» вопросами: что дурно, что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое есть я? Что такое жизнь и смерть? Какая сила управляет всем?

Эти вопросы мучают любимых героев Толстого и, я думаю, сегодня они тоже мучают современного читателя. Случается это и в то время, когда мы входим в художественный мир писателя. Я приглашаю вас сделать это сегодня ещё раз. Давайте поговорим об этом великом произведении.

Первый агон

(первая тройка участников)

Итак, мы начинаем первый агон с «Пролога». Я представляю вам судей ареопага, моих помощников и участников первого агона. (представление)

А теперь, умники и умницы первого агона, конкурс знатоков русского языка . Вам предстоит найти и исправить ошибки, которые допущены в словах из отрывков романа «Война и мир». (Прогресивный, эфэктивный, калосальный, миравозрение, гостинная).

Второе задание для вас – конкурс красноречия . Из домашнего задания вам выпадает тема: Л.Н.Толстой и его отношение к героям романа «Война и мир». Время выступления – 1 мин. (Выступления участников)

- Слово ареопагу : 1 место занял участник –

2 место занял участник –

3 место занял участник -

В соответствии с местами вы выбираете себе дорожки, на которых будете играть. (Участники выбирают). Переходим к основному конкурсу. Как вы помните, его тема – Роман – эпопея «Война и мир» .

1.Что подарила Марья Дмитриевна Наташе Ростовой на день рождения? (Яхонтовые серёжки)

2.Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж?

3.Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?

4.Когда умер М.И.Кутузов? Где он похоронен? (28.04.1813г., Санкт-Петербург, Казанский собор)

1.Вспомните, к каким выводам пришёл князь Андрей после Аустерлица?

2.Для решения какого вопроса 13 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили собрался военный совет?

3.Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?

1.Какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым? В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние? (В простоте, естественности)

2. Для Толстого-писателя глаза человека – окно в его душу. Покажите это на примере из романа.

Второй агон

( вторая тройка участников)

Начинаем с « Пролога» (Конкурс знатоков русского языка : найти и исправить ошибки в словах)

Второй конкурс красноречия . Ваша тема – « Я прочитал(-а) роман «Война и мир» и …

-Слово ареопагу : 1 место занял участник –

2 место занял участник –

3 место занял участник –

В соответствии с местами выбираете дорожки

Вопросы для участника на зелёной дорожке

1. Назовите главнокомандующего русской армией в войне 1812 года и скажите, как о нём отзывались русские солдаты?

2.Под каким первоначальным названием печатался роман «Война и мир» в журнале «Русский вестник» в 1865 году? («1805 год»)

3. Почему Николаю Ростову не хочется уезжать из армии, из этого «ясного, хорошего мира», когда он получает письмо из дома от матери?

4.Как доказывает Толстой свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях?

Вопросы для участника на жёлтой дорожке

1. « Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте». Когда князь Андрей это понял?

2.В чём смысл противопоставления в романе-эпопее истинного и ложного патриотизма?

3. Почему картины военной жизни в романе представлены через восприятие Пьера Безухова?

Вопросы для участника на красной дорожке

1. Какая Наташа, на ваш взгляд, дороже автору: мечтательная девочка или заботливая мать?

2.Чем похожи семьи Болконских и Ростовых?

Третий агон

(Следующая тройка участников)

Итак, « Пролог» для участников 3 агона. Конкурс знатоков русского языка. Найдите и исправьте ошибки в словах.

Второй конкурс красноречия и ваша тема – « Чтобы жить честно…»(О нравственном кодексе героев Толстого )

-Слово ареопагу

Выбор дорожек

Вопросы для участника на зелёной дорожке

1.Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея?

2.Вспомните вечер в салоне Анны Павловны Шерер. Среди гостей выделяются два человека. Кто они? Чем они отличаются от других?

3.Что поразило князя Андрея ночью в Отрадном?

4.Как Толстой описывает возникновение и развитие любви между Наташей и князем Андреем?

Вопросы для участника на жёлтой дорожке

1.Равноценно ли описание Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»?

2.Почему Андрей Болконский разочаровывается в «наполеоновских» мечтах?

3.Какова, по мнению Толстого, главная, основная, мысль его романа?

Вопросы для участника на красной дорожке

1.Снова вспомним начало романа. Князь Андрей появляется в салоне Анны Павловны и, ещё не зная его, мы уже можем сказать о нём нечто важное. Что именно?

2.В чём вы видите доброту Пьера?

Финал

- «Пролог» для финалистов

- Конкурс красноречия . Тема – Что такое, по мнению Толстого, «настоящая жизнь»

Слово ареопагу

(выбор дорожек)

Вопросы для участника на зелёной дорожке

1.В чём смысл сопоставления в романе двух типов русского крестьянства - Тихона Щербатого и Платона Каратаева?

2.Почему при создании образов героев Толстой использует пейзаж?

3.Почему войну России с наполеоновской Францией в 1812 году называют Отечественной войной?

4.Почему Андрея Болконского и Пьера Безухова связывает дружба?

Вопросы для участника на жёлтой дорожке

1.Как воспринимается князем Андреем Наполеон в начале романа и после ранения князя?

2.Почему Толстой в конце романа сделал Наташу и Марью Болконскую подругами?

3.Чем привлекает читателей Андрей Болконский?

Вопросы для участника на красной дорожке

1.Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

2.Что делает красивыми любимых героев Толстого?

Подведение итогов игры. Награждение победителей

Антонова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы

Счастье учителя — успехи учеников.

М.Аврелий

На сегодняшний день в образовании большое значение придаётся использованию в учебном процессе современных образовательных технологий, среди которых технология активного обучения занимает особое место, поскольку позволяет вовлечь учащихся в процесс глубокого вдумчивого постижения учебного материала, закрепить и обобщить историко-литературные и теоретические знания.

Приходится признавать, что наши ученики читают всё меньше и меньше, предпочитая познавать мир из интернета. Произведения классической литературы либо не читаются, либо постигаются в кратком изложении, и заинтересовать учащихся во внимательном и наблюдательном чтении (для работы с произведением на уроке) книги очень сложно. Как быть учителю в данной ситуации? Что сделать, чтобы ученики открыли книгу и прочли её, если не большим удовольствием, то хотя бы из учебных соображений.

Новые ФГОС дают возможность педагогу в расширенном ракурсе решать подобные проблемы, так как учебные учрежденияпрежде всего должны выпускать развитую, мобильную, конкурентно способную личность. Всем известна фраза: «Всё новое - это хорошо забытое старое». И опытные учителя при освоении новых образовательных технологий не забывают и старые методы работы: сочетая все педагогические методики, мастерски применяют в своей практике. Что же можно предложить, чтобы заинтересовать учащихся прочитатьпроизведение к уроку?

Так, начиная работать с ребятами 5 класса, учитель сам, не стесняясь, обязан продемонстрировать чтение, которое обязательно должно быть выразительным, показательным, чтобы ученики, слушая, желали читать, подражая своему наставнику. Этот вариант, конечно, подходит для небольших рассказов или стихотворений. Что же касается более крупного произведения такого как «Муму» И.С. Тургенева, или в 6 классе романа «Дубровский» А.С. Пушкина, то можно прочесть интересный фрагмент, который имеет дальнейшее продолжение. Ребята станут задавать вопросы; «А что дальше?», «Что случилось с героем?», «Чем закончилась история?» И здесь учитель, конечно же, предложит самостоятельно узнать о дальнейшем развитии событий самостоятельно, прочитав книгу.

Другим интересным подходом в обучении являются рисунки учащихся прошлых лет, картины знаменитых художников, фигурки персонажей (можно подготовить информацию в презентации), которые ребята должны узнать или вспомнить, на каких героев сказок, рассказов они похожи. Так же показать и персонажей неизвестных, провести беседу о том, какую роль могут играть эти герои. Ученики будут называть разные варианты, предполагаявозможную роль данных лиц, и здесь учитель вновь может им подсказать, что узнать об этих персонажах они смогут в новом изучаемом произведении. Интерес наших учеников можно завоевать, показав фрагмент мультфильма (можно изучаемого произведения, а можно использовать другую историю изучаемого автора). Например, в 6 классепрежде чем читать рассказ Сетон-Томпсона «Снап», можно предложить ученикам просмотреть мультфильм (примерно занимает на уроке время 8-9 минут) по рассказу Сетона-Томпсона «Чинк», затем провести беседу и сообщить, что теперь им придётся познакомиться с новым героем канадского писателя — Снапом. Думаю, что истории про животных не оставят равнодушным ни одного шестиклассника.

Нестандартная форма урока создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание, предотвращает угрозу возможного неприятия читателями классического текста. Происходит естественное, без принуждения, приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики. Учитель же получает возможность выявить знание текста и литературоведческого материала.Иданная форма урока - игровая. Вопросы, адресованные участникам подобных состязаний, нередко касаются мелочей, конкретных фактов. Такие уроки способствуют формированию у учащихся внимательного отношения к художественной детали, ученики обращают внимание на историческую значимость информации в произведении, показывают связь поколений и возможность оценить события, идентичные современным. Особенно интересно будет провести параллель сегодняшних православных праздников со старославянскими при изучении темы в 5 классе «Фольклор», а затем по окончании изучениятемы организовать конкурсный урок-игру «Обрядовый фольклор». Замечательную разработку данного материала предлагают авторы: В.А. Малюгина, О.Г. Черных в книге «Игровые уроки по литературе». Так же можно использовать разработки викторин, уроков игр-путешествий, литературных рингов и др..

Если ученики 5-6 классов ещё с удовольствием читают, рисуют, просят дополнительные задания, выходят к доске отвечать устно, то с учащимися 7-8 классов уже сложнее выполнять подобные виды работы. Во-первых, они становятся стеснительнее в силу возрастных особенностей, во-вторых, тратить время на «чтение» лень. Как повлиять на читательский интерес ребят, тем более произведения русской литературы становятся для восприятия труднее? Сегодня к новым изданиям учебников литературы прилагаются диски с музыкальным воспроизведением. И при изучении того или иного учебного материала можно воспользоваться музыкальной композицией. Задать вопросы о настроении, которое возникает при прослушивании данного фрагмента? Можно ли представить, что художественный фильм будет интересным без музыкального оформления? Как музыка влияет на литературное произведение? Нужна ли музыка «внутри» произведения?.. Можно продемонстрировать музыкальные композиции при изучении рассказа И.С. Тургенева «Ася», Л.Н. Толстого «После бала», А.С. Пушкина «Капитанская дочка» или народные песни о Е. Пугачёве и др.. Интересными для анализа станут серьёзные фрагменты современной постановки из художественного фильма«Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Или при изучении биографии М.В. Ломоносова отрывок (отрывки) из фильма «Михайло Ломоносов» будет более показательным и плодотворным, чем простое чтение на уроке о жизни великого учёного.Чтобы представить семиклассникам значимость того или иного рассказа, романа, повести, удобной для подачи новой информации станет историческая справка. Конечно, этот неординарный подход зависит и от расписания занятия, и от конкретной даты (она может касаться как дня рождения или смерти писателя, поэта, физика и т. д., конкретного исторического события как мирового масштаба, так и российского), и от изучаемого произведения. Здесь необходимо отслеживать исторический календарь, чтобы связать данную информацию на уроке с изучаемым произведением. Применение такой методики помогает ребятам запоминать и исторические факты, и значимость литературы в целом.

В работе с учащимися 9-11 классов все методы словно объединяются и создают полноценную работу на уроке. Одним из любимых мной методов является подготовительное прочтение дневниковых записей или воспоминаний о том или ином писателе, фрагмент рассказа илиописания архитектурного сооружения. Краткую,чёткуюи нужную в данный момент «справку» можно найти в сборнике текстов Л.М. Рыбченковой (для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы 9 класс), теперь ушедшего в «историю».Сборник заслуживает внимания тем, что представленный материал прост, доступен для анализа, и информация не только подготавливает учащихся для восприятия серьёзной работы, но и заставляет подумать личности писателя или поэта по непосредственным воспоминаниям.

Оригинальным подходом к работе на уроке станут принесённые учителем на занятие засушенные розы при изучении лирики И. Северянина и чтение стихотворения «Классические розы»; или чтение «письма Раскольникову», написанного учеником прошлых лет, что будет своеобразным подходом к изучению произведения.

Например,

Письмо сквозь века

Уважаемый, Родион! Вы восхитительны, когда отстаиваете свою теорию, точку зрения. Но в то же время печалит отстранение от моральных ценностей. После всего произошедшего с Вами, у меня появляется только чувство человеческой жалости и сострадания. Несомненно, о себе Вы достаточно высокого мнения.Это и отличает Вас от других людей, но сближает с персонажами не очень приятными для читателя. Более того, сегодня, в наш 21 век, самоуверенность - ключ к успеху, девиз всех молодых и творческих людей. Но чем можно оправдать Вашу противоречивую нестандартную индивидуальность? Незнающий человек, возможно, подумает, что Вы просто задиристый «бродяга», не добившийся ничего в жизни. Но у Вас сильный характер, потому что не каждый сможет поднять руку на беззащитную старушку, а в вашем случае топор. Кому вы этим помогли? Ни себе, ни людям. Работа Вас не привлекала, а может, Вы простоленивый человек? Конечно, креативный ум - это тоже работа, и её не всегда ценят. Тем не менее я Вас не понимаю, но и не осуждаю, потому что всё в руках самого человека. Богданова Л. 10 класс.

Добрый день, Родион!

Несмотря на то что нас разделяет несколько столетий, хотелось бы выразить своё негодование по поводу Вашей теории. Пробираясь сквозь массы выводов и очерков критиков, можно сказать, именно теория является той самой «ложкой дёгтя», из-за которой произошло непоправимое. Надеюсь, что осознание данного фактана каторге не покалечил Ваш острый ум. Предлагаю и дальше идти по пути исправления. С уважением, Денис Синько, 10 класс.

Если в классе есть танцующие ребята, то при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и сцене анализа «Первый бал Наташи Ростовой», они могут исполнить вальс. Чтобы проверить знания текста учащимися, можно предложить составить тесты по каждому тому, затем их подкорректировать, если в этом есть необходимость, и дать выполнить данный материал другим учащимся. Хорошим контролем знаний романа «Война и мир» (или другого произведения) станет урок-игра «Поле чудес», причём задания могут ориентироваться на художественную деталь, которую ученики часто пропускают, тем самым привлечь внимание к детализации при изучении уже других произведений. Например, какие серёжки подарила Марья Дмитриевна на именины Наташи Ростовой; каким был портфель, в котором хранилось завещание графа Безухова? Здесь возникает некая конкуренция среди учащихся на знание текста, что подталкивает ребят к более внимательному чтению, чтобы в подобной форме работы (игровой) не выглядеть несведущим человеком.

Работая над романом И.А. Гончарова «Обломов», учитель может воспользоваться таким ЦОРом, как электронная доска. Заранее приготовив картинки (рисунки) сна И. Обломова (картинки должны передвигаться), расположить их на доске в хаотичном порядке. После проведённого анализа эпизода сна героя, один из учеников должен расположить изображения на доске соответственно тексту, чтобы получилась цельная картина описываемого автором. Визуальное восприятие текста через общую картину помогает десятиклассникам понять важность данного самостоятельного фрагмента в романе, что приводит к более глубокому осознанию всего произведения в целом.

При изучении поэзии Серебряного века можно воспользоваться аудиозаписями, где авторы читают свои стихотворения сами.Например, стихотворения А. Ахматовой «Знаешь сам, что не стану славить» или «Истлевают звуки в эфире»; С. Есенина «Видели ли вы, как бежит по степям…»; В. Маяковского «А вы могли бы …» или «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».Также могут выразительно зачитать стихотворения заранее подготовленные ученики под музыкальную композицию. Чтение лирических произведений в нестандартной форме проявляет уважение к одноклассникам и иное восприятие поэзии.

Новые требования ФГОС ориентируют педагога и учащихся на работу с проектной деятельностью, которая развивает как самостоятельный поиск информации, так и её обработку, постановку цели и задач, создание презентации и теоретического материала на конкретно изученную тему. Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. Можно использовать примерный план в рамках технологии проектов:

  1. Учитель выбирает тему проекта, его тип, определяет количество участников.
  2. Затем продумывает проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики, и помогает ученикам их осознать, сформулировать (наводящие вопросы, ситуация, способствующая определению проблемы).
  3. Учитель нацеливает учеников на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения.
  4. Организуется промежуточное обсуждение полученных данных.
  5. Защита проектов предполагает коллективное обсуждение, экспертизу, результаты внешней оценки, выводы.
  6. Защита проектов может проводиться как запланированное мероприятие, или в рамках ученических конференций, дня славянской письменности, юбилейной даты автора.

Например, исследовательский проект

Взгляды Л.Н. Толстого на смысл жизни

  1. Задача: подробное знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского писателя Л.Н. Толстым (так как на уроке многие жизненные факты могут быть не упомянуты), знание текста «Война и мир», дневниковые записи Л.Н. Толстого.
  2. Проблема: почему Л.Н. Толстой с юности вёл дневниковые записи? Чем отличаются размышления юного Толстого от Толстого-писателя мирового значения? Как повлияли дневниковые записи на создание романа «Война и мир»? Какой жизненный вывод делает Л.Н. Толстой в записях? Какой должна быть жизнь русского дворянина? Опровергните или подтвердите фразу самого Л.Н. Толстого: Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».
  3. Источники информации: литературные (книги, газетные и журнальные публикации и т.д.), словари, справочники …
  4. Обработка информации: анализ литературы, обобщение, сопоставление дневниковых записей с романом, известными фактами, доказательства и выводы.
  5. Результат: доклад, реферат.
  6. Презентация: выступление на мероприятии.

Реализация проектной деятельностисоздаёт ситуацию поисказнания, при которой ученик не только набирает материалы и изучает информацию, но и осмысливает факты, явления, поведение героев, их поступки, соотнося с реальной действительностью. И на основе изученного делает выводы, опровергаяили подтверждая гипотезу (фразу).

Но неизменным и «вечным» на любом уроке литературы, конечно же, будет«забытое старое» живое слово учителя и ученика. Ведь после подготовительной работы, которую провёл учитель, используя разнообразные современные технологии, хочется видеть и слышать, как ученики не только отвечают на поставленные вопросы, но и спорят, дискуссируют, выдвигают свои предположения, жизненные позиции. А результатом должно стать сочинение, которое активно врывается в школьную жизнь. Данный вид работы никуда и не «уходил», но сегодня сочинение становится приоритетным не потому, что вновь стал средством проверки знаний учащихся на экзамене, а потому, что прежде всего у учеников есть возможность поразмышлять, порассуждать на конкретной проблемой «по-своему». Может, и не всегда правильными будут высказывания и точки зрения наших учеников, но то, что его (ученика) «услышит» учитель, уже будет достижением как для педагога, так и для ребёнка. Ведь научить излагать свои мысли в письменной форме, при этом анализируя текст и сохраняя определённую тематику, — это большой ученический труд, результатом которого становится итоговая оценка.А значит, как сказал французский писатель: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».

Список литературы

  1. Горбич О.И. Современные технологии обучения русскому языку в школе: Сборник лекций для учителей. Курсы повышения квалификации// Педагогический университет «Первое сентября», 2009, 1-4 лекции.
  2. Малюгина В.А., О.Г. Черных Игровые уроки по литературе. М.: ВАКО, 2009, с. 256.
  3. Стихотворения А. Ахматовой [Электронный ресурс] //Стихотворения А. Ахматовой. — URL: htpp://www. anna.ahmatova.com›audio.htm
  4. Стихотворения С. Есенина. [Электронный ресурс] // Стихотворения С. Есенина. — URL: htpp://www. liveinternet.ru›
  5. Владимир Маяковский. [Электронный ресурс] // Владимир. Маяковский. — URL: htpp://www. v-mayakovsky.com›
  6. Цитата [Электронный ресурс] // Цитата. — URL: htpp://www. lubap.ucoz.ru›