Полное имя графа дракулы. Последние годы жизни и смерть Влада Дракулы


Предшественник: Владислав II Преемник: Раду III Фрумос ноябрь - декабрь Предшественник: Басараб III Старый Преемник: Басараб III Старый Вероисповедание: православие , румынская церковь Рождение: 1431 год (1431 )
Шассбург , Трансильвания , Королевство Венгрия Смерть: 1476 год (1476 )
Бухарест , Княжество Валахия Похоронен: Снаговский монастырь Род: Басарабы (Дракулешти) Отец: Влад II Дракул Мать: Снежна (?) Супруга: 1) Елизавета
2) Илона Жилегай Дети: сыновья: Михня, Влад

Влад III Басараб , также известный как Влад Це́пеш (рум. Vlad Țepeș - Влад Коло́вник, Влад Колосажа́тель, Влад Пронзи́тель ) и Влад Дра́кула (рум. Vlad Drăculea (ноябрь или декабрь - декабрь ) - господарь Валахии в , - и . Прозвище «Це́пеш» («Колосажа́тель», от рум. ţeapă [ця́пэ] - «кол») получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол . Ветеран войн против Турции . Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште . Прозвище Дракула (Сын дракона или Дракон младший) Влад получил в честь отца, состоявшего (с 1431 года) в элитном рыцарском ордене Дракона , созданном императором Сигизмундом в 1408 году . Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III не только носил знак ордена, но и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей, за что и получил прозвище Дракул - Дракон (или Дьявол).

Биография

В результате «Ночной атаки» 17 июня 1462 года заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 100-120-тысячную османскую армию во главе с султаном Мехмедом II .

В том же году вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина был вынужден бежать в Венгрию , где был заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.

Анонимный немецкий документ 1463 года

Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя стал документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу короля Венгрии Матьяша Корвина) и опубликованный в 1463 году в Германии . Именно там впервые встречаются описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.

С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленой в указанном документе, крайне велик . Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии Матьяшем Корвином большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено ни одного более раннего упоминания об этих «псевдофольклорных» историях.

Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие <послы>, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап <шапок, фесок> своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».

Этот текст был написан русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году . Известно, что в своём «Сказании о Дракуле Воеводе» Курицын использует информацию именно из того анонимного источника, написанного 21 годом ранее.

Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором:

  • Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку - все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.
  • Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
  • Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
  • Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
  • Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
  • Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. "Нет сил терпеть, ужасное зловоние", ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: "Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает".
  • Прибывшим к нему с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: "Почему они не сняли шапки перед ним, правителем". Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить шапки к их головам гвоздями.

Литературный и экранный образ Дракулы

Правление Дракулы оказало большое влияние на его современников, которые сформировали его образ в фольклорной традиции румын и соседних с ними народов. Важным источником в этом случае является поэма М.Бехайма, который в 1460-х годах жил при дворе венгерского короля Матвея Корвина, известны немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге». Повествуют о Цепеше различные румынские предания, как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску.

Литературным героем Влад III стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке (который в то время использовался в Румынии как литературный) , после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III, очень популярная на Руси .

Возникновение связи между образом Влада Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле...

По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильной кровопотери) или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казнённых - бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казнённых.

Подражатели

Сомнительность масштабов злодеяний Дракулы не помешала более поздним правителям «перенимать» подобные методы ведения внутренней и внешней политики. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году , его самого казнили за поступки - как гласил приговор - «противные законам данной страны».

См. также

Интересные факты из жизни Влада Дракулы

Влад III Цепеш (Дракула) — господарь Валахии (родился примерно в 1431 г — смерть 1476 г)

Влад Дракула (Дракул) – реальное исторической лицо XV века. Жизнеописание господаря Дракулы интересно, трагично и основано на сведениях, которые содержатся в сербских, польских, византийских и даже русских хрониках. Великий московский государь Иван III приказал записать историю господаря Дракулы, по прозванию Цепеш (именно господаря, а не графа!) в назидание потомкам. Многие из историков считают: эти записки внимательно изучил в юности Иоанн Васильевич IV, впоследствии получивший прозвище Грозный.

Известный гуманист и поэт кардинал Эней Пикколомини (1405–1464), путешествуя по Европе, лично встречался с Владом Дракулой. В своем сочинении «Космография» кардинал так описывает его внешность: «Человек среднего роста, с высоким лбом и лицом, резко сужающимся к подбородку».

К этому описанию добавим, что Влад III Цепеш и все остальные представители рода Дракулэшты, в том числе ныне здравствующие, бледностью и другими недугами вампиров никогда не страдали. Сам Влад в действительности не отличался высоким ростом, однако обладал огромной физической силой. У него были большой орлиный нос, широченные плечи и толстая шея. На голове была пышная шевелюра темных волос. По сведениям хронистов, Влад был прекрасный наездник и великолепно владел холодным оружием. В молодые годы он стал победителем престижного рыцарского турнира в Нюрнберге в Германии.

Предки Влада пришли в Румынию и Молдавию из Венгрии в XIII веке. Они переняли язык и веру новой родины, став ее властителями. В центре Кишинева стоял памятник господарю Молдавии Мирче Старому – деду Влада II. Валахия была основана в 1290 году.

Ровно через 100 лет на свет появился незаконнорожденный сын господаря Мирче, которого назвали Владом. Он отличался отвагой и храбростью в сражениях, то и дело гремевших в тех краях. Народ прозвал его Дракулой, и в этом прозвище даже нет намека на мистику: Влад II Дракула состоял в тайном рыцарском ордене Дракона, верней даже, поверженного дракона. Нет ничего тайного, что не стало бы явным: об ордене узнали многие, в том числе и турки.

В конце 1431 г. у Влада II родился сын, который в честь отца также получил имя Влад.

«Валашская собака стала старой и плохо слушается хозяина», – сказал султан визирям, кинув на золотое блюдо шелковый зеленый шнурок.
Это был приговор. Влад II стал господарем Валахии, заняв трон своего отца, который умер по желанию и приговору турецкого султана.

«Посмотрим, помогут ли новому валашскому господарю рыцари-драконы в сражениях с воинами ислама, – ехидно засмеялся великий визирь. – Чтобы не умышлял против падишаха, пусть отдает сына в заложники!»


Так, совсем еще мальчиком, будущий Влад III Дракула, прозванный в последствии Цепешем («цепеш» в переводе на русский означает «кол»), стал заложником султана.

В те времена, что бы удержать в повиновении все время готовых взбунтоваться вассалов, турки брали в заложники их детей и казнили лютой смертью при первых же проявлениях непокорности их родителей. Часто мальчиков вначале оскопляли, а потом отправляли в гарем и только через некоторое время убивали. Жизнь заложника постоянно висела на волоске. Довелось оставить отчий дом и получить воспитание при дворе султана.

Долгих 7 лет, внешне сохраняя смирение, юноша томился в плену и лишь после смерти отца и старшего брата получил свободу.

– Ты займешь место родителя, – отпуская Влада, благосклонно кивнул ему великий визирь. – Не делай ошибок, если хочешь сохранить жизнь и власть.

Он не знал, что пройдет совсем не так много времени и молодой валашский господарь, хорошо усвоивший уроки турецкой жестокости, станет наводить на мусульман панический ужас и получит от них прозвище Казыклы – Протыкатель!

Боже, что это за свобода! Недавнего заложника, оплакивавшего смерть отца, отпустили под конвоем с условием сохранения покорности османам и выплаты дани. Влад отправился домой вместе с приставленными к нему чиновниками, соглядатаями и стражей. Но, оказавшись в родном городе Сегишоаре – на территории современной Румынии, Дракула тут же скинул маску покорности: он изгнал всех турок и под страхом смерти запретил появляться им в своих владениях. Это оказалось не пустой бравадой 19-ти летнего юнца, жаждавшего отомстить!

Своим опорным пунктом Дракула избрал город Брашов и стал готовиться к долгой и кровопролитной войне. Другой его опорный пункт находился в Тирговиште, стоявшем на высоком берегу реки Яломирцы. Одновременно господарь Влад III активно занимался внутренними делами своего государства.

У турок Влад перенял жестокий способ казни сажание на кол. Исторические хроники отмечают: палачи Дракулы достигли такого виртуозного искусства (если жестокие убийства возможно назвать искусством), что кол проходил сквозь тело человека, минимально задевая внутренние органы. Жертва в течении длительного времени мучилась, прежде чем умереть. Чтобы продлить агонию, на кол прибивали специальную перекладину, дабы тело до конца не село, как на шампур, и жертва быстро не могла умереть.

В скором времени Влад собрал во дворце на пир всех бояр вместе с семьями, – всего гостей, по свидетельствам хронистов, насчитывалось до 500 человек. Пировали в Тирговиште. Якобы Влад III справлял свое восшествие на престол. Во время застолья, когда вино лилось рекой, господарь с невинным видом лукаво поинтересовался у порядком захмелевших гостей:

– Скажите, бояре, много ли господарей вы порешили?
– Много, господарь! – наперебой загомонили гости. – Не одного и не двух.
– Прекрасно, – усмехнулся Дракула. И гневно закричал: – Они все убиты, как мой отец и старший брат. Убиты потому, что вы постоянно плели заговоры и с потрохами продались туркам, став слепыми исполнителями их воли. Предатели! Теперь в моем государстве появится новая знать! Эй, стража! Взять их всех!

Тех, кто старше, невзирая на пол, господарь велел посадить на кол. Остальных собрал на дворе своего дворца-замка и мрачно сообщил им:
– Пойдете пешком под конвоем в Поэнри. Там построите крепость на вершине холма, что над рекой. Кто выживет, пусть считает себя счастливцем. Строить день и ночь. Нерадивых ждет кол!

По сути Влад III отправил бояр-недругов на каторгу.

Господарь искренне считал: все граждане должны обязательно трудиться на благо родины, а потому тех, кто не мог делать это, – бедняков, нищих, больных и воров – не жаловал.

Однажды господарь обратился с речью к городским попрошайкам – калекам и нищим:
– Хотите навсегда избавиться от гнетущего чувства голода и не стучать зубами от холода?
Услышав, как нищие и калеки в ответ одобрительно загомонили, Влад III предложил:
– Идите ко мне, станьте моими гостями.
Братию нищих попрошаек, мелких воришек и калек угощали на славу в большом сарае. Когда «гости» порядком захмелели, Влад незаметно вышел и дал условный знак дворцовой страже. Вымуштрованные им воины быстро заколотили окна и двери, а потом запалил сарай с 4-х углов. Быстро поднялось высокое пламя, затрещали в огне сухие доски. Гул пожара заглушал вопли заживо сожженных.

Согласно версии других хронистов, господарь собрал вражеских соглядатаев в одном из старых замков и сжег его вместе с предателями. Эта версия более правдоподобная – у маленькой православной Валахии хватало врагов. Словно между мельничными жерновами она была стиснута мусульманской Османской империей с одной стороны и католическим королевством Венгрией – с другой.

Побывавшие в Валахии иностранцы с удивлением писали, что «в стране нет преступности». Все годы правления Влада III на площади его столицы стоял большой золотой кубок, из которого любой желающий мог выпить родниковой воды. Воровать панически боялись, зная, какая участь ждет вора – кол! Влад Дракула по прозвищу Цепеш воров не щадил. Это может показаться странным, но господарь пользовался любовью и доверием народа. Он видел в нем защитника, а новое боярство, созданное господарем взамен казненных изменников, стояли за своего господаря горой.

В особенности Влад не жаловал турок. Хронисты упоминают случай, когда прибывшим к нему посланцам султана господарь строго приказал:

– Обнажите головы! Вы во дворце православного господаря Валахии.
– Тебе лучше, чем другим, известно: нам не позволяет это сделать вера в Аллаха.
– Вы так истово верите, что готовы страдать за свою веру и пророка?
– Да, – твердо ответили турки, не зная, что замыслил вассал падишаха.
– Эй, стража! – хлопнул в ладони господарь – Взять их! Пускай палач прибьет им тюрбаны к голове гвоздями!

Одиночным казням господарь предпочитал массовые. Причем приказывал расставлять колья в виде разных узоров, а чаще всего – кругов. В особенности любил он казни во время пиров. Господарь сидел за столом, уставленным яствами и кубками с вином, и любовался, как на кольях корчатся от боли приговоренные.

Но не забывал Влад и о других видах казни: сдирал с преступников живьем кожу, кидал в кипяток. Обезглавливал, ослеплял. Душил, вешал, отрезал носы, уши, половые органы и конечности. После казней тела выставляли на всеобщее обозрение.

С особенным «трепетом» относился Дракула к женскому целомудрию. Жертвами его жестокости были девушки, лишенные девственности, неверные жены и нецеломудренные вдовы. Зачастую им вырезали половые органы и отрезали груди. Одной такой несчастной по приказу господаря вначале отрезали грудь, потом содрали с нее кожу и посадили на кол на главной площади, а ее содранную кожу положили рядом на скамью палача.

Впрочем, Дракула не только искоренил преступность и «прижал к ногтю» развратников. Он всеми силами защищал своих подданных от насилия еще более жестоких турок-поработителей.

Русские летописцы доброжелательней рассказывают о Дракуле, чем немецкие и, конечно, турецкие. Валахия и Московия направляли друг другу дипломатические миссии, большей частью состоявшие из православных священников. Ивану III льстило, что валашский князь лично писал ему письма на церковнославянском языке.

1462 год — Влад III Дракула неожиданно напал на турок и вытеснил их из долины Дуная.

– Бывший наш заложник проявляет непокорность? – узнав об этом, усмехнулся султан Мехмед II, по прозвищу Завоеватель. – Пусть мне принесут на блюде его голову!

Турки не могли потерпеть пренебрежения их силой, уже покорившей значительную часть Европы! В скором времени на владения Влада III выдвинулось двадцатитысячное янычарское войско, против которого Дракула мог выставить вдвое меньше бойцов. Зато они горели ненавистью к поработителям, а господарь успел не только изучить язык противника, но и узнать все его сильные и слабые стороны. Турки не знали о нем как о военачальнике практически ничего, тогда как у него был незаурядный военный талант. Господарь занял несколько хорошо укрепленных горных крепостей и взял под контроль основные перевалы.

Навстречу османам он отправил отборный отряд сорвиголов, велев им любой ценой захватить в плен турецкий авангард. Вскорости храбрецы вернулись и привели пленных янычар. Господарь радовался.

Утром застучали топоры – острили колья и вбивали их у стен Тирговиште. Связанных янычар стали сажать на колья. Белюк-баши, офицеры янычарского корпуса получали последние почести: их колья золотили охрой.

– На Валахию! – прорычал Мехмед II, узнав о судьбе янычар. – В поход! Никого не щадить, и валашского господаря, как собаку, посадить на цепь.

Но господарь успел хорошо подготовиться к нашествию турок. Расположив отряды по пути следования османской армии, он нападал в самые неподходящие для врага моменты – на переправах или ночью. Сорокатысячная армия турок отступила, а Влад обошелся малыми потерями.

В третий поход султан двинул на Влада III Цепеша 250 000 воинов: больше, чем население Валахии, включая женщин и детей. Господарь против врага выставил армию численностью 40 000. Дракула избегал масштабных столкновений, предпочитая партизанскую тактику. Лично производил разведку и в основном обходился силами своей гвардии. Переодеваясь в турецкую одежду, Влад Цепеш со товарищи налетал по ночам на вражеский стан, поджигал костры, рубил турок. Начиналась паника, турки спросонья убивали своих же, а гвардия Влада исчезала во тьме.

Как-то раз после особо кровопролитного набега на лагерь отборная турецкая конница бросилась вдогонку за отрядом ночных валашских «оборотней», а вся османская армия двинулась вслед авангарду. Когда рассвело, глазам турецких воинов предстало ужасное зрелище. 7 000 их всадников во главе со знатным воеводой Юнус-беем сидели верхом не на конях, а… на колах. В том же боевом построении, в каком преследовали Влада.

Отступая к столице, Дракула жег деревни и отравлял колодцы.
Подойдя к Тирговиште, султан увидал жуткую картину, известную в истории как «Лес из посаженных на колья». Перед городом вырос целый лес из кольев, на которые Влад посадил около 20 000 турок.

В знойном воздухе далеко распространялось зловоние от разлагавшихся на солнцепеке тел казненных.

– У мужа, способного на такие деяния, невозможно отобрать страну, – сказал потрясенный султан.

Как всегда, свою гнусную роль сыграло предательство. Турки отступили, но не отступились. Их четвертый поход на Валахию все же завершился поражением господаря.

Дракулу предали все: и наемники, и трансильванцы, клявшиеся в верности. Молдаване не спешили с помощью. Даже родной брат Раду принимал участие в походе на Валахию в составе турецкой армии.

Многие бояре, еще недавно стоявшие за господаря горой, присоединились к туркам. Они загнали Влада в крепость Поэнри. Жена князя предпочла смерть позору плена и выбросилась с высокой башни. Турки захватили крепость, но Влад смог бежать через подземный ход.

Для своего времени Влад III Цепеш был блестяще образованный человек: он владел турецким, венгерским, латинским, немецким и русским языками, читал книги, обладал бойким пером и любил философию. Не найдя другого выхода, Дракула направился искать помощи у короля Венгрии Матиаша Корвинуса.

Увидев обеспокоенного валашского господаря, потерпевшего поражение в кровавой борьбе с турками, Матиаш обрадовался – теперь Влад в его руках! Он арестовал его и велел заточить в темницу.

Годы заточения Дракулы подробней всех описал русский дипломат Федор Курицын, дьяк великого князя Ивана III. Первый период неволи Влад просидел в темнице, где проявил еще один из своих многочисленных талантов: тачал сапоги, которые охранник продавал на рынке. Это существенно пополняло скудный рацион знатного пленника.

Дьяк Курицын свидетельствует: Влад долгие годы пребывал в темнице и стойко держался православной веры, хотя Матиаш все время уговаривал его принять католичество, суля свободу, возвращение трона и руку своей кузины. Русский летописец освобождение Дракулы связывает с тем, что все-же принял «латинскую прелесть» (католичество). Однако последние исследования доказывают: Влад не изменил православию! Милость Матиаша объясняется просто: король Венгрии, получая от римского папы деньги на войну с неверными, злоупотреблял «нецелевым использованием». Он освободил ярого борца с исламом, чтобы его руками жар загребать.

По свидетельствам западных хронистов, Дракула и в темнице заострял ножом прутики и насаживал на них крыс, мышей и птиц. Якобы обретя свободу спустя 4 года (по другим данным, лишь спустя 14 лет), он женился на сестре короля и жил в обычном доме.

1476 год — получив помощь трансильванцев и молдаван, Влад вторгся в пределы Валахии и снова смог захватить власть. Когда союзники вернулись домой, турки сочли этот момент подходящим и напали на Валахию. Господарь стойко сопротивлялся, но погиб в битве под Бухарестом примерно в 1480 г., 46 лет от роду. Якобы он стал жертвой собственного маскарада, – привычно переодевшись турком, господарь пошел в разведку, а когда вернулся, свои воины приняли его за вражеского лазутчика и убили, проткнув копьями.

Бояре отрубили голову Влада III, чтобы сохранить свои головы (по крайней мере, такова легенда), и отправили ее в подарок турецкому султану. Это родило впоследствии поверье: вампиры умирают от осиного кола и отделения головы от тела. Но румынские крестьяне и сегодня верят – Дракула жив! Археологи, проводившие раскопки у алтаря церкви в Снатовском монастыре, где якобы похоронен Влад III Цепеш, не обнаружили в склепе его тела. Зато в тайном склепе нашли скелет с короной на черепе и ожерельем с изображением дракона. Дракула? Но который из них?

Замок на берегу реки Арджеш, где жил Дракула, по поверью, проклят. Около него по ночам воют волки, а в развалинах живет сонм летучих мышей.

Но есть и другая версия судьбы Влада III Дракулы, которую изложили некоторые хроники Западной Европы.

Согласно этой версии, роковую роль в жизни господаря сыграл все тот же Эней Пикколомини, с момента их первой встречи успевший стать папой римским Пием II. Он хотел войти в историю как глава церкви, при котором отвоюют Иерусалим и Гроб Господень. Лично зная Влада, папа считал, что только он подходит на роль предводителя войск в новом крестовом походе на неверных. Папа пригласил его в Рим, но господарь крайне неохотно покидал свои владения и отправил к папе вместо себя двоюродного брата.

Война – всегда большие расходы! Папа дал кузену господаря огромную сумму, с просьбой передать ее Владу, дабы тот вооружил собранные войска и двинул их на турок. Кузен поклялся все исполнить в точности. Кто знает, как повернулась бы судьба мировой истории, если бы мечты Пия II осуществились? Влад был очень талантливым полководцем и люто ненавидел турок! Но Судьба по своему вершит дело и сама избирает исторические пути.

Кузен использовал полученные от папы деньги, чтобы создать заговор против Влада. Сумев обмануть подозрительного и недоверчивого господаря, он сверг его с престола, совершив дворцовый переворот. Но казнить Цепеша он не решился, потому заточил его в крепость, приставив крепкую стражу.

Как всякий негодяй, узурпировавший престол, новый господарь все время искал для себя оправданий. Он снова начал платить дань туркам, а в 1464 году приказал выпустить книгу о том, какой жуткий злодей Влад Дракула. Некоторые действительные факты перемежались на страницах книги с откровенной ложью, нанятые новым господарем художники сделали натуралистические иллюстрации, производившие на современников неизгладимое впечатление.

До того времени практически не выпускали светских книг – типографские издания носили как правило религиозный характер. Новый господарь, в страхе перед свергнутым братом и в желании оправдаться в глазах современников и потомков, презрел все правила чести и моральные запреты. Не говоря уже о вере и совести. Он выпустил в 1463 г., еще при жизни Влада Цепеша, книгу «История воеводы Дракулы». В ней рассказывалось, что господарь для сохранения молодости и сил купается в крови жертв.

Пасквиль пошел гулять по Европе, разнося мрачную славу Влада по различным странам. Автор размножил портреты Влада, и поздней ученые-историки обнаружили их в музеях Вены, Будапешта, Нюрнберга, Берлина. Не зря говорят – капля камень долбит! Новый господарь добился-таки своего: образ Цепеша как грозного воителя турок со временем стушевался в памяти людей.

К тому же знаменитый Дракула оказался не бессмертным, – он скончался, и его похоронили в окруженном озерами монастыре, неподалеку от современного Бухареста. Похоронили и забыли на многие столетия. Только благодаря стараниям узурпатора в фольклоре остался образ жестокого господаря Дракулы.

Да, Влад III Цепеш унес в могилу множество тайн! Сейчас многие музеи заполнены атрибутами «вампиризма», и сатанисты считают Дракулу своим духовным отцом. Это полная историческая и религиозная безграмотность, отсутствие знаний. На деле господарь Валахии неистово веровал, был православным человеком, возводил церкви и монастыри.

Характерно, что турецкие и германские хронисты усугубляли мрачные стороны характера и правление Дракуля, а румынские – напротив, обеляли его. Русские же относятся с пониманием, что владыка малой страны на рубеже христианского мира смело противостоял военной мусульманской экспансии. Причем в одиночку, не рассчитывая на чью-то помощь. Благодаря Владу Цепешу сохранился народ Румынии, ее язык и культура, православная вера. Возможно, далеко не случайно он стал любимым героем ?

Как из Влада III Цепеша сделали вампира

Как же случилось, что имя Дракулы стало нарицательным для персонажей романов и фильмов ужасов?

Все началось в конце XIX века, почти через 400 лет после смерти Влада III. Уже горели первые электрические лампы, работал телеграф, по морям шли пароходы и броненосцы. Турция давно утратила былое могущество и превратилась в заурядную, довольно отсталую страну.

А Европу вдруг охватила мода на медиумов и всякие потусторонние ужасы – театры попросту гонялись за пьесами, где действие происходило в старинных замках с привидениями и прочими щекочущими нервы эффектами. Не отставали и господа издатели, требовавшие от авторов кровавых драм с кровавым уклоном.

Спрос диктует предложение: «золотую жилу» активно разрабатывал журналист и драматург Брем Стокер. У него было бойкое перо, буйная мрачная фантазия, он легко угадывал, что надо публике и содержателям театров. «Кровавые» драмы и романы пачками выходили из-под его пера. Стокер разбогател на нечистой силе, привидениях и тому подобной нечисти.

Как-то в Вене он услыхал об истории господаря Влада Дракулы. Войны и победы, хитрость и долгий плен Стокер отбросил сразу, зато господаря Дракулу превратил в графа, наделив чертами кровавого маньяка, психопата и вампира! Это стало звездным часом Брема Стокера – с его легкой руки пошел гулять по свету образ жуткого кровососа, заманивавшего в замок невинные создания и убивавшего гостей.

Не отставали и другие авторы – разве вампир принадлежал одному Стокеру?! Всем хотелось сколотить состояние на вампирах и призраках. Книги расходились большими тиражами, публика обмирала на спектаклях. Позднее «вампириаду» стали экранизировать – вначале в немом кино, в последствии в звуковом и цветном, а теперь на телеэкранах и тиражируя на видеокассетах и дисках. Старая страшная сказка-ложь оказалась на диво живучей!

Но помнят ли настоящего, не придуманного досужими писаками господаря Влада? Помнят! В Румынии, оказывается, даже есть специальное общество «Дракула», объединяющее почитателей своего кумира.

В затерянном в живописных карпатских горах местечке Бран (оно же древний Брошов, или Брашов) на высоком каменистом холме возвышается сложенный из крепкого дикого камня замок легендарного Влада Цепеша. За последние 600 лет над ним ни разу не развевалось знамя вражеских чужеземных завоевателей! Теперь в замке музей, куда любят приезжать туристы, чтобы посмотреть, где и как жил ставший почти сказочным деспот, заклятый враг турецких поработителей, заодно наводивший ужас и на своих подданных. Кстати, именно этот настоящий замок господаря Влада Дракулы, снимали голливудские кинематографисты при создании всемирно известного фильма.

Среди местного населения о замке ходит недобрая слава. Говорят, по ночам в залах и длинных переходах скрипят половицы и неожиданно возникает тень жестокого и несчастного господаря. И горе тому, кто попадется на пути призрака. Потому мало нашлось смельчаков, которые бы решились провести ночь в залах известного замка-музея.

Хотите верьте, хотите нет, но одним из них был печально известный румынский диктатор Николае Чаушеску. По вполне заслуживающим доверия свидетельствам, он видел призрак Дракулы и даже говорил с ним.

До сих пор жива легенда о "короле вампиров", князе Дракуле . В Румынии недалеко от Тихутского перевала существуют и поныне полуразрушенные стены крепости Поэнари. Местные жители утверждают, что и в наши дни дух Влада III все еще бродит по земле. Его не приняли ни рай, ни ад. И потому он вынужден скитаться по всему свету, томимый жаждой человеческой крови.

Днем Дракула прячется в руинах крепости. Ночью же он выходит и при свете луны ищет свои жертвы. Легенда гласит, что укушенный князем в ту же минуту превращается в вампира, с торчащими клыками и маленькими ранками на шее. Но кем же на самом деле был этот грозный князь?..

Тихими райскими уголками кажутся сейчас окрестности бывшего замка знаменитого князя Влада III , больше известного под именем Дракула. А тогда, в XV столетии, местные жители обходили это место стороной, чтобы только не попасть в руки жестокого властелина.

Стоило только человеку посмотреть на князя Влада, как страх постепенно овладевал всеми его мыслями. Действительно, по свидетельствам историков, он имел ужасающую внешность: узкое лицо, длинный нос, выдававшуюся вперед нижнюю губу, большие стеклянные глаза, скрывавшие чувства князя.

Именно с глазами навыкате люди и связывали способность Дракулы с помощью гипнотического воздействия наводить страх и ужас на пленника. Казалось, взгляд Дракулы проникает в самую душу, и его обладатель может без труда узнать все то, о чем думает человек. Однако многие современные ученые считают, что подобная форма глаз может быть не чем иным, как последствием и одним из признаков базедовой болезни, часто встречающейся у жителей горных селений.

В народе говорят: «Лицо — зеркало души». Действительно, будучи самым некрасивым из трех братьев, Влад к тому же отличался жестоким и независимым нравом. Пристальный, почти немигающий взгляд холодных рыбьих глаз, презрительно сжатый рот, узкий, выступающий вперед подбородок — все говорит о том, что князь Дракула был тщеславным гордецом, ненавидящим и презирающим людей.

Ростом не выше среднего, Влад III обладал огромной физической силой. Так, он без особого труда мог переплыть речку. В Средневековье было много больших рек и маленьких речушек, но вот мостов явно недоставало. Воин, не умевший хорошо плавать, был обречен на гибель.

Дракула был известен в XV столетии и как превосходный артиллерист. Этот талант князя тем более заслуживает особенного внимания, если вспомнить то обстоятельство, что в те времена — когда маленькие и большие войны велись почти в каждой стране — мальчиков с детства обучали верховой езде и стрельбе из разных видов оружия. Каждый юноша мастерски владел оружием. А потому заслужить славу великолепного воина и наездника было тогда вовсе не простым делом.

Жизнь и смерть Влада Тепеша (Цепеша), Дракулы, окутаны плотной пеленой тайны. Местные жители утверждают, что могила кровавого князя находится в Снаговском монастыре. Но совсем недавно историки заявили о том, что та могила представляет собой кенотафию, то есть могилу без погребения.

Покрыто тайной время и место рождения Влада III. По некоторым источникам, он родился между 1428 и 1431 годами. Более точных сведений найти не удалось. Это связано с тем, что в то время монастырские стены не могли сберечь от огня рукописи. А так как пожаров в то время было неисчислимое множество, то от них часто гибли люди, памятники письменности, в том числе и документы.

Местом рождения Дракулы определяют сравнительно небольшой дом, находящийся на расположенной в одном из районов Сигишоара Кузнечной улице. Он до сих пор привлекает к себе множество туристов, путешествующих по Румынии.

Историки не вполне уверены в том, что Влад III родился именно в том месте. Однако сохранившиеся документы свидетельствуют: в XV веке дом принадлежал отцу Влада Тепеша, Владу II Дракулу. Дракул в переводе на русский язык обозначает «дракон» . Это означает, что старый князь входил в состав румынского ордена Дракона. Члены этой организации когда-то занимались насильственным обращением «неверных» в христианство. К концу первой четверти XV столетия у князя Влада II было уже три сына. Но только один из них, Влад, смог прославиться в веках.

Крепость Поэнари


Необходимо сказать, что в молодости князь Влад III сумел расположить к себе простой народ и заслужить его любовь и уважение. Действительно, по свидетельствам рукописных источников, в то время он был настоящим рыцарем Средневековья, человеком чести и долга. Особенно его отличало умение руководить ходом сражения. Воины, сражавшиеся под командованием талантливого полководца Влада Тепеша, всегда одерживали победу в битвах.

Историки тех лет вспоминают о Дракуле как о достаточно демократичном государственном деятеле. Он всегда выступал против захвата Румынии иноземцами, а также против разделения родных земель. Кроме того, деятельность княжества он направлял прежде всего на развитие национальных ремесел и торговли. Особенное внимание Влад III уделял борьбе с преступниками: ворами, убийцами и мошенниками. При этом способы наказания виновных выбирались самые изощренные и жестокие.

Народная любовь к князю Дракуле и его необычайная популярность среди жителей средневековой Валахии вполне оправданы. Современники вспоминают о нем как о народном заступнике, вечно враждующем с боярами, всегда притеснявшими простой люд. Кроме того, одержанные Владом III военные победы с лихвой искупляли его жесткость. Патриотичные румыны испытывали гордость за своего полководца, умевшего одерживать победы даже в той битве, которая явно была обречена на проигрыш.

Однако самым важным качеством характера Тепеша, определявшим благорасположение народа, стала почти фанатичная религиозность. В то время церковь оказывала сильное влияние на жизнь общества. Государь, заручившийся поддержкой святых отцов, мог уверенно рассчитывать на покорность подвластного ему народа. «А как же невероятная жестокость, присущая Дракуле?» — спросите вы.

Ответ прост: тогда это считалось обыкновенным делом — сурово наказать, а затем направиться в церковь, чтобы замолить грехи и возблагодарить Бога за блага жизни. А народ тем временем оплакивал казненных, не смея роптать и сопротивляться своему господину — ведь его власть была «священной». C’est la vie, — говорят в подобных случаях французы.

Со своей стороны церковь также была заинтересована в дружбе с князьями. В этом случае благодушный господарь мог наделить монастыри землей и деревнями. А взамен он получал от священнослужителя благословение на различные дела и поступки (в том числе жестокие и кровавые). Влад III обычно раздавал священнослужителям подобные подарки после очередной военной победы или в порыве религиозного чувства (чтобы Бог отпустил грехи).

Хроники свидетельствуют; желая снизить уровень преступности в своем маленьком государстве, князь Влад Те-пеш не жалел провинившихся и использовал самые суровые способы наказания. Его расправа не заставляла себя долго ждать. Преступника, что называется, без суда и следствия сжигали на костре или казнили на плахе. Не щадил господарь Валахии и цыган. Их также ждал костер или меч: по мнению Тепеша, все они были потенциальными ворами, конокрадами и к тому же бродягами.

До сих пор содержание множества цыганских рассказов сводится к освещению тех страшных событий, когда князь Дракула проводил массовые казни цыган. В какой-то степени великий правитель Валахии добился желаемого результата. Летописцы говорили о том, что с тех пор преступность во владениях князя сошла на нет. В качестве подтверждения слов средневекового историка можно привести такой пример. Если кто-либо находил на улице золотую монету, то ни в коем случае не поднимал ее. Это означало бы воровство чужого добра, за что можно было бы поплатиться жизнью.

А сколько разноречивых толков ходит вокруг строительства крепости Поэнари. Оказывается, замыслив постройку, Влад Тепеш приказал силой привести к нему всех странников, пришедших в Тирговисту, чтобы отпраздновать Пасху. После этого он заявил, что вернуться в свои дома богомольцы смогут только после того, как закончат возведение крепости. Люди, знавшие суровый нрав румынского князя, не стали спорить и с воодушевлением взялись за работу, ведь всем хотелось поскорее вернуться в родные места.

Вскоре новый замок был построен. Однако крепость, возведенная с помощью лжи и принуждения, не принесла своему хозяину удачи и не смогла защитить его во время осады турок. Когда в 1462 году турки захватили Поэнари, князь Дракула вынужден был спасаться от иноземцев бегством. Оставшаяся в крепости княгиня не пожелала стать пленницей победителей, равно как и ее муж прославившийся своей невероятной жестокостью. Она бросилась вниз с высокой крепостной стены и разбилась. В память о ней остались лишь белые камни разрушенной крепости да второе название Аргеса — «река принцессы».

Румынский князь Влад III заслужил свое прозвище Тепеш (Цепеш) из-за собственной жестокости. В переводе на русский язык «тепеш» означает «сажать на кол». Подобный способ казни, заимствованный европейцами у турок, средневековые государи использовали довольно часто. При этом кол либо загоняли в тело провинившегося сильными ударами молота, либо приговоренного в буквальном смысле слова сажали на кол, укрепленный в земле. Палачи настолько освоили этот вид казни, что им ничего не стоило загнать кол в тело жертвы так, чтобы та корчилась в предсмертных судорогах не меньше недели.

Именно описанный выше способ наказания преступников стал самым любимым у Дракулы. С его помощью он благополучно разрешал вопросы не только внутренней, но и внешней политики. Количество людей, ставших жертвами одной только такой расправы князя, измеряется несколькими десятками тысяч.

Казалось, жестокости Дракулы не было предела. Казненными могли стать не только цыгане и плененные турки, но и любой грахданин Валахии, совершивший преступление. Именно в страхе и нежелании оказаться на плахе или костре и кроется тайна загадочной для современного европейца честности средневекового румына. После того как все дальше и дальше разносилась по княжеству весть о новой изощренной казни, желающих испытать судьбу не находилось. Все граждане предпочитали вести жизнь безгрешных праведников.

Необходимо признать, что, несмотря на жестокость, Дракула был справедливым судьей. За малейшую провинность наказывались не только простые граждане, но и достаточно состоятельные. Те же исторические хроники свидетельствуют о том, что семеро купцов оказались посаженными на кол по обвинению в заключении торговых договоров с турками. Так трагически оборвалось в Шесбурге знакомство валашских купцов с врагами христианской веры, «грязными турками».

Хроника или летопись, к которым восходят немецкие источники о Дракуле, были написаны явно недоброжелателями Тепеша и изображают господаря и его жизнь в самых негативных тонах. С русскими источниками сложнее. Они не отказываются от изображения жестокости Влада, но они пытаются дать ей более благородные объяснения, чем немецкие, и акцентируют внимание так, чтобы те же самые действия выглядели в данных обстоятельствах и более логичными, и не такими мрачными.

Вот несколько баек из разных источников. Проверить их подлинность не представляется возможным:

Иностранного купца, который приехал в Валахию, обокрали. Купец подает жалобу господарю. Пока ловят и садят на кол вора, с судьбой, в общем, «по справедливости» все понятно, купцу подбросили по приказу Дракулы кошель, в котором было больше на одну монету, чем украли. Купец, обнаружив лишнее, сразу же сообщает об этом Цепешу. Тот на это всего лишь смеется: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

Еще пример. Влад Дракула весело пирует, как написал древнерусский автор, среди «трупия». Слуга, который подносит блюда, морщится. На вопрос господаря «Почему?» выясняется, что слуга не может выносить смрад. «Резолюция» Цепеша: «Так посадите же слугу повыше, дабы и смрад до него не доходил». И корчится бедняга на колу небывалой высоты.

Замечательна и «дипломатия» Дракулы. Предлагаю прочитать перевод с древнерусского языка: «Была такая традиция у Дракулы: когда прибывал к нему неопытный посланец от короля или от царя и не мог дать ответ на коварные вопросы Дракулы, то сажал он посланца на кол, при этом говоря: "Не я повинен в твоей смерти, а или государь твой, или ты сам. На меня же ты не возлагай вины. Если же государь твой, зная, что неопытен ты и неумен, и послал тебя послом ко мне, многомудрому правителю, то твой государь же и убил тебя; но если же ты лично решился идти, невежественный, то ты сам себя и убил"».

Прекрасный пример - расправа над турецкими посланцами, которые, по традиции своей страны, поклонились Дракуле, не снимая шапок. Дракула похвалил этот обычай, а чтобы еще сильнее укрепить их в этом обычае, приказал прибить шапки к головам посланцев гвоздями.

Летописцы утверждают, что столь жестокий нрав Дракулы был воспитан во дворце турецкого султана. Каждый год князь Валахии должен был переправлять в Турцию определенное количество серебра и древесины. Для того чтобы князь не забыл о своей обязанности, султан приказал препроводить в свой дворец сына Влада II. Итак, двенадцатилетний Влад III оказался в Турции. Именно там он и познакомился с различными способами наказания провинившихся и непокорных граждан государства.

Редкий день в Турции проходил без казни. Две истории помогут читателям представить себе всю картину невеселой жизни в средневековом Стамбуле.

Однажды проходил суд над двумя сыновьями одного из румынских князей, вовремя не заплатившего дань. По какой-то причине в последний момент перед казнью султан «смилостивился» и приказал не сажать мальчиков на кол, а ослепить их. При этом ослепление воспринималось тогда как величайшая милость.

Вторая история повествует о краже огурцов — овощей, считавшихся в Турции экзотичным лакомством. Как-то раз визирь султана не досчитался на огородной грядке двух огурцов. Тогда решено было вспороть всем работавшим при дворце садовникам животы. В пятом из них и оказались огурец. Султан приказал казнить виновного на плахе. Остальные же «могли восвояси отправляться по своим жилищам».

Узнав о пребывании Влада III в плену турецкого султана, где изо дня в день он становился очевидцем издевательств над людьми, нетрудно догадаться о причинах его жестокого нрава из ненависти к туркам. Какой человек мог вырасти из двенадцатилетнего мальчика, жившего в том аду, когда каждый день он видел только одно: человеческие страдания, предсмертные агонии тысяч казненных и мученическую смерть людей.

Зависимость от турецкого султана была, естественно, не по нраву вольнолюбивым славянам. Отец и сын — повелители Валахии — твердо верили в то, что когда-нибудь их княжество освободится из-под ига Турции.

По возвращении из плена Влад III задумал во что бы то ни стало навсегда освободить валахов от власти турок. И вот, спустя четыре года после наследования княжеского трона, Тепеш объявил туркам, что не намерен впредь выплачивать дань. Таким образом, был сделан вызов Османской империи. Тогда султан Мурад послал в Валахию небольшой отряд, состоявший из тысячи всадников.

Однако удача отвернулась от турецких воинов. Они были взяты в плен и в течение одного дня посажены на кол. А для турецкого аги, который командовал карательным отрядом, Дракула велел приготовить даже специальный кол — с золотым наконечником.

После того как Мурад узнал о том, что его посланники потерпели позорное поражение, он решил отправить в Валахию целую армию. Это было уже начало открытой войны между Османской империей и Валахией. Финальное сражение турок и валашцев состоялось в 1461 году. Благодаря самоотверженности славян турки были побеждены. После этого князь Влад 111 пошел войной на Трансиль-ванию, находящуюся по соседству с Валахией. Трансильванская знать (по большей части самые состоятельные купцы) давно уже были обеспокоены неистовым нравом владельца расположенного неподалеку княжества.

Они решили было избавиться от непредсказуемого, жестокого и своенравного соседа. Однако князь Дракула опередил их. Словно страшный ураган пронесся он со своим войском, сметая все на пути. Румыны до сих пор вспоминают о пятистах соотечественниках казненных на площади Шесбурга в то страшное время.

Затем князь-победитель возвратился домой. Однако именно тогда и подстерегла его опасность. Возмущенные бесчинствами валашцев, торговая элита Трансильвании от имени автора, пожелавшего остаться неизвестным, издала памфлет. Его содержание сводилось к пересказу недавних событий, захвату Владом III Трансильвании, о его зверствах и жестокости. Анонимный поэт добавил также, что валашский князь якобы собирается в ближайшее время напасть и покорить Венгерское княжество. Король Венгрии Дан III пришел в ярость, узнав о злобе и наглости князя Валахии, а также о его намерении захватить государство.

После того как крепость Дракулы была взята турками, ее хозяин решил бежать в Венгрию. Прибыв туда, он оказался пленником короля Дана III. В течение 12 долгих лет великий князь Валахии томился в темнице. Именно тогда он смог покорить Дана своей покорностью и смирением. Тепеш даже принял католичество, чтобы расположить к себе монарха славянского государства.

Наконец сердце доброго короля Венгрии смягчилось, и он освободил узника. Уже будучи на свободе, князь женился на племяннице монарха, а позднее даже собрал из венгерских наемников большую армию, чтобы пойти войной на Валахию и отвоевать трон.

Осенью 1476 года войско Влада Тепеша подошло к Валахии. Но, как впоследствии оказалось, удача навсегда покинула знаменитого своими военными победами полководца. В первом же бою армия венгров была разбита, а сам Влад III оказался взятым в плен валашскими боярами.

Посчитав позорной смерть от рук бывших поданных, Тепеш бежал из плена и был убит боярскими воинами. Однако другие источники утверждают, что смерть внезапно настигла Влада III, когда тот уже сидел на коне и намеревался сбежать из Валахии.

Как бы то ни было, тело князя Влада III Тепеша, Дракулы, впоследствии было разрезано боярами на множество кусочков, которые разбросали по полю. Однако монахи Снаговского монастыря, не раз получавшие щедрые подарки из рук государя, искренне любили и жалели князя, принявшего мученическую смерть. Они собрали останки Дракулы и захоронили их недалеко от монастыря.

После смерти жестокого, но справедливого князя современники не раз спорили о том, куда же попала его душа: на небеса или в преисподнюю. Именно из этих не-прекращавшихся споров и родилась ныне всем известная легенда, гласящая о том, что дух румына не принимает ни ад, ни рай. Говорят, до сих пор мятежная душа князя Дракулы ищет покоя и, нигде не находя его, скитается по земле в поисках все новых и новых жертв.

Вампиры, наравне с зомби и оборотнями, – излюбленная тема кинорежиссеров, которые стараются напугать зрителя хоррором или окунуть в романтическую историю, как это было сделано в фильме «Сумерки» с и .

Действительно, не хватит и пальцев, чтобы пересчитать количество кинолент или литературных произведений, которые повествуют о клыкастом любителе крови. Но самым главным вампиром остается граф Дракула – благодаря этому персонажу из романа появились канонические образы кровопийц, живущих в полном мраке и охотящихся на невинных людей.

История и прототип

Ирландский романист и автор коротких рассказов Брэм Стокер не был первым писателем, додумавшимся сделать главным антагонистом вампира, потому что до него этого бледнолицего монстра описал английский гений литературы итальянского происхождения Джон Уильям Полидори, познакомив читателей с рассказом «Вампир» (1819).


Писатель Брэм Стокер, создатель графа Дракулы

Замысел произведения у Полидори возник еще в пасмурном 1816 году, когда он сопровождал лорда в путешествии по Европе. Приятели остановились в Швейцарии, где познакомились с и английским поэтом Перси Биши Шелли.

Так как 1816-й охарактеризовался ненастной и дождливой погодой, Байрону и Джону Полидори пришлось надолго остановиться в вилле Диодати, находившейся неподалеку от озера. В один из таких июльских уютных вечеров возле камина Джордж предложил собравшимся литераторам сочинить леденящую кровь историю.

Мэри Шелли набросала в черновике рассказ об ученом из Женевы, который воссоздал живое из мертвой материи. Позже эти рукописи были преобразованы в знаменитый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1831).


Лорд Байрон тоже предложил свою историю, написав небольшое произведение об Августе Дарвелле. Но романист отказался от своей задумки, тогда как его товарищ подхватил эту идею. Однако после публикации рассказа «Вампир» эту рукопись подписывали именем Байрона, и только потом стало ясно, что истинный создатель книги – Полидори, превративший клыкастое чудовище в аристократа.

Что касается Брэма Стокера, то он начал работу над своим произведением весной 1890 года. Читал ли литератор рассказ коллеги-итальянца – сказать сложно, но известно, что перед Стокером однажды возникли образы будущего произведения: пожилой мужчина, встающий из гроба, и его возлюбленная, тянущаяся к горлу старика.


Сын писателя говаривал, что образ Дракулы пришел к творцу во сне: якобы ночью ему приснился наводящий страх и ужас король вампиров. К тому же Брэм побывал в готичном шотландском замке Слэйн, который подтолкнул мастера пера на создание мрачного романа. Также литератора вдохновил роман Шеридана ле Фаню «Кармилла» (1872).

Замысел книги Стокера поменялся летом 1890-го года, когда тот отдыхал в местечке Уитби, что в английском графстве Норт-Йоркшир. Там писатель наткнулся на местную библиотеку, где в его руки попались сказания и баллады Восточной Европы о жутком правителе Валахии – , который также известен как Влад Дракула. Этот носитель короны и стал прототипом главного героя из романа Стокера.

Такой колоритный персонаж, как Цепеш, не мог не привлечь внимание писателя, ибо вокруг его персоны расстилается ореол всевозможных легенд, способных вызвать мурашки на коже у всех и каждого.


Когда Дракула родился на свет – доподлинно неизвестно. Поэтому ученые предполагают, что это произошло между 1429–1430 и 1436 годами. Родившийся младенец производил не самые приятные впечатления: у него были выпученные черные глаза, будто он болел базедовой болезнью, а его лицо украшала оттопыренная губа.

Впрочем, по воспоминаниям современников, господарь Валахии никогда не слыл красавцем: люди слагали легенды, что его большие холодные глаза видели души людей насквозь. Другие же говаривали, что Дракула, наоборот, обладал привлекательной внешностью и был колоритным мужчиной с черными, как смоль, усами.


Прозвище Влада III досталось ему от отца. Дело в том, что Влад II состоял в рыцарском ордене Дракона, который боролся с иноверцами и безбожниками. Помимо того, родитель Влада чеканил монеты с изображением огнедышащего чудовища и носил специальный медальон с драконом, доказывающий его принадлежность к ордену. Кроме того, с румынского языка слово «Drac» переводится как «черт».

Дракула правил небольшим княжеством Валахией со столицей Тырговиште и платил дань туркам. В 1446 году венграми был совершен государственный переворот, в результате которого господарю отрубили голову, а брата Цепеша похоронили заживо.

Ученые считают, что именно эти события стали подоплекой формирования характера Влада III, который слыл чуть ли не самым жестоким правителем в истории. Он прославился религиозными реформами, а также походами на Османскую империю, хотя турки помогли Владу III на время завоевать трон после нападения венгров. Легенд о злодеяниях Цепеша и вправду много, поэтому отличить вымысел от правды становится крайне сложно.


Господаря Валахии турки прозвали Цепешем, что в переводе означает «колосажатель», ибо насаживание жертв на кол было любимой казнью Дракулы. По слухам, Влад предпочитал округленные колы: жертва под тяжестью собственного тела скользила, а неострый конец кола не задевал жизненно важные органы, и таким образом смерть приходила к мученикам только через пару дней. Говорят, что Влад III любил наблюдать за ужином над агониями несчастных.

Бледные от потери крови трупы украшали границы Валахии, за что и прозвали Дракулу вампиром. Но достоверных сведений о том, что Дракула пил человеческую кровь – нет. Кроме того, в биографии Цепеша существуют и другие жестокие моменты: иноверцам он приказал вбить в голову гвозди, так как те не сняли шапки перед приходом к царю, а всех нищих он пригласил к себе на ужин, а затем запер и поджог, ибо ему надоело смотреть на побирающихся жителей.

Но, несмотря на противоречивость натуры, Влад III слыл у себя на родине героем и гением военной мысли. Он мог без труда разгромить превышающую по численности армию врагов, за что они прозвали Цепеша «сыном дьявола» и даже считали, что Дракула продал душу Люциферу и использовал магические ритуалы.


Брэм Стокер, вдохновившийся безжалостным правителем, закончил свой роман только через семь лет, изучая все это время местный фольклор. Но стоит сказать, что роман «Дракула» – это не биография Цепеша, а самостоятельное литературное произведение. Недаром некоторые исследователи не отожествляют валашского владельца короны с Дракулой из книги ирландца.

Эта книга принесла Стокеру признание и славу, но его триумф продолжался недолго, потому что в то время вышел мистический декадентский роман Марии Корелли «Скорбь сатаны» (1895), пользующийся невиданной популярностью у завсегдатаев книжной лавки.

Тем не менее, роман Брэма Стокера, являющийся некой «энциклопедией вампиров», дал толчок новому течению в мире литературы, киноискусства и мультипликации, ведь именно он популяризовал архетипического вампира-аристократа, обитающего в темном замке. Роман о кровожадном графе стал основополагающим, а сам писатель обзавелся толпой последователей.

Образ Дракулы

Стокер описывал Дракулу, как ожившего покойника из Трансильвании. Граф был усердным человеком. Чтобы переехать в Англию, он читал соответствующую литературу, покупал книги и журналы, а также изучил неродной язык. Вампир собрался приобрести поместье в Лондоне, однако перед этим ему следовало найти адвоката. Но юрист Джонатан Хакер даже не подозревал, что румынский покупатель недвижимости не просто богач, а самый настоящий монстр, любящий питаться человеческой кровью.


Хакер прибыл в замок Дракулы, и хозяин поместья оказался весьма галантным, он даже запер все потенциально опасные двери, чтобы с гостем не приключилась беда, а также самостоятельно отнес его пожитки по комнатам. В действительности Дракула придумал хитрый план, скрывая это под маской лицемерия: вампир хотел отдать Джонатана на растерзание трем клыкастым соратницам. На ужин адвокату был предложен жареный цыпленок, салат, сыр и бутылка старого токайского вина. Дракула отказался присоединиться к столу, сказав Хакеру:

«Надеюсь, вы меня извините, если я не составлю вам компании: я уже обедал и никогда не ужинаю».

Что касается внешности, то граф Дракула был бледным, как мрамор, обладал энергичным и оригинальным лицом, тонким носом со странными ноздрями, высоким и надменным лбом и черными усами. Помимо этого, у Дракулы были мясистые руки с короткими пальцами и длинными ногтями, а также острые белоснежные зубы.

К слову, Стокер наделил антагониста недюжинной силой. Ван Хельсинг говаривал, что Дракула был наделен силою двадцати людей и мог расквитаться с противниками в одиночку.


Граф владел сверхъестественными способностями: умел передвигаться по вертикальной поверхности с огромной скоростью, мог управлять животными и превращаться в них, повелевал стихиями и трансформировался в туман. В доме Дракулы не было ни единого зеркала, ибо вампир не отражался в нем.

Также в его замке царствовал мрак, так как солнечный свет делал вампира слабее. Помимо этого, Джонатан заметил, что хозяин замка не отбрасывает тени и не может отдаляться от собственной могилы, поэтому горсть кладбищенской земли Дракула держит всегда при себе.

Актеры

Впервые образ ненавистника чеснока, святой воды и серебряных пуль сыграл венгерский актер Пауль Асконас в одноименном немом фильме «Дракула», который вышел в 1921 году. Но насладиться актерской игрой Пауля зрителям не удастся, так как данная кинолента утрачена: на просторах Сети можно встретить лишь несколько кадров.


Сохранившийся кадр из первого фильма о графе Дракуле

Далее, в 1922-ом, вышел немой фильм Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату. Симфония ужаса» (имена главных героев пришлось заменить, потому что студия не смогла приобрести права на экранизацию). Главную роль графа Орлока исполнил Макс Шрек. Правда, создатели фильма не стали копировать образ кровопийцы с произведения Стокера: хозяин замка предстает перед телезрителями лысым, ушастым и без усов.


Но самым запоминающимся кинематографическим Дракулой стал тот, которого исполнил американский актер Бела Лугоши. Артист знал, что участие в фильме по роману ирландца сделает его знаменитым, поэтому подошел к своей работе рачительно и воссоздал классического чудовищного аристократа, отказавшись от использования грима. В исполнении Лугоши было прекрасно все: и мимика, и пластика, и манера речи. Он заключил контракт с Universal и сыграл в нескольких фильмах о вампире (дебютный – «Дракула» (1931).


Первый цветной фильм о Дракуле был режиссирован в 1967 году, роль вампира досталась Ферди Мэйну. Эта кинолента была приправлена комедией и являлась некой сказкой о вампирах.

В 1970 и 1973 году в графа перевоплотился актер , снявшись в фильмах ужасов «Граф Дракула» и «Дьявольские обряды Дракулы» вместе с Питером Кашингом.


В 1992-м режиссеры постарались максимально сблизить кинокартину с произведением Стокера, сняв ленту «Дракула Брэма Стокера». В готической драме также появился и Влад Цепеш: история ленты начинается с далекого 1462 года, когда Влад Басараб отправляется на битву с турками. Но враги послали ложную новость в замок о том, что правитель Валахии был убит.


Таким образом, жена () победителя кончает жизнь самоубийством. Дракула отвергает Бога и становится вампиром, поклявшись вернуться из мира мертвых и отомстить за смерть своей возлюбленной. Главные роли достались , Ричарду Э. Гранту, и другим звездам кинематографа.

Тремя годами позже вышел комедийный фильм-пародия «Дракула: Мертвый и довольный» (1995), в котором примерил образ чудаковатого кровопийцы и рассмешил телезрителей. Коллегами Лесли по съемочной площадке выступили: Питер Макникол, Стивен Уэбер, Эми Ясбек и Харви Корман.


В 2004 году вышел неонурный боевик «Ван Хельсинг», повествующий об истребителе вампиров. Главного героя сыграл , а роль Дракулы досталась Ричарду Роксбургу. В том же году графа сыграл , появившись в триллере «Блэйд: Троица».

Кстати, без особого труда смог бы сыграть главного героя из романа Брэма Стокера, так как у актера уже был опыт перевоплощения в вампира в фильме «Мрачные тени» (2012). и тоже посчастливилось примерить образ пугающего существа в фильме по роману «Интервью с вампиром» (1994).

Фильмы

Зрители увидели более шестидесяти кинолент о короле вампиров, и количество этих фильмов неустанно растет. Кроме того, Дракула часто появляется в мультипликационных лентах как в качестве камео, так и в главной роли, а любители японского аниме ассоциируют графа с Алукардом из манги «Хеллсинг». Список наиболее популярных фильмов:

  • 1922 – «Носферату. Симфония ужаса»
  • 1931 – «Дракула» (Бела Лугоши)
  • 1936 – «Дочь Дракулы» (Глория Холден)
  • 1943 – «Сын Дракулы» (Лон Чейни мл.)
  • 1948 – «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» (Бела Лугоши)
  • 1965 – «Дракула: Князь Тьмы» (Кристофер Ли)
  • 1967 – «Бал вампиров» (Ферди Мэйн)

  • 1968 – «Дракула поднимается из могилы» (Кристофер Ли)
  • 1974 – «Кровь для Дракулы» (Удо Кир)
  • 1992 – «Дракула Брэма Стокера» (Гэри Олдмен)
  • 1995 – «Дракула: Мертвый и довольный» (Лесли Нильсен)
  • 2004 – «Ван Хельсинг» (Ричард Роксбург)
  • 2004 – «Блэйд 3: Троица» (Доминик Перселл)
  • 2014 – «Дракула» ()

Литература

  • 1819 – «Вампир» (Джон Уильям Полидори)
  • 1897 – «Дракула» (Брэм Стокер)
  • 1912 – «Вампиры. Из семейной хроники графов Дракула-Карди» (Барон Олшеври)
  • 1912 – «Дракула бессмертен» (Дейкр Стокер, Йен Холт)
  • 2004 – «Дракула» (Матей Казаку)

  • 2007 – «Князь вампиров» (Джинн Калогридис)
  • 2010 – «Досье Дракулы» (Джеймс Риз)
  • 2011 – «Исповедь Дракулы» (Елена Артамонова)
  • 2013 – «Эра Дракулы» (Ким Ньюман)
  • 2013 – «Влюбленный Дракула» (Карин Эссекс)
  • Кристофер Ли, сыгравший импозантного Дракулу, не без грусти заметил, что никто даже через сотню лет не сумеет затмить неподражаемого Белу Лугоши, который при жизни мечтал увидеть цветную экранизацию. Лугоши был настолько популярным, что поклонники подарили лицедею кольцо, с которым тот практически не расставался. Бела отдал Кристоферу копию украшения, и последователь, дабы отдать дань уважения предшественнику, появлялся в перстне в каждом фильме о Дракуле.

  • Убить вампира можно с помощью чеснока и освященной серебряной пули. Но также в борьбе с кровожадным чудовищем поможет осиновый кол, вогнанный в сердце. Однако Ван Хельсинг утверждал, что этого способа недостаточно, и советовал вдобавок ко всему отрубить монстру голову. А чтобы кровопийца не вышел из гроба, стоит положить туда ветку шиповника.
  • Вампиры появились не только в румынской мифологии: например, славянские народы придумали упырей, которые любили считать зерна и опилки. Упырем мог стать каждый мертвец, похороненный неправильным образом: чтобы избежать превращения трупа в вампира, в гроб следует положить распятие и насыпать опилок. Последнее нужно для того, чтобы, проснувшись, вампир начал считать опилки: увлекшийся монстр проведет за этим занятием всю ночь и умрет на рассвете.

Средства против вампира: осиновый кол, крест, чеснок
  • Жестокий князь Влад Цепеш обладал контролем над своими людьми. Валашскому правителю удалось искоренить воровство. По легенде возле колодца стояла золотая чаша, и каждый желающий мог испить воды. Но подумать о том, чтобы унести драгоценную посуду домой, никто не смел, потому что быть посаженным на кол – не самая лучшая смерть. Говорят, что даже после кончины Цепеша чаша стояла на положенном месте.
  • Брэм наполнил роман нововведениями: например, самого Дракулу никто не кусал, он получил свою силу, являясь адептом некой школы Соломона, где директором выступал сам Дьявол.

Его жизнь была полна борьбы за власть с жестокими противниками. И сам он совершил немало злодеяний, породивших в народе ужасающие мифы о вампирах. Влад III Басараб (около 1431 г.-1476 г.) – правитель небольшого княжества Валахия, расположенного на юге современной Румынии, получил сразу два прозвища: Цепеш и Дракула.

Дьявол или дракон?

Известно, что прототип многих современных историй о вампирах и его отец состояли в рыцарском ордене Дракона, который в 1408 году основал король Венгрии Сигизмунд I Люксембург. По некоторым сведениям, это было тайное оккультное общество, занимавшееся поисками источника вечной жизни. Не исключено, что эликсиром от всех болезней они считали человеческую кровь.

Слово Dracul можно перевести как «дракон», но по-румынски оно еще и означает: «черт, дьявол». Так называл себя Влад II Басараб, и его сын унаследовал данное прозвище, правда, в его случае оно преобразовалось в «Дракула». Тот факт, что правители православного княжества, позволяли себе именоваться столь неоднозначно, может свидетельствовать об их приверженности сатанизму.

Колосажатель

Прозвище «Цепеш» еще более мрачное. Оно произошло от румынского слова țeapă, которое переводится как «кол». Влада III прозвали колосажателем, поскольку он часто устраивал массовые казни ни в чем не повинных людей именно таким жестоким способом. Правитель Валахии, по некоторым данным, любил трапезничать среди несчастных, медленно умирающих подданных. Он наслаждался их предсмертной агонией и муками.

Поскольку трупы покойных были полностью обескровлены, в народе стали поговаривать, что Дракула не просто ест, глядя на них, но еще и пьет кровь своих жертв. Возможно, люди пытались как-то объяснить себе его зверства.

Пытки в турецком плену

Жестокость правителя Валахии многие исследователи пытаются объяснить страданиями, которые он перенес, находясь в турецком плену. Дело в том, что летом 1444 года Влада, который был подростком, и его младшего брата Раду их собственный отец передал султану Османской империи Мураду II (1404-1451 гг.) в качестве заложников. Если бы валахи отказались платить дань туркам и попытались бороться за национальный суверенитет, то мальчиков ожидала казнь.

Некоторые источники утверждают, что Влада жестоко пытали в плену, вынуждая принять ислам. Он видел, как расправились с другими заложниками, чьи родственники не угодили правителям Османской империи. И это, дескать, повлияло на характер молодого человека.

Брат, совращенный султаном

На психике валашского принца могли негативно сказаться и сексуальные домогательства, которым подвергся его брат Раду со стороны Мехмеда II Завоевателя (1432-1481 гг.) – сына турецкого султана.

По крайней мере, греческий историк Лаоник Халкокондил написал, что Раду Басараб и Мехмед II состояли в интимных отношениях. Это позволило некоторым исследователям предположить, что Влад стал свидетелем изнасилования своего младшего брата будущим правителем Османской империи.

Кровавая Пасха

Дракула стремился утвердить свою власть в Валахии, жестоко расправляясь с неугодными ему боярами, которые тайно поддерживали политических противников своего сюзерена. Однажды он пригласил представителей родовитой знати на пир по случаю православной Пасхи и казнил всех своих гостей.

Историки признают правдивость этой истории, они спорят лишь о дате события. Вероятнее всего, такой кровавой оказалась Пасха 1459 года, хотя некоторые исследователи указывают на 1457 год. Говорят, тогда было убито от 50 до 500 валашских дворян, и это могло быть своеобразным жертвоприношением Дьяволу.

Поддержка православной церкви

В свете всего сказанного по-настоящему шокирует не жестокость Влада III, а его набожность. Дракула щедро жертвовал деньги и земли православным монастырям и приходам, расположенным не только в Валахии, но и в Греции. В 1460 году недалеко от местечка Джурджу он основал монастырь Комана, а годом позже на средства правителя была построена церковь в городе Тыргшор.

Многие историки считают, что причиной такой щедрости Дракулы были его попытки заглушить бытующие в народе слухи о его преданности Сатане.

Католицизм как причина вампиризма

Впрочем, Владу III не удалось обелить свое имя пожертвованиями. Являясь православным княжеством, Валахия сталкивалась с постоянным давлением католической Венгрии и исламской Османской империи. Жители небольшой страны считали своим спасением преданность вере предков. А жестокость правителя-кровопийцы они объясняли его тайным переходом в католицизм.

Поскольку последователи западной ветви христианства, в отличие от православных, во время празднования Пасхи не причащаются кровью Христовой (которую традиционно заменяет красное вино), валахи подозревали, что вероотступник пытается компенсировать этот недостаток, выпивая человеческую кровь. То есть, переход в католицизм – это причина вампиризма. Румыны до сих пор верят, что отказ от религии предков толкает человека в лапы к Дьяволу.

Преступления явные и вымышленные

Стоит признать, несмотря на безусловную жестокость Влада III, многие рассказы о его злодеяниях были преувеличены в народном сознании, превратившись в легенды-страшилки. Например, история о 20 тысячах (в некоторых источниках – 30 тысячах) человек, посаженных на колья, чей вид испугал грозных воинов Османской империи, была сфабрикована политическими противниками и многочисленными врагами Дракулы уже после его смерти.

Кроме того, про правителя Валахии говорят:

Он приказал прибить гвоздями шапочки или тюрбаны к головам не то турецких, не то итальянских послов, которые отказались их снять в присутствии Влада III.

Вспорол ножом живот своей любовницы, пытавшейся убедить его в своей беременности.

Посадил женщину на кол за то, что у ее мужа была короткая рубашка.

Казнил боярина, которому не понравился вид и запах многочисленных трупов.

Собрал множество нищих, пообещав им роскошный обед, и сжег их вместе со зданием.

И это лишь малая часть страшных историй, рассказываемых о Дракуле.

Воткнули кол в сердце и отрубили голову

На то, что правителя Валахии в народе считали вампиром, косвенно указывает и способ, которым его убили в 1476 году. Кто совершил акт возмездия за многочисленные зверства, осталось неизвестным. Одни историки полагают, что это были турки, другие исследователи возлагают ответственность на венгров или возмущенных валахов, чьи родственники пали жертвами Дракулы.

Ему проткнули сердце деревянным колом и отрубили голову, которую отправили султану Мехмеду II, чтобы в гибели Влада III ни у кого не было сомнений.

Могила оказалась пустой

Причиной зловещих слухов о вампиризме правителя Валахии стал и тот факт, что его гробница оказалась пустой. Обезглавленный труп Дракулы, как известно, был похоронен в православном монастыре, расположенном в городе Снагове. Но когда исследователи вскрыли усыпальницу легендарного вампира, спустя многие века, то не обнаружили там ничьих останков.