Последние минуты жизни болконского. Все школьные сочинения по литературе


Актуальность вопроса

Вероятно, всем нам не раз приходилось сталкиваться с мусором на обочинах дорог, загаженными берегами водоемов, срубленными деревьями и выжженными лесными массивами. Тем не менее, каждый знает и понимает, что необходимо беречь природу, иначе не пройдет и нескольких лет, как просто не останется чистых и нетронутых мест для отдыха и времяпрепровождения на свежем воздухе.

Беречь природу в глобальном масштабе

В целом можно сказать, что мероприятия, которые так или иначе связаны с охраной окружающей среды, можно условно разделить на административно-правовые, естественнонаучные, технико-производственные и экономические. Кроме этого, нельзя не отметить, что все действия могут, а в некоторых случаях даже должны, проводиться не только в масштабе одного региона или страны, но и всей планеты в принципе. Ошибочно было бы утверждать, что проблема эта нова и назрела совсем недавно. Если углубиться в историю, то можно выяснить, что первое решение, направленное на защиту животных, было принято еще в далеком от нас 1868 году. Именно тогда земский сейм украинского города Львова принял решение об охране исчезающих в Татрах сурков и серн. На сегодняшний день доказано, что неконтролируемые изменения окружающей среды в конце концов приведут к возникновению прямой угрозы для существования на планете всех без исключения живых организмов, включая человека. Именно поэтому в разных уголках земного шара принимаются меры, направленные на очистку окружающей среды, прекращение производства особо токсичных ядохимикатов, восстановление земель и создание различного рода заповедников. Редкие и исчезающие виды животных и растений заносятся в так называемую "Красную книгу". В России федеральный закон предусматривает природоохранные меры в лесном, земельном, водном и других видах законодательства. В мировом же масштабе вот уже на протяжении нескольких десятилетий успешно действует специальная программа под эгидой ООН.

Что может сделать каждый человек для того, чтобы беречь природу?

Приходилось ли вам когда-то задумываться над тем, зачем нужно беречь природу, да и стоит ли это вообще делать? Скорее всего, ответ на данный вопрос будет положительным, иначе вы просто не читали бы эту статью. Итак, что же лично мы можем сделать для того, чтобы как можно дольше дышать целебным воздухом, гулять в чистом лесу, отдыхать на красивых берегах и плавать в безопасной воде? Прежде всего, соблюдать несколько достаточно простых правил поведения.

1. Гуляя по городу, не забываем о существовании урн. Именно туда должны отправляться конфетные фантики, палочки от мороженого, пластиковые бутылки и окурки от сигарет.

2. Отдыхая на природе, помним, что нельзя рвать большие букеты цветов, вытаптывать растения, обламывать ветки деревьев, а грибы и ягоды собираем осторожно и аккуратно.

3. Решили разжечь костер и приготовить барбекю? Обращаем внимание на то, что каждая спичка, неосторожно брошенная на землю, может спровоцировать пожар, от которого за считанные часы погибнут звери, птицы и рыбы, а выгоревшие места надолго превратятся в голую и необитаемую пустыню.

Как научить ребенка беречь природу?

По мнению специалистов, экологическое воспитание детей следует начинать как можно раньше. Если заняться этим, скажем, в школьные годы, то толку будет уже гораздо меньше. Современные дети живут в эпоху глобальной индустриализации и компьютеризации. Для них, к сожалению, редкость - провести несколько дней на природе или пожить в палатке. Они не знают правил поведения в лесу, на берегу моря или озера, даже не представляют, как обращаться с птицам и диким животным. Основной задачей родителей считается не простое нравоучение: «Береги природу!», а именно мотивация правильного поведения. С раннего возраста малыши должны осознавать, что оставлять мусор и консервные банки в лесу - значит отравлять и портить место жительства его обитателей, остатки пищи на берегу водоема и попадание ее в воду могут привести к массовой гибели рыбы и птиц. Педагоги советуют знакомить ребенка с окружающим миром, водить в зоопарк, рассказывать сказки и читать соответствующую литературу.

"Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему".
Лучшие минуты жизни - что это? Для князя Андрея это минуты, когда он осознает, что шел ложным, обманным путем, когда исчезает иллюзия и перед ним раскрывается возможность наново перерешить свою жизнь. Для большинства людей крах иллюзий - мгновения страшные, для князя Андрея - прекрасные, лучшие в его жизни. Ибо превыше всего он любит истину, к ней стремится. И каждый раз, отрекаясь от ложного пути, верит, что теперь он не обманется, теперь найдет свой истинный путь. Обратите внимание: ему западают в душу именно мгновения отречений от былых ошибок и заблуждений, минуты очищения, возрождения. За это и любит Толстой своего героя. И то, что сказано им о князе Андрее, впрямую относится и к Пьеру, и к Наташе, и к княжне Марье. Все любимые герои Толстого совершают страшные, трагические ошибки. Но автору важно, как они искупают свою вину, как сами себя судят за эти ошибки.
На войну 1805 года Андрей Болконский идет, потому что устал от светского пустословия, ибо ищет истинного дела. Но не только поэтому. Именно там, на полях сражений, сможет он уподобиться своему кумиру - Наполеону, найдет "свой Тулон". И с психологической и с исторической точек зрения очень важно, что Наполеон одновременно и враг князю Андрею, и предмет поклонения. Важно, ибо дает психологический анализ заблуждений эпохи, романтизировавшей войну, воспевавшей завоевателей и восхищавшейся красивой смертью на поле боя. Для Толстого же война - кровь и грязь, боль и вынужденное убийство себе подобных, "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". К этой правде ведет он своего героя (и читателей): через все хитросплетения военной кампании 1805 года, через поле Аустерлица.
Неразрывная внутренняя связь войны и ее воплощения - Наполеона впервые явственно предстанет именно после аустерлицкого сражения. И, развенчивая культ войны, Толстой одновременно развенчивает и Наполеона, лишает его романтического ореола. В стремлении князя Андрея самореализоваться "по образу и подобию" кумира, повторить его путь Толстому ненавистно все: и сам кумир, и желание сбыться в чужой судьбе. И тогда к князю Андрею приходит ошеломляющее прозрение.
Толстой лукав. Он даст молодому Болконскому все, о чем тот мечтает, подарит ему повторение наполеоновского звездного часа. Как некогда неизвестный - еще Буонапарте в битве при Арколе подхватил знамя и увлек за собой войска, так князь Андрей в сражении при Аустерлице поднимает знамя. Но знамя это, в мечтах нашего героя так гордо реявшее над его головой, в реальности оказывается лишь тяжелой палкой, которую трудно и неудобно держать в руках: "Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном". За этот-то миг готов был князь Андрей отдать жизнь! Для Толстого само представление о красивой смерти в бою кощунственно. Поэтому так резко, так оскорбительно описывает он ранение своего героя: "Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно...".
Бежал, волоча знамя за древко; упал, будто его ударили палкой... И все ради того, чтобы маленький толстый человечек произнес над ним несколько напыщенных фраз?! Как бессмысленно... Ибо бессмысленна эта война, ибо позорно стремление уподобиться Наполеону ("не сотвори себе кумира" - одна из заповедей христианства). И перед глазами князя Андрея раскроется чистое высокое небо - символ истины. И отрывистые, резкие фразы, порожденные сумятицей сражения, сменяются величавым, медленным и глубоким повествованием: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба".
Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить, возможность дышать, видеть небо, быть.

Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ - счастливые. Но всегда ли это так?

Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из «Войны и мира». Князь Андрей, утративший веру в жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И «все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна...».

Самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в Отрадном) вспоминает Болконский и называет их «лучшими». Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению. Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о «любви людской», о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира - Наполеона, слышит его слова о себе: «Какая прекрасная смерть!». Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе - мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.

Чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. И тут - новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица очень долго будет преследовать князя Андрея.

«Жить, избегая только этих двух зол - угрызения совести и болезни, - вот вся моя мудрость теперь», - скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным. Но принцип «жить для себя» не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский.

Мне кажется, что в споре с Пьером князь Андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. Он не соглашается с другом (все-таки трудные люди - отец и сын Болконские!), но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя «сердитым уродом», «между улыбающимися березами», казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!».

Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что «начинать ничего... не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою. После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя - и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда «ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно», Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, «диалектика души»!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности. Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям.

Там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти «полное совершенство человеческих достоинств». В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею - новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: «Никогда не испытывал ничего подобного... Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее», - князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими. И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться.

Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место - с ними. Он думает и чувствует так же, как «Тимохин и вся армия». И смертельное ранение его на Бородинском поле, его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности. Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.

Так на протяжении всей сознательной жизни бьется беспокойная мысль настоящего человека, который хотел лишь одного: «быть вполне хорошим», жить в согласии со своей совестью. «Диалектика души» ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими ми298 нутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются «поиски мысли», опять приходят минуты, которые кажутся лучшими. «Душа обязана трудиться...»