Поведение катерины после приезда мужа. Образ Екатерины


«Островский Гроза урок» - Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза». Конфликт пьесы = основы сюжета. Тема произведения. Любовь замужней женщины к другому мужчине Столкновение старого и нового. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы. Микротемы. Кудряш против Дикого. Варвара против Кабанихи. Жанровое своеобразие.

«Анализ «Грозы»» - Основное в характере князя Бориса. Проблема власти. Любовь. Следовать всем христианским законам. Кабанова. Что же заставило Катерину решиться изменить свою судьбу. Мужу изменила, клятвою, данною в церкви перед Богом, поступилась. Характер Кабановой. Любовь Катерины. Драма «Гроза» в большей степени связана с древнерусской культурной эпохой.

«Герои «Снегурочки»» - Музыкальные инструменты. Результаты теста. Тесты на закрепление по теме. Музыка. А.Н. Островский. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Сцена. Композитор. Музыка Римского-Корсакова. Волшебный венок. Персонажи. Леший. Образ Леля. Мощь и красота природы. Характер музыки. Снегурочка. Бережное отношение к культурным традициям народа.

«Пьеса Гроза» - А.Н.Островский. Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу? Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Система образов драмы. С.Шевырев. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Гроза. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза».

«Островский Гроза» - Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Страницы учебника. Кабаниха. А.Н.Островский. Страстность натуры, глубина чувств Стремление к свободе. «Катерина –луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов. Решительность, мужество. Постоянный духовный бунт.

«Герои «Грозы»» - Замоскворечье. Московский Государственный Университет. Словарь. Памятник А.Н.Островскому. Общественная деятельность А.Н.Островского. Речевая характеристика. Занятия Катерины. Драма «Гроза». Результаты действий героев. А.Н.Островский написал 50 пьес. Неспособность лицемерить. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

Семинарское занятие № 2.

Дата выполнения:

Тема занятия : Борьба личности за право жить и любить.

Цель занятия: Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Перед занятием необходимо знать : содержание произведения, факты жизни и творчества поэта.

После занятия необходимо уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать произведение, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Оборудование: А.Н. Островский «Гроза», видеофильм, карточки с заданиями.

Вопросы к занятию:

    Какими событиями наполнена жизнь героини?

2. Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

3. Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

4.Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

5. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

1. Ответы на поставленные вопросы.

2. Выполнение практических заданий.

Практические задания

1. Проанализировать сцену «Проводы Тихона» и ответить на вопросы:

Как ведут герои себя в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

Почему Катерина полюбила Бориса? (ответ в статье Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

3. 1 вариант

1. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

2. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

2 вариант

    Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

    В чем разница в душевном состоянии Катерины в действии 1 и 4.

3 вариант

    Прочитайте явление 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

    Чем объясняется и мотивируется раскаяние Катерины?

4. Представьте, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту психологу. Какие рекомендации она бы получила (составление двух списков: в один список записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные). Списки составлять в виде таблицы, основываясь на цитатах из текста).

Материалы для выполнения практических заданий

1. Действие 2. явл.3,4,5. « Проводы Тихона»

2. Действие 2, явление 10. «Монолог с ключом»

3. Действие 3, явления 6-8. – сцены свиданий, действие 4, явление 3.- разговор Варвары и Бориса.

4. Пример:

5. Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Выводы:

1. Сформулируйте основную проблематику произведения.

2. Актуальна ли данная проблема в настоящее время?

3. Ваше отношение к решению Катерины закончить жизнь самоубийством.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10-М КЛАССЕ

(с использованием ИКТ).

ТЕМА:

«Образ Екатерины. Её душевная трагедия.»

Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии

Цель: Выяснить, почему главная героиня не находит для себя места в этом мире и предпочитает гибель, самоубийство жизни.

Задачи урока:

Образовательные:

Проанализировать образ главной героини.

Сформировать представление о характере главной героини.

Развивающие :

Способствовать развитию навыков аналитического чтения художественного текста, умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, воплощаться в роли героев пьесы.

Воспитательные

Воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности на примере героев пьесы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Мультимедийное сопровождение по теме урока.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя:

Нельзя переоценить того огромного значения, какое имела драматургия А.Н. Островского в истории нашего искусства. И среди обширного репертуара пьес великого драматурга, наверное, лучшей, поистине непревзойдённой остаётся «Гроза».

Вспомним главных героев пьесы. В чём конфликт пьесы? Конфликт произведения в борьбе молодых сил со старым миром, Кабанихой и Катериной. Выясним суть этого конфликта.

Между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку.Конфликт растёт между семьёй Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той «светлой воли»,той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.

Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?

Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу. ЦЕЛЬ нашего урока – раскрыть образ «героини молодого мира», её душевную трагедию.

Слово учителя:

Представление человека начинается с имени. Что означает имя, отчество нашей героини?

(Реализация индивидуального задания - сообщение о значении имени «Катерина»)

Имя Катерина в переводе с греческого языка означает «всегда чистая». Отчество у нее Петровна (Петр по-гречески «камень»). Видимо, отчеством драматург хотел подчеркнуть твердость характера своей героини.

Учитель:

Кто, кому и где рассказывает о детских годах героини и о формировании её характера?

    (Реализация индивидуального задания).Сообщение. Воспитание Катерины. Фольклорный мотив. Народные основы характера Катерины. В презентации отмечаются мотив полёта, птицы, бабочки, мотив обращения к ветру, мотив обращения к воде за помощью в трудную минуту. Мотив жизни после смерти. Дом-могила. Могила-дом.

    Задание для всех. Подбор цитат к каждому мотиву.

    Вывод: Катерина натура легкоранимая, романтическая, такие легко влюбляются

  • Рассмотрим репродукции картин двух разных художников. («Катерина» Б.М. Кустодиева и «Катерина» Дехтерева).

Какой изображена Катерина Кустодиева? А Дехтерева?

  1. -Две разные героини по внешним данным. Какими событиями наполнена жизнь героини? Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины. Обобщающая беседа.
  2. -Катерина очень немногословна. Характер её поведения говорит об

уверенности в себе, о самодостаточности. Ей незачем самоутверждаться за счёт других. Все мысли сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило её целиком, ни о чём другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.

Ребята играют по ролям сцену «Встреча с Борисом» .

Учитель:

Как характеризует Катерину её стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой, с Борисом. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Катерины и Бориса.

Ответ обучающегося:

– В этом разговоре Катерина впервые признаётся в

любви к Борису. В нём раскрывается сила чувства Катерины, глубина её душевной драмы, внутренняя сила, решительность её характера, Предопределяется всё дальнейшее поведение Катерины её трагическая гибель.

При сопоставлении сцен мы видим, что в любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограничены. Контрастность душевного состояния героев в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевая, потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «кидается ему на шею». (Просмотр слайдов презентации «Первые роли актрис, сыгравших Катерину»)

Учитель:

Если сравнить речевую характеристику Катерины в действии1 2 с действиями 3 и 4, то можем проследить некую эволюцию душевного состояния Катерины. Предлагаю схематично в виде цветодинамики (цветные карточки на доске) представить эволюцию чувств Катерины, т.е. проследить переход состояния покорности до самоуверенности и решительности. Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдём в статье Добролюбова (на рабочих листах). Вспомним сцену с Борисом.Какие чувства испытывает Катерина? Как чувства отражаются в её речи?

Ответ обучающегося:

Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, передающих напряжение

чувств героини.

– Прочтите монолог с ключом (Д.2,явл.10) Проследим эволюцию чувств главной героини.

Сильный порыв чувств: «Мне бы хоть умереть да увидеть его».

Каково отношение Катерины к мужу? Сцена «Проводы Тихона». Как ведут себя герои,как это их характеризует?

Как ведёт себя Тихон перед отъездом из дома своей матери? Катерина? Послушная, но своенравная. После приезда мужа?

Обратимся к Д.4,явл.3О чём узнаём из разговора Варвары и Бориса? - Катерина «просто сама не своя сделалась..Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт, бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной!» Д.4,явл.4,5.

ПРОВЕРКА ИНД ЗАДАНИЯ(Карточка с заданием выдавалась во время урока) .

Учитель:

Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряжённость в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?

В чём разница в душевном состоянии Катерины? В Д1 и Д4.

Ответ обучающегося:

Разница выражена и в её восклицаниях после ухода барыни: «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она мне пророчит, что - нибудь» Д. 4 «Ах, умираю!» Катерина ждёт божьей кары. Она ищет защиту у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.

Проверка ИНД. ЗАДАНИЯ (карточка с заданием выдавалась в начале урока).

Какие чувства испытывает Катерина в 6 явлении?

Ответ обучающегося:

В сцене с ключом раскрывается победа любви в душе Катерины, то в

сцене покаяния обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.

Учитель:

Ответ обучающегося:

Приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.

Учитель:

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

Ответ обучающегося:

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что её высокая нравственность восстаёт против обмана, который вошёл в её жизнь. «Обманывать-то я не умею, скрывать ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему, делай, что хочешь,только было вы всё шито да крыто».Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину.

Учитель:

Представьте себя в роли современных психологов, что бы вы предложили Катерине?

В кризисной жизненной ситуации для принятия любого решения составляются два списка с позитивными последствиями решения и с негативными последствиями. Попробуем составить два списка

«для будущей жизни Катерины, используя цитаты (на рабочих листах).Сравним со списками на презентации.

Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Можно наладить своё существование. Но рядом не оказалось никого, кто смог бы оказать психологическую поддержку, эмоции преобладали над разумом. Главным предметом споров вокруг «Грозы» был и остаётся вопрос: Катерина – «луч света» или жертва? САМОУБИЙСТВО КАТЕРИНЫ – ЭТО ПРОТЕСТ ПРОТИВ СИЛ «ТЁМНОГО ЦАРСТВА» ИЛИ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ МУК ДУШЕВНЫХ?

Ответы обучающихся:

Островский не даёт точного ответа на этот сложный вопрос, он как бы призывает читателя самому поразмышлять над смыслом произошедшего. Иная позиция у режиссёра фильма: изображая муки совести, терзающие Катерину, он переносит основной конфликт из русла социального борения в русло психологическое. Для истинно верующей женщины большей трагедии, чем любовь к чужому мужчине, и представить невозможно, если не иметь в виду смерть близких. Катерина изо всех сил старается не дать над собою власти греховному наваждению. Но доводы рассудка оказываются бессильными. Десять ночей с Борисом – «греховная услада», от которой ничего не остаётся, кроме страха и разочарования. Возвращение Тихона ведёт к кульминации и мгновенной развязке. Встреча с сумасшедшей барыней только приближает развязку.

    ВЫВОД:

    ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ – ВНУТРЕННИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ДУШЕ ГЕРОИНИ, КОНФЛИКТ С СОБОЙ, СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ. ПОСЛЕДНЕЕ ПОБЕЖДАЕТ.

  1. Домашнее задание:

    ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение-эссе на тему:

  1. «Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было её избежать?»

Не претендуя на оригинальность, хочу высказать свое мнение по поводу трагедии главной героини драмы А. Н. Островского "Гроза". Меня всегда мучила мысль: как женщина, свято верившая в христианскую мораль, могла покончить жизнь самоубийством. Сбитая статьей Н. А. Добролюбова "Луч света в "темном царстве" , я, хотя и не принимала Катерину в качестве того самого пресловутого "луча", но тем не менее со многими постулатами статьи была согласна.И вот однажды в дороге меня пробила мысль: нет, никогда Катерина на самоубийство не пойдет и пойти не могла. Добролюбова во внимание с высоты своих лет я уже не брала: что мог жизненно мудрого сказать юноша (Добролюбов), умерший в 25 лет? Откуда ему было взять жизненный опыт, опыт семейных отношений, если ничего этого он не имел и до этого просто не дожил?Поэтому доверять его мнению я в какой-то момент перестала и решила еще раз внимательно перечитать драму.
Итак, Катерина Кабанова- купеческая дочь и купеческая жена. В самом начале пьесы она вспоминает свое детство, когда она жила в родительском доме, "точно птичка на воле". Что под этим подразумевалось? Утром вставала и поливала цветы, ходила в церковь, слушала богомолок и странниц, вышивала по бархату золотом, гуляла по саду и к вечерне ходила в церковь.Вот так проходили дни и годы. Матушка Катерины даже "работать не принуждала", к семейной жизни не приучала, только обращала внимание на то, что, бывало, с дочерью что-то необычное творилось. Катерина сама об этом рассказала:"...не слышу, когда служба кончится", видела во время службы, как "в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет (...) будто ангелы в этом столбе летают и поют". Говоря современным языком, Катерина могла впадать в транс, отрешалась от всего земного, следуя только за полетом своей души. Отсюда и горячие молитвы и днем и ночью, отсюда и видения храмов золотых и садов необыкновенных, отсюда и полеты во сне.
Став женой тихого, безобидного Тихона, Катерина должна была продолжать уже в собственной семье жизнь, намеченную в детстве.Однако оказывается, что к семейной жизни она не готова: глухое недовольство свекровью, осуждение ее религиозности, неприятие законов, царящих в доме свекрови, нежелание их понять и собственное своеволие. "Такая уж я зародилась горячая! (...)... не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"- говорит она Варваре.
Вдруг оказалось, что в новой семье не спасают и молитвы. А уж если это не спасает, ночами приходит "враг" и начинает смущать ее: "Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что". Ее дальнейшая жизнь - это испытание на прочность ее христианской морали.. Провожая мужа по делам в Москву, она просит взять с нее страшную клятву, чтоб "умереть мне без покаяния, если я..." Гордыня берет верх, и Катерина, нарушая клятву, изменяет мужу. И не просто изменяет, а целенаправленно, изо дня в день, пока мужа нет, встречается с Борисом. Тут уже нарушаются все нормы христианской морали, но радости эта любовь Катерине не приносит. Боясь умереть во время грозы, боясь пророчеств старой барыни ("За все тебе отвечать придется"), Катерина кается перед мужем, признаваясь ему и свекрови, что изменила с Борисом. Говорит она слова признания в состоянии аффекта, ей хочется снять с себя страшный грех прелюбодеяния. После своего страшного признания она "падает без чувств на руки мужа".
Покаявшись в своем грехе, Катерина готова умереть.Последняя встреча с Борисом как подтверждение этому. "Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу"- говорит она ему. Оставшись одна, она "задумывается". Эта авторская ремарка дорогого стоит."Задумывается "- проще говоря, сознание у нее отключается и все последующие фразы она произносит в бессознательном состоянии. Множество восклицательных и вопросительных предложений говорят о ее состоянии аффекта. Она, очищенная покаянием, простившаяся с Борисом и своей жизнью, не накладывает на себя руки. Доказательством этому служат авторские ремарки: "Ах скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит)". Именно "уходит", а не бросается в Волгу. Что же произошло? Кто-то увидел, что "женщина в воду бросилась" - и все! Кто увидел, рядом, естественно, не стоял. Дело было ночью (люди с фонарями Катерину искали), рассмотреть, что произошло на самом деле,никто не мог. На виске у Катерины была маленькая ранка. Предположение одного из героев, что "... должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная!", остается только предположением.Якорь в омуте? Всю пьесу ни о каком судне речь не шла.
Готовая к смерти, Катерина никогда бы не совершила греховного поступка, который отмолить нельзя, за который покаяться нельзя. Покаявшись в прелюбодеянии, она никогда не совершит еще более тяжкий грех - самоубийство. Видимо, находясь в полусознательном состоянии она просто оступилась в темноте. Потому и нашли ее "близехонько, в омуточке у берега". Катерина была чистой всю жизнь.Оступившись, она осознала свой грех, покаялась и умерла с чистым сердцем истинной христианкой. Закономерны слова Кулибина: «Вот вам ваша Катерина! Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Конспект урока по литературе в 10 классе.

Тема: « Был ли иной путь у Катерины?»

Цель: проанализировать образ героини, понять, почему Катерина решается на самоубийство, раскрыть душевную трагедию Катерины.

Задачи:

Обучающая :

осмыслить название произведения в сопоставление с образом главной героини,

объяснить необходимость беседы с критиком.

Воспитательная

Интерес к историческому, культурному наследию своего народа, бережное отношение к своей и чужой жизни.

Развивающая

мышление, речь, умение рассматривать происходящее с разных сторон, обосновывать свое мнение.

Оборудование:

Тексты пьесы

Иллюстрации, нарисованные детьми

Иллюстрации из журнала

Отрывки из критических статей (ксерокопии)

Распечатки заданий для групп

Ход урока:

Орг. Момент

У. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами в очередной раз окунёмся в мир жизни и нравов героев драмы Островского « Гроза». Поподробнее на сегодняшнем уроке поговорим об образе Катерины, итогом двух сегодняшних уроков будет написание эссе дома.

Итак, открыли тетради и записали число, тему « Был ли иной путь у Катерины?»

Индуктор

У. Вы когда – нибудь попадали под сильный дождь в грозу, когда изо всех сил гремит гром, сверкают молнии. Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие у вас в этот момент.

Дети работают каждый самостоятельно

У. А сейчас каждый из вас прочтет то, что записал.

Каждый ребенок зачитывает свое мнение

У. Да, сегодня на уроке мы поговорим с вами о судьбе Катерины, о том, какую роль в её жизни сыграла ГРОЗА?

Как вы знаете, помните, слово гроза в 19 веке у писателей имело значение СВОБОДЫ, СЧАСТЬЯ, МИРА, ОБНОВЛЕНИЯ.

Гроза – это своеобразная кульминация в жизни и Катерины.

Основное содержание урока

У. -Какими событиями наполнена жизнь Катерины?

Кто из героев драмы сыграл важную роль в её жизни? Беседа по

Д. Борис, Тихон, Кабаниха, Варвара

У. Какую роль сыграл каждый персонаж в её судьбе?

У. Давайте подумаем, уточним, какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

У. Обратимся к Д. 2, явление 3, 4, 5 « Проводы Тихона»

Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

У. Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Д. До крайности доходит деспотизм Кабанихи, неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. После этого Катерина решается пойти на свидание с Борисом.

У. Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

Д. Мечтает освободиться от матери, пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна.

Цель Кабанихи- привести к полной покорности домашних и прежде всего Катерину.

У. Обратимся к Д. 2, явление 10 (монолог с ключом) Задание для групп. (1)

Каково значение этой сцены?

Д. какой- либо группы выступают, остальные добавляют.

(победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких отрывистых фраз, ?, ! предложений, повторов, сравнений.

После вступления идут раздумья героев. Заканчивается монолог сильным порывом чувства.)

У. Спасибо, Катерина отправляется на свидание. Но в драме мы наблюдаем встречи ещё одной пары молодых Варвары и Кудряша. (2)

Задание в группах. Д. 3, явление 6,7,8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы.

Д. Построены на основе контраста, отношения Бориса и варвары ограничены, контраст автор показывает в ремарках //// зачитываются примеры из текста.

Наблюдается эволюция душевного состояния героя – от растерянности к утверждению права на любовь.

У. Что случилось с Катериной после приезда мужа? При помощи каких слов автор создаёт чувство тревоги, смятения?

Д. Сама не своя сделалась…

Дрожит, глаза, как у помешенной

Глаголы - действие

У. Следующее задание в группах

№1 Д. 4, явление 4, 5

Д (надвигается гроза, по мнению горожан, в наказание им, мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами… реплики отрывисты у Катерины, передают ее потрясение, её ранят и намеки кабанихи, и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты, а теперь безоружна, ласка мужа, перед которым она испытывает чувство вины, для нее пытка., появляется Борис, Катерина просит защиты, прислоняется к ВАРВАРЕ…..

№3 Прочитайте Д.4, явление 6. какие чувства теперь испытывает Катерина?

(если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности)

(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться, то это бы значило, что она приспособилась к окружающему её миру, примирилась бы к устоям и деспотизму)

Дети выступают от групп, другие могут дополнять

У. Следующее задание для групп. Перед вами отрывки из критических статей, в них рассматривается образ Катерины. Прочтите, определите, какая оценка вам ближе и почему?

Дети высказывают своё мнение.

У. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту – психологу. Какие бы рекомендации она могла получить?

Составим список « Для будущей жизни» Катерины, основываясь на текст пьесы. Составим таблицу, используя цитаты:

Позитивные стороны

Негативные стороны

Дети выступают от групп.

У. Итак, оказывается позитивного в жизни Катерины больше. Если закрыть колонку негативного, то получится, что жизнь героини будет наполнена ожиданиями и надеждами, с которыми можно будет построить новую жизнь

Подведем итоги, почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Д. (узы брака священны, выросла в патриархальной среде, если она уйдет из дома, то нарушит домостроевские порядки, получив отказ Бориса, у нее было два пути – вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее, никто не смог оказать Катерине в тот момент психологической поддержки…)

У. Спасибо, вы сегодня замечательно поработали на уроке, хочется отметить…………..

…………………………………………………………………………………………

Запишем домашнее задание , мы много сегодня говорили о Катерине, дома вы напишите эссе на тему: « Сильные и слабые стороны поведения Катерины.»

Приложение к уроку

№1 Д. 4, явление 4, 5

Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

В чем разница в душевном состоянии Катерины?

№3 Прочитайте Д.4, явление 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

Позитивные стороны

Негативные стороны

1. Обратимся к Д. 2, явление 10 (монолог с ключом) Задание для групп.

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в её речи?

Каково значение этой сцены?

2. Задание в группах. Д. 3, явление 6,7,8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы.