Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на. «Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле» (По роману Толстого «Война и мир»)


Важное место в романе «Евгений Онегин» занима­ет образ Татьяны Лариной - «милый идеал» Пушки­на. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им в жизни. Мне кажется, что образ Татьяны воплощает идеал правдивости и душев­ной красоты.

Для Пушкина очень важно то, что героиня - «рус­ская душою». Что же делает ее такой, и какие черты ее характера близки Пушкину? Какой русский чело­век не любит природу и русскую красавицу зиму! Близость героини к природе поэт подчеркивает еще в ее портрете:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива…

Татьяне нравится встречать восход солнца, бро­дить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонией природы, отдыхать на ее лоне. Не случайно героиня не хочет уезжать из поместья и противопоставляет «постылую жизнь» высшего света в Петербурге род­ным, близким для сердца деревенским местам, обшир­ным просторам.

Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным для дворянских героинь, чисто русским именем, с кото­рым «неразлучно воспоминанье старины». Ведь ге­роиня - воплощение национального характера. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами.

Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьян­кой, так же как и сам Пушкин, Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла поня­тия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, об­рядов, народных традиций, «милых преданий про­стонародной старины», русских снов служит тому доказательством.

Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуаль­ность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек. Чувства героини полны искренности и чистоты. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого ко­кетства, ни сентиментальной чувствительности - всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она полюбила Онегина «не шутя», серьез­но, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с признани­ями самого Пушкина!

И, наконец, Пушкин восхищается природным умом своей героини. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отверг­нуть «постылой жизни мишуру», сохранить свой вы­
сокий нравственный облик. И свет видит в ней воле­вую натуру, осознает ее превосходство. Но, хотя Тать­яна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна изменить человеку, за которого она вышла замуж. Кем бы он ни был, она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превос­ходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе.

По словам Белинского, «он первый поэтически вос­произвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Навигация по записям

«…Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А. П. Чехов) (по роману Пушкина «Евгений Онегин)

«…Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А. П. Чехов)

Важное место в романе «Евгений Онегин» занима­ет образ Татьяны Лариной - «милый идеал» Пушки­на. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им в жизни.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России начала XIX в., их быт и нравы, жизнь крестьян.

Основная тема романа - передовая личность и ее отношение к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей прогрессивной дворянской интеллигенции.

Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы Пушкина. Начиная с III главы Татьяна наряду с Онегиным становится основным действующим лицом в романе.

Само имя Татьяны, не освященное литературной традицией, воспринимавшееся как простонародное, связано с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила няня поэта Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли все,

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала видеть и встретить в жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:

Воображением мятежным.

Умом и волею живой,

И своенравной головой

И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни человеческого общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Она решается написать Онегину любовное послание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки:

До глубины души своей

Она проникнута: не может

Никак понять его…

Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой», был холостым и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания. Но ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княжной, обретает всеобщее уважение и преклонение в «высшем свете». За это время она сильно меняется. «Равнодушною княжной, непреступною башней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в «высшем свете» она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремится ее душа. Свое отношение к жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

…Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе чувства к ней - себялюбие, эгоизм.

Татьяна Ларина открывает галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Таковы Ольга Ильинская в «Обломове», героини тургеневских романов, жены декабристов, воспетые во многих стихотворениях.

земле» (А. П. Чехов)

«... Я так люблю Татьяну милую мою». А. С. Пушкин.


«Сочинения на свободные темы»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России начала XIX в., их быт и нравы, жизнь крестьян.

Основная тема романа - передовая личность и ее отношение к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей прогрессивной дворянской интеллигенции.

Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы Пушкина. Начиная с III главы Татьяна наряду с Онегиным становится основным действующим лицом в романе.

Само имя Татьяны, не освященное литературной традицией, воспринимавшееся как простонародное, связано с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила няня поэта Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

«Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все, Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо».

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала видеть и встретить в жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена

«Воображением мятежным.

Умом и волею живой,

И своенравной головой

И сердцем пламенным и нежным».

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни человеческого общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «...все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Она решается написать Онегину любовное послание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки:


«Сочинения на свободные темы»

«До глубины души своей Она проникнута: не может Никак понять его...»

Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой», был холостым и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания. Но ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княжной, обретает всеобщее уважение и преклонение в «высшем свете». За это время она сильно меняется. «Равнодушною княжной, непреступною башней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в «высшем свете» она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремится ее душа. Свое отношение к жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

«... Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...»

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе чувства к ней - себялюбие, эгоизм.



Татьяна Ларина открывает галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Таковы Ольга Ильинская в «Обломове», героини тургеневских романов, жены декабристов, воспетые во многих стихотворениях.

32. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать...» (М. С.

Салтыков-Щедрин)

В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил убийство, вычеркнув себя при этом из людей в том понимании, как это понимаем мы. Человек не может убить человека. Неужели человеческое никогда больше не вернется к Раскольникову? Нет, человеческое в нем восторжествовало. Восторжествовало благодаря Сонечке Мармеладовой.

Соня задела чем-то Раскольникова. Еще когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертве ради спасения маленьких детей от голода.

В самые трудные, тяжелые дни для Раскольникова он шел к Соне. Именно в ее униженной обстоятельствами и прекрасной в существе своем душе ищет успокоения Родион. Раскольникова влечет к Соне и некая общность судеб («убийца и блудница»). И уже осознанное ощущение того, что человек не может быть один. Это противоестественное состояние должно быть преодолено, поскольку без общения человек перестает быть человеком. Кто-то всегда должен быть рядом - понять, помочь, пожалеть. В этом смысле Раскольников видит спасение в участии к нему Сони.


«Сочинения на свободные темы»

Осуществлением своей теории на практике Раскольников отделил себя от других людей, он сам не мог переносить общения с кем бы то ни было. Более всего - с самыми близкими и дорогими - матерью, сестрой. Но когда отчуждение достигает своего пика, рождается страстная тяга к теплу, пониманию, состраданию. В отношениях Раскольникова и Сони, а позже Раскольникова и каторжан происходит очень важный поворот в душе от страдания к состраданию, от эгоистического самоуглубления к способности любить несчастных.

Соня с присущей ей добротой чувствует, что она нужна Раскольникову, потому что он «ужасно, бесконечно несчастен». И она постепенно возвращает его к жизни.

Поначалу по отношению к Соне в Раскольникове присутствует не лишенное эгоизма побуждение. Именно ей он изливает свою боль: «За одним и звал, за одним приходил: не оставь меня. Не оставишь меня, Соня?» «...За что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить: страдай и ты, мне легче будет!» Родион знает, что Соня пойдет за ним на каторгу, поможет ему. В этом есть доля эгоизма. Но все-таки сдвиг в переживаниях Раскольникова налицо. Смутно намечается потребность искупить свою вину. Раскольников начинает искать истоки своих ошибочных взглядов, поступков. Он размышляет, почему не смог убить себя, а явился с повинной. Но ответить на этот вопрос Раскольников не может. За него отвечает Достоевский: «Раскольников не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь».

Наказание собственной совестью для Раскольникова страшнее каторги. Однако эти муки не приносят Раскольникову успокоения: Раскольников замыкался в ней. Но перед ним есть выбор, возможность преодолеть свой внутренний душевный раскол, обрести основу иного бытия, от самонаказания перейти к принятию мира, вырваться из узких границ собственного «я».

Постепенно, уже будучи на каторге, Раскольников понимает, что Соня с ее религиозностью, добротой, милосердием, открытым для людей сердцем становится частью его существования. Как логическое завершение этого открытия звучит просьба принести Евангелие. Раскольников хочет принять Сонину веру не по убеждению, не потому, что у него возникла такая потребность, а потому, что глубокое доверие к Соне, возникшая в нем благодарность заставляют его смотреть на мир ее глазами.

Раскольников немного по-другому, чем Соня, понимает Бога. Он приходит к выводу, что Бог - воплощение гуманности, способности служить несчастным, падшим. Поэтому теперь уже Раскольников старается делать то, что сделала для него Соня, - он помогает каторжанам, осужденным, отверженным, которые, так же как и он от Сони, ждут от него помощи. И это дает первый проблеск счастья и душевного очищения Раскольникову.

Достоевский приводит Раскольникова в конце романа к идее о необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение людям. В конце романа Раскольников постепенно как бы выздоравливает от болезни «бонапартизмом», он очнулся от бреда, начал жить настоящей жизнью.

Но путь к новой жизни не легок, так как новая жизнь не даром достанется Раскольникову, «ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом...» Сложен и мучителен путь Раскольникова к познанию смысла жизни. От преступления, которое искупается страшными страданиями, к вниманию, состраданию и любви к тем самым людям, которых хотел презирать, считать ниже себя Родион Раскольников.


«Сочинения на свободные темы»

33. Общественное значение писателя в том именно заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы...» (М. С. Салтыков-Щедрин)

Небольшие, но очень емкие и жизненные рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, который строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое его изречение: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее «желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности.

В самом деле, что плохого, кажется, в том, что человек хочет заработать больше денег, как доктор Старцев? Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги постепенно незаметно могут вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и беззаботно жить может сделать его морально и физически неполноценным.

Дмитрий Ионович Старцев - герой рассказа «Ионыч» - был назначен врачом в земскую больницу, в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желаниями чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой в городе». Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая, миловидная девушка, которую в семье звали Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч впервые посетил Туркиных, он был очарован. Он влюбился в Котика. Это чувство было в жизни Ионыча «единственной радостью и последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик ему отказала, он страдал всего три дня, а потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!»

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. «Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде Ионыч отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города С. Они раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище „поляк надутый". В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор:

Это вы про что? А? Кого?

Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила одной надеждой на любовь Старцева. Но Ионыч был уже не тот молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже не доставало в ней или что-то было лишнее, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде... не нравилось что-то в прошлом, когда он едва не женился на ней. Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, - и ему стало неловко». Он слишком обленился и опустился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он


«Сочинения на свободные темы»

только думает: «Хорошо, что я тогда не женился».

Главным развлечением доктора, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, было «по вечерам вынимать из карманов бумажки», а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если даже театры и концерты он не посещал.

Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора его теперь зовут просто Ионычем. Жизненный путь завершен.

Почему же Дмитрий Ионыч Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Но автор подводит нас к мысли, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование.

34. «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы...» (А. И. Солженицын)

Характер каждого человека закладывается в детстве. Очень большое влияние оказывают воспитание, условия жизни, среда, в которой вырос ребенок. Это накладывает некоторый отпечаток и потом дает знать о себе в течение всей жизни. Все мы «родом из детства», у каждого из нас свое воспитание.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» нам показаны две системы воспитания: Обломовка, в которой провел свое счастливое, безмятежное детство Илья Ильич Обломов и воспитание Андрея Ивановича Штольца, хорошего друга Илюши. Мне хотелось бы подробнее остановиться на детстве Штольца.

Воспитанием Штольца в основном занимался отец. Он старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Он в детстве приучал сына самостоятельно зарабатывать на жизнь. Вспомним, что отец забирал у него обычно деньги и выдавал лишь на необходимые вещи. Частенько отец поступал с сыном жестоко. Так, он выдворил его из дома за невыученные уроки. Вместе с отцом Штольц вел хозяйство, учился разбиратьсяв разных вещах. Отец с самого детства приучал Штольца к труду: «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей», - скажет потом Штольц.

Штольц получил хорошее образование. Отец очень серьезно относился к получению Андреем глубоких знаний. Андрей сидел с отцом за географической картой, разбирал библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова.

В 14-15 лет он самостоятельно ездил с поручениями от отца в город и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недосмотрел, дал промах. Можно сказать, что Штольц получил правильное, рациональное воспитание.

Читая о воспитании Штольца, возникает вопрос: любит ли отец Андрея? Думаю, что любит и воспитывает его по-своему, по-немецки. Так, наверное, воспитывал отца Штольца его отец.

Самая напряженная сцена в романе - это прощание Штольца с отцом. Нас поражает эта сцена. Отец и сын - два родных человека - прощаются навсегда, они знают, что это навсегда. Но ни слезинки не пролил отец, ничто в нем не колыхнулось. Только почти надрывное «прощай». Неужели ему не стало жалко сына, который едет в неизвестность. Мне кажется, ему


«Сочинения на свободные темы»

хотелось обнять сына, поцеловать его и даже, может быть, заплакать. Но отец не мог этого сделать. Тогда бы рухнула вся система его воспитания.

Жесткое воспитание отца закалило характер Штольца. Благодаря такому воспитанию из него действительно что-то получилось, он многого добился благодаря серьезной жизненной закалке.

Многие критики обвиняли И. А. Гончарова в том, что Штольц духовно беден.

Н. А. Добролюбов видел в нем лишь буржуазного дельца - предпринимателя. А. П. Чехов назвал Штольца «продувной бестией».

Мне кажется, что критики все-таки правы. Такое воспитание, какое получил Штольц, сделало из него подобие какой-то машины: он почти никогда не волнуется, не переживает. Живет он строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Его жизнь как точный график времени отправления поездов, а сам он - поезд, правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный. Его идеал - это достижение материального достатка, комфорта, личной благоустроенности.

Слишком идеален получился Штольц, а ведь в жизни не существует идеала.

35. «Честь нельзя отнять, ее можно потерять... (А. П. Чехов) (По повести А. С. Пушкина

Капитанская дочка")

Историческая повесть «Капитанская дочка» занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. В ней повествуется о крестьянском восстании, предводителем которого был Емельян Пугачев. В основе сюжета - жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьянства. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести, о чем свидетельствует эпиграф: «Береги честь смолоду». По отношению к этой проблеме раскрываются образы героев этой повести. Все герои повести по-разному проявляют это качество.

Честь офицера не была пустым звуком для дворян XVIII в., особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева - старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. Капитан предпочитает умереть, чем присягнуть самозванцу. Андрей Петрович Гринев - старый гвардейский офицер - рассматривает понятие чести с позиции офицера правительственных войск. Он считает, что долгом офицера является обязанность «понюхать пороху», поэтому он отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию.

Центральный герой повести - Петруша Гринев - тоже живет по чести. Первый раз Гринев поступает по чести, вернув карточный долг, хотя Савелич был против. Не вернуть долга -значит запятнать свою честь. Оказываясь не раз в руках Пугачева, принимая его помощь и покровительство, Петр Гринев не нарушает военной присяги. Даже в тех случаях, когда это может угрожать его жизни, герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят.

Еще один поступок по чести - вызов на дуэль Швабрина. Гринев должен был заступиться за честь любимой девушки, хотя и сам пострадал от этого своего решения.

Швабрин - герой, противоположный Гриневу. Он так же, как и Гринев, являлся офицером, давал присягу императрице. Но ради собственной выгоды, от страха за свою жизнь Швабрин примкнул к восстанию Пугачева. Поступившись дворянской честью, Швабрин вступил в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания были ему абсолютно чужды. Он глубоко


«Сочинения на свободные темы»

презирает народ, боится и ненавидит Пугачева. Перейдя на сторону восставших, он идет против себя самого, прежде всего, и против чести.

А его поступок по отношению к Маше Мироновой - полностью бесчестный поступок. Не добившись ни любви, ни расположения Маши, Швабрин запирает ее, доводит почти до безумия. Так может поступать человек, ничего не знающий о чести. И если бы не помощь Пугачева, не известно, что бы было с бедной девушкой. Когда же Швабрина разоблачают, он делает все, чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, а впоследствии, «раскаявшись» перед государством, предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.

И самому Пугачеву не чуждо понятие чести. Именно это качество сумел оценить Пугачев в Гриневе. Пугачев ценит это чувство чести в Гриневе, который даже перед лицом смерти продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и не отступает от раз и навсегда данной присяги. За это и уважает Пугачев Гринева и покровительствует ему. Исключительно стараниями Пугачева Маша и Гринев обретают друг друга. Впоследствии и Гринев увидел в самозванце человека чести.

Во время бунта очень ярко проявились качества всех его участников. Понятие чести мы видим на примере урядника, «енералов» Пугачева и всего народа. Они все, не задумываясь, переходят на сторону Пугачева, потому что сила сейчас в его руках. Для этих людей не существует понятия чести. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу, он с радостью послужил бы и еще кому-нибудь, если бы нашелся этот кто-нибудь.

«Енералы», по словам Пугачева, «при первой неудаче... свою шею выкупят моею головою». Народ же, как только заняли Белогорскую крепость люди Пугачева, выражает полную покорность Пугачеву, собирая деньги, которые бросает им Пугачев. Для них нет понятия чести, а только существует понятие силы, вернее, угроза силы, которая может лишить их жизни. Поэтому поступок капитана Ивана Кузьмича Миронова - это настоящий подвиг. Он понимает честь как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казачке» императора, за что тот лишает его жизни. Так же поступает и Иван Игнатьич, повторяя слова коменданта крепости: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!» За что он поплатился своей жизнью.

Итак, проблема чести и долга является центральной в исторической повести «Капитанская дочка». Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А.П. Чехов А.П. Чехов Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…




I. Таганрог() Дом Дом на Полицейской улице, на Полицейской улице, где родился где родился А.П.Чехов А.П.Чехов






Греческая школа Таганрога Греческая школа Таганрога В греческой школе,по убеждению отца, слепо верившего грекам, начали своё обучение старшие сыновья Павла Егоровича: Александр, Николай и Антон, но… В греческой школе,по убеждению отца, слепо верившего грекам, начали своё обучение старшие сыновья Павла Егоровича: Александр, Николай и Антон, но…


Гимназия, в которой учился А.П.Чехов Гимназическая программа: Гимназическая программа: - Всеобщая и русская история; - История Древней Греции и Рима; - География России; - Теория словесности; - История русской словесности; - Древние языки; - немецкий, язык; - Французский язык; - Закон Божий; ……………………………………


Природа – важная часть существования (Человек «оприрожен», природа – очеловечена); Природа – соучастник человеческой жизни («Каштанка», «Белолобый», «Агафья», «Страх») ; Тип литературной природы проходит эволюцию от абстрактного фона жизни до главного действующего лица («Степь», «Безотцовщина»…) Тип литературной природы проходит эволюцию от абстрактного фона жизни до главного действующего лица («Степь», «Безотцовщина»…) Особенности мироощущения Чехова, сформированные в период гг.


II. Москва () II. Москва () А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета () А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета () Является стипендиатом таганрогской гимназии Является стипендиатом таганрогской гимназии В журнале «Стрекоза» (10,1880г.) появляется первое печатное произведение «Письмо к учёному соседу», подписанное «…въ» В журнале «Стрекоза» (10,1880г.) появляется первое печатное произведение «Письмо к учёному соседу», подписанное «…въ» Представление о человеке как главном действующем лице того или иного события. Представление о человеке как главном действующем лице того или иного события. Человек, по Чехову, - основа мироздания, объект внимания и …изучения. Человек, по Чехову, - основа мироздания, объект внимания и …изучения.


Доктор Чехов Доктор Чехов В 1884г. Чехов – заведующий больницей в Звенигороде, в качестве уездного врача принимает больных, ездит на вскрытия, является экспертом в суде. В 1884г. Чехов – заведующий больницей в Звенигороде, в качестве уездного врача принимает больных, ездит на вскрытия, является экспертом в суде. Медицинская практика – пища для литературных опытов («У постели больного», «Палата 6», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Ионыч»...) Медицинская практика – пища для литературных опытов («У постели больного», «Палата 6», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Ионыч»...) Сотрудничество с журналами: «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Сверчок» и т.д. Сотрудничество с журналами: «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Сверчок» и т.д. Подписывает свои рассказы псевдонима-ми: А.Ч-те, Ант. Чехонте, Человек без селезёнки, Г.Балдасаров,…а в 1883г. А.П.Чехов впервые поставил своё имя. Подписывает свои рассказы псевдонима-ми: А.Ч-те, Ант. Чехонте, Человек без селезёнки, Г.Балдасаров,…а в 1883г. А.П.Чехов впервые поставил своё имя. В 1884г. Вышел первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены» В 1884г. Вышел первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены»




Встречи, знакомства, творчество… Рассказы отмечаются популярными писателями и издателями (Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. С. Суворин …) Рассказы отмечаются популярными писателями и издателями (Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. С. Суворин …) Дом Кувшинниковых и его гости: врачи, художники, музыканты, писатели (Чеховы, Левитан, Степанов, Шаляпин, Рахманинов и т. д.). Рассказы « Попрыгунья », « Ионыч » Дом Кувшинниковых и его гости: врачи, художники, музыканты, писатели (Чеховы, Левитан, Степанов, Шаляпин, Рахманинов и т. д.). Рассказы « Попрыгунья », « Ионыч » Сотрудничество А. П. Чехова с « толстыми журналами » (« Северный вестник », « Новое время). Рассказы « Панихида », « Враги », « Святая ночь », « Кошмар », « Агафья », « Степь » Сотрудничество А. П. Чехова с « толстыми журналами » (« Северный вестник », « Новое время). Рассказы « Панихида », « Враги », « Святая ночь », « Кошмар », « Агафья », « Степь »


Сахалин () Цель поездки - изучение жизни каторжных и ссыльных (не выяснение причин, приведших человека на каторгу, но именно проблему человек и каторга). Цель поездки - изучение жизни каторжных и ссыльных (не выяснение причин, приведших человека на каторгу, но именно проблему человек и каторга). Очерк «Остров Сахалин» () Очерк «Остров Сахалин» () Поездка на остров сказалась на дальнейшем творчестве писателя («В ссылке», «Бабы», «Гусев», «Убийство»), изменила взгляд Чехова на жизнь, на человека: «…впоследствии всё в моём творчестве «просахалинено» («Палата 6», « Три года», «Моя жизнь», «Мужики», «Архиерей») Поездка на остров сказалась на дальнейшем творчестве писателя («В ссылке», «Бабы», «Гусев», «Убийство»), изменила взгляд Чехова на жизнь, на человека: «…впоследствии всё в моём творчестве «просахалинено» («Палата 6», « Три года», «Моя жизнь», «Мужики», «Архиерей»)




Усадьба Мелихово, Усадьба Мелихово, приобретённая приобретённая А.П.Чеховым А.П.Чеховым зимой 1892г. зимой 1892г. III. Мелихово ()


Доктор Чехов в Мелихово В гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты В гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты








IV. Ялта ()






Жизнь в Ялте Жизнь в Ялте Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: - «Дама с собачкой»; - «Невеста»; - «Три сестры»; - «Вишнёвый сад» Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Кабинет А.П.Чехова в Ялте. Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: Здесь написаны зрелые, глубокие, яркие произведения: - «Дама с собачкой»; - «Невеста»; - «Три сестры»; - «Вишнёвый сад»


V. Германия. Баденвейлер (1904 г.) В начале лета 1904г. А.П.Чехов вместе с женой О.Л.Книппер выезжает из России на курорт Баденвей- лер.Они поселились в отеле «Зоммер». лер.Они поселились в отеле «Зоммер». 2 июля 1904г. в 3 часа утра А.П.Чехова не стало…


Чеховский нравственный кодекс жизненного бытия Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Уважать чужую собственность» Уважать чужую собственность» Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Воспитывать в себе эстетику; Воспитывать в себе эстетику; Усилием воли воспитывать в себе благород- ство; Усилием воли воспитывать в себе благород- ство; Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким, уступчивым; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Быть чистосердечным и бояться лжи как огня; Уважать чужую собственность» Уважать чужую собственность» Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть; Воспитывать в себе эстетику; Воспитывать в себе эстетику; Усилием воли воспитывать в себе благород- ство; Усилием воли воспитывать в себе благород- ство;


Чехов смотрит на мир глазами первочеловека, для которого главное значение имеет положение конкретного человека в окружающем его мире. Для Чехова превыше всего личность – не абстрактная, но вполне конкретная; Для Чехова превыше всего личность – не абстрактная, но вполне конкретная; Если чеховский герой проникся чувством сознания собственного достоинства – он симпатичен автору; но если этого не происходит, то он становится объектом чеховской иронии и субъектом юмористической ситуации; Если чеховский герой проникся чувством сознания собственного достоинства – он симпатичен автору; но если этого не происходит, то он становится объектом чеховской иронии и субъектом юмористической ситуации; Унизить человека, причинить ему боль для Чехова было невозможно. Это был великодушный художник! Унизить человека, причинить ему боль для Чехова было невозможно. Это был великодушный художник! Философское отношение к жизни, любовь к людям, уважение человека и было верой Чехова, его религией, его мировоззрением. Философское отношение к жизни, любовь к людям, уважение человека и было верой Чехова, его религией, его мировоззрением.


Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Особенности художественного мироощущения Чехова

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой
жизни и вообще на земле.
А.П.Чехов



2015 год – Год литературы в России. Важной датой этого года является 155-летие Антона Павловича Чехова, родившегося 29 января 1860. Его имя широко известно во всем мире. О поклонниках таланта Чехова можно узнать, прочитав книгу С.сотрудника ялтинского дома – музея С. Брагина. Образы гостей чеховского дома, будь-то настоятель Кентерберийского собора, девушка из французской провинции, герой-первооткрыватель космоса или чилийский поэт Пабло Неруда помогают понять, что же так важно и привлекательно для столь разных людей в гуманистическом гении русского писателя.

Монолог из рассказа «Скрипка Ротшильда»:
- И почему человек не может жить так, чтобы не было потерь и убытков? Зачем люди всегда делают не то, что нужно? Зачем бранился всю жизнь, рычал, бросался с кулаками, обижал жену и, спрашивается, с какой надобности давеча напугал и оскорбил бедного Ротшильда? Зачем люди вообще мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу! Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?



Время, бесстрашный художник,
Словно на белых страницах,
Что-то все пишет и пишет
На человеческих лицах.

Грифелем водит по коже.
Перышком тоненьким – тоже.
Острой иглою гравера.
Точной рукою гримера…

Таинство света и тени.
Стрелы, круги и квадраты.
Ранние наши потери,
Поздние наши утраты.
Черточки нашего скотства,
Пятна родимые страха.
Бремя фамильного сходства
С Богом и с горсточкой праха.

Скаредность наша и щедрость.
Суетность наша и тщетность.
Ханжество или гордыня,
Мужество и добродетель…

Отсветы. Отблески. Блики.
Пятна белил и гуаши.
Наши безгрешные лики.
Лица греховные наши…

Он уже в поле не воин,
Двинуть рукою не волен.
Больше не скажет: - Довольно!
Все. Ему больше не больно.
Юрий Левитанский «Время, бесстрашный художник»


А.П. Чехов, прославивший русскую литературу, вырос из «коротких штанишек» юмористических журналов 1880-х годов. Это пестрая и шумная журнальная толпа для большинства крупных писателей того времени представляла собой «уличную литературу».
«- В одном отношении вы все должны быть мне благодарны, - говорил он молодым писателям - это я открыл путь для авторов мелких рассказов. Прежде, бывало, принесешь в редакцию рукопись, так ее даже читать не хотят. Только посмотрят с пренебрежением. «Что? Это называется - произведением? Да ведь это короче воробьиного носа. Нам таких штучек не надо». А я вот добился и другим указал дорогу. Да это еще что, так ли еще со мной обращались! Имя мое сделали нарицательным. Так и острили, бывало: «Эх вы, Че-хо-вы!» Должно быть, это было смешно». (А.И. Куприн. Памяти Чехова)
Репортерская наблюдательность позволила Чехову стать автором коротких рассказов-сценок, отражавших порой беспощадную правду жизни.

Максим Горький говорил, что всё творчество А. П. Чехова – это борьба с пошлостью. Пошлость в чеховских рассказах рядится в разные наряды: то это маленький чиновник, довёдший генерала до белого каления своими назойливыми извинениями, то лебезящий перед своим бывшим одноклассником, добившимся высокого положения в обществе, человечек («Толстый и тонкий») , то мещанин, мечтающий об усадьбе с крыжовником («Крыжовник») , то молодая эмансипированная особа, считающая себя вправе решать судьбы других людей («Дом с мезонином») …

Да, он любил только все настоящее, искреннее, органичное. Первое место занимали естественность. Потому-то его и восхитила фраза из ученической тетрадки – «море было большое…»
Что же все-таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.
Вспомним рассказ «Дочь Альбиона».
Уездный предводитель дворянства Федор Андреич Отцов, приехавший в гости к помещику Грябову, находит хозяина у реки во время ловли рыбы с английской гувернанткой. Грябов вовсю обсуждает Уильку Чарльзовну Тфайс в самых нелестных тонах («кукла», «длинный гвоздь», «кикимора», «тритон») - мол, она все равно не понимает. Англичанка лишь презрительно смотрит на них. Леса зацепилась и Грабов должен раздеться и лезть в воду. Отцов страшно конфузиться. Объяснить англичанке, что надо отвернуться, не смогли, поэтому помещик раздевается при ней - мисс Тфайс лишь презрительно улыбнулась и хладнокровно сменила червя. «Это, брат, ей не Англия!» - сказал Грябов. Через 2 минуты он уже сидел и удил. И все это происходит на фоне прекрасного летнего дня, знойного и прозрачного. Читатель вместе с героями рассказа оказывается на берегу прохладного озера, погружаясь в молчаливую атмосферу рыбалки и летнюю зарю.

М. П. Чехов называл «Дочь Альбиона» «чисто бабкинским» рассказом (М. П. Чехов. Антон Чехов и его сюжеты. М., 1923, стр. 33); Ю. Соболев также приводил свидетельства местных жителей о том, что в Бабкине жила «рыжая англичанка, которая удила рыбу» (Ю. Соболев. По чеховским уголкам. В Бабкине. - «Рампа и жизнь», 1914, № 27, стр. 13).
Вот так – стремительно, с тонким юмором и трепетной любовью к человеку,
с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и морального уродства пришел в русскую литературу и в жизнь каждого, кто любит книгу, Антон Павлович Чехов.
У Чехова совершенно особая природа юмора. Он рассчитан на умного, думающего читателя, обладающего чувством юмора. Влюбленность в жизнь, изображение бесконечных человеческих изменений, любовь к человеку, каким бы он ни был, - вот в чем тонкость чеховских рассказов.
При всей ироничности, насмешливости Чехов считал, что писатель должен
ИЗОБРАЖАТЬ, а не СУДИТЬ. Красивые и уродливые, больные и здоровые, веселые, полные надежд и отчаявшиеся… Герои чеховских рассказов и пьес встают перед нами, как живые, такие похожие на нас. Можно перечислять названия: «Скучная история», «Цветы запоздалые», «Невеста», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия», «Дядя Ваня», «Леший», «Медведь» и многие другие. Перед тем, кто хоть раз прочел Чехова, встают образы яркие и запомнившиеся на всю жизнь.
Они очень разные, герои Чехова, но накрепко объединены главным – они живут в России сложного, трагического времени. России прекрасной, богатой, бескрайней – ЖИВОЙ! Как жив вишневый сад, «прекраснее которого ничего во всем свете нет», благоухающий, цветущий нежными белыми цветами, хотя и очень старый. Сад у Чехова – неотъемлемая часть культуры, быта, жизни вообще не только дворянской России – всей России. Вырубить его – вырубить целый пласт памяти, оставить без хозяина – доброго, заботливого, трудолюбивого, как старый Фирс.
Но в жизни этой, как утверждает Чехов, все взаимосвязано, ненарушимо, одинаково близко и понятно образованному семинаристу и невежественным, но добрым и душевно богатым крестьянским вдовам. Замечательно это передано в рассказе «Студент».

Фрагмент из рассказа «Студент»:
«…Если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем я только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, в ту страшную ночь в тихом-тихом, темном-темном саду первосвященника, когда апостол Петр отрекся от Господа нашего Иисуса, имеет отношение к настоящему – к этим женщинам, к этой пустынной деревне, ко мне самому, ко всем людям.
Прошлое, оказывается, связано с настоящим непрерывною цепью событий.

Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Как же восхитительна, чудесна, полна высокого смысла наша жизнь!»
О чем бы ни писал А.П.Чехов на протяжении всего своего творческого пути,
эти размышления всегда были в основе его произведений.
Ялта стала последним приютом больного Чехова. В то время Антон Павлович был уже очень знаменитым писателем и драматургом.
Вот как пишет в критико – биографическом очерке А.А. Измайлов (ПСС, 1911 г.): «Известность, приносившая конечно большое удовлетворение А. П-чу, была, разумеется, и не без терний. В Ялте образовался целый кружок поклонниц Чехова, иногда отравлявших дни покойнаго писателя. Их в шутку звали «антоновками». Оне приезжали к писателю на поклон, привозили к нему таких же паломниц поклонников, пытались окружить Чехова своими заботами об его житейском благополучии, звонили тридцать раз в день по телефону, справлялись об его здоровье, навещали его уютную дачку, словом проделывали то, что проделывали в Кронштадте богомолки с о. Иоанном Кронштадским». А еще бесконечные молодые писатели… Антон Павлович не отказывал никому. «Как хорошо уважать людей!» - это девиз Чехова воплощен во всей его жизни и творчестве.

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Грустная старая лампа в окне мезонина,
Чай на веранде, вечерних теней мешанина,
Белые бабочки вьются над желтым огнем,
Дом заколочен, и все позабыли о нем.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит – о, непременно!
Съедутся гости – покинутый дом оживет.
Маятник медный качнется, струя запоет…

Дышит в саду запустелом прохлада,
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Сад тот Россией был Чеховым назван
И сохранить его каждый обязан!
Ю. Левитанский. Ялтинский домик (1976)


Словами героя рассказа «Крыжовник» А.П. Чехов обращается ко всем- современникам и потомкам с завещанием:
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился.… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания.… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя, молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и никто его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.
Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Подготовила ведущий библиотекарь Морской библиотеки Фудина Оксана

Книги А.П. Чехова в Редком фонде Севастопольской Морской библиотеки


1. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений. Т. XXII.(Сборник «Нивы за 1911 г.) – М.: Изд. т-ва А.Ф. Маркс.- С.-Пб, 1911
Этот том интересен тем, что в нем читатель узнает о начале творчества А.П. Чехова, о том как и когда он получил псевдоним «Антоша Чехонте», прочтет его ранние рассказы.
В критико-биографическом очерке А.А. Измайлова много интересных подробностей детства и юности Чехова, его отношений с разными людьми, о том каким был Антон Павлович в быту и в творческих отношениях. В частности, читатель узнает, что Чехов не только писал пьесы, но и сам был прекрасным актером – любителем и многое другое.
2. А.П. Чехов. Сочинения т.17 Повести и рассказы.- Б.м. – 1915. – 160с.
В своем раннем творчестве Чехов писал романы и рассказы в подражание различным известным беллетристам – Жюль Верну, Виктору Гюго, в стиле испанских, португальских писателей. Вот и повесть «Ненужная победа» это подражание венгерскому писателю, очень популярному в то время.
О возникновении замысла «Ненужной победы» А. В. Амфитеатров вспоминал: «Однажды в моем присутствии он <А. П. Чехов> держал пари с редактором „Будильника“, А. Д. Курепиным, что напишет повесть, которую все читатели примут за повесть Мавра Иокая, - и выиграл пари, хотя о Венгрии не имел не малейшего представления, никогда в ней не бывал. Его молодой талант играл, как шампанское, тысячами искр».

3. Неизданная пьеса А.П. Чехова (Документы по истории литературы и общественности, вып. 5).- М.: «Новая Москва».- 1923.- 255 с.
Рукопись была найдена в 1920 году при разборке документов и бумаг в Московском отделении банка Русско-Азовского общества. Она хранилась в личном сейфе сестры писателя. Это одна из немногих рукописей, дошедших до нас от ранних лет; ее единственную берегли так, как и должно оберегать материалы, имеющие серьезное историко-культурное значение. Все остальные автографы Чехова - от ранних до самых поздних - отправлялись прямо в набор, дальнейшая их судьба ни самого писателя, ни его близких уже не занимала.
Рукопись, найденная Н. Ф. Бельчиковым, не имела титульного листа; неизвестно было, когда создавалась пьеса и как она называлась.
Юношеская драма, не увидевшая при жизни своего автора ни сцены, ни света, имеет, тем не менее, долгую и довольно сложную сценическую историю.
У нас она была поставлена впервые в Псковском драматическом театре имени А. С. Пушкина в 1957 году. Главные роли в этом спектакле исполнили Ю. В. Пресняков (Платонов) и Н. А. Полонская (Войницева)
Широко известная теперь по фильму " Неоконченная пьеса для механического пианино"(1977; фильм Н. Михалкова отмечен международной кинопремией «Давид» в 1979 году).
4. В Редком фонде Морской библиотеки есть несколько томов последнего прижизненного издания А.П. Чехова – Полного собрания сочинений 1903 года, выпущенного в Санкт – Петербурге А.Ф. Марксом: т.15, т.13
Первое собрание сочинений Чехова было выпущено в 10-ти томах (изд. А. Ф. Маркса, 1899-1902; том XI, с повестями и рассказами последних лет, вышел посмертно - в 1906 г.). По настоянию автора книги выходили под титулами: "Рассказы", "Повести и рассказы", "Пьесы". Для издания Чехов отобрал лишь часть своих сочинений, заново отредактировав их тексты. Некоторые рассказы (около 20) Чехов исключил после того, как они были им выправлены и набраны. В результате в издание Адольфа Маркса не вошла почти половина того, что было создано Чеховым за четверть века его литературного труда. К тому времени, когда начало выходить это издание, Чеховым было написано около 750 произведений. В 10 томов этого издания, вышедших при жизни Чехова, вошло только 241 произведение, и еще девять было включено в 12-й том приложения к "Ниве". Впоследствии они вошли в состав XI посмертного тома.

В 1903 году Адольф Маркс повторил издание собраний сочинений Антона Чехова в виде приложения к журналу "Нива", разбив его на шестнадцать томов.