Предмет и функции философии. Философские дисциплины


    Каждое философское учение ценно тем, что оно несёт зерно, частичку истины большей или меньшей значимости. Как правило, каждое последующее учение опирается на знания и мысли, содержащиеся в предыдущих, является их анализом и обобщением, порой работой над их ошибками. И даже будучи ошибочным, учение вносит свой ценный вклад на пути к истине, позволяет осознать эту ошибку. Поэтому, не проследив ход развития мысли от самых её истоков, бывает сложно понять конечный результат познания, всю ценность и глубину современных истин. Возможно, в том числе и поэтому, в современной жизни растёт пренебрежение к философским истинам. Некоторые из нас не понимают их ценности, не понимают почему они именно таковы, тогда как им удобней было бы понимать и воспринимать иначе. Прежде чем убедиться в истинности того или иного знания, нам бывает необходимо набить множество «шишек» в жизни. История философии – это опыт ошибок, опыт взлётов и падений мысли от наиболее выдающихся мыслителей. Их опыт для нас неоценим. В истории философии мы можем проследить эволюцию решения почти любой проблемы. В курсе философии, изучаемом в ВУЗах, рассматриваются наиболее важные из них. Однако история философской мысли не ограничивается набором тех тем, которые способны вместить учебники. Именно поэтому при её изучении так важно обращаться к первоисточникам. Учебный курс истории философии – это лишь краткая характеристика действительных учений, всю глубину и многоплановость которых едва ли возможно в этом курсе передать.

  • Философские дисциплины:

  • Поскольку философия изучает практически все области знания, то в рамках философии происходила специализация на определённые дисциплины, ограничивающиеся изучением этих областей:

    Этика – философское исследование морали и нравственности.

    Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

    Логика – наука о формах правильного рассуждения.

    Аксиология – учение о ценностях. Изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

    Праксиология – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Праксиология рассматривает различные действия с точки зрения их эффективности.

    Философия религии – учение о сущности религии, её происхождении, формах и значении. В ней содержатся попытки философских обоснований существования бога, а также рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку.

    Философская антропологияучение о человеке, его сущности и способах взаимодействия с окружающим миром. Это учение стремится интегрировать все области знания о человеке. Прежде всего, оно опирается на материал психологии, социальной биологии, социологии и этологии (изучает генетически обусловленное поведение животных, в том числе людей).

    Философия науки – изучает общие закономерности и тенденции научного познания. Отдельно существуют также такие дисциплины как философия математики, физики, химии, биологии, экономики, истории, права, культуры, техники, языка и т.д.

  • Основные направления современной мировой философской мысли (XX-XXI века)

    Неопозитивизм, аналитическая философия и постпозитивизм (Т. Кун, К. Поппер, И. Локатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др.) – эти учения являются результатом последовательного развития позитивизма. Они занимаются анализом проблем, с которыми сталкиваются частные (остальные, кроме философии) науки. Это проблемы физики, математики, истории, политологии, этики, лингвистики, а также проблемы развития научного знания в целом.

    Экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Н. Бердяев и др.) – философия человеческого существования. Человеческое бытие в этом учении понимается как поток переживаний индивида, который всегда уникален, неповторим. Экзистенциалисты делают акцент на индивидуальном человеческом бытии, на сознательной жизни индивида, уникальности его жизненных ситуаций, пренебрегая при этом изучением, лежащими в основе этого бытия, объективными всеобщими процессами и законами. Тем не менее, экзистенциалисты стремятся создать направление философии, которое бы было наиболее приближено к актуальным проблемам жизни личности, анализировало наиболее типичные жизненные ситуации. Основными их темами являются: истинная свобода, ответственность и творчество.

    Неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен, К. Войтыла и др.) – современная форма религиозной философии, занимающаяся осмыслением мира и решением общечеловеческих проблем с позиций католицизма. Главной своей задачей видит внесение в жизнь людей высших духовных ценностей.

    Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи и др.) – связан с прагматической позицией по решению всех проблем. Рассматривает целесообразность тех или иных действий и решений с точки зрения их практической полезности или личной выгоды. Например, если человек неизлечимо болен и в дальнейшем его существовании не просчитывается никакой пользы, то, с позиции прагматизма, он имеет право на эвтаназию (помощь в смерти тяжело и неизлечимо больному человеку). Критерием истинности, с точки зрения этого учения, также является полезность. При этом отрицание представителями прагматизма существования объективных, общезначимых истин и понимание, что цель оправдывает любые средства её достижения, бросает тень на гуманистические идеалы и нравственные ценности. Так, Дьюи пишет: «Я сам – и больше никто не может решать за меня, как я должен поступать, что для меня правильно, истинно, полезно и выгодно». Если каждый в обществе встанет на такую позицию, то в конечном счёте оно превратится лишь в поле столкновения различных эгоистичных побуждений и интересов, где не будет никаких правил и норм, никакой ответственности.

    Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Э.В. Ильенков, В.В. Орлов и др.) – материалистическая философия, претендующая на то, чтобы иметь статус научной. В своём анализе действительности опирается на материал частных наук. Стремится выявить наиболее общие законы и закономерности развития природы, общества и мышления. Основным методом познания является диалектический 2 . Социальная философия марксизма основана на идее создания коммунистического общества, построенного на идеалах равенства, справедливости, свободы, ответственности и взаимопомощи. Конечной целью построения такого общества является создание условий для свободной самореализации любой личности, наиболее полное раскрытие её потенциала, где было бы возможным осуществление принципа: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Однако для реализации этих идеалов в ней недостаточно проработана проблема индивидуального, уникального бытия личности, богатства её внутреннего мира и потребностей.

    Феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло- Понти и др.) – учение, которое исходит из того, что необходимо очистить наше мышление от всех наносных, искусственных логических построений, но при этом оно пренебрегает изучением сущностного мира, независимого от человеческого восприятия и осмысления. Феноменологи считают, что познание объективного мира невозможно, поэтому изучают лишь мир смыслов (называя при этом их сущностями), закономерности в формировании смысловой реальности. Они считают, что наше представление о мире не является отражением самого объективного мира, а является искусственным логическим построением. Чтобы восстановить истинную картину мира, мы должны исходить лишь из нашего практического отношения к вещам и процессам. Наше понимание о вещах должно складываться в зависимости от того как мы их используем, как они себя по отношению к нам проявляют, а не какова их действительная сущность, способная объяснить причинно-следственные связи. Например, для них не имеет значения какими физическими или химическими свойствами обладает материал, из которого создана вещь, какие бактерии в ней живут и какие микроскопические процессы в ней происходят, для них большее значение имеет её форма и функции, которые она выполняет. С их позиции, говоря о вещах, мы должны вкладывать в них лишь практический смысл их возможного использования. Говоря о природных и социальных процессах, мы должны подразумевать, прежде всего, их возможное влияние на нас или то значение, которое они для нас несут. Тем самым, феноменологический подход отрывает человека от действительности, снимает установку на понимание взаимосвязей и законов мира, дискредитирует стремление к мудрости и объективной истине, упускает из виду ценность накапливаемых человечеством опытных знаний.

    Герменевтика (В. Дильтей, Ф. Шлейермахер, Х.Г. Гадамер и др.) – философское направление, вырабатывающее методики правильного понимания текстов, избегая собственной предвзятости, «пред-понимания» и, пытаясь проникнуть не только в замысел автора, но и в его состояние в процессе написания, в ту атмосферу, при которой этот текст создавался. При этом в понятие текста вкладывается очень широкий смысл, в их понимании вся понимаемая нами реальность есть особый вид текста, поскольку мы осмысляем её через языковые структуры, все наши мысли выражены на языке.

    Психоаналитическая философия (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) – исследует закономерности функционирования и развития психики человека, механизмы взаимодействия сознательного и бессознательного. Анализирует различные психические явления, наиболее типичные переживания человека, стремится выявить их природу и причины, найти способы лечения психических расстройств.

    Постмодернизм (Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Деррида и др.) философия, которая, с одной стороны, является выражением самоощущения человека современной эпохи, а с другой, – стремится разрушить классическую философскую традицию, стремящуюся к познанию мудрости и истины. Все классические философские истины и вечные ценности в ней начинают пересматриваться и дискредитироваться. Если современную эпоху, современную культурную ситуацию (постмодерн) можно назвать восстанием чувств против разума, эмоций и мироощущений против рациональности, то философия постмодернизма восстаёт против любой формы, способной претендовать на ограничение свободы личности. Однако на пути к такой абсолютной свободе оказываются объективность, истинность, правильность, закономерность, всеобщность, ответственность, любые нормы, правила и формы долженствования. Всё это объявляется инструментом власти и элит по манипуляции общественным мнением. Высшими ценностями провозглашаются свобода, новизна, спонтанность, непредсказуемость и наслаждение. Жизнь, с их точки зрения, – это своеобразная игра, к которой не стоит относиться серьёзно и ответственно. Однако разрушение тех норм, идеалов и ценностей, которые вырабатывались путём проб и ошибок на основе обобщения опыта многих поколений людей опасно для дальнейшего существования человечества, поскольку это путь к тому, чтобы общество создало бы невыносимые условия для жизни (борьба эгоистичных побуждений, постоянное использование друг друга, бесконечные войны, разрастание экологического кризиса, обострение личностных проблем и т.д.).

Взаимовлияние философии и частных наук

А. Философия дает частным наукам:

Универсальную картину мира в его совокупности;

Универсальные законы, категории, методы исследования действительности;

Ценностные ориентации поведения человека (н-р, понимание единства природы и человека, понимания природы как партнера, а не просто как средства для обогащения).

Б. Частные науки дают философии:

конкретные научные данные (факты), частные законы разных сфер действительности. На их основе философия делает обобщения , формулирует общенаучные законы, категории, методы познания.

На основе интеграции этих знаний, философия строит универсальную картину мира . Частнонаучные знания связывают философию с конкретной действительностью.

3. Функции философии. Структура философии

Функции: есть основные ее направления

1. Мировоззренческая: философия

Дает обобщающую систему взглядов на мир в целом на основе имеющихся научных знаний;

Формирует представление об устройстве мира и месте человека в нем;

Раскрывает законы существования и развития мира;

Вырабатывает ценности и цели жизни человека.

2. Гносеологическая (познавательная):

Доказывает принципиальную возможность познания мира,

Изучает законы процесса познания;

3. Логическая:

изучает мышление человека, его законы, учит правильно строить свои рассуждения.

Знаменитый английский физик барон Кельвин (Уильям Томпсон, 1824-1907, один из авторов 2-го начала термодинамики, шкалы Кельвина) заявил сторонникам узкой специализации студентов: «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации».

Например, знание особенностей менталитета восточных народов (пуштуны, чеченцы).

4. Методологическая:

философия вырабатывает наиболее общие (т.е. универсальные, общенаучные):

- методы познания мира (диалектика, индукция, дедукция, анализ и др.);

Методологическая роль философии заключается также в том, что усвоенное определенное философское знание (принципы) определяет соответствующее поведение человека и ученого (например, материализм или идеализм).

Выделяют и ряд других функций:

- аксиологическая (ценностная),

- прогностическая,

- социальная и др.

В соответствии с функциями выделились и отдельные сферы философского знания, т.н. философские дисциплины (разделы философского учения).

В ходе развития философии, накопления объема знаний, в ней со временем выделились различные конкретные направления исследования мира, действительности (т.н. философские дисциплины ), каждая из которых изучает свой круг философских проблем.



Это разделение на дисциплины постепенно произошло в философии также как и в других науках. Так, скажем, единая прежде математика расчленилась на отдельные разделы (математические дисциплины): алгебра, геометрия, тригонометрия, высшая математика и т.д.

Философские дисциплины:

1. Отнология (греч. Относ – сущее, бытие) – учение о бытии , т.е. об основах всего существующего (природы, человека, мышления), о том, что является причиной возникновения и главной движущей силой).

2. Гноселогия (греч. Гносис – знание) – теория познания, т.е. наука о познании мира и способах его познания.

3. Логика (греч. логос – учение) – наука о мышлении человека, его законах и формах.

4. Этика – теория морали, наука о нравственности (о понятии добра и зла).

5. Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве.

6. Социальная философия – философское учение об обществе.

7. Философская антропология (anthropos - человек) – философия человека (его сущности, смысле и целях жизни).

Есть и другие философские дисциплины :

8. аксиология (греч. аxiа-ценность) – учение о ценностях;

9. философия религии

10. философия политики

11. философия права

12. история философии - изучает зарождение, становление и развитие философской мысли.

Проблематика философии (ее содержание)

Наука как объект нолидисцинлинарного изучения

Существует группа философских дисциплин, название которой часто употребляют как единый термин: «философия, логика и методология науки». Это комплексное философское направление, занимающееся многосторонним анализом научной деятельности: проблемами ее структуры и динамики, изучением социально-культурных предпосылок и условий научного познания.

Само понятие науки многозначно. Принято различать следующие перспективы:

  • 1) наука как система знаний;
  • 2) наука как деятельность;
  • 3) наука как социальный институт;
  • 4) наука как культурно-исторический феномен.

Можно также выделить два наиболее общих контекста, к которым, с известной долей условности, можно свести философский анализ научной деятельности: 1) когнитивный и 2) социально-культурный контексты научного познания.

К когнитивной плоскости (лат. cognitio - познание) относится круг тем, охватывающих внутренние концептуальные вопросы науки. Сюда традиционно включают теоретико-познавательные, или эпистемологические (от греч. episteme - знание, познание), методологические и логические аспекты. Однако для научного познания характерны также сложные взаимосвязи с социальными, историческими и культурными и другими факторами. Эти взаимосвязи относят к социально-культурному контексту анализа науки.

Наука изучается не только на обобщенном философском уровне. Она является предметом и специальных дисциплин: социологии, экономики, психологии, истории и др., где развиты соответствующие области (социология науки, экономика науки и т.п.). Сегодня существует обширное комплексное направление, объединяющее различные дисциплины с целью многостороннего изучения науки, - науковедение. В рамках науковедения философия науки и специальные науковедческие направления тесно взаимодействуют.

Точно так же не существует резкой границы между когнитивным и социально-культурным контекстами анализа научного познания. Важной тенденцией последних десятилетий является их неуклонное сближение.

Философия науки: становление и этапы

Философия науки как самостоятельное направление исследований начала оформляться примерно со второй половины XIX в. У ее истоков стояли такие крупные ученые, как Г. Гельмгольц, Э. П. Дюгем (Дюэм), Э. Мах, К. Пирсон, А. Пуанкаре и другие.

Становлению этой отдельной области философского анализа способствовал ряд предпосылок: в это время наука приобретает серьезную социальную значимость, расширяет масштабы своей деятельности, развертывает собственные учреждения, совершает серию фундаментальных открытий. Одновременно происходит гигантское усложнение научного знания, оно становится менее наглядным, все более абстрактным. С начала XX в. в связи с созданием специальной теории относительности и появлением физики микромира возникает кризис классической физики и связанного с ним мировоззрения. Отсюда особую остроту приобретает проблема обоснования научного знания и осмысления научного метода.

В последующем развитии философии науки выделяют следующие этапы.

1. Важной программой философии науки в первой половине XX в. явился так называемый логический позитивизм , или неопозитивизм. Особенно влиятельными были идеи неопозитивизма в 1930-1940-е гг. Среди его деятелей наиболее известны К. Гемпель, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рей- хенбах, М. Шлик, Г. Фейгл. Организационно движение неопозитивистов связывают прежде всего с Венским кружком и Берлинской группой философов науки.

Основное убеждение неопозитивистов состояло в том, что наука имеет некую жесткую логико-методологическую структуру. Неопозитивисты базировались на весьма сильных допущениях. С их точки зрения, существует единый научный метод, общий для всех наук, и, соответственно, некая «эталонная», единственно возможная наука. Научная деятельность однозначно определена следующей логико-методологической схемой:

ФАКТЫ -> МЕТОД ТЕОРИЯ.

Это означает, что:

  • 1) существует нейтральный базис фактов; факты являются результатами наблюдений и экспериментов;
  • 2) существует единый методологический стандарт работы с эмпирическим материалом; благодаря применению научного метода происходит правильная обработка фактов;
  • 3) конечным результатом деятельности выступает научная теория как достоверное, обоснованное теоретическое знание; теория является адекватным описанием и систематизацией эмпирического материала.

Такую совокупность представлений можно считать некоей идеальной моделью научности. Ошибки и заблуждения в науке, с этой точки зрения, это всегда лишь следствие отхода от идеальной модели научности. Своей задачей неопозитивисты считали выявление, подробное изучение и точное изложение идеала научности и всех относящихся к нему компонентов. Неопозитивисты собирались прояснить, уточнить и представить в виде строгих формулировок, что же такое научный метод и логически безукоризненная теория, а также выделить логические структуры объяснения, обоснования, подтверждения. Главным средством для выполнения неопозитивистской программы служил логический анализ языка науки.

2. Однако в ходе логико-методологических исследований первоначальные допущения неопозитивистов ослаблялись и размывались. Например, было осознано, что невозможно достичь идеала полного обоснования научной гипотезы, а научные понятия не имеют столь четкого содержания, которое могло бы быть исчерпывающе уточнено.

Иными словами, проведение в жизнь программы сильной модели научности столкнулось с многочисленными трудностями.

Постепенно исходная концепция научности стала подвергаться критике, в том числе и самими неопозитивистами. Примерно с 1950-х гг. начинается пересмотр неопозитивистских принципов . Но полное крушение этой программы происходит в 1960-е гг. В это время было достигнуто гораздо более сложное видение науки, включавшее отрицание нейтральности эмпирического базиса, наличия единственно правильного научного метода, незыблемости научной теории.

Новый период философии науки, начавшийся с 1960-х гг., носит название постпозитивистского.

Важную роль в критике ключевых неопозитивистских положений и в установлении нового взгляда на науку сыграли У. Куайн, Т. Кун, У. Селларс, П. Фейерабеид и другие. Давним оппонентом неопозитивизма был также Карл Поппер, чьи идеи приобрели в постпозитивистский период существенное влияние.

В 1970-е гг. окончательно складывается общее мнение, что позитивизм в философии науки подошел к концу. В 1977 г. Ф. Суппе описал историю неопозитивистского движения и заключил, что эра неопозитивизма закончилась.

3. В общей постпозитивистской перспективе можно выделить период, который уместно назвать современным. Он берет начало примерно с 1980- 1990-х гг.

Если в предыдущие десятилетия (1960-1970-е гг.) исследователи были сосредоточены в основном на критике неопозитивизма, то новейший этап - это пора осознания результатов прошедших дискуссий, а также понимания сложности новых проблем, стоящих перед философией науки. Усилиями исследователей обрисован чрезвычайно сложный и многогранный образ науки. Появились новые перспективные подходы к изучению научной деятельности.

На современном этапе, наряду с концепциями классиков философии науки, обсуждаются также идеи таких исследователей, как II. Ачинс- тейн, Р. Гир, Ф. Китчер, Н. Кэртрайт, У. Ньютон-Смит, Б. ван Фраассен, Я. Хакинг и многие другие.

В дальнейшем изложении мы будем более подробно обращаться как к программе неопозитивистов, так и к главным идеям их оппонентов.

На современном этапе также интенсивно развиваются философские направления, изучающие специальные науки и области: философия биологии, квантовой механики, медицины, экономики и др.

Методология науки

Термин «методология» имеет два значения.

Во-первых, методологией называют совокупность правил и регуляти- вов, которые лежат в основе некоторого вида деятельности.

Во-вторых, методология - это специальная дисциплина, особое направление исследований. Предметом методологического анализа является деятельность человека в той или иной сфере.

Понятие «метод» (греч. methodos - путь к чему-либо, проследование) означает какой-либо сознательно применяемый способ решения задач, достижения требуемого результата.

Методология науки как самостоятельная область исследований стремится выяснить содержание, возможности, границы и взаимодействие научных методов. Она разрабатывает систему методологических понятий, отражающих в общем виде предпосылки, средства и принципы научного познания.

Задача этой дисциплины - не только прояснять и изучать уже имеющиеся исследовательские средства, но и постараться их усовершенствовать, внести свой вклад в развитие научных методов; она предполагает активный критический подход к научному познанию.

Первоначально методология науки развивалась, скорее, как нормативная дисциплина, как бы диктующая ученому «правильные» способы познания, задающая ему достаточно жесткие рамки и оценивающая его действия. Однако со второй половины XX в. в методологических исследованиях происходит сдвиг от нормативной стратегии к дескриптивной , т.е. описательной.

Методологи сейчас больше изучают и описывают то, как реально работает наука, не пытаясь навязать ученым какие-либо представления о «правильных» и «неправильных» действиях. Но, разумеется, в современной методологии науки сохраняется и аналитико-критический стиль по отношению к реальной научной практике. Сегодня растет понимание того, что эта дисциплина должна не столько быть нацелена на разработку конкретных рекомендаций для ученых, сколько активно включаться в широкое обсуждение наряду с представителями частных наук и на принципах равноправия с ними их методологических проблем.

С некоторой долей условности в методологии науки как философской дисциплине можно различать «общую методологию», изучающую самые общие черты научной деятельности (например, она занимается общими вопросами экспериментирования, моделирования, измерения, аксиоматизации и др.), и «методологию частных наук», анализирующую более узкие вопросы, которые относятся к конкретным научным областям и направлениям.

Развитие методологического знания тесно связано с общим продвижением науки. Научные достижения имеют, кроме собственно теоретически- предметной, содержательной стороны, еще и сторону методологическую. Вместе с новыми научными теориями мы часто приобретаем не только новое знание, но и новые методы. Скажем, такие фундаментальные достижения физики, как квантовая механика или релятивистская теория, имели также большое методологическое значение.

То, что развитие философско-методологического знания крайне важно для науки, доказывает тот факт, что многие крупные ученые специально обращаются в своих трудах к фундаментальным общеметодологическим вопросам науки. Для примера достаточно вспомнить таких ученых, как II. Бор, Г. Вейль, В. Гейзенберг, А. Пуанкаре и А. Эйнштейн.

Логика науки

В XX в. мощное развитие получила математическая логика - самостоятельное направление, имеющее приложения во многих сферах научно-практической деятельности. Появление математической логики стало революцией в логике и науке вообще. В том числе она стимулировала и развитие методов логического анализа науки.

Сейчас область, именуемую «логикой научного познания», трудно назвать единой дисциплиной с четко определенным предметом. Она представляет собой совокупность разнообразных концепций, подходов и моделей, касающихся различных форм и процессов научного познания.

В логике науки исследуются формальные аспекты научной деятельности: это сам язык науки как система понятий, логические характеристики научных теорий (такие как непротиворечивость, полнота, независимость аксиом), а также содержательные рассуждения, структуры аргументации и другие проблемы. Уточняются такие важные научные понятия, как необходимость, возможность, вероятность, правдоподобность и др.

Очень широк и арсенал современных логико-математических средств. Продолжается использование традиционных искусственных логических языков («исчислений»). Развиваются и новые области: логика норм, эпи- стемические модели познания, многозначные логики и др.

Логические методы обработки и исследования научного знания сегодня приобрели особое значение в связи со становлением так называемой инженерии знаний и развитием компьютерных технологий, опирающихся на успехи в области искусственного интеллекта. Развитие логических методов способствует одной из важнейших тенденций современной науки - ее информатизации и компьютеризации (см. параграф 6.1).

  • В это же время сторонники данной программы стали называть себя «логическими эмпи-ристами».

Философия – это наука о законах развития природы и общества. Есть разные определения: как наука, как форма мировоззрения, как особый способ познания мира или как особый способ мышления. Единого определения не существует. Предмет философии изменчив. Он меняется каждое столетия из-за изменений в культуре и обществе. Первоначально, в это понятие входили знания о природе, космосе и человеке. С развитием общества объект этой науки расширился.

Что такое философия

Аристотель первым представил философию как отдельную область теоретического знания. До 16 века она включала в себя множество направлений, которые потом начали отделяться в отдельные науки: математика, астрономия, химия, физика, биология. Сейчас эта наука включает в себя логику, метафизику, онтологию, эстетику.

Цель этой науки заключается в том, чтобы увлечь человека высшими идеалами, дать ему правильное представление о совершенных ценностях.

Считается, что первым придумал термин «философия» Пифагор, а само слово впервые появляется в диалогах Платона. Термин зародился в Древней Греции.

Понять эту науку многим сложно, поскольку многие философы противоречат друг другу в глобальных вопросах, существует много взглядов и школ. Идеи этой науки понятны не каждому, и в ней легко запутаться.

Философия решает такие вопросы, как: «Можно ли познать мир?», «Есть ли Бог?», «Что такое хорошо и плохо?», «Что первично: материя или сознание?».

Предмет философии

Сейчас фокусом этой науки являются человек, общество и познание. Фокус зависит от того, какие вопросы актуальны для философов в определенную историческую эпоху.

Человек

Человек – главный объект философии, который изучается с момента ее появления. Люди интересуются собой, своим происхождением и законами развития. Хотя, природу человека изучают уже долгое время, все еще есть нераскрытые загадки и вопросы ученных.

В Средневековье, природу человека объясняли при помощи религии. Сейчас, когда религия не играет такой большой роли в обществе, ищут другие объяснения. Также человека изучает биология, которая дает представление о протекающих внутри тела процессах.

Длительное изучение человека привело к трем выводам:

  1. Человек – высшая форма развития, так как обладает речью, умеет создавать орудие труда, мыслит. На первом этапе развития философской мысли, человека изучали как самое умное существо на планете.
  2. На следующем этапе, философы изучали историю развития человечества в целом, выявляли закономерности.
  3. На третьем этапе, каждый человек изучался в отдельности.

Эти этапы привели к формированию понятий «личность» и «индивидуальность». Хотя человек – один из главных предметов философии, тема до конца не изучена и остается актуальной.

Общество

Философы изучают правила и принципы, принятые в обществе, тенденции его развития и зарождающиеся в нем идеи.

Существует два подхода к изучению общества:

  • изучение производства и получения материальных благ;
  • изучение духовной части общества.

Важным правилом является – оценка личности при изучении общества. На основе возникающих вопросов возникло несколько течений:

  1. Марксизм, последователи которого считают, что человек – это продукт общества. Путем установления правил, привлечения к общественной трудовой деятельности и контроля формируется моделиь поведения и уровень культуры отдельного индивида.
  2. Экзистенциализм. Согласно этому течению, человек – существо иррациональное. Изучение общества происходит без изучения отдельных индивидов. человека – уникальное явление, а интуиция – основной метод постижения действительности.
  3. Кантианство. Основоположник этого течения – . Это течение предполагает, что в обществе так же, как и в природе, есть свои принципы и правила развития. Эти правила разные в отдельные эпохи и зависят от человеческих потребностей.

Течения также возникают вследствие различных исторических событий и изучают актуальные на тот момент проблемы.

Познание

Это самый сложный объект философии, так как есть разные методы познания. Они постоянно совершенствуются, поэтому их изучение – сложный процесс. К методам познания относят:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • наблюдение;
  • другие.

Познание делится на научное и эмпирическое. У каждого вида свои методы.

Основная проблема заключается во взаимоотношении мира и человека. Раньше, эти взаимоотношения объяснялись при помощи религии или мистики. Сейчас они объясняются при помощи науки.

Развитие предмета философии

То, что изучает философия в конкретный момент времени, зависит от развития общества и его потребностей. Так, выделяют четыре этапа в развитии объекта этой науки:

  1. Предметом первой тысячи лет до нашей эры являлось разработка идей о появлении мира и людей. Люди интересовались тем, откуда появился мир, и откуда появились они.
  2. В 1-4 веках нашей эры появляется религия, и фокус кардинально меняется. На первый план изучения встают отношения человека и Бога.
  3. В Средневековье философия была главной наукой и влияла на жизнь общества. Каких-то резких изменений в этот момент не было, поскольку люди были солидарны в своих точках зрения. Так происходило, потому что инакомыслие было наказуемо.
  4. Развитие объекта изучения возобновляется в новое время. На первый план выходит мысль о различных вариантах развития человечества. В этот период люди надеялись, что философия объединит в себе всю информацию о мире и месте человека в нем.

На протяжении этих этапов менялась жизнь людей, происходили разные исторические события, которые формировали объект науки и влияли на его развитие.

Предмет прошел три стадии эволюции, ведь первоначально люди не могли объяснить многие явления. Но постепенно наши знания о мире расширялись, а объект изучения эволюционировал:

  1. Космоцентризм является первой стадией. Все события, которые происходили на земле, объяснялись влиянием космоса.
  2. Теоцентризм – это вторая стадия. Все, что происходило в мире и жизни людей, объяснялось Божьей волей или мистическими высшими силами.
  3. Антропоцентризм – третья стадия. На первый план выходят проблемы человека и общества, их решению уделяется большее внимание.

На основании этих стадий, удается проследить и развитие человечества. В самом начале, из-за отсутствия достаточных знаний о мире, люди пытались объяснить все влиянием космоса – непонятной для них материей. По мере развития религии, жизнь общества сильно меняется: люди стараются быть богопослушными, и религия занимает в их жизни значительное место. В современном же мире, когда знаний о мире достаточно, а религия не занимает такого большого места в жизни людей, проблемы человека выходят на первый план.

Предметы осмысления действительности

Все мы, в процессе своей жизни, познаем окружающий нас мир. Философия выделяет 4 предмета осмысления действительности:

  1. Природа – все, что создано без участия человека. Природа стихийна и непредсказуема, она существует в независимости от существования человека: даже если он умрет, мир продолжит существовать.
  2. Бог – понятие, которое объединяет в себе представление о потустороннем мире, сверхъестественных силах и мистике. Богу приписываются возвышенные качества, такие как: бессмертие, вездесущность и всемогущество.
  3. Общество – это система, которая создана людьми и состоит из институтов, классов и людей. Общество не может существовать естественно, как в случае с природой, и для его поддержания необходима работа человечества.
  4. Человек – существо, которое является центром существования. В человеке есть божественное начало, которое заключается в способности творить и создавать. Также человек обладает врожденными качествами, что связывает его с природой. Некоторые же качества развиваются под влиянием среды и окружения, что делает человека социальным существом.

Эти четыре элемента мы познаем в процессе изучения окружающего мира вокруг нас и формируем о них свое представление. Философия также изучает эти четыре элемента и фокусирует внимание на их природе и законах развития.

Объект философии – всегда будет меняться. Если сейчас на первом плане стоят проблема человека и человечества, то в следующем веке ситуация может поменяться. Философия – наука, которая наиболее подвержена влиянию социальных факторов и исторических событий. Специфика философии заключается в изменчивости и двойственности.

ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж»

Учебное пособие по

дисциплине «Основы философии»

Волгоград

Введение: Философия как образ жизни

Часть I История философии

Глава 1. Философия Древнего Востока

Глава 2. Философия Античности

Глава 3. Философия Средних веков

Глава 4. Философия Возрождения и Нового времени

Глава 5. Немецкая классическая философия

Глава 6. Русская философия

Глава 7. Неклассическая философия

Глава 8. Современная философия

Часть II Человек и общество

Глава 1. Философия о происхождении и сущности человека

Глава 2. Общество как структура

Глава 3. Культура и цивилизация

Глава 4. Человек перед лицом глобальных проблем

Глава 5. Бытие и сознание и познание

Введение.

Философия как образ жизни.

Мировоззрение и его типы. Специфика философского знания. Предмет философии. Структура философского знания. Основные методы философии. Основные вопросы философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии.

Каждый человек имеет определенные представления об окружающем мире. Это необходимо для того, чтобы определенным образом ориентироваться в реальности и заниматься какой-либо деятельностью, то есть жить, работать, учиться и так далее. Совокупность взглядов человека на мир в целом называется мировоззрением.

Мировоззрение весьма неустойчиво. Представления человека о мире могут меняться с течением времени или под воздействием определенных обстоятельств. Для сохранения знаний о мире и передачи (трансляции) их другим поколениям элементы мировоззрения кристаллизуются в различных социальных установлениях: нормах права и морали, традициях и обычаях, фольклоре, ценностях, идеалах, образах и символах искусства, религиозных убеждениях и знаниях науки.

Взгляды всего человечества на мир также меняются со временем. Это выражается в формировании новых типов мировоззрения. Создание новой системы представлений о действительности – процесс долгий и тяжелый. Всего было создано четыре типа мировоззрения: миф, религия философия и наука.

Миф или мифология – исторический первый тип мировоззрения. Мифологические представления о мире были присущи первобытному человеку на протяжении десятков тысяч лет. Основными чертами мифа являются образность и опора на зрительную наглядность. Это объясняется крайне слабым развитием абстрактного мышления у первобытного человека. Миф всегда повествует о конкретном, единичном. Поэтому общие представления о мире выражаются в рамках мифологии в ряде повествований о богах и героях.

Еще одной чертой мифа является обожествление природы, то есть стремление приписать антропоморфные (человеческие) черты природным явлениям. Мифологический человек предполагал, что все вокруг него имеет душу и сознание, а, значит, есть возможность вступить в диалог с окружающим его миром. Этот диалог осуществлялся при помощи различного рода ритуалов и жертвоприношений.

Еще одной формой мировоззрения является религия. Основной отличительной чертой религии является вера в наличие неких сверхъестественных сил, оказывающих влияние на жизнь человека и окружающий его мир. Опора на веру указывает на чувственный, образно-эмоциональный (а не рациональный) характер познания мира в рамках религиозного мировоззрения.

Религия предполагает создание стройной системы представлений о мире. Тремя наиболее распространенными в мире религиями являются: христианство, мусульманство, буддизм. Также существует ряд национальных религий (иудаизм, индуизм, синтоизм и др.).

Несколько позже религии и мифа формируется философское мировоззрение. Философия – особый тип мировоззрения, основанный на логике умозаключений и понятийном осмыслении мира.

Современной формой мировоззрения является наука. В отличие от философии, наука опирается на знание, полученное посредством обобщения эмпирических (то есть основанных на чувственном опыте) данных. Тем не менее, философию и науку объединяет то, что они предполагают логичное описание мира при помощи понятий.

Не смотря на то, что мировоззрение современного человека характеризуется как научное, это не значит, что иные типы мировоззрения окончательно исчезли. Можно сказать, что каждый последующий тип как бы «наслаивался» на предыдущие. У современного человека, при общем принятии истин науки, сохраняются элементы трех других форм мировоззрения: существуют суеверия – остатки мифологических представлений, многие люди разделяют религиозные убеждения, философские теории и понятия используются в научном познании.

Специфика философского мировоззрения определяется его теоретичностью и рациональностью. Теоретичность философии состоит в предельно общем характере философского знания. Философия оперирует категориями – предельно общими понятиями, такими как «количество», «качество», «время», «действие», «состояние».

Понятие «рациональность» происходит от латинского «разум». Рациональность предполагает:

Во-первых, отображение объективного мира в понятиях, выявляющих наиболее существенные, обобщенные черты явлений и предметов.

Во-вторых, логичность мышления, т.е. его соответствие законам логики.

В-третьих, дискурсивность, то есть обоснованность тех или иных утверждений.

Предметом познания философии являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Стоит заметить, что философия стремится схватить и описать мир в его целостности, выявить всеобщие закономерности лежащие в его основе.

Вопросы, составляющие предмет философии лежат в основе структуры философского знания. Основные философские дисциплины:

1. Онтология – учение о бытии. Эта дисциплина призвана рассмотреть вопрос о происхождении и устройстве мира как такового.

2. Гносеология – учение о познании. Рассматривает вопрос об истине, а также методах ее познания.

3. Социальная философия – учение об обществе, его структуре, а также общих закономерностях его функционирования.

4. Философская антропология – учение о человеке, о смысле человеческой жизни, его месте в окружающем его мире, сущности человеческого существования.

5. Этика – учение о нравственности и морали.

6. Эстетика – учение о прекрасном, проблемах творчества и выражения.

7. Логика – учение о формах и методах мышления.

8. История философии – дисциплина, изучающая происхождение и развитие философских учений.

Выделяют несколько основных методов философского познания. Метод в самом общем смысле – это совокупность шагов или действий, необходимых для достижения цели. В философии метод – это способ рассмотреть мир тем или иным образом, подчеркнув и более подробно рассмотрев определенные его качества.

Двумя основными методами философского мышления являются метафизика и диалектика.

Метафизика представляет собой философский метод, предполагающий рассмотрение сверхчувственных (то есть не доступных чувственному познанию – зрению, осязанию, обонянию и т. д.) разумно постигаемых оснований нашего мира. Основной задачей метафизики является нахождение принципа, лежащего в основе существования мира, устанавливающего порядок его существования. Таким принципом в различных философских учениях, использующих метафизический метод становятся: Субстанция, Бог, Мировой Разум, Абсолютная Идея и так далее. Основной чертой метафизики является рассмотрение мира в статике, то есть как неподвижного. Это помогает мыслителю уловить структуру мира, однако не позволяет описать процессы его движения и развития.

Диалектика – это метод философского исследования, в котором вещи, явления рассматриваются как постоянно движущиеся, изменяющиеся, развивающиеся вследствие борьбы противоположностей, в них содержащихся.

Как видно из определений, оба метода дополняют друг друга. Кроме двух основных выделяют также следующие методы:

Догматизм – восприятие действительности при помощи догмы, то есть совокупности положений, недоказуемых, но и не подлежащих сомнению, то есть данных свыше как абсолютная истина.

Эклектика – метод, основанный на соединении различных, не имеющих единого основания фактов, концепций, теорий, идей, в результате чего получаются поверхностные, имеющие лишь вид правдоподобия выводы.

Герменевтика – это метод размышления, основанный на процессе толкования текста. Новые идеи, в данном случае, рождаются из попыток трактовки какого-либо текста, вчувствования в него, постижения его скрытого смысла. Часто объектом герменевтики становятся священные тексты той или иной религии (Коран, Библия, Веды и т.д.)

Софистика – метод мышления, предполагающий использование ошибок формальной логики, особенностей психологии слушателя, ложных посылок, для получения требуемых выводов. Софистика используется не для достижения истины, но для победы в споре, дискуссии и, поэтому лишь формально может быть названа философским методом.

В истории философии было предложено множество различных вариантов того, что можно назвать основным вопросом философии. Так, первые мыслители античности считали, что основным вопросом философии является вопрос о первоначале мира. Сократ, в свою очередь, считал основным вопрос о познании человеком самого себя. В Средние века, основным становится вопрос о познании Бога.

В современной философии под основным вопросом философии подразумевают вопрос о соотношении Бытия и Сознания. Со всей очевидностью этот вопрос был поставлен в философии марксизма, где выделялись две его стороны.

Онтологическая сторона этого вопроса состоит в постановке и решении проблемы: что первично, сознание или материя?

В зависимости от решения этой проблемы все философские учения делят на две большие группы:

Идеализм – направление философии, сторонники которого считают первичным сознание, а материю – вторичной. Примером такого рода учения является идеализм Платона, утверждавшего, что в основе нашего мира лежит Мир идей, содержащий идеи всех вещей.

В свою очередь идеализм имеет две разновидности: объективный и субъективный идеализм. Сторонники объективного идеализма считают, что в основе мира лежит некая объективная идея (разум, сознание, бог, абсолют), существующая независимо от сознания познающего мир человека.

Сторонники субъективного идеализма уверенны, что весь мир существует только в сознании познающего субъекта (человека).

Материализм – направление философии, сторонники которого утверждают, что первичной является материя, а сознание и мышление являются лишь результатами ее саморазвития. Примером такого учения является диалектический материализм Карла Маркса.

Кроме материализма и идеализма существую еще два «компромиссных» течения:

Дуализм – направление в философии, представители которого считают, что существую две независимые друг от друга субстанции: материальная, обладающая свойством протяженности и идеальная, обладающая свойством мышления. Примером такой позиции является философия Рене Декарта.

Деизм – философское направление, сторонники которого признавали существование Бога, однако считали, что после творения мира он удалился от мира и больше не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли Сознание и Бытие.

Гносеологическая сторона того же вопроса касается возможности познания человеком окружающего мира, то есть соотношения его сознания и бытия. В соответствии с тем, как решается данный вопрос в том или ином конкретном учении, выделяют:

Гносеологический оптимизм – направление философии, представители которого считают, что мир познаваем, а возможности его познания неограниченны.

Агностицизм – направление философии, представители которого уверенны, что мир либо непознаваем, либо может быть познан частично, поскольку возможности человеческого разума ограниченны.

Также существуют различные точки зрения на вопрос о способах познания мира:

Эмпиризм – философское направление, основателем которого считается Ф. Бэкон, предполагает, что в основе познания лежит лишь опыт и чувственные ощущения.

Рационализм – философское направление, основателем которого является Р. Декарт, представители этого направления уверенны, что достоверное знание может быть выведено только из человеческого разума и не зависит от опыта.

Противоположностью рационализму является иррационализм, основным положением которого является тезис об отсутствии у мира логической структуры. Мир хаотичен, непредсказуем, а, значит, непознаваем.

В современной философии считается, что основной вопрос философии не решен ни в онтологическом, ни в гносеологическом его аспектах и относится к категории так называемых «вечных» проблем. Однако такая ситуация является весьма распространенной в философии и отражает ее сущность. Дело в том, что философия как форма познания мира делает акцент не на поиске конечных ответов на вопросы, но на самом процессе размышления. Это отражено в самом термине «философия», который в переводе означает «любовь к мудрости». Это слово ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор (580–500 гг. до н. э.), предполагая, что философ не обладает мудростью (которой в полном смысле слова могут обладать лишь боги), но стремится к ней, любит её. В этом отношении основная задача философии состоит не в поиске ответов, но в правильной постановке вопросов, которая невозможна без осмысления неполноты своих знаний. Именно об этом говорил один из классиков философии Аристотель (384-322 гг. до н. э.), когда утверждал: «Философия начинается с удивления».

Значение философского знания для человека трудно переоценить. Основные функции, выполняемые философией в современном обществе, делятся на две группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие функции философии как источника информации:

1. Гуманистическая – состоит в том, что философия помогает человеку осмыслить свою жизнь, окружающий его мир и укрепить свой дух. Попытки осмысления своей жизни, поиска глобальной цели своей жизни знакомы каждому человеку. Основным помощником человека в этой деятельности является философия.

2. Аксиологическая функция – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

3. Культурно-воспитательная – состоит в том, что философия способствует формированию у человека важных качеств культурной личности, таких как самокритичность, критичность, сомнение.

4. Объяснительно-информационная функция состоит в разработке мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функции философии как источника методов:

1. Эвристическая функция состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

2. Координирующая функция состоит в координировании методов в процессе научного исследования.

3. Интегрирующая функция заключается в том, что философия выступает фактором интеграции научного знания. Термин «интеграция» (от латинского integratio - восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Дело в том, что современные научные дисциплины, выделившиеся из некогда единой науки в ходе процесса дифференциации, теперь находятся в изоляции друг от друга. Философское знание может помочь преодолеть изоляцию и найти связи между ними.

4. Логико-гносеологическая заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие типы мировоззрения вы знаете? 2. Что является объектом такой философской дисциплины как онтология? 3. Каковы основные методы философского исследования? 4. В чем заключается гуманистическая функция философии?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07