Представителем какого направления был шуберт. Урок по музыке на тему" творчество шуберта"


Хунафина Миляуша Мирзасалиховна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 3"
Населённый пункт: г.Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: Разработка урока музыки в 6 классе
Тема: Ф.Шуберт "Лесной царь"
Дата публикации: 15.09.2017
Раздел: среднее образование

Урок музыки в 6 классе

Тема: Франц Шуберт. Баллада «Лесной Царь»

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа).

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Цель урока: углубить знания о творчестве Ф. Шуберта; познакомить с одной из

жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование

эмоционально осознанного восприятия музыкального образа;

выявление средств

выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и

изобразительного) в создании единого образа.

Задачи урока:

Образовательная : совершенствовать знания в области истории музыки, литературы;

знакомство с жанром баллады.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить, рассуждать

о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить

параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической

музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других

Оборудование : мультимедийный проектор, учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской

"Музыка" для 6 класса, фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 6 класс.

План урока:

Организационный момент.

Проверка знаний учащихся о жизненном пути композитора - романтика (краткий

обзор биографии Ф.Шуберта).

Изучение нового материала.

Песня – баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта. Особенность баллады как

жанра, характеристика музыкального образа произведения (литературный и

музыкальный анализ баллады).

Исполнение песни «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха».

Закрепление нового материала (цифровой диктант), вывод урока, рефлексия.

Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Введение в тему.

Слайд 2 Звучит «Аве Мария» (затем звук микшируется) 03.21.

Какая прекрасная музыка открывает наш урок. Произведение, которое вы

слышите достаточно известно. Знакомо ли вам это произведение?

Чей образ воспет в этой музыке? (образ Девы Марии)

Какие чувства вы испытывали, когда слушали эту музыку? (нежные,

ласковые, чувство любви и грусти, мама Иисуса Христа очень любит своего

сына, страдает вместе с ним)

Что для всех олицетворяет Дева Мария? (Дева Мария олицетворяет символ

вечной материнской любви)

Можете ли вы назвать композитора, написавшего это бессмертное

произведение? (ответ учащихся).

Слайд 3 (портрет Шуберта)

На предыдущем уроке мы познакомились с творчеством Шуберта и узнали о

том, что композитор вошел в историю музыки как основоположник

музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической

симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно-

сюжетного вокального цикла.

А сегодня я хочу, чтобы ваши знания стали более углубленными и

расширенными. Как вы поняли из моего предисловия, наш урок мы

посвятим творчеству Франца Шуберта, послушаем и проанализируем одно

из его лучших вокальных произведений балладу «Лесной царь» , а также

исполним одну из его многочисленных песен.

Слайд 4 (записать в тетрадь тему урока)

Более подробно о жизни и творчестве Шуберта вы узнали из фильма,

который смотрели на прошлом уроке. А сейчас я хочу проверить ваши

знания, отвечая на вопросы, вы составите краткий обзор его творческой

биографии.

Слайд 5 (обзор биографии)

Вопросы для проверки выполнения работы.

Кто такой Франц Шуберт? (австрийский композитор)

Лихтенталь)

Сколько лет было Шуберту, когда он начал сочинять музыку? (13 лет)

Сколько песен написал Ф. Шуберт? (более 600)

5. Как называются два вокальных цикла Ф.Шуберта?

Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта? (Иоганн

Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?

(шубертиада)

Представителем какого музыкального направления был Шуберт?

(романтизм)

Когда к Шуберту пришел настоящий успех? (в1828г. дал авторский

10. Какое творческое наследие оставил Ф.Шуберт? (16 опер, 22 квартета,

22 сонаты, 9 увертюр, 9 симфоний, более 600 песен)

Сколько лет прожил Шуберт? (31 год)

Учитель: Да, судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни.

Какой жанр занимал главное место в его творчестве? (песня) Особое место

в песенном жанре занимает баллада. Создателем вокальной баллады

считается Ф.Шуберт.

Информацию о том, что представляет собой баллада, нам подготовила…

Ученик: Баллада (от ит. ballade-танцевать) в средние века песня народного

происхождения, сопровождавшая танец. Позднее - литературное лирико-

эпическое произведение драматического характера, часто с элементами

фантастики, содержание которого опирается на прошедшие события,

предания, легенды.

Баллада – небольшое сюжетное стихотворение с

напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или

историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим,

описываемое событие часто носит драматический характер В эпоху

романтизма баллада вошла в вокальную и инструментальную музыку.

Учитель: Спасибо за информацию. Баллада – так стали называть

вокальную или инструментальную пьесу романтического характера.

Слайд 6 Что представляет собой баллада в музыке – это определение на

экране, запишите его в музыкальный словарь

(баллада-вокальное произведение, написанное на фантастический,

исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса.

(записывают в тетрадь)

Учитель: Как видите, определение музыкального жанра мало чем

отличается от определения литературного.

Слайд 7 (портрет И. Гете)

Учитель: Баллада "Лесной царь" написана Шубертом на слова немецкого

поэта Иоганна Вольфганга Гете. Поэзия Иоганна Гете зачаровывала,

волновала душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом

на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт написал,

когда ему было всего18 лет.

Слайд 8 Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей:

«Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко

читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз

взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада

появилась на бумаге…»

В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом.

Слайд 9 (картина «Лесной царь»)

Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет

песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Послушайте первую интонацию вступления баллады.

Подумайте и ответьте, можно ли определить характер всего произведения по

этой интонации. Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность

или напряжение, волнение, тревога?

Звучит мелодия: (играет учитель)

Ученик: Эта интонация тревожная.

В каком регистре : звучит в низком регистре,

В каком ладу: в минорном ладу.

Учитель: Простучите, пожалуйста, ритм сопровождения, а затем пропойте

вокализ на слог «та»

Вывод: Ритм - чередование "триолей" с восьмыми нотами - длительности

короткие. Штрих исполнения - стаккато, характер музыки тревожный.

Слайд 10 (портрет Жуковского)

Учитель: Самым известным переводчиком баллад на русский язык был

великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский.

Его переводы становились совершенно оригинальными произведениями, в

чем мы с вами постараемся убедиться.

Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте, и о его переводчике.

А теперь, познакомимся с текстом самой баллады «Лесной царь» в

переводе Жуковского.

(Учитель очень выразительно читает стихотворение)

Учитель: Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения.

(волнение, страх, тревога).

Назовите персонажи, о которых идет речь в стихотворении. (рассказчик,

отец, сын, Лесной царь).

О чем это стихотворение?

О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется,

что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец

успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим

или же его забрал Лесной царь.

Учитель: Давайте обратим внимание на слова баллады (количество

куплетов) и сравним её с песней. Что сразу обращает на себя внимание?

Ученик: В балладе 8 куплетов текста. Обычно в песне 3 или 4 куплета.

Баллада - это более масштабное произведение.

Учитель: Особенность баллады ещё и в том, что есть сюжет и тема из

области фантастики, что является особенностью романтических

произведений.

В какой форме изложено стихотворение (диалог)

Да , баллада – лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится

сюжет, который часто заменяется диалогом .

Учитель: Есть ли для вас незнакомые слова в тексте?

Словарная работа: объяснить лексическое значение слов: чертоги -

(пышное, великолепное здание, дворец); перлы – (сокровища,

драгоценности); ветлы – (серебристая ива, крона деревьев).

Итак, вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь

послушайте песню-балладу "Лесной царь" и обратите внимание на

сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности.

После прослушивания вы должны будете дать музыкальную характеристику

(звучит баллада «Лесной царь»)

Слайд 11 – 18 Слушание: (04.32.)

В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и

крик человеческой души.

После прослушивания дети устно отвечают на вопросы.

Слайд 19 (открывать по - порядку)

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика - от Р до F (контрастная)

Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?

Аккомпанемент - стремительное, напряжённое движение (скачет всадник)

Музыка выразительная или изобразительная?

И выразительная и изобразительная (выражает тревогу, изображает

движение)

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся,

будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

Слайд 20

В балладе четыре действующих лица.

Какие интонации вы услышали в каждом образе?

Рассказчик – взволнованный;

Отец – встревоженный;

Сын – испуганный, задыхающийся;

Лесной царь – сладостно-завлекательный, а потом угрожающий.

Вывод: Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается

контраст интонаций.

Слайд 21 Физминутка

Слайд 22 (картина) Итак, продолжим урок и подведем итог

услышанному:

Ребята, какая же атмосфера создана в произведении? (тревога,

предчувствие гибели, трагедии)

Каково отношение лесного царя к младенцу? (он хочет заполучить его к

себе, отлучить от отца, лишить жизни)

Почему отец не видит лесного царя? (он считает, что это бред, сон больного

младенца)

Можно ли точно сказать, сон это или явь, действительно ли существует

лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только

сон младенца? (нет, это остается загадкой, тайной)

Слайд 23

Учитель: А теперь давайте определим образы, краски, звуки и чувства

мира реального и мира ирреального (фантастического).

Реальный мир

Образы : отец, малютка, конь, лес,

Краски : темнота, ночь, мгла, туман,

темные ветви.

Звуки : шелест деревьев, тревожные

Чувства : теплота человеческой

любви, тревога, страх, волнение.

Фантастический мир

Образы: лесной царь, дочери

лесного царя.

Краски: цветы бирюзовы, жемчужны

струи, золотые чертоги.

убаюкивающие интонации.

Чувства: холод, видения,

обещающие радость, покой.

Вывод: сравним два мира реальный и фантастический:

Потусторонний мир лесного царя кажется привлекательнее, чем реальный.

Но, что отсутствует в его мире? (Чувство любви - человеческой любви.)

Что значит «уйти к лесному царю»? (Умереть, лишиться тепла, любви).

Вот почему ребёнок испытывает ужас: не радость, веселье его ждут у

лесного царя, а отсутствие любви.

Почему отец не сумел спасти сына? (Поздно поверил в его грёзы).

Вывод: два мира - призрачный, великолепный, но холодный мир царства

лесного царя и непривлекательный внешне, но согретый теплотой чувства -

мира реального.

Учитель: Все ваши выводы по литературному и музыкальному вариантам

произведения еще раз доказывают, что перед нами один из наиболее ярких

жанров романтизма – баллада.

Слайд 24

Сравните язык трёх художественных произведений – литературного,

музыкального и живописного.

Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый

драматически - напряжённый образ?

Ученики: Литература использует - слово, музыка - звуки, живопись –

Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована

большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих

лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена

сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый

стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня,

но и движением чувств главных действующих лиц.

Хочу обратить ваше внимание, что все эти виды искусства не подражают

друг другу, не иллюстрируют друг друга, а существуют самостоятельно.

Слайд 25 Учитель: На предыдущем уроке мы разучили песню Франца

Шуберта «В путь».

Какой образ показан в этой песне?

Ученики: Образ движения, круговорот воды.

Учитель: Это очень символичное произведение. Мельничное водяное колесо

как символ вечности. Нельзя нам в жизни останавливаться, необходимо

постоянно двигаться вперед. Жизнь – это постоянное движение.

Исполнение песни «В путь» (02.00) Молодцы!

Неповторимая музыка Шуберта может помочь человеку в трудные

минуты его жизни, даруя ему надежду и веру в собственные силы. Очень

хотелось бы, чтобы в каждом из нас жила эта вера.

Слайд 26 - 32 Цифровой диктант по теме урока (закрепление

пройденного) Выставление оценок в журнал.

материала:

Учитель: А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос

(вопросы появляются на экране (высказывания учеников)

Слайд 34 Дом. задание: Я предлагаю вам дома соприкоснуться с

поэзией Гёте - потренироваться в чтении баллады "Лесной царь", а на

следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё

понимание и собственные чувства, возникшие во время знакомства с этой

удивительной музыкой Первого романтика и уникального композитора-

песенника XIX века Франца Шуберта.

Учитель: Ребята, спасибо за вашу работу на уроке.

Я думаю, вам сегодня было интересно познакомиться с творчеством

удивительного композитора, Франца Шуберта.

Как это прекрасно, что есть такие композиторы, музыка которых помогает

человеку лучше понимать себя и других людей.

А ваше душевное исполнение песни меня искренне порадовало, и я

убеждена: вы счастливые дети, потому что ваши сердца наполнены музыкой.

Слайд 35 (До свидания! До новых встреч!)

Цифровой диктант по теме урока

Тест 1 вариант

Тест 2 вариант

1. В какой стране родился Ф. Шуберт?

1). Франции

2). Италии

1). Шиллер

3). Шекспир

3. Сколько характеров в песне-балладе

«Лесной царь»?

4. Речь какого персонажа баллады звучит

ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?

2). Лесного царя

5. Что в музыкальном сопровождении

баллады помогает вам прочувствовать

драматический образ?

1). Пунктирный ритм

2). Ритм марша

3). Ритм бешеной скачки

6. Какие образы повлияли на построение

всего музыкального развития?

1). Любовь и ненависть

2). Война и мир

3). Жизнь и смерть

2. Во сколько лет Шуберт написал

«Лесного царя»?

2. Кто сделал лучший перевод баллады?

1). Пушкин

2). Лермонтов

3). Жуковский

3. Какой образ в песне-балладе «Лесной

1). Лирический

2). Драматический

1). Взволнованно

2). Завлекательно

3). Вкрадчиво

5. Какого персонажа характеризует

плавная, закругленная, певучая мелодия?

3). Лесного царя

6. Какой характер имеет баллада в целом?

1). Тихий и спокойный

2). Взволнованный и тревожный

3). Веселый и озорной

1 вариант

2 вариант

Ответы для взаимопроверки: 6 – «5» 5 – «4»

(ученики проверяют ответы друг у друга, выставляют оценки)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 211-341-130
(Вопросы раздаются по партам для парной работы вместе с различными вариантами биографии в зависимости от индивидуальных особенностей детей.)
1. Кто такой Франц Шуберт?

7. Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?

14. Представителем какого музыкального направления был Шуберт?

Франц Шуберт (1797–1828) - австрийский композитор. Родился в семье школьного учителя. В 1808–12 был певчим Венской придворной капеллы. Воспитывался в венском конвикте.
В 1814–18 помощник учителя в школе отца. К 1816 Шуберт создал свыше 250 песен. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей - поклонников его творчества. Певец И. М. Фогль стал пропагандистом его песен. Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х гг. В 1828, за несколько месяцев до смерти Шуберта, в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом.
Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано (около 600). Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Шуберт создал и новый тип песни сквозного развития, а также первые высокохудожественные образцы вокального цикла. В песнях Шуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около 70 песен). При жизни Шуберта получили известность главным образом его песни. Многие крупные инструментальные сочинения были исполнены лишь через десятилетия после его смерти («Большая» симфония прозвучала в 1839, под управлением Ф. Мендельсона; «Неоконченная симфония» - в 1865).

В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирическую тему как целое, давая ей новое освещение с помощью тональной перекраски, тембрового и фактурного варьирования.


Из 9 симфоний Шуберта 6 ранних (1813–18) ещё близки сочинениям венских классиков, хотя и отличаются романтической свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтического симфонизма являются лирико-драматическая 2-частная «Неоконченная симфония» (1822) и величественная героико-эпическая «Большая» симфония C-dur (1825–28). Из оркестровых увертюр Шуберта наиболее популярны две в «итальянском стиле» (1817). Шуберт - автор глубоких и значительных по содержанию камерно-инструментальных ансамблей (один из лучших - фортепианный квинтет «Форель»), ряд из которых написан для домашнего музицирования.
Фортепианная музыка - важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Л. Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты. Фортепианная фантазия «Скиталец» также предвосхищает «поэмные» формы романтиков. Экспромты и музыкальные моменты Шуберта - первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Шуберт - первый крупный представитель музыкального романтизма.
Творчество Шуберта связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в сочинениях подлинные народно-песенные темы. Композитор претворил также и особенности музыкального фольклора живших на территории Австрийской империи венгров, славян. Большое значение в его музыке имеют колорит, красочность, достигаемые с помощью оркестровки, обогащения гармонии побочными трезвучиями, сближения одноимённых мажора и минора, широкого применения отклонений и модуляций, использования вариационного развития.

Познакомься с биографией Франца Шуберта и ответь на следующие вопросы :
2. Когда и где родился Франц Шуберт?

11. Каким человеком был Шуберт?

15. Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
(Запиши ответы в тетради, нумеруй вопросы в указанном порядке.)
Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в предместье Вены. Отец его был школьный учитель - человек трудолюбивый и добропорядочный. Старшие сыновья пошли по стопам отца, тот же путь был предуготован и Шуберту. Но звучала в доме и музыка. В праздники здесь собирался кружок музыкантов-любителей, сам отец учил Франца игре на скрипке, а один из братьев - на клавире.
Вскоре окружающим стало ясно, что перед ними необыкновенно одаренный ребенок. Когда Шуберту исполнилось 11 лет, его отдали в церковно-певческую школу - конвикт. Там был свой ученический оркестр, где вскоре Шуберт стал исполнять партию первой скрипки, а иногда даже дирижировать.
В 1810-м году Шуберт написал свое первое сочинение. Страсть к музыке охватывала его все больше и больше и постепенно вытеснила все остальные интересы. Его угнетала необходимость изучать то, что было далеко от музыки, и через пять лет, так и не закончив конвикта, Шуберт ушел из него. Это привело к ухудшению отношений с отцом, который все еще пытался наставить сына "на путь истинный". Уступая ему, Франц поступил в учительскую семинарию, а затем исполнял обязанности помощника учителя в школе своего отца. Но намерениям отца сделать из сына учителя с надежным заработком так и не суждено было осуществиться.
Был он небольшого роста, плотный, коренастый, близорукий, застенчивый и отличался необычайным обаянием. К этому времени относятся знаменитые "шубертиады" - вечера, посвящаемые исключительно музыке Шуберта, когда он не отходил от фортепьяно, тут же, на ходу, сочиняя музыку... Творит он ежедневно, ежечасно, без устали и остановки, как будто знает, что осталось ему недолго... Музыка не оставляла его даже во сне - и он вскакивал посреди ночи, чтобы записать ее на клочках бумаги. Чтобы каждый раз не искать очки, он не расставался с ними.
Доверчивый и наивный, он часто становился жертвой своих издателей, наживавшихся на нем. Автор огромного количества сочинений, и в частности песен, которые еще при его жизни стали популярны в бюргерских кругах, он едва сводил концы с концами. Если Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен как прекрасные музыканты-исполнители немало способствовали росту популярности своих произведений, то Шуберт виртуозом не был и решался выступать разве что в роли аккомпаниатора своих песен. А о симфониях и говорить нечего - ни одна их них так и не была исполнена при жизни композитора.
Все больше и больше Шуберт погружается в отчаяние и одиночество: кружок распался, его друзья стали людьми семейными, с положением в обществе, и лишь Шуберт оставался наивно верен идеалам молодости, которая уже прошла. Он был робок и не умел просить, но в то же время и не желал унижаться перед влиятельными людьми - несколько мест, на которые он был вправе рассчитывать и которые обеспечили бы ему безбедное существование, были в результате отданы другим музыкантам.
Последние годы жизни он много болел, бедствовал, но творческая активность его не ослабевала. И все-таки, пусть только однажды, он узнал, что такое настоящий успех. В 1828 году его друзья организовали в Вене концерт из его произведений, который превзошел все ожидания. Шуберт снова полон дерзновенных планов, он интенсивно работает над новыми произведениями. Но до смерти остается несколько месяцев - Шуберт заболевает тифом. Ослабленный годами нужды организм не может сопротивляться, и 19 ноября 1828 года Франц Шуберт умирает. Имущество его оценивается за гроши.
Познакомься с биографией Франца Шуберта и ответь на следующие вопросы:
3. Кем были родители Шуберта?

9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?

10. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
(Запиши ответы в тетради, нумеруй вопросы в указанном порядке.)
Франц Пе́тер Шу́берт - выдающийся австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале, небольшом пригороде Вены. Сын школьного учителя и дочери слесаря. Большую роль в музыкальном развитии Шуберта сыграли квартетные вечера в доме отца: братья Шуберта, Фердинанд и Игнац, играли партии 1-й и 2-й скрипки, сам Шуберт - партию альта, а его отец - партию виолончели.
Участвуя в хоре мальчиков Лихтентальской церкви, Шуберт выступал также солистом, поражая слушателей красотой голоса и выразительностью пения. В октябре 1808 года Шуберт был принят в число "певчих мальчиков" Придворной капеллы. Он стал жить и учиться в венском конвикте (род пансионата и школы-интерната). Играя в ученическом оркестре конвикта, Шуберт на практике познакомился с музыкой Гайдна, Моцарта и Бетховена.
В возрасте 13 лет Шуберт уже был автором ряда произведений. Его первое крупное сочинение - фантазия для фортепиано в 4 руки, написанная в 1810 году. После мутации голоса Шуберт оставил конвикт, не закончив среднего образования. В соответствии с семейными традициями, по настоянию отца, осенью 1813 года он поступил в учительскую семинарию. Несмотря на большую занятость, Шуберт сочинял много и непрерывно, совершенствуя свое мастерство. Работая школьным учителем, он все свободные часы посвящал творчеству.
Центральное место в творчестве Шуберта занимает вокально-песенная лирика. Около 600 песен написал Шуберт. Тема личности в песнях Шуберта сочетается с характерной для романтиков темой природы. Образы природы (ручей, лес, поле, цветы) нашли яркое художественное воплощение в их музыке. В песнях Шуберта господствует ясная, простая и очень задушевная мелодия. Фортепианное сопровождение зачастую носит изобразительный характер, но при этом изобразительность сочетается с глубокой психологической выразительностью. Фортепианная партия на равных правах с вокалом участвует в создании музыкально-поэтического образа. Шуберта по праву можно считать основоположником романтической вокальной лирики.
Попытки Шуберта и его друзей добиться издания его сочинений в эти годы не имели успеха, о его творческих достижениях знал лишь узкий круг друзей и почитателей. Лишь после того как в 1817 году песнями его заинтересовался великолепный певец, артист венской оперы Михаэль Фогль, начавший исполнять их, имя Шуберта стало приобретать все большую известность в Вене. Часто по вечерам друзья развлекались танцами под звуки шубертовских вальсов, которые он тут же импровизировал. Время от времени устраивались вечера в дружеском кругу, на которых звучали сочинения Шуберта (вечера эти получили название "шубертиад").
Начиная примерно с 1821 года, музыка Шуберта становится достоянием более широких кругов венского общества. Это были преимущественно песни, в пропаганде которых большую роль сыграл певец Фогль, а также мелкие фортепианные пьесы (танцы). С 1821 года началось и издание сочинений Шуберта - друзья композитора опубликовали несколько его сочинений на собственные средства, после чего венские издатели решились печатать его произведения на свой страх и риск. Все же издавались главным образом песни и фортепианные танцы. Более значительные инструментальные сочинения Шуберта еще долго ждали своего опубликования.

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три.

Познакомься с биографией Франца Шуберта и ответь на следующие вопросы:
4. Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?

5. Где Шуберт получил музыкальное образование?

6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять?

16. Сколько лет прожил Шуберт?

(Запиши ответы в тетради, нумеруй вопросы в указанном порядке.)
Франц Петер Шуберт - знаменитый композитор. Родился в Вене 31 января 1797 года, умер там же 19 ноября 1828 года. Богато одаренная музыкальная натура Шуберта сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах.
Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта. Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии. Отец был доволен успехами сына.
В октябре 1808 года Шуберт был принят в число "певчих мальчиков" Придворной капеллы; он стал жить и учиться в венском конвикте (род пансионата и школы-интерната). Оставив капеллу, Шуберт жил уроками. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена.
В области песни Шуберт явился продолжателем последнего. Благодаря Шуберту пение получило художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроения, он дал аккомпанементу большее значение, большой художественный смысл. Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни.
Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепианной и симфонической. Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 13-го года жизни, он сочинял непрестанно. Малейшего побуждения было достаточно, чтобы пробудить постоянно беспокойный дух Шуберта.
Стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Её мир - это мир простых и интимных человеческих чувств, тончайших и глубоких психологических переживаний. Это исповедь души, выраженная не пером и не словом, а звуком. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он возвёл в степень художественного совершенства.
В высшем кругу, куда Шуберт приглашался для аккомпанемента своих вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Молва о невоздержанности Шуберта имела некоторое основание: он часто пил лишнее и тогда становился вспыльчивым и неприятным для кружка друзей.
Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался на 31 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию с-dur и мессу es-dur. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса манускриптов, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и пр.).

Познакомься с биографией Франца Шуберта и ответь на следующие вопросы:
8. Сколько песен написал Шуберт?

12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?

13. Какого композитора Шуберт боготворил?
(Запиши ответы в тетради, нумеруй вопросы в указанном порядке.)
Франц Пе́тер Шу́берт - выдающийся австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Он написал около 600 песен, девять симфоний (в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию»), литургическую музыку, оперы, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.
Франц Шуберт родился 31 января 1797 г. в Лихтентале, небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.
В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в 1814 г.
В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют», «Рыбачка», «У моря». Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно.
Во многом Шуберту помогали друзья, нередко их встречи посвящались целиком музыке. Звучали произведения Шуберта. Иногда устраивались вечеринки, танцевали, а Франц часами сидел за фортепьяно и импровизировал. Такие встречи назывались «шубертиадами».
В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).
Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 г. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды». В честь Шуберта назван кратер на Меркурии.

(Вариант биографии с разрезанными вопросами раздается для парной работы в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Ответы с указанием номера записываются в тетради.)

Познакомься с биографией Франца Шуберта и ответь на вопросы:

(Запиши ответы в тетради, нумеруй вопросы в указанном порядке.)

Франц Пе́тер Шу́берт - выдающийся австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.

Шуберт родился 31 января 1797 г. в Лихтентале, небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Мать была дочерью слесаря. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). В возрасте 13 лет Шуберт уже был автором ряда произведений. Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена.

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Фортепианная партия на равных правах с вокалом участвует в создании музыкально-поэтического образа. Шуберта по праву можно считать основоположником романтической вокальной лирики.

Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно.

Во многом Шуберту помогали друзья, нередко их встречи посвящались целиком музыке. Звучали произведения Шуберта. Иногда устраивались вечеринки, танцевали, а Франц часами сидел за фортепьяно и импровизировал. Такие встречи назывались «шубертиадами».

Начиная примерно с 1821 года музыка Шуберта становится достоянием более широких кругов венского общества. Это были преимущественно песни, в пропаганде которых большую роль сыграл певец Фогль.

В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).

Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 г. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды» В честь Шуберта назван кратер на Меркурии.

Вопросы к биографии Ф. Шуберта:

(Вопросы разрезаются и раздаются на парту в зависимости от их сложности, с учетом индивидуальных особенностей детей.)

1. Кто такой Франц Шуберт?

7. Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?

14. Представителем какого музыкального направления был Шуберт?

2. Когда и где родился Франц Шуберт?

11. Каким человеком был Шуберт?

15. Когда к Шуберту пришел настоящий успех?

3. Кем были родители Шуберта?

9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?

10.Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?

4. Где Шуберт получил музыкальное образование?

5. во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?

6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять?

16.Сколько лет прожил Шуберт?

8. Сколько песен написал Шуберт?

12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?

13. Какого композитора Шуберт боготворил?