Презентация на тему рассказ кавказский пленник. Презентация на тему "кавказский пленник"
Слайд 1
Лев Николаевич
Толстой
"Кавказский пленник"
1872
Literata.Ru
Слайд 2
«На лошадь места не доскакал Жилин,
выстрелили по нём сзади из ружей и попали
в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху-
навалилась Жилину на ногу».
Слайд 3
«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали.
Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!»
Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати
и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с
широкими рукавами и без пояса…»
Слайд 4
«Наутро смотрит, на зорьке Дина
Вышла за порог с куклой. А куклу
уже лоскутами красными убрала
и качает, как ребёнка, сама
по-своему прибаюкивает».
« С тех пор пошла про Жилина
слава, что он мастер. Стали к нему
из дальних деревень приезжать:
кто замок починить принесёт, кто
часы».
Слайд 5
«Стал смотреть на русскую
сторону: под ногами речка, аул
свой, садики кругом…
Стал Жилин вглядываться – мая-
чит что-то в долине, точно дым из
труб. И так думается ему, что это
Самое – крепость русская».
Слайд 6
«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки
Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко.
Прибежала Дина, взяла камень и говорит:
Дай я.
Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как
прутики – ничего силы нет».
Слайд 7
Жилин
Костылин
Мать
Дина
Мать
Татары
забота
помощь
уважение
обращается
за помощью
любит
не тревожит
любовь, забота
доброта
Слайд 8
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
добрый (думает о матери);
надеется на себя;
деятельный человек;
сумел прижиться в ауле;
работящий, не может сидеть без дела;
всем помогает, даже своим врагам;
великодушный, простил Костылина.
ЖИЛИН
КОСТЫЛИН
слабый человек, не себя
не надеется;
способен на предательство;
раскис, упал духом;
не принимает других людей.
ДИНА
добрая, стремиться помогать людям;
способна на самопожертвование.
ТАТАРЫ
работящие;
способны понять и
оценить хорошего человека
«Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»
(Урок литературы. 5 класс)

Цели урока:
1. Расширить свои знания о
жизни Л.Н. Толстого
2. Продолжить знакомство с
творчеством писателя
3. Продолжить работу над развитием читательских
умений и навыков

Толстой – наша национальная гордость
Дом Горталовых
Лев Толстой в годы учебы в Казанском университете
Памятник Л.Н.Толстому в Казани
Казанский Императорский университет

- Кавказская война 1817-1864 гг.- это война Российской империи с горскими народами. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее технического превосходства.
- Кавказцы – горские народы: чеченцы, осетины, черкесы, ногайцы, аварцы и многие другие.
- Л.Н.Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» называет горцев татарами, так русские зачастую называли всех, кто исповедовал мусульманскую религию.
Эпизод Кавказской войны.
М.Ю.Лермонтов (1840 г.)

Лев Толстой на Кавказе
Кавказ - «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода ».
(Из записи Л.Н.Толстого в дневнике)

Смысл заглавия рассказа
«Кавказский» – простор, красота, свобода .
«Пленник» – неволя, война.

Жанр рассказа – рассказ-быль
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов
Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении
Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец
Быль – рассказ о событии, происходившем в действительности

«Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо, хотя и слишком чувствительно».

2 группа – 3,4 части
3 группа – 5,6 части
Слайд 2
ТЕСТ
1 События происходили осенью. 2. Жилин был невелик ростом, да удал. 3. Жилин попал в плен, потому, что Костылин его бросил. 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей 5. Жилин написал неправильный адрес и убежал. 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. 7. Во время первого побега Костылин показал слабым человеком. 8. Во второй раз Жилин бежал один. 9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. 10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал
Слайд 3
Задание1: «Найдите страницы, где ярче всего видно различие между Жилиным и Костылиным. Озаглавьте эти эпизоды».
Слайд 4
Иллюстрации
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
ЗАДАНИЕ 2: Коротко выделите главные качества, определяющие облик героев.
Главные качества героев Жилин Костылин Наличие большое цели Эгоизм Активность Безответственность Верность долгу Изнеженность Верность дружбе Безволие Способность на предательство
Слайд 9
КРОССВОРД
По горизонтали: 1.Какая черта характера должна присутствовать у человека в плену? 2. «…уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь» 3.Какое чувство испытывает Жилин, когда пишет на письме неправильный адрес? 4.Как назвали татары Жилина? 5. 6.Какую черту характера, которой нет у Костылина можно отметить у Жилина? 7. Главная цель Жилина в плену. 8. Служил на Кавказе офицер, «мужчина грузный, толстый» 9.Как назвали татары Костылина? По вертикали: 1. Какое чувство производит на вас Костылин? 2.Костылин и в плену, и при побеге оказался для Жилина 3. Для Жилина характерна активность, Костылина … 4. Что испытывает Жилин по отношению к Костылину при побеге? 5.Жилин уж наперёд прикормил её(кого)
Слайд 1
Лев Николаевич Толстой
"Кавказский пленник"
Слайд 2
«На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».
Слайд 3
«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»
Слайд 4
«Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает».
« С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».
Слайд 5
«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».
Слайд 6
«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».
Слайд 7
Жилин Костылин Мать Дина Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота доброта
Слайд 8
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
добрый (думает о матери);
надеется на себя;
деятельный человек;
сумел прижиться в ауле;
работящий, не может сидеть без дела;
всем помогает, даже своим врагам;
великодушный, простил Костылина.
ЖИЛИН КОСТЫЛИН
слабый человек, не себя не надеется;
способен на предательство;
раскис, упал духом;
не принимает других людей.
добрая, стремиться помогать людям;
способна на самопожертвование.
ТАТАРЫ работящие;
способны понять и оценить хорошего человека
Cлайд 1
Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8
