Презентация на тему "якутские народные игры" начальные классы. Подвижные игры


Ежегодно в ноябре, который в якутском народном календаре называется месяцем Байаная, в нашем ДОУ проводятся мероприятия по ознакомлению детей с якутскими народными играми. Народные игры воспитывают в детях ловкость, быстроту реакции, глазомер, так необходимые будущему охотнику и воину, защитнику родной земли.

21 ноября инструктор по физкультуре Лугинова Т. Н. и ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н. провели развлечение для детей старших групп «Игры предков». Дети трех старших групп играли в игры, пришедшие к нам из глубины веков:

  • Дулҕалаах сиринэн. Пройти с завязанными глазами между кеглями, стараясь не уронить (не наткнуться на кочки при косьбе) кегли.
  • Муҥха. Одна команда (невод, сети), взявшись за руки, ловят детей из другой команды (караси).
  • Көтөх ынах (Худая корова). Сидя на полу, дети берутся левой рукой за правое ухо, а правой рукой – за ступню левой ноги, и пытаются встать с этого положения.
  • Ыт буутун охсуута. Два ребенка на одной ножке скачут и пытаются плечом сбить соперника.
  • Скачки — эстафета. Бег прямым галопом с передачей деревянного коня на палочке.

Дети с удовольствием играли в игры, пришедшие к нам из глубины веков. Думаем, что и воспитатели будут играть с детьми в якутские подвижные игры на прогулках или в группе.

23 ноября инструктор по плаванию Климов И.Д., инструктор по физкультуре Лугинова Т. Н. и ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н. провели для мальчиков подготовительных групп соревнования по якутским спортивным играм “Игры Боотуров”.

На прекрасной якутской земле живут красивые девушки и отважные парни – богатыри. Богатырь – это отважный и сильный человек, защитник и воин. По якутски богатыря называют «боотур». В якутских сказках боотуры защищают людей, спасают средний мир от злых чудовищ – абааhы. А когда боотуры встречаются все вместе, они затевают игры. Они борются, скачут наперегонки на конях, прыгают и перетягивают палку. Наши мальчики, конечно же, вырастут такими же сильными, выносливыми, ловкими, как богатыри олонхо.

4 команды богатырей соревновались в следующих видах:

  • масс тардыhыыта – перетягивание палки
  • ойбон алларыыта – доставание воды из проруби (наклониться без сгибания коленей и зубами достать туес).
  • состязание богатырей (сбрасывание со скамейки)
  • проверка выносливости, кто дольше продержится на перекладине.
  • Ат суурдуутэ – скачки.

После каждой игры победителя восхваляли по-якутски: түргэн (самый быстрый), сымса (самый ловкий) күүстээх (самый сильный).

По общему количеству очков победила команда боотуров из подготовительной группы №1.

5 декабря инструктор по физкультуре Лугинова Т. Н., ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н. и педагог-психолог Иванова И.В. провели соревнования по якутским настольным играм. Дети старших и подготовительных групп играли в күөрчэх (верчение мутовки), тырыыҥка (лучинки) и тыксаан (щелчки).

В игре “Күөрчэх” 1 место занял Сивцев Саша (подготовительная группа №4), 2 место – Ивкин Кирилл (подготовительная группа №2), 3 место – Старостин Артем (старшая группа №3).

В игре “Тырыынка” 1 место заняла Шадринова Полина (подготовительная группа №2), 2 место – Габышева Вилена (подготовительная группа №1), 3 место – Рабжиров Вова (старшая группа №1).

В игре “Тыксаан” 1 место занял Сосин Артур (старшая группа №3), 2 место – Пластинин Демид (старшая группа №1), 3 место – Сидоров Миша (подготовительная группа №3). Теперь победителям предстоит сыграть с детьми из детских садов Центрального, Губинского и Промышленного округов на соренованиях по якутским настольным играм.

Пожелаем нашим детям победы!

Материал подготовила ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Якутские национальные игры Саха норуотун оонньуулара Yakut national games Выполнил: Корякин Аман ученик 6 класса МБОУ «Майорская СОШ». Руководитель: Корякина Р. Н. Корякин Р. П.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Пропаганда подвижных национальных игр народа Саха Задачи: Изучить литературу о возникновении и правила подвижных игр народа Саха Познакомиться с технологией изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха. Попробовать сыграть в игры в кругу семьи. Объект исследования: технология изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха Предмет исследования: национальные подвижные игры народа Саха.

4 слайд

Описание слайда:

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый) Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча. Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

5 слайд

Описание слайда:

Летящий диск (Тэлэрик) Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом. Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука. Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

6 слайд

Описание слайда:

Соколиный бой (Мохсо5ол охсуhуута) Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

7 слайд

Описание слайда:

Перетягивание на палках (Мас тардыhыыта) Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

8 слайд

Описание слайда:

Сокол и лиса (Мохсо5ол уонна саhыл) Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

9 слайд

Описание слайда:

Один лишний (Биир ордук) Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

10 слайд

Описание слайда:

В ходе своей исследовательской работы я: изучил литературу о возникновениях и правилах игры национальных подвижных игр. Познакомился и попробовал изготовить принадлежности для игр. Попробовал сыграть в игры в кругу семьи. Национальные виды спорта имеют большое значение для физического развития. Игры предков обрели в наши дни новое дыхание отдельные виды национального спорта (борьба хапсагай, перетягивание палки, кылыы, ыстана, куобах) получили международное признание Заключение

Туяра Дегтярева
Якутские подвижные игры как эффективное средство развития ловкости у старших дошкольников

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость » .

Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость .

Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в старшем дошкольном возрасте . В последующем развитие ловкости может и не наступить, если систематически не выполнять упражнения для ее совершенствования. Отсюда видно, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у детей , но и вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления.

Мы полагаем, что выбранная нами тема исследования очень актуальна.

Цель исследования : Экспериментальное обоснование целесообразности и эффективности использования подвижных игр в решении задач по развитию ловкости у детей 6 – 7 лет

Объект исследования : педагогический процесс по организации работы в развитии ловкости .

Предмет исследования : подвижная игра как эффективное средство в развитии ловкости .

В качестве гипотезы мы предполагаем, что если систематически, целенаправленно использовать подвижные игры , игровые упражнения с целью развития ловкости можно добиться положительных результатов при условии :

широкого использования национальных подвижных игр ;

правильного подбора игр, игровых упражнений;

соблюдения при обучении принципов дидактики;

учета возрастных особенностей, интересов детей;

учета состояния здоровья детей.

Цель будет реализована следующими задачами :

1. Изучить научную, психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме.

2. Выявить уровень развития физического качества – ловкости у старших дошкольников .

3. Знакомить детей с якутской национальной культурой

4. Создать картотеку национальных игр народа Саха

5. Выявить эффективность применения национальных игр на практике посредством сравнения результатов тестирования

Для решения поставленных задач использованы следующие методы.

Анализ научно-методической литературы.

Педагогическое наблюдение.

Педагогический эксперимент.

Контрольное тестирование.

В процессе работы над исследованием использованы методы изучения :

анализ научной литературы по исследовательской проблеме, обследование физической подготовленности детей, наблюдение, игры , игровые упражнения, педагогический эксперимент

Методологической основой экспериментальной работы стали научно-теоретические положения отечественных и зарубежных ученых Ф. Лагранж, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркина Н. А. Бернштейна и др. о принципе целесообразности движений, т. е. умении человека рационально использовать имеющиеся двигательные навыки и проявлять психофизические качества в разнообразных видах деятельности с минимальным усилием и максимальной эффективностью , также теория уровневого построения движений Н. А. Бернштейна, что ловкость тесно связана с работой коры больших полушарий и является качеством упражняемым.

Теоретическая значимость исследования : в ходе проведенного исследования сделана попытка определения эффективности использования национальных подвижных игр в системе педагогической работы по развитию физических качеств .

Практическая значимость : разработан комплекс национальных (Е. Н., 1974) подвижных игр для развития , совершенствования физических качеств, в частности ловкости и для практического использования в практике работы детских садов.

Эксперимент проводился на базе дошкольного учреждения МКДОУ № 29 "Теремок" п. Светлый Мирнинского района. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 детей.

Структура аттестационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложение.

В 1й главе был изучен теоретический материал по данной проблеме, и выявлено, что Ловкость – тренируемое психофизическое качество. Наиболее эффективным средством развития ловкости выступают подвижные игры разной подвижности .

Цель констатирующего эксперимента – определить уровень развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста .

При проведении констатирующего этапа эксперимента мы поставили перед собой цель – дать оценку физического развития и определить уровень развития ловкости .

Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения п. Светлый «Теремок» . В исследовании приняли участие 15 детей седьмого года жизни : 5 девочек и 10 мальчиков.

Исследование для определения ловкости и координации проводилось по методике Елены Николаевны Вавиловой и включало тесты на определение уровня развития ловкости и координации движений :

1) Челночный бег 3 раза по 10 метров

2) Тест на сохранения равновесия

3) Тест на ловкость и координацию (подбрасывание и ловля мяча) .

Результаты тестов показали, что более 60 % детей, принимавших участие в диагностике, имеют средний и низкий уровни развития телесной и ручной ловкости .

Полагаясь на результаты констатирующей части исследования, с целью

подтверждения выдвинутой гипотезы, чтоб определить эффективность использования якутских подвижных игр в развитии ловкости , для формирующей части исследования нами был поставлен ряд задач :

1. Создать проект «».

2. Включить в календарный план работы национальные подвижные игры во время режимных моментов.

3. Составить перспективный план распределения национальных подвижных игр в течение года во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.

4. Провести семинар для родителей на тему : «Особенности развития ловкости в старшем дошкольном возрасте ».

6. Создать картотеку национальных подвижных игр .

7. Провести семинар-практикум с педагогами на тему : «».

8. Презентация проекта «Якутские национальные подвижные игры как средство развития ловкости у старших дошкольников » (для педагогов) .

По нашим рекомендациям якутские подвижные игры включались в разные формы работы с детьми : в перерывах между занятиями, на прогулке, в самостоятельной деятельности и так далее. Игры подбирались по принципу от простого к сложному, также с учетом региональных особенностей, программных требований, введены якутские национальные игры . Упражнения, игры проводились с учетом того, что упражнения, направленные на воспитание ловкости , вызывают быстрое утомление, поэтому они не должны быть продолжительными и выполняться на фоне утомления. Игры проводились как во время физкультурных занятий, так и в индивидуальном порядке, и во время самостоятельной двигательной деятельности. Составлена картотека якутских национальных игр большой и малой подвижности . (приложение № 2)

Игры проводились во время утренней, вечерней прогулки и в процессе самостоятельной деятельности. Проводились игры как подгруппами так и фронтально. И как утверждают исследователи, ловкость в основном формируется в процессе обучения новым играм, в нашем случае игры проведенные в формирующей части в основном все новые, что повысило интерес к играм, что повлияло на повышение двигательной активности детей и совершенствование основных видов движений.

С педагогами нами велась индивидуальная работа, проводились консультации, на которых освещались следующие вопросы :

Методика развития ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте ;

Особенности содержания и методики проведения подвижных игр в старшем дошкольном возрасте ;

Также с педагогами был проведен семинар-практикум на тему : «Якутские подвижные игры как средство развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста ». Педагоги были ознакомлены с картотекой подвижных игр , некоторые игры были проиграны совместно с воспитателями. Предложенные игры педагоги включали в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.

Нами был составлен и проведен семинар для родителей, в который были включены следующие вопросы :

1. Ловкость и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста .

2. Якутские национальные подвижные игры как средство развития ручной ловкости старших дошкольников .

С целью определения эффективности проведенной работы в формирующей части исследования проведено повторное обследование уровня сформированности физического качества ловкости , координации, координационных способностей, использованы методики Е. Н. Вавиловой и Бутко Г. А. также проведен физкультурный досуг "Быстрые, сильные, ловкие ". В содержание которого вошли игры и игровые упражнения по закреплению, совершенствованию и в то же время определению степени развития ловкости детей . Участвовали все дети. Досуг проводился в форме веселых стартов .

По итогам проведения тестирования мы получили следующие результаты :

Наблюдение и сравнительный анализ результатов работы проведенной до и после эксперимента в контрольной части показал : подтвердились теоретические положения, что действительно целенаправленное, систематическое использование подвижных игр эффективно способствует развитию ловкости детей . Гипотеза исследования подтвердилась.

Таким образом результаты проведенной опытно-экспериментальной работы дают основание считать гипотезу исследования проблемы развития ловкости у старших дошкольников посредством подвижных игр подтвержденной . Так, если исходные показатели показали что развитие ловкости , координации и координационных способностей соответствуют нормам, только у двух детей показатели на низком уровне. После проведения опытно-экспериментальной работы результаты намного повысились (см. диаграмму) .

В процессе работы были замечены такие изменения :

у детей повысился интерес к якутским подвижным играм

повысилась координация движений

улучшилась ориентировка в пространстве

дети стали более самостоятельны в выборе подвижных игр

стали более ловчее в играх при изменяющейся обстановке

Результаты проведенного эксперимента показали положительную динамику в развитии ловкости у детей . Этому способствовало, в большей степени, использование национальных подвижных игр , игровых упражнений.

Если показатели констатирующего эксперимента выявили недостаточный уровень сформированности физического качества ловкости и координационных способностей, то после проведенной работы в формирующей части эксперимента показатели улучшились.

Гипотеза исследования подтвердилась. Цель исследования достигнута.

С целью более интенсивной, систематической организации работы по развитию ловкости у детей на основе проведенного исследования нами разработаны рекомендации для педагогов дошкольных учреждений .

1. При организации и проведении работы по развитию и совершенствованию физических качеств у детей учитывать принципы физического воспитания.

2. Игры и игровые упражнения по развитию ловкости по возможности включать во все режимные процессы.

3. При планировании игр, игровых упражнений включать национально-региональный компонент.

4. Для воспитания интереса к физическим упражнениям использовать красочные атрибуты.

Надежда Полячкова
Подвижные игры народов Севера

Воспитание всесторонне развитой личности было и остаётся первостепенной задачей для нас, работников дошкольных учреждений и общества в целом. А гармонизация развития личности требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки . На физическое развитие и двигательную подготовленность людей существенное влияние оказывают менталитет, национальные особенности, бытовые привычки и уклад жизни.

2012 год в республике Саха - Якутия объявлен годом единения и дружбы народов , проживающих на территории нашей республики. В рамках проведения республиканского сетевого проекта «Семь народов – семь алмазов » в нашем детском саду было проведено тематическое развлечение для старших и подготовительных групп «Подвижные игры народов Севера » . В его основу положен сюжет – путешествие, а основной акцент сделан на ознакомление детей с названиями, правилами и содержанием игр народов Севера . Представляем вашему вниманию конспект.

Цель : знакомить с играми народов Севера .

Задачи :

Образовательные : закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель

Развивающие : развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, чувство ритма

Воспитательные : воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма.

Инвентарь : Эмблемы народов Севера , путевые листы (последовательность прохождения станций, высокая стойка с фигуркой рыбки, платочек, нарты (маленькие саночки, выполненные из тальника) 4шт., коврик из конского волоса (диаметр 1м, плоскостная фигурка оленя, 15 мячей малого диаметра, флажки, большой бубен, фоновая музыка.

Место проведения : Весь третий этаж детского сада : спортивный зал, зал хореографии, тренажёрный зал, театральная зона, «зелёная» зона.

Ход развлечения:

Ведущий : Дорогие ребята! Хотите узнать больше о нашей республике, какие народы проживают рядом с нами, в какие игры они играют ? Тогда мы отправляемся в путешествие. Мы поедем на оленьих упряжках, а ваши воспитатели будут вашими проводниками. Вы будете переезжать с места на место, и узнаете много новых и интересных игр. А когда услышите длинный свисток – значит вам пора двигаться на следующее место. Сейчас я раздам путевые листы, где будет указано, в какой в какой последовательности вам надо передвигаться. Ну что, готовы в путь?

Дети : Да!

Ведущий : Ну что, тогда вперёд! Наши упряжки отправляются по разным станциям. Счастливого пути, ребята!

Раздаётся протяжный свисток, и упряжки (парами, друг за другом) трогаются. Стоянка на каждой станции 5 мин, на каждой станции – руководитель, который проводит игру с каждой группой детей.

1. Эвенкийское кочевье

Эвенкийская подвижная игра «Ловля хариуса»

Верёвку с привязанной к ней, вырезанной из дерева фигуркой рыбы (длина её – 15-20 см, ширина 2см) подвешен к высокой стойке . Участники состязаний, прыгая поочерёдно, должны в прыжке задеть ногой рыбу. Первоначальная высота 1м. Игрок, не задевший рыбу, выбывает из соревнований. Участники, доставшие рыбу ногой, продолжают состязание на большей высоте. Побеждает тот, кто сможет достать рыбу на наибольшей высоте.

2. Эвенкское кочевье

Эвенкская подвижная игра «Ловля оленей»

Играющие делятся на две группы : пастухи и олени. Пастухи берутся за руки и встают полукругом к оленям. Олени бегают по отведённой площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Круг замыкается тогда, когда поймано большое число оленей, вырываться из круга нельзя. Затем играющие меняются ролями.

3. Русская деревня

Русская хороводная игра «Гори, гори ясно»

Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга водящий. Дети идут по кругу, проговаривая слова : «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три, беги!» Водящий с платочком в руке в это время движется внутри круга навстречу хороводу. На слово «беги!» , опускает руку с платком между двух играющих. Они должны побежать в разные стороны по кругу, кто первый добежит, выхватив платок у ведущего, становится вместо него.

4. Юкагирское кочевье

Юкагирская игра «Нарты-сани»

Эстафета. Дети делятся на две команды. Игроки по очереди должны добежать до нарт, перепрыгнуть через них двумя ногами и вернуться на линию старта. (Расстояние между нартами 1м, количество по 2 на команду.)

5. Якутская деревня

Якутская подвижная игра «Не наступи в смолу» .

Играющие встают в круг, держась за руки. В центре круга положен коврик из конского волоса круглой формы. По сигналу игроки, не отпуская рук, начинают выталкивать рядом стоящих таким образом, чтобы они наступили на коврик («смола» ). Наступивший на коврик выбывает из игры , побеждает тот, кто остаётся последним.

6. Чукотское кочевье

Чукотская игра «Меткий оленевод» .

На площадке ставится фигура оленя. На расстоянии 3-4 м от него располагаются оленеводы (шеренгой, лицом к оленю.) Сначала девочки, потом – мальчики. Поочерёдно они бросают в оленя мяч. За каждый удачный выстрел (попадание) оленевод получает по флажку. Выигрывает тот , у которого больше попаданий.

7. Долганское кочевье

Долганская народная игра «Белый шаман» . Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В его центре располагается «белый шаман» (водящий) . Он встаёт на колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт бубен. Получивший его должен повторить ритм, который отбил белый шаман, если игрок смог повторить ритм, отбивает свой ритм и игра продолжается, если игрок неправильно повторит ритм, он выходит из игры .

Раздаётся протяжный свисток и все упряжки возвращаются в спортивный зал.

Ведущий : Ну вот и подошло к концу наше путешествие. О каких играх народов Севера вы узнали ? Вам понравились новые игры ? И нам понравилось заниматься с вами. Вы были активными, ловкими, быстрыми и внимательными. Молодцы! Всем спасибо!

Такое развлечение можно провести в виде тематического занятия для одной группы. Проводится в спортивном зале, передвижения от станции до станции по кругу, меняются эмблемы и инвентарь.

Литература :

Иванов В. Х., Традиционные игры и состязания народов Арктики . Якутская часть серии., Якутск, 1997г.

Глазырина Л. Д., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста, М., 1999г.

Кенеман А. В., Детские народные подвижные игры , М., 1995г.

Якутские подвижные игры

Младшая группа

«Сокол и лиса»

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать.

Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) . Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны повторять движения сокола. В это время вдруг

выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры: Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

«Волк и олени»

Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на площадки.

По сигналу «Волк!», волк просыпается, выходит из логова, широким шагом бежит. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснутся). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры: Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Волк и жеребята»

Из группы играющих выбирается волк, а остальные дети изображают жеребят.

Огораживают чертою поле, где пасутся жеребята, и место волку. Жеребята пасутся на поле, по сигналу (волк!), волк бежит широким шагом за жеребятами и пытается их поймать, жеребята убегают за черту в домик. Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры: Выбегать волку можно только по сигналу. Кого поймал волк, тот идет за волком.

Средняя группа.

«Солнце» (Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

«Зайцы и волк»

Одного из играющих выбирают «волком». Остальные дети изображают «зайцев».

На одной стороне площадки живут зайцы, на другой – в «овраге» волк.

Педагог говорит: Зайцы скачут, скок, скок, скок

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, слушают –

Не идет ли волк.

Дети выполняют движения согласно тексту. Когда педагог произносит последнее слово «волк», волк выбегает из «оврага» и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться).

Зайцы убегают в домик.

Правила игры: Выбегать волку можно только после последнего слова «волк». Пойманные зайцы идут к волку в «овраг».

«Охотник и зайцы»

На одной стороне площадки сидит «охотник», назначенный педагогом. На другой – обозначаются кружками «места зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца.

Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Педагог: «Зайцы выбежали на полянку гулять», зайцы прыгают на 2 ногах, продвигаясь вперед. По сигналу «Охотник!», зайцы приседают, а охотник, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого попал охотник мячом, считается подстреленным, и охотник уводит к себе.

Правила игры: Охотник бросает мяч только после сигнала «Охотник!», пойманные идут за охотником.

Старшие группы

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают в круг. Хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят дзинь, дзинь…

На последние слова дети прыгают на месте на носочках, пока не услышат сигнал «Ветер!»

Дети – льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» дети делают большой круг – льдинку.

Правила игры: менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!» В игру можно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти – семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те, дети которые быстрее построят круг – озеро.

Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строится в круг можно только по сигналу.

«Отбивка оленей»

Группа играющих, находится внутри очерченного круг – это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей.

Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает 5-6 раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры: Бросать мяч можно только в ноги и по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Якутские национальные игры и игрушки

Народные игры и игрушки – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутс...

Якутские настольные игры для детей среднего дошкольного возраста

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными формами рисования, печать по трафарету с использованием поролона....

Проект "Якутские настольные игры"

*Народная игра- понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской п...