Пробуждение любви в произведениях бунина и куприна. Тема любви в произведениях Куприна и Бунина (Школьные сочинения)


Цели:

  • Познавательная : осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в произведениях И.А.Бунина и А.И. Куприна.
  • Развивающая : развивать умение мыслить, анализировать; обогатить словарный запас учащихся.
  • Воспитательная : воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Любовь – великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству. Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…»

Что такое любовь? На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Не обошла эта тема стороной и двух великих писателей – И.Бунина и А. Куприна.

Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества.

Творчество А.Куприна широко известно читателям. С Буниным их объединяет следование традициям русской классической литературы. Но если для Бунина главное – созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость слова, характера.

Сборник рассказов о любви с таинственным названием «Темные аллеи» создавался в эмиграционный период творчества в 1937-1945 гг. в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Во время войны переживания И.Бунина о судьбе России обострились, именно поэтому опять обращается к русской теме. В сборник вошли 38 рассказов, в которых создается зарисовка событий русской жизни, происходящих в России прошлого. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все – о любви. Дневниковые записи свидетельствуют, что эту книгу он писал сосредоточенно, самозабвенно. В письмах И.Бунин вспоминал, что перечитывал Н.П.Огарева, остановился на строчке из его стихотворения: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Позднее он написал Тэффи, что «все рассказы книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».

«Темные аллеи» можно назвать энциклопедией любви. Самые различные моменты и оттенки чувств, возникающих между мужчиной и женщиной, занимают писателя.

По И.А.Бунину, в жизни все слито и переплетено. Любовь,высокая и странная, существующая рядом с бытом и повседневностью, соседствующая со смешным и безумным, – это было в прошлом, это почти настоящее, это может быть всегда.

Любовь – основная форма проявления космической жизни. Она – единственная, дает невиданное, но короткое счастье гармонического бытия, приобщения к сокровенным глубинам жизни, и она же таит в себе неумолимую катастрофичность, неотвратимо несет трагедию.

3. Беседа по рассказу «Легкое дыхание»

Сам Бунин объяснял название так: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», «недоумение».

– Каковы основные черты характера героини? Что выделяет автор в портрете Оли?

– Какой композиционный прием использует Бунин в рассказе?

Трактовка Буниным темы любви связана с его представлением об Эросе как могучей стихийной силе – основной форме проявления космический жизни. Она трагедийна в своей основе, так как переворачивает, резко меняет течение его жизни.

4. Беседа по рассказу «Солнечный удар»

5. В рассказах Куприна теме любви отводится особое место. Зачастую она «волшебная», но неразрывно связана с темой недостижимости счастья. Повесть «Олеся» была написана в 1898 году.

– Какое значение имеет место действия рассказа?
– Какую роль играет пейзаж?
– Приведите примеры. Как рисует Куприн появление главной героини?
– В чём особенность изображения героя-рассказчика?
– Какой цвет сопровождает образ Олеси?
– Почему счастье героев оказалось таким коротким?
– Какая же основная мысль повести?
– Что хотел сказать Куприн, что предложить, от чего предостеречь?

Связь между повестями “Гранатовый браслет”, “Олеся” и очевидна. Все вместе они – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Все три пьесы имеют глубоко общечеловеческий характер. Они поднимают проблемы, которые вечно будут волновать человечество.
Идеальная любовь – редка, страстная – опасна; что же делать, к чему стремиться? Какая любовь делает человека счастливым?

А.М.Горький, который ранее критиковал Куприна за отход от реальной действительности в мир мистики, от этой повести был в восторге. В одном из писем он писал: “А какая превосходная вещь “Гранатовый браслет” Куприна… Чудесно! И я – рад, я – с праздником! Начинается хорошая литература!”

– Чем объясняется, по вашему мнению, такая оценка?

6. Повесть “Гранатовый браслет” – подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Куприн писал: “Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви”.

Подарок Желткова – «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.

“Молчать и гибнуть”– вот духовный обет влюблённого телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, даёт ему силы переносить страдания любви. Любви страстной испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “ Да святится имя твоё”.

7. Тема любви – одна из главных тем в русской литературе и одна из ведущих тем в творчестве Ивана Бунина и Александра Куприна. Почти во всех произведениях на эту тему история любви предстает через воспоминания героев и исход любви трагичен. Этот трагический характер любви подчеркивается смертью. «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно?» – задает вопрос один из героев бунинских рассказов.

Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатели видят в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, а счастье часто становится недостижимым.

Любовь мимолетна и неуловима. Герои никогда не обретают вечного счастья, они только могут вкусить запретный плод, насладиться им, а потом лишиться радостей, надежд и даже жизни. Почему же так происходит? Все очень просто. Дело в том, что любовь – это счастье, а счастье мимолетно, непостоянно, следовательно и любовь не может быть постоянной, иначе она станет привычкой, обыденностью, а такое невозможно. Но, несмотря на кратковременность, любовь все равно вечна: она навсегда остается в памяти героев самым ярким и прекрасным воспоминанием.

8. Подведение итогов урока и выставление оценок

Самые подходящие примеры о любви по направлению «Он и она» Вы можете найти в книгах И.А. Бунина и А.И. Куприна (это даже рифмуется, так что легко запомнить). Основное достоинство этого выбора — то, что все произведения невелики по объему, а значит, их легко прочитать здесь и сейчас, чтобы привести качественные аргументы и получить наивысший балл. Для самых занятых Многомудрый Литрекон оставляет ссылки на краткие содержания. Начнем!

  1. В рассказе И.А. Бунина « » главный герой пострадал от любви к женщине, которая предпочла ему духовное саморазвитие в стенах монастыря. Он долго ухаживал за ней, дарил дорогие подарки и водил в самые фешенебельные места, но она оставалась холодной и отдаленной. В то же время она явно отдавала ему предпочтение и не отказывала, когда он вновь и вновь заезжал за ней. Это таинственное поведение только разжигало страсть героя, который был уверен в достижимости своей цели. Однажды он даже получил желаемое сближение, но потом получил письмо, из которого узнал, что возлюбленная уехала на продолжительный срок. Ожидание закончилось полным разочарованием в любви: девушка ушла в монастырь. Даже спустя несколько лет он не мог забыть ее и избавиться от боли. Их случайная встреча лишь напомнила ему о том, как он страдал.
  2. В рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание » описывается пример фальши в любви. Молоденькая девушка играла чувствами казачьего офицера, фанатично влюбленного в нее. Оля не могла обойтись без внимания кавалеров, в нем она черпала жизненные силы и уверенность в себе. Случайная связь со взрослым мужчиной рано развратила ее, и теперь героиня была психологически травмирована. Порочность, чувство вины и отвращения к мужчинам извратили ее понимание любви. Поэтому она обманула офицера, пообещав ему согласие на брак, а затем призналась ему в обмане и цинично наблюдала за его реакцией. Герой не простил издевательства над собой и застрелил девушку. Фальшивые чувства могут принести кратковременный душевный подъем, но затем неизменно ведут к трагедии.
  3. В рассказе И.А. Бунина « » женщина и мужчина встречаются спустя двадцать лет после бурного романа. Когда-то крестьянку и барина связывали крепкие чувства, но пришило время жениться, и, конечно, дворянин выбрал невесту из своего круга, забыв о любовнице. Но Надежда не смогла забыть Николая и оставить мысли о нем в прошлом. Она так и не вышла замуж, потому что всегда любила того, кто ее предал. Героиня так и не смогла простить своего мучителя, ведь по его милости она лишилась счастья супружества и материнства. «Все проходит, да не все забывается» — заключает она. Но и он не смог построить счастья на чужом горе: жена предала его, а сын оказался «подлецом».
  4. В рассказе И.А. Бунина «Холодная осень » описывается трагическая история любви. Героиня была помолвлена со своим женихом, но тут началась война, и он отправился на фронт добровольцем. В последний вечер он выразил надежду, что она не сразу его забудет, если его не станет. Она заплакала и испугалась от одной мысли, что это произойдет… Его убили через месяц после отъезда. Героиня вскоре тоже пережила потрясение и не одно: после революции она осталась круглой сиротой и жила тем, что продавала оставшиеся вещи. Так она встретилась с пожилым военным и вышла за него замуж, но никогда не могла забыть о своем женихе и о том прощальной вечере. Даже спустя тридцать лет скитаний, лишений и утрат она пришла к выводу, что в ее жизни не было ничего, кроме того холодного осеннего дня, когда они увиделись в последний раз. Этот пример доказывает, что любовь на всю жизнь — не миф, а реальность.
  5. В рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар » главный герой встретил прекрасную женщину на пароходе. У нее была семья, он тоже рассчитывал лишь на забавное знакомство, чтобы убить скуку. Но в разговоре между ними промелькнула икра страсти. Он убедил ее сойти с парохода и остановиться в гостинице. Они провели ночь вдвоем, но утром она попросила его поплыть на другом пароходе, а сама уехала. Героиня дала понять, что это произошло в первый и последний раз, и она вовсе не из тех, кто повторяет подобные ошибки. Свое страстное чувство она сравнила с солнечным ударом, который неминуемо должен пройти. Но едва она уехала, как он понял, что потерял свою любовь. Весь день он ходил по городу и не мог избавиться от воспоминания о ней. Он хотел броситься ее искать, но как найти? Ни имени, ни фамилии он не знал. Эта любовь с первого взгляда, с первого жеста осталась самым ярким воспоминанием в жизни обоих героев.
  6. В повести А.И. Куприна « » главная героиня изначально знала, что отношения с Иваном не принесут ей счастья. Она умела гадать и получала довольно точные прогнозы на будущее. Судьба открыла ей позор, который придется перенести, если она сблизится с избранником. Олеся долго колебалась и хотела миновать печальные последствия, но в итоге решила принять их, ведь чувства к Ивану того стоили. Любовь подарила ей незабываемое счастье, за которое она расплатилась, когда пошла в церковь и стала жертвой разъяренной толпы. Но даже тогда девушка благодарила судьбу за встречу с возлюбленным. Будучи избитой и опозоренной, лишаясь дома, Олеся не упрекала Ивана и не жаловалась на страдания. Ради наивысшего счастья взаимной любви стоит пойти на риск и даже на муки.
  7. В повести А.И. Куприна « » любовь привела героя не к счастью, а к смерти. Он был сильно влюблен в замужнюю женщину и мечтал о взаимности. Ромашов отдавал себе отчет, что разрушает брак, поэтому пытался сдерживать себя и не ходить к Николаевым. Но тепло этого дома и обаяние Шурочки манили его снова и снова. Сама женщина не спешила развеять иллюзии «друга» и воспользовалась его расположением. Она уговорила его пойти на дуэль с ее мужем, но стрелять понарошку, чтобы эта история поспособствовала его продвижению по службе. Но супруг Шурочки даже не собирался претворяться. Он убил соперника, а его жена получила то, что хотела — муж проявил себя и теперь претендовал на перевод в другое место. Она никого не любила, а хотела лишь переехать из глуши в большой город и обустроить свою жизнь более богато. Так, любовь погубила Ромашова, не дав ему ничего взамен, но отобрав жизнь.
  8. В рассказе А.И. Куприна « » изображен пример идеальной любви. Супруги Алмазовы любят и поддерживают друг друга, поэтому Николай, не имеющий выдающихся способностей, все-таки поступает в Академию. Этот путь был единственной возможностью для небогатых офицеров приобрести выгодные должности, поэтому герои так дорожили ею. Однажды Николай пришел в скверном расположении духа и пожаловался на то, что провалил экзамен. Поставив кляксу на чертеж, он нарисовал из нее куст, которого не было в изображенном месте. Преподаватель знал это и не зачел работу. Тогда Вера решила действовать незамедлительно: она заложила свои драгоценности и оплатила услугу садовника, который посадил кусты. Идея жены оказалась спасением для мужа: чертеж прошел проверку, и Алмазов не потерял своего места. Именно такие отношения, основанные на заботе, поддержке и готовности пожертвовать собой, можно назвать настоящей любовью.
  9. В повести А.И. Куприна « » главный герой продемонстрировал всю силу любви. Он был влюблен в княгиню, но она не отвечала ему взаимностью, ведь была замужем. Он полюбил ее еще тогда, когда она не создала семью, но они были из разных миров, и он, простой телеграфист, не мог посвататься к княгине — дворянке из знатного рода. Но Желтков нашел иное выражение для своей любви — он писал письма Вере, где изливал свою душу. Героиня равнодушно внимала его посланиям и ничего не скрывала от супруга. Но однажды вместе с письмом пришел драгоценный подарок — гранатовый браслет. Брат княгини пришел в ярость от нарушения приличий и вместе с мужем сестры потребовал у Георгия прекращения односторонней переписки. Поняв свою никчемность и даже вредность в жизни Веры, Желтков покончил с собой. Но сама Вера поняла, какую любовь она упустила. Ради нее он пожертвовал всем, даже жизнью, но ничего не потребовал взаимен и не бросил ни одного упрека. Это и есть настоящая любовь.
  10. 10.В рассказе А.И. Куприна «На разъезде » описывается судьбоносная встреча двух молодых людей, которые с первого слова понимали друг друга. Шахов продал небольшое имение и теперь ехал в Египет, а его попутчиками были супруги Яворские. Муж был желчным и злым человеком средних лет, а жена годилась ему в дочери. Юная Любовь Ивановна была сиротой на попечении у тетки, и та выдала ее замуж по своему усмотрению. Мольбы и слезы не помогли Любе избежать брака, и вот теперь она четыре года жила в положении наложницы. Муж всячески помыкал ею и язвительно упрекал в каждой оплошности. Желая пресечь разговор молодых людей, он грубо окрикнул ее. Тогда Шахов вышел на платформу, едва сдерживая ярость. Он хотел помочь этой девушке, ведь впервые в жизни встретил ту, кого можно назвать «второй половинкой». Они были близки и солидарны во всем, чего бы не обсуждали. Любовь выбежала к нему на платформу, и тогда он предложил ей бежать. Она согласилась и осталась с ним, а поезд с мужем ушел в направлении юга. Этот пример доказывает, что любовь обитает не в брачном свидетельстве, а в сердце человека, поэтому необходимо прислушиваться к себе и не придавать значения формальностям, если сердце говорит: «Да!».

3.Любовь в произведениях Куприна

4.Заключение

А. И. Бунин и А. И. Куприн - крупнейшие русские писатели первой половины XX века, оставившие после себя очень богатое творческое наследие. Они были лично знакомы, с большим уважением относились к друг другу, имели схожие взгляды на развитие страны, оба покинули Россию после Октябрьской революции (правда, Куприн перед смертью вернулся в СССР).

Большое внимание в творчестве Бунина и Куприна уделено теме любви. Писатели трактовали и описывали это чувство каждый по-своему, но были едины в одном: любовь - великая тайна, над разгадкой которой человечество безуспешно бьется на протяжении всей мировой истории.

Итоговым произведением Бунина стал цикл рассказов о любви "Темные аллеи ", написанных писателем в эмиграции. Этот сборник новелл отражает отношение писателя к любви, как к невероятно яркой вспышке в жизни любого человека, заставляющей его забыть обо всем на свете.

Любовь для Бунина - не тихое и безмятежное счастье, длящееся на протяжении многих лет. Это всегда сводящая с ума бурная страсть, внезапно возникающая и так же внезапно покидающая влюбленных. Обычно она охватывает человека лишь раз в жизни, поэтому очень важно не упустить этот момент. Сожаления об утраченной любви станут самой тяжелой мукой.

С понятием любви у Бунина тесно связано ощущение неизбежной трагедии, а иногда и смерти. Страсть в "Темных аллеях" чаще всего преступна, поэтому главных героев ждет неминуемая расплата. В открывающем цикл одноименном рассказе старик-дворянин случайно встречается с обманутой им в молодости крестьянкой. Их судьбы сложились неудачно, а роман тридцатилетней давности остается самым чистым и светлым воспоминанием.

Художник из рассказа "Галя Ганская" не может простить себе самый "тяжкий грех", когда по его вине отравилась молодая девушка. После одной-единственной счастливой ночи навсегда расстаются главные герои "Чистого понедельника": мужчина начинает спиваться, а женщина уходит в монастырь. Ради кратких мгновений счастья влюбленные готовы рискнуть, ведь только любовь делает их жизнь по-настоящему полной и значительной.

В отличие от Бунина, Куприн относился к любви очень трепетно и восторженно. Писатель считал ее настоящим Божьим даром и связывал, прежде всего, с самопожертвованием. Герои его произведений готовы ради любимых пройти через страдания и боль. Любовь у Куприна - не внезапный порыв страсти, а сильное и глубокое чувство, не ослабевающее с годами.

Любовная тема затронута во многих произведениях Куприна. Среди них можно выделить рассказ "Куст сирени ", повести "Олеся" и "Гранатовый браслет ". В небольшом рассказе "Куст сирени" главную роль играет образ Веры Алмазовой . Молодая женщина всеми силами помогает мужу поступить, а затем - учиться в академии. Решительность и настойчивость Веры помогают "исправить" досадную ошибку Николая. Ее действия обусловлены огромным чувством любви к мужу и заботой о сохранении семьи.

В повести "Олеся " любовь приходит к главному герою в образе молодой "полесской ведьмы". Поначалу между ними завязываются простые дружеские отношения. Молодым людям приятно проводить время вместе. Ведут они себя естественно и очень целомудренно: "О любви между нами не было сказано еще ни слова". Болезнь главного героя и несколько дней разлуки с Олесей привели к взаимному признанию. Счастливый роман продолжался около месяца, но закончился трагедией. Ради любимого Олеся решилась прийти в церковь и была избита деревенскими бабами. После этого она сама настояла на том, что придется расстаться: "Ничего нам, кроме горя, не будет...".

Повесть "Гранатовый браслет" посвящена такому типу любви, который очень редко встречается в реальной жизни. Несчастный Желтков на протяжении восьми лет безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну. Он ничего не требует от замужней женщины и не надеется на взаимность. Преклонение Желткова перед княгиней поражает даже ее мужа. "Безнадежную и вежливую" любовь невозможно запретить. Сама Вера Николаевна лишь после самоубийства Желткова понимает, что мимо нее прошла неземная любовь, которая "сильна, как смерть".

Произведения Бунина и Куприна о любви освещают множество граней и оттенков этого чувства. Большинство историй заканчиваются трагично. Оба писателя были убеждены: настоящая любовь слишком далека от земных страстей и намного сильнее смерти.

Оба писателя изобразили в своих произведениях любовь огромной силы, которой трудно противостоять. Человек может воздержаться от тех или иных действий, но изгнать это чувство он не в силах.

И у Бунина и у Куприна герои сталкиваются с обстоятельствами, препятствующими любви и делающие их несчастными. Речь идет об общественных отношениях. Офицер из «Темных аллей» Бунина не может жениться на крестьянке, не встретив осуждения общественного мнения, которое, неминуемо, скажется на карьере. Поручик из «Солнечного удара» Бунина внезапно влюбляется в замужнюю женщину, с которой пережил мимолетное романтическое приключение. То же самое можно сказать и о Желткове – герое «Гранатового браслета» Куприна, которого также захватило чувство к замужней княгине, вытеснившее из его жизни все остальное.

Оба писателя показывали любовь как нечто овладевающее человеком помимо его воли. Самым лучшим сравнением с этим стал солнечный удар, ставший названием произведения Бунина.

И Куприн, и Бунин показывают всепоглощающую любовь, как нечто не принадлежащее к нашему миру и враждебное ему. Человек, охваченный ею, может всецело отдаться в любви и раствориться в ней, что, неизбежно, погубит его. Другой вариант показан Буниным. Крестьянка из «Темных аллей» 35 лет продолжала любить бросившего ее офицера, но оставалась частью этого мира: хотя она и не вышла замуж, но успешно держала постоялый двор и даже занималась ростовщичеством. Поручик из другого уже упомянутого произведения Бунина тоже смог остановиться и не броситься в другой город добиваться воссоединения с замужней женщиной. Однако и для этих персонажей, которые смогли, хотя и отчасти, себя перебороть, настоящая любовь не могла пройти бесследно. Пережитая всепоглощающая любовь сделала их иными. Этот опыт будет продолжать влиять на их жизни, от него невозможно избавиться.

Оба писателя говорили не о преследовании влюбленных некими враждебными силами. Другие люди, если и упомянуты (как муж и родственники княгини Веры Николаевны в «Гранатовом браслете»), то они не становятся причиной трагедии. Герои сами понимают, что их чувство не совместимо с социальными нормами и интересами других людей и, по сути, сами выносят себе приговор. И у Бунина и у Куприна герои, пораженные любовью, лишены эгоизма (даже крестьянка, брошенная офицером, хотя и не прощает, но воздерживается от мести и попыток его вернуть). Любовь показана как саморазрушение, а не слепое желание обладать.

Сочинение 2 вариант

Любовь испокон веков считается самым прекрасным чувством, которое только может испытать каждый человек. Она вдохновляет на создание прекрасных музыкальных, литературных произведений, дарит ощущение счастья, меняет людей к лучшему.

Особый след оставляет любовь на сердце творческих людей, тем более писателей. Именно они мастерски способны показать это чувство в своих повестях и романах.

Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн подарили миру литературы огромное количество произведений, основной темой которых является любовь.

В творчестве Ивана Александровича Бунина любовь обычно трагичная и несчастная. К таким произведениям относятся «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок» и многие другие.

В произведении «Олеся» главная героиня представлена девушкой тонко чувствующей, нежной, доброй и наивной, будто ребенок, и верящей в настоящую любовь. В то время как Иван Тимофеевич, представитель шумного города является противоположностью девушке. Несмотря на то, что между этими двумя абсолютно разными по характеру и взглядам на жизнь людьми возникло чувство любви, оно было обречено на поражение. Иван Тимофеевич любил Олесю и готов был даже жениться на ней, но его терзали сомнения по тому поводу, как девушка будет вести себя в компании жен его коллег, привезенная из дикого леса, вся такая «диковинная» и необычная. В своем произведении «Олеся» Александр Иванович Куприн в красивой форме показывает правду жестокой жизни: два абсолютно разных по материальному состоянию человека не могут быть вместе.

Иван Алексеевич Бунин также создал много замечательных произведений, посвященных любви. Известен широкой публике сборник «Темные аллеи», который содержит в себе несколько рассказов. Чувство любви подается обычно у Ивана Алексеевича Бунина как нечто одновременно прекрасное и ужасное. В рассказах «Натали», «Чистый понедельник», «Солнечный удар» показывается трагичная любовь, имеющая печальный исход. При этом Бунин показывает свой персональный, новый взгляд на это чувство.

Творчество И. Бунина и А. Куприна сыграло огромную роль в развитии литературной темы любви.

Любовь в творчестве Куприна и Бунина

Любовь – это очень важная тема и для Бунина, и для Куприна, и для многих других российских писателей. Прекрасное чувство вдохновило этих известных писателей на сочинение многих рассказов по этой теме. В них почти одна эпоха представлена, хотя понятно, что Бунин застал крах царской России, эмиграцию, многие проблемы… И конечно, у каждого писателя своё ощущение любви. У Бунина она более трагическая, часто несчастная, похожая на одноименный рассказ – «Солнечный удар». У Куприна в произведениях тоже страсти кипят, но любовь тут более «основательная».

В рассказе «Куст сирени» любовь – движущая сила, которая заставляет Николая учиться, а Верочку экономить, но самое главное – провернуть эту аферу с посадкой сирени, несмотря ни на что. Героиня показывает не словами, а самоотверженными действиями, как она любит мужа. В известнейшем рассказе «Олеся» любовь к молодой «ведьме» нарушает все запреты, страхи преодолевает. В «Гранатовом браслете» любовь захватывает жизнь героя, отнимает её, в итоге. Получается, что любовь, в основном, разрушает жизни героев или толкает их на странные поступки. В общем, это сила – выше человека.

У Бунина любовь всегда с ноткой трагизма. В «Темных аллеях» герой предаёт своё чувство, а обманутая им хранит верность в любви, но её жизнь не разрушена. Наоборот, героиня находит в себе силы состояться социально – постоялый двор держит свой в чистоте и порядке, люди её уважают. В «Париже» любовь несчастных и уставших людей дарит им немного счастья. В рассказе «Визитные карточки» опять же случайная встреча, однодневный роман становится воспоминанием на всю жизнь. Может быть, это и была любовь… Тут тоже герой – известный писатель, который хотел воспользоваться неопытностью героини, обманул сам себя – полюбил её и потерял навсегда. Есть у Бунина рассказы о предчувствии любви, об ощущении её, когда ещё даже нет пары. В «Чистом понедельнике» героиня уходит в монастырь от любви своего поклонника, в «Легком дыхании» Оля – сама любовь, но ей не суждено полюбить.

Тема любви была одной из главных в творчестве писателей 20 века. О любви писали во все века, и даже с наступлением нового времени она не остается незамеченной. Эта проблема волновала все поколения писателей, среди которых были А.Куприн и И.Бунин. В прозе А Куприна, И.Бунина и других крупных художников эпохи своеобразно выразилось общее устремление. Писателей привлекала не столько история отношений любящей пары или развитие её психологического поединка, сколько влияние пережитого на постижение героем себя и всего мира.

Беспредельные духовные возможности человека и его же неспособность их реализовать – вот, что волновало А.Куприна, и было запечатлено уже в ранних его рассказах. Пробуждение личности Куприн тесно связывал с вечным чувством любви.

В прозе Куприна 1890-х-начала 1900-х годов много рассказов о гибели любви, зыбкости любовных союзов. Очень важно для автора первоначальное тяготение к красоте и самопожертвованию. Особенно дороги Куприну были цельные, сильные натуры.

«Гранатовый браслет» - одно из самых замечательных произведений в творчестве Куприна.

Редчайший дар безответного поклонения женщине – Вере Шеиной – стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими. Не только грубый, недалекий Тугановский, брат Веры, её сестра, легкомысленная кокетка, но и умный, совестливый Шеин, муж героини, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде.

С первых строк возникает ощущение увядания. Это можно проследить в осеннем пейзаже, в печальном виде нежилых дач с разбитыми стеклами. Все это связывается с однообразной жизнью Веры, спокойствие которой нарушает Желтков.

Не найдя ответной любви, Желтков решает самовольно уйти из жизни. Психологической кульминацией рассказа является прощание Веры с прахом Желткова, их единственное «свидание» - поворотный момент в её духовном состоянии. Только с его смертью Шеина узнаёт о настоящей любви, которой у неё никогда не было.

В прозе Бунина отражена скорее нелюбовь, чем любовь. Тем не менее влечение к этому чувству исполнено поэзии и страстной силы.

Им была создана прекрасная повесть «Митина любовь». Её сюжет очень прост. Страстно любимая Митей Катя закружилась в фальшивой, богемной среде и изменила ему. Страдания молодого человека составляют содержание повести, завершают же его самоубийством.

В обоих произведениях прослеживается трагическая концовка, которая была неизбежна.

Человек не может жить только сердцем и только в женщине или в мужчине находить весь смысл жизни: так он мог бы дойти до самого противоположного истинной любви – до эгоизма.