Проективные методики исследование глубин души. Психологические ассоциативные тесты


Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить

  • · Метод цветовых выборо (адаптированный вариант цветового теста Люшера);
  • · Методика "Агрессивность" (модификация теста Розенцвейга);
  • · Методика "Завершение предложения" (на эгоцентризм)
  • · Методика Дембо - Рубинштейн (помагает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самоотношения испытуемого);
  • · Проективная методика "Завершение суждения" (предназначен для выявления склонности испытуемого к созерцательному или активному образу жизни);
  • · Проективная методика "Мини-сочинение"(направлена на предварительную оценку эмоциональной направленности испытуемого);
  • · Проективная методика "Мои праздники" (предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы);
  • · Проективная методика "Три дерева"
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Профессия"(поможет психологу и специалисту в области профориентации сделать вывод о профессиональных интересах и склонностях испытуемого);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Счастье"(направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение его основных терминальных ценностей-целей);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Что? Где? Когда?"(направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение проблемных мест в его жизни);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Эмоциональная направленность"(предназначена для оценки эмоциональной направленности испытуемого);
  • · Тест "Дом-Дерево-Человек"(предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование);
  • · Тест "Несуществующее животное"
  • · Тест "Рисунок семьи"(выявление особенностей внутри-семейных отношений, оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье);

Особенности применение проективных методик при изучении проблем подростков

При использовании этих методик в социологии исследователи делают акцент на выделении социального, а не личностного контекста, а также используют их для изучения норм, стереотипов, новообразований социального поведения людей. Применение проективных методик с использованием картинок или фотографий позволяет получить более достоверную информацию, потому что не концентрирует внимание респондентов на гипотезах, заранее заложенных в ответы на закрытые вопросы и минимизирует влияние взрослого-исследователя. К тому же, что немаловажно, дети и подростки более охотно будут участвовать в таких исследованиях.

Еще один важный момент состоит в том, что нередко респондент пользуется иной системой понятий, нежели исследователь. Конкретные объекты, к которым можно отнести понятие, у каждого из индивидов могут не совпадать. То есть выявляются очевидные недостатки, присущие количественным методам в социологических исследованиях таких, например, явлений, как стереотипы, ценности, социальные идентификации, нормы и отклонения в поведении, глубоко затрагивающих аффективный уровень респондента, или таких тем и «закрытых» взаимоотношений, как отношения подростка в семье, школе и в среде ровесников.

«Методы проективные - совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Данные искажения могут носить со стороны респондентов как осознанный, так и неосознанный характер».

Проективные методики создают экспериментальные ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. В них используются неопределенные, стимулы, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Эти стимулы приобретают смысл в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемыми подростками.

Как применить метод символического пространства? Стимульным материалом метода является комплект фотографий, обработанных компьютерными средствами для обеспечения сопоставимости по техническим характеристикам. Комплект фотографий формируется по итогам многократного отбора из предварительных заготовок. Символическое значение предлагаемых респонденту образов может трактоваться разными способами. Методика проводится индивидуально, в помещении с минимумом отвлекающих объектов, в достаточно высоком темпе. Для проведения исследования по методу символического пространства необходим хорошо освещенный стол, на котором могут быть разложены предлагаемые фотографии. По классификации проективных методик метод символического пространства принадлежит как к конструктивным методам - создание из оформленных деталей осмысленного целого, так и к импрессивным - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим. Апробация метода проведена в 2006-2007гг. под руководством автора статьи исследователем Куренковой М.В. по двум актуальным темам - нормам повседневного поведения подростков и для выяснения представлений подростков о видах и источниках символического насилия. Изучить эти две темы традиционными количественными методами представляется крайне сложным, поскольку возникает проблема описания изучаемого явления доступным юному респонденту языком. Использование же в качестве инструмента исследования фотографий, иллюстрирующих различные ситуации применения символического насилия, норм-отклонений, решает эту проблему. Также применение проективной методики позволяет выявить скрытые оценки подростками и ответить еще на ряд вопросов:

  • · Как часто подростки сталкиваются с подобными явлениями?
  • · Какие из них наиболее неприятны?
  • · Какой источник подобных явлений в представлении подростков является наиболее распространенным?
  • · Какова общая поведенческая реакция подростков на данные явления?

Метод, примененный в ходе исследования, состоял в том, что респондентам предоставлялся выбор невербального материала, которым они манипулировали. Источником фотографий могут выступать доступные журналы (например, «Здоровье школьника»), « в котором множество качественных иллюстраций посвящено взаимоотношениям родителей с подростками, учителей с учениками, а также отношениям между подростками. Можно попробовать найти фото из Интернета с сайтов, посвященных психологии отношений родителей с детьми подросткового возраста или ориентированных на подростков (например, сайт детско- юношеского агентства ЮНПРЕСС).

При отборе каждого изображения учитывается ряд критериев, например при отборе фотографии при исследовании символического насилия:

  • · На фотографии должен быть изображен тот или иной вид действия, квалифицируемый как символическое насилие (по основным признакам, выделенным в качестве значимых: цель действия - подавление или принуждение, навязывание своей точки зрения; отсутствие физического насилия; действие нарушает свободу выбора объекта насилия).
  • · На фотографии должны присутствовать (или четко подразумеваться) как объект, так и субъект символического насилия.
  • · Объектом символического насилия на фото должен выступать подросток (14-17 лет), причем как юноши, так и девушки.
  • · Должны быть представлены (в равных долях) источники (субъекты) символического насилия из всех трех выделенных нами сфер - семья, школа, круг сверстников.
  • · Смысл изображенного действия должен был быть максимально однозначным.
  • · Действие, изображенное на картинке, должно происходить в обычной и понятной для подростков обстановке.
  • · Изображение должно безусловно относиться к современности.

Опрос каждого респондента необходимо проводить строго индивидуально по возможности в нейтральной обстановке, при отсутствии родителей, учителей в комнате. Процедура опроса выглядела следующим образом. Перед респондентом на поверхности стола произвольно разложены фотографии (на обратной стороне они были пронумерованы). Подростку предлагается разложить все изображения на «кучки», обращая внимание на действия изображенных на фотографиях людей. Раскладывание картинок на стопки можно представить как ответы на вопросы:

  • 1. Как ты считаешь, на каких фотографиях изображено насилие? В одну «кучку» предлагалось разложить картинки, относящиеся к насилию, в другую - не относящиеся.
  • 2. С какими из ситуаций, изображенных на картинках, ты лично сталкивался в жизни? Картинки разделялись на стопки: те ситуации, с которыми сталкивался, и те, с которыми не сталкивался респондент лично. Фиксировались также номера картинок из первой «кучки».
  • 3. На каких фото изображены часто встречающиеся ситуации? (Стопки «часто», «редко»).
  • 4. Какие из ситуаций, изображенных на картинках, вызывают у тебя неприязнь? («Вызывают неприязнь», «не вызывают неприязни»).
  • 5. Какие из ситуаций, изображенных на фото, вызвали бы у тебя желание не подчиниться, а на какие ты реагировал бы спокойно (принимал как обычные, само собой разумеющиеся и правильные действия)? («Неподчинение», «спокойная реакция, принятие, подчинение»).

Основным назначением метода является получение качественной информации - реакции на то или иное явление, его оценки. Сама процедура исследования позволяет зафиксировать комментарии респондентов к манипуляциям с изображениями, словесную оценку изображений, возможные мотивы своих решений.

По итогам выборов составляется таблица выборов. Анализ результатов проводится исследователем после опроса всей группы и количественной обработки данных. С помощью применения проективной методики - выяснения, что подростки понимают под насилием. Трактовка данного понятия, как показало исследование, во многом отличается у взрослых и подростков: подростки считают насилием применение физической силы для нанесения ущерба (также физического). Такие же виды действий, которые мы объединили в понятии «символического насилия», большинство респондентов насилием не считают, однако и подчиняться таким действиям не хотят.


1.7.Тест как основной инструмент психодиагностики


Классификация тестов

ТЕСТЫ - стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело два значения:
1) испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик;
2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или серебра.

3 главных характеристики тестов:
Валидность
Надежность
Стандартизированность

Классификация тестов:

I. По форме тестирования:

1) Индивидуальные и групповые

Индивидуальные тесты — тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др.

Групповые тесты — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. По характеру групповые тесты являются, как правило, типичными психометрическими тестами с весьма жесткой регламентацией процедуры обследования, обработки и интерпретации данных.

2) Устные и письменные

3) Бланковые (проведение стандартизированного теста в форме бумажной технологии - с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания),
предметные (материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п) ,
аппаратурные (требуют применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных)
компьютерные (тесты, которые предлагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером)

4) Вербальные и невербальные. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словеснологической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции.

Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

II. По содержанию тестирования

1) Тесты интеллекта (стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач)
2) Тесты специальных способностей (тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности)
3) Тесты достижений (тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки)
4) Тесты личности (тесты, направленные на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Включает в себя проективные методики, личностные опросники и любые другие методики, предназначенные для диагностики эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивидуума.

III. По цели тестирования

Определение отклонений психического развития
-Индивидуальное консультирование
-Профотбор и профподбор
-Определение уровня достижений (овладения знаниями, умениями, навыками)
-Тренинговый процесс
-Судебно-психологическая экспертиза

Требования к измерительным методам (тестам ):

Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический констркут должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, проверенными на релевантность. Область применения должна быть четко выделена и обозначена, указан контингент обследуемых. Необходимо четко обозначить цели использования результатов.

Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, который можно было бы передать ЭВМ или специалисту, не имеющему специальных психологических знаний.

Процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестевым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработки и пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).

Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

Необходимо вести банк данных, собранных по тесту, и проводить периодическую коррекцию всех стандартных методик

1.8. Проективная техника


ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее суще-ственным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпрети-ровать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) пси-хических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Первая проективная методика , т. е. та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции — психологической концепции проекции, появилась в 1938 г. и принадлежит американскому психологу Генри Мюррею, автору знаменитого теста тематической апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. самый известный в мире тест Роршаха, были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.

Г. Мюррей впервые описал процесс проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию. Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.

Понятие проекции (от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит 3. Фрейду (Freud, 1894). Он полагал, что анксиозные неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно развившимся сексуальным возбуждением и в этом случае происходит проекция этого возбуждения во внешний мир. Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта, в соответствии с 3. Фрейдом, изживается благодаря особому психическому механизму — проекции. Основоположник психоанализа в своей работе «Тотем и табу» пишет о том, что «враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим».

«Проекция — это защитный механизм, используемый бессознательной сферой "Я", посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые в целом для личности, приписываются внешнему объекту и тогда проникают в сознание, как измененное восприятие внешнего мира». Энциклопедия психоанализа

Приписывая отрицательную черту другим на основе сравнения, можно минимизировать или отрицать ее у себя.

«Проекция не создана для отражения душевных переживаний, она имеет место и там, где нет конфликтов», — пишет 3. Фрейд. Проекция, не привязанная намертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности, была названа "атрибутивной проекцией ".

Классическую и атрибутивную проекцию, по мнению разных авторов, можно различать по «мишеням», избираемым для проекции. Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда индивид осознает у себя негативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение. Т.е. наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей и понимание их поступков.

«Аутической проекцией » было названо явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом». Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей.

Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосознаваемых черт и особенностей, тех, которые вытеснены, то в близкой ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобряемых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит им оправдание.

Д. Холмс (Holmes, 1968), подводя итоги многочисленным исследованиям, предлагает выделить два «измерения» проекции. Первое — что проецируется (наличие—отсутствие проецируемой черты), второе — осознание проецируемого . Комбинируя эти измерения, можно классифицировать известные виды проекции

Симилятивная проекция , в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет защитную функцию. Субъект не осознает собственную черту.

Комплементарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, порой, испытывая страх, мы склонны едва ли не каждого человека воспринимать как нам угрожающего. В этом случае приписываемая другим черта, скажем агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние.

Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекции впервые используется Л. Франком в 1939 г. Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности.

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Л.Франк, 1948)

Направленность на уникальное в структуре или организации личности. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт

Личность изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта

Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя. направляя, искажая, изменяя переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида.
Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

"моя личность проявляется во всем"

Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Стимулы в проективных методиках приобретают смысл не просто в силу их объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Общие признаки проективных методик

Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов
-отсутствие ограничений в выборе ответа
-отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» или «ошибочных»

Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик:

Виды проективных методик

Конститутивные (методики структурирования)
Испытуемый должен придать смысл какому-то аморфному материалу
Тест Роршаха
Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал.

Конструктивные методики
Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.
Тест мира

Интерпретативные методики
Истолкование какого-либо события, ситуации
Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений.
Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ)

Катартические методики
Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях с целью достижения игрового катарсиса
Психодрама
Психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать и тем самым добиться терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.

Рефрактивные методики
Непроизвольные изменения в общепринятых средствах коммуникации (речь, почерк)
Графология

Экспрессивные методики
Рисование на свободную или заданную тему
«Дом - дерево - человек». Проективный рисунок человека
По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

Импрессивные методики
Предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим
Тест Люшера. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

Аддитивные методики
Завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории.
Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...», «Думаю, что настоящий друг...» и т. п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных.

4. Проективные тесты.

Проективные тесты, по мнению Л. Франка – это такой приём исследования личности, при котором испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, от его мыслей и чувств. Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта . Главной отличительной особенностью проективных методик является относительно неструктурированная задача для испытуемого: задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивидуума смогла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты и неоднозначны . Проективные тесты основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределённые картинки, бесформенные пятна, незавершённые предложения и другие объекты. Предполагают, что, оценивая и интерпретируя подобные объекты, человек бессознательно вкладывает или проецирует самого себя.

Выдвигаются три основных принципа, лежащие в основе проективного исследования личности:

· исследование направлено на уникальное в структуре или организации личности; личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт;

· личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта;

· эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в структуру внутреннего мира индивида; каждое новое действие, эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности .

Существуют признаки общие для всех проективных методик: неопределённость, неоднозначность используемых стимулов, отсутствие ограничений в выборе ответа, отсутствие оценки ответов испытуемых как "правильных" и "неправильных". Проективные тесты могут быть бланковыми опросными и рисуночными. Предлагают также следующую их классификацию:

1. Конститутивные методики (структурирование, оформление стимулов, придание смысла);

2. Конструктивные методики (создание из оформленных деталей осмысленного целого);

3. Интерпретационные методики (истолкование какого-либо события, ситуации);

4. Катартические методики (осуществление игровой деятельности в организованных условиях);

5. Экспрессивные методики (рисование на свободную или заданную тему);

6. Импрессивные методики (предпочтение одних стимулов другим);

7. Аддитивные методики (завершение предложения, рассказа, истории, ситуации);

8. Семантические методики (эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла) .

В типичных случаях проективные методики – это методики замаскированного тестирования, поскольку обследуемый человек редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные тесты характеризуются также глобальным подходом к оценке личности: внимание концентрируется на составной (композитной) картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт. К проективным методикам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или неосознаваемых испытуемыми психологических особенностей. Считается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к скрытому материалу. Это вытекает из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Проективные методики недостаточно валидны, надёжны и стандартизированы, отсутствует чёткая процедура их проведения. Однако неоднозначность тестового материала и непрямой способ его подачи позволяет получать информацию о скрытых от наблюдения психологических особенностях индивидуума.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе были рассмотрены психодиагностические методы исследования (тесты), с помощью которых проводится сбор и обработка полученной первичной информации. Была дана общая характеристика тестов, рассмотрены разновидности психодиагностических методик, определены и охарактеризованы основные требования к ним на основании приведённой литературы. Также были рассмотрены отдельные виды тестов, обозначены их положительные и отрицательные моменты, приведены классификации методик по различным аспектам исследования. На основании рассмотренного материала можно сделать вывод о существовании большого числа разнообразных психодиагностических методов, которые можно применять для исследования практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Без тестов, опросов, анкетирования немыслимо проведение социологических, статистических исследований, с их помощью осуществляется подбор кадров в различных отраслях деятельности. С помощью психодиагностических методик можно исследовать массу явлений, однако для этого необходимо правильно использовать данные методики. Применять психодиагностические тесты нужно строго по назначению, пользуясь инструкцией для проведения тестирования, анализа собранной информации. Психодиагностические методы требуют серьёзного подхода, для работы с ними необходимо иметь специальное образование или пройти специальные курсы. Это позволяет избежать ошибок при оценке результатов психодиагностического обследования и, особенно, при постановке диагноза и назначении адекватной терапии, так как неправильное оказание психотерапевтической помощи может нанести вред здоровью пациента, а иногда даже угрожает его жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2005. – 688 с.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2003. – 528 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. – 164 с.

4. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. – М.: Издательство "КСП +", 1999. – 320 с.

5. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Спб., 2000. – 440 с.

6. Слободская Е.Р., Князев Г.Г., Сафронова М.В. Краткая форма личностного опросника Айзенка (ЛОА-К) и её использование для оценки риска употребления психоактивных веществ/ Психологический журнал. М., 2006. Том 27, №3. С.94 – 105.


Сейчас на просторах интернета можно найти тысячи психологических тестов, но их результаты часто разочаровывают: неточные или слишком общие. Вы просто выискиваете в тексте приятные для вас слова - и создается впечатление, что они написаны про вас.

Наша подборка тестов одобрена психологическим сообществом. Результатам вы действительно можете доверять. К тому же эти тесты сложно обмануть и предугадать результат.

Тест Люшера

Методика цветовых выборов. Этот тест, изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером, довольно точно определяет ваше психологическое состояние, в котором вы находитесь сейчас. Этот тест описывает то, каков человек на самом деле, поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах.

Тест Сонди

Метод портретных выборов. Методика разработана в 30-е годы ХХ столетия венским психологом Леопольдом Сонди. Он обнаружил определенную закономерность, которой подчиняется избирательность человека в общении с окружающими. Бессознательный выбор определенных черт лица, по его мнению, определяет некоторые черты собственного характера, особенности личности и даже предрасположенность к психическим заболеваниям.

Опросник Кеттела

16-факторный личностный опросник Кеттела - один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Этот тест позволяет взглянуть на личность с разных сторон. Опросник довольно большой, чтобы пройти этот тест целиком, придется выделить на это специальное время.

Краткий ориентировочный, отборочный тест (КОТ) предназначен для диагностики общего уровня интеллектуальных способностей. Этот тест часто используют при приеме на работу на руководящие должности, в спецслужбы, в армию и в других областях. КОТ позволяет диагностировать способность человека овладевать новыми знаниями, видами деятельности.

Проективный рисуночный тест

Вообще проективных методик существует множество. Вам нужно включить воображение и дорисовать предложенную фигуру. Предлагаем простой и быстрый тест.

  • Тест Люшера
  • Тест Сонди
  • Опросник Кеттела
  • Краткий ориентировочный тест (КОТ)
  • Проективный рисуночный тест