Прощание с эпохой: Любимова похоронили на Донском кладбище. Юрий Любимов: "Моей ноги не будет в Театре на Таганке - ни при жизни, ни после смерти" Воспоминания актеров таганки


Юрий Любимов похоронен . Здесь погребены его родители и брат Давид. На могиле основателя Театра на Таганке установлен пока только деревянный крест и табличка с именем и датами жизни. На панихиду по Юрию Любимову в храм при Донском монастыре пришли сотни людей.

"Искусным художником сцены, незаурядным деятелем театрального искусства и человеком с уникальным созидательным талантом" назвал Юрия Любимова в специальном обращении патриарх Кирилл. Обращение Патриарха Московского и всея Руси было зачитано в начале панихиды, сообщает ТАСС . После этого был проведен чин отпевания.

Многолюдно было в Театре имени Вахтангова. Сюда проститься с талантливым режиссером пришли более 3 тысяч человек.

"Юрий Петрович сам определил церемонию похорон, - пояснила его вдова Каталин. - Он хотел, чтобы прощание состоялось в Театре имени Вахтангова, в его альма-матер, где он начинал путь в искусство".

Гроб был установлен на сцене Театра имени Вахтангова. Справа от него повесили портрет Любимова с черной траурной лентой, а слева — икону Николая Чудотворца, под которой горели две свечи.

На заднике сцены была выставлена часть декораций из последней постановки режиссера в Театре Вахтангова "Бесы" по Федору Достоевскому.

"Ушла эпоха, признанный при жизни гений, создавший новое направление в искусстве, - сказала на прощании старейшая актриса Театра Вахтангова Юлия Борисова. - Несмотря на политический уклон театра на Таганке, произведения Юрия Петровича были высокохудожественными. Любимов глубоко мыслил, проникновенно. Некоторые мизансцены в его спектаклях были поразительны, переворачивали душу. И невозможно было не рыдать. Считаю, что его имя будет стоять рядом со Станиславским, Вахтановым и Товстоноговым".

Юрия Любимова министр культуры Владимир Мединский. Он одним из первых пришел попрощаться с Любимовым. На прощание пришли также глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, актер Вениамин Смехов, актриса Юлия Борисова, художник Борис Мессерер.

На прощании звучала музыка Владимира Мартынова, вместе с которым долгие годы работал Любимов.

Последними в траурном карауле встали Римас Туминас, директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, актер Сергей Юрский и детский врач Леонид Рошаль. Они вышли к краю сцены и поклонились мастеру.

Затем зазвучал "Магнификат" Владимира Мартынова. В это время огромный экран над сценой стал белым, а занавес закрылся. Но через некоторое время занавес открылся вновь и ансамбль Покровского во главе с Римасом Туминасом исполнили духовный стих "Аллилуйя".

Под пение ансамбля Покровского гроб с телом Любимова вынесли из зала. При прощании в театре была выполнена последняя воля режиссера: Любимова проводили в последний путь проводили без траурных речей, аплодисментов. хотел основатель Театра на Таганке.

На похоронах Юрия Любимова присутствовали его вдова Каталин и сын Петр, руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас, вдова Александра Солженицына Наталья Солженицына, актрисы Людмила Максакова, Алла Демидова, Марина Полицемайко, режиссеры Сергей Арцибашев, Анатолий Васильев, актеры Вениамин Смехов, Леонид Ярмольник, композитор Владимир Мартынов и многие другие.

В Театре на Таганке Любимов поставил около 50 спектаклей, среди которых "Гамлет", "А зори здесь тихие...", "Павшие и живые", "Пугачев", "Жизнь Галилея", "Послушайте", "Мастер и Маргарита", "Дом на набережной", "Борис Годунов", "Шарашка", "Электра", "Самоубийца", "Медея", "Хроники В. Шекспира", "Евгений Онегин" и другие.

11 июля 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства. Советское гражданство Любимову вернули лишь в 1989 году.

Мэр Москвы Сергей Собянин поддержал инициативу одной из улиц города.

"Здесь начинался мой жизненный круг, и я хочу, чтобы здесь он и закончился..."

Как умер? — спрашивают многие удивленно, как будто речь идет о молодом человеке, внезапно ушедшем из жизни. Не стоит удивляться — это как раз тот случай, когда все по какой-то причине уверены, что такой человек будет жить вечно и вообще бессмертен вопреки здравому смыслу и законам природы. И тем не менее в раннее утро пятого дня октября сердце основателя знаменитой Таганки остановилось. Шесть дней назад он отметил 97 лет.

Напишут: . И это будет чистой правдой с той лишь разницей, что эпоха, которая не просто ушла, а рухнула с его уходом в пропасть. Эпоха особенная, невозможная, неповторимая. Масштаб, соответствующий масштабу страны. Мышление, выпадающее из идеологии страны. Искусство, опередившее свое время.

Ровесник Октябрьской революции. Кто начинал с ним, потом удивлялись: «Надо же, Юрка, он же артист, а стал таким…», и дальше непросто подбирались слова — режиссер, творец, художник, деятель. А он просто — Любимов, — и этим все сказано. В 36-м году поступил в училище театра Вахтангова, в 40-м закончил, в 46-м стал артистом театра Вахтанговской школы, прослужив до этого в ансамбле песни и пляски Военного округа. В труппу поступил красивый артист и тут же начал получать героические роли. Но и характерным артистом, по воспоминаниям тех, с кем работал, Юрий Любимов был замечательным.


Когда он переступил ту черту, которая отделяет актерство от режиссуры? Когда из артиста, подающего большие надежды, вырвался большой художник? Точно не знает никто — процесс этот тайный и рациональному вычислению не подвластен. Любимов-режиссер родился вместе с «Добрым человеком из Сезуана», который он поставил вместе со своими студентами в Щуке. Что это было?! Тайфун, цунами, гром среди ясного неба — вся Москва, профессиональная, снобистская, рвалась на эту студенческую работу. «Добрый человек» шел поперек магистрального пути советского театра, был слишком распахнут в своих убеждениях, нахален в смелости высказываний. Как какой-то чудак, не знакомый с правилами поведения в обществе, он прокричал правду, которую никому в СССР не позволено было говорить. И эстетика какая-то у него была непривычная… А потом он пришел со своими студентами на Таганку, к тому времени театру тихому, непопулярному, и начал строить свой.


Таганка — целая эпоха, хотя заняла всего несколько десятков лет. Но каких! И как они повлияли на отечественный и мировой театр! Благодаря его театру улица, прежде фигурировавшая в основном в блатном фольклоре («Таганка, все ночи полные огня, Таганка, сгубила ты меня…») и на картах обозначенная как «старинная улица Москвы», превратилась в социокультурное понятие. Произносишь «Таганка», и высыпает целый синонимический ряд: Высоцкий, Филатов, Золотухин, Трофимов, Демидова, Фарада, Губенко, Славина, Шаповалов, Полицеймако, Ярмольник и многие, многие еще. Судьбы состоявшиеся и сломанные. А еще — спектакли, которые потрясли мир. Один так и назывался «Десять дней, которые потрясли мир». «Живой», «Мастер и Маргарита», «Дом на набережной», «Гамлет», «Пугачев», «А зори здесь тихие».


С появлением любимовской Таганки было, а теперь окончательно будет: Таганка — это он. Невысокий, со спиной борца мужчина. Седой (рано поседел), элегантный. Парадоксальный, острый, остроумный. Яростный, но добрый, а не добренький. Как покажет время — великодушный: умеет прощать. Вот он сидит в своем кабинете, за его спиной — стена в автографах великих. Сильный человек, смелый: он делает театр правды. Но не той, которую сейчас может состряпать любой, нагло назвавший себя режиссером, — достаточно со сцены вывалить в зал всю грязь жизни с матом, элементами социального дна или чтением по ролям постов и перепостов из социальных сетей. Его правда глубокая, опирающаяся на мощную литературу и музыку, на хороший вкус и безупречный профессионализм. Его искусство переосмысляет жизнь, а искусство это — высокохудожественно. Одно не противоречит другому — такое могут делать единицы, и каждый по-своему: Ефремов, Эфрос, Любимов.

Любимов — это трагедия театра, которую он, хотя и пережил, но то, что она сократила ему жизнь, — факт. Артисты, воспитанные им, выращенные из ничего, по сути выгнали своего «отца» из дома. В этот день совсем не хочется вспоминать гнусность того поступка, свидетелем которого была Прага, точнее, ее главный драматический театр. Артисты устроили публичную разборку из-за гонорара, поднялся шум, а Любимов был растерян, не верил в реальность происходящего. Но он не стал опускаться до выяснений отношений с мелкими людьми — он хлопнул дверью и покинул дом. То, что произошло в нем, потом лишь подтвердило, на чьей стороне правда: Таганка как театр, как явление без Любимова умерла.

А он, чудом переживший этот удар, нашел в себе силы еще и работать. Театр Вахтангова, где он когда-то начинал артистом, позвал своего Мастера, и он выпустил там огромный спектакль по Достоевскому «Бесы». Премьера состоялась в марте 2012 года. Не только участники постановки, но и все работники театра были потрясены (другого слова не подберешь), как этот почти 95-летний человек вел репетиции. С утра приходил в театр с буквально до пунктика расписанной партитурой репетиций, три часа работал с артистами. Потом шел в буфет, после перерыва возобновлял репетиции. Ассистентом у него был актер Рубен Симонов, которому Юрий Петрович давал поручения — проверить готовность артистов, как висит афиша на театре. Однажды Рубен не выдержал: «Юрий Петрович, вы меня совсем загоняли» — «Рубен, сколько вам лет? За 50? Да что вы, голубчик, я в ваши годы только Петьку (сын) делал».


Премьера вызвала огромный интерес, прошла с большим успехом. Там же, в Вахтанговском, отметили 95-летие Мастера. Было много высоких гостей, сказано много слов. Юрий Петрович казался довольным — ведь в этом театре в 1946-м началась его актерская жизнь.

На том банкете он признался худруку Вахтанговского Римасу Туминасу и директору Кириллу Кроку:

— Спасибо вам большое за все, — сказал нам Юрий Петрович. — Здесь начинался мой жизненный круг, и я хочу, чтобы здесь он и закончился, — рассказал «МК» Кирилл Крок: «Моей ноги не будет в театре на Таганке — ни при жизни, ни после смерти. Только здесь пусть все пройдет».

Конечно, последнее слово будет за близкими Юрия Петровича Любимова — женой Каталин и сыном Петром: как они решат, так и будет. Но пока они не выходят на связь: можно понять — трудно пережить такую потерю. Спрашиваю директора Вахтанговского:

— Ваш театр готов исполнить желание Юрия Петровича?

— Конечно, это даже не обсуждается. Все будет сделано по высшему разряду.

И вот, последние сведения: Юрий Петрович Любимов будет похоронен на Донском кладбище - таково его завещание. Там лежит его семья - мать, отец и брат Давид. А прощание с великим режиссером состоится в среду с 10 до 12 в Вахтанговском театре. Как и хотел Мастер.

И последнее — семья Любимова категорически отказалась от финансовой помощи на похороны от Департамента культуры Москвы. Как сказала его жена Каталин Любимова, департамент не защитил честь и достоинство ее мужа и вместе с артистами и профсоюзами работников культуры выгнал Мастера из его театра (культурное ведомство в то время возглавлял Сергей Худяков). Странным выглядит высказывание нынешнего директора Театра на Таганке Владимира Флейшера, который заявил, что театр находится на гастролях и скорбит. Фантастическое лицемерие — «скорбеть нужно по своей совести вместе с профсоюзом работников культуры», считает директор Вахтанговского театра Кирилл Крок.