Пушкинский музей рафаэль время работы. Art & More: по следам Рафаэля


Выставка Рафаэля Санти в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина откроется 12 сентября. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора музея Марину Лошак.


Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет первую в России выставку работ Рафаэля Санти - живописца, рисовальщика, архитектора эпохи Возрождения, одного из величайших гениев в истории мирового искусства. Творчество этого мастера повлияло на многих художников последующих поколений, в том числе и в России.

Стоимость билетов на посещение постоянной экспозиции музея и выставки «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии»:

с 11:00 до 13:59: 400 рублей, льготный - 200 рублей,
с 14:00 до закрытия музея: 500 рублей, льготный - 250 рублей.
Бесплатные категории - бесплатно .

Продажа билетов осуществляется на определенный сеанс, где время сеанса - это время входа на выставку. Всего 12 сеансов каждый день и 13 сеансов в четверг. Вход в Музей - до 19:00, в четверг - до 20:00.

Расписание сеансов для билетов в кассах:

11:00 - 11:45
11:45 -- 12:30
12:30 - 13:15
13:15 - 14:00
14:00 - 14:45
14:45 - 15:30
15:30 - 16:15
16:15 - 17:00
17:00 - 17:45
17:45 - 18:30
18:30 - 19:15
19:15 - 20:00
*20:00 - 21:00 - дополнительный сеанс в четверг.

Действует ограничение общего количества входных билетов на один сеанс - 150 штук. Продажа билетов в кассах будет открыта с 13 сентября.

Входной билет на выставку доступен для электронного заказа с 6 августа по максимальной цене 500 рублей, он включает посещение всех экспозиций и выставок Главного здания, действителен только на дату и сеанс, указанные на билете. Билет по электронному заказу необходимо будет получить в специальной, выделенной кассе в Галерее искусств (Волхонка, 14) - только там, а затем уже с билетом вы сможете без очереди пройти через служебный подъезд № 5. Действует ограничение количества входных билетов, доступных для электронного заказа: 70 штук на один сеанс. Обменять бланк электронного заказа на билеты в кассах музея будет возможно не ранее первого дня работы выставки.
Электронный заказ билетов осуществляется на определенный сеанс, где время сеанса - это время входа на выставку. Всего 6 сеансов. Вход в Музей - до 19:00, в четверг - до 20:00.

Расписание сеансов электронных заказов билетов:

11:00 - 12:30
12:30 - 14:00
14:00 - 15:30
15:30 - 17:00
17:00 - 18:30
18:30 - 20:00

Льготные и бесплатные входные билеты, а также билеты меньшей стоимости на утренние и дневные сеансы можно будет приобрети непосредственно в кассах Музея (при наличии их в продаже) в день посещения, начиная с 13 сентября.

Комплексные билеты не дают права на посещение выставки.

На выставке будут представлены живописные и графические произведения. Ранее некоторые работы художника экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках различных выставок, в частности, в 1989 году на выставке одной картины была показана «Донна Велата» из Галереи Палатина (Палаццо Питти, Флоренция), а в 2011 году - «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме.

Эпоха Возрождения имела огромное значение в истории культуры Европы, но, в первую очередь, это время отмечено небывалым расцветом разных видов искусства. Рафаэль, еще при жизни названный «божественным», - один из титанов эпохи, его имя стало синонимом Возрождения, а искусство мастера воплотило идеал красоты и гармонического совершенства.

Особое внимание на выставке будет уделено портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное всеми качествами живого конкретного человека, предстает и как обобщенный образ личности своего времени. Рафаэль сумел творчески переосмыслить достижения Леонардо да Винчи, особенно в своем портретном творчестве. В то же время знаменитому леонардовскому «сфумато» (тончайшие переходы светотени) он противопоставил красочную палитру, построенную на градации чистых светлых тонов.

В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина станет первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате.

Куратор выставки:
Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи Виктория Эммануиловна Маркова.

Выставка проходит под патронатом Президента Российской Федерации и Президента Итальянской Республики. Выставка реализована по инициативе и при всесторонней поддержке Посольства Италии в Москве.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

МОСКВА. Восемь картин и три рисунка гения эпохи Возрождения Рафаэля Санти (Raffaello Sanzio da Urbino, 1483-1520) будут показаны в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Общая стоимость шедевров оценивается почти в 500 млн евро. Выставка организована при поддержке Президента России и Президента Итальянской Республики. Картины, которые привезли в Москву, принадлежат музеям и галереям Италии, в том числе, всемирно известной галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции и Пинакотеке в Болонье (Pinacoteca Nazionale di Bologna). Экспозиция «Рафаэль. Поэзия образа» будет работать с 13 сентября по 11 декабря этого года.

Рафаэль Санти - Автопортрет

Организация выставки была сопряжена со множеством трудностей: надо было уговорить сразу нескольких директоров крупнейших мировых музеев предоставить шедевры из своих коллекций, найти компанию-страховщика. Директор Пушкинского музея Марина Лошак уверена, без поддержки «Роснефти» выставка не могла бы состояться. С ней солидарен и посол Италии в России Чезаре Рагальини (Cesare Maria Ragaglini): “В течение ближайших пяти лет организовать аналогичную выставку будет очень сложно. В 2020 году исполняется 500 лет со дня смерти Рафаэля и ни один музей не сможет получить эти работы для своих выставок.”

В центре выставки – одна из главных работ художника - знаменитый «Автопортрет» (Autoritratto, 1504-1506) из коллекции «Уффици». По словам посла, приезд Рафаэля в Москву станет одним из самых значимых культурных событий, когда-либо организованных посольством Италии, и первой крупной презентацией гениального итальянца в России.

Рафаэль - один из самых известных художников эпохи Возрождения. Он создал целый ряд исключительных работ, в том числе фреску «Афинская школа» (Scuola di Atene, 1509-1511) из коллекции музея Ватикана (Musei Vaticani), Сикстинскую Мадонну (Madonna Sistina, 1513-1514) из Галереи старых мастеров в Дрездене (Gemäldegalerie Alte Meister), «Преображение» (Trasfigurazione, 1518-1520) из Пинакотеки Ватикана (Pinacoteca vaticana), «Мадонну Грандука» (Madonna del Granduca, 1504) из галереи «Палатин» (Galleria Palatina) в Палаццо Питти, Флоренция, «Мадонну Бельведерскую» (Madonna del Belvedere, 1506) из коллекции музея истории искусства в Вене (Kunsthistorisches Museum Wien), «Oбручение Девы Марии» (The Marriage of the Virgin, 1504) от Пинакотеки Брера (Pinacoteca di Brera), «Святое семейство» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe, 1506) из Эрмитажа в Санкт-Петербурге и т. д.

Ренессанс был значимым периодом для развития культуры Европы, периодом беспрецедентного расцвета искусства. Рафаэль - один из титанов того времени. Современники называли его «божественным», а его имя стало синонимом целой эпохи. Его искусство воплощало в себе идеалы красоты и гармоничного совершенства. Значительное влияние творчество Рафаэля оказало не только на европейское, но и на русское искусство, и этот аспект стал одним из главных лейтмотивов выставки.

Особое внимание в рамках экспозиции уделено портретной живописи Рафаэля. Художника часто называют создателем нового типа портрета эпохи Возрождения, выполняемого с большой реалистичностью. На портретах Рафаэля мы видим не только гармоничный образ конкретного человека, но и обобщенный – всей эпохи. Талантливый художник и архитектор, он сумел повторить ряд творческих достижений Леонардо да Винчи (Леонардо да Винчи, 1452-1519), особенно в части портретных работ. В частности, под влиянием Леонардо была написана «Мадонна Грандука», ставшая эталонной для творчества Рафаэля. На выставке в Пушкинском музее можно увидеть и подготовительный рисунок для этой картины, отчасти раскрывающий процесс работы художника над ней. Самая крупная из представленных – алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии» (The Ecstasy of St. Cecilia) из Национальной пинакотеки Болоньи (Pinacoteca nazionale di Вologna).

Билеты на выставку можно купить через интернет, стоимость билета от 200 (для льготных категорий) до 500 рублей. Посещение экспозиции организовано сеансами, каждый сеанс - по 45 минут. Выставка вызвала огромный ажиотаж среди москвичей, поэтому о приобретении билетов лучше позаботиться заранее.

МОСКВА, 13 сен — РИА Новости, Валерия Высокосова. Посетители ГМИИ имени Пушкина впервые увидят восемь шедевров великого итальянского живописца Рафаэля Санти на выставке "Рафаэль. Поэзия образа", которая откроется во вторник и продлится до 11 декабря.

Долгожданный гость

Экспозиция выставки состоит из восьми живописных работ и трех графических рисунков, принадлежащих кисти великого мастера, которые обычно хранятся в различных галереях и музеях Италии, в основном в галерее Уффици и национальной картинной галерее в Болонье.

Несмотря на скромное число экспонатов (всего 11 картин), выставку по праву называют самой масштабной: ранее в России появлялись произведения Рафаэля, но одновременно в таком объеме — никогда. Кураторами выставки стали хранитель итальянской живописи в Пушкинском музее Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры галереи Уффици Марция Файетти.

"Выставка очень важна, потому что она первая, потому что она должна помочь понять Рафаэля. Очень важно, что она всем нам должна напомнить о том, что мы должны уважать, любить, переживать и не забывать свою собственную классику, для которой Рафаэль был светочем", — сказала Виктория Маркова на открытии выставки.

Рафаэль в контексте русской культуры

Главной идеей экспозиции стала взаимосвязь русской культуры и литературы с творчеством Рафаэля. По словам Марковой, художник оказал огромное влияние на многих классиков, начиная с Александра Пушкина и заканчивая Федором Достоевским. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что созерцание "Сикстинской Мадонны" (1513 год, ныне хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене) возродило автора "Преступления и наказания", познавшего мрачные бездны человеческой натуры, к жизни, дало ему свет и надежду.

Произведения Рафаэля на выставке в ГМИИ оценивают в 500 миллионов евро В ГМИИ приедут восемь живописных картин и три рисунка из различных галерей и музеев Италии, в том числе из Галереи Уффици и Национальной картинной галереи в Болонье.

Пушкину увидеть зарубежные шедевры не довелось. Поскольку он никогда не покидал пределов Российской империи, он довольствовался малым: в то время в Эрмитаже хранились четыре картины художника, в числе которых "Мадонна Конестабиле", "Святое семейство" (1506 год, второе название картины "Мадонна с безбородым Иосифом"), "Святой Георгий, поражающий дракона" (1503-1505) и композиция в круге "Мадонна Альба" (1511). Последние две картины были проданы за рубеж, ныне они хранятся в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне.

Несмотря на это, Александр Пушкин сумел познать великое через малое, понять живопись Рафаэля, духовные устремления его творчества и воплотить неизгладимое впечатление в своих произведениях. Имя художника возникает в стихотворениях поэта на протяжении всей его жизни.

В пространстве экспозиции связь между двумя творцами прослеживается особенно четко. Стены зала, оформленного в сине-винных тонах, украшены стихотворными строками Пушкина. Также внимательные зрители заметят произведения Гавриила Державина и некоторых итальянских поэтов.

"Осознавая эти связи, мы должны ясно понимать, что у русской культуры европейские корни, что мы европейцы, что литературы нашей без соприкосновения с Рафаэлем, который выразил суть европейской культуры, у нас бы не было", — считает Маркова.

Живой портрет

Экспозиция состоит из восьми картин, среди которых парные портреты Маддалены и Аньоло Дони (1504-1507), написанные по заказу состоятельной четы во Флоренции, "Немая" (около 1507) на глухом черном фоне, "Мадонна с младенцем", также известная как "Мадонна Грандука" (1504-1508), которая отражает влияние Леонардо да Винчи, портрет Элизабетты Гонзага (1506), а также изысканный автопортрет самого Рафаэля (1505).

© предоставлено пресс-службой ГМИИ им.Пушкина

© предоставлено пресс-службой ГМИИ им.Пушкина

Центральным изображением выставки становится "Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной" (1515). Это самая поздняя картина художника в экспозиции, которая считается одним из классических произведений.

"Рафаэля называют первым современным художником, потому что он приблизил нас к живому человеку. Он пытался вынуть из него человеческую сущность, при этом наделяя его чертами, которые были присущи ренессансному образу. Это абсолютно живые люди. Рафаэль принимал, воспринимал и улучшал все. Он совершал работу внутри себя, придавая своим открытиям в области лучшего свой собственный взгляд", — сказала на открытии директор музея Марина Лошак, добавив, что внутренняя целостность художника придавала целостность тем образам, которые он воплощал.

Также на выставке представлены три графических рисунка Рафаэля: набросок к портрету Элизабетты Гонзага и два профиля молодых женщин.

В Музее изобразительных искусств им. Пушкина 13 сентября открывается выставка живописи и графики Рафаэля. В Москву работы этого художника в таком количестве привезли впервые. Несмотря на то что в русском сознании Рафаэль занимает особое место, его имя исторически произносят как синоним понятия искусства как такового.

Его любили русские классики: копии картин Рафаэля висели в кабинетах Достоевского и Толстого, даже относилась к нему с пиететом — ватиканскую фреску «Преображение» воспроизводили в убранстве нескольких православных храмов, в частности такого значимого, как Спасо-Преображенский собор Углича.

Фоторепортаж: Рафаэля привезли в Москву

Is_photorep_included10189721: 1

Особое место в истории русской рафаэлианы занимает Сикстинская мадонна. Как утверждают знатоки, в России эта картина гораздо более популярна, чем в Италии, где была написана, и в Германии, где хранится в Дрезденской галерее. Почему-то русские копиисты с начала XIX века именно ее любили изображать для столовых и гостиных. И как известно, Пушкин жаловался, что не может купить такую копию, потому что стоит она 40 тыс. руб.

Наконец в 1955 году на выставке в том же ГМИИ среди трофеев Дрезденской галереи ее увидело едва ли не полтора миллиона соотечественников.

Картина написана для капеллы семейства даль Олио в церкви Сан-Джованни ин Монте в Болонье. По новейшим данным датируется 1515-1516 годами. Джорджо Вазари в своих прославленных «Жизнеописаниях живописцев, скульпторов и архитекторов» писал, что «это произведение принесло Рафаэлю хвалебные отзывы и приумножило его славу, в его честь было сочинено множество латинских и итальянских стихов. Например:
«Прочие кистью смогли показать только облик Цецилии,
А Рафаэль нам явил также и душу ее».
Святая Цецилия — римлянка, язычница, уверовавшая в Христа и обратившая в христианство 500 язычников. С ней связана очень красивая и очень замысловатая история миссионерства, которую Рафаэль воплотил с какой-то ни на что не похожей легкостью. Крайне запутанный сюжет у него предстает совершенно прозрачным и доступным.

Мадонна с младенцем (Мадонна Грандука). Флоренция. Галерея Уффици. Палатинская галерея

Название объясняется просто: картиной владел Фердинанд III Лотарингский. История создания вещи неизвестна. Авторство долгое время подвергалось сомнению, пока в середине XIX века не устоялось в умах искусствоведов. От большинства Рафаэлевых мадонн отличается глухим черным фоном, обычно у него фигуры предстают на фоне пейзажа. Последние рентгенографические исследования, впрочем, говорят о том, что пейзаж таки был. Почему и кто его закрасил — загадка. По-видимому, первоначально изображение планировалось заключить в овал. Вторая загадка касается того, почему этого не произошло. В нынешней экспозиции, кстати, есть рисунок, очень напоминающий композицию картины, он выполнен в форме тондо.

Женский портрет (Немая). Урбино. Палаццо Дукале. Национальная галерея Марке

Происхождение портрета неизвестно. Один из портретов флорентийского периода, написанный под влиянием . Исследователи видели здесь даже своеобразную полемику с Леонардо. Фигура дана без всякой аффектации, подчеркнуто органично и естественно. Это не парадный портрет и не попытка как-нибудь польстить модели.

Автопортрет. Флоренция. Галерея Уффици. Галерея статуй и картин

Хрестоматийная вещь художника. Воспроизводится на обложках едва ли не всех монографий и каталогов, посвященных творчеству Рафаэля (каталог московской выставки исключением не стал). Окончательно подтверждено авторство только в 1983 году. Примерно тогда же была поставлена точка в спорах, является ли это изображение автопортретом. Трудно сказать, что именно позволило всем заинтересованным сторонам согласиться: да, это автопортрет. Документы ли, которых были изучены многие сотни, или все же некий консенсус иного порядка. Как бы то ни было, но все, что мы знаем о Рафаэле, и все, что придумали о нем, абсолютно соответствует облику этого слегка жантильного, но возвышенного молодого человека, которого мы видим на портрете. И это тот нередкий случай, когда мифология сильнее фактографии.

В Москве начинается "итальянский сентябрь". 13 сентября в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка, которую посол Италии в Москве Чезаре Мария Рагальини на пресс-конференции в ТАСС назвал уникальной не только для России, но и для всего мирового сообщества. Речь идет, конечно, о выставке "Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии".

Впервые сразу восемь картин и три рисунка Рафаэля Санти из Урбино покидают итальянские музеи и приезжают в Москву. В том числе один из ранних автопортретов художника 1506 года, специальный показ которого состоится в посольстве Италии, парные портреты Аньоло Дони, флорентийского коллекционера античных древностей, мецената, и его супруги Маддалены (1505-1506), портрет Элеоноры Гонзага и знаменитый портрет неизвестной из Национальной галереи Марке (Урбино). Кроме портретов, в Москву из Галереи Палатина (вошла не так давно в состав Галерей Уфицци) приедет любимая картина великого герцога Фердинанда III Лотарингского, отсюда название - "Мадонна Грандука" (1505), а также "Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной" из Национальной пинакотеки в Болонье, которой так восхищался Александр Иванов.

8 картин и три рисунка Рафаэля Санти впервые покидают итальянские музеи и приезжают в Москву

Неудивительно, что, как сказал посол Италии, "было невероятно трудно уговорить директоров музеев отпустить из дома такого уровня произведения". Насколько трудно было найти компанию, которая бы оплатила страховку (страховка каждой работы - в диапазоне от 40 до 100 млн евро), история умалчивает. Важнее, что эта компания нашлась - без поддержки "Роснефти" этот проект был бы абсолютно невозможен, подчеркнула директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

В том, что эта, по словам г-на Чезаре Марии Рагальини, "самая амбициозная инициатива за последние годы из тех, с которыми сталкивалось посольство Италии", стала реальностью, не последнюю роль сыграло и то, что "Италия в Пушкинском музее чувствует себя как дома", и то, что итальянское искусство и Рафаэль оказали особое влияние не только на русское искусство, но и на русскую литературу и культуру.

В Эрмитаже было четыре картины Рафаэля. В 1931 году две из них были проданы - и теперь эти полотна украшают Национальную картинную галерею в Вашингтоне

Собственно, именно исследование этого влияния стало одной из важнейших задач концепции выставки. Об этом сказала куратор выставки с российской стороны Виктория Маркова, упомянув, что первая картина, приобретенная для русского собрания в 1720 году, была приобретена как творение Рафаэля Санти.

Другой вопрос, что позднейшая атрибуция не подтвердила авторства, но очевидно, что уже тогда имя Рафаэля много значило для покупателя. А уж во времена Екатерины II имя Рафаэля становится синонимом искусства.

Гаврила Державин, обращаясь к Рафаэлю, начинает очередную оду Фелице: "Рафаэль чудный, бесприкладный, // Изобразитель божества! // Умел ты кистию свободной // Непостижимость написать...".

В XIX веке перед "Сикстинской мадонной" склонят головы вслед за Винкельманом и Гёте русские романтики, а Достоевский отношением к "Сикстинской мадонне" будет определять своих героев.

Италия в Пушкинском музее чувствует себя как дома. Фото: Репродукция картины Рафаэля Санти

Надо заметить, что в позапрошлом веке подданные Российской империи могли видеть мадонн Рафаэля не только в Дрездене. В Эрмитаже было четыре картины Рафаэля. Это в 1931 году две из них были проданы - и теперь эти полотна украшают Национальную картинную галерею в Вашингтоне.

Сегодня в Эрмитаже - два шедевра легендарного мастера итальянского Высокого Возрождения. В ГМИИ им. А.С. Пушкина есть работы кисти отца Рафаэля - Джованни Санти и ученика Рафаэля - Джулио Романо. Так что зрители нынешней выставки могут увидеть их работы после посещения итальянской выставки.

В этот раз посещение выставки будет по сеансам, билеты можно купить заранее онлайн на удобное время.

Справка "РГ"

Стоимость билетов на посещение постоянной экспозиции музея и выставки "Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии":

с 11:00 до 13:59: 400 рублей,

льготный - 200 рублей,

с 14:00 до закрытия музея:

500 рублей, льготный - 250 рублей.

Кстати

Рафаэль умер в Риме в 1520 году в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть" (лат. Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori).