Путь нравственных исканий а болконского. Нравственные искания андрея болконского и пьера безухова


Цель:

Ход урока

I

1. Пьер Безухов

По-моему, самое главное в Пьере — доброта. Потому он и умеет понять любого человека. Когда Пьер встречается с княжной Марьей, он и ее понимает. Он вообще ко всем добр, даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю.)

II , ч. V

  • Да, это истинная доброта и человечность. Вспомним ещё эпизод дуэли между Пьером и Долоховым. Зачитайте эту сцену (т. II, ч. I, гл. 5 со слов «Ну, начинайте! — сказал Долохов...») Хотел ли Пьер этой дуэли?

(Нет, не хотел.)

  • А Долохов?

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать самого себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта - недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности - и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своём друге: «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце». Расскажите, каковы пути правды, по которым прошёл Пьер.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»

Урок 21.

Нравственные искания

Андрея Болконского и Пьера Безухова

Цель: провести синтез и углубление знаний обучающихся по образам Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Ход урока

I . Беседа с элементами диспута

1. Пьер Безухов

    Скажите, кто из героев романа вам больше всего понравился?

    Сегодня мы поговорим только о Пьере и князе Андрее. Почему вам понравился Пьер Безухов?

(Он не такой, как другие светские... Вот он появляется в салоне А. П. Шерер. Хозяйка салона даже пугается его искреннего, правдивого взгляда. Мне нравится его простота, понимание других людей и сочувствие им. Когда Пьер попадает в плен, то запросто разговаривает с солдатами, находит с ними общий язык.

По-моему, самое главное в Пьере - доброта. Потому он и умеет понять любого человека. Когда Пьер встречается с княжной Марьей, он и ее понимает. Он вообще ко всем добр, даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю.)

    А может быть, Пьер просто понимает, что из-за убийства французского офицера могут быть неприятности...

(Нет, Пьеру вообще не свойственно рассчитывать, что получится в результате какого-то поступка, он просто не мог допустить, что бы убили человека.)

    А в чём еще вы видите доброту Пьера?

(Он спас ребёнка во время пожара, заступился за женщину, раз давал деньги всем, кто просил. Сумел понять Наташу после её разрыва с князем Андреем. Сумел её утешить, хотя сначала шёл к ней с чувством обиды за друга, князя Андрея. (Зачитать отрывок т. II , ч. V , гл.22 со слов «Было морозно и ясно…».)

    Да, это истинная доброта и человечность. Вспомним ещё эпизод дуэли между Пьером и Долоховым. Зачитайте эту сцену (т. II, ч. I, гл. 5 со слов «Ну, начинайте! - сказал Долохов...») Хотел ли Пьер этой дуэли?

(Нет, не хотел.)

    А Долохов?

(Долохову было всё равно. Он гусар, привык к дуэлям. Хотя Денисов не хотел кровопролития, ему было страшно и за Долохова, и за Пьера.)

    Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека.

(Ему грустно, тоскливо. И, наверное, не только потому, что он ранил Долохова, а и оттого, что жизнь вообще нелепа, если, не желая убивать, можно вдруг убить.)

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать самого себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта – недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности – и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своём друге: «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце». Расскажите, каковы пути правды, по которым прошёл Пьер.

Эти поиски были главными в жизни героя. В конце романа мы видим, что именно Пьер предстаёт перед нами как организатор тайного политического общества «Независимых, свободных людей». Он обвиняет царя в бездействии, резко критикует существующий строй, возмущается реакцией и аракчеевщиной.

2. Князь Андрей

    Чем привлекает вас Андрей Болконский?

(Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка»)

    Снова вспомним начало романа. Князь Андрей появляется в салоне А.П. Шерер и ещё не зная его, мы уже можем о нём сказать нечто важное. Что же именно?

(Ему не по себе в светском обществе.)

    А какими деталями Толстой это подчёркивает?

(У князя Андрея скучающий вид. Он смотрит на всех прищурившись. Его красивое лицо портит гримаса. Когда его сзади трогает Пьер, князь Андрей досадливо морщится, потому что не знает, что это Пьер.)

    Мы узнаём, что князь Андрей может быть совсем другим с теми, кого любит... Когда Пьер его спросил, зачем он идёт на войну, которую нельзя назвать справедливой... Что отвечает ему князь Андрей?

(Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо… – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».)

    Какой вывод мы можем сделать?

(Князь Андрей не удовлетворён пустой светской жизнью, он хочет чего-то большего, он мечтает о славе (зачитать отрывок т. I , ч.III, гл.12 «Ночь была туманная»).

    А как вы думаете, слава – это и есть то самое главное, что необходимо человеку?

(Наверное, нет. Ведь слава – только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремлённость может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».)

Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то его надо понимать так: каждый должен стремиться достичь в своём деле совершенства.

    А для чего хочет выдвинуться в жизни князь Андрей?

(Чтобы проявить свои силы, да и о почестях он тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он нам симпатичен, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.)

Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. В этом нет ничего дурного. Когда же человек мужает, находит своё признание, всё суетное отступает.

    Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?

(После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон – мелким, хотя и он когда-то мечтал о «своем Тулоне».)

Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое.

    Мечты о славе больше не занимают: к чему стремиться? Скажите, Борис Друбецкой или Берг могут страдать из-за того, что у них нет цели в жизни?

(Конечно, нет. Они мелкие люди, а князь Андрей – человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но потом понимает, что они оторваны от жизни. Он идёт на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполнены, ведь он участвует в общем патриотическом деле. Но и тут его постигает разочарование.)

    К каким выводам о жизни приходит князь Андрей?

(Он понимает, что жить нужно для добра. Быть добрым вообще, понимать и любить людей – это хорошо, однако, такому человеку нужно активное выражение этой любви.)

    Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?

(Пьер высказывает мысль, что если бы князь Андрей был жив, то он был бы с декабристами.)

    А почему князь Андрей не простил Наташу?

(Он по характеру человек жёсткий, постоянный в своих принципах. Он не смог принять Наташу слабой, растерянной, ошибающейся, мечущейся.)

    Почему же Пьер простил Наташу?

(Он добрее. Возможно, он её пожалел.)

    Когда же князь Андрей простил Наташу?

(Уже раненный, лёжа в избе, он понял, как был жесток. Болконский переосмысливает свою жизнь. Впервые он думает не о себе, а об её боли и страдании. Ему многое пришлось перенести, он становится мягче, добрее, мудрее.)

    Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?

(Их сближает многое. Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.)

II. Демонстрация фрагмента видеофильма «Война и мир»

Эпизоды «Аустерлицкое сражение», «Бородинское сражение», «Ранение князя Андрея».

III. Запись ОСК «Андрей Болконский»

Слайд 1

Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского
Презентацию подготовил Соколов Глеб, ученик 10 «Б» класса МОБУ «лицей N9» Учитель: Пухальская Лариса Владимировна

Слайд 2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Завершить

Слайд 3

Светская жизнь Андрея Болконского
В начале романа Андрею Болконскому 27 лет (в 1805 г.): Андрей Болконский - богатый и знатный князь. Он вращается в высшем обществе. Но ему не нравится светская жизнь: "... эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!..." Андрей Болконский женат на Лизе Болконской (Мейнен) - племяннице Кутузова. Лиза ждет ребенка: "... молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини..." "... недавно женился на Lise Мейнен..." Андрей занимает блестящее положение в обществе, но ему скучно жить "... здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение..." (дядя Лизы Болконской - генерал Кутузов) "... Все его так знают, так ценят <...> Он так везде принят..."
назад

Слайд 4

Андрей Болконский на войне 1805-1807 гг.
Андрей отправляется на войну с Наполеоном (1805-1807 гг.), чтобы убежать от пустой светской жизни: "... Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь..." На фронте Андрей служит адъютантом (помощником) Кутузова: "... Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…" (Болконский о себе) В битве под Аустерлицем Болконский получает ранение (том 1 часть 3 глава XIX). Он попадает в госпиталь к французам. Французы оставляют его на попечение местных жителей. В это время семья Андрея ничего не знает о нем. Все его считают убитым: "... К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив... » (Кутузов)
назад

Слайд 5

СМЕРТЬ Лизы Болконской
Неожиданно для всех Андрей Болконский возвращается в Россию в имение отца - Лысые горы: "...показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица..." Андрей попадает прямо на роды жены, Лизы Болконской. В эту же ночь Лиза умирает в родах (том 2 часть 1 глава IX): "...Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад..." У Андрея остается новорожденный сын Николенька: "...крестили молодого князя Николая Андреича..." (князь Николай Андреевич - то есть маленький Николенька)
назад

Слайд 6

Андрей Болконский и комиссия по составлению законов
После Аустерлица и смерти жены Андрей Болконский решает не служить на фронте: "... Князь Андрей после Аустерлицкой кампании твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения..." Андрей отправляется в Петербург. Здесь он знакомится со Сперанским и Аракчеевым - видными деятелями того времени: "...Князь Андрей, как человек, близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня..." Болконский становится членом комиссии по составлению законов (том 2 часть 3 глава VI): "... Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления законов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoléon и Justiniani,456 работал над составлением отдела: Права лиц..." В конце концов Андрей теряет интерес к законодательной работе. Ему хочется назад в деревню управлять хозяйством:
назад

Слайд 7

Андрей Болконский и Наташа Ростова
Андрей Болконский и Наташа Ростова Однажды на балу Андрей встречает юную Наташу Ростову. Герои влюбляются друг в друга. Андрей Болконский сватается к Наташе, и она отвечает ему согласием (том 2 часть 3 глава XXIII): "...Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня..." Строгий отец Андрея Болконского выступает против этого брака. Он просит сына отложить женитьбу на один год: "...я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись..." По просьбе отца Андрей Болконский оставляет Наташу и уезжает за границу "...Тогда отец назначил мне срок год, и вот уже шесть месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении..." "...наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме..." Пока Андрей находится за границей Наташа влюбляется в Анатоля Курагина. Андрей не прощает измену Наташи. Их помолвка разрывается: "...я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу..."
назад

Слайд 8

Андрей Болконский и дуб
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей. - Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» - подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».
назад

Слайд 9

Андрей Болконский на службе в Турции
Чтобы забыть Наташу, Болконский едет служить в Турцию (том 3 часть 1 глава VIII): "...в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию..."
назад

Слайд 10

В 1812 году Болконский просит Кутузова перевести его в Западную армию, чтобы участвовать в войне с Наполеоном: "...Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли..." "...10‑го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы..." Андрей оказывается прекрасным командиром полка: "...Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его..." "...Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили..." В Бородинском сражении Андрей Болконский получает серьезное ранение (том 3 часть 2 глава XXXVI): "...И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание..."
Андрей Болконский и Отечественная война 1812 г.
назад

Слайд 11

Встреча с Наташей после Бородина
Раненый Андрей Болконский случайно оказывается в Москве в доме Ростовых: "...В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую..." "...Раненый этот был князь Андрей Болконский..." Ростовы вывозят Андрея вместе с другими ранеными из Москвы. Наташа узнает, что Андрей едет в одной из повозок Ростовых. Наташа заботится и ухаживает за раненым Андреем: "...на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского..." В этот период Наташа и Андрей снова сближаются. Андрей признается Наташе, что любит ее больше всего на свете: "...Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете..."
назад

Слайд 12

Андрей Болконский чувствует, что умирает. Он теряет интерес к жизни: "...Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал..." Андрей Болконский умирает через несколько недель после ранения (том 4 часть 1 глава XVI): "...князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых..." У Андрея остается 7-летний сын Николенька: "...княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку..." Это была история жизни Андрея Болконского в романе "Война и мир" Толстого: жизненный путь героя в цитатах, путь исканий Андрея Болконского, основные этапы биографии, военная карьера, отношения с женщинами и т.д.
Смерть Андрея Болконского
назад

Слайд 13

Спасибо за внимание

Слайд 14

http://muzikon.ru/uploads/thumbs/0/f/8/0f894e18853cb6e50e7d734375e37d3c.jpg
http://cs4.pikabu.ru/images/big_size_comm/2014-06_3/14025968793887.jpg
http://fotoham.ru/img/picture/Oct/21/0e1c6e5096cbc68e0423a3ff522649eb/mini_4.jpg
http://5klass.net/datas/literatura/Vojna-i-mir-urok/0039-039-Andrej-Bolkonskij.jpg

«Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)»

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе крутятся вокруг личностр Наполеона Бонапарта. Причем члены кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказывают о нем различные забавные истории и представляют его как хорошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болконского совершенно иное восприятие личности Наполеона, поэтому салонные разговоры его безумно раздражают. Для него Наполеон - исключительная личность. Князь Андрей боится его гения, который может “оказаться сильнее всей храбрости русских войск”, и вместе с тем страшится “позора для своего героя”. Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что “вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе”. Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: “Да, я ничего, ничего не знал до сих пор”. И когда к нему подходит Наполеон - сам Наполеон Бонапарт, его недавний кумир, - который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: “Вот прекрасная смерть!”, для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты. Преодоление “наполеоновского” идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает «при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Он пугает Пьера Безухова своими мрачными мыслями, вызванными именно отсутствием этого смысла. Князь Андрей больше не хочет служить в армии: “После Аустерлица!.. Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду”. Он не одобряет идеи Пьера об освобождении крестьян, считая, что им это не пойдет на пользу. Перестав жить ради славы, князь Андрей пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. Настроение князя Андрея остро ощущается в тот момент, когда по пути в Отрадное он видит огромный старый дуб. Дуб этот “не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”. Болконский как бы старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: “Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!” Этот момент как будто является наивысшей, критической точкой душевных терзаний князя Андрея. Но судьба снова преподносит ему сюрприз - маленький эпизод, который в корне меняет всю его жизнь. Это - первая встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Даже не столько встреча, сколько просто подслушанный разговор ее с подругой, легкое прикосновение к ее внутреннему миру. Это способствовало тому, что “в душе его вдруг поднялась… неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни”. Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб, который накануне произвел на него такое мрачное впечатление. Болконский не сразу узнал его: “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца”. В тот момент князь Андрей понял, что жизнь не кончена, и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. У него возникла острая потребность в том, чтобы принять деятельное участие в жизни. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Он познакомился со Сперанским в тот момент, когда слава последнего достигла апогея. Это был своего рода “двойник” Наполеона - не только по силе оказываемого впечатления, но даже по внешности и чертам характера. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира, несмотря на все восхищение, которое вызывал у него Сперанский. Таким образом, князь Андрей окончательно преодолел влияние личности Наполеона. Когда началась война 1812 года, Болконский как будто забыл о том, что не желает больше служить в русской армии. Он отправился на войну на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего народа. В нем не осталось и тени прежнего высокомерия, он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его “наш князь”. После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном из раненых Анатоля Курагина. В сюжете романа их встреча не менее важна, чем встреча Болконского с Наполеоном на Аустерлицком поле, так как это звенья одной цепи - духовного обновления героя, постигающего смысл жизни. В походном госпитале Ана-толю режут раздробленную ногу, а Болконского в это время терзает не столько физическая, сколько духовная рана. Контраст, возникающий из сопоставления телесного и духовного, очень точно характеризует и Анатоля, и князя Андрея. Анатоль, по сути дела, уже мертв как человек, а Болконский сохранил духовность. Он погрузился в воспоминания “из мира детского, чистого и любовного”. В этот момент в его сознании соединились переживания ребенка и умирающего человека. И в таком соединении Болконский ощутил идеальное состояние души. Это было мгновение. Но в это мгновение напряжением физических и духовных сил герой собрал воедино все лучшие качества своей натуры. Он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он, пожалуй, впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу “естественной” жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем естественного начала. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход “туда” так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской битвы. Торжество духа князя Болконского и торжество духа русского народа перекликаются друг с другом. “Мысль народная” таким образом органично воплощается и в образе князя Андрея. Пьер не случайно сравнивает Болконского с Платоном Каратаевым. Перед смертью князь Андрей приходит именно к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князюАндрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли. Однако Толстому ближе те герои, для которых эта философия естественна, то есть она живет в них сама по себе и они даже не задумываются об этом. Такова, например, Наташа, живущая по принципу: “Живешь и живи”. Внутреннее единение Болконского и Каратаева подчеркнуто характерным совпадением отношений окружающих к смерти того и другого. Пьер воспринял смерть Каратаева как должное, естественное событие, и точно так же Наташа и княжна Марья отнеслись к смерти князя Андрея. Аристократ, дворянин, князь Болконский уходил из жизни точно так же, как мужик Платон Каратаев. Это была огромная нравственная победа князя Андрея, ибо он объективно, по Толстому, приблизился к вере, носителями которой были Платон Каратаев и тысячи, миллионы русских людей. Пьер Безухов сравнивает Болконского и Каратаева как двух одинаково любимых им людей, которые “оба жили и оба умерли”. Это рассуждение для Пьера исполнено глубокого смысла. Болконский и Каратаев - дети великой матери-природы. Их жизнь и смерть - закономерное звено природы, которая дала им жизнь и в лоно которой они, как и тысячи им подобных, должны были вернуться. что совершенно недоступно Николаю, хотя тот старше и опытнее: “За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безухо-вым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен”. Объяснить, логически доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. И сердце всегда ей подсказывает верно. Интересно, что Наташг, в отличие от Сони, вовсе не стремится принести себя ксму-то в жертву, она даже не ставит перед собой цели помогать людям, делать их счастливыми.

Она просто живет и своей чуткостью, пониманием так или иначе помогает всем, кто ее окружает. Наташа дарит людям тепло своей души, заражает той неуемной жаждой жизни, которая переполняет ее саму. Примеров тому очень много. Когда Николай вернулся домой после проигрыша в карты, Наташа “мгновенно заметила состояние своего брата… но ей самой было так весело в ту минуту… что она… нарочно обманула себя” и продолжала петь. И все-таки, сама того не зная, Наташа пела для брата и этим помогала ему. Слушая ее пение, Николай понял: “Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все это вздор… а вот оно настоящее…” Князь Андрей ехал к графу Ростову в Отрадное “невеселым и озабоченным”, думая о том, что любовь и счастье - это “глупый, бессмысленный обман”. Сама мысль о возрождении к новой жизни, любви, деятельности была неприятна ему. Однако когда он увидел “странно-тоненькую”, черноглазую девушку, с веселым смехом бегущую прочь от его коляски, его задело то, что эта девушка “не знала и знать не хотела про его существование”. Ночной разговор Наташи с Соней, случайно подслушанный князем Андреем, так подействовал на него, что “в душе его вдруг поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни”. Только Наташа могла вызывать у людей такие чувства, только она могла заставить их мечтать “улететь в небо”, как мечтала она сама. Княжна Марья - другая. Выросшая в деревне, воспитанная суровым, а подчас и жестоким отцом, она не знала тех радостей жизни, которыми сполна наслаждалась Наташа. Для старого князя Болконского существовало “только две добродетели: деятельность и ум”. Главным условием деятельности он считал порядок, и этот “порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности”. У княжны Марьи не было матери, к которой она могла бы прибежать ночью поболтать и поцеловать “в душку”, как это делала Наташа. Был отец, которого она, конечно, любила, но так боялась, что даже “красные пятна переливались по ее лицу”. Когда читаешь о том, как она занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защитить ее от самодура-отца. Становится понятно, почему “у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала… и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу”. Она переписывается с Жюли Карагиной, искренне веря в то, что это - ее друг. Ничего удивительного нет в том, что умная, тонкая княжна Марья верит в дружбу фальшивой и недалекой Жюли. Ведь у нее больше нет друзей, и отчасти она придумала себе подругу. Их письма похожи только на первый взгляд, но они как день и ночь: искусственные и надуманные страдания Жюли не имеют ничего общего с совершенно искренними, светлыми и чистыми мыслями княжны Марьи. Лишенная всякой радости, одинокая, запертая в деревне с глупой француженкой и деспотичным, хотя и любящим отцом, княжна Марья старается утешить бедную, страдающую Жюли. Сама же она находит утешение только в религии. Вера княжны Марьи вызывает уважение, потому что для нее это - прежде всего требовательность к себе. Она готова простить слабости всем, но только не себе. Толстой любит княжну и, видимо, потому беспощаден к ней. Он проводит ее через многие испытания, как будто для того, чтобы проверить, выдержит ли она, не потеряет ли своей искренности и душевной чистоты. Но княжна Марья, которая кажется такой слабой и беззащитной, на самом деле настолько сильна духом, что выдерживает все тяготы, ниспосланные ей судьбой.

Пути искания места в жизни Пьером Безуховым

Книги Толстого - документальное изложение всех исканий, которые предприняла личность сильная в целях найти себе в истории России место и дело. AM . Горький Роман “Война и мир” - ярчайшее произведение, ставшее величайшим достижением русской литературы.

Л. Н. Толстой захватывает и объединяет в единое целое важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории. Нам показаны выдающиеся личности, великие исторические события, которые в начале XIX столетия глубоко затронули души многих миллионов людей, всего русского народа и явились центром событий в этот период времени, впоследствии вошедшего в историю. Любимый герой Толстого - Пьер Безухов. Образ этого героя был задуман и написан как образ будущего декабриста. Не являясь сторонником восстания против царского самодержавия, автор, однако, с большой симпатией относится к дворянским революционерам. Подобно Болконскому, Пьер - честный, благородный, высокообразованный дворянин, человек всесторонне развитый и умный. Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Ему свойственны раздумья и сомнения в поисках “смысла жизни”. Путь его сложен и извилист. Толстому очень близки искания его героя, потому что долгое время он сам не мог понять смысла жизни, часто искал его тщетно и напрасно. Пьер Безухов - это “массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках… Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе”. Так описал своего героя Л. Н. Толстой. Но несмотря на внешний вид Пьера, Толстой наделил его великолепными человеческими качествами и характером. Правда, Пьер, еще по ранней молодости, только приехав в Петер бург, плохо разбирается в людях. Лицемерие и ложь он принимает за правду, сочувствует ложному страданию. И потому только, столкнувшись с жестокостью этого общества, он ищет спасение в религии. В этот критический момент Безухов попадает в руки Баздеева. Этот “проповедник” ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному самоусовершенствованию людей и объединяло их на началах братской любви. Пьер понял масонство как “учение равенства, братства и любви”, и это помогает ему направить силы на благоустройство жизни крепостных. Но этого добродушного и открытого человека обманывают и здесь. Богатые, зажиточные крестьяне и управляющий наживаются на добре графа. А значит, быть “добрым помещиком” и “благодетелем” в условиях крепостнической системы - сущая утопия. Масонская деятельность не удовлетворяет Пьера, его хозяйственные “преобразования” терпят крах. Мы знаем, что Отечественная война 1812 г., в особенности Бородинское сражение, сыграло огромную роль в жизни Пьера Безухова. События 1812 г. выводят молодого графа из состояния душевной опустошенности и разочарований. Безухов участвует в подготовке ополчения. Но он снова терпит неудачу, как и в период масонства, ибо берется за дело слишком горячо, со страстным желанием принести пользу Родине. Его смелая речь, обращенная к московскому дворянству, вызвала всеобщее недовольство. Однако охваченный патриотическими чувствами Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона, или погибнуть, или прекратить несчастие Родины, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона. Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: “Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят”. Вид “оживленных и потных” мужиков-ополченцев, “с громким говором и хохотом” работающих на поле, “подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты”. Еще более тесное сближение графа Безухо-ва с простыми людьми происходит в Москве, в бараке военнопленных. Там он знакомится с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению автора, является частицей народной массы. Пьер понял смысл жизни, который состоял для него в том, что если жизнь есть, то нельзя в ней искать какие-то лишь плохие стороны, а нужно и видеть многое хорошее и брать от жизни все хорошее. От Каратаева Пьер набирается “крестьянской мудрости”, в общении с мужиками “обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”. Если раньше Безухов замыкался в себе, то теперь он интересуется окружающим его миром, критически оценивает’явления жизни. Пьер обрел уверенность и твердость характера, которую стремится все это время найти в себе. Пьер Безухов принадлежит к той лучшей части русского общества, которая влечет вперед по неизведанному пути в удивительное будущее и затраги вает сердца нежным огнем творческого поиска. Пьера, как передового человека своего времени, характеризует его личность: его стремление к лучшему, его непримирение с обществом, которое зачастую его душило и унижало. Кроме своей историчности, роман “Война и мир” - это переплетение судеб многих людей. Главная мысль этого романа - общечеловеческое единение. Оно важно, актуально, злободневно, проникнуто патриотизмом и героизмом русских людей.

I. Князь Андрей Болконский в свете





2) Болконский не удовлетворен семейной жизнью (“Но если хочешь знать правду…(сестре кн. Марье) хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”).



3) Дружба с Пьером Безуховым (“Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”).



4) Мечты о воинской славе, о своём Тулоне.



II. Война 1805 года в судьбе кн. Андрея:

1) Изменившееся настроение и мироощущение кн. Андрея (“…много изменился за это время… он имел вид человека… занятого делом приятным и интересным”).

2) Шенграбенское сражение. Кн. Андрей мечтает о славе: “… ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!”. Первые сомнения в том, что воинская слава – это именно то, чему следует служить: истинные герои остаются в тени.

3) Аустерлицкое сражение:


а) мечты о славе накануне сражения: “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”;


б) подвиг Болконского;


в) небо Аустерлица – крах прежних мечтаний Болконского: прежние стремления к славе, к любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен искать человек в жизни. Но что?


III. Помещик – мизантроп князь Андрей Болконский

1) Жизнь в Богучарово (мир Болконского после смерти жены и рождения сына сузился. Стоя у кроватки сына, он думает: “Это одно, что осталось мне теперь”).

2) Приезд Пьера Безухова и разговор с ним на пароме – перелом в настроении и мироощущении князя Андрея: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой…, с которой началась его новая жизнь”.

3) “Новая жизнь” кн. Андрея после встречи с Пьером (успешные попытки облегчить положение своих крестьян).


IV. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней – окончательное возрождение кн. Андрея к жизни

1) Первая встреча с Наташей в Отрадном (две встречи с дубом – отражение двух настроений кн. Андрея).

2) Жажда активной деятельности, в комиссии Сперанского: “Нет, в 31 год жизнь не окончилась…”.

3) Встреча с Наташей на большом придворном балу (1810 г.) и впечатление, произведенное Наташей на кн. Андрея (он любил встречать все, что не имело светского отпечатка).


4) Разочарование в Сперанском и службе: под влиянием любви к Наташе меняется мироощущение Болконского.

5) Весь смысл, вся жизнь для кн. Андрея – в любви к Наташе (“Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где её нет, там все уныние и пустота”).

6) Отсрочка свадьбы (по требованию старого князя Болконского) и отъезд кн. Андрея за границу. Ошибка кн. Андрея: много думал о своей любви и мало о том – что чувствует Наташа.

7) Окончательный разрыв с Наташей. (“Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что могу простить. Я не могу…”).

8) Князь Андрей ищет личной встречи с Анатолем, потому что, “не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов со своей стороны компрометирующим графиню Ростову”. Даже оскорбленный, даже униженный, князь Андрей не может унизить женщину.


V. Война 1812 года в судьбе князя Андрея Болконского.

1) Поездка Болконского в поисках Анатоля Курагина, в Петербург и в Турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли.

2) Поездка в Лысые Горы к отцу, ссора с ним и отъезд на войну.

3) Решение князя Андрея служить не при особе государя, а в армии (“Навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армии”).

4) Андрей Болконский накануне Бородинской битвы; свидание с Пьером и разговор с ним о войне, о назначении Кутузова главнокомандующим. Кровная связь Болконского с простым народом, с солдатами (“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли НАШ КНЯЗЬ, им гордились, его любили”).


5) На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным: нет прежней ненависти, “восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”. Что это? Или, как думает он сам, ему открылась та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!


6) Раненый кн. Андрей в обозе Ростовых. Душевное состояние князя, его примирение с Наташей. Последняя нравственная борьба между жизнью и смертью. (“Та восторженная любовь к людям, которую он понял после ранения, сменилась равнодушием к ним: всех любить… значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”).

Вариант 1 (План)

I. Стремление к высшей правде — цель духовных исканий главных героев романа. Сложность и противоречивость характера князя Андрея предопределяют трудность жизненных поисков героя, мучительность его нравственного прозрения.

П. Духовные искания Андрея Болконского :

1. Поиск истинного, достойного дела:

а) неудовлетворенность светским обществом;

6) разочарованность в семейной жизни;

в) мечта о подвиге, стремление к славе;

г) желание на военной службе обрести уверенность в себе.

2. Участие в войне 1805 года:

а) чувство воинского долга, воспитанное отцом;

б) неприятие законов света в среде военного офицерства;

в) стремление испытать судьбу Наполеона на себе;

г) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает князя Андрея к реальности);

д) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения;

е) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своем кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе).

3. Смерть жены и рождение сына помогут понять Болконскому, чем он пожертвовал ради собственных эгоистических устремлений.

4. Уход в себя, отречение от активной жизни.

5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде — этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея.

6. Встреча с Наташей в Отрадном (желание возродиться), воплощение мыслей Андрея Болконского в образе дуба — символе «замирания» и «возрождения».

7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским.

8. Любовь к Наташе , чувство долга и ответственности перед любимым человеком.

9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, заостренность на себе).

10. Участие в войне 1812 года — решающий этап в жизни Болконского:

а) возвращение в армию, стремление быть полезным Отечеству, слияние с судьбой народа;

б) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе;

в) нравственный подвиг князя Андрея на поле Бородина — подвиг выдержки и силы духа;

г) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину — необходимость любви к людям;

д) чувство жалости к Курагину;

е) возрождение любви к Наташе;

ж) смерть князя Андрея.

III. Судьба Андрея Болконского — это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, путь человека, стремящегося к нравственному совершенству.

Вариант 2 (План, цитаты)

Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

I. Князь Андрей Болконский в свете:

1) Неудовлетворенность жизнью в свете (“… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!”); кн. Андрей знает цену свету: ложь, лицемерие - его законы;

2) Болконский не удовлетворен семейной жизнью (“Но если хочешь знать правду…(сестре кн. Марье) хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”);

3) Дружба с Пьером Безуховым (“Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”);

4) Мечты о воинской славе, о своём Тулоне.

II. Война 1805 года в судьбе кн. Андрея:

1) Изменившееся настроение и мироощущение кн. Андрея (“…много изменился за это время… он имел вид человека… занятого делом приятным и интересным”);

2) Шенграбенское сражение. Кн. Андрей мечтает о славе: “… ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!”. Первые сомнения в том, что воинская слава - это именно то, чему следует служить: истинные герои остаются в тени;

3) Аустерлицкое сражение:

а) мечты о славе накануне сражения: “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”;

б) подвиг Болконского;

в) небо Аустерлица - крах прежних мечтаний Болконского: прежние стремления к славе, к Любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен искать человек в жизни. Но что?

III. Период духовного кризиса. Жизнь для себя .

Жизнь в Богучарово (мир Болконского после смерти жены и рождения сына сузился. Стоя у кроватки сына он думает: “Это одно, что осталось мне теперь”);

2) приезд Пьера Безухова и разговор с ним на пароме - перелом в настроении и мироощущении князя Андрея: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой…, с которой началась его новая жизнь”.

3) “Новая жизнь” кн. Андрея после встречи с Пьером (успешные попытки облегчить положение своих крестьян).

IV. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней - окончательное возрождение кн. Андрея к жизни:

1) Первая встреча с Наташей в Отрадном (две встречи с дубом - отражение двух настроений кн. Андрея).

2) Жажда активной деятельности, в комиссии Сперанского: “Нет, в 31 год жизнь не окончилась…”.

3) Встреча с Наташей на большом придворном балу (1810 г.) и в впечатление, произведенное Наташей на кн. Андрея (он любил встречать все, что не имело светского отпечатка).

4) Разочарование в Сперанском и службе: под влиянием любви к Наташе меняется мироощущение Болконского;

5) Весь смысл, вся жизнь для кн. Андрея - в любви к Наташе (“Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где её нет, там все уныние и пустота”).

6) Отсрочка свадьбы (по требованию старого князя Болконского) и отъезд кн. Андрея за границу. Ошибка кн. Андрея: много думал о своей любви и мало о том - что чувствует Наташа.

7) Окончательный разрыв с Наташей. (“Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что могу простить. Я не могу…”).

8) Князь Андрей ищет личной встречи с Анатолем, потому что, “не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов со своей стороны компрометирующим графиню Ростову”. Даже оскорбленный, даже униженный, князь Андрей не может унизить женщину.

V. Война 1812 года в судьбе князя Андрея Болконского.

1) Поездка Болконского в поисках Анатоля Курагина, в Петербург и в Турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли.

2) Поездка в Лысые Горы к отцу, ссора с ним и отъезд на войну.

3) Решение князя Андрея служить не при особе государя, а в армии (“Навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армии”).

4) Андрей Болконский накануне Бородинской битвы; свидание с Пьером и разговор с ним о войне, о назначении Кутузова главнокомандующим. Кровная связь Болконского с простым народом, с солдатами (“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли НАШ КНЯЗЬ, им гордились, его любили”).

5) На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным: нет прежней ненависти, “восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”. Что это? Или, как думает он сам, ему открылась та терпеливая любовь к людям. которой учила его сестра!

6) Раненый кн. Андрей в обозе Ростовых. Душевное состояние князя, его примирение с Наташей. Последняя нравственная борьба между жизнью и смертью.(“Та восторженная любовь к людям, которую он понял после ранения, сменилась равнодушием к ним: всех любить… значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”).

Вариант 3 (План, цитаты)

Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать… А спокойствие — душевная подлость.

Л.Н. Толстой

Любимые герои Толстого проходят путь сложнейших нравственных исканий, пытаясь найти истину, правду жизни, обрести настоящий смысл жизни и счастье.

Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом". Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика.

Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений, в отличие от многих штабных офицеров.

Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии.

Служба в армии меняет князя. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей «имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим». Ккнязь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно — в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров.

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. В Шенграбенское сражение Болконский смело объезжает позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен,однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.

Накануне Аустерлицкого сражения Болконский весь находится во власти охвативших его мечтаний. Ему представляется, как он «твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам», как все поражены «верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию… и один одерживает победу». Здесь в сознании героя начинается спор двух внутренних голосов.

Другой внутренний голос возражает князю Андрею, напоминая ему о смерти и страданиях. Но первый голос заглушает эти неприятные для него мысли: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди, — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю…».

В Аустерлицком сражении честолюбивые мечты князя Андрея о своем «Тулоне» разбиваются, едва успев сбыться. Болконскому удается предотвратить охватившую войска панику и поднять батальон в атаку, когда, с полковым знаменем в руках, он бросается вперед, призывая солдат к наступлению.

Однако в этом сражении князь Андрей получает тяжелое ранение, и жизнь открывается ему совсем по-иному. Истекая кровью на Аустерлицком поле, Болконский вдруг осознает, насколько пусты, мелки и ничтожны все его прежние желания. Мечты о славе, героическом подвиге, любви окружающих, гений Наполеона — все кажется ему суетным, далеким от истинного смысла жизни, «заключенного в огромном, бесконечном небе», которое он видит перед собой.

«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец». В жизни героя происходит своего рода «переворот», резко меняющий его судьбу.

Осознав мелочность честолюбивых помыслов, князь Андрей уходит в частную жизнь. Он решает больше не служить ни в армии, ни в штатской службе, в душе его — «охлаждение к жизни», в мыслях — скептицизм и безверие, в чувствах — равнодушие и безучастность. Разочарование в честолюбивых замыслах было глубоким и тяжелым, потому что оно усугублялось личным несчастьем - смертью жены, перед которой князь Андрей чувствовал себя виноватым.

Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".

Но несмотря на попытки уйти от волнений жизни, его тревожат сообщения о победах над Бонапартом под Прейсиш-Эйлау, так как они одержаны именно тогда, когда он не служил в армии, его волнует письмо Билибина с описанием кампании.

Пессимистические настроения Толстой раскрывает через портрет героя. Его взгляд был «потухший и мертвый», лишенный «радостного и веселого блеска», в нем были заметны «сосредоточенность и убитость».

Общественно-политические взгляды князя Андрея в это время нося ярко выраженный дворянско-сословный характер. Беседуя с Пьером, он высказывает взгляды резко противоположные всей его последующей деятельности. Князь скептически относится к необходимости нововведений. О крестьянах он говорит так: «Ежели их бьют, секут и посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он свою ту же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как был прежде». Медицинскую помощь, по мысли князя Андрея, тоже не нужно оказывать крестьянам, им это приносит только вред. В этот период Андрея Болконского волнует только нравственное спокойствие дворян, а не благополучие народа, поэтому, по его мнению, крепостное право необходимо упразднить ради «сохранения человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты» дворян, а не ради «спин и лбов» крестьян, «которые, сколько ни секи, сколько ни бей, все останутся такими же спинами и лбами».

Но в плену подобных взглядов, так противоречащих его честной и деятельной натуре, князь Андрей находился недолго.

Его возрождение показано Толстым последовательно в целом ряде эпизодов (свидание с Пьером, описание деятельности князя Андрея в деревне, восприятие им весенней природы, встреча с Наташей).

Болконский доказывает Пьеру, что нужно жить для себя, не задумываясь о глобальных проблемах бытия. Пьер же убеждает друга в необходимости «жизни для всех». Но такая жизнь принесла князю Андрею лишь горечь и разочарование: желая подвига, славы и любви окружающих, он утратил веру в себя, в действенность, значительность какой-либо деятельности. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол», — говорит Болконский Пьеру.

Пьер же считает, что душевный кризис друга — состояние временное, что сиюминутные убеждения князя Андрея далеки от истины, которая существует в мире независимо от всех человеческих заблуждений. «…Есть истина и есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить… что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно…» — убеждает он Болконского.

Слова Пьера воодушевляют князя Андрея, в душе его просыпается «что-то давно заснувшее, что-то лучшее и радостное».

В последующие два года, которые князь прожил в деревне, он осуществил значительные антикрепостнические преобразования в своих имениях. В одном имении он перевел триста крестьян в вольные хлебопашцы (это был первый опыт в России),в других - заменил барщину оброком.. Он организовал медицинскую помощь крестьянам и заботился о их просвещению. В Богучарове дьячок обучал грамоте крестьянских и дворовых детей.

Жизнь князя Андрея в деревне была наполнена напряженным трудом. Он внимательно следил за всеми внешними событиями мира, много читал, и был осведомлен в области внешней и внутренней политики намного лучше людей, приезжавших в деревню из Петербурга. Кроме этого он «занимался в это время критическим разбором двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений» (Т.II, ч. III, гл. I).

Возвращению героя к жизни» помогает и его поездка в Отрадное. Здесь он встречает Наташу Ростову, слышит нечаянно ее ночной разговор с Соней. Наташа самим существованием, своей искренней любовью к миру зовет Болконского к жизни. Именно после услышанного им ночного разговора в душе его просыпается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд»; обновленный, преображенный дуб, напомнивший о старости, теперь вызывает в душе князя Андрея «беспричинное весеннее чувство радости», жажды деятельности и любви.

После поездки в Отрадное князь Андрей вновь обретает желание «жить вместе со всеми», в нем возрождается утраченная энергия, пробуждается интерес к общественной деятельности. Он едет в Петербург, чтобы принять участие в проводимых в России реформах. Его героем на этот раз является Сперанский. Став членом комиссии по составлению воинского устава, князь Андрей испытывает в Петербурге «чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы». Сперанский кажется ему идеалом «вполне разумного и добродетельного человека», он испытывает к нему «страстное чувство восхищения, которое он когда-то испытывал к Бонапарте».

Однако, восхищаясь необыкновенным складом ума Сперанского, его энергией и упорством, князь Андрей вместе с тем неприятно поражен его холодным, зеркальным взглядом, не пропускающим к себе в душу, и слишком большим презрением к людям, которое он заметил в этом человеке.

На домашнем обеде у Сперанских князь Андрей окончательно разочаровывается в своем кумире. В домашней обстановке человек наиболее естествен — Болконскому же все жесты, позы, речи Сперанского кажутся деланными и наигранными. Тонкий звук голоса Сперанского неприятно поражает князя Андрея. И опять героя посещают мысли о ничтожности происходящего, он вспоминает свои хлопоты, искательства, формализм заседаний, где «старательно и кратко обходилось все, что касалось сущности дела». Поняв всю тщетность этой работы, бюрократизм чиновников, оторванность от реальности, почувствовав, что работа не может сделать его счастливее и лучше, е может быть полезной обществу, князь Андрей уходит с государственной службы.

В Петербурге Болконский вновь встречается с Наташей Ростовой, и эта случайная встреча на балу становится судьбоносной. «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке». В Наташе его бессознательно привлекает то, чего нет в нем самом, — простота, полнота жизни, принятие ее, непосредственность восприятия и огромная внутренняя свобода. Он чувствует в Наташе «присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей…»

Сам Болконский никогда не был внутренне свободен — он скован общественными правилами, моральными нормами, воспринятыми душой догмами, своими идеалистическими требованиями к людям и жизни. Поэтому любовь к Наташе — самое сильное из всех чувств, испытываемых героем. Это самый большой порыв его к жизни. Однако счастью Болконского не суждено было состояться: Наташа неожиданно увлеклась Анатолем Курагиным и разорвала свои отношения с князем Андреем.

И Болконский вновь идет на военную службу. Теперь эта служба для него — спасение от личного несчастья, желание забыться в кругу новых людей и дел. «Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и поэтому он старался в отношении этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг». «Твоя дорога - дорога чести», — скажет ему Кутузов. Чувство долга не позволяет ему оставаться безучастным к великим, грандиозным событиям. Нашествие французов на Россию для Болконского — точно такое же несчастье, как и смерть его отца, как и разрыв с Наташей. Свой долг князь Андрей видит в том, чтобы защищать родину. Наступил новый этап в его жизни, приведший к сближению с народом.

Передовой человек эпохи, патриот, он осуждает людей, которые, желали только для себя выгод «ловили кресты, рубли и чины». Все это «трутневое население» сосредоточивалось в главной квартире и меньше всего думало о спасении Отечества, поэтому князь Андрей уходит служить в полк: «князь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив служить в армии» (т.III, ч.I, гл.XI).

Вместе со своим полком он прошел от западных границ до села Бородино. В это время не прекращаются его духовные искания, которые принимают все более выраженный демократический и патриотический характер. Перед Бородинской битвой он разговаривает с Пьером, приехавшим на поле сражения. Болконский больше не верит в военный гений и в разумную волю отдельной личности. Вера его теперь заключается в «народном чувстве», той «скрытой теплоте патриотизма», которая объединяет всех русских солдат и дает им уверенность в победе. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» — говорит он Пьеру.

В бою князь Андрей получает тяжелое ранение, после чего его оперируют. Здесь герой снова ощущает близость смерти, и только теперь происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет незнакомое ему ранее чувство христианской любви. Он чувствует жалость и сострадание, увидев раненого, лежащего рядом Анатоля. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» — все это открывается вдруг князю Андрею.

Однако всеобщая, сострадательная любовь начинает бороться в умирающем Болконском с любовью к Наташе, когда они встречаются в Мытищах, с любовью, привязывающей его к жизни. И первая любовь побеждает — вместе с ней князь Андрей «отказывается» от жизни, умирает. Таким образом, Толстой в романе противопоставляет жизнь и христианскую, всепрощающую любовь.

Вся жизнь Андрея Болконского была проникнута стремлением к недостижимому идеалу. Таким идеалом для него оказывается всепрощение и сострадание. Обретя новое мировосприятие, он преодолевает душевную ограниченность индивидуализма и нетерпимости. Умирает он, достигнув гармонии если не с жизнью, то хотя бы с самим собой.

Духовные искания князя Андрея были характерны для передового дворянства эпохи подготовки декабристского восстания. Впоследствии такие искания привели к организации тайных обществ в России, деятельность которых завершилась восстанием в декабре 1825 года.

И хотя князь Андрей умер до организации первых тайных обществ декабристов, есть основания предполагать, что он был бы в их рядах.

Когда же в 1820 году Пьер стал одним из организаторов тайных обществ и с воодушевлением рассказывал об их деятельности, Николенька (сын князя Андрея) спросил его:

«-Дядя Пьер … вы… нет… Ежели бы папа был жив … Он бы согласен был с вами?..

— Я думаю, что да», — ответил ему Пьер. (Эпилог, ч.I, гл. XIV).

Вариант 4

Духовные искания Андрея Болконского

Эпопея «Война и мир» выросла из за-мысла Толстого написать роман «Декаб-ристы». Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова воз-вращался к нему, пока в центре его вни-мания не оказалась Великая француз-ская революция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечествен-ная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более широким замыслом — Толстой принялся писать о мире, потрясенном войной. Так получился роман-эпопея, где в истори-ческом масштабе показан подвиг рус-ского народа в войне 1812 года. В то же время «Война и мир» — это и «семейная хроника», показывающая дворянское об-щество, представленное несколькими поколениями. И, наконец, в ней описана жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Многими из тех черт, которыми, по мнению автора, дол-жен обладать декабрист, Толстой наде-лил Андрея Болконского.

В романе показана вся жизнь князя Ан-дрея. Наверное, каждый человек однаж-ды в жизни задумывается над вопроса-ми: «Кто я? Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти и многие другие вопросы пытается ответить герой Толстого на страницах романа. Автор с симпатией относится к молодому князю Болконско-му. Это подтверждает тот факт, что Тол-стой наделил князя Андрея многими сво-ими взглядами и убеждениями. Поэтому Болконский является как бы проводни-ком идей самого автора.

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Шерер. Уже тогда мы ви-дим, что это неординарная личность. Князь Андрей хорош собой, он безупреч-но и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счи-талось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он про-износит с ударением на последнем сло-ге, как француз. Князь Андрей — свет-ский человек. В этом смысле он подвер-жен всем влияниям моды не только в одежде, но и в поведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и ску-ку во взгляде. На его лице мы читаем пре-восходство и самоуверенность. Окружа-ющих он считает ниже себя, а значит и ху-же, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожиданно доброю и приятною». Несмотря на то, что Пьер моложе Андрея, разговарива-ют они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни. Кня-зю Андрею предстоит пройти через вой-ну, ранение, любовь, медленное умира-ние, и все это время князь будет позна-вать самого себя, искать тот «момент истины», через который ему откроется правда жизни.

А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправ-ляется на войну 1805 года. Андрей жаж-дет стать героем. В своих мечтах он ви-дит, как армия попадает в опасное по-ложение и он в одиночку ее спасает. Кумиром князя, предметом его поклоне-ния является Наполеон. Надо сказать, что многие молодые люди того времени увлекались личностью Наполеона. Анд-рей хочет быть на него похожим и пыта-ется во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Бол-конский и отправляется на войну. Мы ви-дим князя Андрея в Аустерлицком сра-жении. Он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, потом пада-ет, получив ранение. Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высо-кое, бесконечное небо, по которому бе-гут облака. Оно так зовет, манит, завора-живает своим величием, что князь Анд-рей даже удивляется, открыв его для себя впервые. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — думает Анд-рей. Но в этот момент князю открывается еще одна истина. Все то, к чему он стре-мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внима-ния. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Князь Андрей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращаются в родной дом в Лы-сых Горах, где остались отец, жена, сест-ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал воен-ную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожес-точенные схватки, озлобленные лица лю-дей показали ему настоящий облик вой-ны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой. Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не-сколько охладел к ней, и теперь он чита-ет в ее глазах боль и упрек. После смер-ти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит нов-шества в своей деревне. Духовное со-стояние князя Болконского, его подав-ленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице… но взгляд был потухший, мертвый…» Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько от-далились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон-ского задуматься над словами Пьера «…ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс-шее счастье человека состоит в том, что-бы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмо-тря на то, что князю Андрею тогда показа-лись спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. С этого момен-та начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остал-ся только обман. И князь Андрей соглаша-ется с дубом: «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы зна-ем жизнь, — наша жизнь кончена!»

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» — поду-мал князь Андрей. Но он уже бросает вы-зов судьбе. Он понимает, что нельзя се-бя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символич-ный дуб «весь преображенный, раски-нувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Анд-рей говорит: «Мало того… что есть во мне, надо, чтоб и все знали это… чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петербург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразова-тельных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербур-ге он проводит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратившись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болкон-ский любит Наташу, но он слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей изме-ну. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе незаживаю-щую рану.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Боро-динским сражением. Пьер чувствует, что Андрею не суждено жить, кажется, пони-мает это и Андрей. В Бородинском сра-жении Болконский снова получает ра-нение. Теперь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Ната-шей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему от-крывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более то-го, он прощает и Анатоля. Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «откры-лось новое счастье, неотъемлемое от че-ловека… счастье, находящееся вне мате-риальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Андрей еще раз встречает На-ташу. Минуты, проведенные с ней, ока-зываются для Андрея самыми счастливы-ми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему оставалось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Ан-дрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, проснулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни».

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-сво-ему. В жизни есть два несчастья: угрызе-ния совести и болезнь. И счастлив чело-век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Анд-рей осознал истинное счастье — жить для других.