Рассказ пять веков мифы древней греции. Пять веков


ТОГДА И ТЕПЕРЬ
(Материал рассчитан на 2 - 3 учебных часа)

Основная гуманистическая идея раздела:
- человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное условие сохранения человечества.

Этическая цель раздела:

Подвести учеников к пониманию значения правил, регулирующих поведение людей в целом и ограничивающих насилие в их силовом соперничестве в частности.

Тексты для чтения с последующим анализом или обсуждением
миф "Пять веков" (пересказ историком Н.А. Куном фрагмента поэмы Гесиода "Труды и дни" ), в котором отражено представление древнегреческого поэта о тенденции развития человеческого общества в сторону неуважения установленных правил;
сказка Р. Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе" , которая позволяет обсудить возможность разумного сосуществования различных индивидуальностей, способных уважать права и обязанности друг друга.

Словарь понятий:

Обычай - общепринятый порядок, традиционно установивший правила общественного поведения.

Правило - положение, установка, принцип, служащие руководством чем-либо; принятый кем-либо образ мыслей, действий.

Договор - письменное или устное соглашение, условие о взаимных обязательствах.

Если учитель считает возможным начать работу по усвоению понятий "гуманный", "гуманистический", "гуманитарный" уже на первых уроках по данному УМК, он может обратиться к определениям данных понятий на стр.70 методических рекомендаций.

К УРОКУ ПО МИФУ "ПЯТЬ ВЕКОВ"

Цели:

общие - познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества; обсудить проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими";

частные - познакомить с новым видом мифологического повествования; продолжить формирование навыков лексической работы; обогатить представления учащихся о таких художественных средствах, как эпитет, аллегория, метонимия.

Возможный ход урока

"Дела давно минувших дней..."

Учитель заранее готовит на доске запись условного названия урока.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...

Эти пушкинские строчки позволят нам начать разговор о действительно далеком времени, о делах настолько давних, что представляются нам сейчас мифическими...

Однако чуть позже я попрошу вас снова обратиться к этим строчкам и ответить на вопрос: "Те вопросы, которые мы будем обсуждать после знакомства с произведениями, созданными давным-давно, - это действительно "дела давно минувших дней", которые были важны и интересны ТОГДА? Или они по-прежнему волнуют и нас, живущих ТЕПЕРЬ?"

Подготовка к восприятию текста

На доске учитель записывает слова "серебряный, железный, золотой, медный". Затем он просит учеников расположить эти слова в логической последовательности и объяснить, почему именно такое расположение слов они предлагают. Возможны следующие цепочки: золотой-серебряный-медный-железный или наоборот - слова в таком случае располагаются по мере убывания или возрастания степени ценности природных материалов.

Далее учитель может обратиться к ученикам со словами:
- Сегодня нам предстоит познакомиться с древнегреческим мифом - называется он "Пять веков" . Его пересказал для нас историк Н.А. Кун по поэме Гесиода "Труды и дни" .

(Можно вспомнить о содержании термина "миф": его надо представить как "дологическое", а не "алогическое" осознание мира. В мифах больше эмоций, чем логики. В них отражены первоначальные представления людей о мироздании и связях в нем, основанных на поведении богов, обладающих человеческими свойствами - эмоциями прежде всего. Все повествование Гесиода, с которым чуть позже будут знакомиться дети, основано на эмоциональном постижении мира и его изменений. Этот тип повествования близок к сказке тем, что в изложении событий отсутствуют точная датировка (время в мифе неопределенное) и доказательства. Однако он отличается от сказки ориентированностью на важнейшие события, проблемы в жизни людей.)

В этом мифе особым образом располагаются, "обыгрываются" слова, из которых вы выстраивали логические цепочки. Можете ли вы по названию мифа предположить, как именно будут обыгрываться в нем слова золотой, серебряный, медный, железный? (Ученикам дается возможность высказать свои предположения, учитель может кратко зафиксировать их догадки на доске.) Прочитайте текст, убедитесь в правильности или ошибочности вашей догадки.

Гесиод (конец VIII-VII в. до н.э.) - родоначальник дидактического эпоса в древнегреческой литературе. Основные сведения о Гесиоде почерпнуты из его поэмы "Труды и дни" . Несмотря на горечь, пронизывающую поэму, ее настроение не безысходно. Поэт стремится найти в своем веке черты добра, указать источник надежды. Прежде всего он верит в богов и человеческий труд. Другой своей поэмой, "Теогония" , Гесиод утверждает мысль о могуществе и славе Зевса, не только наиболее сильного, но и мудрого управителя мира. Порядок мироздания помогают поддерживать Зевсу его супруги: богиня плодородия Деметра и олицетворяющая естественный порядок вещей Фемида, которая, в свою очередь, рождает трех Ор - богинь сменяющихся времен года: Евномию, Дику, Ирину (Законность, Справедливость, Мир), обозначающих основы этических общественных норм. Эти имена многозначительны: они указывают как раз на те явления, соблюдение которых, по мнению Гесиода, было поставлено под угрозу.

По М. Никола

Чтение текста

На этапе подготовки к уроку учителю может пригодиться дополнительная информация о Гесиоде.

В книге для ученика объясняются не все слова, называющие древнегреческие реалии, так как часть из них уже знакома ученикам из курса истории. Помимо указанных в детской книге могут также нуждаться в объяснении и такие слова:

Кадм - герой древнегреческих мифов, основатель Фив. После похищения Европы Зевсом ее братья, в том числе и Кадм, были посланы отцом на поиски сестры. Дельфийский оракул приказал К. прекратить поиски, следовать за коровой, которую он встретит, и построить город там, где она остановится. Выполняя это повеление, К. прибыл в Беотию (наряду с Аттикой, наиболее значительную область Древней Греции), где основал Кадмею - цитадель, вокруг которой впоследствии выросли Фивы - крупнейший город Беотии, у Гомера - "семивратные" Фивы.

Эдип - сын фиванского царя Лая. Дельфийский оракул предсказал, что Эдип в будущем станет убийцей своего отца и супругом матери, поэтому по приказанию отца он еще ребенком был брошен на съедение зверям. Найденный пастухами, Эдип был передан бездетному коринфскому царю Поливу, который воспитал его как своего сына. Выросший Эдип встретил на перекрестке дорог своего отца Лая и убил его, не зная, что это его отец. Эдип освободил Фивы от Сфинкса, решив его загадку, стал там царем и, ничего не подозревая, женился на своей матери. Узнав истину, он ослепил себя.

Кронос (Крон) - один из древнейших доолимпийских богов, сын Урана (Неба) и Геи (Земли), младший из титанов, низвергший и искалечивший своего отца. Мать Кроноса предсказала, что, подобно своему отцу, он будет низвергнут одним из своих детей. Поэтому Кронос проглатывал всех своих новорожденных детей. Этой участи избежал только младший сын Кроноса Зевс, вместо которого был проглочен завернутый в пеленки камень. Впоследствии Зевс низверг отца и заставил его изрыгнуть всех проглоченных им детей. Под предводительством Зевса дети Кроноса объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Вместе с другими побежденными титанами Кронос был низвергнут в Тартар.

Первоначально Кронос, по-видимому, был богом земледелия, жатвы (в некоторых мифах оружием и атрибутом Кроноса считался серп). С Кроносом связана легенда о золотом веке, во время которого Кронос управлял миром.

Народная этимология сблизила имя Кроноса с греческим обозначением времени - хронос, и Кроноса стали рассматривать как бога времени.

Океан. 1. Согласно Гесиоду - сын Урана и Геи, титан, брат Кроноса, супруг Тефиды, которая родила ему три тысячи сыновей - речных божеств и три тысячи дочерей - океанид. Океан живет уединенно в подводном дворце и не появляется на собрании богов. В позднейших мифах вытесняется Посейдоном. 2. Мифическая река, окружающая землю. В Океане, по представлениям древних, берут начало все морские течения, реки и источники. Из Океана восходят и в него опускаются солнце, луна и звезды (кроме созвездия Большой Медведицы).

1. Назовите пять веков в том порядке, в каком они перечисляются в мифе. (Золотой, серебряный, медный, век героев, железный.) Какое название века нам встретилось впервые (Век героев.) Известны ли вам мифы, которые рассказывали бы о жизни людей и богов в век героев? (Некоторые мифы об Ахилле, Геракле, аргонавтах.)
Выпишите названия всех пяти веков. Подберите слово для емкой, обобщающей характеристики каждого века. (Счастливый, жестокий, героический, трагический, благородный, радостный, тяжелый и т.п.)

2. Как вы думаете, на что в характеристике веков обращается наше внимание с появлением в логической цепочке названия век героев? Найдите в описании каждого века слова и выражения, характеризующие жизнь людей каждого века. Выпишите их.
(Золотой :безболезненная и счастливая жизнь;безмятежно жили люди.
Серебряный : "неразумные" люди...
Медный : страшные и могучие люди; возлюбили войну, обильную стонами; уничтожали друг друга.
Век героев : род людской более благородный, более справедливый, однако и они погибли в войнах и кровопролитных битвах.
Железный : изнурительный труд, тяжкие заботы; не чтят люди друг друга, гость не находит гостеприимства, не соблюдают данной клятвы, не ценят правды и добра; друг у друга разрушают города, всюду властвует насилие; нет у них защиты от зла...).

Как, по Гесиоду, менялась жизнь людей на Земле со сменой веков? Почему? Какой прием помогает сделать такой вывод? Как, по вашему мнению, меняется эмоциональная окраска слов, характеризующих жизнь людей разных веков? (Названия веков даны по аналогии с металлами, сравнительная ценность которых различна: золото дороже серебра, серебро дороже меди, медь - железа.)

3. В жизни людей почти каждого века, о котором рассказал Гесиод, были свои светлые и темные стороны: радость и горе. Какой из веков оценивается Гесиодом как самый безоблачный, самый счастливый для живущих в нем людей? Почему? Перечитайте описание их жизни. Какие синонимы, исходя из этого описания, вы могли бы подобрать к слову "счастливый"? (Безмятежный, спокойный, тихий.) Найдите в тексте метонимии, сравнения, помогающие создать ощущение счастливой, спокойной жизни людей в золотом веке. ("Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром"; "смерть... спокойный, тихий сон"; "Сами боги приходили к ним советоваться".)

4. Можно ли назвать жизнь последующих человеческих родов спокойной, безмятежной? В какие века, созданные, согласно мировосприятию древних греков, богами Олимпа, у людей была возможность выбирать ту или иную линию поведения? Какой выбор они делали? Каковы были последствия этого выбора?

5. Чем завершается рассказ о жизни людей железного века? Кто или что могло бы изменить их жизнь? (В железном веке на земле царит насилие, потому что сами люди ведут себя не так, как должно. Совесть и Правосудие покинули Землю. Следовательно, позитивные изменения зависят прежде всего от самих людей: станут они уважать установленные, общепринятые правила - Совесть и Правосудие смогут вернуться.)

7. Представьте, что вас попросили дать характеристику прошедшим векам и времени, в котором вы живете сейчас. Придумайте, если хотите, свои названия веков и их временные границы. Охарактеризуйте жизнь людей, живущих в этих веках. Постарайтесь описать "свой век" (то есть время, в которое вы живете) с самых разных сторон, не упуская ни светлые его стороны, ни какие-либо волнующие вас проблемы.

Выводы по уроку делают сами ученики, отвечая на вопросы учителя:
Сегодня разговор шел об организации жизни людей по правилам. Можно ли эту тему отнести к числу "вечных" тем? Почему?

Объяснение домашнего задания

Прочитайте этот миф своим родным или знакомым, которые старше вас по возрасту. Расспросите их о том "веке", то есть времени, в котором они жили, будучи в вашем возрасте. Каким оно им представляется теперь? А как они характеризуют время, в которое живут сейчас? Запишите определения, эпитеты, которые они будут использовать для характеристики прошлого и настоящего. Подготовьте рассказ о состоявшемся разговоре.

К УРОКУ ПО СКАЗКЕ Р. КИПЛИНГА "КОШКА, ГУЛЯВШАЯ САМА ПО СЕБЕ"
(Материал рассчитан на 1-2 учебных часа)

Цели:

общая - побудить учащихся задуматься о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать различным индивидуальностям;

частные - углубить представление школьников о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста; обратить внимание школьников на роль лексических и композиционных повторов.

Возможный ход урока

Подготовка к обсуждению центральной проблемы произведения (2 мин.)

Из Древней Греции перенесемся в другое время - рубеж XIX и XX веков. Именно в этот период создавал свои произведения английский писатель Редьярд Киплинг. Наряду с самыми разными проблемами его также занимал вопрос о возможности разумного сосуществования различных индивидуальностей, способных уважать права и обязанности друг друга. Размышления по этому поводу нашли отражение в его сказке " Кошка, гулявшая сама по себе".

На этапе подготовки к уроку учителю может понадобиться дополнительная информация о писателе.

Редьярд Киплинг - английский писатель (1865-1936). Он родился и провел раннее детство в Индии. В то время Индия находилась в зависимости от Великобритании, была ее колонией. В древней прекрасной стране распоряжались английские чиновники. На службе в Индии состоял и отец Редъярда Киплинга. Он был директором музея искусств в Бомбее. В этом большом индийском городе и прошли детские годы будущего писателя. А когда Редьярд Киплинг подрос и пришло время поступать в школу, его отправили в Англию...

В Англии Киплинг жил не у родственников, а у незнакомых людей, которых нашли по объявлению. Вскоре жизнь мальчика сделалась невыносимой: хозяйка дома совсем затравила его: била, запирала в темной комнате, всячески унижала... Он очень поздно и с большим трудом научился читать, а получая плохие отметки, старался скрыть их. Хозяйка нашла, как ей казалось, способ борьбы с этим. Однажды, когда Киплинг выбросил свой дневник с отметками за месяц, она наклеила мальчику на спину листок с надписью "лжец" и в таком виде отправила его в школу. Но и это не помогло...

Единственное, в чем со временем он нашел спасение, было чтение. Редьярд читал запоем все подряд, каждую печатную страницу, попадавшуюся ему. Но его мучительница стала отнимать у него книги.

У мальчика началось нервное истощение, он быстро терял зрение.

Узнав о происходящем, его мать приехала в Англию, и когда она зашла в комнату сына и наклонилась к нему, чтобы поцеловать его на ночь, он инстинктивно загородился от удара. Это решило дело. Мальчика отдали в другую школу, по окончании которой он вернулся в Индию.

По Н.П. Михальской и Ю.И. Кагарлицкому


Выйдя из колледжа, Киплинг стал журналистом в Индии, прославился как писатель и поэт. В нашей стране особую известность получили его "Книги джунглей" и "Сказки просто так" . "Сказки" сочинялись в семейном кругу, в прямом смысле у домашнего очага. Поэтому, наверное, в них столько домашнего тепла. Первыми их слушателями были дети Киплинга. Сказки писались для них и в некотором смысле о них. "Сказки" проникнуты домашним духом, а точнее - идеей Дома.

На протяжении многих лет менялось отношение к личности и творчеству Киплинга у него на родине и в нашей стране. Тем не менее время - лучший критик. Пала Британская империя, но лучшее из написанного Киплингом живет. Это не только " Книги джунглей" и "Сказки просто так". Т.С. Элиот, иронизировавший над Киплингом накануне первой мировой войны, в ходе второй издал его избранные стихотворения, сопроводив том большим предисловием, в котором признал его большим Мастером Слова. С. Моэм издает в середине столетия антологию рассказов Р. Киплинга и завершает свое эссе о нем категоричным высказыванием: "Редьярд Киплинг - единственный автор в нашей стране, которого можно поставить рядом с Мопассаном и Чеховым. Он - наш величайший мастер рассказа". Таким он и войдет в XXI век.

По Г. Ионике


Чтение текста по ролям

В тексте сказки есть продолжение - стихотворение в переводе С. Маршака, с которым заинтересовавшиеся школьники могут познакомиться самостоятельно, обратившись в библиотеку.

Аналитическая работа по тексту:

После чтения сказки ученикам предлагается ответить на вопросы, помогающие выявить их восприятие, например: "Понравилась ли сказка? Какой из эпизодов, персонажей запомнился ярче всего?" и т.п.

1. Почему в тексте сказки так часто повторяется слово "дикий"? Подберите синонимы к этому слову.

2. Каждому из вновь приходящих животных Женщина ставит условие, соблюдение которого гарантирует ему определенные блага. Почему животные соглашаются выполнять эти условия? Каким путем добивается женщина этого - мирным или насильственным? (У каждого животного есть причина, по которой оно добровольно принимает предложение Женщины; каждое животное получает вознаграждение за соблюдение условий. Если позволит время, можно задать вопрос: "Почему именно Женщину заставляет автор изменить жизнь данного мира и заключить договор?" Обсуждение этого вопроса связано с сопоставлением мужского и женского начал (матриархального и патриархального) в организации жизни человеческого общества.)

3. В сказке встречаются несколько договоров: Кошка заключает договоры с Женщиной, Мужчиной и Собакой; Женщина заключает договоры животными. Из каких пунктов состоят эти договоры? Чем они похожи и чем отличаются? (Важно выявить типологическое сходство всех договоров: они состоят из формулировки прав и обязанностей каждой из договаривающихся сторон.)

4. Мы уже понаблюдали за "превращениями" трех персонажей - Пса, Коня. Коровы. Какова роль Кошки в сказке?
Кошка "бродит где вздумается и гуляет сама по себе". Как ты понимаешь выражение "сам по себе"? Как ты думаешь: быть "самим по себе" - это всегда хорошо, всегда плохо или как-то иначе?

5. Почему же Кошка, так ценящая свободу, стремится проникнуть в пещеру? Как удается Кошке получить право сидеть у огня и лакать молоко? Изменилась ли Кошка после заключения договора с Женщиной?

6. С помощью каких художественных средств автор подчеркивает в начале сказки существование животных и людей по принципу "каждый сам по себе"?

Возможна работа на доске или в тетрадях:
Как?
- слово "дикий"

Можно ознакомить учащихся со значением этого слова:

" Дикий : 1. Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некультивируемый (о растениях), неприрученный, неодомашненный (о животных). 2. перен. Грубый, необузданный. 3. перен. Нелепый. 4. Не связанный ни с какими организациями, действующий самостоятельно (разг.)".

Но лучше сначала выслушать высказывания учащихся и опираться на них при аналитической работе. Знакомство со словарной статьей обобщает, но отнюдь не заменяет высказывания школьников. Важно подчеркнуть то, что "дикий" -хаотичный, неорганизованный;

Повтор слова "дикий": "Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая, и Овца была дикая, и Свинья была дикая..." (лексический повтор);

Повтор слова "дикий" с эпитетами, усиливающими эмоционально негативную оценку: "Человек, конечно, был тоже дикий, страшно дикий, ужасно дикий"; "дикий-предикий, самая дикая";

Противопоставление "ручной - дикий" (антитеза).

Для того чтобы запись на доске выглядела завершенной, ученикам предлагается ответить на следующий вопрос:

Можно ли найти литературоведческий термин, общий для всех перечисленных приемов? (Ученики назовут эпитет.)

7. С помощью каких художественных средств автор подчеркивает переход от одного уровня взаимоотношений людей и животных к другому уровню?

В результате работы на доске появляется запись:
Дикий Домашний
Враг мой Друг мой
Жена моего Врага Жена моего Друга
Дикий Пес Первый Друг
Дикий Конь Первый Слуга
Дикая Корова Подательница Хорошей Еды

8. Найдите в тексте и выпишите все слова, которые называют всех участников происходящих событий.

Учитель записывает слова на доске вслед за учениками таким образом, чтобы в результате получилась следующая запись:

Пещера
Женщина Пес Занавеска Огонь
Мужчина Кошка Молочная Крынка Колдовство
Ребенок Конь Песня
Корова
Летучая мышь

Изменилось бы что-нибудь в сказке, если бы эти же самые слова были написаны не с заглавной, а со строчной буквы? (Использование заглавной буквы усиливает символическое значение сказки.)

Почему Дикая Кошка стала называться просто Кошкой и не получила нового имени, как остальные дикие животные после заключения договора с Женщиной?

9. Похожа ли эта сказка на известные вам народные сказки? Чем? Какого эффекта добивается Киплинг, неоднократно используя характерный для жанра сказки прием троекратного композиционного повтора?

Объяснение домашнего задания

1. Известна ли эта сказка вашим родным? Если нет, кратко перескажите ее содержание (не забудьте передать ее основную мысль). Какие эпизоды вы обязательно включите в свой пересказ? Узнайте отношение своих слушателей к необходимости соблюдать общепринятые правила во взаимоотношениях между людьми, пусть даже очень непохожими друг на друга. Поинтересуйтесь, что для ваших собеседников сложнее: пользоваться своим правом или выполнять свои обязанности.

2. Подготовьте ответ на вопрос: "Может ли жизнь человеческого общества быть организована по принципу "каждый сам по себе"?"

Итоговая работа по разделу

1. Вам представилась возможность познакомиться с размышлениями Гесиода и Р. Киплинга. Эти люди жили давно, "тогда".
Вы сами размышляли, слышали мнения одноклассников. Это происходило только что, "теперь".
Что в давних, "тогдашних" размышлениях Гесиода и Киплинга представляется вам важным, актуальным в сегодняшнем, "теперешнем" дне?

2. Порассуждайте письменно на одну из тем:
Моя гипотеза о причинах появления правил в жизни людей. Зачем нужны людям правила?
Опишите те ситуации, в которых правила обязательно должны соблюдаться, и те ситуации, в которых они не нужны.

На следующих уроках вы познакомитесь с теми произведениями (или фрагментами из них), в которых будут обсуждаться различные проблемы, в частности такие, как:

Роль правил в жизни людей;

Уязвимое, беззащитное положение людей, которые оказываются во власти природных сил или же во власти произвольных действий других людей (в том числе и во время вооруженных конфликтов) и необходимость защиты жертв таких обстоятельств;

Последствия совершаемых поступков и ответственность за них и многие другие.

Подготовьтесь к началу такого разговора и прочитайте фрагменты из романа В. Скотта "Айвенго" , из романа А. Дюма " Три мушкетера", которые вы найдете в разделе "Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?".

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны

Ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.

Отец Зевс создал третий род и третий век – век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской – железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

Пять веков

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :

  1. В далекие первобытные времена, по сказаниям древних эллинов, из хаоса возникла богиня Земли – Гея, и миром правил в то время ее сын, бог Неба...
  2. Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в...
  3. Долгое время царствовал в мире великий и могущественный Крон, бог Времени, и его царство люди называли золотым веком. Первые люди тогда только родились на Земле,...
  4. Жил в стране Чола на берегу реки Кавери некий человек. С самого детства любил он азартные игры, – и в родной деревне его прозвали "Игроком"....
  5. Жил-был мальчик-сирота. Плохо жил, со дня на день еле-еле перебивался. Однажды сказал он сам себе: "Пойду-ка я куда-нибудь, наймусь в работники. Может, хорошо жить начну"....
  6. На вершине Олимпа, где среди неприступного утеса разбит заповедный сад богов, под кронами вечнозеленых деревьев пировали небожители. Зевс смотрел вдаль, где в далекой Беотии, в...

Поэт Гесиод рассказывает, как современные ему греки смотрели на происхождение человека и на смену веков. В древности все было лучше, но постоянно жизнь на земле ухудшалась, и хуже всего жилось во времена Гесиода. Это понятно для Гесиода, представителя крестьянства, мелких земельных собственников. Во времена Гесиода все больше углублялось расслоение на классы и усиливалась эксплуатация бедноты богатыми, поэтому бедному крестьянству действительно жилось плохо под гнетом богатых крупных землевладельцев. Конечно, и после Гесиода жизнь бедняков в Греции лучше не стала, по-прежнему эксплуатировали их богатые.

Изложено по поэме Гесиода «Труды и дни».

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.
Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.
Отец Зевс создал третий род и третий век – век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.
Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.
Последний, пятый век и род людской – железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки.


Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов.

Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Серебряный век

Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого.


Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века.


Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях. Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.

Медный век

Отец Зевс создал третий род и третий век - век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих.


Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки.


Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Век полубогов

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев.

И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море.


Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.

Железный век

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд.


Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду.


Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра.


Друг у друга разрушают люди города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.

Отец Зевс создал третий род и третий век - век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.