Резник жизненные стратегии личности. Жизненные стратегии и принципы жизни
ДЕНИС КОРОБЕЙНИКОВ
Пермский филиал Института экономики Уральского отделения РАН
С развитием общества у человека появляется возможность выбора
из большего количества жизненных стратегий, что позволяет достигать более высокой
степени самореализации
Используя инструментарий персонального стратегического менеджмента, любой индивид
может попытаться сформировать
и реализовать оптимальную личную жизненную стратегию
Человеку все чаще приходится обращаться к вопросу взаимоотношений с внешней средой. Развитие социально-экономических процессов ускоряется, поэтому у него появляется возможность выбора из большего количества жизненных стратегий, что позволяет глубже интегрироваться в общественные взаимоотношения и достигать более высокой степени самореализации. Однако наряду с данными глобальными тенденциями коренные изменения, произошедшие в последние годы в нашей стране, привели к тому, что старые модели таких стратегий перестали работать, а новые еще не успели сформироваться. Вот почему сегодня проблема полагания цели и ее достижения требует пристального внимания и тщательного изучения.
Управлять своей жизнью значит организовать все таким образом, чтобы род занятий, производимая продукция, способы решения проблем, окружающие вас партнеры и коллеги наиболее полно отражали и развивали ваш образ собственного “я” 1 .
В нашей стране вышло немало публикаций, в которых затрагиваются отдельные стороны управления человеком различными аспектами своей жизни. Среди них книги: “Техника личной работы” Г. Попова, “Эта странная жизнь” Д. Гранина, “Ваше время – в ваших руках” Л. Зайверта, “Личная тектология” К. Варламова и В. Карпичева, “Эффективный управляющий” П. Друкера, “Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных” В. Токарева и др. В этих работах детально рассмотрены технологии самоуправления, но, на мой взгляд, мало внимания уделяется аспектам стратегического жизненного целеполагания и целедостижения. Также неполно представлены механизмы экзогенного персонального управления как важного инструмента менеджмента жизни.
Попробуем восполнить эти пробелы.
Персональный стратегический менеджмент
Он представляет совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей . Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.
В основе идеологии персонального стратегического менеджмента (ПСМ) лежит мысль о том, что каждый человек хочет чего-то добиться в жизни. Осознавая свои потребности, он ставит и решает определенные задачи, достигая, таким образом, свои цели.
Характер действий по полаганию и достижению целей у разных людей различен, меняется он и у конкретного человека с течением времени. Но несмотря на это, данные процессы имеют общие черты и закономерности, что позволяет на основе анализа эмпирической информации относительно индивидуальных способов разработки и реализации жизненных стратегий сформулировать единообразный инструментарий.
Так, многие западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла человека, а японские специалисты выделяют четыре фазы (от рождения до окончания школьного образования; поступление на работу и обзаведение семьей; трудовая жизнь; старость) 2 . Целенаправленно управляя качественными и количественными параметрами смены фаз, человек может максимизировать полезность отдачи от каждого этапа.
Содержание самоуправления на разных этапах жизненного цикла имеет различное наполнение. В детстве человек всецело зависит от родителей, он, как правило, не способен самостоятельно принимать важнейшие решения. В зрелые годы обретается самостоятельность, и степень ответственности за принятие решений значительно увеличивается. В целом ПСМ необходимо разделить на экзогенный (экзо-ПСМ), когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии – обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный (эндо-ПСМ), когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.
Ключевыми в достижении личных жизненных целей являются следующие факторы:
Наличие стратегии жизни;
Владение технологиями ее реализации;
Умение работать с инструментами управления формированием персонального человеческого капитала.
Стратегия жизни
Наличие стратегии важно потому, что для осуществления некоторых жизненных целей обязательно нужно совершить ряд последовательных шагов, а иногда – пожертвовать текущим потреблением отдельных благ, чтобы получить большее количество и разнообразие благ в будущем.
Вложения в человеческий капитал, как правило, высокодоходны. Причем чем он более развит, тем большее количество ресурсов позволяет вовлекать в процесс персонального инвестирования. По мнению американского экономиста В. Боуэна: “Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроком жизни: машины изнашиваются, люди умирают” 3 .
Социологи определяют понятие “стратегия жизни ” в качестве символически опосредованного и выходящего по своему воздействию за пределы сознания идеального образования, реализующего в поведении человека его ориентиры и приоритеты . В повседневной жизни наиболее распространены три типа таких стратегий:
благополучия . В ее основе лежит рецептивная (приобретательская) активность личности, направленная на обеспечение полной необходимых благ, спокойной, комфортной, размеренной и стабильной жизни;
успеха . Данная стратегия рассчитана на общественное признание деятельности ее носителя и предполагает активную, насыщенную событиями, преуспевающую жизнь;
самореализации . Она характеризуется творческой активностью, направленной на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию), и предполагает красивую, гармоничную, близкую по своему содержанию к искусству, свободную жизнь 4 .
Обобщенная модель механизма по разработке и реализации стратегии человеческой жизни представлена на рис. 1. В ней отражена взаимосвязь основных этапов цикла персонального стратегического управления.
Этапы построения и реализации жизненной стратегии
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и целей, а также позволяет выработать стратегию поведения, дающую возможность осуществить свою миссию и достичь поставленных целей 5 .
В ходе такого анализа предполагается изучение двух составляющих:
Макроокружения;
Внутренних возможностей личности.
Изучая аспекты своего внешнего окружения, человеку нужно убедиться в том, какие возможности открывает перед ним жизнь, какие сферы общественного и экономического функционирования его привлекают, какие препятствия он может встретить на жизненном пути и какие последствия могут иметь те или иные шаги, которые он сделает в жизни.
Путем анализа своих внутренних возможностей человеку необходимо выяснить, на какие стратегические конкурентные преимущества он может рассчитывать в перспективе, развивая потенциал, которым обладает в данный момент.
Миссией человека можно назвать основную цель его жизни, которая, по словам А. Томпсона и А. Стрикленда, должна формулироваться “прежде всего с точки зрения повышения социальной роли” 6 данного индивида.
Видение – это идеальный образ будущего состояния жизни, которого человек может достичь при самых благоприятных условиях. По мнению Б. Карлофа, оно “может служить основой для определения уровня притязаний в процессе стратегического планирования” 7 .
В концепции ПСМ ключевым фактором, способным кардинально повлиять на формирование всей стратегии жизни, наравне с анализом среды является наличие у человека сформировавшейся персональной идеологии. Под этим термином обычно понимается “система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности” 8 . В ПСМ от качества персональной идеологии зависит обоснованность принятия и выполнения как стратегических, так и оперативных решений.
На этапе определения стратегических целей осуществляется первичная декомпозиция (секторизация) миссии на две логически обособленные группы в зависимости от сферы жизни – профессиональную и социальную. Дальнейшая декомпозиция и операционализация жизненной миссии идут в рамках названных сфер. Стратегические цели в концепции ПСМ имеют долгосрочный характер и формируются исходя из состояния жизни человека в пределах максимально возможного временного горизонта.
В целом процесс определения стратегических жизненных целей человека согласно концепции ПСМ описывается схемой, разработанной на основе алгоритма поэтапной реконструкции жизненной стратегии личности, в виде “постепенного обновления стратегии жизни путем последовательной ”разработки" и “сборки” ее исходных компонентов – образов, смыслов жизни, жизненных ценностей, норм и целей” 9 (рис. 2).
Определение структур жизненного пути и характеристик его субъекта (как субъекта деятельности, как субъекта общения и как субъекта познания) позволило, далее, выявить, каким образом личность как субъект жизнедеятельности осуществляет интеграцию этих характеристик. В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения, то субъекта деятельности, являясь при этом субъектом своей жизни, объединяющим в единое целое свою жизненную практику, мировоззрение, отношения. В качестве субъекта своей жизни личность получает возможность интегрировать свои способности в разных сферах (профессиональной и личной, духовной и обыденной), соотносить свои возможности с поставленными жизненными целями и задачами, распределять их во времени (и с точки зрения их своевременности, и с точки зрения правильного соизмерения своих жизненных сил). Основную жизненную стратегию личность осуществляет только в качестве субъекта своей жизни. Стратегия жизни - это ее интегральная характеристика. Это стратегия поиска, обоснования и реализации своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований с личностной активностью, ее ценностями и способом самоутверждения.
Невозможно научиться правильно мыслить, распределять время, общаться, тем более правильно действовать, если все эти отдельные жизненные процессы не связаны личностью в единую жизненную стратегию, которая помимо основной жизненной цели определяет и способ ее достижения (красота, этичность жизни, с одной стороны, и полнота, глубина - с другой). Вопрос о том, как прожить свою жизнь, отнюдь не праздный, но поиск конечного, «логического» смысла в ней не всегда дает ответ на этот вопрос. Ответ на него может дать сам процесс жизни, и по тому, как он организован личностью, и по тому, чем он наполнен. Поэтому этичность жизни не воспринимается как легкость, плавность, беспрепятственность жизненных периодов, как логически вымеренная, математически точная последовательность в «смене форм», а как наполненная глубоким личностным содержанием, значимостью, ценностностью, составляющими единственное подлинное основание всех жизненных перемен, переходов, коллизий. Стратегия жизни в том, чтобы достигнуть такой этичности, и в том, какой ценой, какими средствами.
Стратегия жизни в широком ее понимании (в отличие от многочисленных жизненных тактик) - это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию. Для каждой личности (в соответствии с ее индивидуальностью) характерен свой, неповторимый (уникальный) способ жизни, способ ее структурирования, организации, с одной стороны, и оценивания, осмысления - с другой. Возникает необходимость в научной (не только жизненной) дифференциации различных способов организации жизни. Типологический подход позволяет рассмотреть не только индивидуальные особенности различных психических процессов (с точки зрения их биологической и личностной организации), но и особенности их взаимодействия, интеграции в организации личностью своей жизни.
К сожалению (или к счастью), приметами нашего времени становятся скорости, стрессы, которые оставляют человеку мало жизненного пространства для размышлений, созерцания, наблюдения. Поэтому правильная организация времени жизни превращается в одну из ведущих способностей личности к построению стратегии ее жизни. Способность личности к регуляции времени жизни (ее темп, ритм, частота в смене жизненных ситуаций, отношений) выступает динамической предпосылкой для «опережающей» стратегии (иногда ее отсутствие является причиной возникновения стратегии «запаздывания»).
Строгие временные режимы, ограничения, рамки, создавая во многом стандартизированный образ жизни, ограничивают и количество типов организации личностью времени жизни. Рассмотрев эти типы, мы выяснили зависимость временных параметров и от личностной активности (пассивности), и от способов их регуляции (краткосрочного и длительного), выделили основные временные стратегии (четыре типа организации времени). Признавая тот факт, что каждый тип личности имеет и свою индивидуальную временную психическую структуру, и свой индивидуальный способ регуляции времени, необходимо признать и существование социально-психологических различий в регуляции и способе организации других жизненных структур (активности, мышления, общения). Выявить эти особенности также позволяет типологический метод исследования.
Вопрос о том, как соотносить (сообразовывать, структурировать) свой тип личности со способом жизни, составляет принципиальную сторону жизненной стратегии. Если, например, в жизни животных такое соответствие определяется строением организма и образом жизни (одни живут на деревьях, другие - на земле, одни питаются растениями, другие - животными) и не требует доказательств (в силу своей очевидности), то в жизни человека это соответствие устанавливается произвольно, в зависимости от его способности организовать свою жизнь с помощью психики и сознания. Поэтому задача соорганизации (соотнесения) своей личности со способом жизни (индивидуально присущим ей, индивидуально характерным для нее) является, прежде всего, задачей человеческой психики, сознания, которую человек (в отличие от животного с изначально присущим ему природным соответствием строения и образа жизни) должен решать постоянно. Решение этой задачи, осуществляемое человеком на протяжении жизни, составляет собственное содержание индивидуальной жизни. Общественным сознанием и наукой признаются только различия способностей (в соответствии с которыми, сегодня проводится профессиональная ориентация). Однако индивидуальность личности в целом является особенно существенной для определения самим человеком своего способа индивидуальной жизни, что происходит как осознанно, так и бессознательно.
Личная жизнь, которая признавалась индивидуальной как факт обыденной, реальной жизни, постепенно становится объектом изучения науки. Для выявления существенных социальных и психологических различий в биографиях разных людей уже оказывается недостаточным понятие образа жизни, требуются новые критерии, новые точки отсчета. Понятие образа жизни, ставшее привычным в социологии (и социальной психологии), не дает ответа на вопросы, почему один тип личности имеет притязания, а другой - и притязания, и мотивацию достижения; почему один тип инициативен, а другой - и инициативен, и ответствен; почему один руководствуется чувством долга постоянно, а другой - время от времени; почему каждый тип личности имеет такие особенности, с которыми он должен соотносить свою жизнь?
Построение жизненных стратегий на основе учета типологических различий в способе индивидуальной жизни является предпосылкой ответа на эти и многие другие вопросы. Если время - ведущий внешний фактор для выявления индивидуальных различий в способе жизни, то основным внутренним критерием личности в реализации ее жизненной программы становится активность. В самом общем понимании стратегия может быть либо активной, либо пассивной. Это активность или пассивность в организации времени, деятельности, познания, общения и т.д. Активность выделяется нами в ведущий параметр при построении жизненных стратегий, потому что она пронизывает собой все сферы жизни человека, служит своеобразным «лакмусом» на все виды человеческой жизнедеятельности. Активность личности в осуществлении ее жизненной стратегии и проявляется как способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным.
Такой баланс (оптимальный или неоптимальный для личности) устанавливается при помощи инициативы и ответственности в соотнесении меры желаемого и необходимого, меры требуемого и достигнутого и т.д. В различных стратегиях личностью осуществляется индивидуальный способ реализации своей активности, при котором происходит распределение инициативы и ответственности (во времени, в способе жизни и т.д.). Если в структуре активности преобладает ответственность, то такой тип личности всегда сам стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей, неудач. Тип личности с развитой инициативой находится в состоянии постоянного поиска, стремится к новому, а не удовлетворяется наличным, готовым, заданным.
Инициативный человек руководствуется в основном только желательным (в распределении желаемого и необходимого), интересным, «загорается» своими и чужими идеями, охотно идет на любой риск. Но, столкнувшись с новым, неизвестным, отличающимся от созданного его воображением, от замыслов, планов (поскольку редко отчетливо представляет себе, насколько они реальны), он не может четко обозначить цели и средства, отделить достижимое от недостижимого, наметить определенные этапы в реализации планов, определить зависящее и не зависящее от него.
Часто инициатива, не связанная с ответственностью, не достигает нужного (для личности) результата. Инициативный тип личности удовлетворяется чаще всего не результатом, а самим процессом поиска, его новизной, широтой перспектив. Несомненно, что даже при бедности жизненных событий инициативный человек живет интересно и разнообразно. Он сам постоянно «создает» противоречия, неожиданности, поскольку без оглядки предпринимает нечто новое, предлагает, изобретает. Такая позиция создает (субъективно) разнообразие жизни, ее проблемность, увлекательность. (При этом стремление противоположного типа личности к упорядоченности, определенности и размеренности жизни он воспринимает как недостаток. Попытку ответственного типа сдержать его инициативу он отвергает.)
Конечно, инициативные люди бывают разными. Например, инженер-изобретатель «забрасывает» окружающих своими проектами, предложениями; ученый готов делиться своими идеями с учениками, всем о них поведать. Способ жизненного самовыражения таких людей - самоотдача, саморастрата, и тем более интенсивная, чем более они инициативны. Такова их жизненная стратегия - они интенсивно вовлекают многих людей в круг своих творческих поисков, берут на себя ответственность не только за их научную, но и за личную судьбу. Эти люди возлагают на себя ответственность за судьбы данной области и даже науки в целом только при гармоничном сочетании инициативы и ответственности. Инициативность других людей ограничивается благими и добрыми намерениями. Порой их инициативы не претворяются в жизнь, а ограничиваются лишь порывами, замыслами. Целостность или частичность («от сих и до сих») их активности зависят от характера их притязаний и степени связи с ответственностью. Таких людей мы часто встречаем в жизни; они постоянно меняют работу, местожительство, даже семью, искусственно придавая динамичность своей жизни, избегая всякой стабильности, статичности, и т.д.
Об инициативности как жизненной стратегии личности можно говорить, если человек постоянно идет на поиск новых условий, на активное изменение всей жизни. Инициативность из качества личности становится жизненной стратегией, когда постоянно расширяется круг жизненных занятий, дел, общений. У инициативных людей всегда существует личностная перспектива, они не только постоянно обдумывают что-то новое, но и строят многоступенчатые планы. Но насколько реалистичны и обоснованны эти планы, зависит уже от степени ответственности, от уровня развития личности.
Способ самовыражения человека с развитой ответственностью также во многом зависит от его притязаний, его направленности. У исполнительного типа низкая способность самовыражения, индивидуальность выражены неярко, он не уверен в своих силах. Такой человек больше рассчитывает на поддержку окружающих, на внешние опоры, ситуативен, подчинен внешнему контролю, условиям, приказам, советам. Вместе с тем он очень боится перемен, неожиданностей, стремится зафиксировать и удержать достигнутое. Он не имеет своего собственного жизненного пространства, а напоминает рисующего ребенка, рукой которого водит взрослый, его жизнь сводится к тактике.
Другой тип личности испытывает удовлетворение от выполненного долга, самовыражается через его выполнение. Таким рисует Л. Н. Толстой Каренина, всецело находящегося во власти долга (в его понимании), снова и снова возвращающегося к тягостному выяснению отношений, подавляющего не только свои чувства, но и чувства близких ему людей (Анны) ради долга, порядка и т.д. Стратегия жизни таких людей в самопожертвовании, в постепенной утрате своего «я», в позиции униженной и зависимой от других, которая часто кончается жизненным крахом, поскольку эти другие перестают платить им взаимностью.
Как часто нам встречаются люди, живущие расписанной до мельчайших деталей, безрадостной, однообразной жизнью, воспринимающие любое незапланированное событие как вторжение в их личную жизнь. Они со страхом и раздражением относятся к мысли о возможных переменах. В чем же внутренний личностный механизм такой жизненной стратегии?
Люди с таким типом ответственности определенным образом планируют свою жизнь во времени, живут определенным ритмом. Ежедневное, ритмичное выполнение раз и навсегда очерченного повседневного круга обязанностей приносит им по окончании дня чувство удовлетворения. Жизнь таких людей, естественно, лишается далеких перспектив и горизонтов, они не любят мечтать, а в будущее заглядывают только постольку, поскольку нужно предусмотреть обязательные для тех же семейных нужд дела: через год кому-то что-то приобрести, скопить деньги. Они не ждут перемен, не ждут ничего для себя, но они всегда в ожидании и готовы выполнить чужие требования и даже капризы.
Встречаются люди с иного рода жизненной ответственностью, которые могут иметь и друзей, и знакомых, но по существу оставаться одинокими. Их одиночество проистекает из чувства «один на один» с жизнью, причем сознание этого исключает какую-либо ориентацию на поддержку, помощь, с одной стороны, и возможность кого-то «тащить» на себе всю жизнь - с другой. Они считают, что жизнь трудна настолько, что выжить можно только в одиночку, что ответственность за других увеличивает зависимость от жизни и тем самым связывает свободу самовыражения. Жизненная стратегия таких одиночек может быть достаточно разнообразна, поскольку их ответственность реализуется в самых разных ролях.
У людей, сочетающих инициативу и ответственность, сбалансировано стремление к новизне с готовностью к риску, готовностью к неопределенности, связанной с риском, и т.д. Они стремятся к постоянному расширению семантического и жизненного пространства, но могут быстро и уверенно распределять его на необходимое и достаточное, реальное и желаемое и т.д.
Ответственность предполагает не только продуманную организацию деятельности, создание для нее необходимых условий и средств, но и отстаивание права на предложенный личностью способ жизни и способ действия. Ответственность является такой формой активности, которая дает человеку возможность не быть на «короткой привязи», не жить ситуативно, а сохранять автономию и возможность, проявить инициативу, т.е. целостно и гармонично вписаться в социальный мир.
Вопрос о том, как личность разрешает противоречие между личной убежденностью в правильности своей жизни и своего дела и общественной оценкой, является очень существенным. Это противоречие проявляется в реальном общении, в профессиональной позиции и т.д., но по существу это противоречие между стабильными, принятыми, апробированными и потому реализуемыми большинством людей способами действия и тем новым, что предлагает данная личность.
Деятельность является основным общественным способом жизни человека: труд, профессия занимают главное место в его жизни. Мы видели типологические особенности субъекта деятельности, как индивидуальной, так и совместной. Они состоят в способности к организации целостного контура деятельности, ее структурированию, в свободном владении всеми ее особенностями, в умении отделить частные моменты деятельности от существенных, в способности выбирать средства, адекватные целям; деятельности, прогнозировать результат. Наконец, решающей для качественного осуществления деятельности, для достижения адекватного ее внешним и внутренним требованиям результата является способность к саморегуляции.
Эти способности субъекта определяются также основным для его жизни отношением к деятельности, профессии, труду. Оно выражается в способе включения в труд как в дело всей своей жизни, которое осуществляется по инициативе самого субъекта, принявшего раз и навсегда ответственность за это отношение. Другие люди, хотя и осуществляют это дело добросовестно, все же сводят его только к отдельным занятиям, мероприятиям, уничтожая его значение как дела всей жизни.
Однако все эти характеристики, являясь существенными при формировании отношения к труду, должны быть рассмотрены в более широком плане. Выше говорилось о самовыражении, объективации личности в жизни. Но объективация представляет собой лишь одну из сторон основного жизненного противоречия: между объективацией (как отдачей своих сил обществу) и присвоением (как потреблением) того, что общество дает личности в обмен за ее труд.
Опираясь на понятия опредмечивания и распредмечивания, выдвинутые К. Марксом, можно так раскрыть суть присвоения и объективации: присвоение указывает на степень активности личности в овладении культурой, опытом, социальными возможностями; оно раскрывает меру активности, самостоятельности, творчества, а также меру целостности при овладении общественным опытом, профессией, культурой и т.д. Понятие объективации обозначает аспект деятельности, участия индивида в общественном производстве (в широком смысле слова - духовном и материальном), его индивидуальный вклад в деятельность. В этой объективации самовыражается, самоосуществляется, самореализуется личность. С. Л. Рубинштейн, например, выделяет два способа существования человека, один из которых связан с реализацией непосредственных отношений, связей. Сначала это отношения в семье, затем в группе (сверстников), в коллективе (сотрудников), причем эти отношения никак не связаны между собой (не имеют преемственности на уровне личности, не совершенствуются, не усложняются, опыт общения переносится «автоматически» с переходом из одной возрастной группы в другую).
Другой способ жизни связан с отношением к жизни в целом, с умением абстрагироваться от ее излишней «конкретики», «специфики» отношений, в которых человек только «вязнет», но не развивается, не двигается вперед. Для такого способа жизни нужна, с одной стороны, самореализация как постоянное практическое выражение своего «я», а с другой - философское осмысление жизни для постоянной обратной связи между поступками человека и его ценностями, между активностью и самоконтролем как средством ее регуляции. «Марксистское понимание сознания распространяется при этом на понимание созерцательности как иного по отношению к действию (курсив наш - К. А.) способа отношения к миру, восприятия, осознания мира человеком»,- писал С. Л. Рубинштейн 4 .
Для психологии важен вопрос, насколько полно, целостно, творчески личность воплощается в своей деятельности, в ее процессе, продуктах, в способе ее осуществления. Однако деятельностный момент присутствует и в процессе присвоения: в отличие от пассивного участия присвоение предполагает такую деятельность и активность, которые дают человеку не только знания, впечатления и т.д., но и возможность их воспроизведения, переживания, применения на практике.
Присвоение предполагает свободное распоряжение присвоенным, его индивидуальную переосмысленность. Присвоение предполагает также воспроизведение духовным индивидуальным образом присвоенного, т.е. внутреннюю жизнь. Между тем психика, сознание и сама личность часто рассматриваются лишь как своего рода «компьютер», как средство для более точного и оптимального функционирования чего-то другого, для достижения результата. В присвоении раскрывается не узкопрагматический смысл внутренней жизни.
Поисковый характер процесса присвоения, отвечающий на вопросы, что я хочу, могу, что я должен и в каких формах дать обществу и получить от общества, позволяет понять и объективацию не как простое функционирование личности в обществе, а как индивидуальный вклад в его ценности, как ее «отдачу» и самоотдачу. Таким образом, объективация - это присущий личности способ воплощения себя в жизни, структурирования жизни, ее условий, который создает существенные для ее самовыражения отношения, выявляет направления ее активности, формирует определенное жизненное пространство. Сюда включается и значимая профессиональная деятельность с точки зрения способа ее личностной организации (как исполнителем, участником или субъектом, о котором выше шла речь).
Объективация - это своеобразная «отдача» личности, ее вклад в общественное производство, способ участия в нем и одновременно опора личности на те или иные общественные тенденции, условия, которые обеспечивают более или менее оптимальное для личности и общества осуществление этого вклада. Объективация как способ самовыражения личности в ее жизненных отношениях, деятельности, общении может быть более творческим, индивидуализированным или исполнительским, стандартным, может предполагать большую или меньшую степень активности личности (причастность, самоотдача, самопожертвование и т.д.). Стратегия жизни отвечает избранному способу объективации, соотношению потребления и отдачи.
Объективация соотносит способности личности и меру (характер) их реализации в деятельности, труде. Способ самовыражения, найденный личностью в данных условиях жизни, может отвечать или не отвечать ее способностям и потребностям (в признании, достижении и т.д.). Личность реально живет ниже своих возможностей, способностей, потребностей или, полностью их реализуя, постоянно развивает их. Противоречия объективации (неадекватный способ самовыражения, неполнота самовыражения, отсутствие оценки обществом этого способа самовыражения и т.д.) в свою очередь активно разрешаются личностью или ведут к падению активности.
По соотношению потребления и объективации жизненная позиция личности может быть или продуктивной для общества, или ограниченной, неустойчивой, несамостоятельной, ведущей к застоям, регрессу личности, ее пассивности. Не овладев отношениями, которые способствуют развитию личности, не выработав продуктивных опор и перспективных направлений активности, человек снижает уровень жизненных притязаний, превращается в пассивного потребителя.
Соотношение объективации, отдачи и потребления по-разному складывается в жизни каждого. Потребляются не только знания, но и результаты труда других людей, их способности, их позиции и т.д. Если соотношение между тем, что человек отдает обществу, и тем, что он получает от него, складывается в пользу получения, потребления и в ущерб объективации, то возникает потребительство. Один тип личности живет по принципу самосохранения, увеличивая «фонды» своего потребления, другой готов себя растратить, целиком вложить во что-то, от третьего этого требует общество, конкретная ситуация. В юности преобладает накопление, поскольку человек преимущественно получает и мало отдает (причем это касается не только профессии, труда, но и взаимоотношений с. людьми, прежде всего с родителями). Затем появляется потребность в самовыражении, самореализации, самоотдаче, которая сопровождается теми или иными притязаниями на способ потребления - притязаниями на социальную оценку, успех, положение, блага, свободное время. Происходит выбор сферы самореализации и ее способа («отдать то, что похуже, получить то, что получше»). Некоторые сразу ориентируются на низкий уровень активности («ничего не получать, но ничего и не тратить»). Все эти соотношения складываются у всех по-разному, хотя кажется, что все трудятся одинаково.
Удовлетворенность связана с выявлением ценностного содержания жизненных потребностей. Один удовлетворен не просто тем, что получил максимум любых благ, а именно тем, что получил легко, ничего не затратив (под затратами имеются в виду любые их формы - труд, время, личные усилия и т.д.). Другой, напротив, получив максимум социальных благ, испытывает состояние неудовлетворенности, потому что не затратил никаких усилий, ничего не внес «своего».
Соотношение потребления (присвоения) и объективации (отдачи) определяет смысл жизни личности, концепцию жизни. Встречаются люди, которые считают, что они как бы должны платить «выкуп» за полученное в жизни, даже если это касается таких «благ», как хорошая семья, удачная профессиональная карьера, которые, собственно, никто им не «выделял». Они легко соглашаются работать сверхурочно, готовы прийти на помощь незнакомым людям, поскольку оценивают себя незаслуженно одаренными жизнью. Другие, напротив, считая себя обделенными, недополучившими от жизни, общества, культивируют в себе сознание права получать, брать и даже отбирать. Это право брать, а не зарабатывать определяет их реальную жизненную стратегию. Такова иногда бывает философия молодого поколения, когда оно стремится к жизненным благам, которые заработаны всей жизнью старшего поколения.
Довольно распространены взаимоотношения, связанные с потреблением и объективацией, основывающиеся на принципе «ты - мне, я - тебе». Эквивалентами обмена становятся самые разные предметы, услуги (денежные, человеческие, статусные). Это и устройство на работу как плата за помощь в защите диссертации или получении квартиры; доставание различных дефицитов в обмен на «расположение» начальства. Не хватит фантазии, чтобы перечислить все формы таких обменов. (Кстати говоря, нередко социальные условия жизни (наличие дефицитов) толкают людей на эти часто кажущиеся дикими обмены.)
Смысл жизни каждого человека определяется только в соотношении содержания всей его жизни с другими людьми, писал С. Л. Рубинштейн. Отношение к другим как к субъектам, прежде всего, характеризует самого человека как этического субъекта, способного строить человеческие отношения с другими людьми. Причем имеются в виду не те характеристики, которые обычно называются коммуникативными особенностями личности, такие, как общительность, способность интересоваться партнером (собеседником), умение общаться и т.д. Здесь существенны даже не те особенности характера человека, которые делают его для других «легким» или «трудным» в общении (упрямство, вспыльчивость, подозрительность и т.д.). Мы выявили (в первом приближении) и обратили внимание на такие характеристики субъекта общения, обладая которыми человек в состоянии проблемно, т.е. непредвзято, широко строить взаимоотношения с другим человеком, способен учесть его намерения, желания, его личность. Он способен и к внутреннему, и к внешнему диалогу, который имеет целью не конфронтацию позиций, не доказательство только своей правоты, не настаивание только на своем, а выработку совместной позиции сотрудничества, кооперации. Выше говорилось, что такие люди могут столкнуться с очень сложными жизненными противоречиями, но можно с уверенностью сказать, что они готовы и способны разрешить эти противоречия.
Считают, что способ разрешения противоречий сводится лишь к выбору одной из альтернатив, которые часто представляют довольно примитивно.
С. Л. Рубинштейн писал, что «надо отдать себе отчет в том, что при всей необходимости перестройки общества никакой общественный строй не устранит всех горестей человеческого сердца». В то же время он отмечал, что «неверно валить на «природу» человека беды, порожденные капиталистическим строем, но заблуждением, иллюзией является... представление, будто разрешение социальной проблемы - распределения всех производимых обществом материальных благ - ликвидирует все жизненные проблемы, всю проблематику человеческой жизни».
Стратегия жизни и состоит в разработке определенных жизненных решений как конструктивных способов преодоления этих противоречий. Творчество личности проявляется именно в способности вырабатывать такие решения, с помощью которых преодолевались бы, казалось, неразрешимые жизненные проблемы. В этом и состоит сущность социального мышления личности, ее мудрость.
Социальное мышление играет принципиальную роль в принятии человеком жизненно важных решений. К сожалению, долгие годы в нашем обществе социальная жизнь не способствовала развитию социального мышления ни в плане глубокого осознания общественных проблем, ни в плане решения личных. Росли социальная и интеллектуальная пассивность, безответственность, поверхностность. На уровне личности не развивалось прогностическое мышление, его конструктивность, проблемность, способность предвидеть последствия. Даже интерпретация тех или иных проблем, как правило, носила поверхностный, ситуативный характер, поскольку были расплывчаты или противоречивы критерии общественных оценок.
В течение нескольких десятилетий набор критериев оценки людьми друг друга обеднялся, стандартизировался, лишался идеальных эталонов. Соответственно и способность выявлять все противоречия, определять их иерархию, ценностный характер, конструктивно сформулировать проблему не развивалась. Зрелость социального мышления встречалась лишь у немногих людей. Ориентация на сиюминутные жизненные потребности формировала жесткие стереотипные установки, эмоционально блокировала мысль. Отсутствовала ответственность за принимаемые решения, которая обычно расширяет кругозор личности, позволяет видеть варианты решений.
Однако каждый человек, несмотря на сложившуюся инерцию мышления, несмотря на установки и стереотипы, должен уметь проблемно относиться. к своей жизни. Только тогда, когда он сумеет осознать свои цели, цели окружающих его людей, причины и следствия своих действий, он перестанет, жить автоматически. Только тогда он сможет вырабатывать стратегию своей жизни, спрашивать себя, отвечают ли его каждодневные действия и поступки основным принципам его жизни. Сегодня, когда идет процесс демократизации советского общества, ощущается огромная потребность в активности, в инициативности масс. Однако формирование этой активности, скорее ее восстановление, может происходить как в социальной жизни в процессе развития демократии, так и в личной жизни. Причем под личной жизнью имеется в виду отнюдь не сфера семьи, быта или досуга, как она трактуется социологами, а именно жизнь с точки зрения осмысления, построения, организации личностью своего жизненного пути. Право и обязанность (перед самим собой) каждого человека состоят в том, чтобы разумно распорядиться собственной жизнью, суметь привести в соответствие свои данные природой способности и типологические личностные свойства с условиями жизни, ее возможностями и ограничениями.
Сегодня остро стоит вопрос о воспитании нравственности, о культуре общения, о высоком профессионализме, об освоении мировых культурных ценностей. Однако глубоко заблуждаются те, кто считает, что эти качества можно воспитать лишь на рациональной, логической основе. Необходимо в первую очередь учитывать все достижения наук о человеке, о его психологии в особенности. Уровень культуры, нравственности, профессионализма не только характеризует человека как личность, не только изначально присущ ему, но и формируется самой личностью на протяжении всей жизни.
Довольно интересны исследования уровня образования родителей школьников, условно разделенных на две группы: ориентированных и не ориентированных на изучение предметов гуманитарного цикла (история, литература). «Опрос родителей показал, что уровень образования родителей двух групп школьников мало различается (74% родителей у ориентированных на литературу и 65% у неориентированных имеют высшее образование). Однако родители любителей литературы чаще предпочитают книги другим видам искусства, чем родители нелюбителей чтения (69% против 52%). В то же время более 2/3 родителей и в той и в другой группе ничего не знают о литературных интересах и любимых героях их детей» 6 .
Вопрос о приобщении к культуре в семье должен ставиться, прежде всего, с точки зрения преемственности культурных традиций (семья композиторов, семья режиссеров и т.д.). При этом вовсе не обязательно, чтобы дети осваивали дело, начатое родителями (в науке, искусстве, литературе), они могут выбрать свой индивидуальный путь и добиться при этом больших успехов и без протекции. Важно другое: чтобы культурный уровень детей (нравственный, ценностный) не понижался по сравнению с культурным уровнем родителей. В этом состоит стратегия семейной жизни, когда семья выступает хранительницей своих традиций, принципов, ценностей, передающихся из поколения в поколение. В основе культуры, нравственности лежит и способность личности построить свою жизнь в соответствии с ценностями, и способность их переживать, т.е. психологически присваивать ценность жизни, удовлетворяться ее ценностным характером, и искать, открывать для себя новые ценности. Таким образом, самореализация человека в собственной жизни, в своих делах, поступках, взаимоотношениях, ситуациях может достигать уровня, отвечающего общечеловеческим ценностям, т.е. в конечном счете ценностям нравственности, творчества, культуры в широком смысле слова, непреходящим принципам духовности человека.
Человек стремится установить соответствие своих интересов условиям жизни на основании критериев, которые избираются им самим или помимо него. Легкость жизни может служить таким критерием для людей одного типа. Нельзя сказать, что эта легкость служит смыслом жизни, но, как говорилось, своеобразным чувством оптимальности жизни, ощущением ее правильности является наиболее доступный способ удовлетворения потребностей. Выбирая стратегию легкой жизни, без затраты усилий, человек должен быть готов к тому, что однажды все легко дающееся будет исчерпано. Для другого типа людей таким критерием (или ориентиром) служит принцип эгоцентризма, созданный самосознанием образ «я», за которым нет определенной концепции жизни, кроме «мне нравится», «мне удобно», «я привык поступать так». Для людей третьего типа - принцип соответствия внешним требованиям, поскольку им не приходилось даже задумываться, чего они, собственно, хотят и как они обычно поступают, для четвертого - принцип следования общественным целям, интересам и т.д. Однако определенный способ (или принцип) жизни не всегда выбирается человеком в соответствии со строго продуманной системой жизненных правил, установок, а часто случайно, когда жизнь сама заставляет рано или поздно на чем-то остановиться.
Именно поэтому каждый человек должен найти возможность, даже когда нет ни времени, ни условий, осознать, что можно жить, следуя разным принципам, разным ориентирам. Соответствие личности характеру ее жизни должно быть опосредовано самопознанием. Человек должен осознавать и свои способности, и свои личностные качества, такие, как инициатива, ответственность, способ мышления, способ организации времени, не говоря уже об особенностях своего характера. Говоря о самопознании, мы не имеем в виду только логический, рациональный способ познания себя. Убедиться в своих возможностях чаще всего удается в жизненных испытаниях, противоречиях, увидев себя глазами других людей, и т.д. Но такие итоги нужно подводить постоянно, чтобы осознать самого себя, свои жизненные критерии, ценности. При этом самопознание не должно становиться самоцелью.
Познавая себя, человек может научиться «примеривать», мысленно «прикидывать» на себя предстоящие, предлагаемые или соблазняющие на первый взгляд жизненные возможности, ситуации, дела, статусы. Такого рода жизненная рефлексия у многих происходит только постфактум, после того, как события или поступки совершены. «За это не нужно было браться», «с этим не нужно было связываться» - так говорит себе человек, который, взявшись за непосильное дело, терпит неудачу, попадает в сложные взаимоотношения. Но рефлексия вполне может предварять поступки, действия, выбор человека, не соответствующие его склонностям, способностям, чертам личности, уровню профессионализма, осуществляясь своевременно и заблаговременно.
Несовпадение у большинства людей реальных и идеальных качеств (как показывают специальные исследования самооценки) рассматривается в психологии как своеобразное противостояние «я» идеального и «я» реального. Интересно, что, осознавая свой идеал, его отличие от своего реального «я», многие люди не стремятся себя изменить. А в этом-то и заключается важнейшая потребность личности - потребность в саморазвитии. Самосовершенствование (саморазвитие) включает, на наш взгляд, процесс приобщения к культуре (своего общества, своей эпохи), постоянное повышение уровня своих знаний (в процессе непрерывного образования, пополнения имеющихся знаний новыми) и, наконец, процесс активной реализации себя в жизни (в труде, творчестве). Самосовершенствование - это такая жизненная стратегия, в которой человеком осуществляется поиск более адекватных своим возможностям путей их реализации, воплощения в жизни. Для зрелой личности этот поиск необходимо не меньше, чем для личности формирующейся. При этом не существует идеального принципа в осуществлении такого поиска. Самосовершенствование происходит неполно (или невозможно совсем) не только в том случае, если отсутствует один из вышеназванных процессов, но и в том случае, если пути самореализации личности выбраны неадекватно ее возможностям.
Наиболее тонким и непосредственным критерием адекватности личности и жизни, имея в виду, конечно, ее конкретную ситуацию, род занятий, конкретные события, дела и т.д., является способность к удовлетворению, или ценностному переживанию. Среди множества разнообразных жизненных чувств - страха, грусти, гнева, зависти, злобы, радости - существуют чувства, которые дают нам ощущение подлинности, полноты данного момента жизни, ее данного состояния, достижения.
Так, многие люди могут изучать прекрасные произведения искусства, не переживая эстетического чувства; пытаясь что-то понять в картине, как-то ее интерпретировать, они не способны пережить эстетическое наслаждение. Аналогичны и особенности переживания ценностности жизни: стремление к переживанию не всегда порождает само переживание, оно может возникнуть (или не возникнуть) только в результате определенного адекватного соотношения личности с жизнью.
В детстве ребенок не связан с жизнью необходимостью, долгом, ответственностью, поскольку его потребности удовлетворяют взрослые, а он только пассивно потребляет, ничего не отдавая взамен. Однако именно в этот период он свободно проявляет, апробирует свои способности, возможности, развивая их под руководством взрослых. По мере взросления к нему уже предъявляют определенные требования, он вынужден приспосабливаться к окружающим условиям. При этом формируется потребность личности в автономии, возникает концепция «я», которая в последующем дает возможность личности осознать себя как целостность и апробировать свою способность целостным образом соотноситься с жизнью. Разные типы людей во взрослой жизни уже по-разному соотносятся с жизнью: одни в основном приспосабливаются к ее требованиям, другие - приспосабливают условия жизни к своим требованиям, третьи - постоянно разрешают противоречие между собственными требованиями и требованиями жизни и т.д.
Очень часто стратегии жизни, как отмечалось, складываются стихийно. Они могли бы быть более оптимальными, если бы строились на основе учета всех индивидуальных типологических особенностей личности. Зная себя, человек мог бы избегать тех видов деятельности, которые требуют от него особых, несвойственных ему качеств, не соответствуют его возможностям организации времени, и стремиться к тем, где его особенности могли бы проявиться оптимально. Он мог бы избегать социальных ролей, чуждых ему, и искать те, которые развивали бы его данные. Трудно быть педагогом так называемому интроверту, т. е. обращенному в себя, малообщительному, малоразговорчивому человеку. И, тем не менее, многие люди тратят огромные волевые усилия на преодоление несоответствия своих типологических особенностей и жизненных обстоятельств, которые они выбрали сами или позволили их себе навязать. Еще более трагичны такие соотношения личности и жизни, при которых она либо не может в полной мере проявить присущие ей способности, либо теряет их.
Психологические и личностные потери, к сожалению, сопровождают весь жизненный путь человека. Например, условия воспитания и образования в школе приводят ко многим личностным потерям: активности, инициативности, способности к общению, чувства товарищества, умения согласовывать свои действия с другими людьми, уважения к взрослым. Гармоничная для каждого возраста связь между словом и делом, поступком извращается. Дети, особенно подростки, видят бесчисленные примеры нарушения взрослыми этой связи: ложь, безответственность поступков и т.д. Еще не проанализирована психологическая роль в этом разрушении телевидения. Можно представить себе, как придет к преступлению человек, никогда не видевший преступлений, не знающий, что такое убийство: он должен пройти свой психологически личностный путь к этому преступлению. Его может толкнуть на это либо сильнейший аффект, либо неразрешимые, выстраданные жизненные противоречия. Совершенно иным оказывается смысловое пространство современного подростка, который уже тысячи раз увидел и знает, что такое преступление. Нарочито заостряя постановку проблемы, можно сказать, что в первом случае переживание является причиной поступка, действия, во втором - действие воспроизводится, чтобы испытать переживание.
Ситуативность жизни навязывается личности и тем самым либо затрудняется, либо вообще не возникает способность к формированию обобщений, стратегий, перспектив жизни. Человек начинает планировать свою жизнь по совершенно иным критериям, делать то или иное дело по мере его срочности, внешней необходимости и перестает формировать собственные планы. Возможность располагать собой, условиями своей жизни исчезает, а вместе с ней исчезает и соответствующая способность строить стратегию жизни.
Так личность лишается возможности органично связать во времени, согласно внутренней логике, все сферы своей жизни, равномерно и сообразно внутренним ценностям распределить свою активность не функционально, а осмысленно. Следовательно, не формируется ответственность за свою жизнь, исчезает инициатива, жизнь становится безличностной, т.е. складывается помимо воли личности, стратегия превращается в пассивную.
Способность человека выработать и осознать свою устойчивую жизненную позицию, отделить существенные отношения, из которых складывается эта позиция, от случайных общений, случайных бессмысленных встреч и отношений, осознать дело своей жизни и отделить его от мелких, преходящих, формальных дел и есть жизненная стратегия. Она по самому большому счету есть способность оградить свою жизнь от всего мелкого, суетного, навязанного и внешнего. Говоря о внешнем, мы не имеем в виду необходимость, требования общества, окружающих, которые не являются случайными, поскольку они составляют объективную характеристику жизни человека. Но можно и нужно задуматься и о преодолении стихийного, стереотипного, случайно навязанного способа жизни, когда с человеком как бы помимо него самого что-то происходит, в чем он вынужден участвовать.
Конечно, введенная нами категория субъекта жизни, который способен сам направить события, изменить ход своей жизни, на первый взгляд, является научной абстракцией, идеалом. Однако эта абстракция нужна, чтобы донести до сознания каждого человека такую возможность, чтобы перенести идеал из тех социальных высей и далей, которыми человек сплошь и рядом живет (и которых никогда не достигает), в те выси и дали, которые доступны воле отдельного человека,- в перспективы его собственной жизни. Будет заблуждением считать, что тем самым личность перестанет активно участвовать в общественной жизни и, всецело посвятив себя личной жизни, останется во власти мещанских ценностей. Наиболее полноценны, уже в смысле общественном, узкосоциальном, люди счастливые, удовлетворенные, живущие собственной жизнью.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Человек - организатор своего времени
На сайте сайт читайте: глава iii. человек - организатор своего времени..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Основные типы жизненных стратегий в современном обществе : стратегии благополучия, успеха и самореализации.
Для более детального рассмотрения данного вопроса необходимо учесть социальное расслоение российского общества для выяснения того, что индивид, принадлежащий к определенному слою, какую имеет жизненную позицию.
Различают такие классы, как рабочий класс, крестьянство и буржуазия.
Буржуазия - это господствующий класс капиталистического общества, владеющий средствами производства и эксплуатирующий наемный труд.
Рабочий класс - это наемные -работники, не имеющие средств производства и живущие за счет продажи рабочей силы, то есть своей способности к труду.
Рабочий класс является основной производительной силой индустриального общества. В индустриально развитых государствах происходит изменение состава рабочего класса. В категорию работающих по найму в настоящее время кроме промышленных и сельскохозяйственных рабочих включаются конторские и торговые служащие, работники сферы услуг.
Крестьянство - класс, который имеет двойственную природу, так как совмещает функции хозяина и работника в одном лице.
Понятие «класс» активно используется в современной науке. Вслед за К. Марксом (1818-1883) и М. Вебером (1864-1920) современные исследователи рассматривают экономические признаки в качестве основных для выделения классов.
Традиционно сегодня выделяют такие классы, как: 1) высший класс, 2) средний класс, 3) рабочий класс, 4) крестьяне.
Высший класс представлен людьми, владеющими собственностью или осуществляющими непосредственный контроль за ее распоряжением, то есть имеются в виду крупные промышленники, финансовые магнаты.
Средний класс - это служащие, так называемые «белые воротнички» и специалисты.
И наконец, рабочий класс - это люди, занятые преимущественно промышленным физическим трудом.
Маргиналы - это особая социальная группа. Маргинальность, если перевести с латыни, означает «находящийся на краю». Примером маргиналов могут послужить бродяги. Как правило, маргиналы занимают пограничное, промежуточное положение по отношению к каким - либо социальным общностям, например классовым, национальным, культурным. У маргиналов нарушается социальная регуляция поведения, их поведение становится асоциальным.
В зависимости от принадлежности личности к различным социальным группам определяется, в основном социальный статус личности.
В рамках социологического знания огромное значение имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида. Это положение определяется понятием «социальный статус». Социальный статус включает в себя атрибутивные (принадлежность к коллективу, классу, социальной группе и пр.), функциональные, оценочные (престиж) и нормативные признаки. В этой связи поведение, поступки личности оцениваются другими в соответствии с социальным статусом.
Социальныесвязи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций (ролей, например, учитель, шофер, отец, дочь и т. п.), которые обозначают положение людей в социальной структуре общества. Под социальным статусом личности и понимают положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т. д. Иными словами, речь идет о правах, обязанностях, социально-экономическом положении и уровне жизни индивида.
Человек в жизни исполняет множество ролей и подчиняется множеству ролевых предписаний. В поликлинике он - больной, в театре - зритель, на службе - занимает определенную должность и т. д. Можно сделать вывод о том, что социальная роль - это ожидаемое от индивида поведение, совокупность действий, которые он должен выполнить, занимая определенное положение в обществе, т. е. обладая определенным социальным статусом.
Но индивид не только обладает определенным социальным статусом и ролевым набором, его постоянно оценивают другие индивиды, группы и общество, в котором он живет. Эта оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, называется престижем. А степень признания обществом личных и деловых качеств кого-либо определяется как авторитет.
Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т.е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности сегодня, - это образование, квалификация и другие личные и социально значимые качества, которые при реализации гарантируют благополучие и успех в личной и общественной жизни. Стратегия благополучия и успеха присуща всем индивидам вне социальной принадлежности. Чертами этой стратегии можно считать:
1. Наличие здоровья и физического совершенства как и стремления к этому совершенству.
2. Получение престижного образования и работа в фирме за значительное денежное вознаграждение и продвижение по служебной лестнице.
3. Благополучный брак и крепкая семья.
4. Наличие собственного жилья (европейского образца).
5. наличие легкового автомобиля (автомобилей).
6. Наличие дачи, яхты, вертолета, самолета и других существенных благ, позволяющих жить комфортно.
7. Здоровый моральный образ жизни и участие в престижных морально-нравственных проектах.
8. Высокая духовность, нравственность и душевная красота.
9. Трансформация добра и неприятие зла.
10. Другие существенные черты преуспевающего и благополучного человека.
Самореализация личности – это процесс и состояние уровня достигнутого при определенном возрасте. Уровне – позволяющем себя реализовать (образование, воспитание, профессия, уровень научности, социальной активности), то есть свое оформившееся «Я» материализовать в жизни при этом, несомненно достичь благополучия, успеха и признания обществом своего вклада в ту или иную сферу человеческой деятельности.
В жизни, как правило, процесс и факт самореализации осуществляется не полностью. В этом случае личность, ее качественные и другие характеристики, способности и желания не востребуются обществом. Личность так и не реализуется как личность в силу того, что процесс самореализации ограничен по возрасту (нижний предел – это возраст активной деятельности, а верхний активный предел – это пенсионный возраст. Однако, и после ухода на отдых отдельные личности продолжают процесс самореализации, но это более как исключение, а не правило.
Интересы.
Современное поколение вступает в мир не только новых рыночных отношений, духовных ценностей и идеалов, но и возрастающих материальных возможностей. И надо уметь правильно соотносить материальные и духовные потребности. Интересы людей выливаются в сохранении или преобразовании тех условий (институтов, норм взаимоотношений), от которых зависит распределение благ. Бывает, к сожалению, и так, что следование выбранному образу принимает форму чисто внешнего подражания. В таких случаях человек, исходя из определенных интересов, играет ту или иную роль, не совпадающую с его действительной сущностью. Так, робкий играет роль повесы, жизнерадостный надевает «маску» пессимиста, трусливый стремится превратиться в эдакого «супермена» и т.д. В обществе существуют различные интересы: индивидуальные, групповые интересы общества в целом. По направленности интересы делятся на экономические, социальные, политические, духовные, личные. Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, значение бесконечно многообразны.
Похожая информация.
Для чего необходима обычному человеку?
Что она даст вам и как она может изменить вашу жизнь, если вы будете использовать принципы стратегии жизни?
Личная эффективность и успешность жизни основывается на жизненной стратегии.
Только тот человек, у которого есть – путь, по которому он идет, может считаться человеком успешным и только он может быть эффективным.
Личная эффективность
Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, что такое личная эффективность.
Личная эффективность – это те навыки, знания, способности, которые ведут к максимальному развитию потенциала человека и реализации его истинных жизненных целей.
И для этого обязательно необходима карта, по которой вы будете идти потом, чтобы реализоваться.
Эта карта и называется стратегией жизни.
Представьте себе ящик с деревянными шарами. Если мы положим в этот шар железный шар и закроем его, а затем откроем, то ничего не измениться. Если мы снова закроем этот ящик и хорошенько потрясем, то железный шар окажется внизу этого ящика, потому что у него есть свой путь и каждое изменение окружающей среды он использует для того, чтобы продвинуться по нему.
Также человек, у которого есть стратегия жизни, любые изменения окружающего мира: будь то положительные или негативные, неважно, использует для продвижения к своим целям. Чтобы не случилось, какие бы беды и невзгоды не произошли бы в жизни, искушения или позитивные события, человек, имеющий свою стратегию жизни, использует это всегда в свою пользу.
Представьте себе человека в переполненном автобусе, которому пора выходить, он использует каждую кочку, торможение или другие раскачивания, для того чтобы как можно быстрее приблизиться к выходу. У него есть свой путь, он знает куда идет.
А что управляет вашей жизнью?
Как вы реагируете на то, что происходит в вашей жизни? Всегда ли ваши реакции и действия продвигают вас вперед, также как человека в переполненном автобусе.
Постарайтесь хотя бы вспомнить вчерашний день.
Чем вы руководствуетесь в своих обычных делах в течение дня? Думаете ли вы о своих глобальных целях?
Оценивая сейчас вчерашний день, чтобы вы могли сделать по-другому в течении дня, чтобы день был более эффективным для вас?
Если вы за день приблизились к своим глобальным целям, и если эти цели действительно ваши, то и удовлетворение от этого дня вы получаете намного больше.
Следовать своим истинным целям – это наиболее положительный способ проживать каждый день как невероятное приключение.
И стратегия жизни по сути – это карта вот этого приключения жизни.
Что значит иметь стратегию жизни?
Иметь стратегию жизни – это означает принимать мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и сложностями, но при этом — также со всеми его ресурсами, возможностями, которые он дает. Принимать то, что окружающий мир и другие люди вам ничего не должны. И одновременно с этим окружающий мир дает вам все ресурсы и возможности для достижения ваших целей.
Да! Все что вам необходимо для достижения ваших целей у вас уже есть. Вопрос в том, видите ли вы это и принимаете ли вы на себя ответственность за свою жизнь?
Принимать мир таким, каков он есть означает брать ответственность на себя за вашу жизнь и все, что в ней происходит.
И когда вы принимаете ответственность за свою жизнь, вы начинаете управлять своей жизнью. Только с этого момента. А управляя своей жизнью, вы уже начинаете изменять мир вокруг себя. И вот с этого момента человек, имеющий стратегию жизни, начинает управлять миром вокруг себя. Мир начинает меняться в соответствии с картой приключений вашей жизни. Необходимые вам ресурсы как — будто сами появляются на вашем пути. Хотя, конечно, ничего в этом сверх естественного нет, вы просто раньше их не видели, не обращали внимание, потому что это было неважно, потому что фильтр вашего восприятия был бессознательно настроен как-то по-другому.
В первом приближении, конечно, у вас сразу не получится идеальная картина, идеальная стратегия, включающая ваши реальные истинные цели.
Чтобы до этого дойти нужно разобрать ваши желания и цели нижних уровней.
Структура ваших целей
На первом уровне у нас находятся наши страхи, тревоги, то, что заполняет обычную жизнь 95% населения, то, чем обычно руководствуются обычные люди.
Если вы хотите достигать того, что и все, то можете оставаться и дальше на этом уровне. Для того, чтобы продвинуться дальше, необходимо решить проблемы этого уровня и подняться на следующий.
На следующем уровне находятся разные нереализованные желания из прошлого.
Пока вы их не закроете, пока вы не исполните то, чего вы когда-то хотели, но так и не получили, вы не увидите того, что находится выше.
А выше находится уровень, который также необходимо пройти, уровень навязанных целей. Того, что вы принимаете как бы своим, но которое, по большому счету, не является вашим. Это то, что дается вам социумом.
Ну, например, то, что у человека должна быть большая машина, квартира и т.д. Совсем не обязательно, что вам это действительно необходимо. Но пока вы не осознаете для себя, что вам действительно необходимо, вы будете жить в рамках этих навязанных внешних желаний.
Когда же вы решите и дойдете до своих реальных целей – за этим за всем кроется нечто большее, то, что мы называем миссией или предназначением в жизни человека.
Верно выстроенная стратегия жизни всегда основывается на изменении мира к лучшему. И чтобы к ней прийти нужна долгая и упорная работа, поэтому очень мало кто доходит до этого. Но это дает свои плоды.
Когда стратегия жизни выстроена…
Когда вы сформируете свою стратегию жизни, вы получите огромные ресурсы энергии.
Каждый день вы будете просыпаться в отличном настроении и в предвкушении новых побед.
Каждое ваше действие будет подчинено вашим целям и будет продвигать вас к еще большей эффективности и успеху в жизни. Окружающий мир всегда будет благоволить вам. И вы всегда будете получать то, чего вы хотите, будете чувствовать себя полным сил, проживая максимально эффективно каждый момент своей жизни. И естественно, что за вами будут тянутся люди и будут помогать вам в продвижении к вашим целям, для того, чтобы самим прикоснуться к этому источнику энергии, которая идет из вас.
О том, как составить стратегию эффективной жизни вы узнаете в статье «Как сформировать стратегию жизни?»
© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.
Статья «Что такое стратегия эффективной жизни? » подготовлена специально для
Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.