Сценическое действие. Сценическое действие Сценическая история комедии ревизор


Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа . Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

– решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.

Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.

Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.

Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы .

Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Определения представленных терминов взяты с сайтов.

Открытый урок литературы по теме: «Творческая и сценическая история создания комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». 8-й класс.

Цели урока:

Повторение известных сведений о жизни и творчестве Н.В.Гоголя

    Знакомство с творческой и сценической историей создания комедии, развитие восприятие учащимися литературного произведения.

Воспитание любви к творчеству писателя, нравственных качеств учащихся, приобщение к искусству, театру.

Оформление, оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, отрывок из спектакля «Ревизор», отрывок из фильма Леонида Парфенова «Птица-Гоголь», иллюстрации к комедии.

Тип урока вводный

Вид урока смешанный (сочетание различных видов урока – урок-лекция, киноурок и др.)

Методы информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные, наглядные методы обучения.

Предварительное домашнее задание индивидуальные сообщения.

Ход урока.

1. Слово учителя

На предыдущих уроках мы изучали произведения Пушкина и Лермонтова. А сегодня познакомимся с творчеством другого писателя. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма, и вы сами попробуете определить тему нашего урока.

(Видеоролик «Гоголь «Ревизор» начало»)

Да, вы не ошиблись. Мы будем говорить о Н.В. Гоголе и его знаменитой комедии «Ревизор». Эта комедия оставила неизгладимый след в истории драмы и театра. Произведение было написано почти два столетия назад, но до сих пор не сходит со сцены. (Слайд 1)

2. Рассказ учителя о некоторых биографических данных Н.В.Гоголя.

Учитель. Николай Васильевич Гоголь часто называл себя путником и считал своим домом дорогу. Но всё – таки есть несколько мест на земле, которые были для него дороги.

Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, без Сорочинец, где он родился, без Петербурга, где стал писателем…

Давайте же отправимся в путешествие по страницам жизни великого писателя, вглядимся в живые черты тех мест, которые помнят его. (Слайд 2)

Н.В.Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии

Сюда Мария Ивановна, мать Николая Васильевича приехала, чтобы спасти дитя, потому что двое предыдущих детей её родились мёртвыми. Мальчик был необыкновенно слаб и худ, но выжил. Опасаясь за его жизнь, целых 6 недель маленького Николая наблюдал доктор, и спустя два месяца мать с ребёнком отправились в родную Васильевку. О новорождённом доктор сказал: «Славный будет сын!» Он, конечно, имел в виду жизнь и здоровье, но получилось так, что слова обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России. (Слайд 3,4)

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. (Слайд 5)

Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей; отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером. (Слайд 6)

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. (Слайд 7, 8)

После окончания гимназии Гоголь мечтает о государственной службе, мечтает быть юристом, чтобы искоренять неправосудие, царившее кругом. В 1828 году он отправляется в Петербург. В Петербурге Гоголь пытается найти место для службы, но безуспешно. В это же время начинает писать. Пробует себя и в поэтическом жанре и в прозаическом. (Слайд 9, 10)

Какие произведения Гоголя вам известны?

Именно здесь, в Петербурге в 1835 году Гоголь замыслил написать знаменитую комедию «Ревизор». Это драматическое произведение. (Слайд 11)

Для чего предназначено драматическое произведение? (Постановка на сцене театра)

Почему Гоголь решил обратиться к театру?

Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к театру?

( Отец, В.А.Гоголь-Яновский, писал комедии для домашнего театра, богатого вельможи Троицкого, в них Гоголь играл вместе с родителями.

А ещё Гоголь выступал на сцене в гимназии в Нежине. На небольшой сцене лицеисты любили по праздникам играть комические и драматические пьесы. Играли пьесы и готовые и самостоятельно написанные. Гоголь и Прокопович были первыми авторами и исполнителями. )

Учитель. У нас на уроке работают библиографы . Ребята получали опережающее задание: найти интересные сведения об отношении Гоголя к театру.

Библиограф 1 .Вот однажды сочинили они пьесу из малороссийского быта, в которой немую роль дряхлого старика малоросса взялся сыграть Гоголь. Разучили роль и сделали несколько репетиций. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух действий; первое действие прошло удачно, но Гоголь в нём не являлся, а должен был явиться во втором. Публика тогда ещё не знала Гоголя. Во втором действии на сцене малороссийская хата. Возле хаты стоит скамейка; на сцене никого нет.

Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. Да наконец захихикал и закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху.

Библиограф 2. С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком. В другой раз Гоголь пытается сыграть роль старика - скряги. В этой роли Гоголь практиковался более месяца, и главная задача для него состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком. По целым часам просиживал он перед зеркалом и пригинал нос к подбородку. Пока, наконец, не достиг желаемого. Сатирическую роль дяди- скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант.

Учитель . Какие интересные истории из жизни Н. В. Гоголя!

Да, все думали тогда, что Гоголь будет актёром. Но у него было большое желание писать для сцены. Кроме того, по мнению Гоголя, театр имел большое воспитательное значение. Это кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок. Он мечтал о комедии.

Комедия – один из видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Посмотрите на слайд, здесь изображены 2 маски, какую из них можно отнести можно отнести к комедии, почему? (смеётся).

Почему же Гоголь решил обратиться именно к комедии?

(смех помогает обнажить пороки общества (пошлость, угодливость, чинопочитание, взяточничество, ложь, авантюризм, равнодушное отношение к служебному долгу), человек больше всего боится смеха). (Слайд 12)

3. Творческая история создания комедии «Ревизор». Фрагмент фильма Леонида Парфенова «Птица – Гоголь».

Что легло в основу создания комедии Н.В.Гоголя?

4. Сценическая история комедии.

Учитель. Сюжет есть, комедия готова за удивительно короткий срок, два месяца понадобилось Гоголю для создания пьесы. «Ревизор» был принят к постановке в петербургском Александринском театре.

Биограф 3. Гоголь вплотную занялся режиссёрской работой. Перед началом репетиций Гоголь сам читал текст актёрам, заботился о костюмах, о декорациях, о манере игры. Его замечания точны, требования определённы. Гоголь не хочет, чтобы комедия выглядела как весёленький пустячок. Не развлекать публику, а тревожить её едким и острым смехом, обнажающим нелепости и уродство действительности – вот цель Гоголя. (Слайд 13)

Премьера была назначена на 19 апреля 1836 года. Гоголь очень волновался. У афиш и касс собрались любители театральных новостей. « Петербург - большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро… зайдите в это время в сени Александрийного театра: вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов,»-писал Гоголь.

И вот, наконец, первый спектакль. Великолепный зал лучшего в Петербурге театра полон. Ложи и первые ряды партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам. В царской ложе-Николай 1 с наследником, будущим Александром 2. На галёрке теснятся представители демократического круга. В театре много знакомых Гоголя: Жуковский, Крылов, Глинка. (Слайд 14)

Анненков так рассказывал о первом представлении: « Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной. Недоумение это возрастало с каждым актом. Аплодисментов почти не было, зато напряжённое внимание, судорожное усиленное следование за всеми оттенками света, иногда мёртвая тишина показывали, что дело, происходящее на сцене, страшно захватывало сердца зрителей.

Царь на представлении много смеялся и аплодировал, желая подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Он отлично понимал, что его гнев окажется ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Выходя из ложи, Николай I сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»

5. Парад действующих лиц.

Учитель: Давайте и мы отправимся на премьеру комедии Гоголя «Ревизор». Театр начинается с афиши. На слайде мы видим афишу первого представления «Ревизора» в Александринском театре. Пришло время познакомиться с действующими лицами комедии.

Внимание: «парад» героев. (Слайд 15-22)

(на слайдах фотографии известных актеров в ролях из «Ревизора» или рисунки из хрестоматии). Учебник с.19-21

«Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко ни тихо, ни много ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».

«Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.» Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

« Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколькр приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде».

« Осип, слуга , таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его -серый или синий поношенный сюртук».

« Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.»

« Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

« Земляника, попечитель богоугодных заведений , очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».

Учитель:

Вот таковы наши основные действующие лица комедии «Ревизор».

Задание:

Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений состоит каждый акт? (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений)

Сколько действующих лиц? Кого мы не назвали? (25 конкретных дейст. Лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов Уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации – городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.)

После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину, он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен по дальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”.

Как вы думаете, почему Гоголь был полон мрачных мыслей? (Гоголь был не понят публикой, недоволен постановкой пьесы: «Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виною тому, что меня не поняли». Комедия не укладывалась в рамки обычного водевиля, поэтому Гоголь от актеров требовал естественности и правдоподобия на сцене)

Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии” (если успеем)

Учитель: Сегодня Н. В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество – на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф. М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня.

В чём же секрет её бессмертия? Почему проблемы, затронутые автором, актуальны и в настоящее время? Не узнаем ли мы среди действующих лиц героев сегодняшнего века? Чему учит нас великий сатирик? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе изучения комедии.

6. Объявление домашнего задания. (Слайд 23)

1. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).

Таблица “Характеристика образа”

Внешность

Характер

Речевые

Поступки

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Если бы актёры просто стояли или сидели на стульях на сцене, при этом рассказывая о предмете постановки – разве вы бы назвали это театром? Даже несмотря на то, что современное искусство приучило нас ко всякому – нет. Драматическое искусство – это действие, представление, активность образов, чувств, игра страстей. С течением времени менялся театр, но смысл, заложенный в самом слове древними греками, не изменился. Театр – это зрелище, а его основа – действие.

Сценическое действие – краеугольный камень и основа актерского и театрального искусства, который соединяет в себе все составляющие игры актера. В нём они объединяются в целостную систему мыслей, чувств, движений. В этой статье мы предлагаем вам небольшое разъяснение этого важного и объёмного понятия.

Природа сценического действия

Искусство как образное осмысление действительности существует в разных формах и видах. Отличительной чертой каждого, выдающей его специфику, является материал, который для создания художественных образов. Для музыканта это звук, для писателя – слово. Для актёра таким материалом является действие. В самом масштабном понимании, действие – это волевой акт, направленный на достижение определённой цели. Актёрское или сценическое действие – одно из основных выразительных средств, единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-либо образом во времени и пространстве. Через него артист воплощает свой сценический образ, раскрывает цели, внутренний мир персонажа и идейный замысел произведения.

Говоря простыми словами, сценическое действие – это умение видеть, слышать, двигаться, думать и говорить в данных предлагаемых обстоятельствах для реализации образа. Таким определение кажется более понятным, но в то же время оно отсылает нас к выводу о сложности структуры составляющих частей. По сути, действие подразумевает их слаженную работу и является синтезом , .

Психические действия характеризуются направленным влиянием на психику (чувства, сознание, волю) как другого человека, так и свою собственную. Уже с этого определения видно, что психические действия в профессии актёра – одна из главных категорий, ведь через неё реализуется роль. Они также разнообразны – просьба, шутка, укор, предупреждение, убеждение, признание, похвала, ссора – это лишь короткий список примеров.

Психические действия в зависимости от средств осуществления бывают словесными и мимическими. Они одинаково применяются в разных ситуациях. Например, человек вас разочаровал. Вы можете сделать ему выговор, а можете – посмотреть с укоризной и покачать головой, не произнося ни слова. Разница в том, что мимика более поэтична, но не всегда понятна со стороны, слово же – более выразительно.

Как было сказано выше, физическое действие невозможно без психического, ровно, как и наоборот. Для того чтобы утешить человека, выразить ему поддержку, нужно сначала подойти к нему, положить руку на плечо, обнять. Психическое действие в таком случае накладывает отпечаток на выполнение физического. Ведь никто не станет бежать, подпрыгивая, к человеку, чтоб утешить его в горе.

Но и физическое действие влияет на психическое. Представим такую ситуацию. Желая склонить человека к какому-то действию, вы хотите поговорить с ним наедине. Выбираете момент, заводите его в комнату, и, чтоб никто вам не помешал, хотите закрыть дверь на ключ. Но найти его ни в карманах, ни на журнальном столике рядом, не можете. Это приводит к раздражению, суетливости, накладывает отпечаток на разговор.

Из всего этого напрашивается простой вывод – хороший актёр должен одинаковое внимание уделять как физической, так и психической стороне предполагаемой роли и, соответственно, развивать необходимые навыки.

Органичное сценическое действие

Из самого определения видно, что действия актёра должны быть гармоничными, натуральными, правдоподобными, лишь в таком случае можно достичь органичности роли и представления. Чтоб быть достоверным, сценическое действие артиста должно обладать такими качествами как:

Индивидуальность. Личный характер и его неповторимость являются одним из тех качеств, которые придают сценическому действию достоверность. К. С. Станиславский писал: «Пусть актер не забывает, что нужно всегда жить от своего собственного существа, а не от роли, взяв у последней лишь ее предлагаемые обстоятельства».

Уникальность. Мы уже писали о необходимости импровизации, которая каждый спектакль делает неповторимой. Лучше всего это отражает требование К. С. Станиславского каждый раз играть «сегодня, здесь, сейчас».

Эмоциональность. Действие должно быть не только логичным и последовательным, что необходимо для чувства правды, но и принимать окраску, которая передаёт порыв и страсть, воздействуя на зрителя.

Многомерность. Как и в жизни, на сцене сосуществование различных поведенческих тенденций, их смена, даёт ощущение достоверности.

Как развить описанные способности? Ответы на эти вопросы имеются в предыдущих статьях блога. Вспомним основные положения.

Во-первых, актер должен всё время «находится на сцене». Не думать о зрителях, не замечать их, сосредотачиваясь на предлагаемых обстоятельствах постановки. Для этого нужно развивать .

Во-вторых, начинающему артисту важно уметь управлять своим телом. – важная составляющая . Оно не только делает игру выразительной, но и способствует достоверности всего действия.

В-третьих, актёр должен научиться жить повторными чувствами, вызывать в себе эти чувства, несмотря на условность декораций и всего произведения.

В-четвертых, действие как психофизический акт невозможно без овладения мастерством слова. – необходимый и полезный навык.

На развитие актёрских навыков ищите в тренинге на нашем сайте и блога.

Какова сценическая история комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Как была принята она общественностью и критикой?

Ответ

Н.В. Гоголь написал пьесу всего за два месяца.

Первое представление «Ревизора» прошло в Петербурге на сцене Александринского театра 19 апреля 1836 года; на нём был сам царь с наследником. 25 мая 1836 года «Ревизор» был поставлен в Москве на сцене Малого театра. Автор несколько лет продолжал дорабатывать пьесу, и окончательный текст был готов в 1842 году.

Общественностью и критикой комедия Н.В. Гоголя «Реви­зор» была принята по-разному. Реакционная критика при под­держке правящих сословий начала на пьесу гонения, обзывая её в печати глупым фарсом, который недостоин искусства и ничего общего не имеет с действительностью. Широкая обще­ственность и демократическая критика (В.В. Стасов, В.Г. Белинский), напротив, встретили пьесу восторженно.

Н.В. Гоголь прекрасно понимал, что успех сценического произведения зависит не только от текста, но и от игры актёров, и часто лично разъяснял актёрской труппе, как играть тех или иных персонажей, написал даже «Замечания для господ актёров».

Воробьева Влада, Михалкина Василиса

Н.В. Гоголь - писатель, желающий рассказать правду о том времени, в котором он живет.Несмотря на то, что с первой постановки комедии "Ревизор" в 1836 году до сегодняшнего времени прошло 182 года,данный спектакль ставится на сценах лучших театров мира. Проблемы, поднятые Н.В. Гоголем, современны и актуальны почти два века.

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка Уральский»

Свердловской области

Исследовательская работа по литературе

Исполнитель: Воробьева В.,

Михалкина В.,

учащиеся 8-б класса

Руководитель: Сальникова М. В.,

учитель русского языка и литературы

Поселок Уральский

2018

  1. Вступление…………………………………………………………..... 3
  2. Основная часть. Сценическая судьба комедии Н.В. Гоголя

«Ревизор» …............................................................................................ 5

  1. Творческая история пьесы «Ревизор» …………………………... 5
  2. Роль Пушкина в создании Гоголем комедии «Ревизор» ………. 5
  3. Постановки пьесы «Ревизор» в 19 веке. ……………………….. 6
  4. Постановки пьесы «Ревизор» в 20-21 веках.…………………… 8

III. Заключение. ………………………………………………………… 12

Источники и литература………………………………………………… 14

Приложение………………………………… …………………………... 15

I.Вступление.

Н.В. Гоголь задумал написать комедию «Ревизор» в 1830-х годах. Тогда он работал над поэмой «Мёртвые души», и у него появилась идея отобразить в комедии смешные черты русской действительности.

Работал Гоголь над пьесой всего два месяца - октябрь и ноябрь 1835 г. Представил ее для постановки. А потом совершенствовал в течение 35 лет.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», - так отзывался Гоголь о своей пьесе. Итак, комедия написана, но главное, что волновало Гоголя, как она будет представлена на сцене, какова будет реакция зрителя на пьесу, поймет ли публика авторский замысел.

Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, Н.В. Гоголь принадлежит к типу людей, желающих рассказать правду о времени, в котором он живет. И несмотря на то, что с первой постановки комедии «Ревизор» в 1836 года до сегодняшнего времени прошло 182 года, данный спектакль ставится на сценах лучших театров мира. Проблемы, поднятые Н.В. Гоголем, современны и актуальны почти два века.

Цель исследовательской работы:

Исследовать сценическую судьбу комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Задачи исследовательской работы:

Выяснить творческую историю пьесы «Ревизор»;

Исследовать роль А.С. Пушкина в создании Гоголем комедии «Ревизор»;

Собрать информацию о сценических постановках комедии «Ревизор» с 19 века по 21 век;

- проанализировать особенности сценических постановок комедии «Ревизор» с 19 века по 21 век.

Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использовать его на уроках литературы, посвященных изучению комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Презентация, подготовленная для представления исследовательской работы, тоже может быть использована на уроках литературы.

II.Основная часть. Сценическая судьба комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

II.1. Творческая история пьесы «Ревизор».

Чтобы понять замысел Гоголя при создании комедии «Ревизор», прежде всего следует обратиться к важнейшей мысли, сформулированной им в статье 1847 года «Авторская исповедь»: «Я увидел, что в сочинениях моих смеюсь даром, напрасно, сам не зная зачем. Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего. В „Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие. Сквозь смех, который никогда ещё во мне не появлялся в такой силе, читатель услышал грусть. Я сам почувствовал, что смех мой не тот, какой был прежде».

Комедия была начата в октябре, а закончена 4 декабря 1835 года, меньше чем в два месяца. Весной 1836 года было опубликовано отдельное издание «Ревизора». Гоголь неоднократно перерабатывал текст. В 1841 году комедия вышла вторым изданием с некоторыми изменениями. И только в 1842 году «Ревизор» появился в окончательном виде. В этой редакции текст был значительно переработан (вранью Хлестакова придан вдохновенный гиперболический характер, переделана финальная сцена, вставлено обращение городничего к публике: «Чему смеётесь? - Над собою смеётесь!..» и т. д.). Текст последней редакции, печатавшийся во всех изданиях Гоголя, зазвучал со сцены только в 1870 году.

II. 2. Роль А.С. Пушкина в создании Н.В. Гоголем комедии «Ревизор».

А.С. Пушкин сыграл замечательную роль в создании Гоголем его знаменитой пьесы «Ревизор». Н.В. Гоголь еще с детства увлекался театром (в детские годы его отец, Василий Афанасьевич, писал пьесы, в основном комедии, которые ставились в дворовом театре их родственника, мецената Трощинского, который жил недалеко от их поместья Васильевка. Н.В. Гоголь мечтал сам написать комедию и просил А.С. Пушкина, чтобы тот подсказал ему сюжет. И Пушкин подсказал - он подарил ему сюжет будущей известной комедии «Ревизор», который хранил у себя. «Впрочем, - говорил поэт, - я не написал бы лучше. В Гоголе бездна юмору и наблюдательности, которых в иных нет», - пишет В.И. Шпрок в своих «Материалах для биографии Гоголя». А.С. Пушкин очень интересовался судьбой пьесы, сюжет которой он подарил Гоголю. Он присутствовал на чтении комедии писателем. Был на премьере пьесы в Александринском театре в Петербурге. Он уговорил Гоголя прочесть пьесу артистам Московского Малого театра.

II. 3. Постановки пьесы «Ревизор» в 19 веке.

К постановке пьеса была допущена далеко не сразу. Василию Андреевичу Жуковскому лично пришлось убеждать императора Николая I в благонадёжности комедии.

Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Премьера собрала полный зал. Ярко горели огни в огромных люстрах, в ложах сияли ордена и бриллианты, на галерке шумела молодежь - студенты, молодые чиновники, художники. В императорской ложе расположились царь и наследник престола. Незаметно пробрался на свое место и взволнованный автор.

Спектакль прошел успешно. Император лично поблагодарил актеров. Существует версия, что Николай I сказал после просмотра: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне - больше всех». Так как государю пьеса понравилась, то комедию допустили к дальнейшим постановкам.

Но Гоголя все это не радовало: расстроенный недостатками актерской игры, недоработками собственного текста и реакцией публики, смеявшейся, как ему казалось, вовсе не над тем, над чем следовало, он бежал из театра. Тягостные впечатления усугубились появившимися в печати отдельными критическими отзывами, которые Гоголь воспринял как откровенную травлю. «Все против меня, - жаловался он Щепкину. - Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого… Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня».

Гоголь был разочарован постановкой: актёры не поняли сатирической направленности комедии или побоялись играть так, как требовалось; спектакль получился примитивно-комическим. Главная причина недовольства Гоголя заключалась даже не в фарсовом характере спектакля, а в том, что при карикатурной манере игры сидящие в зале воспринимали происходящее на сцене без применения к себе, так как персонажи были утрированно смешны. Между тем замысел Гоголя был рассчитан как раз на противоположное восприятие: вовлечь зрителя в спектакль, дать почувствовать, что город, обозначенный в комедии, существует не где-то далеко, а в той или иной мере в любом месте России. Гоголь обращается ко всем и каждому: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!».

Беспокоило автора и отсутствие репетиций в костюмах. Так, драматург хотел видеть Щепкина и Рязанского в ролях Бобчинского и Добчинского, опрятными, толстенькими, с прилично приглаженными волосами. На премьере актеры вышли на сцену с взъерошенными волосами, выдернутыми огромными манишками, нескладными, неопрятными. Актер Н.О. Дюр представил Хлестакова традиционным плутом, водевильным шалуном. Лишь городничий в исполнении И.И. Сосницкого понравился Гоголю. Огорчила Гоголя и «немая сцена». Он хотел, чтобы онемевшая мимика окаменевшей группы две-три минуты удерживала внимание публики до закрытия занавеса. Но театр не давал этого времени на «немую сцену».

Растерянный и обиженный, писатель не заметил того, что все передовые люди общества стремились попасть на спектакль по «Ревизору», а издание текста пьесы стало настоящим событием в культурной жизни России. В течение всего XIX в. пьеса не сходила с театральных подмостков.

25 мая 1836 года была представлена постановка пьесы в Малом театре. В Москве первое представление должно было состояться в Большом театре, но под предлогом ремонта спектакль дали на следующий день в Малом, где роль городничего исполнял прославленный русский актер Михаил Семенович Щепкин. Гоголь шутил, что Щепкин в его «Ревизоре» мог бы сыграть хоть десять ролей подряд. Несмотря на отсутствие автора и полное равнодушие дирекции театра к премьерной постановке, спектакль прошёл с огромным успехом. Однако журнал «Молва» охарактеризовал московскую премьеру так: «Пьеса, осыпаемая местами аплодисментами, не возбудила ни слова, ни звука по опущению занавеса в противовес петербургской постановке».

14 апреля 1860 года «Ревизор» был поставлен кружком писателей в Петербурге в пользу «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым». Эта постановка особо интересна тем, что заняты в ней были не профессиональные актёры, а профессиональные литераторы. Среди них присутствовали Достоевский Федор Михайлович, Николай Алексеевич Некрасов.

И трактовка образов в их исполнении, безусловно, заслуживает интереса.

Были и другие постановки пьесы в 19 веке: на Политехнической выставке в Москве (1872), в театре Корша (1882), в Московском Художественном Театре. Также было множество постановок в театрах разных городов России. Одними из премьерных постановок за рубежом были постановки в Париже, в театре «Порт-Сент-Мартен» во Франции, далее - Берлине, Праге.

II. 4. Постановки пьесы «Ревизор» в 20-21 веках.

В 1920 году пьеса «Ревизор» была поставлена во МХАТе (постановка К.С.Станиславского). Роль Хлестакова исполнял Михаил Чехов, известный драматический артист, театральный педагог, режиссер, племянник А.П.Чехова. Об этой постановке современники говорили с восторгом. В частности, театровед и драматург А. И. Пиотровский писал:
«Хлестаков Чехова - настоящий художественный подвиг, это одна из тех ролей, которые изменяют весь спектакль, ломают привычное его понимание и сложившиеся традиции. Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история „Ревизора“, - на русской сцене явлен, наконец-то! - тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь…»

В XX веке, в 1926 году, одну из самых ярких и нетрадиционных постановок «Ревизора» на российской сцене предложил известный режиссер-новатор Всеволод Эмильевич Мейерхольд . Для спектакля он отобрал актеров, чья внешность максимально соответствовала персонажам пьесы и не требовала грима. Таким образом, он вывел на сцену не просто гоголевские образы, а «людей из жизни». Единственным местом, где Мейерхольд отступил от реалистичности театрального изображения, была «немая» сцена: вместо людей в ней перед публикой предстали не актёры, а их куклы, выполненные в натуральную величину, символизировавшие ужас внутреннего «бесчеловечья» гоголевских персонажей. Куклы образуют «окаменевшую группу» – ироническое воплощение николаевской Руси, с ее Держимордами и «свиными рылами» чиновничества и бюрократизма.

Режиссер поставил перед собой художественную задачу показать мир старой России как кривое зеркало, в котором отражаются самые уродливые его моменты. Так, например, все сцены с чиновниками, были проведены на затемненной сцене, при свете свечей, отражающемся в лакированной под красное дерево задней перегородке с 15-ю дверьми. Все женские сцены – разработаны под ярким светом прожектора, с четко выделенными деталями, разоблачающими безудержный порыв к «цветам удовольствия», который владеет сердцами эгоистичных дам и барышень разложившейся семьи чиновника.

Большой успех имела постановка пьесы «Ревизор» в Малом театре в 1949 году. Роль Хлестакова в ней сыграл Игорь Ильинский. Примечательно, что актеру тогда было уже 48 лет. Через три сезона он передаст эту роль другому исполнителю и сыграет Городничего.

В 1972 году в Ленинградском БДТ(Большой драматический театр) «Ревизор» был представлен в постановке Гео́ргия Алекса́ндровича Товстоногова.

Роль Хлестакова исполнял Олег Басилашвили, роль городничего – Кирилл Лавров.

26 марта 1972 года состоялась премьера спектакля «Ревизор» в Московском Театре Сатиры в постановке Валентина Плучека. Десять лет спектакль шел с неизменным успехом, не в последнюю очередь благодаря звёздному составу исполнителей, вошёл в золотой фонд советского театра. В 1982 году, к 10-летнему юбилею, спектакль был снят на киноплёнку. Роль Хлестакова - Андрей Миронов, роль городничего - Анатолий Папанов. Как отмечали специалисты, режиссёр взглянул на хрестоматийную пьесу Гоголя как на современную пьесу, обличающую современное общество.

По словам театрального критика Анатолия Смелянского , для Валентина Плучека обращение к гоголевской комедии стало способом «описания современности», возможностью рассказать об актуальных проблемах своего времени.

Каждый постановщик «Ревизора» искал свои пути для представления пьесы. В 2002году в Театре имени Е. Б. Вахтангова режиссер Римас Туминас представил такой финал спектакля: грохочет гром, разражается ливень, гоголевские чиновники оказываются на плоту, а почтмейстер вынужден догонять их на лодке.

В XXI веке, в 2003 году, новаторским спектаклем по бессмертной гоголевской комедии публику удивил коллектив актеров из Италии под руководством известного режиссера Матиаса Лангхоффа . В исполнении этой труппы «Ревизор» превратился в спектакль о бюрократической машине, коррупции и страхе перед разоблачением. В качестве основных декораций режиссер использовал странную конструкцию, состоящую из немыслимого количества стен, дверей, коридоров, лестниц, закутков и комнаток, некоторые из которых могут вращаться вокруг своей оси. Собрание уездных чиновников XIX в., одетых по моде 60-70 годов XX в., напоминает сходку итальянской мафии. Купцы в добротных костюмах и темных очках разговаривают по мобильным телефонам и выписывают Хлестакову чеки, заливаются спецсигналы эскорта начальственных машин, в зал выходят полицейские с метлами, жена городничего исполняет танец с лентами, живая собачка бегает по сцене, а в финале пьесы появляются две огромные мохнатые крысы... Все эти новшества призваны подчеркнуть современное звучание пьесы, ее очевидную связь с сегодняшней жизнью. Неслучайно на пресс-конференции режиссер и актеры в один голос утверждали, что русская комедия, изображающая уездный городок XIX в., актуальна для нынешней Италии. Ибо в Италии, как и во многих других странах, есть свои Хлестаковы, и городничие, и, разумеется, - страх перед ревизором.

Сценическая судьба комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

III. Заключение.

Николай Васильевич Гоголь видел в театре огромную воспитательную, преобразующую силу, способную сплотить тысячи людей и заставить их «вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом». Ни театр, ни публика, ни критика в целом не поняли сразу новаторской поэтики драматурга. В театре того времени человек привык чувствовать, волноваться за героев исторических драм, следить за ловким развитием легкомысленного сюжета водевиля, сострадать персонажам слезной мелодрамы, уноситься в миры грез и фантазий, но не размышлять, не сопоставлять, не задумываться. Гоголь, предъявляя к спектаклю требование быть основанным на важных общественных конфликтах, правдиво и глубоко раскрывать явления жизни, насыщая свои произведения болью за человека, ждал от зрителя невольного, неожиданного смеха, порожденного «ослепительным блеском ума» и обращения к себе, узнавания самих себя в этих «безгеройных» персонажах. Он заговорил на другом эстетическом языке.

Современный Гоголю театр не ставил еще перед собой таких задач. Поэтому не удивительно, что первые постановки «Ревизора» вызвали массу споров и неоднозначных откликов. Театр не знал еще такой драматургии и не понимал, как ее играть. Актеры, пользуясь приемами сценического существования в водевиле, пытались насмешить публику карикатурными гримасами или кривлянием. В то же время спектакли ставились всерьез, и заняты в них были замечательные актеры.

Гоголь вводит в театр реальную жизнь, взрывает спокойное бесконфликтное сознание зрителей.

Каждая эпоха видела в «Ревизоре» Н.В. Гоголя свое отражение. Насколько смелыми были театральные деятели, настолько правдивым получался спектакль: от водевильно-фарсового петербургского представления в 1836 году 19 века до изображения современной бюрократической машины, коррупции и страха перед разоблачением в 21 веке.

Гоголь видел смысл искусства в служении своей земле, в очищении от «скверны», а способ усовершенствования общества – в нравственном самоусовершенствовании личности: в требовательном отношении к самому себе, в ответственности каждого за свое поведение в мире. И это стремление со временем увидели как постановщики комедии «Ревизор», так и зрители данных постановок.

Источники и литература.

Приложение.

А.А. Иванова. 1841 г.