Символы в драме гроза. Смысл названия и образная символика в драме "гроза"


Драма А.Н Островского "Гроза" показывает нам жизнь в городе Калинове, то и дело нарушаемую различными проявлениями грозы. Образ этого природного явления в драме весьма многогранен: это одновременно и действующее лицо пьесы, и её идея.

Одно из самых ярких проявлений образа грозы - это характеристика персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что характер Кабанихи довольно схож с раскатами грома: она так же устрашает окружающих людей, может даже погубить. Вспомним слова Тихона перед отъездом: "Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?" Родной сын, говоря о грозе, имеет в виду тиранию в доме. Схожая обстановка царила и в доме Дикого. Он злился, ругался, а иногда даже рукоприкладствовал из-за всяких мелочей. Кудряш сказал о нем: "Пронзительный мужик!" - и точно, характер Дикого может пронзить любого, словно электрический разряд.

Но гроза в произведении характеризует не только "жестокие нравы" в Калинове. Заметно, что наиболее яркие моменты непогоды совпадают с душевными терзаниями Катерины. Вспомним, когда Катерина призналась Варваре, что любит другого, началась гроза. Но и в душе Катерины было неспокойно; её импульсивность давала о себе знать: даже ещё не сделав ничего неправильного, а лишь подумав не о муже, Катерина начала говорить о скорой смерти, побеге из дома и страшных грехах. По возвращении Кабанова в душе Катерины бушевали ураганы, и, в то же время, на улицы слышны раскаты грома, пугающие горожан.

Также образ грозы предстает перед читателями в качестве наказания за совершенные грехи. Катерина говорила о грозе: "Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми". Мы можем понять, что гроза для горожан - это только страдания. Эту же мысль подтверждают и слова Дикого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться". Этот страх перед грозой-наказанием характеризует Дикого как приверженца старых нравов, если рассматривать грозу в её следующем образе: символ перемен.

Гроза как символ нового ярко показана в монологе Кулигина: "Не гроза это, а благодать!" Кулигин, будучи героем-резонером, открывает перед читателями точку зрения самого Островского: перемены всегда к лучшему, их нельзя бояться.

Таким образом, становится очевидным, что А. Н. Островский, умело орудуя образом грозы в её разных проявлениях, показал все стороны жизни в типичном русском провинциальном городке, начиная с трагедии "жестоких нравов" и заканчивая личной трагедией каждого.

Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма.

А. Н. Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. Но в пьесах Островского есть и своя особенность: сквозные образы - символы заданы в названиях произведений, и поэтому, только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произведения.

Анализ этой темы поможет нам увидеть всю совокупность символов в драме “Гроза” и определить их значение и роль в пьесе.

Одним из важных символов является река Волга и сельский вид на другом берегу. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег Волги ассоциируется у Катерины, главной героини пьесы, с детством, с жизнью до замужества: “Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем”. Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, “улететь” из семьи с домостроевскими принципами. “Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь”, - говорит Катерина Варваре. О птицах как о символе свободы вспоминает Катерина перед тем, как броситься с обрыва в Волгу: “В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!... Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастает, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут...”

Река символизирует еще и побег в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга - это омут, затягивающий в себя красоту: “Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!”

Впервые барыня появляется перед первой грозой и пугает Катерину своими словами о гибельной красоте. Эти слова и гром в сознании Катерины становятся пророческими. Катерина хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней божью кару, но при этом она не боится смерти, а боится предстать перед Богом после разговора с Варварой о Борисе, считая эти мысли грешными. Катерина очень религиозна, но такое восприятие грозы больше языческое, чем христианское.

Герои по-разному воспринимают грозу. Например, Дикой считает, что гроза посылается Богом в наказание, чтобы люди помнили о Боге, то есть по-язычески воспринимает грозу. Кулигин говорит, что гроза - это электричество, но это очень упрощенное понимание символа. Но потом, называя грозу благодатью, Кулигин тем самым раскрывает высший пафос христианства.

Некоторые мотивы в монологах героев также имеют символический смысл. В 3-м действии Кулигин говорит о том, что домашняя жизнь богатых людей города сильно отличается от публичной. Замки и закрытые ворота, за которыми “домашние едят поедом да семью тиранят”, являются символом скрытности и лицемерия.

В этом монологе Кулигин обличает “темное царство” самодуров и тиранов, символом которых является замок на закрытых воротах, чтобы никто не мог увидеть и осудить их за издевательства над членами семьи.

В монологах Кулигина и Феклуши звучит мотив суда. Феклуша говорит о суде, который несправедливый, хоть и православный. Кулигин же говорит о суде между купцами в Кали-нове, но и этот суд нельзя считать справедливым, так как главной причиной возникновения судебных дел является зависть, а из-за бюрократии в судебных органах дела затягиваются, и каждый купец рад только тому, что “да уже и ему станет в копейку”. Мотив суда в пьесе символизирует несправедливость, царящую в “темном царстве”.

Определенный смысл имеют и картины на стенах галереи, куда все забегают во время грозы. Картины символизируют покорность в обществе, а “геенна огненная” - ад, которого боится Катерина, искавшая счастье и независимость, и не боится Кабаниха, так как вне дома она добропорядочная христианка и ей не страшен Божий суд.

Несут еще один смысл и последние слова Тихона: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”

Смысл заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с матерью, ни покончить с жизнью, так как он безвольный и слабохарактерный.

Подводя итог сказанному, мы можем сказать, что роль символики очень важна в пьесе.

Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между, но и внутри каждого из них.

Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот приём в комедии «Горе от ума». Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вынесены в название произведения. Именно поэтому следует сделать акцент на смысле названия и образной символике драмы «Гроза».

Для ответа на вопрос что же заключает в себе символика названия пьесы «Гроза» важно знать зачем и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстаёт в нескольких ипостасях. Первая – явление природы. Калинов и его обитатели будто живут в предвкушении грозы и дождя. События, разворачивающиеся в пьесе, занимают примерно 14 дней. Всё это время от прохожих или от главных действующих лиц встречаются фразы и том, что надвигается гроза. Буйство стихии является кульминацией пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене. Более того, раскаты грома сопровождают практически всё четвёртое действие. С каждым ударом звук становится всё громче: Островский будто готовит читателей к наивысшей точке накала конфликта.

Символика грозы включает в себя и другой смысл. «Гроза» понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозу, потому что не видит в неё ничего мистического. Дикой считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога. Катерина видит в грозе символ рока и судьбы – после самого раскатистого удара грома девушка признаётся в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, ведь для неё это равноценно Страшному суду. В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честна перед собой. Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свой смысл. Он говорит об этом в начале повествования: Тихону нужно уехать на некоторое время, а значит, лишиться материнского контроля и приказов. «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…». Тихон сравнивает буйство природы с непрекращающимися истериками и капризами Марфы Игнатьевны.

Одним из главных символов в «Грозе» Островского можно назвать реку Волгу. Она будто разделяет два мира: город Калинов, «тёмное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. Показательны в этом отношении слова Барыни. Дважды женщина говорила, что река – это омут, который затягивает красоту. Из символа предполагаемой свободы река оборачивается символом смерти.

Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» – говорит Катя Варваре. Птицы символизируют свободу и лёгкость, которой лишена девушка.

Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”

Цель урока :

Проследить реализацию метафоры грозы через её образ (грозовое состояние общества,

гроза в душах людей);

Помочь учащимся подготовиться к сочинению-миниатюре “Смысл названия…”;

Воспитывать интерес к произведению Н.Островского

ХОД УРОКА

А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо.

Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?

(А.Н.Островский)

I. Оргмомент. Сообщение темы.

Перечитайте тему урока. О чем будем говорить?

II. Работа с эпиграфами.

Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорить о грозе как действующем лице пьесы. Этого мало. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).

III. Целеполагание.

Итак, необходимо выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст; подготовиться к сочинению “Смысл названия пьесы А.Островского “Гроза”.

С чего начнем разговор? (С определения значения слова “гроза”.)

IY. « Поговорим о смысле»

1. Индивидуальное сообщение

Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)

В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

2 . «Делаем выводы». Работа в группах.

1 группа

С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)

Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

2 группа

Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)

В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)

В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.

3 группа

Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)

Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог

Кулигина в 1-м действии.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

4 группа

Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)

Рассмотрите значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)

Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)

Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)

Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.

Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.

Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.

Группа 5

Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)

Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)

Таким образом, в завязке действия участвует гроза.

Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.

3. «Заморочки, но не из бочки».

1блок вопросов.

Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в

Москву? (Потрясена унижением.)

Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)

– “ Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение

обыгрывается в данной сцене?

– “ Тиша, не уезжай…” - “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми

клятву…” (Д. 2, явл.4.)

Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина?

(Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)

2 блок вопросов.

Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания?

(“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).

Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы

взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)

Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.

Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)

Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)

Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о

громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)

Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

3 блок вопросов.

Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту

сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза

даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).

Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?

К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”).

Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, гиена огненная.)

И как удар грома звучит признание Катерины.

Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (М. Писарев.)

Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.

Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.

4 блок вопросов.

В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

- Зачем мы искали смысл названия пьесы Островского «Гроза?».

Y. Составление плана.

Совместное формулирование вступления, тезиса, заключения, а над основной частью дети работают дома.

Примерный план.

I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.

II. Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.

1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев, пример самодурства.

2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.

3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.

4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.

5. На фоне грозы Катерина признается в измене.

6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

VI. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок по выбору (Кулигин «Жестокие нравы у нас сударь….» 1 действ., явл. 3,

Катерина «Я говорю: отчего люди не летают…» 1 действ., явл. 7).

В 1859 году на сцене одного из столичных театров состоялась премьера. Зрители увидели драму, созданную молодым писателем - Островским Александром Николаевичем. Это произведение считается уникальным в своём роде. Драма не повторяет многих законов жанра.

«Гроза» была написана в эпоху реализма. А это значит, что произведение наполнено символами и образами. Следовательно, в нашей статье вы узнаете про смысл названия и образную символику драмы «Гроза» Островского.

Первый образ грозы

Образ грозы в данном произведении многогранен. Это природное явление одновременно идея и действующее лицо драмы. Как вы думаете, почему Островский использовал именно образ грозы? Давайте об этом порассуждаем.

Обратите внимание на то, что данное явление природы в произведении предстает перед читателем в нескольких ипостасях. Во-первых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» заключается в том, что изначально читатель видит явление природы. Город Калинов, описываемый в произведении, а также его жители живут в предвкушении и ожидании грозы. Все происходящее в пьесе длится около двух недель. То и дело на улицах городка слышны разговоры о том, что надвигается буря.

В композиционном плане гроза является еще и кульминацией! Именно мощные раскаты грома вынуждают Катерину признаться в обмане и измене. Внимательные читатели заметят, что 4 действие сопровождается раскатами. Складывается впечатление, что писатель готовил читателя и зрителя к апогею. Но и это ещё не всё. Во-вторых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» имеет в себе ещё одно ядро. Давайте рассмотрим и его.

Второй образ грозы

Оказывается, каждый персонаж произведения понимает грозу по-разному, то есть по-своему:

  • Изобретатель Кулигин не страшится ее, так как не видит в этом явлении природы ничего мистического.
  • Грозу как наказание воспринимает Дикой, он считает ее поводом вспомнить о Всевышнем.
  • Несчастная Екатерина увидела в грозе символику судьбы и рока. Так, после самого страшного раската грома барышня призналась в чувствах к Борису. Она страшится грозы, потому что считает ее Божьим судом. На этом поиски смысла названия пьесы «Гроза» А.Н. Островского не заканчиваются. Данное природное явление помогает Катерине пойти на отчаянный шаг. Благодаря ей она сама себе признается, становится честной.
  • Кабанов, ее муж, видит в грозе иной смысл. Читатель это узнает в самом начале пьесы. Ему нужно уехать ненадолго, благодаря этому он избавится от излишнего материнского контроля, а также от ее невыносимых приказов. Он говорит о том, что над ним не будет никакой грозы и никаких кандалов. В этих словах заключается сравнение стихийного бедствия с бесконечными истериками Кабанихи.

Авторская трактовка смысла названия и образной символики драмы «Гроза»

Выше мы уже говорили о том, что образ грозы является символичным, многогранным, а также многозначным. Это говорит о том, что в названии пьесы заключено много смыслов, которые дополняют и сочетаются друг с другом. Все это позволяет понять читателю проблему всесторонне.

Стоит отметить, что у читателя возникает огромное количество ассоциаций с названием. Примечательно то, что авторская трактовка произведения не ограничивает читателя, поэтому мы не знаем, как именно нужно расшифровывать интересующий нас образ-символ.

Тем не менее смысл названия и образная символика драмы «Гроза» автором понимается как явление природы, начало которого читатель наблюдает в первом действии. А в четвёртом гроза импульсивно набирает силу.

Город живёт в страхе пришествия грозы. Ее не боится только Кулигин. Ведь он один ведет праведную жизнь - зарабатывает на жизнь честным трудом и так далее. Он не понимает первобытный страх горожан.

Складывается впечатление, что образ грозы несет в себе отрицательную символику. Однако это не так. Роль этого природного явления в пьесе заключается в том, чтобы расшевелить и освежить общественную жизнь и людей. Ведь не зря литературный критик Добролюбов написал, что город Калинов - это глухое царство, в котором обитает дух пороков и застоя. Человек стал глупцом, потому что не знает и не понимает собственной культуры, а значит, он не умеет быть Человеком.

Явление грозы пытается разрушить капкан и проникнуть в город. Но одной такой грозы будет недостаточно, как и смерти Катерины. Гибель барышни привела к тому, что нерешительный супруг впервые поступает так, как ему велит совесть.

Образ реки

Как вы уже догадались, образ грозы в данном произведении сквозной. То есть он воплощается и предстаёт перед читателем в разных ипостасях. Однако в драме есть еще один не менее важный образ, в котором также заключена образная символика драмы «Гроза».

Мы с вами переходим к рассмотрению образа реки Волги. Островский изобразил ее в виде границы, которая разделяет противоположные миры - жестокое царство города Калинова и мир идеальный, выдуманный каждым героем произведения. Барыня несколько раз повторяла, что река затягивает любую красоту, так как это омут. Предполагаемый символ свободы в представлении Кабанихи оказывается символом смерти.

Заключение

Мы с вами рассмотрели произведение Александра Николаевича Островского - «Гроза». Драма написана в эпоху реализма, а значит, она наполнена множеством смыслов и образов.

Мы увидели, что смысл названия и образная символика драмы «Гроза» актуальна даже сегодня. Мастерство автора заключается в том, что он сумел изобразить образ грозы в разных явлениях. С помощью природного явления он показал все стороны русского общества начала XIX века, начиная от диких нравов и заканчивая личной драмой каждого из героев.