Синтаксические нормы. Сочинение «Любимая героиня Толстого в романе «Война и мир» (Наташа Ростова) Автор любит и восхищается своей героиней


Что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

И шепчет счастье нам:

Я не за внешней красотой,

Я за душевной чистотой..."

Н. Заболоцкий

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - самое грандиозное произведение мировой литературы, повествующее о знаменательных событиях в истории страны, о важных сторонах народной жизни, о взглядах, идеалах и нравах различных слоёв общества. Он воскрешает целый исторический век, отражая человеческие судьбы и судьбы народов. Герои романа находятся в круговороте великих событий, где истинная ценность каждого определяется степенью его участия, личной ответственностью за всё происходящее. Жизнь предстаёт перед нами во всей её полноте и многообразии. Она напоминает огромный поток, в который вливаются многочисленные ручьи. «Люди, как реки», - говорил Толстой, подчёркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, её непрерывное движение. Писателя интересовал путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу, критерием которого является добро, бескорыстие, душевная ясность и простота. И ближе всего авторскому идеалу соответствует обаятельный женский образ Наташи Ростовой.

Наташа - любимая героиня Толстого. Автор раскрывает её характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в зал, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим её людям. Она живёт так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безухов - естественность души, которая столь свойственна неиспорченному духовному миру детей. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребёнком. «Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни?» - с нежностью спрашивает писатель. Любуясь своей героиней, он ценит в ней простоту, доброту и умение чувствовать красоту и правду.

Наташа внутренне и внешне чем - то похожа, и это не случайно, на Татьяну Ларину. В ней та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. Для Толстого очень важна эта духовная связь героини с народом. Вспомним хотя бы пляску Наташи после охоты. Она, восхищённая и увлечённая пением дядюшки, который «пел так, как поёт народ», сама не замечает, как пускается в пляс. И в эти мгновения она понимает всё то, что «было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке». Удивляет,«где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух… Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка». А какое волнение охватывает Наташу во время чтения Манифеста! В эти минуты её душа переполнена чувством огромной любви к родине, ради неё она готова на любые жертвы. Органическая связь с народной жизнью, стремление всё отдать для блага своего народа выражается и в отношении Наташи к раненым солдатам. Она бросает все свои силы на то, чтобы как-то помочь им. Автор восхищается своей героиней в такие минуты.

Духовная красота Наташи проявляется и в отношении к родной природе. Искреннюю восторженность слышим мы в её голосе ночью в Отрадном. « Ах, какая прелесть! Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало… Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, - и полетела бы. Вот так!» - восклицает девушка. Гармоничная связь с природой дарит Наташе ощущение счастья. Но она умеет не только сама быть счастливой, но и делает счастливыми других, являясь для них чем-то вроде ангела - хранителя. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, сама того не замечая, делает их лучше, добрее.

Толстой противопоставляет живую, энергичную, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. Элен, в отличие от Наташи, никогда бы не позволила бы себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить через весь стол, какое пирожное будет сегодня на ужин. роман толстой идеал героиня

Элен - порождение общества, в котором Наташа появляется лишь однажды. Она не испорчена его условностями и предрассудками и живет лишь по тем законам, которые диктует ей сердце, сохраняя жизнерадостность, естественность и непосредственность.

С возрастом в Наташе возникает желание быть в центре внимания, вызывать всеобщее восхищение. Наташа любит себя и считает, что все также должны ее любить; хотя героине и присущ эгоизм, это эгоизм еще искренне-детский, свойственный личности несформировавшейся. Она любит думать о себе от третьего лица и сама о себе замечает: “Что за прелесть эта Наташа!” И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа одним впечатлением определяет общественное поведение, заставляет по-новому видеть вещи.

Наташа принадлежит к тем персонажам, которые живут “умом сердца”. Об уме же героини судить сложно. Пьер говорит, что Наташа “не удостаивает быть умной”. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни.

Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она -- настоящее”.

Героине Толстого свойственно сострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова, сделавшего ей предложение. Когда плакала Соня, Наташа, не зная причины ее слез, “распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела как ребенок... и только оттого, что Соня плакала”. Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией.

Автор не считает свою героиню умной, расчётливой, приспособленной к жизни. Но её простота, одухотворенность сердца побеждают ум, учёность и хорошие манеры. Несмотря на внешность, явно некрасивую в детстве и в юности, Наташа привлекает даже малознакомых людей. В отличии от «блестящей красавицы» Элен, она не поражает красотой внешней, и, тем не менее, она истинно прекрасна, потому что прекрасна её душа, её внутренний мир. Как выразительны её глаза, полные живых человеческих чувств: страдания, радости, любви, надежды. Они и «сияющие», и «любопытные», и «умоляющие», и «испуганные», и «внимательные». Какое богатство духовного мира выражено в этих глазах! Героиня обаятельна всегда, а в минуты счастья она просто полна энергии, которая завораживает и притягивает к себе. Этим Наташа и очаровывает Андрея Болконского, знакомство с которым становится новой точкой отсчёта в её жизни. В ней зарождается настоящее, большое чувство - любовь. Потребность и способность любить всегда жили в Наташе. Вся её сущность - это любовь. Но любовь к отцу и матери, к Николаю и Соне, даже её «детская» любовь к Борису отличаются от того нового и глубокого чувства, которое вспыхивает в ней, делая её ещё более прекрасной.

Но Толстой не только восхищается благородными поступками, внешностью и внутренним миром своей героини, но и понимает её в те минуты жизни, когда она совершает ошибки, делает неверные шаги. Ведь это неизбежно в таком возрасте, в период становления характера, формирования личности. Наташа вовсе не из злого умысла решается бежать с пустословом, гулякой Анатолем Курагиным. Она совершает это по своей неопытности, доверчивости. Хотя даже и тогда не перестаёт любить и уважать князя Андрея. Потом, осознав свою ошибку, Наташа остаётся верна Болконскому до конца его жизни.

Пройдя через все жизненные испытания, героиня Толстого не утрачивает все свои лучшие качества: доброту, нежность, отзывчивость, самоотверженность. Она становится более сильной и мужественной. В ней появляется рассудительность. И, наконец, Наташа находит смысл жизни. Всю себя, всю свою душу, до самого потаённого уголка, она отдаёт Пьеру. Семья - вот обоюдное и добровольное рабство, когда ты любишь и любима. В семье она обретает долгожданный покой и счастье.


У каждого человека бывает в жизни выбор между верностью и изменой. Для меня измена - это предательство не только в высоком смысле, то есть предательство родины, но и традиций, интересов, друзей, любимых. А термин "верность" противоречит "измене". Почему происходит так, что предает близкий человек? что движет им в эту минуту? Можно ли простить человека, который вас предал? К сожалению, жизнь устроена так, что рядом с любовью и верностью уживается предательство и измена.

В русской литературе можно встретить немало примеров проявления этих качеств. Вспомним рассказ И. А. Бунина "Темные аллеи" Основная тема произведения - утраченность лет и любви. Главная героиня Надежда за долгие годы сумела сохранить любовь к Николаю Алексеевичу, что нельзя сказать о нем. Он считает, что связь с Надеждой - это лишь мимолетное увлечение юности, поэтому с легкостью забывает о девушке, то есть герой поступает подло, совершая измену.

Но ведь он просто изменил ей, он предал ее чувства, обманул ее ожидания. Герой не имеет шанса быть прощенным, потому что предал любовь. А вот Надежда напротив, осталась верна себе, своему выбору, смогла сохранить свою любовь на протяжении тридцати лет. Автор восхищается своей героиней, любуется ею. Надежде Николаевне удалось сберечь не только былую красоту, но и остаться верной своим чувствам.

В романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" перед главной героиней Маргаритой тоже стоит выбор между верностью и изменой. С одной стороны, девушка изменила мужу, которого она не любила. Брак без любви мог бы ее обречь на духовную гибель. Но если посмотреть на это с другой стороны, то Маргарита сохранила верность своему возлюбленному, отдав за него душу дьяволу. Даже когда не было надежды найти Мастера, она оставалась верна ему.

Каждому человеку приходится делать выбор. Так как же поступить когда возникает эта дилемма? Я считаю, что нужно оставаться до конца верным своему выбору, быть готовым отстаивать то, что тебе дорого и ценно. А измена - это отказ человека от тех принципов и ориентиров, которые он когда-то выбрал. Это нанесение глубокой и душевной раны любящему. Придают и изменяют слабохарактерные люди.

Обновлено: 2018-01-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Образ Татьяны в «Евгении Онегине». Отношение автора к героине

Татьяну Ларину можно с полной уверенностью назвать любимой героиней Пушкина в романе. В ее адрес автором не высказано ни одной ироничной или саркастической мысли, видно, что ее образ создавался Пушкиным с большой любовью, нежностью, сочувствием и пониманием.

Характер Татьяны являет собой идеальное сочетание национальной и европейской культур. Она воспитывалась как обычная барышня того времени, читала те же книги, восхищалась теми же героями:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Татьяна читает французские романы, но больше ей интересны сказки няни; она засыпает с книгой под подушкой, но ей снится сон, наполненный образами из русского фольклора. Изучая развитие характера героини, очень важно понимать, что она выросла в среде провинциального дворянства, а жизнь таких людей простая, естественная и близка к национальной почве. Пушкин изображает эту жизнь с большей нежностью и симпатией, чем быт столичных дворян; он считает, что Петербург - город праздный и искусственный, а провинция хранит традиции и близка к народу. Характер Татьяны, «русской душою», мог сформироваться только в атмосфере удаленной от столицы глубинки, окруженной живописнейшими русскими пейзажами:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму,

На солнце иний в день морозный,

И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали В их доме эти вечера <…>.

Пушкин изображает Татьяну именно как тип русской женщины: она удивительно цельная натура, хотя сама она и не могла этого понять и объяснить. Татьяна смелая, Пушкин с большим уважением пишет о ее решении написать Онегину о своих чувствах, а после того как герой отказывает ей в любви, автор безоговорочно ей сочувствует. Все чаще Пушкин называет Татьяну просто Таней, она остается для него Таней даже в восьмой главе, когда читатель видит ее в образе блистательной светской леди на балу. Ее простота остается в ней даже после того, как она стала владелицей салона:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей.

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была.

А вот Онегин не видит прежней Татьяны в той блистательной даме, которую он встретил на светском мероприятии в Петербурге. Здесь в очередной раз подчеркивается разность во взглядах между автором и героем. Автор видит, что свет не убил в Татьяне цельность натуры, она осталась такой же милой и неиспорченной, а для Онегина она - уже совершенно другая женщина. Герой пишет Татьяне три письма с раскаяниями и признаниями в самых нежных чувствах, но она отвергает его любовь с истинно русской жертвенностью: она не может построить свое счастье на несчастье другого человека. Пушкину была очень близка эта идея верности как квинтэссенции жертвенности и любви:

Все были жребии равны.

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Периодически в романе сливаются точки зрения автора и Татьяны. Например, в седьмой главе читатель видит Москву одновременно и глазами Татьяны, и глазами автора: смешение стилей, сословий, пестрота и разнообразие, но в то же время древняя история - весь этот московский калейдоскоп предстает перед читателем именно таким, каким его видел сам Пушкин:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

Московский высший свет описан иронически, во многом напоминает грибоедовское видение светского общества древней столицы, но если у Грибоедова взгляды совпадали с Чацким, то пушкинскую точку зрения разделяет не Онегин (ему мил столичный бомонд), а именно Татьяна:

Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

Упражнение 1.

Какого падежной формы требуют после себя приведённые ниже производные предлоги? Приведите контексты, в которых они были бы использованы.

Согласно, благодаря, ввиду, вопреки, в силу, по причине, исключая, сообразно, вследствие, в области, за счёт, по окончании, по истечении.

Упражнение 2.

Проанализируйте предложения, сформулируйте, почему подобные употребления предлогов являются ошибочными. Для ответа на данный вопрос ознакомьтесь с соответствующим разделом «Справочника по правописанию, произношению и литературному редактированию» Д.Э.Розенталя.

1. По окончанию практики студентов собирают на конференцию. 2. Вопреки приказа деканата студенты продолжают курить под лестницей. 3. Согласно распоряжения мэра города, пострадавшим будет выплачена компенсация. 4. Все его родственники живут в Украине, а это по нашим временам уже другая страна. 5. Я сегодня не смогу: мы будем в концерте. 6. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этой проблеме. 7. На первом курсе я очень скучала за родителями. 8. Во многих странах мира действует правило, согласно которого все более-менее значительные объемы внешних заимствований отдельных рыночных субъектов данной страны гарантируются в той или иной степени государством. 9. Благодаря его мы все успели вовремя. 10. Ты во сколько сегодня пришёл со школы?

Упражнение 3.

Сравните пары предложений. Воспользовавшись «Справочником по правописанию, произношению и литературному редактированию» Д.Э.Розенталя, сформулируйте возможность употребления вариантных форм.

1.Большинство студентов первого курса успешно прошло зимнюю экзаменационную сессию. – Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании школы, успешно прошли зимнюю экзаменационную сессию. 2. Пять солдат отправилось в разведку. – Пять солдат отправились в разведку. 3. Жаркое – мясные консервы – встречено кислыми минами. – Трава зверобой росла по всей поляне. 4. Автомобиль-игрушка понравился детям. – Библиотека-музей приобрела неизданные рукописи писателя. 5. Мать с ребёнком пошла в амбулаторию. – После обеда Лось с Русаковым пошли посмотреть склады и магазины.

Упражнение 4.

Укажите ошибки в управлении. Предложите все возможные варианты правки.

1. Начался обмен мнений. 2. Мы восторгались красоте летнего заката. 3. Я очень рада решением суда: все получилось так, как я хотела. 4. Требуются деловые люди для руководства и организации бизнеса. 5. Он всегда удивлялся трудолюбием сына. 6. Не обязательно снимать людей – домики, животные и цветы тоже можно. 7. Данный текст относится к официально-деловому стилю: он регламентирует о правах читателя. 8. Хрущёву необходимо было показать Сталину о том, что на Украине не все были предателями. 9. Товарищи, оплатите за проезд. 10. Мы, конечно, думали, надеялись о такой победе. 11. Комбинат организовал и руководит дочерними предприятиями. 12. Давайте про восьмого июня закончим разговаривать и начнем говорить о цикличности экономики. 13. Толстой описывает о войне. 14. После программы «Цирк со звездами» Ксения Собчак не боится ничего, ей не страшен даже прыжок с парашюта. 15. К девятому маю мы планировали начать фестиваль. 16. Любуясь на творчество Микеланджело… 17. У меня есть подозрение о том, что он врёт. 18. Вопросы, на которые до сих пор люди ищут ответов. 19. Докладчик оперировал с непроверенными данными. 20. Все усилия учителей были направлены для того, чтобы обеспечить высокие показатели успеваемости.

Упражнение 5.

Исправьте ошибки, связанные с использованием деепричастного оборота.

1. Раскопав ямку до дна, на солнце заблестели голубые камни. 2. Открыв окно, запахло соснами. 3. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. 4. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 5. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 6. Родившись в такой кинематографической семье, Наташино будущее было, в общем-то, предопределено (О.Пушкина о дочери Н.Белохвостиковой и В.Наумова – Наталье). 7. Посмотрев этот фильм, мне стало очень грустно. 8. Придя домой, радио играло на всю громкость. 9. Выйдя из квартиры, у него появились слезы. 10. Мусульмане верят, что, побывав на этой горе, Господь простит им все прегрешения. 11. Приехав в Париж, его пригласили в посольство. 12. Ответив в течение пяти дней на наши вопросы, подарок от фирмы «Спектр» будет ваш. 13. Будучи блестящим мастером в абдоминальной хирургии, В.А.Овчинниковым много сделано в этом разделе. 14. Приехав домой, мне стало значительно лучше. 15. Не знаю, насколько это плохо, тренируя сборную. 16. Следуя нашим советам, ваша обувь будет долговечной. 17. Сотрудничая с нами, вам гарантируется успех. 18. Он был простым учителем, боявшись общества. 19. Починив карандаш, он опять сломался. 20. Поступив туда, сначала мне было немного трудновато.

Упражнение 6.

Исправьте ошибки, связанные с феноменом однородности. Проанализировав примеры, ответьте на вопрос, что может являться причиной данной ошибки.

1. Автор любит и восхищается своей героиней. 2. Светильник подвешен над диваном и очень красивый. 3. …характерно несколько этапов заселения и организации хозяйственной деятельности. 4. Они ленивы, безобразны, злые, подлые, а когда надо что-нибудь, вежливы, добры, обходительны. 5. Девочка – умница, без вредных привычек и примерного поведения. 6. Будь также нежна, красивой и счастливой. 7. Главная задача заголовков – привлечение и управление вниманием. 8. Восточные девушки потрясающе танцуют: они любят и отлично владеют своим телом. 9. Священные книги этой религии были классическими и главным предметом изучения. 10. Каждый человек сталкивается в жизни с проблемой выбора: мы выбираем работу, одежду, продукты питания и куда вложить деньги. 11. И на этом автор выстраивает свое воздействие на читателя, чтобы донести ту информацию и чтобы получился тот результат, который необходим автору и придаст большую значимость журналу. 12. Прочитав этот роман, я поняла, что люди разные и что делают с людьми деньги. 13. Целью работы автор ставит понятие аномалии современной речи и нахождение природы их происхождения, а также выяснить, чем разговорная речь отличается от литературной, и наконец, почему она оказывает сильное влияние на речь человека, рассмотреть особенности разговорной речи группы 21-е. 14. Не найдёшь клиники, которая в разной степени имела бы отношение к решению преподавательских и заинтересованность в научных изысканиях. 15. На сегодняшний день в литературоведении доминирует концепция, согласно которой выделяют два основных вида готического романа и одним из основоположников которой считается В.Дибелиус.

Упражнение 7.

1. Полиция нередко безучастно созерцала на разгорающийся конфликт. 2. Крестьянство выступали против помещиков. 3. Базаров с гордостью заявляет, что мой дед землю пахал. 4. Но по вечерам, вернувшись с работы, мне не хочется читать ничего серьезного. 5. Это же молодое поколение, которое растут. 6. Нашла у кого советоваться. 7. Молодые были счастливы, взволнованные. 8. Роман «Отцы и дети» написаны Тургеневым в 1862 году. 9. И.Эйгес полагал, что музыка вообще занимала большое место в творчестве Чехова и романсы, в частности. 10. В основном их интересовало возможность торговать на иркутском рынке и лечение в больницах областного подчинения. 11. Они с детства знакомые. 12. Такого простора для ног мало кто предлагает из проектировщиков машин бизнес-класса. 13. Слоганы побудительного характера и шрифты, якобы написанные от руки, тем самым придают сообщениям яркую эмоциональную окраску. 14. Ответчиком на суде будет, помимо певца, звукозаписывающие компании, которые выпускали его альбом. 15. У меня отец – врач, так что мой интерес к медицине вполне понятный. 16. Выходя из автомобиля, у меня порвался пакет. 17. Рома надел рубашку с короткими рукавами, которые заправил в брюки. 18. Курение и алкоголь вреден для здоровья. 19. Мальчик бросил камнем в воду. 20. Прошли сто лет. 21. И я, как и многие люди, считающие так же, поддерживают мое мнение. 22. В одной из воинской частей ребенок родился с патологией. 23. Пытаясь ответить на этот вопрос, у меня возникло ряд замечаний. 24. Поздравляем команду нашего факультета «Арзамас-2004» за победу в Кубке вузов г.Иркутска. 25. Автор в данном тексте эксплицитный.

Упражнение 8.

Исправьте синтаксические ошибки. Сформулируйте правила выбора нормативного варианта.

1. Читая интервью с Вами, просматривая биографию, создаётся впечатление, что жизнь у Вас складывалась довольно гладко. 2. Зачастую конструкции подобного рода провоцируют адресата на построение ложного умозаключения о рекламируемом товаре, выгодного рекламисту. 3. Понимание заимствования как процесса, обновляющего и выполняющего наряду с явлениями внутриструктурного характера, словарный состав заимствующего языка. 4. Социумно-прецедентные феномены – это такие феномены, которые знает любой средний представитель определённого социума, и входят в коллективное когнитивное пространство. 5. Центральные улицы подметены, чисты и аккуратны, а свернув направо, как налево, картины меняются. 6. Западноевропейское общественное мнение плохо представляет о том, почему мы против расширения НАТО. 7. Все усилия учителей были направлены для того, чтобы обеспечить высокие показатели успеваемости.8. Таким образом, память может включать разного рода воспоминания и интерпретировать их относительно духовного состояния личности, и применима к значительному жизненному периоду, в котором отражается духовный и физический путь её развития. 9. Коллеги рассчитывают, что их любовь, объединившись, создадут тот позитивный заряд энергии, который поможет Николаю вернуться в строй. 10. Ещё раз подчеркнём: частое использование таких сочетаний в рекламных текстах, а также тот факт, что эти сочетания, будучи источником ложного вывода, могут искажать реальную оценку товара, позволяют утверждать, что это особый манипулятивный приём. 11. Главным в драме становятся не события, а герой, который оказывается вовлеченным в какую-либо жизненную ситуацию и оказавшийся перед проблемой выбора. 12. Обращая внимание на имена этих героев, нам нетрудно понять, почему один из них назван сухо – по фамилии Лапшин, а другой тепло и по-дружески – дядя Вася. 13. В это время Олег растерян, кричит, бросается во двор, а затем вбегает и, как отмечает драматург, он остервенел и плачет. 14. Лямин же, наоборот, чувствует свою ответственность за судьбы других людей. И спешит делать им добро. 15. Бежит и свой марафон Андрей Павлович Бузыкин. 16. Очень важно, чтобы рекламные фирмы настойчиво изучали и внедряли накопленный опыт различными производителями. 17. Наверняка выскочил за мороженым для нашего секретаря Зоеньки, своей пассии ненаглядной, о чем я не преминула ему заметить. 18. В данной главе мы постараемся рассмотреть «мысль народную» в романах Л.Н. Толстого «Война и мир» и Г.Владимова «Генерал и его армия», в чем Г.Владимов ориентируется на «Войну и мир» при изображении народа, а в чем не соглашается с Л.Н.Толстым. 19. Исходя из данного параграфа, можно сделать вывод, что многообразие языковых парадоксов позволяет Шварцу наиболее обстоятельно раскрыть парадокс жизни. 20. Широкий диапазон применения, а также распространенность данного способа управления людьми обусловили появление множества научных исследований о феномене манипуляции. 21. Исследование понятия манипуляция в рамках психолингвистики продиктовано стремлением объяснить на теоретическом уровне, опираясь на результаты различных экспериментов, принципы организации поведения человека в различных, влияющих и довлеющих на него, условиях социального контекста. 22. Витькина мать из рассказа «Материнское сердце» принимается деятельно хлопотать о сыне, попавшем в милицию. Хлопочет всюду, где только может. Скорбно, даже униженно просит о помощи у людей, которые, как она считает, могут освободить ее сына, вернуть парня домой, снять, списать с него вину. Едва войдя в милицию, прямо с порога кидается на колени перед «начальниками». 23. Я имею в виду те трагические события, разыгравшиеся во время вашего путешествия. 24. Уважаемые преподаватели! Напишите фамилию, заболевание, где бы вы хотели подлечиться в пределах Иркутской области. 25. Таким образом, исходя с формальных позиций, явления лингвистического абсурда имеют синтаксическую природу и реализуются в пределах сложного синтаксического целого или текста.

ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

Упражнение 1.

Проанализируйте примеры, в которых нарушена точность речи. Определите, какой вид точности не соблюден авторами высказываний, укажите тип ошибки, предложите свой вариант правки.

1. При отравлении фосфором может произойти пожелтение кожаного покрова. 2. Газеты взахлёб писали о ваннах Залманова. 3. Разве директор факультета должен помогать студентам? 4. В XIX веке все, кто во дворцах жили, плебеями были. 5. Пшеница и рожь относятся к злачным растениям. 6. Всё труднее латать изношенную сельскохозяйственную технику. 7. Вам необходимо исполнить следующее задание. 8. Рейд выявил целую плеяду жуликов. 9. Чтобы чувствовать себя нормально в отряде, надо обособиться в коллективе. 10. Далее следуют прерии сторон. 11. Смотрите вечером репортаж о трагической смерти самолета. 12. Пушкин на балу, а там – Наталья Гончарова, тоненькая, высокая, талия осиновая… 13. Продолжительность нашей территории больше, чем расстояние от России до Америки. 14. Как наши в сорок третьем Берлин взяли! 15. Елизавета Васильевна устала: сначала утром отстояли молебен (это она настояла на церковном отпевании), потом – на кладбище, потом – долгие поминки...

Упражнение 2.

Проанализируйте примеры, в которых нарушена точность речи. Классифицируйте тип ошибки, предложите свой вариант правки.

1. Когда ученик доживает до 5 класса, он не умеет точно определить сложное предложение от простого. 2. Мне нравится её сережка в пуповине. 3. До рождения детей я категорически не знала, чем заняться в выходные. 4. На улице за сорок с ветром, машину завожу, а она раскаленная. 5. Ваша кожа становится более натянутой. 6. Последний раз костюм и галстук Александр одевал в первом классе. 7. Два батюшки в тайге в церковном обличье… 8. Главные герои в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» забежали в царские палаты, сразу за ними ворвались стрелки. 9. О героике русского народа написано много книг. 10. Малую ледовую арену «Ермака» оседлали подопечные Владимира Порошина. 11. Надо было ввести в то время умную цензуру. 12. Я не могу летом в автобусе ездить. Это же запахи! А у меня, ты же знаешь, такое тонкое обаяние! 13. Я тебе потом об этом расскажу, в превратной беседе. 14. Главный менеджер фирмы «Крайслер» вытянул фирму из прорыва. 15. Он пояснил, что совершил преступление из-за неправильного понятиязакона.

Упражнение 3.

Исправьте предложения, в которых допущено смешение слов, относящихся к одной понятийной области, в результате неверной актуализации дифференцирующего компонента значения.

1. Унеси грязную тарелку в стирку. 2. Пробуйте огурцы! Вкусные, как будто свежие! Даже не слышно, что соленые! 3. Захотелось мне есть, захожу в холодильник, а там – пусто! 4. Я тут себе духи купила с арбузным вкусом. 5. А потом мы все хором отправились на прогулку. 6. Ты сегодня устрашающе красива. 7. Срочно приходи ко мне сегодня вечером. 8. Результат использования крема – разглаженные черты лица. 9. У меня вчера друг вдребезги напился – в милицию попал. 10. Ты как хочешь, а мне эти духи не нравятся, и запах этот я, кажется, уже сто раз слышала. 11. Твоя квартира в лепестках роз! Это же страшно романтично! 12. Спасибо, ты ужасно добра. 13. Большинство из них (о мужчинах-«искателях приключений») глубоко женаты, но лишнего адреналина хочется. 14. Испеките 3-4 коржа, смажьте их сметанным кремом или вареньем. Морковь совсем неузнаваема в тесте! 15. А вы полюбопытствуйте и загляните в любую медицинскую брошюру об аллергии и там, наверняка, найдете имя Гиппократа, а вслед за ним иконостас известнейших имён.

Упражнение 4.

Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, из какой лексической парадигмы осуществлён неточный выбор варианта. Предложите вариант правки.

1. Рано взошедшее светило разбудило меня задолго до приезда отца. 2. Спасаясь от мошек, корова била себя по спине хвостом и жалобно рычала. 3. В опере «Кармен» заглавнуюпартию исполняет Владимир Атлантов. 4. Между мужчиной и женщиной не может быть дружбы. Ими руководит физика. 5. Нет, я уже сытная, даже и не пытайтесь мне пирожки предлагать, а то еще не откажусь. 6. Дай полотенце. Его все равно мыть надо. 7.Ты плохо апеллируешь понятиями. 8. Для решения этого вопроса были приняты эффектные меры. 9. Молодой человек сел и совершил преждевременный угон автомобиля. 10. Чтобы увеличить прибыль, необходимо сменить вид производительности. 11. Данка у вас дурная: молодая еще! Но если её натренировать, то отличная борцовская собака получится! 12. Я быстро сбежал по лестнице с первого на пятый этаж! 13. А ты оказывается полнейший невежа, а ещё знанием техники хвастаешься. 14. Не надо мне ваши четыреста граммов, я только экономные упаковки беру. 15. Вся проблема состоит в том, что Максим не привык работать и любит вести праздничный образ жизни.

ЯСНОСТЬ РЕЧИ

Упражнение 1.

Исправьте предложения, в которых нарушена ясность речи, классифицируйте тип ошибки.

1. Никакого притулья, приюта ему никакого. 2. Примерно за три дня до зачёта я поняла, что уже не до романов. 3. В сказке «Волшебный котелок» девочка не могла вспомнить заклинание, котелок у нее не варил. 4. Мы за этот год много всего переоценили. 5. Делаем только срочные переломы(объявление на двери в рентген-кабинет). 6. Сняться в этом фильме Орбакайте пригласила Дружинина. 7. Была проведена беседа с представительницей делегации, которая недавно приехала в Москву. 8. Мы избавим Вас от будущего (реклама страховой компании). 9. К сожалению, свеча форварда попала в крестовину (мяч, посланный нападающим, попал в угол ворот). 10. У меня вчера форточки упали (программа Windows).11. Хакеры активно производят зомби, что представляет большую опасность для пользователей (зомби – компьютер, зараженный вирусом). 12. Назначение ректора не было неожиданностью. 13. Меня вчера такие пацаны прокатили! 14. Чтобы не возникало проблем на входе с охраной, рекомендуем взять с собой фотографию, подтверждающую Ваше совершеннолетие. 15. У нас старый начальник.

Упражнение 2.

Проанализируйте высказывания, в которых встречаются диалектизмы и профессионализмы. Нарушается ли при этом ясность речи? Если это необходимо, предложите свой вариант правки.

1. Он на таблетке ездит (таблетка – автомобиль УАЗ). 2. Завтра покажите студентам режимные моменты (режимные моменты – одевание, кормление и т.д. в детском саду). 3. Не забудьте завтра провести фотографию рабочего дня (фиксация действий работника в течение рабочего дня). 4. Выхлоп мы получили от размещения в специализированных журналах (выхлоп – высокая степень эффективности рекламы). 5. Нас, детей, в семье трое, я – откончик (откончик – младший). 6. Я только что голохаем обожглась (голохай – крапива). 7. Лиза, тебе давно пора в голове материнку поменять и памяти добавить гигов этак двести (материнка – материнская плата; гиг – гигабайт). 8. Пойду я в куть схожу (куть – кухня). 9. А у меня несчастье: мамка вырубилась и винт полетел (мамка – материнская плата, винт – винчестер). 10. Я распечатаю тебе оборотку, сверь остатки по материалу (оборотка – оборотная ведомость учета материала).11. Мой отец в прошлом году ездил на охоту, песта убил (пест – медведь). 12. Ну, что, Татьяна, вам необходимо лечение восьмерки (восьмёрка – зуб мудрости). 13. Лёня, почему ты ничего не говоришь о тюнинге моей машины? (тюнинг – дополнительное техническое и/или декоративное усовершенствование). 14. Ас, играя тормозами, ухитряется удержать колеса как раз на грани юза, добиваясь наиболее эффектного скольжения. 15. Да вот дочь суразья наделала, где я денег наберу всем туфли покупать? (суразьё – незаконнорожденные дети).

Упражнение 3.

Проанализируйте примеры, в которых встречается двусмысленность. Определите, какое языковое средство провоцирует возникновение неясности. Классифицируйте тип ошибки. Если это необходимо, предложите свой вариант правки.

1. В этот день у неё не было пропуска. 2. Перебрать оказалось не так сложно, как я думал. 3. Александра пригласила дочь. 4. Занять большую сумму денег, как известно, – лучший способ потерять друга. 5. Я тебе сахар пересыпала. 6. На полу кости валялись, ты их не видел? 7. Она неодобрительно посмотрела на Гарри и опрокинула еще стаканчик бренди. 8. – Что будете делать? – Пока не знаю, может быть, пол придется поменять. 9. В магазине было, как всегда, пусто. 10. – Юра, принеси ключ!

Упражнение 4.

Проанализируйте примеры, нарушающие ясность речи. Для правки используйте список значений слов, приведенный ниже.

1. Я вчера овердрафт взял. 2. Выпускаем на рынок, а потом Министерство труда и социальной защиты и Департамент занятости населения говорят: а у нас выброс произошел на рынке социалистов. 3. Ты позвони ему и скажи, чтобы он меня не втягивал, я потом оттопырюсь. 4. Вчера до 5 часов вечера обрешетины укладывали. 5. Мы на выходных решили съездить порыбачить, а слот нормальный не можем найти. 6. Нам нужно поставить памятники и автоматы за то, что мы были на всех парах. 7. Сделать вам стайлинг? 8. Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые хорошо акклиматизировались. 9. – Ты какие шнуры взял? – Тюльпаны. 10. Вчера феньку в лывади нашла

Значения : ‘социальные работники’, ‘низменность, затопляемая во время дождей’, ‘брусья’, ‘ехать не по своему времени, ускориться’, ‘лодка’, ‘кредит в счет зарплаты’, ‘шнуры с тремя выходами’.

Упражнение 5.

Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, нарушают ли они ясность речи? Классифицируйте тип ошибки. Если это необходимо, предложите свой вариант правки.

1. Обычный крем для кожи вокруг глаз не подходит. 2. Я из-за голов ничего не вижу. 3. Наблюдения над языком маленьких детей. 4. Выяснилось, что 200 экспонатов исчезло в ходе проверки. 5. Председатель комитета по защите здоровья Госдумы РФ. 6. Утверждение министра было преждевременным. 7. Нужно делать скидку на другие продукты питания и образ жизни, который ведет человек. 8. Многие кремы утверждают, что борются с теми или иными возрастными изменениями кожи. 9. Зайдешь к этой девушке в красном, она тебя будет ждать. 10. Я предлагаю всем сброситься. 11. Хорошие новости о СПИДе. 12. Мы не могли начать тушение пожара в связи с электричеством. 13. 27 мая 2005 года детский сад работает до 15.00 в связи с санобработкой тараканов. 14. Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших. 15. Я куклу купил, осталось поплавки навешать.

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ

Упражнение 1.

Назовите ошибки, нарушающие закон тождества. Предложите свой вариант правки предложений.

1. У него была сильная воля, которую он выработал, была у него и девушка. 2. У филологов уши должны быть развиты.3. И вот меня либо в тюрьму посадят, либо накажут. 4. На стене висит время, посмотри сколько. 5. В самолёте одни русские и иркутяне. 6. В этом отделе вы можете приобрести товары материнства и детства. 7. Вам на работе разве не сказали, что для медосмотра надо иметь при себе флюорографию и окулиста? 8. Вы не человек. Вы – абитуриент. 9. Свежесть «Эклипс» длится дольше других жевательных резинок. 10. Кафе «Замок любви» по ул. Свердлова, 22 проводит все виды торжеств: юбилеи, свадьбы, панихиды.11. Корневая система фасоли, в отличие от бобов и гороха, развита слабо. 12. В продаже имеются различные кондитерские изделия, торты. 13. Морфология изучает глаголы, подлежащее и сказуемое. 14. На собрании присутствовали работники научной сферы, а также ректоры и проректоры. 15. В ремонт не принимается обувь грязная, маркая и детская.

Упражнение 2.

Какие законы логики нарушены в данных высказываниях? Предложите свой вариант правки предложений.

1. Языковая система – это система языка, в которой есть свои закономерности и правила. 2. А мы скоро отправляемся в кругосветное путешествие по всей Европе. 3. Своими страданиями и мыслями Татьяна делится только с природой, прогуливаясь по саду. Человек, которому она доверяется, – это её няня. 4. Опыт походил на книгу «Голова профессора Доуэля». 5. Я никогда не видела слона, только в зоопарке. 6. В транспорте у нас карманники шмонают сумки и карманы, квартиру, если в ней не установлена сигнализация (а это, скажу я вам, дорогое удовольствие) больше чем на полчаса оставить боязно, на дачах та же история… 7. Время всего заезда заняло 10 минут и еще один круг. 8. Глобальное потепление тревожит не только ученых, но и сознательную общественность. 9. Максимальная оценка тоже хорошая, хотя и невысокая – 4 балла. 10. – Пап, откуда ветер дует? – Ветер, потому что деревья качаются. – А почему деревья качаются? – Потому что ветер дует.

Упражнение 3.

Найдите и классифицируйте логические ошибки, предложите свой вариант правки предложений.

1. Он очень красивый парень, потому что играет на гитаре. 2 Я раньше не видел ни одного актера, снявшегося в фильме «Бригада», только Дюжева и Безрукова. 3. «Пантера» – стихотворение, напоминающее парнасцев. 4. У меня отличное настроение и хорошая погода, чего и всем желаю. 5. Это и понятно, ведь Юдашкин стоит больше, чем наряды начинающих модельеров. 6. У нас вы можете приобрести любую литературу: научную, художественную, романы, беллетристику и многое другое. 7. В русском языке этот глагол в первую очередь используется для наименования физических действий, поскольку в его семантике большее место отводится именно значениям физического действия. В свою очередь, в семантике физического действия преобладают единицы физического воздействия человека. 8. Учебник Бабайцевой сильно отличается от других синтаксических теорий. 9. У меня в следующем году две курсовые, три из которых по французскому. 10. Решили потихоньку, хлопнув дверью, уйти. 11. Изготовим замок к подъезду по вашему замку. 12. Тушение лесных пожаров, следствием которых являются поджоги травы и неосторожное обращение с огнем. 13. В Вашей курсовой работе практика не соответствует теории, но хорошей оценки она заслуживает. 14. Об этом писали академик Иванов – в Москве, профессор Петров – в Киеве и академик Исаев – вБелоруссии. 15. У меня зрение 100-процентное, только катаракта небольшая.

Упражнение 4.

Прочитайте текст, выпишите все скрепы.

Иногда читателям кажется, что Александр Сергеевич неправильно назвал свой роман, настолько ярким и запоминающимся персонажем является Татьяна Ларина. Хоть главным героем остается Евгений Онегин, но симпатизируют больше героине, поскольку она поражает своей чистотой, скромностью, честностью и открытостью. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» - женщины в представлении автора. Пушкин восхищается своей героиней и преклоняется перед ней. Ларина в романе появляется два раза: в родительном имении и на Петербургском балу.

Скромная девушка-подросток

Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» сразу выделяется своей романтичностью и простотой. Когда младшая сестра Ольга резвилась и бегала с подружками, старшая сидела у окна или читала романы. Простонародное имя Татьяны делало ее ближе к народу, барышня любила слушать истории няни, верила в суеверия, гадала вместе с дворовыми девушками, смысл своих снов вычитывала в соннике. Она зачитывалась историями о любви, втайне мечтая о своем избраннике.

Так случилось, что воплощением всех романтичных героев стал Татьяны немного изменился после встречи с мужчиной. Девушка изначально влюбилась в Евгения, определенные черты она сама придумывала и лишь потом полюбила его по-настоящему. Автор говорит о том, что Ларина уже давно о ком-то мечтала, а в Онегине она просто увидела книжного героя, ведь он имел светские манеры, был путешественником.

Разбитые мечты

Чтобы показать честность и порядочность женщины, написал Пушкин роман «Евгений Онегин». Образ Татьяны претерпевает изменения, когда ее мечты о совместном будущем с любимым рушатся в один миг. Ларина не могла высказать свои мысли, поэтому переписала любовное письмо из французского романа и отправила его Онегину.

Как и полагается взрослому мужчине, Евгений отреагировал на чувства девушки-подростка негативно, восприняв ее влюбленность как неприятность. Но все же он постарался не обидеть ее, сказав, что не готов к женитьбе. Как бы там ни было, но Ларина почувствовала себя брошенной и обиженной.

Превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя

Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» кардинально меняется, и на одном из балов главный герой встречает очаровательную светскую даму. Теперь это не дикая деревенская девушка, а роскошная хозяйка столичных мероприятий, разговаривающая на равных со светскими львицами. Онегин очарован Татьяной, через столько лет он впервые по-настоящему влюбляется, но эта женщина принадлежит уже другому мужчине.

Ответ Лариной Евгению похож на горький укор. Женщина упрекает его за то, что он в свое время оттолкнул ее, ведь тогда она была простой деревенской девушкой. Теперь же, когда Татьяна стала светской дамой, Онегин обратил на нее внимание, но она предназначена не для таких героев-ловеласов. Женщина все так же любит Евгения, но не смеет совершить грех и предать своего мужа. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» - это воплощение чистоты, скромности, красоты, женственности и честности.