Сочинение: Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу Л.Н. Толстого)


(462 слова) Л. Н. Толстой в своем рассказе «После бала» наглядно продемонстрировал, как только лишь за одну ночь могут целиком и полностью поменяться жизнь и мировоззрение человека. Произведение начинается с заявления главного героя Ивана Васильевича о том, что на формировании личности сказывается далеко не среда, окружающая его, а случай. В качестве довода своего высказывания он рассказывает историю из своей жизни.

Во времена своей молодости Иван Васильевич был очаровательным, разбитным и беспечным парнем. Был он также очень влюбчив, но самой большой его любовью была некая Варенька Б — величественная красавица. На очередном балу Иван Васильевич прекрасно провел время, весь вечер исполняя всевозможные танцы вместе с Варенькой. Герой был полон радостных эмоций, он буквально «без вина был пьян любовью». Радовало его и то, что отец девушки, «воинский начальник», миловидный и доброжелательный на вид, не имел ничего против его отношений с Варенькой. Смотря на него, Иван Васильевич испытывал восхищение и уважение. А наблюдая за танцем дочери с отцом, герой умилялся и еще больше стал почитать полковника Б., который, судя по всему, на многое готов, ради счастья своего ребенка.

После окончания бала, наш герой был окрылен от счастья. Его переполняла любовь, и из-за этого он не мог уснуть, поэтому решил прогуляться в ночи. Бродя по улицам, Иван Васильевич вдруг услышал странные и устрашающие звуки. Подойдя ближе, наш герой увидел ужасающее зрелище наказания беглого татарина. Его, привязанного руками к двум ружьям, вели через строй, и каждый, стоявший там, ударял дезертира палкой. От этого спина наказуемого превратилась в кровавое месиво. Герой даже не мог себе представить то, что человеческое тело может выглядеть таким образом. При каждом новом ударе беглый солдат молил о пощаде: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но «братцы» не слушали его и продолжали безжалостное истязание. Окончательно Ивана Васильевича добил тот факт, что командовал всей этой процессией не кто иной, как отец Вареньки.

Увиденное прочно засело в голове Ивана Васильевича. От недавнего счастья, восторга и любви не осталось и следа, теперь молодого человека переполняли отвращение, стыд, потрясение и ужас. Спешно уходя от злополучного места, он чувствовал не только моральную боль, но и физическую:

«…на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет…».

Автор рассказа убедительно и ярко показал нам, как всего лишь один единственный случай может с ног до головы поменять человека. Если на балу мы видели витающего в облаках юношу, который готов был делиться своим счастьем со всем миром, то после он пребывает в растерзанных чувствах: герой полностью разочарован, потерян и удручен. Жестокая расправа над дезертиром, которую по стечению обстоятельств застал Иван Васильевич в юности, пробудила в нем чувство сострадания, ответственности, совести и человечности. Герой рассказа буквально повзрослел за одну ночь. И, не имея возможности предотвратить это зло, он решил хотя бы не принимать в нем участия, отрешившись от военной службы и прекратив общение со своей возлюбленной.

Жизненный выбор в рассказе «После бала» – важная проблема, поднятая Л. Н. Толстым. Писатель показывает то, что выбирают два героя произведения: полковник и Иван Васильевич.

Решающая ситуация

Переломным в сознании рассказчика является эпизод, когда он увидел то, что отец девушки, в которую он был влюблен, управляет экзекуцией над бедным солдатом. Увиденные картины навсегда изменили мировоззрение Ивана Васильевича. Эта ситуация ставит героя перед важным в его жизни выбором.

Выбор главного героя

Иван Васильевич видит ужасающую картину, видит глаза солдата, подвергшегося испытаниям, слышит его жалостливые речи. И перед рассказчиком стоит выбор: противостоять такому жестокому обществу или вступить в его ряды. Иван Васильевич отказывается от высшего света, от какой-либо службы и, главное, он отказывается от своей любви. Иван Васильевич понял, что не сможет связать свою жизнь с дочерью такого жестокого человека. Совесть героя одерживает победу в борьбе с общественной несправедливостью. Рассказчик сделал свой выбор в пользу милосердия. Он отмечает, что навсегда решил, что не пойдет служить, потому что понимал, что действия полковника - это обыденные вещи, что ему тоже придется поступать безнравственно и жестоко. Для Ивана Васильевича это немыслимо. В любой ситуации необходимо оставаться человеком. Это пытался донести до читателей Л. Н. Толстой, демонстрируя выбор главного героя рассказа «После бала».

Выбор полковника

Рассказчик - это не единственный герой, стоящий перед жизненным выбором в произведении. Перед таким же выбором стоит и полковник, отец девушки, управляющий экзекуцией солдата. Встретившись глазами с Иваном Васильевичем, он мог прекратить эту пытку провинившегося человека, однако он этого не делает. Пойти против системы и стать такой же жертвой или идти на поводу у общественных принципов? Полковник выбирает второй вариант. Вероятно, это связано с боязнью того, что за непослушание и бунт он окажется на месте того самого солдата. Он не смог бороться с государственной системой, не смог противостоять ей, в чем и заключается выбор героя. Существование и подчинение власти оказывается важнее чести.

Я привык думать о Толстом как о создателе крупных, эпохальных произведений. Ведь этот писатель известен всему миру как автор «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения». Однако в конце своей жизни Толстой обратился к созданию рассказов. Произведение «После бала» является одним из самых известных рассказов писателя.

Известно, что о случае, который лег в основу «После бала», писатель узнал еще в юности. Будучи студентом Казанского университета, от своих знакомых Толстой услышал о жестоком наказании, проходившим во время Великого поста. Впечатление от этого ужасного рассказа так запало в душу писателя, что он помнил о нем на протяжении многих лет.

Нельзя сказать, что этот рассказ мне понравился. Он производит очень тягостное впечатление. Его основная часть, описывающая наказание беглого татарина, оставляет ощущение ужаса. Такого же тоскливого ужаса, какой испытывал рассказчик после всего увиденного: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Читая первую часть рассказа, описывающую бал, наполняешься легким и светлым чувством. Ты испытываешь чувство умиротворения и счастья, какое в своих произведениях может создать только Толстой. На страницах его лучших произведений, описывающих семейный уют, домашние праздники, всегда присутствует это теплое, чудесное настроение. В «После бала» рассказчик на балу так счастлив, как может быть счастлив влюбленный молодой человек, не знающий никаких бед в жизни. Иван Васильевич наслаждался своей молодостью, красотой, своей любовью.

Толстой психологически тонко описывает состояние рассказчика: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Как красиво описание танца Вареньки с ее отцом! Отец, уже грузноватый, но все еще красивый и подтянутый, не может насмотреться на свою красавицу дочь. Их танец говорит о любви отца и дочери, крепкой семье, теплоте душевных отношений. Все это было настолько явственно видно, что гости в конце танца зааплодировали полковнику и Вареньке. Рассказчик чувствовал, что и он любил Петра Владиславича. А как же могло быть иначе: ведь он отец его обожаемой Вареньки!

Описание бала оставляет теплое и светлое впечатление. Ты радуешься за героя, тебе хорошо и легко на душе. И каким же контрастом звучит вторая часть рассказа, являющаяся главной в произведении! Ощущение страха и ужаса надвигается постепенно. Первым ее знаком становится музыка, «жесткая и нехорошая», а также что-то большое, черное, надвигающееся на рассказчика.

Свидетелем наказания татарина становится также прохожий кузнец. Его реакция подтверждает всю нечеловечность и кошмарность происходящего. На поле, через два ряда солдат, прогоняли татарина, обнаженного по пояс. Он был привязан к ружьям двух солдат, ведших его сквозь строй. Каждый из солдат должен был ударить по беглецу. Спина татарина превратилась в окровавленный кусок мяса. Беглец умолял прекратить его мучения: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но солдаты не знали пощады.

За всем происходящим следил полковник, строго шедший за татарином. Рассказчик узнал в этом полковнике отца Вареньки, который сделал вид, что не знает Ивана Васильевича. Полковник не только наблюдал происходящим, но следил, чтобы солдаты не «мазали», били в полную силу.

И это происходило в первой день Великого Поста! Без сомнения, все эти солдаты, не говоря уж о полковнике, считали себя истинными христианами. Я не говорю о том, что вообще такое издевательство над человеком – не по-христиански. Но делать это в Великий пост, когда все люди вспоминают о мучениях Христа! Или солдаты считают, что татарин – не человек, потому что он иноверец?

Первое чувство, которое испытал рассказчик, был вселенский стыд за всех: за этих людей, за себя. Как такое может происходить в мире, и что нужно сделать, чтобы больше не допустить такого? Эти вопросы остаются в голове после прочтения рассказа. Но, по-моему, это извечные вопросы, которые мучили людей на протяжении многих веков и будут мучить всегда.

Относительно себя рассказчик решил их: он просто устранился. Иван Васильевич решил никогда не служить, чтобы не быть замешанным в такие преступления против своей души. Вернее, это было несознательное решение. Это было веление души Ивана Васильевича, самое верное в его условиях, на мой взгляд.

Я не знаю, понравился ли мне рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Могу лишь с уверенностью сказать, что он не оставил меня равнодушным. И еще: я хочу, чтобы его прочитали мои будущие дети.