Сочинение на тему романтические герои раннего творчества горького. Контрольная работа по пьесе М.Горького «На дне Сочинение по литературе на тему: Романтические герои раннего творчества Горького


Какой из поэтов не принадлежит к Серебряному веку? 1балл

а) К. Бальмонт в) А. Фет

б) Н. Гумилёв г) В. Брюсов.

Кому из писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия? 1балл

а) И. Северянину в) А. Чехову

б) А. Куприну г) И. Бунину.

Назовите настоящую фамилию А. Белого и И. Северянина. 1балл Как назывался кружок, организованный Белым в 1903 году? 1балл Под чьим влиянием появился псевдоним А. Белого? 2балла К какому поэтическому направлению принадлежит творчество А. Белого? 1балл К какому поэтическому направлению принадлежит творчество Н. Гумилёва? 1балл Как называлось поэтическое объединение, созданное Н. Гумилёвым?

2 балла

Кто написал стихотворение «Творчество»? 3балла Кто из поэтов не принадлежал символизму? 1балл

а) В. Брюсов. в) А. Белый

б) К. Бальмонт. г) И. Северянин.

11. Какому герою пьесы «На дне» принадлежат слова: «Человек – это звучит гордо!» 1балл

А) Сатину. В) Актёру

Б) Луке Г) Бубнову.

12. Из какого стихотворения эти строки: 1балл

«Что делать нам с бессмертными стихами?»

«Гранатовый браслет »

1. Как был воспринят Верой и ее семьей подарок – гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали? – 5 баллов

2. Что говорит генерал Аносов о любви? 5 баллов

4. В ком и как проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви? 10 баллов


Задания по пьесе М. Горького «На дне».

1. Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дать описание ночлежки.5 б

2. Чем объединены одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана? 10 баллов

3. Где, по-вашему, завязка пьесы? Определите композиционные элементы пьесы. 10 б

4. Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами? 5 баллов

5. Как утешает Лука ночлежников? Как они относятся к его словам? 5 баллов

6. Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой? 10 баллов

7. При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? 10 баллов

8. .В чем философский смысл пьесы? 10 баллов

Задания по рассказу Бунина Господин из Сан-Франциско»? (за каждый правильный ответ - 2 балла)

1. В какой стране происходит действие в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

1) в Италии 2) в Соединенных Штатах 3) в Германии 4) в Англии

2. К какому из перечисленных эпических жанров принадлежит произведение «Господин из Сан-Франциско»?

1) новелла 2)рассказ 3) повесть 4) очерк

3. Что собрало респектабельную публику на борту парохода «Атлантида»?

1) необходимость покинуть свою страну из-за социальных потрясений

2) стремление к развлечениям и отдыху

3) потребность в общении между представителями одного социального слоя

4) сплочённость вокруг единой идеи

4. За описанием быта пассажиров «Атлантиды» кроется авторское

1) уважение к сильным мира сего

2) равнодушие к человеку и человечеству

4) насмешка над героями

5. Как называется средство выразительности, к которому обращается автор, описывая «Атлантиду»: «... этажи... зияли огненными несметными глазами»?

6. Как называется средство выразительности, заключающее в себе обобщённый многозначный смысл (океан, пароход «Атлантида», серебряные усы и золотые пломбы господина из Сан-Франциско)?

1) метафора 2) сравнение 3) символ 4) олицетворение

7. Какова основная идея рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

1) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику

2) разоблачение революции в России

3) философское осмысление человеческого существования

«5» - баллов

«4» -баллов

«3» -баллов


Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

1. Оценка устных ответов. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускает 2-3 неточности в ответе.

Оценка «3»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Оценка «2»: ответ по существу отсутствует.

2. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками:

первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,

Пунктуационных и языковых норм.

· соответствие работы ученика теме и основной мысли; · полнота раскрытия темы; · правильность фактического материала;

· последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

· разнообразие словаря и грамматического строя речи; · стилевое единство и выразительность речи; · число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 100 %;

«4» - 78 – 85 %;

«3» - 55 – 60 %;

«2»- менее 45 %.

^ Контрольно-измерительные материалы
А. А. Блок. Поэзия
Задание № 1.

В стихотворении «Фабрика» изображены «люди», «народ», «недвижный кто-то», «черный кто-то» и нет ни одного индивидуализированного образа, ни одного живого человеческого лица.

Как вы думаете, почему образы этого стихотворения обезличены?
Задание № 2.

Уже в первых двух строках стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе...» проявилась контрастность, свойственная поэзии Блока: герой живет на «горестной земле», но его жизнь одухотворена сиянием любви и высокими стремлениями.

Помогает ли эта контраст понять причину жизненной драмы героя стихотворения?
Задание № 3.

В стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе...» много образов-символов. Какую роль они играют в раскрытии драмы, разыгравшейся в судьбе героя. Каков смысл кольцевой композиции «твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе » и концовка «твое лицо, в его простой оправе, своей рукой убрал я со стола »?
Задание № 4.

В стихотворении «Незнакомка» противопоставлены два мира: мир пошлости и мир красоты. Как отражается это противопоставление в лексике стихотворения? Слова «И каждый вечер...» дважды повторяются в той части стихотворения, где поэт рассказывает о пошлом мире. Но эти же слова «открывают» появление Незнакомки. С какой целью? Как вы понимаете смысл последней строфы этого стихотворения? («Ты право, пьяное чудовище, я знаю: истина в вине»).
Задание № 5.

Некоторые исследователи отмечают сходство стихотворения А. Блока «На железной дороге» с некрасовской «Тройкой». Сравните эти два стихотворения. Что общего, на ваш взгляд, и чем различается идейно-художественный подход поэтов к одной и той же теме?
Задание № 6.

Время, в которое протекают события, изображенные в поэме «Двенадцать», - это только один вечер водна ночь. Но поэт пишет:

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролет...

С какой целью он прибегает к этому «расширению» границ времени?
Задание № 7.

Какое символическое содержание имеет в поэме образ «паршивого пса»? Почему он не отстает от двенадцати красногвардейцев?
Задание № 8.

Литературовед Л. К. Долгополов считает, что кульминационным моментом поэмы, главным «сюжетным звеном» является убийство Катьки. Правильно ли считать, что именно гибель Катьки - главная причина перемены в настроениях двенадцати? Какие изменения имеет в виду литературовед?
Задание № 9.

С каким высказыванием об образе Христа в поэме «Двенадцать» вы согласны? Аргументируйте свой ответ.

«Христос говорит о большевистских симпатиях автора». (^ В. Г. Короленко .)

«Слишком тяжел был груз прошлого, слишком далек поэт от народа. Поэтому он и не нашел для революции такой символики, которая действительно объективно передавала бы ее сущность». (Л. И. Тимофеев .)

«Образ Христа свидетельствует, что...Блок, верный себе, не устранил из своей поэмы давней исконной тревоги о судьбе Мира, о его будущем». (Д. Е. Максимов .)

Христос - «это и каратель отживающего мира, и носитель революционной жертвенности, бунтарь, мечтатель..., провозвестник будущего царства свободы». (В. Г. Базанов .)
^ А. М. Горький. Пьеса «На дне»
Задание № 1.

Почему в пьесе «На дне» нет той романтизации босяков, которая была присуща ранним рассказам Горького («Коновалов», «Челкаш» и др.)?
Задание № 2.

Либеральная критика так отзывалась о первой постановке драмы «На дне»: «Ложью живет мир. Она одна ободряет его. Спасибо Луке-Горькому за его лирическую поэму!» Чем объясняется, что они идеализировали образ Луки и ставили знак равенства между ним и Горьким.
Задание № 3.

В режиссерском экземпляре пьесы «На дне» К. С. Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: «хитро поглядывает», «коварно улыбаясь», «вкрадчиво, мягко», «проскользнул», «сентиментально врет». Какое представление о Луке отразилось в этих режиссерских замечаниях? Согласны ли вы с трактовкой этого образа К. С. Станиславским?
Задание № 4.

Появившись в ночлежке, Лука произносит: «Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все - черненькие, все - прыгают...»

Какую черту характера Луки отражают эти слова, сказанные в начале знакомства с обитателями «дна»?
Задание № 5.

Лука обращается со словами утешения не ко всем ночлежникам. Как вы думаете, чем определяется этот выбор? Почему он не пытается утешить Клеща?
Задание № 6.

Сатин советует Клещу: «...ничего не делай! Просто - обременяй землю!..» А Лука в разговоре с Сатиным произносит:

«Легко ты жизнь переносишь! А вот давеча тут... слесарь так взвыл... а-а-яй!.. Работы, кричит, нету... ничего нету!». Как относятся Лука и Сатин к Клещу? Одинаково ли это отношение?
Задание № 7.

Во 2-м действии Лука говорит: «... Человек все может... лишь бы захотел...» Сопоставьте эту фразу со словами Сатина:

«Существует только человек, все же остальное дело его рук и его мозга!..» Чем вы объясните совпадение в словах Сатина и Луки о человеке?
Задание № 8.

В драме «На дне» нет ни одного призыва к революции, но, но словам артиста В. Качалова, «зрительный зал принимал пьесу бурно и восторженно, как пьесу «Буревест Буревестник», которая предвещала грядущие бури и к бурям звала!» Как же воплощены в пьесе революционные идеи?
Задание № 9.

Является ли драма «На дне» произведением критического реализма? Сопоставьте эту пьесу и комедию Чехова «Вишневый сад». В чем разность гуманизма Чехова и Горького? Одинаково ли ответили Чехов и Горький на вопрос о том, каким будет человек, который изменит жизнь страны?
Задание № 10.

Литературовед Н. К. Гей пишет о драме «На дне»: «В финале ни Сатин, ни Лука не вправе претендовать на роль победителя в дискуссии. Самим ходом драматического действия опровергается утешительство, «спасительная ложь» Луки, но одновременно разоблачается и несостоятельность Сатина…, знающего одну беспощадную «правду», которая не помогает человеку выстоять, а подталкивает к гибели... Оба ведущих персонажа терпят поражение перед лицом жизни... Но победитель - автор и его концепция гуманизма».

^ Прав ли исследователь , утверждая, что Лука в Сатин терпят поражение «перед лицом жизни»? Как вы понимаете слова о том, «победитель - автор»? В чем суть его «концепции гуманизма»?
^ С. А. Есенин. Лирика
Задание № 1.

Природа в стихах Есенина неотделима от переживаний лирического героя. Докажите это, анализируя стихотворение «Отговорила роща золотая...».
Задание № 2.

Не которые литературоведы называют стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...» горькой жалобой на быстротечность жизни, на мимолетность юности и неизбежность быстрого «увядания» человека. Согласны ли вы е этой оценкой?
Задание № 3.

Сопоставьте стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...» с пушкинскими стихотворениями «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и «Вновь я посетил...» Что общего в настроениях лирического героя Пушкина и Есенина?
Задание № 4.

Стихотворение «Песнь о собаке» начинается и заканчивается словами, производными от слова «золото».

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд…;

…Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Объясните идейную роль этого обрамления.
Задание № 5.

Поэзии Есенина близки народно-песенные интонации. Поэт часто использовал распространенные в народной поэзии образы-символы: ива, верба, калина, береза, ворон, кукушка. Найдите эти образы в стихах Есенина и раскройте их символический смысл.
Задание № 6.

Есенин считал Блока своим учителем, а Блок в 1918 году назвал С. Есенина «человеком одного с собой настроения». Сравните блоковскую «Россию» со стихотворением С. Есенина «Запели тесаные дроги». Что общего в их поэзии?
^ В. В. Маяковский
Задание № 1.

Прочитайте первую часть статьи Маяковского «Как делать стихи» и сопоставьте ее со стихотворением «Разговор с фининспектором о поэзии». Что общего между ними?
Задание № 2.

Какие мысли, высказанные в «Разговоре с фининспектором о поэзии», Маяковский развил и углубил во вступлении к поэме «Во весь голос»?
Задание № 3.

Сопоставьте вступление к поэме Маяковского «Облако в штанах» с его стихотворением «Нате!». Что между ними общего?
Задание № 4.

В статье «Можно ли стать сатириком?» Маяковский писал, что слово в сатирическом произведении должно быть «заострено». Один из приемов этого «заострения» - соединение лексически несоединимых слов. Найдите примеры использования этого приема в стихотворениях «О дряни», «Прозаседавшиеся». Какой сатирический эффект достигается при этом?
Задание № 5.

В первой части «Письма товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» Маяковский открыто высказывает свое представление о любви. В чем оно состоит в понимании поэта? Почему во многих строках второй части этого стихотворения поэт повторяет образ звезды? Как вы понимаете его роль?
Задание № 6.

Третья часть поэмы «Облако в штанах» насыщена библейскими образами, но они у поэта наполняются иным, нежели в Священном Писании смыслом, и сам лирический герой назван тринадцатым Апостолом, то есть Антихристом. Как вы понимаете такую трактовку библии? Как отразились в ранней поэме Маяковского его взгляды на искусство, религию, любовь?
^ М. А. Шолохов. «Тихий Дон»
Задание № 1.

Роман «Тихий Дон» - многотомник, многособытийное произведение охватившее огромный жизненный и временной пласт. Какая тема романа, на ваш взгляд, является главной?

Задание № 2.

Итог жизни Григория Мелехова трагичен. Но литературовед В. Щербина отметил: «... эта внешняя, хотя и неопровержимая истина фактов далеко не исчерпывает смысл финала романа». Как вы понимаете смысл финала романа «Тихий Дон»?
Задание № 3.

Отвечает ли «Тихий Дон» требованиям жанра «роман-эпопея». Сравните его с эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Есть ли общее в двух романах, написанных с разницей в 60 лет?
Задание № 4.

Почему главным героем романа эпопеи выбран Григорий Мелехов? Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»?
Задание № 5.

Какую роль играет в эпопее пейзаж? Докажите, что название романа многозначно. Подтвердите примерами из текста.
Задание № 6.

Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и ближе роман о революции и Гражданской войне? Какую роль в романе играет противопоставление двух героинь - Натальи и Аксиньи? На чьей стороне ваши симпатии и симпатии автора. Аргументируйте свой ответ.
Задание № 8.

Литературовед В. Кожинов считает, что Любовь в романе есть воплощение Революции. Любовь изменяет, преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь. Согласны ли вы с этой точкой зрения.
^ М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия»
Задание № 1.

Роман писатель открывает двумя эпиграфами: откуда они взяты? Что означают? Какова их роль в раскрытии идеи романа?

(Один из эпиграфов из «Капитанской дочки» главы, описывающей буран в степи: «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!» Образ бурана, метели, предвещающий жизненные бури в семье Турбиных и всей революционной России. Ветер, буран, метель - одни из главных символов революционных потрясений (Блок «Двенадцать» и др.). Второй эпиграф из Апокалипсиса содержит основную идею романа - неизбежность ответственности, возмездия «сообразно с делами своими...» Ссылка на авторитетнейший, древнейший источник имеет символический смысл. Бог во сне А. Турбина говорит: «Все вы у меня одинаковые - в поле брани убиенные».)
Задание № 2.

Какие приемы использует Булгаков при описании Города? Почему он дает ему абстрактное название?

(По отдельным приметам: Подол, Андреевский спуск, Днепр, крест Владимира - мы узнаем Киев. Тогда почему - Город? Киев 1918 года - мать городов русских, обобщенный символ Родины, оказавшийся в центре масштабных исторических событий. Город - и символ гибнущей цивилизации. В описании Города много сравнений, метафор, олицетворений «Как многоярусные соты дымился, шумел и жил Город» и т. д.)
Задание № 3.

Второй центральный образ романа - образ дома, который олицетворяет семья Турбиных. Что общего между домом Ростовых (Л. Толстого) и домом Турбиных?

(Автобиографичность: и Толстой, и Булгаков «перенесли» в эти семьи черты собственные и своих близких. Обстановка доверия и любви, простота и взаимное уважение, культурные традиции.музыка, книги театр). Есть «чужой» в доме у Толстого - Берг, муж Веры, у Булгакова Тальберг, муж Елены (обратим внимание на сходство фамилий), патриотизм (15-летний Петя идет воевать с французами, 17-летний Николка обороняет Город.)
Задание № 4.

В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот центральный образ?

(Елена - хранительница семейного очага (после смерти матери,) и традиций Турбиных. Она излучает свет, добро, любовь («рыжая», «золотая»). Ее трагедия - предательство, бегство мужа. Она всеми силами пытается сохранить тепло семейного очага. За окном стрельба, разруха, а в доме белая накрахмаленная скатерть, сервиз из тонкого фарфора, даже зимой «знойные розы» в вазе, мягкий свет абажура). В ней воплощено и религиозное начало. Она молится за братьев, о спасении Алексея после смертельного ранения.)
Задание № 5.

Явно симпатизируя Турбиным, оправдывает ли Булгаков белое движение? Каково его отношение к революционным событиям?

(Сын священника, врач, Булгаков, как и его любимые герои (семья Турбиных), был настоящим интеллигентом. Пережив в Киеве 1918-1919 гг. семь переворотов, смен власти, он понимал, что революция принесла не только хаос, разрушения, но и конец старой устоявшейся жизни. Разрушалась основа жизни - культура, дом, семья. Мать, умирая, сказала детям (Турбиным): «Живите!» А им придется мучиться и умирать. И тем не менее, Булгаков-писатель находится над схваткой: нет белых, красных, помещиков и крестьян - гибнут люди! С брезгливостью рассказывает он о том, как командиры (белые офицеры) бегут вместе с немцами при подходе к Городу эшелона «красных», как петлюровцы грабят, мародерствуют.)
Задание № 6.

В чем смысл эпилога романа?

(Роман заканчивают сны героев, в них видится надежда на будущее. А на рассвете к Городу подходит эшелон и останавливается. Человек в буденовке с красной звездой стоит в карауле. А в небе опять ярко светится Марс - олицетворение не мира, а новой крови. И вдруг философское размышление автора: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется ню земле...» Все это знают. «Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них?» «Почему?» - звучит как призыв к всеобщему примирению, к нашему разуму.)
^ И. Шмелев «Лето Господне»
Задание № 1.

От чьего лица ведется повествование в главе «Рождество», в остальных главах? Каков художественный смысл подобного совмещения повествовательных планов?

(Повествование ведется от лица 6-летнего мальчика Вани, сына состоятельного замоскворецкого подрядчика. Считается, что ребенок гораздо острее и непосредственнее переживает все, что с ним происходит, и поэтому оценивает мир взрослых честнее, искреннее. Однако, в некоторых главах за рассказчиком-ребенком просвечивается образ повествователя - взрослого человека (например, лирическое отступление в главе. «Яблочный Спас»). В главе «Рождество» первая часть построена в форме рассказа взрослого - ребенку. Таким образом, картина мира, воссоздаваемая в произведении, получается более объемной, точной: на детское, непосредственное восприятие накладывается восприятие умудренного опытом взрослого человека.)
Задание № 2.

Какова роль зачина в главе «Рождество»? Как вы понимаете смысл фразы: «Морозная Россия, а... тепло»?

(«Воздух мерзнет, такой мороз» - холодная зима и антитеза «теплые души людей, тепло человеческого праздника:«Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь».)
Задание № 3.

Почему второй Спас получил в народе прозвание Яблочного? Найдите в главе «Яблочный Спас» примеры синестезии (совмещения разных видов чувственного восприятия - обоняния, осязания, слуха и т. д.).

(Второй Спас отмечают 6 (19) августа в день Преображения Господня. В Евангелии говорится, что в этот день на горе Фавор перед лицом двух своих учеников Иисус Христос преобразился: его одежды стали белыми, а от лица и рук начало исходить сияние. В народе именно со второго Спаса начинался сбор яблок: до этого собирать и есть садовые яблоки запрещалось. Эта глава - одна из самых чувственных в книге: в ней ярко соединились разные виды чувственного восприятия, создавал ощущение полноты и красоты жизни и («кисло трещат кузнечики»... и от этого треска исходит свет - золотистый, жаркий, а я дышу и дышу этим сладким и липким духом» и др.)
Задание № 4.

Почему Василь Василич считает, что нигде нет «таких мастеров, окромя как запойные... ух ты, какие мастера!» (глава «Ледяной дом»).

(Василь Василич, несмотря на свое пристрастие к спиртному, никогда не забывает о деле. История с Ледяным домом раскрывает еще одну типично национальную черту героев - их страстность, способность всю душу вложить в увлекшее их дело, «баловство», по выражению людей «трезвых». Недаром, «запойность» и в деле, и в питье становится одновременно и положительным качеством, а бедой многих героев Шмелева.)
Задание № 5.

Какой смысл в главе «Кончина» вложен в обряд отпевания? Какие черты характера отца унаследовали его дети?

(Горкин объясняет детям смысл «отпевания»: «провожают в дальнюю дорогу», «отлучился», «отошел». Хорошими словами, песней надо проводить «туда»! Родовые черты отца - доброту, сердечность унаследовал Ваня, а Соне достались страстность, горячность Сергея Ивановича. Этими чертами и доброй памятью («Ласке учил папаша») он даже после смерти остается в своих детях.)
Задание № 6.

Как вы понимаете название книги «Лето Господне»? В чем необычность ее построения?

(Лето - в летописях год.И. Шмелев через детские воспоминания воспроизвел не календарный год, а показал «лицо святой Руси», показал, как жила Русь по «святцам», как чтили и соблюдали до революции все основные церковные праздники.)
^ А. Платонов. Повесть «Сокровенный человек»
Задание № 1.

Смысл названия повести А. Платонова. Каково значение слова «сокровенный»? Что означает выражение «сокровенный человек» применительно к герою повести?

(Сокровенный - «хранимый в тайне, в глубине душа, заветный». Второе значение - «утаенный, спрятанный от кого-либо». Обычно сокровенными называют мысли, мечты, желания. Называя Фому Пухова «сокровенным человеком», Платонов сразу указывает на необычность героя, на сокрытый в его душе ни на что не похожий мир. Фома Пухов одержим страстью к подлинному познанию мира.)
Задание № 2.

Какое впечатление производит первая фраза повести? Как объясняет Платонов поступок Пухова? На антитезе каких философских категорий строится первая фраза повести?

(Повесть начинается с того, что Фома Пухов на «гробе жены вареную колбасу резал». Автор объясняет это тем, что Фома проголодался. О жене он вспомнит потом и не раз - значит не бесчувственный. Жест Пухова, на первый взгляд кощунственный, связан прежде всего с необходимостью жить дальше. Но стоит ли есть (а значит жить), если смерть - единственный итог жизни? Так уже на первой странице обозначена ключевая антитеза платоновской повести: жизнь и смерть.)
Задание № 3.

В чем, по мнению Пухова, преимущество религии перед революцией? Как можно истолковать выражение «неуместное сердце»?

(Религия всегда была обращена к человеку, к его душе, внутреннему миру, а в коммунистической идеологии человек - винтик, гайка. Нет «я» - есть «мы», общепролетарское дело. Но это по мнению Пухова, «в религию люди сердце помещать привыкли, а в революции такого места не нашли...» «Народу в пустоте трудно будет: он вам дров наворочает от своего неуместного сердца», - думает Пухов. «Неуместное сердце» - знак философского сомнения: в чем смысл революции, если в ней человек не может найти места своему сердцу?)
Задание № 4.

Почему Платонов не дает описания городов, в которых побывал Пухов? Каков символический смысл дороги в повести?

(Сюжет в повести состоит не в столкновении красных и белых, не в противоборстве героя с враждебными силами, а в напряженных жизненных исканиях Фомы Пухова, поэтому сюжетное движение возможно лишь тогда, когда герой находится в дороге. Причем, несмотря на точность географических названий (Царицын, Баку, Новороссийск), города не имеют конкретных примет и вполне могли быть заменены другими. Герой ищет не места, а смысла.)
Задание № 5.

Какие смысловые оттенки слова «странник» реализуются в повести? Какие странности революции замечает автор?

(Пухов - странник, он постоянно в дороге, нередко пешком, что дает ему возможность думать вслух, прощупать ногами землюя. Это слово созвучно и со словом «странный». Именно таким кажется Пухов окружающим. Наконец, странник - человек, наблюдающий за жизнью, событиями со стороны, отстраненным взглядом. Этот взгляд позволяет Пухову увидеть странности самой революционной действительности. Например, принимая Пухова па работу монтером, комиссия проверяет его познания в механике и помимо вопросов о типах двигателей спрашивает: «Когда и зачем было восемнадцатое брюмера? Абсурдность этого вопроса заключается не только в его неуместности, но и в том, что он не имеет никакого смысла. Не случайно экзаменатор соглашается с абсолютно нелепым ответом Пухова.)
Задание № 6.

(Полноту и радость жизни герой ощущает только в общении с машиной, ибо отлаженные части работают во взаимном согласии, и с миром природы. «Он с домовитой нежностью оглядывал все принадлежности природы и находил все уместным и живущим по существу. Это и есть счастье Фомы. Финал повести остается открытым: после пережитого в Гражданской войне Фома внезапно снова «увидел роскошь жизни».

-^ Хорошее утро! - сказал он машинисту.

- Революционное вполне, - равнодушно освидетельствовал тот. Поиск не окончен, и Пухов вечный странник.)
В. Распутин. Повесть «Живи и помни»
Задание № 1.

Как решает Распутин в повести проблему личного выбора и ответственности через образ Андрея Гуськова? Для чего в повесть введена сцена расстрела двух дезертиров?

(Сложны причины, по которым дезертировал Гуськов: «не выпади» Андрей из общего строя (ранение, госпиталь, близость дома), он воевал бы как все: «поперек других не лез, но и за чужие спины не прятался». Однако писатель сознательно ставит героя в ситуацию выбора, принятая собственного решения. И Гуськов проявляет скрытые до поры эгоистические черты. Он прекрасно знает, чем ему грозит дезертирство: для этого в повесть введена сцена расстрела двух дезертиров. Но в том-то и дело, что однажды сделав выбор, герой предопределяет свою судьбу, расплачиваясь своей жизнью и жизнью жены за неверное решение.)
Задание № 2.

Почему Настена винит себя в возвращении мужа? Какой смысл в повести играет сон, приснившийся одновременно обоим героям?

(Настена, как все русские женщины-крестьянки, войдя в чужой род, становится его частью: она никак не отделяет себя от семьи мужа. Поэтому вина Андрея - это и ее вина. В основе этого убеждения лежат древние представления о родовой вине. Когда грех одного члена семьи ложился проклятьем на весь род. Сон, одновременно приснившийся Настене и Андрею, как раз показывает нераздельность душ супругов.)
Задание № 3.

Почему для Андрея важно, не было ли с момента его возвращения в деревне похорон?

(Смутно он сознает свое предательство тех, кто остался воевать. Каждая похоронка, пришедшая после его побега, была бы прямым обвинением: смертная доля, пуля, быть может, предназначенная Андрею, досталась другому. Он сам отделил себя от деревенской общины, от всего народа.)
Задание № 4.

Дайте толкование образов-символов повести В. Распутина.

(Глава 10:Настена, заметив на груди похожую на большой мрачный крест тень от оконного переплета, испугалась - образ, предсказывающий трагедию героини, несущей крест вины за мужа. «Обоюдный сон» - вещий, предсказывающий выбор Андрея. Топор, который Гуськов крадет в бане (ассоциация с топором Раскольникова). Заблудившаяся Настена натыкается на «кладбище утопленников» (именно так уйдет из жизни героиня, бросившись в воды Ангары) и т. д.)
Задание № 5.

Как вы понимаете финал повести?

(Настену загоняют, как дикое животное. Трагизм финала в том, что на месте озверевшего, потерявшего человеческий облик Андрея оказывается его жена, не по своей воле отпавшая от людей и в результате ими затравленная. Смерть - единственный выход для героини и ее неродившегося ребенка, символ невинности ее души. Сливаясь с природой (водой и отраженным в ней небом) она обретает желанный покой, в отличие от мужа, который теперь, без нее, никогда не найдет успокоения на земле.)
Задание № 6.

Кого из классических героинь ХIХ века напоминает Настена и в чем?

(Соню Мармеладову из «Преступления и наказания»: трудолюбие, жертвенность, готовность сострадать и нести чужой крест. Катерину А. Островского из «Грозы». Та же честность, жажда любви, нежелание жить во лжи, даже смерть приняла ту же, что и Катерина.)
Задание № 7.

В чем смысл названия повести?

(Многогранен: помимо проблемы «людской памяти», призыва к читателю «помнить себя», написаны моральные заповеди, нарушение которых приводит к деградации личности, духовной смерти.А может, это взывание к «остаткам» совести убегающего в глубь тайги Гуськова: живи и помни, что ты убил свою жену и будущего ребенка.)

^ Источники информации:

Для учителя:



  1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО» 2006г.

  2. Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы – Волгоград, «Учитель» 2009г

  3. Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос»

  4. Бельская Л.Л. Литературные викторины – М., «Просвещение» 2009г.

  5. Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе

Для обучающихся:


  1. Русская литература XX века в 11 классе Учебник для общеобразовательных учебных заведений в 2-х частях. Под ред. В.В. Агеносова. 5-е изд. М.: Дрофа 2010

  2. В. П. Журавлёв «Русская литература 20 в. Хрестоматия.» 11 кл Просвещение»,2006г

Средства обучения:
1. Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс

2. «5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки»

3. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе. (у обучающихся)

4. Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.(интернет)

5. Компьютер

6. Аудиоколонки

7. Проектор

9. Портреты русских писателей
Литература. Библиотека электронных наглядных пособий./

CD-ROM/ООО «Дрофа», 2004.

Источники информации
Для учителя.
Агеносов В.В. Методическое пособие. Русская литература XX века. 11 класс – М., «Дрофа»

«Русская проза « 20 века. М., «Дрофа»,2002 год.

А.Б. Галкина «Дрофа». 2002г.,

И.С. Артюхова «Сочинения на свободную тему 9-11кл,» М., «Эксмо».

Т.Г. Кучина. «Контрольные и проверочные работы по литературе», М., «Дрофа»,

Учебник в двух частях: В.В. Агеносов «Русская литература20 в. 11 кл.»,М. «Дрофа»,2008г. Н.В. Егораева «Поурочные разработки по русской литературе 2 ч.», М.»Вако». 2008г., А.Баранников, «Русская литература 20 в. 2ч.,М., «Просвещение» 2000г. В.П.Журавлев «Русская литература 20 в.

(Практикум)

В. П. Журавлёв «Русская литература 20 в. Хрестоматия.» 11 кл Просвещение», 1998г.

Поэзия серебряного века 2 т. «Дрофа», 2002г.

Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

Методы и формы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.


  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям

  4. Уроки внеклассного чтения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:


  1. Образную природу словесного искусства.

  2. Содержание изученных литературных произведений.

  3. Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.

  4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

  5. Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:

  1. Воспроизводить содержание литературного произведения.

  2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

  3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

  4. Определять род и жанр произведения.

  5. Сопоставлять литературные произведения.

  6. Выявлять авторскую позицию.

  7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

  8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

  9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Виды контроля

Промежуточный:


  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • устный или письменный ответ на вопрос;

  • устное словесное рисование;
Тест по литературе 11 класс.

I


  1. Какой из поэтов не принадлежит к Серебряному веку?

а) К. Бальмонт в) А. Фет

б) Н.Гумилёв г) В. Брюсов.

  1. Кому из писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия? 1балл

а) И. Северянину в) А. Чехову

б) А. Куприну г) И. Бунину.

  1. Назовите настоящую фамилию А. Белого и И. Северянина.

  1. Как назывался кружок , организованный Белым в 1903 году?

  1. Под чьим влиянием появился псевдоним А.Белого?

  1. К какому поэтическому направлению принадлежит творчество А.Белого?

  1. К какому поэтическому направлению принадлежит творчество Н. Гумилёва?

  1. Как называлось поэтическое объединение, созданное Н. Гумилёвым?

  1. Кто написал стихотворение «Творчество»?

  1. Кто из поэтов не принадлежал символизму?

а) В. Брюсов. в) А. Белый

б) К. Бальмонт. г) И.Северянин.

11. Какому герою пьесы «На дне» принадлежат слова: «Человек – это звучит гордо!»

А) Сатину. В) Актёру

Б) Луке Г) Бубнову.

12. Из какого стихотворения эти строки:

«Что делать нам с бессмертными стихами?»

II
А.И.Куприн «Гранатовый браслет »


  1. Как был воспринят Верой и ее семьей подарок – гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?

  2. Что говорит генерал Аносов о любви?

  3. Кому и почему в рассказе сочувствует автор?

  4. В ком и как проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?

III
Задания по пьесе М.Горького «На дне».


  1. Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дать описание ночлежки.

  2. Чем объединены одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?

  3. Где, по-вашему , завязка пьесы? Определите композиционные элементы пьесы.

  4. Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?

  5. Как утешает Лука ночлежников? Как они относятся к его словам?

  6. Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой?

  7. При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке?

  8. .В чем философский смысл пьесы?

Тест по рассказам И.А.Бунина

1 вариант

Задания по рассказу Бунина Господин из Сан-Франциско»?
1. В какой стране происходит действие в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

1) в Италии 2) в Соединенных Штатах 3) в Германии 4) в Англии


2. К какому из перечисленных эпических жанров принадлежит произведение И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

1) новелла 2)рассказ 3) повесть 4) очерк


3. Что собрало респектабельную публику на борту парохода «Атлантида»?

1) необходимость покинуть свою страну из-за социальных потрясений

2) стремление к развлечениям и отдыху

3) потребность в общении между представителями одного социального слоя

3) неприятие ценностей буржуазного мира

4) насмешка над героями
5. Как называется средство выразительности , к которому обращается автор, описывая «Атлантиду»: «... этажи... зияли огненными несметными глазами»?


6. Как называется средство выразительности, заключающее в себе обобщённый многозначный смысл (океан, пароход «Атлантида», серебряные усы и золотые пломбы господина из Сан-Франциско)?

1) метафора 2) сравнение 3) символ 4) олицетворение

Контрольная работа по пьесе М. Горького «На дне»

Составила Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14»

1 вариант

1. Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Опишите ночлежку.

2. Разделите всех персонажей на две группы по социальному положению.

3. Проследите, как в пьесе «На дне» развивается ее первая сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает?

4. Чем объединяются одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?

5. Где, по – вашему, завязка пьесы?

6. Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?

7. Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой.

8. Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами?

9. Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?

10. С пьесами какого русского писателя можно сопоставить драму М. Горького по своей композиционной организации?

2 вариант

1. Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.

2. Теплится ли надежда у героев пьесы в экспозиции? Докажите.

3. Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе?

4. Восстановите событийный рад пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие — за «кулисами»?

5. Случайно ли странник носит имя одного из апостолов Христа?

6. Что обещает Лука, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?

7. При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?8. Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле: «если веришь, то есть»?

9. Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция – Луки или Сатина – вам ближе

10. Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода?

3 вариант

1. Изменилась ли жизнь ночлежников с появлением Луки?

2.Для чего живут герои? О чем мечтают обитатели «дна»?

3. Как утешает Лука ночлежников?

4. Как обитатели ночлежки относятся к словам странника?

5.Что привлекает в облике и суждениях Луки? Что вы принимаете в нем?

6. Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах?

7. Меняются ли на протяжении пьесы Актер, Пепел, Настя? Как и почему?

8. Нужна ли ложь слабым? Всегда ли жалость, сопереживание, сострадание унизительны?

9. Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции?

10. Почему именно Сатину М. Горький доверил важный монолог о человеке?

4 вариант

1. Какое событие опрокинуло все иллюзии ночлежников, посеянные Лукой?

2. Что изменилось в жизни ночлежников после убийства Костылева и исчезновения Луки?

3. Судьбы каких героев вас особенно потрясли и почему?

4. Так что же важнее: истина или сострадание?

5. Определите композиционные элементы пьесы.

6. Каков итог спора о правде?

7. В чем новаторство Горького – драматурга?

8. В чем философский смысл пьесы?

9. Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения?

10. Понравилось ли вам это произведение? Почему?

Завязка пьесы – появление Луки. Какие же события “завязываются” в этот момент? Какие струны души героев затрагивает странник своими неожиданными, так человечно звучащими в ночлежке словами? Какие события и реплики персонажей вызывают у Луки ответный отклик? Вопросы, которые Читатель задает уже на этапе осмысления экспозиции, помогают осознать им один из важнейших вопросов, предложенных в учебнике, и начать накопление материалов для характеристики гуманистических идеалов Горького, утверждаемых в пьесе “На дне”. Наблюдения нас помогают им сделать вывод о философском характере пьесы, увидеть в пьесе социальную направленность. Пьеса обличает и пьеса формирует у зрителя гуманистические идеалы. Появление у героев надежды, нарастающее ощущение у каждого из обитателей дна невозможности жить так, как жили до сих пор, более активное стремление вырваться из пут дна – вот те очевидные изменения в сознании и поведении обитателей ночлежки, которые отмечают Читатели, наблюдая за событиями I акта.
Каким образом анализировать II акт (действие)? Когда появилась пьеса, А. П. Чехов писал, что она “нова и несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это самый лучший, самый сильный, и я, когда читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия”2. Что же можно увидеть в этом акте? В обитателях дна просыпается надежда, живет/желание изменить жизнь к лучшему. Иллюзорность этого желания, и этой надежды ясна зрителю и читателю, но не героям пьесы. Вникая в существо каждой реплики, можно ощутить неустойчивость положения обитателей дна. Как изображена жизнь дна в этом действии? Читатели ощущают ненадежность относительного равновесия, которое возникает в ночлежке на какое-то время, отмечают жадность надежд героев, которым не суждено сбыться: “Во II действии умирает Анна, в этом же действии Пепел чуть не убил Костылева”. Но “…еще верит в больницу, в которой его спасут, Актер. Еще думает с надеждой о будущем Пепел, еще есть что-то впереди у Наташи…”-пишет в своей работе ученик, добросовестно пытаясь увидеть, с какой меркой можно подходить к относительно стабильным мгновениям жизни дна.
Страшный мир нищеты и тщетность надежд на лучшую жизнь не могут оставить ни малейшего просвета впереди, никаких шансов на избавление этих героев от их судьбы. Но вера, но надежда на лучшее будущее сами по себе представляют ту жизнеутверждающую силу, тот запас человечности, которые постоянно заставляет “звучать” автор. Именно существование этой позитивной силы всего важней в споре о человеке и его роли в жизни. Еще впереди монолог Сатина, но нельзя пропустить и слов Луки: “Человек – все может… лишь бы захотел…”
Впереди – кульминация. Последовательно знакомясь с текстом I и II действий, Читатели постепенно накапливают сведения о специфике горьковской драматургии, и к кульминационному III действию они уже в состоянии сделать определенные выводы: они отчетливо представляют себе социальный характер обличения в этой драме, уяснили суть возникающих, на первый взгляд разнонаправленных, споров, философский характер пьесы. Они видят, что именно эти два ведущих признака подчиняют себе все остальные: автор делает акцент не на событийном сюжете, а на противостоянии позиции героев. Вот почему так важен спор в пьесе, Словесный поединок, выразительность и стремительность диалога, его афористичность. Горький считал, что афоризмы дают возможность сжимать слова, как пальцы в кулак. Можно уже на этих двух действиях проследить за тем, как афоризмы насыщают речь героев, как понимают Читатели, что такое афоризм и какова роль афоризмов в речи каждого из героев. Читатель может предложить десятиклассникам найти афоризмы в репликах одного из героев. Это поможет охватить самостоятельной, индивидуальной или групповой работой весь класс. Возможно и ограничение объема такого задания. Например, предлагая назвать афоризмы в речи Луки, ограничим ученический поиск одним из действий. Если это будет предварительное задание по III действию, то Читатели смогут сделать свое сообщение в процессе обсуждения кульминационного действия. Можно при этом предложить вопросы типа викторины: когда Лука сказал: “…вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!”? Когда и какой герой произнес трагическую и страшную реплику: “За что мне – правду?”? Какую историю рассказал Лука, после того как сказал: “…не всегда правдой душу вылечишь”?
Среди разнообразных видов заданий чаще всего практикуется выборка афоризмов из III действия. Выписывая афоризмы, Читатели отмечают, кто их произнес, в каких ситуациях они возникли. Если же задание предлагается без каких-либо уточнений, как правило, выписывают только афоризмы Луки: “Человека приласкать – никогда не вредно!”, “Человек – может добру научить – очень просто!”, “Не всегда правдой душу вылечишь”, “Все ищут люди, все хотят – как лучше”, “Кто крепко хочет – найдет!”, “…человек должен уважать себя…” Как видно из ответов школьников, они активно поддерживают именно гуманистические идеи пьесы, этический заряд, который несут эти афоризмы, вызывает их сочувствие, и они, почти не замечая этого, старательно обходят не менее яркие, но раздражающие своим цинизмом реплики Бубнова, Клеща и даже (в этом действии особенно!) Сатина.
Обращение нас к афоризмам неизбежно возвращает их к размышлениям о героях произведения. Выполняя задания, наса оценивают искренность или фальшь реплики, причину, которая ее вызвала. Умение устанавливать связь слова и характера – одно из наиболее сложных и ответственных слагаемых анализа драматического произведения.
В процессе изучения III действия пора обратиться к обобщению наблюдений нас по анализу образов. Есть учителя, которые стремятся проанализировать образы всех героев пьесы. Но продуктивней ограничение такой работы двумя важнейшими для раскрытия ее философского содержания образами – Луки и Сатина. Лука привлекает многих зрителей и читателей. Именно вокруг этого образа шло более всего споров. Каков же этот герой? Читатели охотно принимают участие в оценке его качеств и поведения: он деятелен и заботлив, участлив и непритязателен, мягок (“оттого, что много мяли”), уклончив, осторожен, обладает присущим мудрой старости даром невеселого предвидения судеб своих случайных соседей. Он стремится ” сам уйти и их отвлечь от мыслей о неизбежной гибели. Обращаясь к Луке – герою пьесы, нужно видеть и привлекательное, и неприятное в его облике, поведении, суждениях. Доброта и приниженность, забитость, склонность к примирению, проповедуемые Лукой, должны оцениваться учащимися не отвлеченно. Нужно увидеть здесь прямую связь с его жизненной позицией. Характер, речь Луки, его поступки вызывают одновременно и симпатию, и неприятие, и даже
Протест, который во многом подсказан отношением автора к герою.
Еще более сложным, во многом непонятным для читателей является образ Сатина. Опустившийся телеграфист, шулер, способный и на благородство, и на цинизм, именно он в момент духовного подъема произносит важнейший в пьесе монолог с центральной для Горького, программной декларацией: “Человек – это звучит гордо!” Читатели знают, что в этом случае герой-прежде всего рупор авторских убеждений, оратор, несущий зрителю авторское кредо. Обращаясь к творческой лаборатории писателя, можно подчеркнуть пафос пьесы.
Уместно на этом этапе работы над текстом пьесы использовать концовку поэмы “Человек”: “Он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним – пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и человеку нет конца пути! Так шествует мятежный человек – вперед! И – выше! Все вперед! И – выше!” Именно тут можно продемонстрировать фрагмент пьесы: “Человек – вот правда”-или обратиться к фильму “Драматургия Горького”. Анализ сцены, анализ типажей актеров, которые исполняли эту роль, оценка исполнения в просмотренном фрагменте – все будет помогать учащимся постичь основной конфликт пьесы, ее пафос, ее идейную направленность. Этому могут также способствовать вопросы, предложенные учителем классу: в каком из эпизодов Сатин более всего кажется вам человеком, которому Горький мог доверить такой ответственный и важный для автора монолог?
Напомним: Сатин не впервые произносит жестокие и циничные слова. Он – шулер, человек опустившийся и ожесточенный, как и все ночлежники. Монолог Сатина – лишь яркая вспышка жажды правды и справедливости, которая не угасает и на дне, и где бы ни находился человек, пока он остается человеком.
Пьеса в значительной мере строится на противостоянии позиций Луки и Сатина. В ней нет непосредственного столкновения героев, между ними ни разу не происходило того, что хотя бы отдаленно напоминало философский спор. Но эту полярность ощущают сами ночлежники, их беседы и реплики тяготеют к одному из полюсов, их “правды” различны, и любой читатель или зритель ощущает существо различия. Вот и еще одно доказательство того, что перед нами философская, а не только социальная драма. И еще одно доказательство обычно обнаруживают сами Читатели: в IV действии нет Луки, но полемика с ним, противостояние его позициям не ослабевают до последней реплики – полемика идет на уровне фактов, событий. Одно из них – смерть Актера. Так в процессе работы над образами Луки и Сатина Читатели неизбежно придут к осмыслению основного конфликта пьесы и в то же время утвердят себя в умении осознавать идейный смысл пьесы в процессе тщательного анализа ее ведущих образов.

Сочинение по литературе на тему: Романтические герои раннего творчества Горького

Другие сочинения:

  1. 1. Общие характеристики раннего творчества. 2. Главные темы периода. 3. Тема свободы человека на примере рассказов М. Горького “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль”. 4. Два начала в мировосприятии М. Горького. 5. “Люди дна” в творчестве писателя. 6. Пейзаж, как способ Read More ......
  2. Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества Read More ......
  3. В своем раннем творчестве М. Горький рисовал не обычных людей (крестьян, рабочих), а натур романтических, возвышенных. Эти персонажи не находили себе места в реальной жизни, постоянно что-то искали, к чему-то стремились. Герои ранних горьковских рассказов – бродяги, цыгане, чабаны или Read More ......
  4. Начало 90-х годов XIX века – время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистической правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе. В письме Пятницкому Read More ......
  5. В области поэзии молодой преобразователь в это время одерживает решительные победы. Вышедший в 1829 г. сборник его стихов “Восточные мотивы” – живое свидетельство преимущества новой, романтической поэзии. Французы еще не слышали таких стихов. В них и знойное небо Испании, и Read More ......
  6. Пьеса “На дне” явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений Горького над миром “бывших людей”. В ранних горьковских рассказах образ босяка не лишен даже некоторой романтической окраски. Читателя привлекают его удаль, широта души, человечность, поиски справедливости. Ощущается его несомненное превосходство над сытым Read More ......
  7. В своих “хождениях по Руси” М. Горький вглядывался в темные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на “дне” жизни что-то светлое, доброе, человеческое, Read More ......
  8. Для меня в Горьком вся Россия. Как я не могу представил, себе Россию без Волги, так не могу подумать, что в ней нет Горького. К. Паустовский Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого Read More ......
Романтические герои раннего творчества Горького