Сочинение по роману "Дубровский" А.Пушкина: защита человеческой личности. Сочинение на тему защита человеческой личности в повести дубровский Противопоставление чести бесчестию


Мысль о защите человеческой личности в произведении «Дубровский» играет достаточно важное значение. А. С. Пушкин изображает сложную жизненную ситуацию и сильных духом людей, без страха отстаивающих свое мнение и пресекающие любое проявление несправедливости. Мое повествование состоит из следующих разделов:

  • противопоставление чести бесчестию;
  • защита человеческой личности на примере поступков главного героя;
  • заключение.

Противопоставление чести бесчестию

Противопоставление чести бесчестию - именно с этой темы я и начну свой рассказ. С отображения неприятной картины помещичьего уклада, в котором преобладающую роль играют подхалимство, лицемерие и продажность. На их фоне выделяются некоторые образы, в первую очередь главный герой произведения - Дубровский. Именно эти образы и защищают человеческую личность. Они благородны, честны и достойны.

Защита человеческой личности на примере поступков главного героя

После того скандала, что разразился между отцом Владимира и его бывшим другом, после всех попыток мести со стороны главного героя он все же отказывается от желания отомстить. Почему? В чем дело? Дело в том, что Дубровский понимал, что желанием и осуществлением мести он проявляет некую злобу, агрессию и жесткость, поэтому и отказывается от нее.

О защите человеческой личности можно судить и о других его поступках. К примеру, по тому, как Дубровский относится к простым мужикам - он уважает их, что, на самом деле, для помещиков того времени было совсем нехарактерно. По этому можно судить не о том, что Дубровский любит трудовой народ, а о том, что он является образованным и благородным человеком

Заключение и итоги

В заключении хотелось бы сказать о том, что, судя по грустному сюжету произведения, любой человек, каким бы сильным он ни был, все равно беззащитен и безысходен перед жестокостью судьбы. Даже сильная, самоуверенная, волевая личность, делающая все, что только можно для того, чтобы достигнуть цели, не всегда добивается желаемого. Маша и Дубровский помощи от закона и общества тоже не дождались.

Защита человеческой личности в романе А. С.Пушкина «Дубровский» Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какая она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за свое счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах романа А. С.Пушкина «Дубровский».

Это произведение глубокое и интересное. Меня оно впечатлило своей идеей, поворотами сюжета, печальным финалом, героями. Кирилла Петрович Троекуров, Владимир Дубровский, Маша Троекурова – все это сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Троекуров от природы был неплохим человеком, его связывали добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему были свойственны человеческие порывы, но в то же время он был деспотом и самодуром.

Троекуров – типичный барин-крепостник, в котором до предела развито чувство собственного превосходства и вседозволенности, порочности и невежественности. Тогда как Дубровский и Маша – натуры благородные, искренние, чистые и честные. Главной проблемой романа является проблема защиты человеческого достоинства.

Но, так или иначе, она связана со всеми персонажами произведения. В первую очередь эта проблема касается семьи Дубровских, которую Троекуров лишил не только родового поместья, но и покусился на их дворянскую честь и достоинство. Андрей Гаврилович был уверен в своей правоте, мало заботился о судебном деле, которое затеял против него Троекуров, поэтому и не смог отстоять свои права.

Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал неравной схватки с более сильным соперником и умер. Тогда отстаивать свою собственную честь пришлось Дубровскому-младшему. Волею случая он стал во главе крестьянского движения, чтобы «вершить свой суд». Но он с самого начала был не согласен с методами борьбы против помещиков.

Его чистая и искренняя натура не позволяла ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Он был справедлив и милосерден, поэтому руководил Владимир крестьянами недолго. Крестьянский бунт был стихийным, действия их часто были противоречивыми, поэтому они покорились приказу Дубровского, прекратили вооруженное выступление и разошлись. «…Грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны».

Но почему же Владимир не трогает владения своего обидчика, самого богатого помещика в округе – Троекурова? Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своему кровному врагу.

Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирилла Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Владимир не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.

Таким поворотом сюжета, печальным финалом, как мне кажется, А. С.Пушкин показывает, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может лишь рассчитывать на свои собственные силы.

Поэтому я понимаю Владимира Дубровского, который стал разбойником. А что ему еще оставалось делать? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписанным правилам – правилам силы и жестокости.

Но его благородная, чистая и искренняя натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником».

Эпиграф урока: « Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство сильнее всего» Ф.М.Достоевский

На экране:

Честь - 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека.

2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

3. Почёт, уважение.

Нравственность внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения.

Бесчестье - поругание чести, оскорбление.

Деспотизм – неограниченная власть, произвол.

Тип урока: Обобщающий урок.

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

Задачи:

    Выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

    Формировать культуру связной речи.

    Развивать умение рассуждать и делать выводы.

    Воспитывать нравственные качества: доброту, благородство, справедливость

Формы работы с учащимися: групповая.

Методы и приемы обучения: информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Внутрипредметные связи: перед этим уроком на занятиях, посвященных изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями.

Межпредметные связи: русский язык.

Вербальные средства обучения: учебники.

Технические средства обучения: ИКТ, художественный фильм « Благородный разбойник Владимир Дубровский», режиссер В.Никифоров, электронный словарь Ожегова.

Ход урока.

    Оргмомент.

Пояснение. Перед этим уроком на занятиях, посвящённых изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями. Дома они готовили ответы на вопросы (по группам), которые будут рассматриваться на данном уроке.

    Вступительное слово. Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Ф.М.Достоевского: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство сильнее всего».

    Выяснение цели и задач урока.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь у нас на уроке?

Наша задача - выяснить, как герои Пушкина понимают слова “честь” и “бесчестье”, как они отстаивают своё достоинство и к чему, в конечном счёте, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

    Словарная работа.

Вначале выясним значение слов “честь” и “бесчестье”. Посмотрим, какие определения даёт Ожегов в электронном толковом словаре .

Поиск определений в электронном толковом словаре: 1 группа – «честь», «нравственность»; 2 группа – «бесчестье», «деспотизм».

Как видим, у слов “честь” несколько значений, а у слова “бесчестие” лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой - невозможно. Тема чести очень важна для А.С.Пушкина. Так, эпиграфом к повести «Капитанская дочка» стали слова: “Береги честь смолоду”, т.е. с самого начала жизни.

В романе «Дубровский» главный герой - Владимир - представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным.

- От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей.)

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характеров Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

    Проверка д/з

Сопоставительная характеристика А.Г.Дубровского и К.П. Троекурова

Пересказ и выборочное чтение

Троекуров Кирила Петрович(1 группа)

- Чем знаменит был Троекуров Кирила Петрович?

(Богатством, знатным родом и связями, которые придавали ему большой вес в губернии.)

- Какую характеристику Троекурову даёт Пушкин в начале романа?

(Барская праздность, избалованность всем, любовь к буйным увеселениям, необразованность, ограниченный ум, надменность, своенравие.)

- Можно ли, судя по такой характеристике, говорить о Троекурове как о приятном в общении человеке?

- Как относятся к нему соседи? Губернские чиновники?

(Угождают его прихотям, трепещут перед ним, не смеют высказать своего мнения или проявить недовольство.)

- Доволен ли таким положением Троекуров? Почему?

(Да, потому что это соответствует его представлениям о чести.)

- И что понимает он под словом “честь”?

(Почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству, а моральные качества в расчёт не принимаются.)

Теперь обратимся к другому персонажу романа - Андрею Гавриловичу Дубровскому(2 группа) .

- Какие черты характера этого героя подчёркивает Пушкин?

(Независимость, смелость, нетерпеливость, решительность.)

- Каково его материальное и социальное положение?

(Обедневший помещик, отставной поручик гвардии; у него есть старое дворянское имя, но нет связей и богатства.)

- Почему же Троекуров привязался к Дубровскому и далее ценит его дружбу?

(Они старые товарищи, сходны характерами и наклонностями. Троекуров понимает, что Дубровский не будет лебезить перед ним, как другие. Ему в какой-то степени нравится гордость Дубровского, который даже выступает против свадьбы Владимира и Маши.)

- Сделайте вывод: каковы представления о чести у А.Г. Дубровского?

(Незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём - “беден и независим”.)

Вывод

Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.

Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им “позволяют” проявлять свой характер в “разумных пределах”.

Однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество.

Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой.

Просмотр эпизода фильма «На псарне» 5.26

Наши симпатии, безусловно, на стороне Дубровского.

- Но подумайте, кто виноват в ссоре, произошедшей на псарне? Кто прав?

(Здесь нет правых:

- Андрей Гаврилович, “горячий охотник”, из зависти позволяет себе высказать слишком резкое замечание в адрес хозяина;

- псарь Парамошка, чувствуя, что может польстить Троекурову и развеселить его, дерзко отвечает бедному помещику, намеренно стараясь его обидеть;

- Троекурову же и в голову не приходит мысль о том, что “дерзкое замечание холопа” может оскорбить кого-то из его гостей. Он громко смеётся.

Каковы были последствия ссоры двух старых друзей?

Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума.

- Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался?

Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова.

Но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын.

    Сравнительная характеристика Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.

Главный герой романа - Владимир Дубровский .

- Опишите жизнь и мечты Владимира в столице (гл. III).

- Несмотря на внешнюю беспечность, Владимир Дубровский очень похож на своего отца. Чем?

(Честен, независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь.)

- Почему Владимир не мог спасти отца?

(Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу.)

- Почему Дубровский становится разбойником? Что им движет?

(Чувство оскорблённого человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца.)

- Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий. Показателен в этом отношении рассказ помещицы Глобовой.)

Инсценирование эпизода «Рассказ Анны Савишны Глобовой» 4 мин

Как рассказ Глобовой характеризует Дубровского?

(Как человека справедливого, человека чести.)

- Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком.

Но почему же он не мстит за отца, за оскорблённую семейную честь? Мало того, почему он, в конце концов, отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой.)

Выразительное чтение эпизода «Объяснение» (глава XII) 3 мин

Прочитаем его собственное объяснение в главе. Пушкин как бы подчёркивает его оторванность от жизни.

Человечность в Дубровском победила ненависть к Троекурову.

Маша Троекурова

- Достойна ли Маша такой жертвы со стороны Владимира?

- Под влиянием чего формировался её характер (гл. VIII) ?

(Французских романов.)

- Какие черты присущи Маше?

(Мечтательность, женственность, способна на сильное чувство.)

- Унаследовала ли Марья Кирилловна нрав своего отца?

(Она не груба, не вспыльчива, не жестока, может быть, несколько упряма.)

И всё-таки Маша - истинная дочь своего сословия. Ей свойственны предрассудки аристократии, например, пренебрежительное равнодушие к низшему сословию.

- Вспомните, когда Маша обращает внимание на Дефоржа не только как на учителя брата, а как на человека?

Пересказ эпизода с медведем.(2 мин)

(История с медведем. Храбрость, гордое самолюбие, спокойствие превратили Дефоржа в глазах Маши в героя романа.)

- Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?

(Дубровский - разбойник. Обратиться к нему за помощью - значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником - бесчестье. Брак с Верейским - личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

Просмотр финальной сцены фильма 1.32.13 – 1.35.01(3 мин)

- Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский?

(Маша дала клятву перед Богом, она жена Верейского. Нарушить слово - отступить от строгой морали.)

    Подведение итогов.

Подведём итоги нашей беседы.

- Как понимают герои Пушкина честь и бесчестье?

Примерные ответы.

Троекуров: бесчестье, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие - стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.

А.Г. Дубровский: бесчестье - терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство.

Владимир Дубровский: бесчестье - оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.

Маша: бесчестье - идти против общественной морали, руководствуясь чувством, желанием.

Как видим, каждый верен своему понятию чести.

- Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всём желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода.)

    Составление синквейна на тему «Честь»

IX . Заключительное слово учителя .

Благородные и честные люди не могут жить в стране, где царствует низкопоклонство, где можно купить даже решение судей. Роман поднимает важную проблему: как жить человеку в мире, где царит несправедливость и беззаконие, деспотизм.

Булат Окуджава ( российский поэт и композитор )

Совесть, благородство и достоинство–

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство

и достоинство…

X . Объявление оценок.

XI . Домашнее задание (по выбору) :

Подготовить по 2 вопроса героям романа, которых вы бы встретили через несколько лет?

Составить план продолжения романа.

Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии. В следующих классах мы познакомимся с разными точками зрения других писателей XIX века на нравственные проблемы.

Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какая она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за свое счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Это произведение глубокое и интересное. Меня оно впечатлило своей идеей, поворотами сюжета, печальным финалом, героями. Кирилла Петрович Троекуров, Владимир Дубровский, Маша Троекурова – все это сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Троекуров от природы был неплохим человеком, его связывали добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему были свойственны человеческие порывы, но в то же время он был деспотом и самодуром. Троекуров – типичный барин-крепостник, в котором до предела развито чувство собственного превосходства и вседозволенности, порочности и невежественности. Тогда как Дубровский и Маша – натуры благородные, искренние, чистые и честные.
Главной проблемой романа является проблема защиты человеческого достоинства. Но, так или иначе, она связана со всеми персонажами произведения. В первую очередь эта проблема касается семьи Дубровских, которую Троекуров лишил не только родового поместья, но и покусился на их дворянскую честь и достоинство.
Андрей Гаврилович был уверен в своей правоте, мало заботился о судебном деле, которое затеял против него Троекуров, поэтому и не смог отстоять свои права. Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал неравной схватки с более сильным соперником и умер. Тогда отстаивать свою собственную честь пришлось Дубровскому-младшему. Волею случая он стал во главе крестьянского движения, чтобы «вершить свой суд». Но он с самого начала был не согласен с методами борьбы против помещиков. Его чистая и искренняя натура не позволяла ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Он был справедлив и милосерден, поэтому руководил Владимир крестьянами недолго. Крестьянский бунт был стихийным, действия их часто были противоречивыми, поэтому они покорились приказу Дубровского, прекратили вооруженное выступление и разошлись. «…Грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны».
Но почему же Владимир не трогает владения своего обидчика, самого богатого помещика в округе – Троекурова? Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своему кровному врагу. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирилла Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Владимир не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.
Таким поворотом сюжета, печальным финалом, как мне кажется, А.С.Пушкин показывает, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может лишь рассчитывать на свои собственные силы.
Поэтому я понимаю Владимира Дубровского, который стал разбойником. А что ему еще оставалось делать? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписанным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная, чистая и искренняя натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником».

Идея защиты личности в романе «Дубровский» красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.

Роман имеет глубокий сюжет, актуальный во все времена, раскрывающий незаурядные личности героев. А.С. Пушкин показывает Троекурова избалованным барином со множеством вредных привычек, хотя и несколько склонным к хорошим поступкам. В отличие от него, Андрей Гаврилович Дубровский и Маша, дочь Троекурова, имеют благородный характер, справедливый и добросовестный. Главные герои являются достаточно волевыми, не примиряющимися с обстоятельствами.

Троекуров отбирает фамильный дом Дубровских, посягает на их гордость и доброе имя. Старший Дубровский не воспринимал всерьез суд, устроенный против него Троекуровым, в итоге проиграл и умер. Его сыну Владимиру пришлось занять место отца и отвечать за честь всей фамилии. Некоторое время молодой человек руководил восстанием крестьян против угнетающих их помещиков. Несмотря на все возможности, находящиеся у него в руках, Владимир вскоре распустил крестьян, так как не смог принять жестокость их борьбы с помещиками. Это показало милосердие и чистоту характера Дубровского-младшего. В ходе бунта крестьян он не допустил нападения на поместье Троекурова, потому что полюбил его дочь Машу. Так, ради любви Владимир смог простить давнего врага семьи и опуститься до мести. Однако, влюбленным не удалось быть рядом: Троекуров насильно отдал замуж Машу за пожилого графа. Дубровскому несмотря ни на что не удалось уберечь собственную любимую от свадьбы с другим.

Грустный сюжет ярко показывает беззащитность и безысходность любого перед жесткостью жизни. Даже сильные и волевые личности, делающие все возможное ради достижения целей, не всегда могут добиться своего. Закон и общество тоже никак не могли помочь Маше и Дубровскому.

С какой-то стороны можно понять Владимира, который не выдержал всех испытаний и встал на дорогу разбоя. Защитить его счастье не помогло ничто: ни государство, ни общество, ни даже собственные невероятные усилия и мудрость. Так, не получив поддержки от закона, он переходит на другую сторону и начинает жить по правилам силы и беззакония. Однако, несмотря на все изменения, добрая и благородная натура Дубровского не может до конца стать жестокой, отличаясь благородством.

2 вариант

Защита человеческой личности – важнейшая часть повести великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Однако, говоря об этой теме, стоит рассмотреть исторический контекст, дабы наиболее точно понять произведение.

В том временном периоде, когда происходит действие «Дубровского», защита личности, да и в целом понятие личности, распространялось лишь на узкую прослойку населения – дворянство. Фактически, лишь помещики-феодалы, представители знатные родов, имеющие чин или высокое происхождение, рассматривались как личности, имеющие право на собственную защиту, на защиту собственного достоинства и чести.

Обычный же народ, представленный крестьянским большинством, находясь под их властью, фактически не имел права называться «самостоятельными личностями». При действующем крепостном праве, они рассматривались не более чем товар, который можно было проиграть в карты или выменять на щенков борзых собак у соседа-феодала. Они же были говорящим орудием вспашки земель и прислугой в домах.

Одним из примеров жестокого помещика является Троекуров – одни из главных героев «Дубровского». Оскорбив и принизив честь последнего, он нажил себе врага, который, собрав вокруг себя таких же униженных и притесненных крестьян, принялся нести справедливость. Оскорблённый Троекуровым Владимир возглавил банду разбойников, которые грабили в окружных лесах проезжавших богатеев, которые, некогда, считали своих нынешних обидчиков недостойными людьми «низкого сорта», которым не дано никакой свободы и никаких личных прав. При этом честным и бедным людям нечего боясь – банда Дубровского их не только не трогала, но и помогала им всячески.

Таким образом, главным примером защиты человеческой личности в произведении Пушкина является даже не сам Владимир Дубровский, которые защищал свою честь от Троекурова, нет. Дубровский, в отличие от простого народа, имел различные пути защиты своей чести (например, тот же вызов на дуэль). Главный пример защиты человеческой личности мы видим в лице крестьян, пошедших против притеснителя и угнетателя Троекурова и ему подобных, которые не только всячески издевались над ними (говоря о Троекурове, стоит вспомнить эпизод с медведем), но и вовсе не считали их за личности, которые имеют право хоть на какие-то желания, мечты, хорошие и достойные условия жизни и все те права, без которых современный человек не смог бы жить в принципе.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Саврасова Зима 3 класс описание

    Картина «Зима» выделяется из всех творческих работ автора. Узенькая тропка разделила полотно на две часть. Слева - нашему вниманию открывается дремучий лес и пара деревьев у обочины. Справа расположились лишь две безжизненные березы.

  • Анализ рассказа Бунина Господин из Сан-Франциско сочинение 11 класс

    Это произведение Бунин написал за четыре дня. Практически все события являются вымышленными. Весь рассказ наполняют философские размышления, автор рассуждает над смыслом существования

  • Сочинение по картине Оттепель Васильева 4 класс

    На переднем плане полотна изображена проселочная дорога. Не смотря на то, что весь пейзаж выполнен в темных тонах, угадывается время года – ранняя весна.

  • Анализ эпизода Именины Наташи Ростовой в романе Война и мир

    Известный роман переполнен военными сценами, сражениями, кровью и смертями. Мир противопоставляется военным действиям. На фоне войны любые мирные мероприятия и собрания приобретают особую ценность

  • Образ Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы Салтыкова-Щедринаи его характеристика сочинение

    Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.