Соцреализм в литературе. Социалистический реализм


|
социалистический реализм, социалистический реализм плакаты
Социалисти́ческий реали́зм (соцреали́зм) - мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза, а затем и в других социалистических странах, внедрявшийся в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма.

Он был одобрен в 1932 году партийными органами в литературе и искусстве.

Параллельно ему существовало неофициальное искусство.

* художественное изображение действительности «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».

  • согласование художественного творчества с идеями марксизма-ленинизма, активное вовлечение трудящихся в строительство социализма, утверждение руководящей роли Коммунистической партии.
  • 1 История возникновения и развития
  • 2 Характеристика
    • 2.1 Определение с точки зрения официальной идеологии
    • 2.2 Принципы соцреализма
    • 2.3 литературе
  • 3 Критика
  • 4 Представители социалистического реализма
    • 4.1 Литература
    • 4.2 Живопись и графика
    • 4.3 Скульптура
  • 5 См. также
  • 6 Библиография
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История возникновения и развития

Луначарский был первым литератором, заложившим его идеологический фундамент. Ещё в 1906 году он ввел в обиход такое понятие как «пролетарский реализм». К двадцатым годам, применительно к этому понятию он стал употреблять термин «новый социальный реализм», а в начале тридцатых посвятил «динамичному и насквозь активному социалистическому реализму», «термину хорошему, содержательному, могущему интересно раскрываться при правильном анализе», цикл программно-теоретических статей, которые публиковались в «Известиях».

Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. 1932-1933 Гронский и зав. сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин.

На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Максим Горький утверждал:

«Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью».

Утверждать этот метод как основной государству потребовалось для лучшего контроля над творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики. предшествующий период, двадцатые годы существовали советские писатели, занимавшие порой агрессивные позиции по отношению ко многим выдающимся писателям. Например, РАПП, организация пролетарских писателей, активно занималась критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги». Довольно пёструю картину являло собой и изобразительное искусство 1920-х. нём выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её. Именно они стали основным костяком художников «соцреализма». Намного тяжелее пришлось менее традиционным мастерам, в частности, членам ОСТ (Общество станковистов), в котором объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз.

Горький в торжественной обстановке вернулся из эмиграции и возглавил специально созданный Союз писателей СССР, куда вошли в основном писатели и поэты советской направленности.

Характеристика

Определение с точки зрения официальной идеологии

Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:

Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 80-х годов.

Является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.» (Большая советская энциклопедия, 1947)

Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата:

«Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся… Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними».

Принципы соцреализма

  • Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.
  • Конкретность. изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).

Как гласило определение из советского учебника, метод подразумевал использование наследия мирового реалистического искусства, но не как простое подражание великим образцам, а с творческим подходом. «Метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии».

Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности». Утверждалось, что таким образом гуманизм «критического реализма» дополнялся «социалистическим гуманизмом».

Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки - таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.

В литературе

Писатель, по известному выражению Ю. К. Олеши, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывает читателя в духе преданности партии и поддерживает её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. Ленин писал: «Литература должна стать партийной… Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „винтиками и колесиками“ одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».

Литературное произведение в жанре соцреализма должно быть построено «на идее бесчеловечности любых форм эксплуатации человека человеком, разоблачать преступления капитализма, воспламеняя умы читателей и зрителей справедливым гневом, вдохновлять их на революционную борьбу за социализм».

Максим Горький, писал о социалистическом реализме следующее:

«Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой - и только с её высоты - ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

Он же утверждал:

«…писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика».

Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

Критика

Андрей Синявский в своем эссе «Что такое социалистический реализм», проанализировав идеологию и историю развития соцреализма, а также черты его типичных произведений в литературе, сделал вывод, что этот стиль на самом деле не имеет отношения к настоящему реализму, а является советским вариантом классицизма с примесями романтизма. Также в этой работе он утверждал, что из-за ошибочной ориентации советских деятелей искусства на реалистические произведения XIX века (в особенности на критический реализм), глубоко чуждые классицистической природе соцреализма, - и следовательно из-за недопустимого и курьезного синтеза классицизма и реализма в одном произведении - создание выдающихся произведений искусства в этом стиле немыслимо.

Представители социалистического реализма

Михаил Шолохов Пётр Бучкин, портрет художника П.Васильева

Литература

  • Максим Горький
  • Владимир Маяковский
  • Александр Твардовский
  • Вениамин Каверин
  • Анна Зегерс
  • Вилис Лацис
  • Николай Островский
  • Александр Серафимович
  • Фёдор Гладков
  • Константин Симонов
  • Цезарь Солодарь
  • Михаил Шолохов
  • Николай Носов
  • Александр Фадеев
  • Константин Федин
  • Дмитрий Фурманов
  • Юрико Миямото
  • Мариэтта Шагинян
  • Юлия Друнина
  • Всеволод Кочетов

Живопись и графика

  • Антипова, Евгения Петровна
  • Бродский, Исаак Израилевич
  • Бучкин, Пётр Дмитриевич
  • Васильев, Петр Константинович
  • Владимирский, Борис Еремеевич
  • Герасимов, Александр Михайлович
  • Герасимов, Сергей Васильевич
  • Горелов, Гавриил Никитич
  • Дейнека, Александр Александрович
  • Кончаловский, Пётр Петрович
  • Маевский, Дмитрий Иванович
  • Овчинников, Владимир Иванович
  • Осипов, Сергей Иванович
  • Позднеев, Николай Матвеевич
  • Ромас, Яков Дорофеевич
  • Русов, Лев Александрович
  • Самохвалов, Александр Николаевич
  • Семенов, Арсений Никифорович
  • Тимков, Николай Ефимович
  • Фаворский, Владимир Андреевич
  • Френц, Рудольф Рудольфович
  • Шахрай, Серафима Васильевна

Скульптура

  • Мухина, Вера Игнатьевна
  • Томский, Николай Васильевич
  • Вучетич, Евгений Викторович
  • Конёнков, Сергей Тимофеевич

См. также

  • Музей социалистического искусства
  • Сталинская архитектура
  • Суровый стиль
  • Рабочий и колхозница

Библиография

  • Lin Jung-hua. Post-Soviet Aestheticians Rethinking Russianization and Chinization of Marxizm//Russian Language and Literature Studies. Serial № 33. Beijing, Capital Normal University, 2011, № 3. Р.46-53.

Примечания

  1. А. Барков. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  2. М. Горький. О литературе. М., 1935, с. 390.
  3. БСЭ. 1-е издание, Т. 52, 1947, стр. 239.
  4. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . - М.: РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8.. - С. 400.
  5. История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. С. 322
  6. Абрам Терц (А. Синявский). Что такое социалистический реализм. 1957 год.
  7. Детская энциклопедия (советская), т. 11. М., «Просвещение», 1968
  8. Социалистический реализм - статья из Большой советской энциклопедии

Ссылки

  • А. В. Луначарский. «Социалистический реализм» - Доклад на 2-м пленуме Оргкомитета Союза писателей СССР 12 февраля 1933 года. «Советский театр», 1933, № 2 - 3
  • Георг Лукач. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ СЕГОДНЯ
  • Катерина Кларк. Роль социалистического реализма в советской культуре. Анализ условного советского романа. Основополагающая фабула. Сталинский миф о большой семье.
  • В Краткой литературной энциклопедии 1960-х/70-х годов: т.7, М., 1972, стлб. 92-101

социалистический реализм, социалистический реализм в музыке, социалистический реализм плакаты, что такое социалистический реализм

Социалистический реализм Информацию О

Сочинение

Роман Горького был опубликован в 1907 году, когда после поражения первой русской революции в стране наступила реакция, свирепствовал жестокий черносотенный террор. «Меньшевики отступали в панике, не веря в возможность нового подъема революции, они позорно отрекались от революционных требований программы и революционных лозунгов партии...» Только большевики «были уверены в новом подъеме революционного движения, готовились к нему, собирали силы рабочего класса».

В героях своего романа Горький сумел показать неистребимую революционную энергию и волю рабочего класса к победе. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Социалистический реализм в романе Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) «Победим мы, рабочие», - с глубоким убеждением говорит Павел Власов. Ни разгон демонстраций, ни ссылки, ни аресты не могут остановить могучий рост освободительного движения, сломить волю рабочего класса к победе, утверждал своим романом великий писатель. Он показывал, что идеи социализма все более и более властно ведут за собой людей. Он изображал этих людей, которые росли и крепли в борьбе за торжество идей социализма в нашей стране. Люди, показанные Горьким, воплощали в себе лучшие черты революционера - борца, и их жизнь была для читателей примером того, как нужно бороться за освобождение народа.

Оптимизм романа был особенно знаменателен в годы реакции. Книга Горького звучала как свидетельство непобедимости рабочего движения, как призыв к новой борьбе.

В статье 1905 года «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленин, характеризуя литературу будущего социалистического общества, писал: «Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды».

Идея социализма, большевистская партийность - источник силы Горького как художника, сумевшего создать образ большевика, борца за социализм. Этот образ нашел свое дальнейшее развитие в героях лучших произведений советской литературы. Ясность революционной цели, сила духа, позволяющая преодолевать любые препятствия, не бояться их, готовность к подвигу во имя освобождения народа - таковы черты этого образа, введенного Горьким в мировую литературу и оказавшего огромное влияние на передовую, прогрессивную литературу всего мира, на все ее дальнейшее развитие.

Мы узнаём лучшие черты героев Горького в Левинсоне из «Разгрома» Фадеева, в Павле Корчагине Н. Островского. В новых исторических условиях в них проявляются героические черты революционеров-большевиков, впервые показанные Горьким.

Нужна была гениальная проницательность великого художника, чтобы суметь на заре рабочего движения увидеть эти основные черты большевиков, воплотить их в живых образах героев произведения, в их поступках, мыслях и чувствах.

Теснейшая связь с революционной борьбой пролетариата помогла Горькому создать новый художественный метод -метод социалистического реализма. И это позволило ему увидеть то, что другие писатели-реалисты его времени увидеть не смогли.

Социалистический реализм основан на большевистской партийности, на осмыслении художником действительности с точки зрения борьбы за социалистические идеалы. В художественной литературе Горький осуществлял призыв Ленина показывать массам «во всем его величии и во всей его прелести наш демократический и социалистический идеал... самый близкий, самый прямой путь к полной, безусловной, решительной победе»

И в той же статье «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленин охарактеризовал черты новой, свободной литературы, литературы, основанной на большевистской партийности. Прежде всего Ленин отмечал как основную черту этой литературы идею социализма. Он указывал далее, что новая литература будет исходить из сочувствия к трудящимся, из опыта борьбы рабочих. Существенную ее черту Ленин видел в научном понимании жизни, в умении видеть жизнь в развитии, видеть в ней рождающееся передовое, новое. И, наконец, он говорил о народности социалистической литературы/обращенной к десяткам миллионов трудящихся и выражающей их интересы.

Эти основные черты и отличают метод социалистического реализма, теоретически обоснованный Лениным и впервые практически, творчески осуществленный Горьким в пьесах «Мещане», «Враги» и в романе «Мать». Новые творческие принципы нашли в этом романе наиболее яркое и полное воплощение, он был ответом на основное требование эпохи-создать новую, свободную, выражающую передовые, революционные устремления рабочего класса литературу.

В основе его лежит идея социализма, социалистический идеал «во всем его величии и во всей его прелести».

Своих героев Горький находит в среде рабочих; они и являются носителями социалистического идеала. Горький показывает рабочих в революционном развитии, в борьбе старого, отмирающего, и рождающегося нового, передового, которому в жизни, как учит товарищ Сталин, принадлежит будущее. Социалистический идеал, человек - борец за социализм--как носитель этого идеала, умение показать завтрашнее, передовое, не отрываясь от сегодняшнего, в котором это передовое рождается, единство с народом, борющимся за свободу,- в этом выразились в романе «Мать» основные черты социалистического реализма.

Другие сочинения по этому произведению

Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" - реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького "Мать" Сюжет романа «Мать» ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО \"МАТЬ\"... Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать" Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать"

Социалистический реализм (проф. Гуляев Н.А., доц. Богданов А.Н.)

Социалистический реализм зародился в начале XX в., в эпоху империализма, когда противоречия, свойственные буржуазному обществу, достигли своего предела, когда пролетариат, возглавляемый коммунистическими партиями, развернул победоносную борьбу за завоевание власти, за социалистический строй жизни. Дальнейшее развитие этот метод получил после Октябрьской революции и формирования мировой социалистической системы, завоевав сердца и души самых передовых писателей не только социалистических, но и капиталистических стран. В настоящее время под знаменем нового реалистического искусства сражаются лучшие художники мира. Социалистический реализм - ведущий художественный метод современности, качественно новый этап в художественном развитии всего человечества.

Метод и революционная борьба эпохи

Новаторство творчества социалистических реалистов определяется прежде всего их глубоким постижением нового в самой действительности. Героические выступления рабочего класса, национально-освободительное движение колониальных и зависимых народов, строительство социализма и коммунизма в СССР создали в XX в. такие условия для творчества, каких не знала человеческая история.

Революционная борьба дала передовому писателю материал исключительной эстетической ценности: напряженные, невиданные по своему размаху общественные конфликты, подлинных героев - людей революционного действия, обладающих мощными характерами, яркой индивидуальностью. Она вооружила его четким общественно-эстетическим идеалом. Все это позволило коммунистически мыслящим художникам создать искусство больших страстей, большого социального и психологического драматизма, глубоко человечное по своей сущности.

Пролетарские революции, ярко выявив все лучшие, что заключено в трудовом народе и его коммунистическом авангарде (беззаветную преданность свободе, человечность, чистоту моральных побуждений, силу воли и исключительное мужество), тем самым в максимальной степени раскрыли эстетические богатства жизни, создав объективные предпосылки для возникновения реалистической литературы нового типа.

Вполне закономерен тот факт, что социалистический реализм впервые возник в России. Русский пролетариат обладал наибольшей революционной активностью, во главе его стояла действительно революционная марксистско-ленинская партия, которая раньше других повела народные массы на штурм капитализма и вдохновила их на борьбу за построение социалистического и коммунистического общества. Героическая борьба русского рабочего класса за власть, за социалистические общественные отношения еще до 1917 г. получила свое художественное отражение в произведениях М. Горького ("Мать", "Враги", "Лето"), А. Серафимовича ("Бомбы", "Город в степи"), Д. Бедного и других представителей нового реалистического искусства.

Формирование социалистического реализма в России было определено не только революционно-освободительным движением, но также передовыми художественными традициями русской литературы и высоким уровнем развития русской эстетической мысли. Особое значение имело творчество русских классиков XIX в. и эстетические идеи русских революционеров-демократов.

В творчестве социалистических реалистов впервые в истории литературы получили ясное выражение задачи рабочего класса, его устремленность к коммунизму. Общественный идеал понимался ими не только как мечта, но и как вполне достижимая цель в борьбе за социалистическое преобразование общества.

Социалистический реализм - это искусство, активно агитирующее за свершение социалистической революции, за коммунистический строй жизни, за свободу и счастье человека на земле. Его освободительная, гуманистическая миссия (прежде всего и придает ему новаторские черты. Борьба за идеал в произведениях социалистических реалистов осуществляется в форме правдивого воспроизведения действительности, живых. процессов истории. Социалистическому реализму по самой его природе чужда иллюстративность. Вы содействуете победе новых сил в России, в ее борьбе за свободу", - писали основоположнику социалистического реализма М. Горькому в первый год революции американские писатели и художники * . Произведения советских писателей знакомили читателей России и зарубежных стран с правдивыми картинами жестоких классовых боев за свободу народа, помогая тем самым людям разных национальностей вступить на путь революционной борьбы, вдохновляли их, вселяли веру в победу. Отзыв марсельского рабочего об эпопее Серафимовича является одним из многочисленных свидетельств этого: "Железный поток" мне очень понравился, и я замечал, что он нравится всем лучшим борцам; самым активным, для которых революционное действие стало потребностью... Многие пролетарии чувствуют то же нетерпение, оно сжимает и наши сердца... Поэтому читать "Железный поток" - это значит немного участвовать в Революции, примкнуть к человеческому потоку, который ничто не может остановить" ** .

* (Цит. по кн.: "Советская литература за рубежом". М., "Наука", 1962, стр. 48. )

** (Советская литература за рубежом, стр. 54. )

Исторически достоверно и художественно впечатляюще воссоздавая эпизоды фронтовой и мирной жизни нашего народа, советские писатели способствовали разоблачению клеветнических измышлений буржуазной прессы о нашей действительности. "Если вы хотите знать, что представляет собой труд в социалистическом обществе, прочтите роман В. Ажаева "Далеко от Москвы", - обращался к своим соотечественникам англичанин Д. Линдсей. - Книгу эту надо дать тем запутавшимся людям, которые целиком или частично попали на удочку клеветников о принудительном труде в Советском Союзе и "тоталитарном контроле". Когда вы ее закончите, вы узнаете всех ее главных героев, как своих старых друзей, и почувствуете, что вас так же, как и их, глубоко волнует успех прокладки нефтепровода. Я не знаю ни одной книги, которая сделала бы тему труда столь всепоглащающей, драматической и по-человечески волнующей" * .

* (Цит. по кн.: С. Филиппович. Книга идет по свету, стр. 71. )

Книги писателей социалистического реализма активно вторгались и вторгаются в самую гущу жизни, помогая решению сложных вопросов жизненной практики. В этом отношении исключительно важную роль сыграл роман Шолохова "Поднятая целина".

Роман Леонова "Русский лес", как и многие другие книги советских писателей, вызвал острые дискуссии и среди специалистов-лесоводов, и среди широких кругов советской общественности. "Мне, и как лесному специалисту, хотелось отметить, что глубоко проанализировав состояние лесного хозяйства и неотложные нужды лесов, автор "Русского леса" сумел безошибочно отыскать в нем больные места и обнажить кровоточащие раны в лесном организме", - писал доктор сельскохозяйственных наук Н. Анучин * . Эта книга содействовала борьбе за сохранение "зеленого друга". С позиций коммунистической партийности художники социалистического реализма раскрывали и серьезные недостатки в сельском хозяйстве, помогали народу и правительству наметить пути их преодоления.

* (Читатели, о романе Л. Леонова "Русский лес". "Литературная газета", 1954, 23 марта. )

Умение верно понять тенденции общественного развития дает возможность советским писателям верно ориентироваться в сложном водовороте политических событий.

Марксистско-ленинское мировоззрение предоставляет художнику возможность понять действительность в ее движении к коммунизму, оценить поэтичность героики революционной борьбы, красоту новых социалистических отношений. Оно дает писателю те крылья, которые помогают ему увидеть жизнь в верной исторической перспективе.

Генезис социалистического реализма

Новое социалистическое искусство исторически сложилось на основе использования многовекового художественного опыта народов. Оно впитало в себя и реалистические, и романтические традиции писателей разных стран и наций. Поиски ими художественных средств глубокого отражения правды жизни в искусстве были продолжены социалистическими реалистами.

Одним из важнейших истоков нового искусства явилось творчество пролетарских поэтов, связанных с чартизмом (Линтон, Джонс, Масси), с революцией 1848 г. в Германии (Гейне, Гервег, Веерт, Фрейлитрат) и в особенности с Парижской Коммуной (Потье, Мишель и др.). В русской революционной поэзии пролетариата близки к произведениям социалистического реализма песни Л. Радина, Г. Кржижановского и других участников марксистского движения 90-х годов. Тесная связь с социалистической идеологией, ярко выраженная тенденциозность, революционно-пропагандистская направленность творчества зарубежных и русских пролетарских поэтов - все это предвосхищает литературу социалистического реализма. Не случайно и "Интернационал" Потье в русском переводе А. Коца, и "Смело, товарищи, в ногу", и "Варшавянка" Г. Кржижановского стали любимыми песнями рабочих и до сих пор сохраняют свою могучую агитационную силу.

Однако существенной ошибкой является отождествление всего пролетарского искусства и в прошлом и в настоящем с социалистическим реализмом. В действительности же понятие "пролетарское искусство" гораздо более емкое и широкое: оно включает в себя и творчество художников, стоящих на социалистических позициях, но далеких от реалистических принципов отражения жизни. Так, почти все непосредственные предшественники социалистического реализма, в том числе и Радин, и Коц, стояли на позициях прогрессивного романтизма. Путь от этого метода в раннем творчестве к социалистическому реализму прошли и Горький, и Тихонов, и Малышкин, и Вишневский, - представители самых различных этапов советской литературы.

Важное значение в становлении нового искусства имело овладение художественными достижениями критического реализма. Пролетарские писатели учились у Л. Толстого, Чехова и других классиков не только великолепному мастерству реалистической типизации, они продолжали и развивали их гуманистические и демократические традиции. Особенно близки им были Н. Г. Чернышевский и его соратники. В романе Чернышевского "Что делать?" и в других произведениях революционных демократов 60-х годов показывалось, как участие в борьбе за будущее духовно преображает людей. Однако даже лучшим из этих книг были присущи элементы абстрактности, аллегоричности и фантастичности в изображении путей борьбы за социалистические идеалы. Чернышевский вынужден был прибегать или к намекам, недомолвкам (при изложении биографии Рахметова), или к утопической фантастике (сны Веры Павловны). Более же конкретное изображение общественной деятельности "новых людей": организация швейных мастерских, просветительские мероприятия и т. д., - отличались утопичностью и были далеки от действительности. Не случайно все попытки организовать подобные коммуны В. Слепцовым и другими последователями Чернышевского были обречены на неудачу. Все это свидетельствовало об известной ограниченности критического реализма в изображении ростков нового, того, что только нарождалось и утверждалось.

Придавая большое значение новому пролетарскому социалистическому искусству, К. Маркс и Ф. Энгельс обоснованно критиковали его представителей за недостаточную историческую конкретность и глубину изображения жизни. Они прозорливо предсказывали возникновение нового художественного метода, сочетающего в себе социалистическую идейность с богатством реалистической формы. Драма будущего, по мнению Энгельса, должна представить собой "полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия" * .

* (К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, стр. 23. )

Новое реалистическое искусство, по мысли основоположников научного коммунизма, вырастет на почве развитой освободительной борьбы, оно отразит исторически-конкретные тенденции развития - кризис капиталистического общества и неизбежность победы социалистической революции. Их предсказания подтверждаются зарождением и развитием нового художественного метода в России, куда в конце XIX в. переместился центр революционного пролетарского движения и где были наиболее сильны реалистические традиции.

Развитие социалистического реализма в литературе зарубежных стран

Тем не менее совершенно необоснованными являются попытки представить социалистический реализм лишь достоянием русской литературы, а его дальнейшее распространение во всем мире объяснять непосредственным воздействием советского искусства. Творчество художников, овладевших новым методом за рубежом, породила сама жизнь, практика революционно-освободительной борьбы. Несмотря на многие общие черты, освободительное движение развивается в каждой стране своеобразно, имеет ряд специфических особенностей, отражающихся и в литературе. "Методы, разработанные в социалистической стране, - говорил Д. Линдсей в своем выступлении на Втором съезде советских писателей, - нельзя перенимать механически, без разбора. Их необходимо просеивать и применять по-своему, иначе они могут привести к обратным результатам".

Возникновение социалистического реализма за рубежом происходило не только под влиянием собственного революционного опыта, но и под воздействием своих художественных традиций. Становление нового метода в Исландии связано также с творческой переработкой устнопоэтического наследия народа, и прежде всего саг. Об этом убедительно свидетельствуют произведения X. Лакснесса, творчество которого по своему объективному смыслу близко к социалистическому реализму. В его романах и повестях "Самостоятельные люди", "Исландский колокол", "Салка Валка", "Атомная станция" и других центральное место занимает человек большого мужества, напоминающий героев древних саг. Он возглавляет борьбу народа за национальную самостоятельность своей родины, выступает против захватнической политики США, принимает участие в пролетарском движении, сохраняя верность социалистическому идеалу.

В литературах стран Африки, недавно завоевавших национальную свободу, утверждение нового метода происходит в еще более сложных условиях. Влияние фольклора здесь сталкивается с воздействием традиций, идущих от литератур бывших метрополий.

Социалистические реалисты опираются в своем творчестве на прогрессивные традиции различных направлений и методов. В развитии творчества И. Бехера большую роль сыграли не только пролетарские поэты и классики XVIII в., но и немецкие романтики. "Когда мы говорим о нашем прекрасном немецком языке, мы прежде всего думаем о Гете, Шиллере, Гельдерлине, Гейне..., - утверждал он. - Все они... щедро одарили наш народ шедеврами словесного искусства..." * .

* (И. Бехер. Любовь моя, поэзия. М., 1965, стр. 80. )

Возникновение и утверждение социалистического реализма в России и за рубежом не проходило изолированно. Общеизвестно огромное значение А. М. Горького и В. В. Маяковского в развитии нового метода на Западе и Востоке. Их произведения помогли передовым зарубежным писателям утвердиться на новых творческих позициях.

Социалистические реалисты всех стран служат одной великой цели - утверждению коммунизма. В этих условиях творческое взаимодействие между писателями разных наций оказывается наиболее тесным и плодотворным.

Международные литературные контакты в самых различных формах особенно расширились после второй мировой войны, в период образования мировой социалистической системы. Послевоенная эпоха ознаменовалась тесным взаимодействием национальных культур, интенсивным обменом духовными ценностями всех народов, вставших на путь строительства новой жизни. Тем не менее литературные влияния никогда не были определяющим фактором в развитии искусства. Литература прогрессирует прежде всего под воздействием тех перемен, которые происходят в самой жизни, в практике революционных преобразований. Сходные общественные условия вызывают к жизни родственные литературные процессы.

Почти одновременно с Россией социалистический реализм зародился в Дании, где в 1906-1911 гг. М. А. Нексе был создан роман "Пелле-завоеватель", получивший положительную оценку В. И. Ленина * . Появление этого произведения было вызвано прежде всего революционной борьбой датского народа, в частности мощной забастовкой 1898 г. Плодотворное влияние на его создание оказали также прогрессивные традиции скандинавской литературы. На национальной почве пробились ростки нового искусства в произведении А. Барбюса "Огонь", где талантливо показано пробуждение революционного сознания масс.

* (См.: Ф. Наркирьер. М. А. Нексе и возникновение социалистического реализма в Дании. В сб.: "Генезис социалистического реализма в литературах стран Запада". М., 1965. )

Питаясь соками освободительного движения, социалистический реализм в нашу эпоху стал ведущим художественным методом современности. Он собрал под свои знамена наиболее прогрессивных писателей мира - Д. Олдриджа, Д. Линд-сея (Англия); А. Стиля, П. Декса, П. Элюара (Франция); Н. Хикмета (Турция); П. Неруду (Чили); Ж. Амаду (Бразилия) и многих других.

Развитие социалистического реализма в русской литературе

Особенно больших успехов писатели социалистического реализма достигли в СССР и других социалистических странах После Октябрьской революции в стране Советов были созданы самые благоприятные условия для расцвета культуры. А. М. Горький, В. В. Маяковский и многие другие советские прозаики, поэты и драматурги внесли ценнейший вклад в мировую литературу и оказали огромное влияние на развитие нового художественного метода за рубежом.

На основе успешного и интенсивного развития нового искусства стало возможным его теоретическое осмысление.

К определению основных принципов социалистического реализма марксисты обратились еще при его возникновении В. И. Ленин в своей гениальной статье "Партийная организация и партийная литература" обосновал основной принцип нового метода - коммунистическую партийность - и охарактеризовал определяющие черты новой литературы: связь с революционной борьбой рабочего класса, с социалистической идеологией, служение трудовому народу. "Это будет, - писал В. И. Ленин, - свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата..." * .

* (В. И. Ленин о литературе и искусстве, стр. 90. )

А. В. Луначарский, В. В. Боровский, М. Ольминский и другие марксистские критики в своих статьях и выступлениях также предсказывали возможность формирования нового искусства пролетариата и определяли его своеобразие: социалистическую идейность, способность изображать жизнь в широкой исторической перспективе. В 1907 г. в статье "Задачи социал-демократического художественного творчества" Луначарский высказал мнение о возникновении пролетарского реализма в социал-демократической беллетристике. А в 1914 г. Ольминский отмечал такие важнейшие особенности метода пролетарской литературы, как умение на основе глубокого изучения действительности выявить тенденции ее развития: "Только имея перед глазами... маяк конечной цели, вы не превращаете движение в бесплодную сутолоку. Люди того класса, который боится глядеть в будущее, назовут вашу цель утопией, - не бойтесь слов. Лишь бы ваша "утопия" была плодом добросовестного и беспристрастного изучения тенденций развития - можете быть уверены, что в конце концов беспочвенными утопистами окажутся именно ваши трезвые противники" * .

* (М. Ольминский. По литературным вопросам. М., 1932, стр. 64. )

М. Горький еще в дореволюционные годы стремился дать теоретическое истолкование особенностей нового художественного метода. Осознание своеобразия нового реалистического искусства у него складывалось в борьбе с декадентством, с теми настроениями пессимизма, неверия в будущее, которые охватили известные слои русской интеллигенции в годы реакции. Самым решительным образом осуждая писателей, забывающих о своем гражданском долге, Горький призывал их сблизиться с народом, который после многовековой спячки проснулся к революционному действию: "Всюду массы народные - источники всех возможностей, единственные силы, способные создать действительное возрождение жизни, - всюду они приходят в брожение с быстротою, которую едва ли наблюдала история прошлого" * . Все подлинно величественное и прекрасное он находит в народной, пролетарской среде. "... Для меня революция, - пишет Горький С. А. Венгерову в 1908 г., - столь же строго законное и благостное явление жизни, как судороги младенца в утробе матери, а русский революционер... - феномен, равного которому по красоте духовной, по силе любви к миру я не знаю" ** .

* (М. Горький. Собр. соч., т. 29, стр. 23. )

** (М. Горький. Собр. соч., т. 29, стр. 74. )

Новая реалистическая литература осознается Горьким прежде всего в своей общественно-преобразующей функции, как мощный двигатель социального прогресса. Ее назначение он видит в том, чтобы раздузать искры нового в яркие огни, готовить трудящихся к революционному штурму старого мира.

В выступлениях Ленина, Горького, Воровского, Луначарского формирование нового социалистического искусства осмысливается как проявление объективной исторической необходимости. Освободительное пролетарское движение, согласно марксистско-ленинскому учению, с неизбежностью порождает на высшем своем этапе художественное творчество нового типа. Социалистический реализм возник именно как выражение исторически назревших классовых, эстетических потребностей пролетариата, а не явился результатом "указаний сверху", как об этом любят говорить ревизионисты от эстетики, относящие зарождение метода лишь к 30-м годам XX в. Подобные теоретики отлучают Горького от нового искусства, объявляя его лишь продолжателем традиций классиков критического реализма.

В действительности социалистический реализм сложился под влиянием определенных исторических обстоятельств, а не явился следствием волевого решения отдельной личности. Он сформировался задолго до того, как найдено было его терминологическое обозначение в 1934 г., которое лишь узаконивало существование метода в творчестве советских писателей.

Понятие "социалистический реализм" выработалось не сразу. Еще в 20-е годы в оживленных дискуссиях на страницах газет и журналов велись поиски определения, которые отразило бы идейно-эстетическое своеобразие нового искусства. Одни (Гладков, Либединский) предлагали назвать метод пролетарским реализмом, другие (Маяковский) - тенденциозным, третьи - (А. Н. Толстой) - монументальным. Наряду с другими употреблялся и термин "социалистический реализм", который впоследствии получил всеобщее распространение.

Определение социалистического реализма впервые было сформулировано на I съезде писателей СССР в 1934 г. и до сих пор не утратило своего основополагающего значения: "Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачами идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма". Впоследствии было отмечено, что этот метод предполагает понимание писателем основных задач, стоящих перед советским народом; на данном этапе - это строительство коммунизма, воспитание активного борца за новое, человека будущего общества.

Социалистический реализм активен по своей природе. Характеризуя его особенности, М. А. Шолохов заявил в своей речи при присуждении ему Нобелевской премии: "Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им путь борьбы".

Социалистический реализм, проникнутый марксистско-ленинской идеологией, - искусство партийное. Оно открыто защищает интересы рабочего класса, всех трудящихся масс. Коммунистическая партийность является источником его эстетической силы. Она обеспечивает глубокое проникновение в общественные процессы, в мысли и чувства людей, самое правдивое и самое объективное раскрытие сущности жизни.

Субъективные стремления коммунистически мыслящих писателей соответствуют объективней логике общественного развития. Марксистско-ленинское мировоззрение позволяет социалистическому реалисту просветить, словно рентгеном, жизнь до самых ее сокровенных глубин, обнажить ее скрытые связи, сорвать маску ложного гуманизма с "рыцарей наживы", показать подлинное моральное благородство и величие героев пролетарского и национально-освободительного движения.

Писатели социалистического реализма принципиально по-новому освещают путь борьбы за будущее. Они связывают его наступление не только с просветительской деятельностью, не только с моральным обновлением общества. Новая эра ими осознается, как закономерный результат общественного прогресса, подготавливаемый в ходе революционных боев рабочего класса и его союзников с реакцией. Если художники XVIII и XIX вв.. борясь за жизнь, достойную человека, уповали прежде всего на силу слова, морального примера (Дидро, Фильдинг, Бальзак, Тургенев, Л. Толстой и др.), то Горький, Маяковский, Серафимович и другие классики советской литературы решающую силу исторического процесса видят в борьбе народных масс. В связи с этим битва за будущее развертывается в их произведениях не только в сфере идей, но и как отражение реальных забастовок, сражений на баррикадах, справедливых войн и т. д.

Новый взгляд на общество открыл перед социалистическими реалистами богатейшие перспективы реалистического изображения людей революционного действия. Эти перспективы раскрываются в их творчестве в практике живой революционной борьбы, в соответствующих обстоятельствах. Все это позволило нарисовать образ положительного героя исторически конкретно, художественно выразительно, показать его как полнокровную человеческую личность.

Марксистско-ленинское мировоззрение делает писателя прозорливым. Оно дает возможность талантливому художнику правдиво запечатлевать не только устоявшиеся, но и зарождающиеся явления жизни, предвидеть их массовое распространение в будущем. Своим умением прозорливо раскрывать перспективы развивающихся событий, представители социалистического реализма превосходят критических реалистов, которые в силу своей исторической ограниченности далеко не всегда верно определяли тенденцию общественного развития и поэтому при воплощении нового часто отходили от реалистических принципов изображения. Достаточно напомнить, что И. А. Гончаров, создав многогранные жизненно-достоверные образы Александра Адуева, Обломова, Райского в своих романах "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв", глубоко отразивших жизнь дворянства, в то же время вынужден был ограничиться весьма схематичным, односторонним, лишенным исторической конкретности изображением Штольца и Тушина - представителей нового, только что складывающегося типа буржуазных дельцов, а при изображении революционера Марка Волохова впал в явную карикатурность, извратив многие черты участников освободительного движения. Все это было связано прежде всего со слабостью мировоззрения Гончарова, которая ограничила метод критического реализма в отражении новых, только что складывающихся явлений действительности. Эта ограниченность при изображении революционных событий и их участников проявилась также в творчестве И. С. Тургенева ("Отцы и дети", "Новь"), Л. Н. Толстого ("Воскресение"), А. П. Чехова ("Невеста") и других художников слова - вплоть до А. И. Куприна, И. А. Бунина, Л. Андреева, не сумевших осознать и тем более верно отразить освободительное движение масс в начале XX в.

Писатели, овладевшие методом социалистического реализма, впервые в истории мировой литературы сумели исторически конкретно показать пути борьбы народа за свое освобождение Естественно, что они опирались при этом как на достижения теории научного социализма, так и на опыт массового движения, получившего в России огромный размах. Горький, Серафимович, Бедный, Андерсен-Нексе, Барбюс не декларировали, как в ранней социалистической поэзии, идеи революционной борьбы; они художественно убедительно воплощали в своих произведениях динамику самого общества, раскрывали характеры героев именно так, что читателю становилось ясно, как обогащает личность человека участие в борьбе за социализм, как выявляются в революционных событиях ее лучшие качества, как растет она духовно. Типичны в этом отношении судьбы Ниловны и Павла в повести Горького "Мать", Марьи в рассказе Серафимовича "Бомбы", Павла Корчагина в романе "Как закалялась сталь" Н. Островского и др.

В литературе социалистического реализма общественно-эстетический идеал получил впервые в истории мирового искусства свое наиболее полное, а главное - точно соответствующее самой жизни воплощение в образе положительного героя. Ведь не случайно многие художники прошлого, не находя соответствующего их идеалам героя в современной действительности, либо обращались к историческому прошлому, явно модернизируя его представителей (Дон Карлос и маркиз Поза в "Дон Карлосе" Шиллера, Державин и Войнаровский в одноименных произведениях Рылеева, Тарас Бульба у Гоголя), либо создавали идеализированные, лишенные бытовой достоверности образы современников (Костанжогло и Муразов во втором томе "Мертвых душ" Гоголя).

На основе метода, воспроизводящего жизнь в ее перспективном развитии, художники впервые в истории мировой литературы сделали носителем и выразителем своего эстетического идеала подлинного героя современности - рабочего-революционера, вставшего на путь борьбы за социализм, сохранив при этом историческую конкретность и жизненную достоверность образа. Именно этими особенностями объясняется замечательная сила впечатляющего воспитательного воздействия на читателей Давыдова, Мересьева, Воропаева и многих других героев советской литературы.

Не ограничиваясь изображением судеб рядовых представителей народа и его выдающихся руководителей, социалистические реалисты глубоко и разносторонне показали народные массы как движущую силу истории. Никогда еще массовые сцены не занимали такого важного и центрального места в произведениях самых различных жанров, а главное не оказывали такого прямого и определенного воздействия на решение центральных конфликтов, как в искусстве социалистического реализма. Показательны в этом плане "Железный поток" Серафимовича, "Хорошо!" Маяковского, "Оптимистическая трагедия" Вишневского.

Овладев подлинно научным подходом к явлениям общественной жизни, став на позиции революционного народа и его передового отряда - Коммунистической нартии, писатели смогли верно распознавать и оценивать самые основные жизненные конфликты в прошлом и настоящем, отражать их непосредственно в сюжетах своих произведений. Так, например, если у русских писателей - критических реалистов начала XX в.- в центре внимания находилось изображение столкновений "маленьких людей" - крестьян, ремесленников, демократически настроенных интеллигентов - с отдельными угнетателями - кулаками, помещиками, буржуазными предпринимателями, то у Горького и Серафимовича, выступивших в это же время с произведениями "Враги", "Лето", "Город в степи", раскрывалось главное противоречие эпохи - между революционным пролетариатом и крестьянством, с одной стороны, и самодержавно-буржуазным строем и его защитниками - с другой.

Социалистический реализм предоставляет безграничные возможности для резкого, непримиримого, обличительного изображения как явных и скрытых врагов народа, так и тех глубоко заблуждающихся и ошибающихся людей, которые действуют им наруку. Это подтверждается прежде всего сатирическими образами произведений Горького, Маяковского, Бедного, Ильфа и Петрова, Маршака, Корнейчука и многих других советских писателей.

Даже такой имеющий многовековые традиции жанр, как басня, Д. Бедный возродил и значительно обновил с позиций социалистического реализма. Это сказалось, в частности, в усилении политической направленности, классовой непримиримости в произведениях поэта, написанных еще в царское время ("Дом", "Кларнет и Рожок", "Лапоть и Сапог" и др.). Отмечая непосредственную связь своего творчества с басенным творчеством одного из основоположников критического реализма в русской литературе И.А.Крылова, Д. Бедный с полным основанием утверждал: "Скотов, которых он гонял на водопой, я отправлял на живодерню" (стихотворение "В защиту басни").

Однако и в тех произведениях, в которых не уделяется достаточного внимания обрисовке отрицательных персонажей, отчетливо и ясно показаны перспективы напряженной и непримиримой борьбы с ними и с теми условиями, которые их порождают. Даже тогда, когда положительные герои терпят поражение в борьбе с врагами, художники социалистического реализма всем ходом событий убеждают читателей з закономерности и неизбежности победы дела, за которое они боролись. Достаточно напомнить проникнутые духом исторического оптимизма финалы "Разгрома" Фадеева или "Поднятой целины" Шолохова.

Социалистическое искусство глубоко оптимистично и жизнеутверждающе. Оно умеет зорко разглядеть новое, прогрессивное в нашей жизни, талантливо и ярко показать красоту мира, в котором мы живем, величие целей и идеалов человека нового общества. Однако оно не должно проходить мимо недостатков, свойственных нашей действительности. Критика их в произведениях искусства полезна и необходима, она помогает советским людям преодолевать эти недостатки.

Социалистический реализм сочетает критическую направленность против всего чуждого нашему строю с утверждением его основных принципов. Этот жизнеутверждающий характер литературы не является декларативным, не имеет ничего общего с лакировкой жизни. Оптимистический пафос обусловлен глубоким познанием законов исторического развития и уверенностью, подтвержденной многовековой эволюцией человечества, в том, что подлинно передовое и демократическое, в конечном счете, всегда побеждает силы реакции и деспотизма, как бы сильны они ни были. Этот жизнеутверждающий характер социалистического реализма с яркостью проявился даже в таких жанрах, как трагедия и реквием, определив их новаторский характер ("Оптимистическая трагедия" Вишневского, "Гибель эскадры" Корнейчука, "Реквием" Рождественского и т. д.).

Основной задачей советской литературы является непосредственное изображение новой жизни, конкретное воспроизведение всего того, что предвосхищает коммунистические отношения в труде, в быту, в сознании людей. Отсюда стремление художников запечатлеть достижения в строительстве бесклассового общества, поддержать все передовое, рождающееся в жизни.

В современной критике высказываются мнения о том, что для писателя социалистического реализма безразличен материал, с которым он имеет дело. Важен лишь взгляд на изображаемое, его оценка с позиций коммунистической партийности. Подобная концепция получила даже афористическую формулировку: "Нет мелкотемья, есть мелкодумье". Конечно, величие нашей эпохи можно уловить и в малом, однако раскрыть его невозможно, если художник будет ходить лишь по проселочным дорогам и тропам, уклоняясь от магистральных путей общественного развития. Новое особенно ярко проявляется в конфликтах большого масштаба, рождающихся в напряженной общественной борьбе за строительство коммунизма.

В выдающихся произведениях советской литературы - в "Молодой гвардии", "Поднятой целине", "Русском лесе" и др.- характер настоящего человека проверяется в событиях истории. Герой проходит в них испытание на прочность в огне войн, в сражениях на трудовом фронте, в битвах в науке.

Романтика в социалистическом реализме

Жизнеутверждающий пафос литературы социалистического реализма питается возвышенными, прекрасными явлениями самой действительности, глубокой убежденностью писателей в окончательном торжестве коммунизма, какие бы трудности ни встречались на пути к его достижению. Изображая настоящее, советские писатели уверенно заглядывают в завтрашний день советского народа. Их мечта о будущем основана на трезвом изучении настоящего, тенденций его развитий. Именно отражение героического, возвышенного в борьбе народа за коммунистическое будущее и определяет сущность социалистической романтики. Она не имеет ничего общего с бесплодным фантазированием и прожектерством. Ее источник - сама жизнь в своем непрерывном движении вперед.

Романтика как стремление к возвышенному прошла весь долгий путь исторического развития человечества, приобретая в каждую эпоху новый колорит. Ее содержание связано с самыми лучшими порывами человека к свободе, любви, дружбе, к борьбе за счастье людей. В условиях антагонистического классового общества романтика постоянно вступала в непримиримое противоречие с господствующим феодальным или буржуазным строем. Частнособственнический режим душил все человеческое, опровергал прекрасные и возвышенные мечты. Отсюда и то крушение иллюзий, которое свойственно героям Шекспира, Бальзака, Пушкина и Флобера. Классики мировой литературы впечатляюще показали столкновение прекрасных, романтически настроенных героев с враждебными им законами жизни феодального и буржуазного общества.

В советском обществе романтика приобретает иной характер. Утопические в прошлом мечты людей о подлинно человеческих взаимоотношениях и счастье становятся явью. Борьбой рабочего класса и крестьянства, их героическим трудом в нашей стране создана небывалая в истории действительность, которая является основой для создания художественных произведений, реалистических и романтических одновременно. Романтика придает реалистической литературе необходимую приподнятость, эмоциональную выразительность, спасая писателя от объективизма и натуралистического описательства.

"Романтизм - это тот гормон, который поднимает художественное ремесло на уровень подлинного искусства, - писал Л. М. Леонов.- И постольку всякий реализм, - поскольку он не хочет выродиться в мелкотравчатый натурализм, должен быть романтическим" * .

* (Л. Леонов. Шекспировская площадность. "Советское искусство", 1933, № 5 (112), 26 января. )

Романтика мировосприятия советских писателей вырастает из живой советской действительности и "выступает как необходимый и важнейший элемент всякого большого, подлинного", "крылатого реализма" * . В ней отражаются существенные стороны жизни советских людей, поэтому в новое реалистическое искусство она входит естественно и органично. Слияние "сущего" и "должного" в этой литературе приобретает характер новой закономерности, так как зиждется на воспроизведении реальных процессов самой действительности. Именно отсюда проистекает синтетичность социалистического реализма.

* (А. Фадеев. За тридцать лет, стр. 354. )

Романтика жизни в искусстве воплощается по-разному. Наиболее адекватным для ее отражения методом был и остается романтизм. Не случайно, и М. Горький, и Н. Тихонов, и В. Вишневский и многие другие прозаики, поэты, драматурги в своем стремлении показать героику борьбы обратились именно к этому методу в своем раннем творчестве и остались верными лучшим его традициям и после овладения социалистическим реализмом.

Вместе с тем жизненная романтика может быть воплощена методами реалистического искусства.

Именно различное отношение к усвоению и творческому развитию художественного опыта прогрессивного романтизма и критического реализма у советских художников дало основание теоретикам поставить вопрос о двух основных стилевых течениях в едином направлении современной литературы народов СССР. К одному из них, развивающему и продолжающему традиции прогрессивного романтизма, широко использующему его стилистические средства и формы (в частности, условные приемы композиции, символы и аллегории, синтетические жанры и т. д.), относят творчество Вишневского, Светлова. К другому, следующему традициям критического реализма в стилистических приемах объективного отражения действительности, принадлежат Федин и многие другие. Следует подчеркнуть, что по типу своего мировоззрения, составляющего основу художественного метода, представители обоих стилевых течений друг от друга не отличаются. И для А. Довженко, следующего романтическим традициям, и для К. Федина, тяготеющего к реалистическим, характерен общий подход к оценке жизненных явлений с позиций марксистско-ленинского мировоззрения.

Известное стилевое единство писателей реалистического или романтического стилевых течений объясняется сходством их художественного мышления, которое обусловлено особенностями их мировосприятия. Будучи марксистами в понимании общества, его внутренних процессов и перспектив развития, они отражают советскую действительность с различных сторон. Так, художники романтического стилевого течения обладают особым интересом и особой чуткостью ко всему возвышенному, героическому, необыкновенному. Они стремятся найти "необыкновенное в обыкновенном" (К. Паустовский), воплотить в образах наиболее яркие, впечатляющие черты характера советского человека.

Отражая вполне реальные явления действительности, они часто освобождают их от всего мелочного, будничного, от всего того, что мешает раскрытию их романтической сущности. В таком плане написаны, например, многие эпизоды "Молодой гвардии" Фадеева, изображающие поединки советских патриотов с фашистскими захватчиками. Автор наделил Андрея Валько и Матвея Шульгу чертами сказочных богатырей - неустрашимостью, могучей силой, высоким чувством товарищества. При описании их подвигов невольно вспоминаются герои "Тараса Бульбы" Гоголя. И сами фадеевские герои осознают свою близость к рыцарям "Запорожской сечи": "А ты дюжий казак, Матвий, дай тоби господи силы!" - хрипло сказал Валько и вдруг, откинувшись всем корпусом на руки, захохотал так, точно оба они были на воле. И Шульга завторил ему хриплым добродушным смехом: "И ты добрый сичевик, Андрий, ох добрый!" В полной тишине и темноте их страшный богатырский хохот сотрясал стены тюремного барака".

Гоголевские романтические интонации слышатся и там, где Фадеев устами Шульги говорит о советском народе: "Да есть ли на свете что-нибудь красивше нашего человека? Сколько труда, невзгоды принял он на свои плечи за наше государство, за народное дело! В гражданскую войну осьмушку хлеба ел - не роптал, в реконструкцию стоял в очередях, драную одежду носил, а не променял своего советского первородства на галантерею. И в эту Отечественную войну со счастьем, с гордостью в сердце понес он свою голову на смерть".

Стремление к возвышению изображаемых явлений над будничной повседневностью, к поэтизации их составляют характерные особенности романтического стиля "Молодой гвардии" и создают светлое, приподнятое, оптимистическое настроение у читателя.

Ориентация на воспроизведение возвышенного, героического с неизбежностью приводила и других советских художников к романтической форме изображения. В этом отношении знаменательна "Моабитская тетрадь" Мусы Джалиля, те страницы, где запечатлены переживания, порывы к борьбе и свободе советского человека, оказавшегося в фашистском "каменном мешке". Внутренний мир героя был таков, что он мог быть наиболее полно раскрыт в обобщенно-символическом плане с исключением ряда социально-бытовых подробностей. Сам материал требовал именно романтических средств воплощения.

Каждый писатель способен при отражении различных сторон жизни обращаться и к романтическим, и к реалистическим приемам ее воспроизведения. Активизация одного из типов художественного мышления зависит и от предмета изображения, и от тех целей и задач, которые он перед собой ставит. Нередко один и тот же художник в одних своих произведениях использует романтические приемы художественной изобразительности, в других - реалистические. М. Горький почти одновременно с романтическими "Сказками об Италии" написал в строго реалистическом стиле "Жизнь Матвея Кожемякина" и автобиографические повести. Теми же особенностями отличаются творчество А. Твардовского, А. Арбузова и других советских писателей.

В процессе типизации социалистические реалисты нередко прибегают к условным формам в отражении действительности (символам, гротеску, аллегории, гиперболе и т. д.). Условный образ в их творчестве резко отличается от условных образов модернистов своей содержательностью: раскрывая реальные жизненные отношения, он способствует их глубокому постижению. Так, в "Прозаседавшихся" Маяковский высмеивает людей, которые дошли до того, что сразу присутствуют на двух заседаниях ("одна половина здесь, другая - там"). Поэт прибегает к гротесковому образу, который помогает более зримо и наглядно запечатлеть реальное жизненное явление с целью безоговорочного его осуждения.

В творчестве же формалистов (футуристов, дадаистов, сюрреалистов и т. п.) условный образ лишается содержания, превращаясь порою в совершенно откровенную заумь, становясь ничего не отражающим знаком.

Формалистическую условность нельзя смешивать с романтической. Ведь романтики всех течений и направлений раскрывали духовную жизнь людей, их устремленность к прекрасному. Поэтому условный образ в их творчестве при всей своей отвлеченности был наполнен определенным смыслом.

Использование условных форм художественного обобщения еще не может служить достаточным основанием для отнесения творчества писателя к романтизму или другому нереалистическому направлению. Все дело в характере условности. Она может быть и реалистической, и романтической, и формалистической. Все произведение может быть "соткано" из условных образов и не утратить своего реалистического характера. Таковы многие сатирические произведения В. Маяковского, Д. Бедного, С. Михалкова и многих других советских художников, которые раскрывают вполне реальные, характерные для определенного исторического периода явления жизни.

Несомненно, в реалистических произведениях встречаются и романтические условные образы, связанные с отражением тех сфер действительности, которые требуют для своего выражения именно романтических форм. Однако романтическая условность играет в реализме подчиненную роль.

Разнообразие стилей у художников социалистического реализма, тяготеющих к романтическим или реалистическим приемам и средствам воссоздания жизни в искусстве, опровергает клеветнические измышления буржуазных критиков об унификации, нивелировке, одноцветности литературы СССР и других социалистических стран. Достаточно сопоставить написанные на тему борьбы за мир стихотворения Симонова, Тихонова, Михалкова и Исаковского, чтобы наглядно убедиться в этом.

Настоящее большое искусство возникает только как отражение правды жизни в свете передового общественно-эстетического идеала. Все успехи социалистических реалистов в нашей стране и за рубежом объясняются их связью с народом, тем, что они приняли не только умом, но и сердцем самые передовые идеи нашего времени, открывшие перед ними новые горизонты в творческой деятельности.

Социалистический реализм (лат. Socisalis - общественный, real is - действительный) - унитарный, псевдохудожественный направление и метод советской литературы, сформировавшийся под влиянием натурализма и так называемой пролетарской литературы. Он был ведущим в искусстве с 1934 по 1980 год. Советская критика связывала с ним самые высокие достижения искусства XX века. Термин "социалистический реализм" появился в 1932 году. В 20-х годах на страницах периодических изданий велись оживленные дискуссии по определению, которое отразило бы идейно-эстетическое своеобразие искусства эпохи социализма. Ф. Гладков, Ю. Лебединский предлагали назвать новый метод "пролетарским реализмом», В. Маяковский - "тенденциозным", И. Кулик - революционно-социалистическим реализмом, А. Толстой - "монументальным", Николай Волновой - "революционным романтизмом", в. Полищук - "конструктивным динамизмом". Встречались и такие названия, как "революционный реализм", "романтический реализм", "коммунистический реализм".

Остро спорили участники дискуссии и о том: один должен быть метод или два - социалистический реализм и красный романтизм. Автором термина "социалистический реализм" был Сталин. Первый председатель Оргкомитета СП СССР Гронский вспоминал, что в разговоре со Сталиным предлагал назвать метод советского искусства "социалистический реализм". Задача советской литературы, ее метод обсуждались на квартире М. Горького, в дискуссиях постоянно участвовали Сталин, Молотов и Ворошилов. Таким образом, социалистический реализм возник по сталинско-горьковским проектом. Этот термин политический смысл. По аналогии возникают названия "капиталистический", "империалистический реализм".

Определение метода впервые было сформулировано на I съезде писателей СССР в 1934 году. В уставе Союза советских писателей отмечалось, что социалистический реализм является основным методом советской литературы, он "требует от писателя правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения и должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма ". В этом определении охарактеризованы типологические признаки социалистического реализма, сказано, что социалистический реализм является основным методом советской литературы. Это означает, что другого метода не может быть. Социалистический реализм стал государственным методом. Слова "требует от писателя" звучат, как военный приказ. Они свидетельствуют, что писатель имеет право на несвободу - обязан показывать жизнь "в революционном развитии", то есть, не то, что есть, а то, что должно быть. Цель его произведений - идеологическая и политическая - "воспитание трудящихся в духе социализма". Определение социалистического реализма имеет политический характер, оно лишено эстетического содержания.

Идеологией социалистического реализма является марксизм, в основе которого волюнтаризм, он - определяющая черта мировоззрения. Маркс считал, что пролетариат способен уничтожить мир экономического детерминизма и построить на земле коммунистический рай.

В выступлениях и статьях партийных идеологов часто встречались сроки ибийци литературного фронта "," идеологическая война "," оружие ". В новом искусстве больше всего ценилась методология. Сердцевиной социалистического реализма является коммунистическая партийность. Социалистические реалисты оценивали изображенное с позиций коммунистической идеологии, воспевали коммунистическую партию и ее вождей, социалистический идеал. Фундаментом теории социалистического реализма была статья В. И. Ленина "Партийная организация и партийная литература". Характерным признаком социалистического реализма стала эстетизация советской политики и политизация литературы. Критерием оценки произведения было не художественное качество, а идеологический смысл. Часто художественно беспомощны произведения отмечались государственными наградами. Ленинской премии была удостоена трилогия Л.И. Брежнева "Малая земля", "Возрождение", "Целина". В литературе появились сталинианы, лениниана, доведенные до абсурда идеологические мифы о дружбе народов и интернационализм.

Социалистические реалисты изображали жизнь такой, какой хотели видеть по логике марксизма. В их произведениях город стоял как олицетворение гармонии, а село - дисгармонии и хаоса. Олицетворением добра был большевик, олицетворением зла - кулак. Кулаками считали трудолюбивых крестьян.

В произведениях социалистических реалистов изменилось трактовки земли. В литературе прошлых времен она была символом гармонии, смыслом существования, у них земля - олицетворение зла. Воплощением частнособственнических истинктив часто выступает мать. В рассказе Петра Панча "Мама, умирайте!" девяностопятилетнего иметь Гната Голода долго и тяжело умирает. Но герой может вступить в колхоз только после ее смерти. Полон отчаяния, он кричит "Мама, умирайте!"

Положительными героями литературы социалистического реализма были рабочие, крестьяне-бедняки, а представители интеллигенции возникали как жестокие, аморальные, коварные.

"Генетически и типологически, - отмечает Д. Наливайко, - соцреализм относится к специфическим явлений художественного процесса XX века, образовавшиеся при тоталитарных режимов". " Это, по словам Д. Наливайко, "специфическая доктрина литературы и искусства, сконструирована компартийной бюрократией и ангажированными художниками, навязанная сверху государственной властью и внедряемая под ее руководством и постоянным контролем".

Советские писатели имели полное право хвалить советский образ жизни, но не имели права на малейшую критику. Социалистический реализм был и жезлом и дубинкой. Художники, которые придерживались норм социалистического реализма, становились жертвами репрессий и террора. Среди них Кулиш, В. Полищук, Григорий Косынка, Зеров, В. Бобинский, О. Мандельштам, Н. Гумилев, В. Стус. Он искалечил творческие судьбы таких талантливых художников, как П. Тычина, В. Сосюра, Рыльский, А. Довженко.

Социалистический реализм стал по сути социалистическим классицизмом с такими нормами-догмами, как уже упоминавшаяся коммунистическая партийность, народность, революционная романтика, исторический оптимизм, революционный гуманизм. Эти категории сугубо идеологические, лишенные художественного содержания. Такие нормы были инструментом грубого и некомпетентного вмешательства в дела литературы и искусства. Партийная бюрократия использовала социалистический реализм как орудие уничтожения художественных ценностей. Произведения Николая Хвылевого, В. Винниченко, Юрия Клена, Е. Плужника, М. Орсет, Б.-И. Антонича на протяжении многих десятилетий были запрещены. Принадлежность к ордену социалистических реалистов стала вопросом жизни и смерти. А. Синявский, выступая на Копенгагенской встречи деятелей культуры в 1985 году, сказал, что "социалистический реализм напоминает тяжелую кованый сундук, которая занимает всю комнату, отведенную литературе для жилья. Оставалось или залезть в сундук и жить под ее крышкой, или сталкиваться с сундук, падать, время от времени протискиваться боком или пролезать под ней. Эта сундук еще стоит, но стены комнаты раздвинулись, или сундук перенесли в более просторное и провитрине помещения. И сложенные в скринюоблачення обветшали, истлели... никто из серьезных писателей ими не пользуется. Надоело развиваться целенаправленно в определенный сторону. Все ищут обходных путей. Кто-то в лес побежал играет на лужайке, благо из большого зала, где стоит мертвая сундук, это сделать легче ".

Проблемы методологии социалистического реализма стали объектом острых дискуссий в 1985-1990 годах. Критика социалистического реализма опиралась на следующие аргументы: социалистический реализм ограничивает, обедняет творческие поиски художника, это система контроля над искусством, "свидетельство об идеологической благотворительность" художника.

Социалистический реализм считался вершиной реализма. Получалось, что социалистический реалист выше реалиста XVIII-XIX вв., Выше Шекспира, Дефо, Дидро, Достоевского, Нечуй-Левицкого.

Конечно, не все искусство XX века соцреалистическое. Это чувствовали и теоретики социалистического реализма, которые в последние десятилетия провозгласили его открытой эстетической системой. На самом же деле в литературе XX века существовали и другие направления. Социалистический реализм прекратил свое существование, когда распался Советский Союз.

Только в условиях независимости художественная литература получила возможность развиваться свободно. Основным критерием оценки литературного произведения стал эстетический, художественный уровень, правдивость, самобытность образного воспроизведения действительности. Идя путем свободного развития, украинская литература не регламентирована партийным догмами. Ориентируясь на лучшие достижения искусства, она занимает достойное место в истории мировой литературы.

Социалистический реализм - художественный метод литературы и искусства и, шире, эстетическая система, сложившаяся на рубеже XIX–XX вв. и утвердившаяся в эпоху социалистического переустройства мира.

Впервые понятие социалистического реализма появилось на страницах «Литературной газеты» (23 мая 1932 г.). Определение социалистического реализма было дано на Первом съезде советских писателей (1934 г.). В Уставе Союза советских писателей социалистический реализм был определен как основной метод художественной литературы и критики, требующий от художника «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Это общее направление художественного метода ни в какой мере не ограничивало свободу писателя в выборе художественных форм, «обеспечивая, - как говорилось в Уставе, - художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров».

Широкую характеристику художественного богатства социалистического реализма дал М. Горький в докладе на Первом съезде советских писателей, показав, что «социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека...».

Если возникновение термина относится к 30‑м гг., а первые крупные произведения социалистического реализма (М. Горького, М. Андерсена-Нексё) появились в начале XX в., то отдельные черты метода и некоторые эстетические принципы были уже намечены в XIX в., с момента возникновения марксизма.

«Осознанное историческое содержание», понимание действительности с позиций революционного рабочего класса можно в известной степени обнаружить уже во многих произведениях XIX в.: в прозе и поэзии Г. Веерта, в романе У. Морриса «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья», в творчестве поэта Парижской коммуны Э. Потье.

Таким образом, с выходом на историческую арену пролетариата, с распространением марксизма формируется новое, социалистическое искусство и социалистическая эстетика. Литература и искусство вбирают в себя новое содержание исторического процесса, начиная освещать его в свете идеалов социализма, обобщая опыт мирового революционного движения, Парижской коммуны, а с конца XIX в. - революционного движения в России.

Вопрос о традициях, на которые опирается искусство социалистического реализма, может быть решен только с учетом многообразия и богатства национальных культур. Так, советская проза во многом опирается на традицию русского критического реализма XIX в. В польской литературе XIX в. ведущим направлением явился романтизм, его опыт оказывает заметное влияние на современную литературу этой страны.

Богатство традиций в мировой литературе социалистического реализма определяется прежде всего многообразием национальных путей (и социальных, и эстетических, художественных) формирования и развития нового метода. Для писателей некоторых национальностей нашей страны огромное значение имеет художественный опыт народных сказителей, тематика, манера, стиль древнего эпоса (например, у киргизов «Манас»).

Художественное новаторство литературы социалистического реализма сказалось уже на ранних этапах её развития. С произведениями М. Горького «Мать», «Враги» (имевшими особенное значение для развития социалистического реализма), а также романами М. Андерсена-Нексё «Пелле-завоеватель» и «Дитте - дитя человеческое», пролетарской поэзией конца XIX в. в литературу вошли не только новые темы и герои, но и новый эстетический идеал.

Уже в первых советских романах проявилась народно-эпическая масштабность в изображении революции. Эпическое дыхание эпохи ощутимо в «Чапаеве» Д. А. Фурманова, «Железном потоке» А. С. Серафимовича, «Разгроме» А. А. Фадеева. По‑иному, чем в эпопеях XIX в., показана картина судьбы народной. Народ предстает не как жертва, не как простой участник событий, а как движущая сила истории. Изображение народной массы постепенно сочеталось с углублением психологизма в обрисовке индивидуальных человеческих характеров, представляющих эту массу («Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, романы Ф. В. Гладкова, Л. М. Леонова, К. А. Федина, А. Г. Малышкина и др.). Эпическая масштабность романа социалистического реализма проявилась и в творчестве писателей других стран (во Франции - Л. Арагон, в Чехословакии - М. Пуйманова, в ГДР - А. Зегерс, в Бразилии - Ж. Амаду).

Литература социалистического реализма создала новый образ положительного героя - борца, строителя, вожака. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм художника социалистического реализма: герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на временные поражения и потери. Термин «оптимистическая трагедия» может быть отнесен ко многим произведениям, передающим трудные ситуации революционной борьбы: «Разгром» А. А. Фадеева, «Первая Конная», Вс. В. Вишневского, «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс, «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика.

Романтика - органическая черта литературы социалистического реализма. Годы гражданской войны, перестройка страны, героика Великой Отечественной войны и антифашистского Сопротивления определяли в искусстве и реальное содержание романтического пафоса, и романтический пафос в передаче реальной действительности. Романтические черты широко проявились в поэзии антифашистского Сопротивления во Франции, Польше и других странах; в произведениях, изображающих народную борьбу, например в романе английского писателя Дж. Олдриджа «Морской орел». Романтическое начало в той или иной форме всегда присутствует в творчестве художников социалистического реализма, восходя в своей основе к романтике самой социалистической действительности.

Социалистический реализм представляет собой исторически единое движение искусства в пределах общей для всех его проявлений эпохи социалистического переустройства мира. Однако эта общность как бы заново рождается в конкретных национальных условиях. Социалистический реализм интернационален по своей сущности. Интернациональное начало - его неотъемлемая черта; оно выражено в нем и исторически, и идеологически, отражая внутреннее единство многонационального социально-исторического процесса. Представление о социалистическом реализме непрерывно расширяется, по мере усиления демократических и социалистических элементов в культуре той или иной страны.

Социалистический реализм - объединяющее начало для советской литературы в целом, при всем различии национальных культур в зависимости от их традиций, времени вступления в литературный процесс (одни литературы обладают многовековой традицией, другие получили письменность лишь в годы советской власти). При всем разнообразии национальных литератур наблюдаются объединяющие их тенденции, которые, не стирая индивидуальных особенностей каждой литературы, отражают нарастающее сближение наций.

А. Т. Твардовский, Р. Г. Гамзатов, Ч. Т. Айтматов, М. А. Стельмах - художники, глубоко различные по своим индивидуальным и национальным художественным чертам, по характеру своего поэтического стиля, но вместе с тем они и близки друг другу по общему направлению творчества.

Интернациональное начало социалистического реализма отчетливо проявляется и в мировом литературном процессе. В то время как формировались принципы социалистического реализма, международный художественный опыт литературы, созданной на основе этого метода, был относительно небогат. Огромную роль в расширении и обогащении этого опыта сыграло влияние М. Горького, В. В. Маяковского, М. А. Шолохова, всей советской литературы и искусства. Позднее в зарубежных литературах раскрылось многообразие социалистического реализма и выдвинулись крупнейшие мастера: П. Неруда, Б. Брехт, А. Зегерс, Ж. Амаду и другие.

Исключительное многообразие выявилось в поэзии социалистического реализма. Так, например, существует поэзия, продолжающая традицию народной песни, классической, реалистической лирики XIX в. (А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский). Другой стиль обозначил В. В. Маяковский, начавший с ломки классического стиха. Многообразие национальных традиций в последние годы обнаружилось в творчестве Р. Г. Гамзатова, Э. Межелайтиса и других.

В речи 20 ноября 1965 г. (по случаю получения Нобелевской премии) М. А. Шолохов так сформулировал основное содержание понятия социалистического реализма: «Я говорю о реализме, несущем в себе пафос обновления жизни, переделки её на благо человеку. Я говорю, разумеется, о таком реализме, который мы называем сейчас социалистическим. Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им путь борьбы. Отсюда следует вывод о том, каким мыслится мне, как советскому писателю, место художника в современном мире».