Советы и рекомендации психолога: что делать родителям гиперактивного ребенка? Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога и рекомендации родителям гиперактивных детей.


Синдром гиперактивности и дефицита внимания – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.

Диагностировать гиперактивность можно начиная с возраста 5-7 лет. Именно в этот период и следует начинать проведение коррекционной работы. С возрастом у ребенка могут пройти признаки повышенной двигательной активности, однако дефицит внимания и импульсивность могут перейти и во взрослую жизнь.

Гиперактивным детям очень сложно усидеть на одном месте, они много суетятся, двигаются, вертятся, громко говорят, мешают другим. Такой ребенок часто не доводит дело до конца, потому что не может сосредоточиться на чем-то одном, постоянно отвлекается и переключается на другие задачи. Он задает много вопросов и даже не способен дождаться на них ответов. Нередко он попадает в опасные ситуации, потому что не думает о последствиях.

Рекомендации родителям по коррекции поведения гиперактивного ребенка:

1. Определите допустимые рамки поведения. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя. Также важна последовательность. Если сегодня ребенку нельзя на ночь шоколадку, значит, и завтра тоже нельзя, и в последующие дни тоже.

2. Следует помнить, что поступки гиперактивного ребенка не всегда умышленные.

3. Не впадайте в крайности: не стоит допускать излишнюю вседозволенность, но и не стоит требовать выполнение непосильных задач.

4. Строго требуйте выполнения правил, которые касаются здоровья ребенка и его безопасности. Только не переусердствуйте, если правил будет слишком много, гиперактивный ребенок не сможет их запомнить.

5. Проявляя настойчивость в выполнении требований, делайте это нейтральным тоном, одними и теми же словами, сдержанно, спокойно, автоматически. Старайтесь не говорить более 10 слов.

6. Подкрепляйте устные требования зрительным примером как надо правильно делать.

7. Не стоит требовать от ребенка одновременного исполнения аккуратности, внимательности и усидчивости.

8. Не настаивайте на обязательном извинении за проступок.

9. Реагируйте на неправильное поведение ребенка неожиданным образом: повторите за ребенком его действия, сфотографируйте его, пошутите, оставьте одного (только не в темном месте).

10. Придерживайтесь распорядка дня. Приемы еды, прогулки, игры и другие занятия должны проходить по одному графику. Гиперактивного ребенка нельзя отстранять от выполнения обычных для других детей требований, он должен уметь справляться с ними.

11. Не позволяйте ребенку браться за новое дело, пока он не доделал первое.

12. Заранее сообщайте ребенку временные рамки для его игровой деятельности и ставьте будильник. Когда об истечении времени напоминает таймер, а не родитель, агрессивность ребенка ниже.

13. Не позволяйте ребенку долго находиться за компьютером и телевизором, особенно если он смотрит программы агрессивного и негативного содержания.

14. Старайтесь ежедневно обеспечивать ребенку длительные прогулки на свежем воздухе.

15. Для гиперактивных детей нежелательны такие физические занятия, как бокс и силовая борьба.

16. Более эффективно убеждать ребенка через телесные поощрения: хвалите ребенка, обнимая его.


17. Наказаний должно быть меньше, чем поощрений.

18. Поощряйте ребенка также за то, что он уже хорошо умеет, с помощью улыбки или прикосновения.

19. Поощрение может заключаться в предоставлении возможности заниматься тем, что ребенку интересно.

20. Помните, что порицания действуют на гиперактивных детей сильнее, чем на других детей.

21. Не прибегайте к рукоприкладству. Если есть необходимость в наказании, то для гиперактивного ребенка будет наказанием прекращение его бурной деятельности, вынужденная изоляция и домашний арест.

22. В качестве меры наказания может быть запрет: просмотра телевизора, игр за компьютером, телефонных разговоров.

23. После наказания проведите беседу с ребенком. Он должен осознать и запомнить, почему был наказан и какое поведение не поощряется.

24. У ребенка должны быть свои домашние обязанности, как у остальных членов семьи. Например, прибрать постель, упорядочить игрушки, разложить одежду по своим местам. Важно! Родители не должны выполнять эти обязанности за ребенка.

25. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно спал. Недосып приводит к еще большему ослаблению внимания и самоконтроля. К вечеру ребенок может стать совсем неуправляемым.

26. Ребенок не должен постоянно находится в возбужденном состоянии. Следует чередовать активную и спокойную деятельность. Если ребенок два часа играл с детьми на улице, ему не стоит тут же смотреть мультики про супергероев, а затем вечером еще приглашать домой приятелей, чтобы поиграть в прятки.

27. Постарайтесь избегать большого скопления людей. Торговые центры и рынки, где прогуливаются толпы людей, излишне будоражат ребенка.

28. Прививайте у ребенка интерес к какой-либо деятельности. Гиперактивному ребенку важно ощущать себя способным в чем-то.

29. Обнимайте ребенка чаще. Специалисты утверждают, что для душевного благополучия каждому человеку и тем более ребенку требуется минимум 4 объятия в день.

30. Вечером для лучшего расслабления и успокоения ребенку хорошо делать массаж и читать сказки.

31. В семье важен положительный психологический климат. Поддержка, спокойное и доброе отношение к ребенку и между членами семьи является основой для будущих достижений ребенка.

32. Не ссорьтесь в присутствии ребенка.

33. Проводите чаще всей семьей совместный досуг.

людается очень часто, и порой родители не знают, что им делать в данной ситуации. Ведь такие дети никогда не сидят на месте, им постоянно нужно двигаться, бегать, прыгать, они невнимательны и плаксивы. Родители таких детей не могут отдохнуть даже ночью, так как малыши очень плохо спят, постоянно просыпаются и плачут.

Родители очень часто путают активных детей с гиперактивными. Как определить, что ребенок гиперактивный, и что вообще такое гиперактивность?

Важно понимать, что гиперактивность — это не отсутствие должного воспитания, а медицинская проблема, решить которую могут помочь врачи и психологи

Гиперактивность: что это?

Еще в 60-х годах прошлого века гиперактивность считали патологическим состоянием, а объяснялось это незначительными расстройствами функций мозга. Но многочисленные исследования, которые проводились более 20 лет, показали, что чрезмерная активность – это самостоятельное заболевание, которое обуславливается нарушениями работы центральной нервной системы.

А также исследования показали, что гиперактивность практически во всех случаях сопровождается синдромом дефицита внимания. Так у данного заболевания появилось свое название – СДВГ, то есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Головной мозг такого ребенка очень трудно воспринимает информацию – как внешнюю, так и внутреннюю. Такие детки не могут долго концентрировать свое внимание на одном предмете и отличаются от здоровых детей неусидчивостью, невнимательностью, импульсивностью, а также неумением контролировать свои движения. Если вовремя не начать лечение, то есть большая вероятность того, что гиперактивному ребенку будет очень сложно адаптироваться в обществе, а также у него могут возникнуть проблемы с учебой.

Неусидчивость, невнимательность, постоянные капризы и попытки привлечь к себе внимание — симптомы СДВГ

Как определить гиперактивность?

СДВГ очень часто проявляется в возрасте с 2 до 3 лет. Но также он может себя проявить в более позднем возрасте – в период обучения в школе, то есть в возрасте 6–8 лет. У гиперактивных детей возникают проблемы с учебой и в общении со сверстниками. На них не действуют ни наказания, ни уговоры. Они словно пропускают мимо ушей все то, что им говорят. Они нарушают установленные родителями или учебными заведениями правила поведения.

К симптомам СДВГ можно отнести следующее:

  • неусидчивость (ребенок не может просидеть на одном месте без движений более 2 минут);
  • невнимательность (ребенок не в состоянии концентрировать длительное время свое внимание на одном предмете);
  • эмоциональная нестабильность (частые перемены настроения, плаксивость);
  • суетливость и беспокойство;
  • проблемы со сном (ребенок долго не может уснуть и часто просыпается ночью);
  • игнорирование правил и норм поведения;
  • задержка развития речи.

Если вы наблюдаете у своего ребенка хотя бы один симптом СДВГ, необходимо обратиться к врачу-неврологу, который расскажет вам, как лечить заболевание, что делать с эмоциональной нестабильностью ребенка, и поможет вашему малышу адаптироваться в обществе.

Неправильный образ жизни, курение во время беременности — вот истинные причины гиперактивности ребенка

Причины

Медицина не выявила определенных причин появления гиперактивности у ребенка, но имеются факторы, которые могут спровоцировать развитие заболевания. Это:

  • осложнения во время беременности: если во время беременности будущая мама страдала от токсикоза и повышенного давления, а у плода была выявлена внутриутробная асфиксия, вероятность того, что родится гиперактивный ребенок, очень велика;
  • неправильный образ жизни беременной также может привести к рождению ребенка с СДВГ. Под неправильным образом жизни подразумевается употребление алкоголя во время беременности и курение;
  • осложнения во время родов: стремительные или, наоборот, затянутые роды также могут привести к нарушению центральной нервной системы малыша.

Поставить диагноз и назначить лечение может только врач-невролог — к нему нужно обращаться при первых тревожных симптомах

Как лечить?

Естественно, что заниматься самолечением и «прописывать» самостоятельно лекарственные препараты своему ребенку ни в коем случае нельзя. Так как здесь речь идет не об обычном насморке, а о нервной системе малыша. Если у вас гиперактивный ребенок и вы не знаете, что с этим делать, стоит обратиться к специалисту. Он осмотрит малыша. Если позволяет возраст, врач может провести специальные тесты, которые определяют отклонения в работе нервной системы. Также ему потребуется провести семейный анализ, в котором он будет расспрашивать родителей о течении беременности, о перенесенных заболеваниях – как мамой во время беременности, так и малышом после рождения.

Кроме того, врачу будет необходимо, чтобы родители самостоятельно дали характеристику своему ребенку. Во время осмотра специалист субъективно оценит поведение ребенка и вынесет вердикт.

Для подтверждения диагноза он также должен назначить обследование, которое включает в себя проведение электроэнцефалогического исследования или исследования с применением магнитно-резонансной томографии.

Помимо этого врач назначит соответствующее лечение и при необходимости успокоительное средство для нормализации сна и устранения чувства тревоги. А также подскажет вам, что делать с малышом, когда он чрезмерно возбудим.

Чтобы «успокоить» нервную систему малыша и наладить режим сна, нужно укладывать свое чадо каждый день в одно и то же время

Что делать?

Итак, если у вас растет гиперактивный ребенок и вы не знаете, что с этим делать, то вам просто необходимо создать микромир для своего чада, который будет иметь определенные правила, соблюдение которых необходимо, где он будет получать необходимое ему внимание от взрослых, но не путем наказаний или криков, а нормального общения, которое сопровождается физическим контактом, то есть чаще его обнимайте и гладьте по голове, особенно когда он плачет.

В этом микромире должны существовать все условия для нормального существования. Запишите его в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. Там гиперактивный ребенок будет выплескивать свою энергию и одновременно учиться дисциплине. Но самое важное – это занятие должно нравится вашему чаду.

Также этот микромир должен быть максимально предсказуемым, спокойным и устойчивым для малыша. Должен быть строгий режим дня, выполнение которого необходимо и при котором не существует «уважительных» причин, чтобы его не придерживаться. То есть подъем в 8:00, туалет, умывание, чистка зубов, завтрак, занятия. Вечером в 10:00 нужно ложиться спать, перед сном за час обязательно исключаются активные игры, громкая музыка – в общем, все, что раздражает и возбуждает нервную систему. Купаемся, пьем кефир, читаем сказку и ложимся спать.

Кроме того, вы также должны принимать активное участие в жизни вашего ребенка, особенно если он гиперактивный. Играйте с ним чаще, делайте вместе какие-либо поделки, вам необходимо заинтересовать малыша, так вы научите его концентрировать свое внимание на чем-то одном.

Также можно чередовать активные игры со спокойными. Побегайте с малышом, поиграйте в прядки, а затем усадите его за стол и порисуйте вместе.

Если ребенок гиперактивный, ему необходимо внимание взрослых. Следуйте всем рекомендациям врача, ведь только он сможет вам подсказать, что нужно делать в данной ситуации. И у вас все получится! Гиперактивный ребенок – это не наказание для семьи. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем лучше для вашего ребенка и для вас.

Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности? Читайте об особенностях поведения гиперактивного ребёнка: рекомендации родителям.

Гиперактивность и её признаки

Гиперактивный ребёнок сталкивается с многими проблемами

В середине прошлого столетия медики рассматривали гиперактивность как патологическое состояние, которое вызвано незначительными расстройствами функций мозга. Впоследствии чрезмерная двигательная активность стала восприниматься как самостоятельное заболевание, которое получило название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ) .

«Гиперактивный ребёнок сталкивается с проблемами концентрации внимания, слабой памяти, обучения. Его мозгу сложно переработать информацию. Ребёнок не может сохранять сосредоточенность на протяжении длительного времени, контролировать все свои действия. Он неусидчив, невнимателен и импульсивен».

Симптомы гиперактивного поведения:

  • неусидчивость
  • суета
  • беспокойство
  • импульсивность
  • эмоциональная нестабильность
  • плаксивость
  • несоблюдение правил и норм поведения
  • проблемы со сном
  • задержка и нарушения речевого развития
  • и прочие.

Симптомы СДВГ уже можно заметить у 2-3 летнего крохи. Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку с СДВГ, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Среди признаков гиперактивности выделяют следующие:

  1. Невнимательность, что проявляется в:
  • частой неспособности быть внимательным к деталям (из-за этого ребёнок будет допускать ошибки при выполнении школьного домашнего задания и в других видах деятельности)
  • сложности сохранять внимание
  • неумении слушать
  • неспособности придерживаться требований и инструкций (например, довести до конца выполнение уроков или других домашних обязанностей на рабочем месте
  • сложности самостоятельно организовать выполнение домашнего задания и другую работу
  • избегании вовлечения в выполнение заданий, требующих продолжительного сохранения умственного напряжения
  • частой потере предметов (игрушек, школьных принадлежностей, карандашей, книг, канцелярских принадлежностей)
  • лёгком отвлечении на посторонние стимулы
  • частой забывчивости в повседневных ситуациях.
  1. Гиперактивность, которая проявляется в:
  • беспокойных движениях кистей и стоп
  • кручении и верчении, сидя на стуле
  • частом вставании с места в классе во время урока или в других ситуациях
  • частом проявлении бесцельной двигательной активности: беге, кручении, попытках куда-то залезть, причём тогда, когда это недопустимо
  • неспособности спокойно, тихо играть или заниматься чем-либо
  • постоянном движении
  • болтливости, шумности.
  1. Импульсивности, что проявляется в:
  • ответах на вопросы, не выслушивая их до конца и особенно не думая
  • сложности дождаться своей очереди
  • частых помехах другим, приставаниях к окружающим (к примеру, н может спокойно вмешиваться в разговоры или игры).

Если описанные признаки сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то обязательно нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Лечение дома и со специалистом

Подходящий курс лечения для вашего гиперактивного ребёнка может подобрать только доктор

Заметив у ребёнка симптомы и признаки СДВГ, следует проконсультироваться с врачом-невпропатологом. Доктор проведёт обследование и выяснит, не является ли причиной гиперктивности ребёнка какое-либо тяжёлое заболевание.

Диагностика СДВГ проводится в 3 этапа:

  1. Сбор информации. Врач собирает информацию о ребёнке, выясняя особенности течения беременности и родов, историю болезней ребёнка, особенности воспитания. Доктор просит родителей охарактеризовать ребёнка. Далее он даёт субъективную оценку поведению ребёнку на основе определённых диагностических критериев.
  2. Психологическое обследование. С помощью особых методик (тестов) специалист диагностирует внимание ребёнка.
  3. Аппаратное обследование. СДВГ диагностируется с помощью электроэнцефалографического исследования или исследования на основе магнитно-резонансной томографии (что позволяет регистрировать электрические потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения). Процедуры являются безболезненными и безопасными.

Совокупность полученных результатов определит наличие СДВГ и необходимость специального лечения.

Иногда ребёнок становится настолько неуправляем, что родители готовы предпринять всё, что угодно, чтобы прекратить безобразие и отдохнуть от него. Здесь важно помнить, что нельзя самовольно давать ребёнку успокоительные препараты: их может назначить только врач, проведя обследование. Подбор препаратов, нормализующих сон, снимающих раздражительность, уменьшающих тревожность подбирается врачом строго индивидуально для каждого ребёнка.

«Совет. Помните, что подходящий курс лечения для вашего гиперактивного крохи может подобрать только доктор. Выбирая домашние методы лечения, остановитесь на тех, которые не принесут ребёнку вреда. В качестве домашнего лечения лучше всего выбрать стратегию бережного, спокойного, ласкового отношения к малышу».

Как организовать жизнь гиперактивного ребёнка

Внимательное и бережное отношение к гиперактивному ребёнку поможет правильно организовать его жизнь

  1. Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.
  2. Задачи ставьте чётко. Детей с СДВГ отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.
  3. Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.
  4. Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.
  5. Приучайте к режиму дня. Распорядок дня - основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спасть (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.
  6. Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.
  7. Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность - не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как - нет.
  8. Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  9. Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты

«Совет. Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты. Не рекомендуется употреблять газированные напитки, шоколад, острую и солёную пищу».

Народные методы коррекции поведения

Иногда врач может назначить не только медикаментозное лечение, но и усилить его народными методами, например:

  1. Настои успокаивающих травяных сборов. Настой от тиков: 2 ст. ложки сухих листьев ежевики заварить литром кипятка и давать пить ребёнку по полстакана дважды в день.
  2. Укрепляющие нормализующие смеси. Например: клюкву и алоэ нужно перекрутить на мясорубке и заправить мёдом. Давать по чайной ложе три раза в день в течение полугода. Такая смесь усиливает концентрацию внимания и усидчивость.
  3. Успокаивающие фитованны. Некоторые травы (ромашка, валериана, пустырник) и эфирные масла (пихта, нероли) имеют расслабляющее действие. Травы нужно заварить, а потом настой вылить в ванну, а эфирного масла капнуть пару капель.

«Чудесный старинный успокоительный способ – стакан тёплого молока с мёдом. Лучше предлагать ребёнку пить его на ночь».

Подбирайте индивидуально способы, чтобы успокоить гиперактивного ребёнка

Пока диагностика ещё не проведена, родителям пригодятся советы, как вести себя с гиперактивным ребёнком:

  1. При перевозбуждении ребёнка нужно сменить обстановку: дайте попить воды и уведите его в другую комнату.
  2. Если кроха огорчён, лучшим лекарством будут объятия родителей, ласковое поглаживание по голове: физический контакт очень важен для гиперактивных детей.
  3. Эффективным домашним способом лечения гиперактивных детей являются фитованны перед сном. В успокоительный сбор для такой ванны могут войти шишки хмеля и хвойных деревьев. Посоветуйтесь с доктором при выборе такого метода домашней терапии.
  4. Любимая сказка, книжка с красочными иллюстрациями, массаж, спокойная музыка – с помощью всего этого малыш сможет быстрее успокоиться и заснуть.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – непростое заболевание, характеризующееся чрезмерной активностью, постоянным отвлечением и невозможностью сконцентрироваться.

Детки с данным заболеванием запросто переходят все установленные границы, а нередко даже шокируют взрослых своим поведением. Столкнувшись с таким диагнозом, родителям, прежде всего, хочется знать, как проявляется заболевание, в чем его особенности, и, главное, как помочь детям пройти связанные с ним трудности и полноценно социализироваться в обществе.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Первые признаки гиперактивности у малютки иногда могут проявиться еще до года. При этом наблюдаются следующие симптомы :

  • Гиперчувствительность к свету, звуку и другим внешним раздражителям;
  • Излишняя возбудимость;
  • Бурная реакция на манипуляции;
  • Задержка физического развития;
  • Нарушения сна;
  • Запоздания в развитии речи.

Но, если выше перечисленные признаки проявляются изредка или не в полной мере, относить их к патологии не следует. Ведь в этом возрасте существует и множество других причин для подобного поведения. Например, прорезывание зубов.

Особенности гиперактивных детей — как их успокоить

Более точно определить, гиперактивен ли малыш, можно в 2 — 3 года. В этом возрасте возможно наступление первых кризисов.

Из типичных симптомов чаще всего наблюдаются:

  • непослушание;
  • импульсивность;
  • сложности при укладывании в кровать;
  • замедления в развитии памяти и внимания.

Маленький человечек становится неуправляемым, и это весьма сложное испытание для родителей. Общение с такими детками – целое искусство, овладеть которым весьма непросто.

Так, чтобы успокоить малыша с СДВГ, желательно максимально снизить влияние внешних раздражителей, предложить ему стакан воды или успокоительный чай, искупать и сделать массаж.

Гиперактивные дети — причины гиперактивности у детей

Гиперактивные дети — совсем не редкость в сегодняшнее время. Они составляют около 18% из общего числа пациентов, обследующихся у педиатров. По поводу причин возникновения столь серьезного недуга уже длительное время ведутся научные дебаты.

В большинстве своем, медики сходятся во мнении о генетической предрасположенности заболевания. Но называют и другие причины возникновения патологии :

  • угрозы прерывания беременности;
  • проблемы во время родов;
  • употребление матерью алкоголя;
  • курение;
  • отравление тяжелыми металлами;
  • нервные напряжения, стрессы.

Гиперактивный ребенок что делать?

Если ребенок гиперактивный, прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности проявления СДВГ. Но существует и ряд общих рекомендаций для работы с подобными детками:

  • Задавайте четкий алгоритм действий. Выдавайте команды поочередно, стараясь формулировать его как можно более конкретно.
  • Формулируйте запреты, избегая частицы «не». Вместо: «Не ходи по лужам!», лучше скажите: «Старайся обходить лужи» или «Ходи там, где сухо».
  • Придерживайтесь логической последовательности в заданиях. Старайтесь избежать сумбурности, не перескакивайте с одной задачи на другую.
  • Следите за временем. Устанавливайте маленькому человечку четкие временные рамки на выполнение работ и контролируйте, чтобы он их придерживался, заблаговременно об этом предупреждая.

В случае, если малыш перевозбужден, а успокоить его не получается, попробуйте воспользоваться рекомендациями психолого в:

  • Смените обстановку на более спокойную;
  • Постарайтесь обнять свое чадо;
  • Помогите принять успокаивающую ванну;
  • Почитайте или просто полистайте книгу;
  • Сделайте расслабляющий массаж;
  • Включите легкую релаксационную музыку.

Помимо этого, современные психологи предлагают следующие рекомендации родителям гиперактивных детей:

  • Приучайте маленького человечка к соблюдению режима дня;
  • Постарайтесь создать для него максимально комфортные условия дома и в коллективе;
  • Будьте позитивны, используйте похвалу;
  • Четко расставьте рамки, что можно, а что – нельзя;
  • Дайте возможность малышу расходовать избыточную энергию по максимуму.

Лечение гиперактивности у ребенка

Чтобы помочь маленькому человечку, родители должны знать, что лечение недуга может включать в себя четыре составных :

1. психотерапевтические методы;
2. психолого-педагогическое корректирование;
3. применение медикаментозных препаратов;
4. немедикаментозную терапию.

Конечно, в первую очередь, предпочтение отдается немедикаментозным методам. Но определить и назначить их может только врач. Родителям же, в первую очередь, следует позаботится о соблюдении других немаловажных рекомендаций :

  • спокойная атмосфера;
  • полноценный сон;
  • качественное питание;
  • длительные прогулки;
  • постоянные физические нагрузки;
  • щадящие методы обучения.

У нас гиперактивный ребенок, что делать? С такой проблемой нередко приходят родители на прием к педиатру, невропатологу или психологу. «Лекарство» существует!

Такие дети обращают на себя внимание сразу

Вряд ли можно не заметить гиперактивного малютку и его уставшую, нервную маму на улице.

  • карапуз носится со скоростью гоночного автомобиля,
  • все время норовит куда-нибудь залезть или вскарабкаться,
  • хаотично хватает и разбрасывает во все стороны разные предметы,
  • движения гиперактивного малыша нескоординированные, и он при беге может споткнуться и упасть, причинив себе немалый вред.

О гиперактивности ребенка в первую очередь свидетельствует его активные хаотичные действия, неадекватные ситуации
Такой маме едва ли кто-то позавидует: если ей удается поймать свое неугомонное чадо и остановить, то он яростно вырвется и снова понесется как вихрь в никуда…

Родителям бывает весьма утомительно жить и общаться с гиперактивным ребенком.

Его повышенная двигательная активность, неуправляемость, «глухота» к просьбам, увещеваниям и замечаниям, конечно же, может измотать даже самых устойчивых родителей.

Как результат: такого ребенка пытаются ограничить в движении, бегая вслед за ним и крича вдогонку: «Не бегай, споткнешься и упадешь! Не трогай, это не твое! Туда не лезь! Не ломай!» …список можно продолжать до бесконечности.

Также такие дети часто подвергаются деструктивной критике.

Гиперактивность или высокая физическая активность

Строго говоря, диагноз «гиперактивность» ставят, когда у ребенка уже достаточно развита речь, то есть в 2-3 года. В этом случае ему нужна комплексная помощь: и медицинская, и психологическая.

Корректировать симптомы повышенной возбудимости у грудничков позволяют
  • массаж,
  • успокаивающие ванночки,
  • мягкие (только по назначению педиатра или невропатолога!) успокоительные средства.

Если же ребенок старше 2-ух лет, важно установить, идет ли речь о подвижности, возбудимости, высокой отвлекаемости, которую иногда в быту принято называть гиперактивностью, или собственно синдроме дефицита внимания – как правило, явлении наследственном, предполагающем помощь врача.

Ошибочка вышла, родители

К сожалению, многие родители, не желающие найти время для дополнительного изучения литературы про гипереактивного ребенка и что делать, чтобы направить энергию своего чада в нужное русло, даже не догадываются, что:

  • такие дети не восприимчивы к жестким запретам, критике и даже наказанию,
  • их нельзя подгонять и торопить.

Немаловажно знать, что, если уставшие родители выходят из себя, не в состоянии контролировать свои эмоции, то неизбежно вызывают ухудшение поведения гиперактивного ребенка и его еще большую «глухоту». Получается замкнутый круг, вырваться из которого все же можно.

И, конечно же, стоит помнить, что нельзя запрещать гипереактивному крохе двигаться, так как неиссякаемая энергия, «не выпущенная на волю», может вылиться в истерику, капризы и слезы.

Гиперактивные дети очень чутко реагируют на одобрение и похвалу. Поэтому родителям стоит убрать жесткие запреты и, глядя малышу в глаза, спокойным тоном, очень мягко, заменять их альтернативным решением.

Более того, если такого ребенка ограничивать в движениях, опасаясь, что чрезмерная активность будет способствовать травматизму, это может стать предпосылкой для развития в будущем болезней опорно-двигательного аппарата и суставов.

Свободу деточке

Необходимо постоянно способствовать тому, чтобы кроха имел возможность выплеснуть свою энергию. С малышом следует играть, бегать, заниматься совместно плаванием. Ведь разумнее постоянно помогать непоседе, тем самым подстраховывая его и держа все время в поле зрения.

Важно предоставить «гиперу» как можно больше физической активности. Природа щедро поощряет у ребенка его стремление к движению, так необходимое ему для полноценного физического, умственного развития и иммунитета. Помимо этого ребенок от физической активности получает положительные эмоции, ведь при прыжках, беге у малыша выделяются гормоны счастья – эндорфины.

Движение активизирует мыслительную деятельность, а позвоночнику не дает «ржаветь», вследствие чего он становится подвижным и гибким. Поэтому пусть гиперактивный ребенок (да и любой другой) резвится, прыгает и бегает на прогулке, сбрасывая отрицательную энергию, а по пришествию домой или отдыхает.

Четыре стены – это приговор

Если родители понимают, что чем больше их гиперактивное чадо проводит на детской площадке, тем лучше для его развития и микроклимата в семье, то в непогожие дни и с наступлением холодов в их глазах читается паника.

Что делать с гиперактивным ребенком в малогабаритной квартире

Польза от занятий в спортивном уголке для малыша очевидна, а найти место для детского спортивного комплекса можно практически в любой квартире

Ответ прост: необходимо обустроить детскую комнату (ну или любую другую комнату, где есть место) специальным малогабаритным комплексом простейших гимнастических снарядов, которые легко установить даже в маленькой однокомнатной квартире.

Занятия на спорткомплексе разовьют у малыша координацию движения, ловкость, силу и гибкость, что весьма важно для «гиперов», так как они в большинстве случаев неуклюжи, моторно неловки, на что-то постоянно натыкаются, задевают предметы и падают на ровном месте.

«Маленький шустрик» сможет не только «разрядиться» при занятиях на таком спорткомплексе, но и получит возможность посоревноваться с мамой и папой, что создаст хороший эмоциональный контакт между ребенком и родителями.

Физкультура – панацея для гиперактивных

Физические упражнения успокаивающе воздействуют на нервную систему гиперактивного ребенка, помогают восстановить у него поведенческие реакции, выработать правильную координацию движения.

Поэтому, если поблизости есть центр раннего развития, где проводится гимнастика с опытным преподавателем, и есть финансовые возможности для посещений таких заведений, то ребенка следует водить туда, начиная с самого раннего возраста.

Если таких возможностей нет, то родителям на помощь в занятиях с их «вечными двигателями» придет увлекательная и развивающая игра под названием «Сказки на фитболе». О том, как ее организовать, читайте ниже.

Гиперактивным малышам старше 3-х лет следует подобрать детские спортивные секции. Ребенку пойдут на пользу строгий тренер, требующий соблюдать дисциплину на занятиях. При этом не будем забывать про авторитет у маленького ребенка сильного и крепкого тренера.

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Для гиперактивных малышей в физическом развитии очень важны не только подвижные игры на улице, но и утренняя зарядка и закаливание. Нелишним здесь будет папе принимать активное участие.

Огромное значение для эффективности закаливания имеет положительный настрой ребенка

Необходимость сразу же после пробуждения приступать к гимнастике и закаливанию, которые вскоре воспитают у неугомонных малышей последовательность в своих действиях, настойчивость, дисциплину и волю.

При помощи утренних подвижных игр и физических упражнений можно повысить гормон мелатонин – биологически активное вещество, управляющее биоритмами роста и развития, глубиной сна, обменом веществ и даже адаптацией к стрессовым ситуациям, переменам погоды и новой обстановке (к примеру, посещению детского сада).

Так как гиперактивный ребенок отличается повышенной нервной возбудимостью, то при закаливании нужно использовать только щадящие приемы, не имеющие ограничений и противопоказаний.

Можно начать с водных процедур, куда входят
  • обливание рук прохладной водой,
  • криомассаж стоп,
  • контрастное обливание ног,
  • обтирание тела влажным махровым полотенцем.

Огромную пользу для маленьких «ураганчиков» принесет умывание лица. Научно доказано, что раздражение кожных зон лица нормализует процессы торможения и возбуждения центральной нервной системы.

Последовательность тонизирующего умывания лица

В первые разы при проведении процедуры температура воды должна составлять +28°C. Через каждые 1-2 дня следует снижать температуру на 1-2 градуса, доведя до конечной отметки в 18-20°C.

По всем правилам такое умывание следует начинать с середины нижней челюсти. При этом ладони, наполненные водой, должны скользить от подбородка к ушам. После следует перейти к умыванию лба – от середины к вискам, затем – от крыльев носа и уголков рта к вискам.

Такую процедуру следует повторить 3-4 раза, каждый раз, вновь наполняя ладони водой. В конце закаливающей процедуры нужно похлопать малыша по щечкам.

Продолжительность такого закаливания составит 1-2 минуты.

Уникальная методика “Сказки на фитболе”

Благодаря этой увлекательной ритмичной игре малыш и взрослые получают массу приятных впечатлений. Наигравшись вдоволь и получив заряд положительных эмоций, «мини-батарейка» продолжит длительное время играть один со своими игрушками, в то время как родители смогут немного отдохнуть от шалостей своего «ураганчика».

Необходимый инвентарь

  • Гимнастическая палка/длинная указка с тупым наконечником или легкие тряпичные мячики/массажные мячики с пупурышками.
  • Подобранная подходящая музыка (песни из сказок, мультфильмов, классические произведения для малышей, песни Шаинского или Крылатова; например, «Антошка», «Пластилиновая ворона» и т.д)
  • 3 карточки с названием персонажей из той песни, которую включаем.

Практическая реализация: для изготовления карточек необходим лист бумаги формата А4 с распечатанными персонажами из песни (можно приобрести в книжных магазинах уже готовые картонные экземпляры) и красный маркер для надписи названий.

3 основных правила этой игры

  1. Выбранная сказка или песня должна быть простой, понятной, хорошо знакомой крохе. Важно, чтобы она вызывала у малыша эмоциональную отзывчивость. Даже будет лучше, если «батарейка» выберет сам свою любимую песню/сказку.
  2. Желательно, чтобы малыш был знаком с персонажами или перед началом занятий рассмотрел картинки с их изображением. Начинать нужно с простых, немногосложных слов, легких для произнесения, постепенно переходя к более сложным.
  3. Первые занятия должны быть очень легкими и короткими (продолжительность – 30 секунд), чтобы ребенок мог успешно справляться, так как ему еще очень тяжело сосредоточиться.

Сказка начинается

Вместо обычного фитбола можно использовать надувную игрушку-попрыгун в виде животного

Для начала нужно выбрать просторное помещение и разместить карточки с персонажами при помощи скотча на стене на уровне глаз сидящего на фитболе малыша.

Еще лучше будет разместить их на зеркальном шкафу-купе. Тогда можно будет наблюдать за реакцией карапуза на эту гимнастику и погримасничать вместе с ним, что сформирует у крохи навык подражания, который является основой для всей последующей интеллектуальной деятельности.

После этого следует сесть с «энерджайзером» на фитбол напротив карточек, включить музыку, начать прыгать и знакомиться с новой увлекательной информацией.

К примеру, можно поставить песенку из мультфильма «Голубой вагон». В тот момент, когда в песне поется «голубой вагон бежит, качается» – нужно показывать на соответствующую картинку гимнастической палкой, четко произнеся/подпевая «вагон», и стараясь при этом выразительно и эмоционально подражать «чух-чух» и т.д. Для одного занятия вначале достаточно 3-х карточек, но их надо повторить 2-3 раза.

На следующее утро следует вначале обязательно повторить старые карточки и предъявить крохе 3 новые. Таким образом, можно изучать не только существительные, но и прилагательные (к примеру, голубой) и глаголы (бежит, качается) в одной песенке.

Можно показывать нужных персонажей, попадая по карточкам легкими мячиками. Такое действие усилит запоминание и разовьет координацию движения малыша. Помимо этого легкие мячики с пупырышками – идеальный инструмент для незаметного массажа кончиков пальцев. Малыш постарше, усвоивший азы «науки», может и сам самостоятельно усаживаться на фитбол и заниматься гимнастикой.

В этой методике сочетание движений, музыки, использование название персонажей и полезных слов даст огромный стимул для запоминания материала. Также во время пения и прослушивания музыки будет формироваться правильный фонетический слух ребенка.

Помимо этого благодаря хорошей и разной музыке у гиперактивного малыша будет происходить становление эстетического вкуса и собственного мнения. Научившись воспринимать информацию «на слух», гиперактивным детям легче будет усваивать иностранные языки, писать изложения и школьные диктанты, запоминать лекции преподавателей.

Травушки-муравушки

Очень полезными для гиперактивных детей будут детские чаи с ромашкой, а также ванночки с отваром лепестков ромашки. Поэтому вместо соков лучше приучать ребенка пить по утрам и вечерам ромашковый чай.

Желаем родителям гиперактивных детей терпения и понимания потребностей своих маленьких «пропеллеров»!

В этом видеосюжете специалисты подскажут вам, как отличить обычную детскую активность от поведения, выходящего за пределы нормы. А также познакомят вас с основными правилами ежедневного общения с гиперактивным ребенком.