Современная детско-подростковая литература: темы, жанры, приемы. Жанровая специфика литературы для подростков Детская юношеская литература


Подростковая литература представляет интерес и с точки зрения развития жанров. Всем известные жанры сказки, рассказа, повести, романа также актуальны в современной литературе. Они сохраняются и адаптируются под запросы читателей.

Так, в младшем подростковом возрасте с 10- 13 лет интерес к сказкам меняется в пользу фантастики и фентези. Эти предпочтения связаны с мечтами о чуде. Книга компенсирует то, чего не хватает в обыденной жизни. Джон Рональд РуэлТолкиен дает понятие волшебной сказки как истории, которая имеет непосредственное отношение к волшебной стране. Все происходящее в сказке показано реалистично, естественно. «Но помимо этого в волшебной сказке читатель находит - причем очень любопытным способом - простор для полета фантазии, возможность восстановления душевного равновесия и способ бегства от действительности, утешительную концовку..» . Жанр волшебной сказки близок по определению с фэнтези. Д.Б. Лопухов подчеркивает близость и различие этих жанров: «С одной стороны, фэнтези принципиально отличается от сказки, ибо есть игра с ненулевой суммой, а с другой -- абсолютно от сказки неотличима, поскольку антиверистична» . Изучив историю становления жанра, автор дает свое определение: «Фэнтези -- разновидность нереалистической литературы, в коей вымысел смешивается с реальностью, подавляет ее и, руководствуясь лишь только движением мысли автора, трансформирует в новую. Реальность сия, есть не что иное,как абсолютно уникальный мир, со своими законами и традициями. В мире этом группа приключенцев стремится выполнить некийквест. От того, будет ли он выполнен или нет -- зависит судьба Мира» .

Похожие характеристики можно встретить и в современных повестях, например, в творчестве А.Жвалевского и Е.Пастернак. Их повесть «Время всегда хорошее», использует ситуацию квеста как сюжетообразующую. Герои в начале повествования попадают в определенные трудности и начинают искать выходы и решения проблем. Закономерным окончанием повести является выполнение некого задания. Квестпройден - «игра окончена».

Подобные ситуации, требующие разрешения - это постоянный прием компьютерных игр, к которым, как известно, большинство подростков проявляют большой интерес.

Также у подростков очень востребованы приключенческие романы, которые описывают героические события, множество сюжетных линий, авантюры, интриги. Эти романы удовлетворяют интересы тех читателей, кому интересны становление сильной личности, способы борьбы со злом. В них действуют герои и антигерой.

Современный аналог романа - детектив, его особенностьюявляется мотив тайны, путь, расследования. В этом жанре известны работы Александра Бондаря. Он создал ремейки (римейк, как определяет сам автор) по творчеству Аркадия Гайдара и получил неоднозначную оценку среди читающей публики. Литературный ремейк - это переработанный, переделанный заново текст известного произведения. Таким текстом является «Барабанщица», созданная во времена эмиграции автора.

Востребованность жанра детектива обусловлена наличием в сюжете «острых» коллизий, тупиковых ситуаций, которые заставляют подростков додумывать, искать свои пути решения, выстраивать логические цепочки, а как следствие дочитывать до конца. Финал произведения в этом жанре не всегда благополучный, но он обязательно связан с раскрытием некой тайны.

После знакомства с мифическими мирами и героическими событиями наступает время возвращения в реальную жизнь. Активно рефлексирующий подросток ищет в книгах себя, ответ на свои вопросы, сомнения, муки, поэтому ему жизненно необходимы произведения о сверстниках и прежде всего - современная школьная повесть. В 70-е годы прошлого века эту потребность удовлетворяли повести Анатолия Алексина, Владислава Крапивина, Владимира Железникова и других. Среди современных авторов, пишущих о школе настоящего времени, можно назвать Екатерину Мурашову («Класс коррекции», «Гвардия тревоги», «Одно чудо на всю жизнь», Андрея Жвалевского и Евгению Пастернак («Шекспиру и не снилось», «Типа смотри короче», «Время всегда хорошее», «Гимназия № 13», «Москвест»).

Школьная повесть часто пишется от лица главного героя, максимально приближаясь к жанру дневника, часто это дневник и есть. Дневниковые записи отличаются психологизмом, субъективностью взглядов автора, откровенностью. «Дневники современных авторов, - отмечает М.Cоломонова, - и есть, по сути, сами настоящие дневники - книги стилизованы под исписанные, разрисованные тетради, открывая которые, восторженные дети сразу попадают в пространство, предлагаемое автором, - обычно профессиональным дизайнером, карикатуристом и художником по совместительству». Ярким примером таких дневников является повесть О. Громовой «Сахарный ребенок». Автор в преамбуле к тексту сообщает, что «это правдивая история, рассказанная со слов Стеллы Нудольской».

К реалистически жанрам относится и рассказ. Он сохраняется в современной литературной ситуации, но чаще всего не как отдельная художественная единица, а как составляющая целого цикла. Известные и востребованные среди подростков сборники рассказов Н.Евдокимовой. Не теряют своей актуальности рассказы В.Крапивина.

В связи с развитием интернета в читательский круг подростков входят альтернативные жанровые образования. Это так называемые «фанфики». Такое название произошло от английского «fan-fiction», что в переводе означает«выдумки поклонников»

Это так называемая фанатская литература. Создатели такой литературы не заявляют свои авторские права на произведения. Особенностью этого жанра является продолжение уже существующего сюжета фильмов, сериалов, романов, аниме, компьютерных игр.

«Фанфики» стремительно набирают свою популярность среди молодежи. Юные читатели активно читают и сами создают сочинения с фантастическими сюжетами. Благодаря инициативности читателей получают новую жизнь любимые герои.

Вниманию подросткаXXI века представляется огромное разнообразие литературных произведений, созданных в различных жанрах.

Нет дорог кроме тех, что мы выбираем.

Иногда кто-то один вынужден отвечать за всех.

ГЛАВА 1.
ПРИТЯЖЕНИЕ
Холод в библиотеке стоял такой, как если бы отопление не работало. Ржавые батареи были не способны отапливать обветшалое двухэтажное здание довоенной постройки с внушительного размера зазорами в оконных рамах.

За окнами под ногами прохожих похрустывал снег, а в здании от сквозняка в унисон потрескивали обои, грозясь, вместе с паутиной и ее обитателями, обрушиться на ничего не...

«Литература, как и любой другой вид творчества, есть неизменный спутник человека в его эволюции» (Алексей Яшин. «Постлитературный период жизни человечества: оптимисты и пессимисты». (Просим рассматривать изложенное как дополнительный исходный материал к дискуссии, объявленной в предыдущем номере «Приокских зорь» (см. 1, 2013 г.): «Не хватит ли «сбрасывать Пушкина с корабля истории?» - прим. А. Я.). И действительно, охватывая взглядом всеь культурный период истории человечества, мы видим, что это...

Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами - с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.
Евгений Баратынский, «Она»

Течет река воспоминаний, плавно огибая или, наоборот, вспениваясь у встречающихся на пути островков. Таковыми могут быть разговоры о былом и фотографии с изображением дорогих тебе или знакомых людей. Воды этой реки - здесь, перед тобой, но еще час тому назад были далеко от тебя, а те, которые сейчас...

В 3-ем “Б” - урок литературы. Учительница вызывает Васю к доске и говорит:

Так, Вася, расскажи нам о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Когда он родился, где учился, как жил и что творил. Готов к уроку?

Зинаида Сергеевна, а можно я немножко расскажу не то, что написано в учебнике, а своими словами?

Конечно, всегда нужно рассказывать своими словами.

Нет, я совсем не это имел в виду. Я хочу рассказать о своём папе и о Пушкине.

А твой папа тут при чём...

Всякая тема, естественным образом имеет свои истоки, свое начало. Есть они, разумеется, и у темы

Моего исследования. Мне не хотелось чрезмерно усложнять историю вопроса и я решил упомянуть вполне известные

Факты, разделяя и связывая их по иному, по новому. В самом конце 18 века Гете создает трагедию "Фауст"(I часть). До

Него легенду о Фаусте в литературе воплощали Г.Лессинг, Я.Ленц, Ф.Клингер. В трагедии Гете оживает наиболее яркий

Литературный образ зла (Мефистофель), появившийся...

Почему отрывок из повести носит название "Русская поэзия"? Ведь речь здесь идёт совсем о другом. Но, наверное, в этом есть свой смысл. Для того, чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим особенности литературных приёмов автора.

Сразу просматривается привязка повествования к политике руководства СССР 70-х годов прошлого века. Очевидна потытка изобразить её антиизраильской. Главные персоналии - руководители Ближневосточного отдела Министерства Иностранных Дел СССР. "Шел 1971 год. Позади были...

О, этот мир, печальный мир и бренный!
И все, что видишь в нем и слышишь, - суета.
Что эта жизнь?
Дымок в небесной бездне,
Готовый каждый миг исчезнуть без следа...
Фудвивара Киёскэ

Одним из самых загадочных явлений в мировой классической литературе является Восточная проза и лирика. Нам, европейцам, очень сложно понять вычурную витиеватость фраз и полунамёков. Если бы Баратынский написал хокку, то его стих («Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!...») звучал бы так...

Сумасшедший ритм жизни сделал нас заложниками невероятных высот и достижений. Недолгий век мига жизни ничтожно мал, а мы в спешке забываем о своём «я». Мы стали заложниками своих же параметров и стандартов: мы стремимся к материальному благополучию, но мы забываем просто поговорить друг с другом. Мы обустраиваем наши дома по Фен - Шую, ездим отдыхать на Восток, искренне надеясь, что всё это поможет нам достичь гармонии в жизни, но забываем о близких и родных.

Основы Восточной философии...

Самая требовательная, внимательная и серьезная аудитория – молодежь. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята ищут родственные души на страницах произведений, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями.

Современная подростковая литература – это больше не детские книжки о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство романов подымает взрослые проблемы еще совсем юных людей. И такие книги могут многому научить не только подрастающее поколение, но даже всезнающих взрослых.

Что читают подростки последнее десятилетие? Ребят старше 14 уже не интересуют энциклопедии и сказки, ближе и понятнее становятся фэнтези, историко-приключенческие произведения, детективы… и, конечно, популярные книги современных авторов.

Пятнадцатилетний Чарли пытается справиться с самоубийством своего друга, Майкла. Чтобы как-то избавиться от беспокойства и депрессии, он начинает писать письма незнакомцу, хорошему человеку, которого он никогда не встречал лично. В школе, Чарли неожиданно находит наставника в лице учителя английского языка, и друзей, одноклассника Патрика и его сводную сестру Сэм. Впервые Чарли решает начать новую жизнь. Он идет на первое свидание, впервые целует девушку, заводит и теряет друзей, экспериментирует с наркотиками и выпивкой, участвует в спектакле «Рикки хорор» и даже пишет свою музыку.

Чарли живет относительно тихой и стабильной домашней жизнью. Но тревожная семейная тайна, которая повлияла на всю его жизнь,дает о себе знать под конец учебного года. Чарли пытается выбраться из своей головы в реальный мир, но бороться становится все труднее.

2. «Мы с истёкшим сроком годности» Стейс Крамер


Виржинии 17 лет и у нее есть все, о чем только может мечтать девушка. Она молода, красива, умна, собирается поступать в Йельский университет, у нее есть любимый парень Скотт, лучшая подруга Оливия, добрые и любящие родители. Но на выпускном вечере Виржиния узнает, что Скотт ее бросает. Изрядно выпившая, в порыве злости она садится за руль машины и попадает в страшную аварию. Девушка остается жива, но ей ампутируют обе ноги. Так в одно мгновение сказочная жизнь Виржинии превращается в настоящий ад. И девушка все чаще задумывается, стоит ли вообще так жить?

3. «Милые кости» Элис Сиболд

Жизнь одной обычной американской семьи Сальмон в одно мгновение переворачивается с ног на голову, когда Сюзи, старшую дочь, жестоко и несправедливо убивает маньяк.

Одним декабрьским днем, по пути из школы домой, девочка случайно столкнулась со своим убийцей. Ее заманили в подпольный тайник, изнасиловали и убили. Сейчас Сюзи на небесах, она наблюдает за жителями своего города, которые наслаждаются жизнью, пока живы. Но девочка не готова уйти навсегда, ведь она знает имя преступника, а вот ее семья – нет. Сюзи отчаянно держится за свою жизнь и с тревогой наблюдает за тем, как ее родные и друзья пытаются существовать дальше. Еще больше Сьюзи беспокоит тот факт, что убийца все еще живет рядом с ними.

Это трагическая и поучительная история Алисы – девочки, которая в совсем юном возрасте окунулась в губительный мир наркотиков.

Это началось, когда Алисе подсунули безалкогольный напиток, смешанный с ЛСД. В течение следующего месяца она потеряла уютный дом, любящую семью и заменила их городскими улицами и наркотиками. Они лишили ее невинности, юности... и, в конечном счете, жизни.

У Хейзел Ланкастер в юном возрасте обнаружили рак легких. Она считает, что должна смириться с тем, какой стала ее жизнь. Но затем, случайно, она знакомится с молодым человеком, по имени Огастус Уотерс, который нескольколет назад сумел побороть рак. Когда Хейзел в своем саркастическом тоне пытается прервать попытки Огастуса познакомиться, он понимает, что нашел девушку, которую искал всю жизнь. Несмотря на страшный диагноз, молодые люди радуются каждому новому дню и пытаются осуществить мечту Хейзл – встретиться с ее любимым писателем. Они пересекают океан и едут в Амстердам, чтобы эта встреча состоялась. И хотя это знакомство оказывается не совсем таким, каким они ожидали, в этом городе молодые люди находят свою любовь.Возможно, последнюю в жизни.

Для шестнадцатилетнего Дэна Кроуфорда, подготовительный колледж Нью-Гэмпшира – это больше, чем летняя программа, это спасательный круг. Будучи изгоем в своей школе, Дэн взволнован возможностью завести друзей во время летней программы. Но когда он приезжает в колледж, Дэн узнает, что его общежитие – бывшая психлечебница, более известная как последнее убежище для душевнобольных преступников.

Когда Дэн со своими новыми друзьями, Эбби и Джордан, исследуют скрытые тайники их жуткого летнего домика, они вскоре обнаруживают, это не совпадение, что они трое оказались здесь. Это убежище является ключом к ужасающему прошлому, и есть некоторые секреты, которые не хотят оставаться похороненными.

Для самой популярной старшеклассницы школы, Саманты Кингстон, 12-е февраля - "День Купидона"- обещает превратиться в одну большую вечеринку: День Святого Валентина, розы, подарки и привилегии, которые получаешь, если находишься на вершине социальной пирамиды. И это длилось до тех пор, пока Саманта не умерла в страшной аварии в эту ночь. Тем не менее, она, как ни в чем не бывало, просыпается на следующее утро. На самом деле, Сэм проживает последний день своей жизни семь раз, пока она не осознает, что даже малейшее изменение в ее последнем дне может повлиять на жизни других людей гораздо больше, чем ей казалось раньше.

Это история о жизни обычных нью-йоркских подростков, написанная семнадцатилетним парнем. Дети, от которых богатые родители откупаются деньгами, устраивают вечеринки в роскошных особняках и не знают других развлечений, кроме наркотиков и секса, что приводит к трагическим и шокирующим последствиям.

Чтобы не попадать в подобные ситуации, вам точно стоит почитать книги о сексе для подростков .

Юноша по кличке Курильщик живет в интернате для детей-инвалидов. Когда его переводят в новую группу, он начинает понимать, что это не просто интернат, а здание, наполненное жуткими тайнами и мистикой. Курильщик узнаёт, что все обитатели замка, даже воспитатели и директора, не имеют имен, только прозвища. Оказывается, что существует параллельный мир и некоторые дети могут свободно туда перемещаться. За год до своего выпуска, парень начинает испытывать страх перед настоящим миром, который находиться за стенами этого дома. Его угнетает самый важный вопрос: остаться или уйти? Уйти в реальный мир или параллельный, пусть даже не навсегда?

Читателю придется самостоятельно решить, действительно ли этот Дом волшебный, или это всего лишь воображение детей?

Гай Монтэг – пожарный. Его работа заключается в том, чтобы сжигать книги, которые запрещены и являются источником всех раздоров и бед. Даже так, Монтэг несчастлив. Разногласия в браке, спрятанные в доме книги… Механический пес Пожарного Департамента, вооружившись смертоносной инъекцией, в сопровождении вертолетов, готов выследить всех диссидентов, которые бросают вызов обществу и системе. И Гай чувствует, что за ним наблюдают, ожидают, пока он сделает неверный шаг. Но стоит ли бороться за жизнь в обществе, которое уже давным-давно себя загубило?

Аннотация: В статье рассматриваются особенности жанрового состава современной детско-подростковой и юношеской литературы, ее ведущие темы и проблематика, дается представление об основных видах конфликтов, типах героев, а также о некоторых приемах построения сюжета.

Ключевые слова: Современная детская и юношеская литература, жанр, тема, проблема, конфликт, сюжет

Abstract: The article discusses the features of genre composition of the modern children and adolescent and youthful literature, its major themes and issues, gives an idea of the main types of conflicts, types of characters, as well as some methods of constructing the plot.

Key words: modern children and youthful literature, genre, idea, conflict, method.

Жанровый состав современной детско-подростковой и юношеской книги отражает динамику российских реалий: в выборе художественных форм, тем, мотивов, приемов авторы ориентируются на ожидания читателей и запросы издателей. В то же время детско-подростковая книга продолжает исследовать традиционные темы детского бытия. Ориентир издателей на популярные формы изменил жанровую иерархию и саму структуру чтения детей и подростков.

Временное ослабление позиции художественных жанров способствовало возрождению документальной книги (серии «Детский проект», «Будь, как я», «Жизнь замечательных детей» и др.). Интересным опытом новой публицистики стала «Книга советов по выживанию в школе» Э. Веркина, ведущей проблемой которой стала проблема позиционирования себя в коллективе.

Рисуя типичные ситуации, бывалый школяр сопровождает их советами о том, как не стать изгоем в классе и избавиться от комплексов. Влияние документалистики повлекло появление книг автобиографического характера - «Детство Левы» Б. Минаева, «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева. Эти книги объединяет мысль о том, «как трудно быть ребенком», и глубинный протест против деспотического мироустройства. Санаев с болью разоблачает опасность тиранической любви родных, последствия для ребенка семейного раздора, ожесточенной борьбы за его привязанность. Б. Минаев в «Детстве Левы» («Мужской день»), стремится восстановить истаявший детский мир, который оставил «нежные шрамы» в душе и памяти. Автор описывает уходящее детство, нелегкий путь взросления как важную человеческую пору - преимущественно через события. В книге предстает годовой цикл жизни мальчика, с постепенным расширением и освоением мира и важными открытиями: незамысловатые приключения в своем доме и дворе, манящий мир кино, библиотеки, сада, дачи, деревни.

Рассказчик описывает процесс узнавания людей - родных, друзей, соседей, но больше стремится понять себя - совсем не идеальную натуру. Героя тяготит неспособность к общению; его индивидуальность и творческий потенциал оказываются невостребованными. Однако одиночество питает душу. В автобиографической повести «Промелькнет навсегда» В. Попов подчеркивает самоценность каждой поры детско-подросткового и юношеского бытия. Он отразил запомнившиеся своей остротой и глубиной переживания, события, семейные истории, счастливые миги полноты бытия и первые драмы несовпадения с кругом ровесников, процесс складывания своей иерархии ценностей, напряженный творческий поиск. Замечательно передано неторопливое расширение пространства и параллельное простирание взгляда внутрь себя.

Всем ходом повествования − припоминая драгоценные детали, живительные мелочи, воссоздавая запахи, движения, цвет, звуки − автор доказывает значимость собственного видения, его заведомой замедленности. Он настойчиво подчеркивает свою индивидуальность, усугубляющую разлад с общим вектором. Но одиночество не только драматично, но и благодатно. Спасением от бездуховности и стандарта стало «словотворчество». Путь становления творческой личности предстает в романе М. Нисенбаума «Теплые вещи».

Его сквозным образом стала книга - ресурс духовно- интеллектуальной жажды героя, толчок к творчеству. Смена круга чтения - А. Блок, С. Черный, Р. Бах, Н. Гумилев, С. Соколов - определяет личностное развитие юноши, его освобождение от влияний. Том китайской поэзии открыл герою самого себя и спас от пошлости мира. Документальная повесть А. Гезалова «Соленое детство» воссоздает портрет детдомовского детства. «Соленым», слезным его сделали безразличие воспитателей, жестокость ровесников, унижения, борьба за свое достоинство.

Полезны нехитрые советы по обустройству жизни. В детско-юношеской книге упрочился сюжет с особым или незаурядным героем. Отождествление себя с персонажем, переживание сходных эпизодов определяет компенсаторный эффект - признание личного несовершенства, приятие неуспеха и вера в возможность с ним справиться, преодоление одиночества, страхов и комплексов. В ряде детских книг устойчиво воплощается мотив уникальности каждого, внушается императив принятия несхожести.

Авторы показывают трудность и отрадность преодоления стандартного восприятия. И. Понорницкая в повестях «Школа через горку» и «Эй, рыбка!» поднимает тему неординарного ребенка, исследует столкновение индивидуальности с действительностью, воссоздает настоящую школу выживания в чуждой среде. Героини Понорницкой исповедуют идеализм и свободу, отстаивая свою уникальность наперекор жестокости внешнего мира и даже обретая единомышленников. Героиня повести «Эй, рыбка!» переживает момент осознания собственной индивидуальности, поняв, что не вписывается в общий ранжир - обликом, поведением, чувствами. Жанка живет в экологически, нравственно и духовно неблагополучном мире.

Столкновение с подлостью, предательством, преступлением ускоряют ее взросление. Аналогия с погибшими в агрессивной среде рыбками углубляет драму утраты иллюзий. В повести «Школа через горку» Понорницкая исследует тему столкновения маленького человека с жестоким миром. Четвероклассница Света оказывается нежеланной новенькой в классе. Враждебность ровесников базируется на зависти к одаренности, успеху. Конфликт индивидуальности и коллектива-стаи усугубляется безучастием взрослых. Описывая драматическую ситуацию, авторы учитывают неизменную тягу детей к счастливому разрешению коллизии и изображают исцеление маленьких героев.

Так, построенный на реальных событиях, цикл рассказов Н. Назаркина «Изумрудная рыбка. Палатные рассказы» воссоздает жизнь детской больницы «изнутри», рисует мир больных детей, с их особой ментальностью, мечтами, специфическим времяпрепровождением в замкнутом пространстве палаты. Ребята заглушают боль чтением. Автор не таит и возможности трагического исхода, убеждая в необходимости «перемогать» несчастье. Зеленая пластиковая рыбка стала символом борющегося за жизнь детства. Схожую ситуацию описала Ю. Кузнецова в «Выдуманном жучке».

В повести О. Раина «Слева от солнца» помощь суперхакера Генки своей подруге Варе в ее выздоровлении, помогает и самому подростку ощутить притягательность добра, неравнодушия, утвердиться в новом качестве «спасателя» и вконец избавиться от черствости и сугубого практицизма. Авторы доказывают, что мир вовсе не благостен, а конфликтен, однако драмы преодолимы, проблемы изживаемы. Компенсаторный эффект знакомства с особыми героями состоит в том, что часто именно они становятся продолжателями добротворения, истинными спасителями других: в повести Е. Мурашовой «Гвардия тревоги» условно-фантастический сюжет с отсылом к гайдаровской традиции помогает подчеркнуть органичную тягу подростков к сотворению добра и бескорыстной помощи нуждающимся − благодаря инновационному биоэлектронному устройству. Наиболее подходящим «звеном» сверхсовременного гаджета стала больная Полина.

Духовной победой над колоссальным напором зла в собственной душе венчается сюжет другой повести Мурашовой − «Одно чудо на всю жизнь». Озлобленный Генка, замысливший с помощью уникального дара инопланетянина Уи вылечить братьев, испытает благотворное воздействие «чуда - одного на всю жизнь». Общение Лиса с реальными и внеземными ровесниками убеждает его в возможности доброго деяния, бескорыстия, сострадания, что приводит к сдвигу в его душе и в отношениях с миром. В повести М. Петросян «Дом, в котором» сродни героическому постоянное внутреннее противостояние злу и поддержание более слабых ребят подростком Сфинксом. Понимание им необходимости обрести свой Путь, совершить индивидуальный выбор диктует одухотворяющее решение

остаться в несовершенном реальном мире и помогать обитателям Дома: спасать от боли и одиночества обреченных на болезни и инвалидность. Впечатляющим итогом этой победы явились состоявшиеся судьбы ребят из серого Дома. Подтверждением интереса к нестандартным героям является история детдомовца Бриги из повести Н. Ковалевой «Зима и лето мальчика Женьки». Открытый, порядочный, честный, он оступается, но упорно противостоит обольщению улицы. Устойчивость ему дают музыка и книги. Необычные герои - неловкие, некоммуникабельные, презираемые большинством − предстают и в книге «Грибной дождь для героя» Д. Вильке. Центром сюжета становится открытие «чужого» как своего. В книге очерчена актуальная ситуация: на излете детства герои пережили опасный соблазн дурного поступка: вполне добропорядочные подростки неожиданно для себя, повинуясь инстинкту стаи, перешли черту безобидного развлечения. Испытанная ими неловкость, осознание чужой уязвимости бередят совесть и становятся шагом на пути вочеловечивания.

Новую трактовку получила школьная тема. Неоднозначное состояние современной школы запечатлено в книгах Е. Мурашовой «Класс коррекции», «Гвардия тревоги». О. Раин в повести «Отроки до потопа» в рамках авантюрно-детективного сюжета исследует взросления, сложности взаимоотношений подросткового мира, проблемы выбора и самоопределения. В ходе испытания на верность истине и чести Сергей взрослеет, ощущает ответственность - за себя и друзей, выбирая путь добротворчества, и в итоге обретает счастливое чувство родства с семьей, с миром. Повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Шекспиру и не снилось», «Время всегда хорошее» дают разные ракурсы школьной жизни. Условный сюжет обмена эпохами двух подростков позволяет сравнить школу прошлого и будущего: оба освоятся в новых временах, убедившись, что они - всегда хорошие, а их качество зависит от людей и их поступков.

Прием параллельного показа вспыхнувшей заснеженным весенним днем симпатии нынешних подростков и давней школьной истории их родителей в повести «52 февраля» помогает увериться в неизменности чувств, связи поколений. Ироничный срез жизни нынешней школы предстал в своеобразной эпопее школьной жизни «Записки выдающегося двоечника» А. Гиваргизова, в книгах Т. Крюковой «Потапов, к доске!», К. Драгунской «Целоваться запрещено», построенных на абсурде, утрировании, гротеске. Новый поворот семейной теме задают повести Д. Сабитовой, глубоко и тонко развивающей мотив обретения семьи («Три твоих имени»), Ю. Кузнецовой «Где папа?», Аи эН «Дом Пи». И. Краева в повести «Баба Яга пишет» стилизует переписку московской бабушки с заокеанским внуком. Эксперимент с формой позволяет показать взаимное открытие их миров. Иллюстрацией жанровых поисков современной подростково-юношеской литературы служит фэнтези. Видовое разрастание этой формы подтверждает разработка христианского фэнтези Ю. Вознесенской. Действие романа «Путь Кассандры» происходит в будущем.

На затопленном после ядерной катастрофы островке люди живут в скудном суррогатном мире жуткого тоталитарного государства под началом Мессии, строя иллюзорную «реальность». Фабула убеждает в безусловности духовного начала. М. Аромштам в книге «Легенда об Ураульфе, или Три части белого» создает условное, но при этом географически и социально сложно структурированное пространство Долины, Леса, Гор, Вершины; бытие населяющих их племен, сложный клубок противоречий. После победы объединенного воинства под предводительством доблестного Ураульфа настало новое время: солнце вновь стало белым, умножая добро.

Таким образом, новая детская литература демонстрирует разнообразие творческих поисков, жанрово-художественную пестроту, обилие занимательных фабул, острых интриг, глубоких вопросов, новое осмысление классических мотивов и тем самым − свою жизнеспособность. Современные авторы стре6мятся воплотить процесс прощания с отрочеством и его иллюзиями - детской верой в безусловность счастья и добра. Они предлагают разные выходы из одиночества и дискомфорта подросткового бытия - через пробуждение интереса к другим, заботу о них, занятия творчеством, через книги, музыку, веру и любовь.

Бобина Т. О.

С этой небольшой книжечки, появившейся в 1941 году в серии «Библиотека красноармейца» началась литературная история прославленного майора Пронина. Шесть небольших рассказов совершили революцию в советской массовой литературе. Впервые народ обрел настоящего современного, а не сказочного героя, который после работы может и на футбол сходить, и всесоюзную здравницу Крым посетить. Новый герой пришелся читателям по вкусу. Запутанные преступления, хитрые заговоры, и то изящество, с которым мудрый майор их раскрывал, обеспечили Пронину всенародную…

Странный генерал Олег Коряков

«Странный генерал» – первый в советской художественной литературе опыт повествования об англо-бурской войне. Эта удивительная история о Петре Ковалеве и его друге Дмитрии Бороздине. Выдумка это или нет не знает и сам автор. Но это точно историческая правда.

Сезон дождей Илья Штемлер

Однажды утром соседский пес во время прогулки нашел во дворе дома, где жил известный журналист Евсей Дубровский, труп младенца. Начинается расследование, к журналисту обращается милицейский дознаватель. Однако неожиданным образом по ходу дела Дубровский из свидетеля становится подозреваемым… Об этом, а также о страстях библиофилов, о любви и ненависти, о долге и чести, о вечных темах русской литературы читайте в новом романе Ильи Штемлера «Сезон дождей».

Четверо и Крак Евгений Кораблев

У Пяти ручьев Евгений Кораблев

Урал прошлого, настоящего и будущего времени – край неисчерпаемых богатств, удивительных явлений природы, край людей своеобразных, смелых и ищущих – является прежде всего темой многих произведений «Уральской библиотечки путешествий, приключений и научной фантастики». Уралу первых лет Советской власти и его людям посвящена трилогия забытого ныне писателя Е. Кораблева (Григория Григорьевича Младова), который по справедливости может считаться одним из зачинателей жанра советской приключенческой литературы. Произведения «Четверо и Крак»,…

Созерцатель скал Евгений Кораблев

Урал прошлого, настоящего и будущего времени – край неисчерпаемых богатств, удивительных явлений природы, край людей своеобразных, смелых и ищущих – является прежде всего темой многих произведений «Уральской библиотечки путешествий, приключений и научной фантастики». Уралу первых лет Советской власти и его людям посвящена трилогия забытого ныне писателя Е. Кораблева (Григория Григорьевича Младова), который по справедливости может считаться одним из зачинателей жанра советской приключенческой литературы. Произведения «Четверо и Крак»,…

Мангушев и молния Александр Покровский

В морской прозе Александра Покровского, уже ставшей классикой жанра, всегда было место романтическим и трогательным историям. Если они не проявлялись открыто, то всегда присутствовали как намек и скрытый подтекст в едких и брутальных повествованиях. Как счастливый вариант разрешения безвыходного и скорбного бытия. В новой книге сказочное и волшебное предстают трепетно и открыто, так как автор прибегает к самому бесхитростному жанру литературы. Читая сказку, мы словно обращаемся не только к детству, все-таки живущему в нас, но и к чистым сущностям…

Эпоха викингов в Северной Европе Глеб Лебедев

Монография посвящена малоисследованной в советской исторической литературе теме - заключительному этапу перехода народов Европы от первобытнообщинного строя к классовому обществу. В ней рассматриваются основные этапы деятельности викингов в Западной Европе, показана несостоятельность норманистстских построений буржуазной историографии. Впервые на конкретных данных истории, археологии, нумизматики и языка раскрывается значение Древней Руси для внутреннего развития скандинавских стран, показано ведущее место Древнерусского государства…

Владимир Мономах Василий Седугин

Его имя вошло в легенду еще при жизни. Он вписал одну из самых славных страниц в историю Руси. За свое долгое княжение Владимир Мономах совершил 80 боевых походов, под его началом русское войско в 1111 году наголову разгромило хищных половцев, на целое поколение обезопасив свои рубежи от степных набегов. Железной рукой он пресек княжеские междоусобицы, объединив Русскую землю и подарив ей покой и процветание – именно при Владимире Всеволодовиче Киевская Русь достигла вершины своего могущества, став первым государством Европы. Сам византийский…

Хлопушин поиск Михаил Зуев-Ордынец

Грозным пожаром, сметающим власть крепостников, пылало восстание под руководством Пугачева. На уральских горных заводах работные люди готовились присоединиться к восставшим. Сподвижник Пугачева Хлопуша, рискуя жизнью, устанавливал связи с рабочими заводов, раздувая пламя восстания все ярче и ярче. Этим славным страницам уральской истории и посвящена книга «Хлопушин поиск». Автор ее писатель Михаил Ефимович Зуев-Ордынец родился в 1900 году в Москве. Участвовал в гражданской войне. С 1925 года начал печататься. Является одним из зачинателей советской…

Крокодил под кроватью Мариасун Ланда

В тот день, когда X. X. обнаружил у себя под кроватью крокодила, он понял, что у него действительно серьезная проблема. Не понимая, реальность это или же плод больного воображения, он обратился к врачу. «Крокодилит» - недолго думая, поставил диагноз тот, как будто это самый обычный грипп… Можно ли рассказать с юмором об одиночестве и недостатке общения? Мариасун Ланда мастерски делает это в своей книге, выдержавшей уже десяток изданий, переведенной на несколько языков и получившей в 2003 году Национальную испанскую премию в области детской и юношеской…

Голубой ангел Лев Овалов

Предвоенная Москва опутана сетью хладнокровных и расчетливых агентов разведки одной могущественной западной державы. В то время, как вся страна работает над проектами новых машин, заводов и фабрик, враг не спит: убит талантливый инженер, похищены ценные чертежи. Перед вами второе, и пожалуй, самое сложное приключение майора Пронина. Изящна шпионская повесть, в которой а) майор Пронин одевает зеленое пальто, б) одной из важнейших улик оказывается пластинка с песней «Голубой ангел» в исполнении Марлен Дитрих, в) воздается должное армянскому коньяку,…

Том 2. Советская литература Анатолий Луначарский

Во второй том вошли статьи, доклады, речи Луначарского о советской литературе. Статьи эти не однажды переиздавались, входили в различные сборники. Сравнительно меньше известны сегодняшнему читателю его многочисленные статьи о советской литературе, так как в большей своей части они долгое время оставались затерянными в старых журналах, газетах, книгах. Между тем Луначарский много внимания уделял литературной современности и играл видную роль в развитии советской литературы не только как авторитетный критик и теоретик, участник всех основных…

Антипутеводитель по современной литературе.… Роман Арбитман

Известного критика Романа Арбитмана недаром называют «санитаром литературного леса»: вот уже несколько лет подряд он читает наиболее заметные книги, появившиеся на прилавках, и беспощадно расправляется с теми, читать которые опасно для здоровья и вредно для кошелька. Его «Антипутеводитель по современной литературе» состоит из кратких и остроумных рекомендаций со знаком «минус». Вы можете с ними согласиться – и тогда будете избавлены от разочарований. Но вы, конечно, можете пренебречь мнением критика и отправиться в путь по книжному морю…