Тема «Дружба с братьями нашими меньшими» в рассказе «Муму. Осуждение крепостничества в рассказе «Муму Человечность в рассказе муму


Настоящая статья посвящена творчеству И.С. Тургенева. В ней будут тщательно проанализированы мотивы поведения главного героя рассказа «Муму» - дворника Герасима. Наверное, тех, кто читал, но не обладал достаточной психологической проницательностью, со школы мучил вопрос о том, почему Герасим утопил Муму. В ходе «расследования» ответ на него будет дан.

Личность Герасима

Могучий немой Герасим был выкорчеван из родной избушки в деревне и пересажен в чуждую для себя городскую почву Москвы. Росту он был под два метра. В нем было с избытком природной мощи. Его присмотрела себе одна московская барыня и велела перевезти из деревни в свой дом. Определила она его дворником, ибо работником он был знатным.

Как бы ни казалась эта информация читателю далекой от ответа на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, она очень важна и имеет к нему непосредственное отношение. Это фундамент для понимания внутреннего мира героя.

Любовный треугольник: Герасим, Татьяна и Капитон

У барыни служила одна простая девушка - Татьяна (она трудилась прачкой). Молодая женщина приглянулась Герасиму, хотя и другие слуги, и сама хозяйка понимали, что такой брак вряд ли возможен по понятным причинам. Тем не менее Герасим нежно лелеял внутри себя робкую надежду, во-первых, на взаимность, а во-вторых, на то, что барыня даст согласие на брак.

Но, к сожалению, надеждам главного героя не суждено было сбыться. Вздорная и эгоцентричная барыня решила по-своему: отбившийся от рук башмачник-пьяница барским соизволением был назначен в мужья Татьяне. Он-то сам не против, но боялся реакции Герасима на сие известие. Тогда барская челядь пошла на хитрость: зная, что немой дворник не выносит пьяниц, слуги заставили Татьяну пройти перед Герасимом пьяной. Трюк удался - дворник сам толкнул свою зазнобу в объятия Капитона. Правда, эксперимент барыни ничем хорошим не закончился. Ее башмачник спился даже в руках трудолюбивой и, можно сказать, кроткой до рабства прачки. Дни несчастливой пары текли безрадостно в глухой деревне.

Любовный треугольник важен в контексте ответа на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, так как он раскрывает «химию» будущей привязанности дворника к своей собаке.

Герасим и Муму

Когда Герасим страдал от нерастраченной любви, он нашел собачку. Ей было всего три недели от роду. Дворник спас песика из воды, принес его в свою каморку, организовал собаке (оказывается, это девочка) там лежбище, поил ее молоком.

Другими словами, теперь невостребованная женщиной любовь простого русского немого мужика полностью вкладывается в нежданно появившееся в его жизни существо. Нарекает он собаку Муму.

Финал рассказа

Проблемы у главного героя возникли тогда, когда барыня, до того не видевшая собаку, вдруг обнаружила ее. Муму прожила у Герасима как у Христа за пазухой уже больше года. Хозяйка была в восторге от собачки. Она попросила немедленно принести ее в барские покои. Когда собака была доставлена, то в незнакомой обстановке она вела себя настороженно и агрессивно. Хозяйское молоко пить не стала, а на барыню принялась лаять.

Конечно, госпожа не смогла вынести такого отношения и приказала собаку удалить из ее владений. Так и сделали. Герасим ее искал-искал, но так и не нашел. Но Муму вернулась к хозяину в один прекрасный день с перегрызенным поводком вокруг шеи. Герасим понял, что собака не сама убежала от него, и принялся ее прятать от посторонних глаз в своей каморке, а выводил на улицу он ее только ночью. Но в одну такую прогулочную ночь у забора хозяйской усадьбы прилег пьяный. Муму не любила пьяниц, как и ее хозяин, и стала надрывно и визгливо лаять на выпивоху. Она перебудила весь дом, в то числе и барыню.

В итоге от собаки было приказано избавиться. Слуги поняли это слишком буквально и решили Муму лишить жизни. Герасим же вызвался переселить свою любимую питомицу в лучший мир собственноручно. Затем, не выдержав душевных мук, дворник возвратился (на самом деле сбежал) к себе на родную землю - в деревню, снова став обычным мужиком. Сначала его искали, а когда нашли, барыня сказала, что «такой неблагодарный работник ей и даром не нужен».

Таким образом, если кто-то (скорее всего, школьник) задумает писать сочинение «Почему Герасим утопил Муму», ему следует дать ответ на этот вопрос в контексте всей истории, чтобы повествование автора приобрело глубину и насыщенность.

Мораль истории

Тургенев специально рисует Герасима таким могучим, чтобы на контрасте показать вместе с тем его духовную нерешительность и робость, можно сказать, рабство. Дворник утопил свою собаку не потому, что пожалел ее: вообразил, как она будет без него слоняться по чужим дворам в поисках еды. Он ее убил, так как не смог противостоять барскому наказу и давлению других слуг. И когда читатель понимает всю суть внутреннего мира Герасима, его шокируют две вещи: мастерство писателя и глубокая трагичность повествования. Герасиму ведь никто не мешал сбежать вместе с собакой, вообще, так сказать, подготовить побег заранее, когда он понял, что дело плохо. Но он не сделал этого, а все из-за холопской психологии.

Таким образом, на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, ответы не предполагают разнообразия. Ключ к пониманию произведения И.С. Тургенева - в рабской психологии русского человека, которую классик виртуозно воплотил в образе бессловесного дворника.

(370 слов)

Ни для кого не секрет, что социум оказывает на личность сильное влияние. Подобная тенденция, например, лежит в основе моды, когда человек видит, во что одеты другие, и повторяет за ними. Ту же ситуацию мы видим, когда все голосуют «за», и за ними повторяют те, кто не хочет оставаться в меньшинстве. Такие же механизмы воздействия применяют маркетологи, показывая огромные скопления людей там, куда им нужно заманить публику. Таким образом, общество влияет на человека посредством стадного инстинкта, заложенного глубоко в подсознании: если все пойдут, то и я с ними. Как именно отражается это воздействие на том или ином индивиде – вопрос открытый. Ответ на него можно поискать в художественной литературе.

В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Пьер Безухов попадает под влияние светской молодежи. Он только вернулся на родину, получил огромное наследство, но чувствует себя одиноким и чужим в мире высшего света. Поэтому он становится легкой добычей для тех, кто уже давно вращается в обществе и знает, как выгодно использовать неосведомленность Пьера. Он, добрый и высоконравственный юноша, под воздействием уловок участвует в отвратительных мероприятиях. Потом его же круг общения загоняет его в брак с Элен Курагиной. Так, придворная элита чуть было не испортила яркую и добродетельную индивидуальность героя.

В романе Тургенева «Отцы и дети» общество, напротив, не может повлиять на героя. Базаров идет против него, признавая все его ценности несущественными, а иногда и откровенно надуманными. Он сам старается двигать его вперед своими открытиями, видя консерватизм и невежество российского общества. Благодаря его деятельности, застоявшийся социум обогащается новыми прогрессивными элементами вроде феминисток и нигилистов, пусть и карикатурных персонажей, но все же носителей новых идей. Они своим нарочитым, пока бесплодным протестом привлекают людей к проблеме женского бесправия и социального неравенства, а не усугубляют эти социальные катаклизмы подобно праздным и помешанным на своей личной жизни дворянам. Таким образом, если общество влияет на ведомых граждан, то яркие, самобытные личности могут сами влиять на общество.

Итак, общество во многом формирует личность, но кто-то останавливается на этом и лишь дополняет инертную массу людей, повторяющих из века в век одно и то же, а кто-то берет бразды правления в свои руки и влияет на общество сам. Значит, неизбежное влияние социума на людях отражается по-разному: кого-то учит только подчиняться, кого-то мотивирует действовать самостоятельно. Таким образом, результат в любом случае зависит от нас самих.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Иван Сергеевич Тургенев свое произведение «Муму» написал под впечатлением событий, которые его волновали в тот период. Ведь все то, что волнует писателя, отображается на его творчестве. Выполнив анализ рассказа «Муму», нетрудно найти этому подтверждение. Тургенев был истинным патриотом, переживал за дальнейшую судьбу России. Поэтому сюжет, описанный в его произведении, – это вызов эпохе того времени, вызов крепостному праву. Рассказ «Муму» - не только повествование о событиях, которые происходили в русской деревне, это произведение, которое заставляет нас размышлять и думать.

В чем суть рассказа

Анализ произведения «Муму» показывает, что в образе дворника Герасима Тургенев символически показал русский народ, его прекрасные черты. Доброта, богатырская сила, любовь к труду и чуткость – такие качества человека вложил в образ Герасима, автор. Он дает Герасиму характеристику самого замечательного человека из всей прислуги. Тургенев представляет Герасима как очень сильного человека, который может много работать: «дело спорилось в его руках». Автор любит своего героя, ответственного и аккуратного, который постоянно в чистоте содержит весь хозяйский двор.

Да, он нелюдим, что подтверждает то, как описана его каморка, на которую он всегда навешивал замок. «Он не любил, чтобы к нему ходили» - пишет Тургенев. Любовь и сочувствие всегда брали верх над грозным образом Герасима. Его доброе сердце всегда было открытым.

Уважение к себе, к своему труду Герасим завоевал у всей дворни, несмотря на свой угрюмый вид. Пусть необщительный, но «он их понимал, в точности исполнял все приказания, но и права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице». Точно стараясь исполнять все приказы барыни, Герасим сохраняет чувство собственного достоинства. Анализ рассказа Тургенева «Муму» еще раз подтверждает тот факт, что Герасим не имел человеческого счастья. Ему, мужику из деревни, трудно жить в городе, там он не сможет общаться с природой. Он чувствует, что люди стараются обойти его стороной. Герасим полюбил Татьяну, но ее выдали за другого. Глубокое несчастье поселяется в душе Герасима.

Трагедия щенка

И в тот момент, когда ему так тяжело, появляется небольшая надежда на счастье – маленький щенок. Спасенный из реки Герасимом, он привязывается к нему так же, как и хозяин к щенку. Имя щенка – Муму. Муму всегда рядом с Герасимом, ночью сторожит дом, а утром прибегает его будить. Казалось бы, что человек нашел для себя отдушину, но в этот момент барыня узнает о щенке. Она хотела подчинить себе это маленькое существо, но щенок не повинуется ей. Не понимая того, как можно ее не послушаться, она распоряжается щенка убрать. Хозяин собаки закрывает ее в своей каморке, но лай ее выдает. И тут Герасим решается на решительный шаг – убивает своего единственного друга. Почему так случилось? «Почему Герасим утопил Муму? » – здесь более глубоко раскрыта эта проблема.

Сделав глубокий анализ произведения Тургенева «Муму», мы видим не только несчастного Герасима, но и в его лице несчастных крепостных, которые, будучи «немыми», надеются на то, что придет время, когда они смогут победить своих угнетателей.

Мне так понравился, что я решила выбрать его для своего исследования. Тема исследования – «Осуждение крепостничества в рассказе «МУМУ». Изучение биографии писателя, работа с текстом помогли мне найти ответ на проблемный вопрос: «Как влияет крепостное право на человека?». В работе я осветила такие вопросы:

· страницы биографии писателя

ВЫВОД:

Дворник Герасим был человеком необыкновенной силы, об этом говорит не только его портрет, но и описание комнаты, в которой он все устроил по своему вкусу. По характеру он человек трудолюбивый и ответственный, добрый и умеющий сочувствовать. Но в то же время Герасим глубоко несчастный человек: он любил Татьяну, но ее выдали замуж за пьяницу Капитона, он всем сердцем привязался к Муму, но барыня приказала ее утопить.

Кто же виноват в том, что Герасим несчастлив? Ответ однозначен: барыня, а в ее лице крепостное право.

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ:

· Крепостное право калечит, уродует душу человека

· Крепостное право разрушает семьи, при этом рвутся родственные связи

· Человек не может распоряжаться своей жизнью, он не принадлежит сам себе, он не может быть счастлив

· В рассказе «Муму» Тургенев показывает первые ростки протеста, они еще робкие и стихийные, но это предвестники грядущих перемен

· Рассказ «Муму» ставит писателя в ряд с такими борцами против крепостничества, как Пушкин, Гоголь, Некрасов. Честность и благородство помогли ему сделать смелый выбор, встать в ряды защитников угнетенного народа.

1. Выберите правильное определение.

1) Аргументы – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать.

2) Аргументы – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

3) Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

2. Выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Отметьте верный вариант ответа. Объясните выбор.

Тезис: Безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу.

Фрагменты сочинений:

1) В качестве примера можно привести повесть И. С. Тургенева «Муму». Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. Но когда барыня захотела посмотреть на Муму, собака, испугавшись, огрызнулась. Тогда барыня велела убить собаку. Доказательством сильной воли Герасима является его решительный поступок, когда он принял решение сам избавится от собаки. Несмотря на всю его огромную любовь и привязанность к Муму, он собственными руками утопил несчастное животное в воде, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира.

2) О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С. Есенин в стихотворении «Песнь собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенят. Горьким упреком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного: «Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег».

3) Примером, подтверждающим мою позицию, может служить творчество канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. В своих книгах: «Животные, которых я знал», «Животные-герои», «Маленькие дикари» - он поведал о жизни, повадках, обычаях и привычках животных так, что они стали интересными сами по себе, вне зависимости от отношения их к человеку. Для Сетон-Томпсона каждая особь живой природы – это целый мир, проникнуть в который дано человеку гуманному и терпеливому, умеющему наблюдать и любить многообразие окружающей жизни.

Тезис: Знание, не подкрепленное любовью и человечностью, может быть опасно.

Фрагменты сочинений:

1) История знает множество примеров того, что величайшие научные открытия использовались против человечества. Люди придумали порох, динамит, ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Тысячи ученных по всему миру до сих пор изобретают новые изощренные средства для массового уничтожения людей. К сожалению, не все ученные задумываются об ответственности перед человечеством за свои открытия.

2) Можно вспомнить повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Благие намерения Преображенского найти способ омоложения человека оборачиваются трагедией. В результате операции милейший пес превращается в грубое, неразвитое, самонадеянное и наглое человеческое существо – Полиграф Полиграфовича. Так Булгаков высмеивает миф о рождении нового советского человека и вновь доказывает, что только постепенное развитие – эволюция – может разрешить основные противоречия в жизни общества.

3) Обратимся к профессии врача. Хороший врач знает почти все о строении человеческого тела и поэтому может вылечить, облегчить страдания, то есть использовать свои знания в соответствии с клятвой Гиппократа («Не навреди»). Однако во время Второй мировой войны в немецких концентрационных лагерях именно врачи проводили бесчеловечные эксперименты над заключенными (в том числе женщинами и детьми), становились настоящими изуверами и палачами. Таким образом, любое знание может быть опасно, если им владеют люди, лишенные чести и совести.

4. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса. Объясните свой выбор.

Тезис: Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком.

Фрагменты сочинений:

1) Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка!

2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, в созидательной силе милосердия размышлял Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.

3) Вспомним, что слово «милосердие» не раз встречается в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Милосердие осталось в сердцах москвичей, испорченных квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить Фриду от мучительных напоминаний о совершенном преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, когда прощает Понтия Пилата.

5. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса. Объясните свой выбор.

Тезис: Художественная литература – это важнейший источник духовного развития личности.

Фрагменты сочинений:

1) Действительно, с самого детства в нашу жизнь входят народные сказки, стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина. Все эти произведения учат ребенка добру, пониманию того, что такое красота, и указывают путь к духовным высотам.

2) Чтение художественной литературы должно быть медленным и вдумчивым. Ведь художественное произведение – это сложная система переплетенных образов и мотивов, это особый мир, отражающий авторское видение действительности. Однако проникнуть в этот мир, понять его законы может только вдумчивый читатель, четко прислушивающийся к авторскому голосу и многоголосью героев, внимательный к художественным деталям.

3) Правоту автора подтверждает публицистика Д. С. Лихачева. Например, в очерке «Любите читать!» этот ученый и общественный деятель пишет о том, что книга не только развивает ум, но и совершенствует душу, пробуждает эмоции, учит нас сочувствию, сопереживанию. Особую роль Лихачев отводит классической литературе, в которой можно найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни, о назначении человека, о любви и многом другом, что волнует каждого из нас.